Постановление Администрации Ярославской области
от 8 сентября 2003 г. N 181
"Об областной целевой программе социальной поддержки
старшего поколения "Забота" на 2004 год"
В целях социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов постановляю:
1. Утвердить областную программу социальной поддержки старшего поколения "Забота" на 2004 год (прилагается). Программные мероприятия определить как приоритетные в сфере социальной защиты населения области. Считать Программу составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) при формировании проекта областного бюджета на 2004 год включить Программу в перечень областных целевых программ и адресную инвестиционную программу Ярославской области.
3. Департаменту социальной защиты населения и труда Администрации области (Скворцов Г.А.) в течение действия Программы производить ее финансирование в пределах средств, выделенных департаменту в областном бюджете на 2004 год.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Скороходову И.И.
5. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
А.И. Лисицын |
Областная целевая программа
социальной поддержки старшего поколения "Забота" на 2004 год
(утв. постановлением Администрации Ярославской области от 8 сентября 2003 г. N 181)
Паспорт областной программы
Наименование Программы - областная целевая программа социальной
поддержки старшего поколения "Забота" на
2004 год (далее Программа)
Основание разработки - Федеральный закон "О государственной
Программы социальной помощи" от 17.07.1999
N 178-ФЗ, Федеральный закон "О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов" от 02.08.1995 N 122-ФЗ
Государственный - департамент социальной защиты населения
заказчик-координатор и труда Администрации области
Программы
Основные разработчики - департамент социальной защиты населения
Программы и труда Администрации области,
- управление по социальной политике
Администрации области
Цели и задачи Программы - поддержание социально приемлемого
образа жизни граждан старшего поколения с
учетом специфики положения и
дифференциации пожилых людей
Сроки и этапы реализации - 2004 год
Программы
Перечень разделов - мероприятия по улучшению
социально-экономического положения
граждан старшего поколения;
- мероприятия по поддержке и развитию
системы социальной защиты граждан
пожилого возраста;
- организационные мероприятия,
способствующие решению проблем старшего
поколения
Исполнители Программы - департамент социальной защиты населения
(в установленном и труда Администрации области,
порядке) - управление по социальной политике
Администрации области,
- департамент финансов Ярославской
области,
- органы местного самоуправления
муниципальных образований,
- отделение Пенсионного фонда РФ по
Ярославской области
Общая стоимость - 38311,0 тыс. рублей, в том числе:
Программы, в том числе 27136,0 тыс. рублей - из средств
государственная областного бюджета;
поддержка из бюджетов 2360,0 тыс. рублей - внебюджетные
других уровней и средства;
внебюджетных источников 4900,0 тыс. рублей - из средств
(в установленном федерального бюджета;
порядке) 3915,0 тыс. рублей - из средств местных
бюджетов
Ожидаемые конечные - преодоление тенденции увеличения числа
результаты реализации малообеспеченных пожилых людей,
Программы - создание условий комплексного решения
проблем социальной защиты граждан
старшего поколения,
- усиление координации деятельности
органов государственной власти,
организаций и общественных объединений по
предоставлению гражданам старшего
поколения социальных услуг
Ответственные лица для - Зимин Н.И. - заместитель директора
контактов департамента социальной защиты населения
и труда Администрации области,
телефон 32-22-98,
- Юхтина В.А. - начальник отдела по делам
ветеранов и инвалидов управления по
социальной политике Администрации
области, телефон 32-80-87
Куратор Программы - Скворцов Г.А. - директор департамента
социальной защиты населения и труда
Администрации области
Введение
Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения страны обусловил формирование новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии.
Современная система взглядов на обязательства государства по отношению к пожилым базируется на общечеловеческих гуманистических ценностях, идее прав человека для всех возрастов и служит обоснованием политических решений и конкретных мер поддержки пожилых людей на межгосударственном и национальном уровнях.
Центральным является принцип социально приемлемого и реально возможного сочетания полноценного участия пожилых людей в жизни общества, заботы о них со стороны государственных и общественных институтов, обеспечения правовых условий для удовлетворения их потребностей и реализации накопленного в течение жизни потенциала.
Важнейшим шагом в этом направлении является ежегодное принятие и реализация областной программы социальной поддержки старшего поколения, в рамках которой осуществляются мероприятия по социальной защите граждан пожилого возраста.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В настоящее время в России, как и в большинстве стран, в составе населения значительно выросла доля лиц пожилого и старческого возраста, что свидетельствует о процессе старения населения.
Анализ демографической ситуации в Ярославской области показывает, что показатель численности пенсионеров на 1000 населения неуклонно растет (296,9 в 1999 г. и 299,8 в 2002 г.).
Увеличивается число лиц старческого возраста как в абсолютных цифрах, так и в процентном соотношении. В настоящее время в области насчитывается более 16 тысяч человек старше 85 лет.
Сохраняется дисбаланс мужского и женского населения: в области проживает по итогам последней переписи 40,4% мужчин и 59,6% женщин, причем в старших возрастных группах удельный вес женщин составляет 68%.
Сложившаяся ситуация настойчиво диктует необходимость обеспечить пожилую часть населения комплексом социально-ориентированных и жизненно-важных услуг. Их в области в 2002 году получило более 379 тыс. человек. Около 12 тыс. человек находятся на социальном надомном обслуживании, продолжая жить в привычных домашних условиях. Из них более 4600 человек проживает в сельской местности.
Является актуальным развитие сети учреждений, оказывающих социальную помощь и предоставляющих социальные услуги пожилым людям в привычной для них обстановке, прежде всего на дому. Необходима дальнейшая последовательная реализация принципа индивидуального подхода, соответствия предоставляемых услуг потребностям пожилых людей, обращающихся в органы и учреждения социальной защиты населения.
Наиболее важными в системе социальной поддержки пожилых людей являются:
- внедрение инновационных моделей социального обслуживания пожилых людей и инвалидов;
- создание более комфортных условий проживания в отделениях временного пребывания, домах ветеранов;
- организация качественной социально-медицинской помощи и реабилитации;
- осуществление мер по формированию рынка социальных услуг высокого качества, расширение круга субъектов, оказывающих помощь пожилым людям, путем привлечения негосударственных организаций, семей и добровольцев;
- организация работы по поддержанию социально-культурной активности пожилых людей путем укрепления функциональных структурных подразделений нестационарных учреждений социального обслуживания; создание условий для расширения неформальных контактов через клубы для пожилых людей, интенсификацию работы служб доверия.
Программа состоит из трех разделов и предусматривает комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, продление их способности к самообслуживанию, создание условий для активизации участия их в жизни общества.
Раздел первый. Мероприятия по улучшению
социально-экономического положения граждан старшего поколения
В условиях сохранения категорий пожилых людей, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, при разработке мер социальной поддержки на 2004 год сохранена преемственность в реализации отработанных наиболее оптимальных способов оказания помощи нуждающимся гражданам. В Ярославской области более 400 тысяч пенсионеров, около 135 тысяч имеют пенсии ниже величины прожиточного минимума.
Актуальным остается предоставление адресной социальной помощи в материальном выражении, в виде натуральной помощи, благотворительного питания, предоставления социально-бытовых услуг.
Программой предусмотрено выделение финансовых средств на оказание различных видов адресной социальной помощи людям, нуждающимся в поддержке: пенсионерам, ветеранам, реабилитированным жертвам политических репрессий, лицам без определенного места жительства. Предусмотренный объем финансовых средств позволит оказать поддержку более 70 тысяч человек. В том числе 547 ветеранам труда и труженикам тыла, репрессированным, состоящим на учете в органах социальной защиты, путем приобретения санаторно-курортных путевок и автомобилей "Ока".
Раздел второй. Мероприятия по поддержке и развитию
системы социальной защиты граждан пожилого возраста
Система социального обслуживания пожилых людей в области характеризуется типовым и видовым разнообразием; стабильностью и устойчивостью гарантированного перечня предоставляемых социальных услуг; мобилизацией совместных усилий государственных структур, общественных организаций, населения.
Важная роль в системе социальной защиты населения и поддержки пожилых людей принадлежит нестационарным формам социального обслуживания населения. Доступность социальных услуг приобретает решающее значение и эффективно способствует повышению качества жизни в пожилом возрасте.
Система нестационарного социального обслуживания Ярославской области представлена 21 центром социального обслуживания, из них 10 - комплексных. Деятельность 254 структурных подразделений направлена на оказание помощи пенсионерам, инвалидам, нуждающимся категориям населения.
Обозначилась тенденция к дифференциации и индивидуализации оказываемых услуг. Активно развиваются такие формы социального обслуживания, как отделения временного пребывания, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, дома ветеранов, отделения реабилитации.
Широкое распространение имеют дополнительные бытовые услуги, предоставляемые нуждающимся гражданам нестационарными учреждениями социального обслуживания (парикмахерские, мастерские по ремонту бытовой техники, швейные мастерские, прачечные, пункты проката вспомогательных средств и т.д.). Активно работает служба "Социальное такси".
В то же время следует отметить, что выделяемое финансирование недостаточно для восстановления и обновления материально-технической базы учреждений. Расширение сети структурных подразделений центров социального обслуживания, увеличение количества предоставляемых услуг пожилым людям, инвалидам, семьям с детьми стало возможным во многом за счет передаваемых службе дополнительных помещений. Как правило, все они требуют реконструкции и капитального ремонта.
Реализация мероприятий, предусмотренных вторым разделом Программы, позволит поддержать учреждения в плане проведения необходимых ремонтных работ, приобретения автотранспорта взамен изношенного и приобретения оборудования путем выделения средств из бюджетов всех уровней.
Раздел третий. Организационные мероприятия, способствующие
решению проблем старшего поколения
Решению проблем пожилых людей способствует проведение в области мероприятий, стимулирующих участие в жизни общества и поддержку социально ориентированных инициатив пожилых людей, направленных на удовлетворение культурно-образовательных потребностей людей старшего возраста, стремление их к самореализации.
Раздел включает мероприятия по проведению Дня пожилых людей, разработке и внедрению новых социальных технологий:
- создание домов малой вместимости с целью обеспечения условий жизни пенсионерам и инвалидам, адекватных их возрасту, состоянию здоровья и месту проживания;
- распространение опыта работы отделения "Хоспис на дому";
- организация деятельности мобильных социальных служб.
Проведение областных семинаров, конкурсов, благотворительных акций будет способствовать расширению практической деятельности в отношении лиц пожилого возраста, повышению престижа профессии социального работника.
Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания, совершенствование их деятельности, обеспечения доступности услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества. В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
- содействовать стабилизации социального положения граждан старшего поколения путем защиты прав и интересов, предоставления адресной помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих достойному образу жизни в пожилом возрасте;
- совершенствовать имеющиеся и формировать новые структуры, предназначенные для жизнеобеспечения, поддержания жизненных сил и здоровья, социальной коммуникации пенсионеров и инвалидов;
- поддерживать жизненную активность граждан старшего поколения мерами социально-реабилитационного характера;
- содействовать утверждению позитивного отношения к старости и пожилым людям.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет реализована в 2004 году.
Оценка эффективности и социально-экономические последствия
реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по следующим показателям: увеличение объема и расширение перечня различных видов помощи и социально-бытовых услуг, предоставляемых нуждающимся в поддержке людям; рост посещаемости пожилыми людьми учреждений социальной сферы различных типов.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- усилить защиту прав и законных интересов пожилых людей,
- создать условия комплексного решения проблем социальной защиты граждан старшего поколения,
- улучшить социальное положение пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной социальной помощи и услуг.
Порядок контроля за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством управлением по социальной политике Администрации области.
Внутренний контроль осуществляет департамент социальной защиты населения и труда Администрации области в течение года.
Общая потребность в ресурсах на 2004 г.
Наименование ресурсов (в установленном порядке) |
Единица Измерения |
Потребность |
Материально-технические ресурсы | ||
для нестационарных учреждений социального обслуживания: |
||
- автотранспорт для службы "Социальное такси" |
шт. | 13 |
- медико-реабилитационное оборудование |
24 | |
- оборудование для: | ||
мини-прачечных | 12 | |
пищеблоков | 11 | |
отделений централизованного снабжения |
4 | |
швейных мастерских | 6 | |
Трудовые ресурсы | ||
- специалисты по социальной работе |
чел. | 10 |
- психологи | чел. | 5 |
- юристы | чел. | 5 |
- медицинские работники | чел. | 6 |
Финансовые ресурсы: | ||
- областной бюджет | тыс. руб. | 27136,0 |
- внебюджетные источники | тыс. руб. | 2360,0 |
- федеральный бюджет | тыс. руб. | 4900,0 |
- бюджеты муниципальных образований области |
тыс. руб. | 3915,0 |
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие) |
- | - |
Система программных мероприятий и объектов
N п/п | Мероприятия (в установленном порядке) |
Исполнители (в установленном порядке) |
Источники финансирования (в установленном порядке) |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
Сроки исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Мероприятия по улучшению социально-экономического положения граждан старшего поколения | |||||
1.1 1.2 |
Оказание различных видов адресной социальной помощи пожилым людям, нуждающимся в поддержке Дотация на питание пожилым людям и инвалидам, проживающим в отделениях временного пребывания нестационарных учреждений социального обслуживания |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
областной бюджет внебюджетные средства местный бюджет областной бюджет внебюджетные средства местный бюджет |
1500,0 400,0 1000,0 500,0 1000,0 500,0 |
в течение 2004 года в течение 2004 года |
1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 |
Организация проведения в области Дня памяти жертв политических репрессий Поддержка областных общественных организаций ветеранов для оказания адресной материальной помощи Содействие в социальной адаптации и реабилитации пожилых граждан, освободившихся из мест лишения свободы и (или) без определенного места жительства, через нестационарные учреждения социального обслуживания: -регистрация (прописка), -материальная помощь, -натуральная помощь, -бытовое устройство, -адресная материальная помощь, первичное жизнеустройство Проведение подписки на газету "Достоинство" Поддержка деятельности службы "Социальное такси" Обеспечение путевками в санаторно-курортные учреждения: ветеранов труда, граждан, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в тылу в годы второй мировой войны, - граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, а впоследствии реабилитированных Обеспечение автомобилями "Ока" бесплатно по медицинским показаниям: - граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, а впоследствии реабилитированных |
управление по социальной политике Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, областные общественные организации ветеранов органы местного самоуправления муниципальных образований отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, областные общественные организации ветеранов департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
областной бюджет внебюджетные средства местный бюджет областной бюджет областной бюджет местный бюджет внебюджетные средства областной бюджет внебюджетные средства местный бюджет областной бюджет областной бюджет |
300,0 30,0 50,0 76,0 100,0 20,0 450,0 200,0 150,0 120,0 6800,0 1600,0 |
в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года два раза в год в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года |
2. Мероприятия по поддержке и развитию системы социальной защиты граждан пожилого возраста | |||||
2.1 | Содействие в капитальном ремонте нестационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
областной бюджет федеральный бюджет внебюджетные средства местный бюджет |
8250,0 400,0 130,0 1745,0 |
в течение 2004 года |
2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 |
Содействие в реконструкции нестационарных учреждений социального обслуживания, в т.ч.: Борисоглебского, Большесельского муниципальных округов, г. Переславля-Залесского Осуществление мероприятий по повышению качества работы нестационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (оснащение оборудованием) Приобретение автотранспорта для службы "Социальное такси" нестационарных учреждений социального обслуживания Содействие в строительстве хозяйственного блока и гаражей комплексного центра социального обслуживания "Радуга" Ростовского муниципального округа Осуществление мер по развитию внутренней инфраструктуры нестационарных учреждений социального обслуживания Содействие в обеспечении нестационарных учреждений социального обслуживания компьютерной техникой для формирования и ведения информационного банка данных о пожилых людях Содействие в создании и развитии комплексов социально-бытового обслуживания на базе домов ветеранов |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
областной бюджет областной бюджет федеральный бюджет местный бюджет областной бюджет федеральный бюджет областной бюджет местный бюджет внебюджетные средства местный бюджет областной бюджет областной бюджет федеральный бюджет |
1200,0 500,0 200,0 500,0 850,0 2000,0 230,0 1950,0 500,0 210,0 100,0 100,0 100,0 600,0 300,0 2000,0 |
в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года |
3. Организационные мероприятия, способствующие решению проблем старшего поколения | |||||
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 |
Организация и проведение в области Международного дня пожилых людей Организация и проведение в области Дня социального работника Организация и проведение мероприятий, направленных на совершенствование организации социальной работы: -проведение смотра-конкурса на лучшего социального работника "Щедрое сердце" Внедрение новых социальных технологий по социальному обслуживанию пожилых людей: -"Хоспис на дому" на базе учреждений социального обслуживания Рыбинского и Ростовского муниципальных округов; -мобильные социальные службы; -дома малой вместимости Осуществление организационно-методичес- ких мероприятий (проведение семинаров, конференций, выпуск методической литературы) Обучение и повышение квалификации работников системы социальной защиты населения Координация и проведение акций, направленных на решение проблем пожилых людей, нуждающихся в социальной защите Организация совместно с благотворительными фондами и общественными организациями работы по привлечению в Ярославскую область гуманитарной и технической помощи |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований департамент социальной защиты населения и труда Администрации области департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований управление по социальной политике Администрации области, департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований управление по социальной политике Администрации области, департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, общественные фонды, благотворительные организации |
областной бюджет областной бюджет областной бюджет областной бюджет внебюджетные средства местный бюджет областной бюджет областной бюджет |
2000,0 100,0 150,0 300,0 100,0 50,0 50,0 100,0 |
в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года в течение 2004 года |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ярославской области от 8 сентября 2003 г. N 181 "Об областной целевой программе социальной поддержки старшего поколения "Забота" на 2004 год"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст настоящего постановления опубликован в газете "Губернские Вести" N 57(1265) от 16 сентября 2003 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Ярославской области от 17 декабря 2004 г. N 209
Настоящий документ снят с контроля