Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Губернатора
Ярославской области
от 29 ноября 1999 г. N 751
Комплексная программа
"Развитие земельной реформы в
Ярославской области на 1999-2002 годы"
Паспорт
комплексной программы "Развитие земельной реформы
в Ярославской области на 1999-2002 годы"
Наименование Программы комплексная программа "Развитие
- земельной реформы в Ярославской
области на 1999-2002 годы"
Дата принятия решения поручение Губернатора области от
о разработке - 06.07.99
Программы
(наименование
документа)
Основные разработчики Комитет по земельным ресурсам и
программы - землеустройству области,
департамент агропромышленного
комплекса, природопользования и
потребительского рынка
Администрации области,
Ярославский филиал федерального
кадастрового центра "Земля"
Цели и задачи повышение эффективности
Программы - использования земли, создание
условий для увеличения
социального, инвестиционного,
производительного потенциала
земли и превращение ее в
самостоятельный фактор
экономического роста
Сроки и этапы 1999-2002 годы:
реализации Программы - 1 этап - 1999-2000 годы
2 этап -2001 -2002 годы
Перечень основных разработка и совершенствование
мероприятий Программы на всех уровнях правовой и
- нормативной базы регулирования
земельных отношений;
создание механизма, реализующего
права собственников земельных
долей;
создание механизма,
обеспечивающего приватизацию
городских земель при
приватизации государственных и
муниципальных предприятий, и
развитие оборота земель в
городах и поселениях;
разграничение земель,
находящихся в федеральной
собственности, собственности
субъектов Российской Федерации и
муниципальной собственности;
создание инфраструктуры рынка
земли;
развитие механизма ипотечного
кредитования;
введение государственного
земельного кадастра;
совершенствование системы
земельных платежей;
зонирование территорий;
проведение массовой оценки
земель;
картографическое, геодезическое
и землеустроительное обеспечение
земельной реформы;
ведение мониторинга земель;
техническое оснащение службы
государственного контроля за
использованием и охраной земель,
создание денежного фонда охраны
земель;
проведение
информационно-разъяснительной
работы среди населения;
создание специализированных
информационно-консультационных
центров;
подготовка и переподготовка
кадров;
установление правил
бухгалтерского учета для
сельскохозяйственных
организаций, отражающих операции
с земельными долями
(млн. рублей)
Объемы и источники 1999-2002 годы 1999-2000 годы
финансирования
Всего по Программе 57,7 22,3
в том числе
федеральный бюджет 18,4 6,2
государственный 10,6 4,0
бюджет области
муниципальные 13,7 5,3
бюджеты
прочие источники 15,0 6,8
Ожидаемые конечные закрепление конституционных прав
результаты граждан свободно распоряжаться
реализации Программы - участком земли и земельной долей
под жестким контролем
государства;
разграничение земель,
находящихся в федеральной
собственности, собственности
субъектов Российской Федерации и
муниципальной собственности;
создание рынка земли и
недвижимости как единого
имущественного комплекса;
развитие ипотеки земли и
создание благоприятных условий
для инвестиций;
эффективное и рациональное
использование земельных ресурсов
на всех уровнях управления ими;
повышение поступлений от
платежей за землю в доходную
часть бюджета.
Введение
Общая площадь земель Ярославской области составляет 3620,1 тыс. га, но эта территория как национальное богатство проживающего в области населения используется недостаточно эффективно.
Начатая в 1991 году земельная реформа в области не доведена до конца по причине отсутствия федеральной системы земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находится в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ юридических лиц и граждан к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее к эффективным хозяйствующим субъектам. Размеры и механизмы начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. За 1990-99 гг десятки тысяч гектаров сельскохозяйственных земель выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере совершенствования землепользования и создания кадастра земли осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система и служба землеустройства области последние годы была близка к ликвидации. Земельные отношения зачастую политизированы.
Перед руководством комитета по земельным ресурсам и землеустройству области стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания рациональной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Комплексная программа "Развитие земельной реформы в Ярославской области на 1999-2002 годы" (далее именуется - Программа) разработана по поручению Губернатора Ярославской области с целью исполнения федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.99 N 694.
1. Основные положения Программы
1.1. Основные итоги земельных преобразований в области в 1991-1998 годах.
В области, как и во всей России, завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность десятки тысяч гектаров продуктивных земель. Они получили новые земельные участки и расширили существующие для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного строительства, организации и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, под сады и огороды.
Ликвидирована монополия государственной собственности на землю.
Проведена реорганизация 335 колхозов и совхозов области, осуществлена приватизация 779 тыс.га их сельскохозяйственных угодий. В итоге 107,9 тыс. работников сельхозпредприятий и пенсионеров стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств, которых в области насчитывается 2185, в их распоряжение передано 46,1 тыс. га земель (средний размер 21 га), из которых 21,8 тыс. га находится у них в собственности.
Создан фонд перераспределения земель на общей площади 105 тыс. га, из которых 57,4 тыс. га передано в аренду сельскохозяйственным предприятиям.
В ведение сельских администраций передано 133,2 тыс.га земель (6022 сельских населенных пунктов с прилегающими территориями). В сельской местности гражданам области земельные участки для личного подсобного хозяйства и жилищного строительства предоставлены, в основном, в собственность бесплатно, а в городах (особенно в г. Ярославле) - во владение или аренду.
В области полностью решена проблема обеспечения граждан земельными участками различного целевого назначения. В настоящее время в собственности, владении и аренде 464 тыс. граждан находится около 200 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос по сравнению с 1990 годом с 17 до 30 соток, а для садоводства с 6 до 9 соток, причем количество садовых участков увеличилось на 70%, а огородных в 2,5 раза.
Большая часть граждан, имеющих земельные участки, зарегистрировали свои права на них. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 342 тыс. гражданам и всем юридическим лицам, крестьянским хозяйствам.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от целевого назначения земельного участка, его местоположения и качества земель.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 29,8 млрд. рублей, в 1996 году - 36,3 млрд. рублей, в 1997 году - 65,9 млрд. рублей, в 1998 году - 82,2 млн. рублей (в денежном исчислении соответствующих лет).
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в 1998 году составляет 2,3 тыс. сделок купли-продажи. Кроме того, зарегистрировано 5 тыс. договоров дарения, наследования, мены земельных участков. Создается автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно и бессистемно.
В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства.
На государственном уровне отсутствует четкая и обоснованная концепция реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы, и последние годы на крайне низком уровне осуществляется денежное финансирование их содержания и необходимых для земельной реформы работ.
Земельная реформа на первом этапе коснулась, в основном, земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов.
Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы сегодня явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, в основном, всеми уровнями власти расходуются не по целевому назначению, что нарушает законодательство.
До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной, областной и муниципальной собственности.
В аграрном секторе первый этап реформы в силу общей экономической ситуации в стране не решил возложенных на него задач. Хотя большинство собственников земельных долей (паев) области получили свидетельства о праве собственности на землю (90%), но только 54% из них распорядились земельной долей, в основном, заключив договора аренды с сельскохозяйственными предприятиями. Новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий, не создана система ипотечного кредитования сельхозпроизводителей.
Крайне медленно идет приватизация земли в городах области, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций в сферы промышленности и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.
Финансовое и материальное обеспечение землеустроительной службы области осуществляется крайне плохо. В 1997-98 годах практически отсутствовало финансирование работ по реформе землепользования из федерального бюджета. Из средств областного бюджета и местных бюджетов финансирование землеустроительных работ осуществляется также неудовлетворительно. В итоге в последние годы были резко занижены выполняемые ранее объемы землеустроительных работ - тормозится создание земельного кадастра, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и другие работы.
На недостаточном уровне в области организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.
1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации.
Целями земельной реформы являются: повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращения ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики области, содержанием которого на нынешнем этапе являются:
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав на землю и их государственной регистрации;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого органами власти земельного рынка и обеспечение его инфраструктуры;
перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам;
повышение плодородия почв и охрана земель;
приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
разграничение неприватизированных земель на находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Федерации и в муниципальной собственности;
дальнейшее развитие и совершенствование системы государственного земельного кадастра, государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на всей территории области;
создание эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Выделяются два этапа реализации Программы.
На первом этапе (1999-2000 годы), в основном, осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующих значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения второго этапа.
На втором этапе (2001-2002 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.
2. Основные направления реализации Программы
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика органов исполнительной власти и комитета по земельным ресурсам и землеустройству области в части развития и стабилизации отношений собственности на землю, введенных на основе Конституции Российской Федерации, обеспечение многообразия форм собственности на землю, равной защите всех этих форм определяются по следующим основным направлениям деятельности органов власти и управления:
продолжение и развитие процесса передачи государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота);
проведение разграничения земель на земли федеральной собственности, государственной собственности области и муниципальной собственности (после установления на федеральном уровне принципов, порядка, согласительных процедур и сроков);
дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении этих предприятий и строительстве дополнительных объектов на них;
продолжение инвентаризации, межевания и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;
инвентаризация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
реализация федерального законодательства, устанавливающего порядок управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
осуществление на основе федерального законодательства изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
Задача укрепления гарантий конституционных прав граждан области на землю органами власти и управления реализуется путем:
совершенствования обеспечения возможности получения гражданами земельных участков в собственность, владение, пользование;
расширения прав граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю;
расширения свободы граждан-собственников земельных участков и земельных долей в распоряжении ими этими участками и земельными долями;
активизации информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей, обеспечения предварительной регистрации земельных участков и прав на них, сделок с землей.
2.3. Развитие рынка земель и другой недвижимости
Основные направления государственной политики органов власти и управления по развитию рынка земли и другой недвижимости включают в себя:
расширение и поддержка оборота земли и сделок с ней, в том числе в комплексе со связанными с ней иными объектами недвижимости;
совершенствование инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:
определение на каждой административной территории на основе федерального законодательства категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным установлением земель, ограниченных в рыночном обороте и исключением из этого оборота;
введение законодательными актами области системы рассрочек и взаимозачетов платежей при приватизации земельных участков;
дальнейшее стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставной капитал этих предприятий с целью обеспечения реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";
повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
дальнейшее совершенствование аукционного и конкурсного принципа предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка недвижимости;
совершенствование и упрощение процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство.
Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости определяется через:
совершенствование механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также расширение рынка землеустроительных услуг;
развитие и совершенствование системы государственного земельного кадастра и на его основе государственного кадастра недвижимости;
проведение рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения;
дальнейшее развитие системы ведения государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними;
В рамках информационного обеспечения процессов поддержки рынка земли и другой недвижимости осуществляется:
расширение баз данных государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе, а также государственной системы регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним;
обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными и муниципальными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур;
расширение доступа граждан и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них;
организация защиты этой информации и баз данных.
2.4. Земельные преобразования в сельской местности.
В сегодняшних условиях начинающегося рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. Однако, при проведении земельной реформы практически не решились проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования в области, как и в целом по стране, на первом этапе реформы проводились без требуемого изменения экономических и производственных отношений, без учета наличия трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного правового, экономического и экологического обоснования решений по перераспределению земель. Большая площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю. Это пенсионеры и работники социальной сферы. Кроме того, в области около 8 тыс. собственников земельных паев к 1998 году умерли, не оформив наследство, или выехали за пределы области, не распорядившись земельной долей.
С целью совершенствования земельных преобразований при продолжении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо на первом этапе реализации данной Программы:
определить предельные перспективные площади сельскохозяйственных земель по территориям муниципальных округов, обеспечивающие продовольственную, социальную и экологическую жизнедеятельность каждой территории;
уточнить число и списки сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, а также сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации производства и реформирования землепользования;
уточнить и провести инвентаризацию сформированного земельного фонда для расселения в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих, лиц выезжающих с Крайнего Севера и других категорий мигрирующих граждан;
содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективных хозяйствующих субъектов;
завершить выдачу документов, удостоверяющих право на земельные доли их собственникам;
принять меры по сокращению числа лиц - собственников земельных долей, которые или не распорядились ими или не используют их;
разработать и реализовать по мере изыскания источников финансирования программу расширения культурных лесопосадок на невостребуемых в перспективе сельскохозяйственных землях.
На втором этапе реализации Программы осуществить комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках областной программы "Повышение плодородия почв Ярославской области".
2.5. Совершенствование системы земельных платежей.
Действующая система земельных платежей в области регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю" и законами Ярославской области, по которым формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Эта система несовершенна и с точки зрения фискальной политики и с позиций стимулирования рационального землепользования. Главным недостатком системы является ее негибкость, наличие неоправданно большого количества льготников. Необоснованно занижен земельный налог с граждан, использующих земельные участки для сельскохозяйственного назначения в сельской местности, что привело к 100 кратной# разнице со ставками земельного налога, который платят граждане за участки для жилищного и дачного строительства.
При дальнейшем проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствовании системы земельных платежей как инструмента рационального землепользования.
Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает:
установление зависимости между размерами уплачиваемых платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами других лиц;
расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель;
сокращение сложившихся значительных разрывов в ставках земельного налога и арендной платы, взимаемых муниципальными органами с пользователей;
Наиболее полное использование налогового потенциала земли на первом этапе реализации Программы предполагает:
ужесточение контроля за сборами земельных платежей, их централизацией в федеральный и областной бюджеты;
завершение инвентаризации земель городов и поселков и развертывание работ по инвентаризации сельских поселений;
проведение массовой оценки, учета и государственной регистрации, прежде всего, земель поселений, а также земель иных категорий;
существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате, предоставляемых местными органами власти.
На втором этапе реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация ставок платы за землю в зависимости от рыночной оценки земли.
2.6. Ведение государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.
На первом этапе реализации Программы к основным мероприятиям в этой области относятся:
завершение кадастрового зонирования территории области, в том числе городов, в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра во всех муниципальных образованиях области;
формирование в рамках системы государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных землях, землях областной собственности и муниципальных землях;
обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов и размеров оплаты за ее получение и пользование;
внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра с развертыванием его промышленной эксплуатации в г. Ярославле, г. Рыбинске и районе, г. Тутаеве и районе, г. Угличе и районе, г. Ростове и районе, г. Переславль-Залесском, Гаврилов-Ямском, Любимском, Даниловском, Переславском и Ярославском районах, на основе единых методик, технологий и форм государственного кадастрового учета;
осуществление взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур;
организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения.
На втором этапе реализации Программы предусматриваются следующие мероприятия:
введение в городах и других поселениях единой системы идентификации земельных участков и объектов недвижимости;
внедрение программно-технических комплексов автоматизации ведения земельного кадастра с развертыванием его промышленной эксплуатации во всех остальных городах и районах области;
завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра;
создание информационной базы данных о федеральных землях, землях областной собственности и муниципальных образований.
Комплекс работ по созданию государственной автоматизированной системы земельного кадастра области осуществляется в соответствии с утвержденной постановлением Губернатора области от 21.07.97 N 472 программой.
2.7. Оценка земель
Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости.
Основным направлением в этой области на первом этапе реализации Программы является апробация и внедрение в ряде муниципальных образований области массовой оценки земель различных категорий для целей налогообложения на основе разработанных и утвержденных методик.
На втором этапе реализации Программы организуется массовая оценка земель по всей территории области.
Оценка земель проводится на базе постановления Правительства Российской Федерации "О государственной кадастровой оценке земель" от 25.08.99 N 945 и принятого во исполнение данного постановления приказа Госкомзема России от 27.09.99 N 53.
2.8. Земельные преобразования в городах и других поселениях
Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земли, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений.
На первом этапе реализации Программы проводятся следующие мероприятия:
обеспечение проведения работ по инвентаризации всех земель поселений;
разработка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель с выполнением работ по уточнению и вынесению на местности черты всех поселений, выявлению территориальных резервов с созданием резервных земельных фондов поселений;
приватизация (продажа) земель на территории поселений, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Передаются (продаются) земли, не предназначенные для обеспечения государственных или муниципальных функций, а также общественных нужд и, в первую очередь, под индивидуальное жилищное строительство и для реализации инвестиционных проектов. Продажа земли в поселениях осуществляется при соблюдении градостроительных требований, в том числе по функционированию инженерной и транспортной инфраструктуры;
обеспечение доступности получения от органов местного самоуправления информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного участка;
освоение и внедрение в практику публичных и частных обременений земельных участков (сервитутов).
Второй этап реализации Программы определяется переходом к системе зонального регулирования землепользования, что означает:
разработку долгосрочных планов использования земель городов (как составных частей стратегических планов их развития) и на этой основе схем текущего городского землепользования;
разработку в увязке с градостроительной документацией правил землепользования в поселениях;
обеспечение доступа граждан и юридических лиц к определенной законом информации о земельных участках.
2.9. Информационно-консультативное обеспечение программы
На I этапе реализации Программы в областных средствах массовой информации проводится работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы в области, федеральном и областном законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизм защиты прав на землю.
В этих целях организуется публикация в местной печати областных нормативных правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в муниципальных образованиях области.
В целях активизации разъяснительной работы среди населения специалистами облкомзема, областного кадастрового бюро и их подразделений на местах проводятся консультации и оказывается практическая организационная и правовая помощь гражданам в реализации их прав на земельные участки и земельные доли (паи), выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическое оформление совершаемых сделок, документальное оформление договорных отношений между пользователями и собственниками земельных участков и долей.
2.10. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению реформы
Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается:
выявить неиспользуемые земли, подготовить и утвердить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения;
разработать и утвердить землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства;
провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью разработки и реализации программы расширения культурных лесопосадок на невостребуемых в перспективе сельскохозяйственных землях;
организовать и провести землеустроительные работы по определению площадей, местоположению и установлению границ земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими;
составить районные дежурные карты ограничений и обременений (сервитутов) земель по пяти районам области (Переславский, Рыбинский, Ростовский, Брейтовский, Ярославский);
разработать областную схему защиты земель от деградации и других негативных явлений;
установить в натуре границы вновь предоставляемых и перерегистрируемых земельных участков;
установить и вынести в натуру границы городских и сельских поселений;
установить и обозначить в натуре границы территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель;
провести внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных предприятий области по их заявкам;
обновить планово-картографический материал сельскохозяйственных предприятий по шести районам области (Большесельский, Борисоглебский, Гаврилов-Ямский, Некрасовский, Некоузский, Пошехонский);
составить дежурные кадастровые карты сельскохозяйственных предприятий по восьми районам области (Большесельский, Борисоглебский, Гаврилов-Ямский, Некрасовский, Некоузский, Переславский, Пошехонский, Тутаевский).
Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современного оборудования, приборов и технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов и мобильных автоматизированных комплексов), а также внедрением новых информационных систем и технологий.
2.11. Мониторинг земель
Анализ состояния земельных ресурсов области показывает, что серьезную опасность для сельскохозяйственных угодий представляют процессы подтопления, заболачивания, водной эрозии и зарастания кустарником и мелколесьем.
В настоящее время в области 15% переувлажненных, 21% заболоченных, 7% подверженных водной эрозии и 4% заросших кустарником и мелколесьем сельскохозяйственных угодий.
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению негативных процессов на земле необходимо на первом этапе реализации Программы обеспечить выявление фактического состояния земель.
На втором этапе Программы необходимо проведение систематических наблюдений за состоянием земель, выявлением изменений и оценки:
состояния землепользований, угодий, полей, участков;
процессов, связанных с изменением плодородия почв;
состояния береговых линий рек, водохранилищ, гидротехнических сооружений;
состояния земель населенных пунктов, объектов очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, а также других промышленных объектов.
Ежегодно на основании выявленных изменений состояния земли составляется и издается "Государственный доклад о состоянии и использовании земель в Ярославской области", который дает анализ состояния земель, их оценку и прогноз развития, а также приводит мероприятия по предотвращению и устранению негативных процессов в состоянии земли.
2.12. Усиление контроля за использованием и охраной земель
В процессе осуществления земельной реформы государственной земельной инспекцией области систематически выявлялись факты нарушения земельного законодательства и злоупотребления при совершении сделок с земельными участками, проводились меры по устранению нарушений. Однако, в области сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель (в 1998 г. выявлено 490 нарушений), получили распространение случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почв (в 1998 г. зафиксировано 330 фактов). В решающей мере это обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
На первом этапе реализации Программы после разработки и утверждения на федеральном уровне законодательных и иных нормативно-правовых актов, предусматривающих совершенствование порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, введение экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев и пользователей земельных участков в сохранении и повышения плодородия почв, а также меры по усилению прав и государственной защите государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности, предусматривается:
улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированность населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель;
укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, природоохранной прокуратуры, лесного хозяйства, экологии, Госгортехнадзора путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства;
совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства.
На втором этапе реализации Программы необходимо создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материально-технического обеспечения органов государственного контроля за использованием и охраной земель и материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по использованию и охране земель.
2.13. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами
Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение в области земельной реформы.
Утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 694 от 26.06.99 федеральной Программой государственное управление земельными ресурсами Российской Федерации возложено на Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике и его территориальные органы (областные, городские, районные комитеты).
В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается осуществить следующие организационные меры:
укрепить материально-техническую базу комитета по земельным ресурсам и землеустройству области и его подразделений на местах, для чего помимо средств федерального бюджета привлекать для этих целей и средства областного, местных бюджетов;
сохранить за облкомземом основные функции государственного управления: нормативно-методическая деятельность, государственный контроль за использованием и охраной земель, организация проведения землеустройства и земельной реформы, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель на территории Ярославской области;
создать при комитете по земельным ресурсам и землеустройству области государственное федеральное учреждение - государственный кадастровый центр области и в муниципальных образованиях филиалы государственного учреждения, передать им часть управленческих функций комземов области, городов и районов и функции по оказанию государственных услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, а также функции по оценке земель для государственных и иных нужд. При этом создание государственного кадастрового центра области произвести с использованием базы Ярославского землеустроительного проектно-изыскательского предприятия "РосНИИземпроект";
финансирование государственного кадастрового центра области и его филиалов осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от юридических лиц и граждан за произведенные работы и оказанные услуги.
В системе государственного управления земельными ресурсами важное значение придается вопросам государственной политики в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом будет повышена роль департамента АПК, природопользования и потребительского рынка Администрации области в сфере осуществления государственной политики в области мелиорации земель, реализации федеральных и областных программ проведения земельных преобразований в сельской местности, оказания помощи местным органам исполнительной власти в организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и повышения их уровня плодородия.
3. Правовое обеспечение Программы
Земельное законодательство Ярославской области будет развиваться на базе федерального законодательства, Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации путем расширения норм гражданского права с учетом специфики земельных отношений.
На I этапе реализации комплексной программы предусматривается разработать и внести в Государственную Думу Ярославской области проекты трех законов: - "Об оценке земель", "О государственных и муниципальных землях" и "О порядке изъятия земельных участков в государственную и муниципальную собственность", а также ряд проектов постановлений Правительства и Губернатора области, обеспечивающих правовую основу земельной реформы.
На основании федеральных и областных законодательных актов по земельным отношениям комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ярославской области предусматривается разработка ряда методик:
о порядке оформления прав на землю;
о проведении торгов по продаже земель;
о проведении инвентаризации областных и муниципальных земель.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы осуществляется комитетом по земельным ресурсами землеустройству Ярославской области (облкомземом) за счет различных источников финансирования.
Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной реформой, составляют 57,7 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета будет выделено 18,4 млн. рублей, или 31,9 процента, за счет областного бюджета 10,6 млн. рублей, или 18,4 процента, за счет местных бюджетов 13,7 млн.рублей, или 23,7 процента, и за счет прочих источников 15,0 млн. рублей, или 26,0 процентов общего объема затрат.
Из федерального бюджета средства направляются на финансирование следующих мероприятий:
- картографо-геодезические работы - 15,0 млн. руб.
- землеустроительные работы - 3,2 млн. руб.
- работы по оценке земель - 0,2 млн. руб.
Из областного бюджета средства направляются на:
- землеустроительные работы - 5,7 млн. руб.
- топографо-геодезическое обеспечение - 3,0 млн. руб.
- обеспечение учета, оценки и мониторинга земель области - 1,3 млн. руб.
- контроль за использованием земель, правовое обеспечение и информационно-просветительскую деятельность - 0,6 млн. руб.
Средства местных бюджетов в общей сумме 13,7 млн. рублей будут направлены на картографическое, землеустроительное обеспечение учета, оценки и использования земель своих территорий.
За счет средств заказчиков (прочие источники) будут выполняться работы по межеванию земель и установлению границ земельных участков в натуре.
Затраты на реализацию мероприятий комплексной программы
приведены в таблице
(млн. рублей)
1999-2002 годы |
в том числе | |||
1999 | 2000 | 2001-2002 | ||
Средств - всего | 57,7 | 4,3 | 17,9 | 35,5 |
в том числе за счет средств |
||||
Федерального бюджета | 18,4 | - | 6,2 | 12,2 |
Бюджета области | 10,6 | 0,6 | 3,4 | 6,6 |
Местные бюджеты | 13,7 | 0,7 | 4,6 | 8,4 |
Прочие источники | 15,0 | 3,0 | 3,8 | 8,2 |
Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 2.6 Программы осуществляется в рамках Программы "Создание государственной автоматизированной системы земельного кадастра в Ярославской области (1997-2000 гг.)", утвержденной постановлением Губернатора Ярославской области от 21.07.97 N 472.
5. Организация управления и контроля за ходом реализации
Программы
Намеченные Программой мероприятия реализуются через соответствующие программы, разрабатываемые местными органами исполнительной власти и горрайкомземами.
Мероприятия Программы реализуются:
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств федерального и областного бюджетов и внебюджетных источников среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров;
Администрацией и органами местного самоуправления области путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля за их целевым использованием.
Важной задачей облкомзема является привлечение средств бюджета области и бюджетов муниципальных образований для реализации мероприятий Программы.
Порядок на закупки продукции для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов) определяет облкомзем. При этом он руководствуется Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8.04.97 N 305.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров между исполнителями работ.
Комитет по земельным ресурсам области анализирует ход реализации Программы и ежегодно представляет в Госкомзем Российской Федерации и департамент финансов Администрации области статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Облкомзем участвует в экспертных проверках хода реализации Программы и при необходимости вносит предложения а Администрацию области о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации Программы или отдельных мероприятий.
6. Социальная и экономическая эффективность реализации
программных мероприятий
Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенными (предоставленными) участками земли (земельными долями в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации) под жестким контролем государства.
Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:
обеспечить целевое использование этих земель;
решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации прав собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли-продажи земельных участков;
создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в распоряжение эффективно хозяйствующих субъектов;
рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать росту темпов жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест;
усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступления средств от земельных платежей в доходную часть бюджетов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить поступления в бюджеты всех уровней более 550 млн. рублей в основном# за счет:
дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий;
обеспечения гражданам свободы права распоряжения своими земельными долями;
перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков;
дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях;
проведения массовой оценки земель и совершенствования системы платежей за землю;
сокращения льгот по плате за пользование земельными участками в городских поселениях.
С учетом планируемых затрат на программные мероприятия в сумме 57,7 млн. рублей экономический эффект Программы составит около 500 млн. рублей.
Затраты по каждому мероприятию Программы и расчет экономической эффективности приведены в бизнес-плане Программы (приложение 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.