Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Программе
Бизнес - план
комплексной программы
"Развитие земельной реформы в Ярославской области
на 1999-2002 годы"
1. Резюме
Комплексная программа "Развитие земельной реформы в Ярославской области на 1999-2002 годы" разрабатывается на основе и во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.06.99 N 694.
Целью программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в целом завершить осуществление земельной реформы в Ярославской области и приступить к постреформенному этапу создания эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Основными задачами комплексной программы являются:
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством государственной регистрации и гарантии прав;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;
перераспределение земли в руки эффективно хозяйствующим субъектам;
разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной, областной и муниципальной собственности;
создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли;
повышение эффективности управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Выделяются два этапа реализации программы:
На I этапе (1999-2000 гг.) осуществляются в основном меры правового, организационно-управленческого, технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требуют значительных финансовых затрат и обеспечивают экономическую базу проведения второго этапа.
На II этапе (2001-2002 гг.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.
2. Описание программы
Программа предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих ее включающие следующие основные направления:
2.1 Стабилизация отношений собственности на землю.
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности.
В этих целях на I этапе программы предусматривается после принятия федеральных законов разработать и принять законы Ярославской области "О государственных и муниципальных землях", "О порядке изъятия земельных участков в государственную и муниципальную собственность", "Об оценке земель", а также ряд постановлений Правительства и Губернатора Ярославской области.
2.2 Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:
совершенствование обеспечения возможности получения гражданами земельных участков в собственность, владение, пользование;
обеспечение прав граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю;
расширение свободы гражданам собственников# земельных участков и земельных долей в расположении ими этими участками и земельными долями в той мере, в какой их оборот допускается федеральным законодательством.
2.3 Развитие рынка земли и другой недвижимости
Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвергающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.
Основные направления государственной политики органов власти и управления по развитию рынка земли будут включать:
расширение и поддержку оборота земли и сделок с ней, в том числе в комплексе со связанными с ней иными объектами недвижимости;
совершенствование инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
информационное обеспечение земельного рынка.
2.4 Земельные преобразования в сельской местности.
С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель на I этапе реализации настоящей комплексной программы необходимо:
определить предельные перспективные площади сельскохозяйственных земель по территориям муниципальных округов, обеспечивающих продовольственную, социальную и экологическую жизненность каждой территории;
уточнить число и список сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности и приватизация которых запрещена;
уточнить и провести инвентаризацию сформированного земельного фонда для расселения в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих, лиц, выезжающих с Крайнего Севера, и других категорий мигрирующих граждан# и другие мероприятия.
На II этапе осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения территориальных условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках областной комплексной программы "Повышение плодородия почв".
2.5 Совершенствование системы земельных платежей.
Проведение реформы предполагает исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования.
Совершенствование земельных платежей в рамках реализации настоящей комплексной программы предполагает:
установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц;
расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах исходя из направлений градостроительного использования городских земель;
выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.
На II этапе с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.
2.6 Ведение государственного земельного кадастра
На I этапе реализации настоящей Программы к основным мероприятиям в этой области относятся:
проведение кадастрового зонирования территории области в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра во всех муниципальных образованиях области;
внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию всей технологической цепочки земельного кадастра от формирования объекта до государственной регистрации прав на него;
разработка и опытная эксплуатация системы передачи земельно-кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов, обмена данными, классификаторов и технологических процедур.
На II этапе реализации настоящей программы предусматривается создание государственного кадастра Ярославской области путем интеграции на геоинформационной основе государственного земельного кадастра и других отраслевых баз данных недвижимости и интеграции этой системы в единое информационно-коммуникационное пространство Российской Федерации.
Будут созданы информационные базы данных о федеральных землях, государственных землях области и землях муниципальных образований.
2.7 Оценка земель
Введение платного землепользования и реформирования принципов налогообложения земли, развитие земельного рынка, участниками которой являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания совершенной системы оценки земель.
Основным направлением в этой области на первом этапе реализации программы является апробация и внедрение в ряде муниципальных образований области массовой оценки земель различных категорий для целей налогообложения на основе разработанных и утвержденных методик.
На втором этапе реализации программы проводится массовая оценка земель по всей территории области.
2.8 Земельные преобразования в городах и других поселениях.
Земельные преобразованиях в городах и других поселениях в рамках настоящей программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями.
На I этапе реализации настоящей программы проводятся следующие мероприятия:
инвентаризация и оценка городских земель, межевание застроенных и подлежащих застройке территорий в границах красных линий, уточнение и вынесение (на местность) черты городских и сельских поселений;
приватизация земель на территориях поселений, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
освоение и введение в практику публичных и частных обременений земельных участков (сервитутов).
II этап должен ознаменоваться переходом к системе зонального регулирования землепользования, предполагающей разработку долгосрочных планов использования земель городов и схем городского землепользования, разработку правил землепользования в поселениях.
2.9 Информационно-консультативное обеспечение программы.
В целях активизации разъяснительной работы среди населения специалистами облкомзема и его подразделений на местах проводятся консультации и оказывается практическая организационная и правовая помощь гражданам в реализации их прав на земельные участки и земельные доли, выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическое оформление совершаемых сделок, документальное оформление договорных отношений между пользователями и собственниками земельных участков и долей.
Организуется также публикация в местной печати областных нормативно-правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в муниципальных образованиях области.
2.10 Комплекс работ по землеустроительному обеспечению.
Исходя из потребности в обеспечении землеустроительной документацией, для осуществления земельных преобразований в рамках настоящей программы предусмотрено провести:
выявление неиспользуемых земель, подготовку каталогов земель, находящихся в фонде перераспределения;
разработку землеустроительных проектов внутрихозяйственного землеустройства и перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства и инженерного обустройства;
проведение землеустроительных мероприятий, направленных на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными предприятиями, а также земель, соответствующих невостребованным земельным долям, находящихся в общей собственности ее членов и иных гражданам, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;
разработку схем защиты земель от деградации, о культурном лесонасаждении, не используемом в производстве сельскохозяйственных угодий;
установление границ территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель;
составление районных дежурных карт ограничений и обременений в использовании земель.
2.11. Мониторинг земель
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается на I этапе реализации Программы обеспечить выявление изменения состояния земель. Предусматривается обеспечить оценку этих изменений, прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов.
2.12 Усиление контроля за использованием и охраной земель.
В целях усиления контроля за использованием и охраной земель на I этапе реализации комплексной программы предусматривается после разработки и утверждения на федеральном уровне законодательных и иных нормативно-правовых актов, предусматривающих совершенствование порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, введение экономического стимулирования охраны земель предусматривается:
улучшать профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства;
укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства.
На II этапе планируется создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по использованию и охране земель.
3. Правовое обеспечение Программы
Правовое обеспечение развития земельной реформы в Ярославской области будет осуществляться по следующим направлениям:
развитие основ федерального законодательства, регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость, создание гарантий конституционных прав граждан на землю;
принятие нормативно-правовых актов, предусматривающих правовой механизм эффективного управления землей и другой недвижимостью;
развитие федерального законодательства применительно к области, регулирующего рынок земли и другой недвижимости;
правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.
Будут разработаны и внесены в Государственную Думу Ярославской области проекты трех законов, а также ряд проектов постановлений Правительства и Губернатора области, обеспечивающих правовую основу земельной реформы.
4. Ресурсное обеспечение программы
Затраты на реализацию комплексной программы (по статье "Прочие нужды") предусматривают финансирование следующих мероприятий:
проведение оценки земли на площади 1,96 млн. га на сумму 1,0 млн. рублей, в том числе за счет бюджета области на сумму 0,3 млн. рублей (приложения 1, 2);
ведение мониторинга земель на сумму 3,5 млн. рублей, в том числе за счет бюджета области на сумму 1,0 млн. рублей (приложение 3);
проведение землеустроительных работ всего на сумму 28,3 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 3,2 млн. рублей (приложение 4), за счет средств местных бюджетов 25,1 млн. рублей (приложение 5);
осуществление контроля за использованием и охраной земель, информационно-просветительская деятельность и правовое обеспечение земельной реформы всего 1.8 млн. рублей, в том числе за счет средств области 0,6 млн. рублей (приложение 6, 7, 8);
картографо-геодезическое обеспечение: предусматривается выполнить кадастровое картографирование городов и других поселений, а также земель сельскохозяйственного назначения из общей площади около 1 млн. га, провести необходимые работы по разграничению земель по уровням собственности девятнадцати административно-территориальных образований, осуществить межевание земель на площади 200 тыс. га и другие работы на общую сумму 23,1 млн. рублей, в том числе за счет средств государственного бюджета области 3,0 млн. рублей (приложения 9, 10).
Источники финансирования:
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет следующих источников
Показатели | Всего 1999-2002 гг. |
в том числе по годам | |||
млн. руб. |
в % | 1999 г. | 2000 г. | 2001-2002 гг. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего по программе | 27,7 | 100,0 | 4,3 | 17,9 | 12,2 |
Из них: | |||||
федеральный бюджет | 18,4 | 31,9 | - | 6,2 | 12,2 |
в том числе: | |||||
- НИОКР | - | - | - | - | - |
- Капвложения | - | - | - | - | - |
- Прочие нужды | 18,4 | 31,9 | - | 6,2 | 12,2 |
Бюджет области | 10,6 | 18,4 | 0,6 | 3,4 | 6,6 |
местные бюджеты | 13,7 | 23,7 | 0,7 | 4,6 | 8,4 |
Прочие источники | 15,0 | 26,0 | 3,0 | 3,8 | 8,2 |
Реализация программы будет осуществляться в две очереди:
I очередь - 1999-2000 гг. - 22,2 млн. рублей, в том числе за счет бюджета области 4,0 млн. рублей.
II очередь - 2001-2002 гг. - 35,5 млн. рублей, в том числе за счет бюджета области 6,6 млн. рублей.
Неравномерное распределение средств определяется невозможностью выделения необходимых ресурсов в 1999 году по причине разных сроков утверждения комплексной программы и принятия бюджета области.
Направление средств различных источников финансирования на реализацию конкретных мероприятий комплексной программы приведено в приложениях 11 и 12.
5. Организация управления и контроля за ходом реализации
Программы.
Намеченные комплексной Программой мероприятия реализуются через соответствующие программы, разрабатываемые местными органами исключительной власти и горрайкомземами.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству области ежегодно направляет в Госкомзем РФ, в департамент финансов и управление инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области согласованные предположения по объемам финансирования конкретных мероприятий. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект бюджета области.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров между облкомземом и исполнителями мероприятий.
Мероприятия Программы реализуются облкомземом путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств федерального бюджета и бюджета области среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров.
Дополнительных денежных средств на содержание специалистов облкомзема, осуществляющих управление и контроль за реализацией Программы, не требуется.
Комитет по земельным ресурсам области анализирует ход реализации Программы и ежегодно представляет в Госкомзем РФ и Администрацию области статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программы, и при необходимости вносит предложения в Администрацию области о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или нецелесообразности дальнейшей реализации отдельных мероприятий.
6. Социальная и экономическая эффективность программных
мероприятий
Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться своими земельными участками под жестким контролем государства.
Реализация комплексной программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственное регулирование рыночного оборота земель позволит обеспечить их целевое использование, решить вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и доли.
Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будут способствовать росту темпов жилищного строительства, даст стимул развития строительной индустрии и связанных с ней отраслей.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит получить поступления в бюджеты всех уровней более 550 млн. рублей в основном за счет дальнейшей приватизации земель, обеспечения гражданам свободы права распоряжаться своими земельными долями, дифференциация ставок земельного налога в поселениях, совершенствование системы платежей за землю и других мероприятий.
Расчет экономической эффективности проведения земельной реформы приведен в приложении 13.
Приложение 7
к бизнес-плану
Объем ассигнований на правовое и научное обеспечение земельной
реформы
(бюджет области)
(млн. руб.)
Мероприятия, виды работ |
Всего на 1999-20 02 гг. |
в том числе по годам | ||
1999 | 2000 | 2001-200 2 |
||
Подготовка областных нормативно-правовых актов |
0,15 | - | 0,15 | - |
Приложение 9
к бизнес-плану
Объемы финансирования картографо-геодезического обеспечения
программы
(федеральный бюджет)
(млн. руб.)
Мероприятия | Единица измерения |
Объемы | Затраты в том числе по годам |
|||
Всего на 1999- 2002 гг. |
||||||
1999 | 2000 | 2001- 2002 |
||||
1. Установление (восстановление) границ административно-тер риториальных образований (АТО) |
АТО | - | - | - | - | - |
2. Аэрофотосъемка для целей кадастрового картографирования |
млн. га | 1,7 | 1,8 | - | 0,6 | 1,2 |
3. Кадастровое картографирование |
млн. га | 0,9 | 12,7 | - | 4,2 | 8,5 |
4.Топографо-геодези ческое обеспечение работ по разграничению земель по уровням собственности в разрезе АТО |
АТО | 19 | 0,5 | - | 0,2 | 0,3 |
5. Составление и издание тематических карт |
тематическ ие карты |
- | - | - | - | - |
6. Межевание земель | млн. га | - | - | - | - | - |
Всего | * | * | 15,0 | - | 5,0 | 10,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.