Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Программе
Бизнес - план
комплексной программы
"Развитие земельной реформы в Ярославской области
на 1999-2002 годы"
1. Резюме
Комплексная программа "Развитие земельной реформы в Ярославской области на 1999-2002 годы" разрабатывается на основе и во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.06.99 N 694.
Целью программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в целом завершить осуществление земельной реформы в Ярославской области и приступить к постреформенному этапу создания эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Основными задачами комплексной программы являются:
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством государственной регистрации и гарантии прав;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;
перераспределение земли в руки эффективно хозяйствующим субъектам;
разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной, областной и муниципальной собственности;
создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли;
повышение эффективности управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Выделяются два этапа реализации программы:
На I этапе (1999-2000 гг.) осуществляются в основном меры правового, организационно-управленческого, технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требуют значительных финансовых затрат и обеспечивают экономическую базу проведения второго этапа.
На II этапе (2001-2002 гг.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.
2. Описание программы
Программа предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих ее включающие следующие основные направления:
2.1 Стабилизация отношений собственности на землю.
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности.
В этих целях на I этапе программы предусматривается после принятия федеральных законов разработать и принять законы Ярославской области "О государственных и муниципальных землях", "О порядке изъятия земельных участков в государственную и муниципальную собственность", "Об оценке земель", а также ряд постановлений Правительства и Губернатора Ярославской области.
2.2 Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:
совершенствование обеспечения возможности получения гражданами земельных участков в собственность, владение, пользование;
обеспечение прав граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю;
расширение свободы гражданам собственников# земельных участков и земельных долей в расположении ими этими участками и земельными долями в той мере, в какой их оборот допускается федеральным законодательством.
2.3 Развитие рынка земли и другой недвижимости
Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвергающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.
Основные направления государственной политики органов власти и управления по развитию рынка земли будут включать:
расширение и поддержку оборота земли и сделок с ней, в том числе в комплексе со связанными с ней иными объектами недвижимости;
совершенствование инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
информационное обеспечение земельного рынка.
2.4 Земельные преобразования в сельской местности.
С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель на I этапе реализации настоящей комплексной программы необходимо:
определить предельные перспективные площади сельскохозяйственных земель по территориям муниципальных округов, обеспечивающих продовольственную, социальную и экологическую жизненность каждой территории;
уточнить число и список сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности и приватизация которых запрещена;
уточнить и провести инвентаризацию сформированного земельного фонда для расселения в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих, лиц, выезжающих с Крайнего Севера, и других категорий мигрирующих граждан# и другие мероприятия.
На II этапе осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения территориальных условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках областной комплексной программы "Повышение плодородия почв".
2.5 Совершенствование системы земельных платежей.
Проведение реформы предполагает исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования.
Совершенствование земельных платежей в рамках реализации настоящей комплексной программы предполагает:
установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц;
расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах исходя из направлений градостроительного использования городских земель;
выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.
На II этапе с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.
2.6 Ведение государственного земельного кадастра
На I этапе реализации настоящей Программы к основным мероприятиям в этой области относятся:
проведение кадастрового зонирования территории области в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра во всех муниципальных образованиях области;
внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию всей технологической цепочки земельного кадастра от формирования объекта до государственной регистрации прав на него;
разработка и опытная эксплуатация системы передачи земельно-кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов, обмена данными, классификаторов и технологических процедур.
На II этапе реализации настоящей программы предусматривается создание государственного кадастра Ярославской области путем интеграции на геоинформационной основе государственного земельного кадастра и других отраслевых баз данных недвижимости и интеграции этой системы в единое информационно-коммуникационное пространство Российской Федерации.
Будут созданы информационные базы данных о федеральных землях, государственных землях области и землях муниципальных образований.
2.7 Оценка земель
Введение платного землепользования и реформирования принципов налогообложения земли, развитие земельного рынка, участниками которой являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания совершенной системы оценки земель.
Основным направлением в этой области на первом этапе реализации программы является апробация и внедрение в ряде муниципальных образований области массовой оценки земель различных категорий для целей налогообложения на основе разработанных и утвержденных методик.
На втором этапе реализации программы проводится массовая оценка земель по всей территории области.
2.8 Земельные преобразования в городах и других поселениях.
Земельные преобразованиях в городах и других поселениях в рамках настоящей программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями.
На I этапе реализации настоящей программы проводятся следующие мероприятия:
инвентаризация и оценка городских земель, межевание застроенных и подлежащих застройке территорий в границах красных линий, уточнение и вынесение (на местность) черты городских и сельских поселений;
приватизация земель на территориях поселений, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
освоение и введение в практику публичных и частных обременений земельных участков (сервитутов).
II этап должен ознаменоваться переходом к системе зонального регулирования землепользования, предполагающей разработку долгосрочных планов использования земель городов и схем городского землепользования, разработку правил землепользования в поселениях.
2.9 Информационно-консультативное обеспечение программы.
В целях активизации разъяснительной работы среди населения специалистами облкомзема и его подразделений на местах проводятся консультации и оказывается практическая организационная и правовая помощь гражданам в реализации их прав на земельные участки и земельные доли, выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическое оформление совершаемых сделок, документальное оформление договорных отношений между пользователями и собственниками земельных участков и долей.
Организуется также публикация в местной печати областных нормативно-правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в муниципальных образованиях области.
2.10 Комплекс работ по землеустроительному обеспечению.
Исходя из потребности в обеспечении землеустроительной документацией, для осуществления земельных преобразований в рамках настоящей программы предусмотрено провести:
выявление неиспользуемых земель, подготовку каталогов земель, находящихся в фонде перераспределения;
разработку землеустроительных проектов внутрихозяйственного землеустройства и перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства и инженерного обустройства;
проведение землеустроительных мероприятий, направленных на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными предприятиями, а также земель, соответствующих невостребованным земельным долям, находящихся в общей собственности ее членов и иных гражданам, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;
разработку схем защиты земель от деградации, о культурном лесонасаждении, не используемом в производстве сельскохозяйственных угодий;
установление границ территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель;
составление районных дежурных карт ограничений и обременений в использовании земель.
2.11. Мониторинг земель
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается на I этапе реализации Программы обеспечить выявление изменения состояния земель. Предусматривается обеспечить оценку этих изменений, прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов.
2.12 Усиление контроля за использованием и охраной земель.
В целях усиления контроля за использованием и охраной земель на I этапе реализации комплексной программы предусматривается после разработки и утверждения на федеральном уровне законодательных и иных нормативно-правовых актов, предусматривающих совершенствование порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, введение экономического стимулирования охраны земель предусматривается:
улучшать профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства;
укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства.
На II этапе планируется создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по использованию и охране земель.
3. Правовое обеспечение Программы
Правовое обеспечение развития земельной реформы в Ярославской области будет осуществляться по следующим направлениям:
развитие основ федерального законодательства, регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость, создание гарантий конституционных прав граждан на землю;
принятие нормативно-правовых актов, предусматривающих правовой механизм эффективного управления землей и другой недвижимостью;
развитие федерального законодательства применительно к области, регулирующего рынок земли и другой недвижимости;
правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.
Будут разработаны и внесены в Государственную Думу Ярославской области проекты трех законов, а также ряд проектов постановлений Правительства и Губернатора области, обеспечивающих правовую основу земельной реформы.
4. Ресурсное обеспечение программы
Затраты на реализацию комплексной программы (по статье "Прочие нужды") предусматривают финансирование следующих мероприятий:
проведение оценки земли на площади 1,96 млн. га на сумму 1,0 млн. рублей, в том числе за счет бюджета области на сумму 0,3 млн. рублей (приложения 1, 2);
ведение мониторинга земель на сумму 3,5 млн. рублей, в том числе за счет бюдже
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.