Постановлением Губернатора Ярославской области от 29 марта 2004 г. N 210 настоящее постановление снято с контроля
В целях повышения инвестиционной привлекательности Ярославской области, улучшения инвестиционного климата на ее территории постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной инвестиционной политики Ярославской области на период с 2000 до 2003 года.
2. Возложить координацию реализации функций государственной инвестиционной политики Ярославской области на управление инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области (И.В.Абросимова).
3. Структурным подразделениям Администрации области оказывать всестороннюю поддержку и содействие управлению инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области в реализации возложенных на него функций.
4. Управлению общественных связей, информации и печати Администрации области (Зарубина Н.Б.) в месячный срок обеспечить опубликование Концепции государственной инвестиционной политики Ярославской области на период с 2000 до 2003 года.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Сазонова А.Ю.
6. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
А.И. Лисицын |
Концепция государственной инвестиционной политики Ярославской
области на период с 2000 до 2003 года
(утв. постановлением Губернатора Ярославской области от 6 октября 2000 г. N 674)
1. Введение
Администрация Ярославской области, формируя свою инвестиционную политику на предстоящий период, исходит из того, что на ее основе сможет вывести область в лидеры и должна приложить максимум усилий для этого.
Главные цели инвестиционной политики Администрации
Ярославской области:
- выявление наиболее эффективных объектов и направлений использования экономических ресурсов области, создающих основу для социальной стабильности и развития экономики региона;
- создание режима максимального благоприятствования инвесторам на территории региона путем создания правовых основ, экономических и организационных условий для привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов в экономику области;
- защита экономических интересов Ярославской области через систему государственного регулирования инвестиционной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций.
Главное содержание инвестиционной политики Администрации
Ярославской области на 2000 - 2003 годы
Начало новой инвестиционной политики, отвечающей требованиям рыночной среды, в Ярославской области было положено в 1994 году с появлением в структуре исполнительной власти нового подразделения - департамента инвестиций и инвестиционной политики. Впервые с этого времени в понятие инвестиционной политики стало вкладываться не только определение объектов инвестирования, но и разработка технологий привлечения инвестиций из государственных и негосударственных источников. При этом и источники, и инструменты инвестирования стали рассматриваться шире, нежели "федеральные лимиты капитальных вложений". Наибольшие усилия в этой работе сконцентрированы не на получении инвестиции из государственных источников, а на создании условий для притока и реализации инвестиций преимущественно из негосударственных источников и обеспечении финансовой самодостаточности региона.
К функциям инвестиционной политики теперь относятся такие, как комплексная экспертиза инвестиционных проектов и программ, формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов и программ, формирование имиджа региона, информационное сопровождение инвестиций, ведение баз данных по инвестиционным предложениям и предложениям инвесторов, разработка региональных залоговых механизмов, реализация областных займов, создание благоприятного правового поля и режима работы для инвесторов, развитие бизнес - инфраструктуры для инвестиций. Качество выполнения этих функций определяет состояние инвестиционного климата региона.
2. Инвестиционный климат Ярославской области
Российские и зарубежные эксперты отмечают системный и комплексный подход, используемые при решении вопроса инвестиционной привлекательности региона, высокий уровень юридической проработки инвестиционного законодательства Ярославской области.
Рейтинг инвестиционной привлекательности Ярославской области колеблется в пределах 30 места из 89 субъектов РФ. По законодательным условиям для инвесторов Ярославская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации. Эксперты и инвесторы (как российские, так и зарубежные) отмечают, что это неплохое положение. В то же время отмечена возможность повышения инвестиционного рейтинга Ярославской области. Это обусловлено рядом причин, среди которых:
- структура экономики региона с преобладающими в ней такими отраслями, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность;
- развитая инфраструктура и транспортная система Ярославской области, включающая в себя железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные пути сообщения;
- выгодное географическое расположение Ярославской области в наиболее освоенной и экономически развитой части Европейской территории России;
- наличие у Администрации области собственной региональной инвестиционной политики.
В то же время отмечено, что существуют ограничения в повышении инвестиционного рейтинга Ярославской области. Это обусловлено экономическим и техническим состоянием предприятий, высоким экологическим риском.
В настоящее время наблюдается обострение конкуренции регионов за привлечение инвестиций, во многих субъектах Российской Федерации накапливается новый опыт работы с инвесторами и предприятиями.
В связи с этим предлагается усилить работу по привлечению инвестиций путем расширения сети партнеров управления инвестиционной и внешнеэкономической деятельности администрации области по следующим направлениям:
- создание базы по объектам недвижимости, предлагаемым инвестору;
- обеспечение безопасности инвестиций; сопровождение реализуемых проектов;
- инвестиционный тренинг на базе предприятий, успешно реализующих инвестиционные проекты;
- муниципальный маркетинг (построить систему взаимодействия управления инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области с муниципальными образованиями путем создания центров развития муниципальных округов по опыту Центра некоммерческого партнерства в г. Переславль-Залесский, Фонда Возрождения Ростова Великого, Агентства Развития и Инвестиций "Золотое кольцо" Угличского муниципального округа);
- функции "обратной связи с инвестором", формирования привлекательного имиджа региона, для чего необходимо предусматривать в том числе и бюджетное финансирование.
3. Основные тенденции в инвестиционной сфере Ярославской
области
Анализ объемов, видов и источников инвестиций, поступивших в экономику области за период с 1994 по 2000 годы, позволяет сделать несколько выводов:
3.1. Невозможно выявить сколько-нибудь четко сложившиеся тенденции в сумме и структуре источников инвестиций, что отражает отсутствие в эти годы общегосударственной экономической политики и как одной из ее составляющих инвестиционной политики.
3.2. Общая сумма инвестиций в основной капитал по Ярославской области за указанный период существенно возросла (в сопоставимых ценах, особенно в 1999 году на 17%), что явилось результатом в большей степени активной инвестиционной политики на региональном уровне;
3.3. Сумма иностранных инвестиций сильно колеблется, заметно увеличение доли отечественных инвестиций (а точнее, собственных средств предприятий) и снижение доли иностранного капитала, поступающего в область; комментарии о том, хорошо это или плохо, будут даны ниже.
3.4. Рублевая составляющая иностранного капитала поступает преимущественно в виде взносов в уставный капитал, а валютная часть - в виде прочих инвестиций, в основном в виде кредитов.
3.5. При финансировании программ и проектов за четыре года увеличилась доля прочих (негосударственных) источников инвестирования (с 22% до 56%), что говорит об усилении новых механизмов и технологий в привлечении инвестиций.
3.6. В общей сумме инвестиций за анализируемый период увеличивается доля инвестиций, поступивших при оказании различных форм государственной поддержки (через государственную инвестиционную программу области) (с 4% до 20% в рублях, и с 53% до 68% в долларах), что означает усиление регулирующих функций государства в инвестиционной сфере на региональном уровне.
4. Приоритетные направления развития Ярославской области на
2000-2003 годы
4.1. Отраслевой аспект
В ближайшие годы действия Администрации области должны быть сфокусированы на основных стратегических вопросах. Государственная поддержка будет направлена в те области, которые имеют наибольший потенциал для развития и обеспечивают наибольшую бюджетную и социальную эффективность. Такими Администрация области определила перечисленные ниже направления.
4.1.1. Стимулирование и содействие расширению рынков сбыта Ярославских предприятий
Механизмы:
Закон Ярославской области от 11 марта 1997 г. N 7-з "О государственно-правовых гарантиях исполнения обязательств на территории Ярославской области" утратил силу. См. Закон Ярославской области от 14 февраля 2001 г. N 4-з "О государственно-правовых гарантиях Ярославской области"
- содействие внедрению на предприятиях инновационных технологий, поддержание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности на территории области; в первую очередь эти условия определяются действующими на территории области законами: "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области", "Об основах промышленной политики Ярославской области" и "О концепции промышленной политики Ярославской области на 1998-2001 г.г.", "О научно-технической политике Ярославской области", "О государственно-правовых гарантиях исполнения обязательств на территории Ярославской области", в которые будут вноситься изменения в соответствии с изменениями в экономике;
- координация со стороны органов власти взаимодействия с научными центрами и организациями, предложений Правительства Российской Федерации по конверсии предприятий;
- оказание первоочередной поддержки в виде налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, льготной арендной платы, материально-технического обеспечения инновационным, ресурсосберегающим и экспортно-ориентированным проектам;
- использование научного и технического потенциала региона путем взаимодействия малого предпринимательства и крупного производства, разделения сфер приложения их усилий: первые - разрабатывают и внедряют, вторые - серийно производят; обеспечение данной формы сотрудничества предприятий финансовыми средствами, прежде всего, путем развития венчурного финансирования;
- привлечение на территорию области из других регионов и стран компаний для развития отраслей, связанных с производством, продвижением и использованием наукоемких продуктов; практическим инструментом реализации данного направления могут быть технико-внедренческие зоны экономического развития;
- использование механизма государственного заказа научным коллективам области;
- сохранение лидирующих позиций региона в применении новых информационных технологий в системе органов исполнительной власти;
- государственная поддержка развития экспортно-ориентированных производств и вхождения местных экспортеров в западную экономику, создание общественного совета по зарубежным рынкам и инвестициям, поддержка международных обучающих программ;
- продолжение осуществления областной программы "Качество";
- закрепление первенства области в производстве авиационных двигателей на базе ОАО "Рыбинские моторы"; в производстве новых моделей шин ОАО "Ярославский шинный завод"; удерживание ведущих позиций по экспорту машиностроительной продукции на рынках Украины и Белоруссии;
- информатизация производственно-коммерческой деятельности, содействие государства использованию современных средств телекоммуникаций, позволяющих сторонам заключать торговые сделки и осуществлять платежи непосредственно в режиме реального времени.
4.1.2. Повышение качества жизни населения, качества здравоохранения, образования, усиление правопорядка, оздоровление экологической обстановки (обеспечение населения области питьевой водой нормативного качества; восстановление чистоты воздушной среды городов)
Механизмы повышения качества здравоохранения:
- существенное увеличение расходов областного бюджета на здравоохранение;
- профилактика младенческой и материнской смертности;
- приобретение нового современного оборудования, внедрение новых технологий в профилактике заболеваний и лечебно-диагностическом процессе;
- улучшение лекарственного обеспечения и усиление контроля качества лекарственных средств; регулирование цен на важнейшие медикаменты и разумную централизацию их закупок для нужд медицинских учреждений;
- реализация территориальной программы государственных гарантий на охрану здоровья населения;
- создание единой и экономически целесообразной сети учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения на территории области, увеличение разнообразия организационно-правовых форм медицинских организаций;
- концентрация современного медицинского оборудования в специализированных лечебных учреждениях;
- расширение рынка платных медицинских услуг;
- поддержка сети санаторно-курортных учреждений области;
- развитие массовой физической культуры и спорта;
- осуществление контроля за правильным и эффективным использованием бюджетных средств и средств фонда обязательного медицинского страхования, контроля качества и соблюдения правил предоставления медицинской помощи, совершенствования взаимодействия с федеральными структурами по вопросам организации медицинского обслуживания населения.
Механизмы обеспечения качества образования, адекватного современным потребностям общества:
- существенное увеличение расходов областного бюджета на образование;
- реформирование экономики образования (переход образовательных учреждений в статус самостоятельных хозяйствующих субъектов);
- формирование системы государственно-общественного управления образованием;
- квотирование мест в вузах для выпускников сельских школ;
- реструктуризация сети образовательных учреждений (особенно в сельской местности), оптимальная организация образовательного пространства каждого муниципального округа, обеспечение подвоза учащихся из отдаленных населенных пунктов к месту учебы.
Механизмы оздоровления экологической ситуации в области:
- государственная поддержка внедрения новых экологически безопасных технологий и проектов, модернизации технологических процессов, ужесточение контроля за применением неэтилированного бензина, строительство обводных дорог и транспортных развязок, государственное содействие и контроль за вводом в эксплуатацию на предприятиях области газоочистных установок; очищение водной среды (поверхностных и подземных вод) путем повышения мощности и качества очистных сооружений и строительства сетей ливневой канализации с очистными сооружениями на площадках промышленных зон; развитие национального парка "Плещеево озеро", заказников и других уникальных природных объектов; осуществление мер по предотвращению возможных крупных техногенных аварий и профилактике здоровья населения, в частности решение гидрологической проблемы в г. Ростове, проблемы накопления донных отложений озера Неро, проблемы накопления кислых гудронов на Менделеевском нефтеперерабатывающем заводе.
Механизмы укрепления правопорядка:
- в целях координации и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка будет продолжена реализация программ "Борьба с преступностью", "Повышение безопасности дорожного движения", "Пожарная безопасность и социальная защита", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", "Содействие трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы".
Механизмы реформирования социальной сферы:
- формирование правовых и организационных основ для развития институтов социально-культурной сферы, создающих возможность мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и обеспечение на этой основе высокого качества и возможности выбора населением предоставляемых социальных услуг.
4.1.3. Увеличение доли сферы услуг в структуре валового регионального продукта
Механизмы:
- развитие въездного и внутреннего туризма и туристической инфраструктуры;
- содействие малому предпринимательству в высокоэффективных сферах деятельности, таких как торговля, общественное питание,
информационные технологии;
- максимальное упрощение процедуры регистрации предпринимателей, переход к заявительной форме получения соответствующих лицензий;
- реализация программы "Государственной поддержки деятельности в сфере информационных технологий";
- завершение строительства культурно-спортивного комплекса "Арена-2000".
4.1.4. Сохранение и развитие энергетических и природных ресурсов области
Механизмы:
- внедрение и коммерциализация ресурсосберегающих технологий, развитие энсргопроизводящих мощностей, достижение энергодостаточности области, реализация областной программы энергосбережения.
4.1.5. Поддержание критической массы транспортной инфраструктуры
Механизмы:
- долгосрочное планирование строительства дорог и повышение их безопасности, введение механизма платных дорог, преодоление транспортных ограничений для развития предприятий; продолжение строительства и реконструкции таких важнейших объектов, как мост через реку Волгу, автовокзал в г. Ярославле, аэропорт "Туношна".
4.1.6. Уменьшение зависимости областного продовольственного рынка от импорта продуктов питания, развитие системы агрофирм
Механизмы:
- создание конкурентоспособного устойчивого сельскохозяйственного производства; в настоящее время за счет собственного производства область имеет возможность полностью обеспечивать себя такими продуктами питания, как картофель, овощи, яйца, в достаточном количестве - молоком и молокопродуктами; по другим важнейшим видам продовольствия и сырья область должна создать условия для увеличения собственного производства, развития системы агрофирм, связывающих в единый процесс производство и переработку сельскохозяйственной продукции; реализация "Программы развития льняного комплекса Ярославской области", которая даст возможность обеспечить текстильные предприятия области собственным сырьем, увеличить выпуск экологически чистых высококачественных тканей и изделий из льна, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках, повысить размеры экспорта; поддержка личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективного садоводства и огородничества, с этой целью предусматривается дальнейшее развитие программы "Самозанятость", создание сельскохозяйственных потребительских и кредитных кооперативов, формирование эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, создание оптовых продовольственных рынков, организация агросервисного обслуживания предприятий АПК, завершение создания единой системы информационного обеспечения агропродовольственного рынка.
В результате сохраняющегося и не компенсируемого в необходимой степени межотраслевого диспаритета цен (опережающего роста цен на промышленную продукцию по сравнению с ценами на продукцию сельского хозяйства) образовался дефицит собственных оборотных средств сельскохозяйственных предприятий. Следствием этого является физический и моральный износ материально-технической базы и ухудшение плодородия земель, подрывающие саму основу эффективности сельскохозяйственного производства. В таких условиях агропромышленному комплексу области будет продолжена государственная поддержка: сохранение практики дотирования хозяйств, предоставление им льгот по тарифам на энергоресурсы и налоговым платежам, государственный заказ на поставки сельхозпродукции, создание гарантийного фонда и фонда льготного кредитования для сельских товаропроизводителей, расширение возможностей областного лизингового фонда. Формы предоставления поддержки при этом будут совершенствоваться.
4.1.7. Формирование и поддержка высококвалифицированной рабочей силы
Механизмы:
- поддержка долгосрочных программ обучения и переподготовки, развитие программы содействия занятости молодежи, стимулирование спонсорской активности предприятий; обучение по программам "Как открыть свое дело"; исходя из ситуации на рынке труда, характеризующейся замедлением роста и сокращением численности официально зарегистрированных безработных, усилия Администрации области будут направлены на обеспечение взвешенной политики занятости. С одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
4.1.8. Поддержка жилищного домостроения
Механизмы:
- государственная компенсация и кредитование частных лиц, покупающих первую квартиру или строящих дом, расширение строительства дешевых домов и ускорение сроков домостроения, ускорение и упрощение процедуры передачи земельных участков под новую застройку, регулирование цен на строительство для обеспечения стабильного платежеспособного спроса на жилье;
- продолжение участия юридических и физических лиц Ярославской области в федеральных целевых программах жилищного строительства "Жилище", "Свой дом", "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас", а также в аналогичных программах, принятых на уровне области, в частности новый импульс получит областная программа ипотечного кредитования.
4.2. Территориальный аспект
Для определения приоритетов регионального развития крайне важна предварительная оценка и диагностика стартовых условий районов области. Несмотря на активизацию работ в области внутриобластной региональной политики, системное представление о степени социально-экономической дифференциации регионов, динамике и тенденциях их развития пока еще отсутствует. До настоящего времени социально-экономические внутриобластные сопоставления практически не производились.
Сравнительный анализ социально-экономического положения муниципальных образований области, перспектив их развития обусловлен необходимостью выявления внутренней контрастности и устойчивости картины дифференциации территориальных образований Ярославской области. В самое ближайшее время необходимо провести ранжирование муниципальных образований по уровню их , развития и выделение характерных типов регионов. Проведенный предварительный анализ свидетельствует о значительной вариации большинства социально-экономических показателей среди районов области. Ярославская область крайне неоднородна, внутренне контрастна, картина дифференциации устойчива. Как можно предположить, исходя из результатов анализа, не менее мозаична ситуация и в самих муниципальных образованиях. Велик отрыв города от села, положение дел в сельской местности запущено, сельская местность продолжает оставаться слабым звеном хозяйственной структуры области. В более выигрышном положении находятся центральные районы, в менее - периферийные. Демографическая ситуация в центре более благополучна, население более зажиточно, эти районы наиболее урбанизированы, здесь сконцентрирована промышленность области. Наиболее высокие показатели по продуктивности сельского хозяйства, плотности занятых в сельском хозяйстве также в районе центра области и расположенных около него регионах. Самые резкие различия - между Ярославским районом и северными районами окраины области.
Необходимо провести оценку готовности районов области к развитию.
Сложившиеся на настоящий момент социально-экономические различия в развитии регионов доказывают необходимость значительной дифференциации подходов к их развитию и привлечению инвестиций.
5. Источники инвестиционных ресурсов
Общая потребность в инвестициях для развития Ярославской области составляет более 4 млрд. долларов, таких инвестиционных ресурсов на территории Ярославской области нет. Поэтому главными механизмами ресурсного обеспечения программы развития региона будут механизмы привлечения внешних и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.
Механизмы привлечения инвестиций существенно различаются в зависимости от различных источников и форм инвестиций. Поэтому необходимо четко определять, на какой источник инвестиций мы ориентируемся. Среди реальных и потенциальных источников инвестиций для региона можно выделить следующие.
Федеральный бюджет: его доля в сумме инвестиций области постоянно снижается, особенно если продолжать исполнять функцию региона-донора. Получение инвестиций из федерального бюджета осуществляется через отраслевые министерства и ведомства в рамках федеральных целевых программ. Ежегодно область подает заявки на участие в нескольких десятках таких программ на сумму около 1 млрд. рублей. Как правило, удовлетворяются эти заявки на 20-30%, а реально финансирование осуществляется на 80% от запланированных лимитов.
Областной и местные бюджеты: их наполняемость является индикатором качества работы местных властей. Определяются системой сбора налогов, бюджетной политикой, экономическим положением предприятий области и состоянием инвестиционной активности в области. Структура областного бюджета определяет активность притока в область инвестиций. Если инвесторы не находят в бюджете строк о поддержке инвестиционной деятельности, гарантиях по инвестиционным проектам, трудно убедить их в том, что область заинтересована в инвестициях больше, чем в решении текущих социальных проблем. Доля затрат на инвестиции из областного бюджета колеблется в пределах 8-12% от доходной части, что явно недостаточно. По опыту развитых стран эта доля должна составлять не менее 25%. Начиная с 2001 года предполагается с целью привлечения дополнительных финансовых потоков в регион и легализации внутриобластных инвестиционных ресурсов ввести практику направления в качестве субвенций (безвозвратного бюджетного финансирования) до 80% сумм, поступающих от предприятий в областной бюджет дополнительно за счет увеличения их налогооблагаемой базы, на цели их развития, 5% оставшейся суммы поступлений направлять на развитие малого бизнеса, остальные 15% - на пополнение доходной части областного бюджета.
Собственные средства предприятий - возможность их использования на цели развития пока ограничена, зависит также от системы налогов, экономического положения предприятий, условий для деловой активности в области. Несмотря на это, собственные средства предприятий составляют наибольшую долю в сумме инвестиции в экономику области. Необходимо разработать механизмы стимулирования использования собственных средств предприятии на инвестиционные цели.
Государственные бюджетные и внебюджетные фонды - в большинстве своем труднодоступны как инвестиционные ресурсы. Использование их ресурсов на цели развития региона наталкивается на законодательные запреты.
Частные финансовые и страховые компании, банки и пр. - наиболее перспективный источник, на который обращается и далее будет обращаться самое пристальное внимание.
Средства населения - перспективный источник, также требуется усиление внимания. На счетах в банках области у населения сосредоточены средства, превышающие в 1,5 раза областной бюджет. Однако в ближайшие годы этот источник не будет использован активно из-за неблагоприятной кредитной истории с недобросовестными финансовыми компаниями. Потребуется время для восстановления доверия населения к фондовому рынку и государственным ценным бумагам и активизация действий власти в этом направлении.
Средства зарубежных организаций - требуют повышенного внимания и разъяснения позиций. В частности, иностранные инвестиции позволяют обеспечить экспорт и поступление иностранной валюты, привнести новые технологии и новые методы управления в экономике, что помогает развитию и стимулированию новых рынков для местных отраслей промышленности.
6. Методы привлечения инвестиционных ресурсов, используемые
при реализации инвестиционной политики Ярославской области
6.1. Формирование объектов инвестирования
Для осуществления активной инвестиционной политики неотъемлемым элементом является процесс формирования объектов инвестирования, который может происходить разными путями. Среди основных можно назвать следующие:
- формирование областной адресной инвестиционной программы и перечня приоритетных инвестиционных проектов и программ, предполагающих различные формы бюджетной и внебюджетной поддержки и по сути представляющей программу развития области;
- разработка региональных целевых программ и участие предприятий и организаций области в федеральных целевых программах;
- инициирование и сопровождение процессов разработки программ и проектов развития предприятий и организаций;
- инициирование и сопровождение процессов разработки комплексных программ развития городов и районов.
6.2. Формирование позитивного климата для предпринимательства и инвестирования через:
- упрощение регистрационной процедуры, стабильную и эффективную систему налогообложения; актуализацию регионального законодательства для поддержки инвестиционной деятельности; развитие налогового кредита для базовых групп предприятии;
- ликвидацию государственного долга области, повышение ее кредитного рейтинга путем:
- осуществления долгосрочной программы реструктуризации государственного долга и долгов предприятий государству;
- оптимизации процесса бюджетного планирования;
- перехода на инвестоориентированный областной бюджет, осуществление областных займов исключительно на высокоэффективные инвестиционные проекты;
- обеспечения полного исполнения платежей в областной бюджет, в первую очередь, от тех предприятий и организаций, которым были предоставлены государственные гарантии;
- оптимизации государственных расходов путем, в первую очередь, повышения обоснованности социальных инвестиций на основе просчетов реальных потребностей в объектах социальной сферы;
- создание условий для развития фондового рынка, как одного из мощнейших инвестиционных механизмов, в качестве первого шага к этому -осуществление работы с предприятиями по выполнению требований ФКЦБ, достижению реальной открытости и "прозрачности" для партнеров и инвесторов, с этой целью организации размещения требуемой информации и СМИ и путем использования современных информационных технологий.
6.3. Использование возможностей средств массовой информации
Распространение сообщений о регионе как объекте для вложения капитала. Подготовка брошюр, информационных материалов, компакт-дисков. Пакет проектов, который мы предлагаем инвесторам, должен быть доступен в печатной и электронной форме. Ярославская область одной из первых выпустила компакт-диск для представления региона инвесторам. Регулярно выпускаются сборники по инвестиционному представлению области (за счет внебюджетных источников финансирования). Необходимо завершить SWOT-анализ по оценке конкурентных преимуществ Ярославской области.
6.4. Прямой маркетинг. (Под "прямым маркетингом" мы имеем в виду непосредственные контакты с потенциальными инвесторами, инициируемые со стороны Администрации области.)
6.5. Формирование группы мультипликаторов и партнеров Администрации области по привлечению инвестиции
Под термином "мультипликаторы" мы имеем в виду те лица или группы, которые не являются инвесторами, но представляют инвесторов и, следовательно, могут влиять на них или которые регулярно контактируют с ними и выступают в роли посредников в продаже наших сообщении инвесторам. Ими являются профессиональные советники, такие как бухгалтеры, юристы, консультанты, банки и коммерческие атташе посольств.
Как часть инвестиционной стратегии, управление инвестиционной и внешнеэкономической деятельности установило регулярные контакты с соответствующими мультипликаторами путем рассылки им брошюр и конкретных инвестиционных предложений, посещения их и приглашая их к нам. Это должна быть не одноразовая, а правильно спланированная на регулярной основе процедура, обеспечивающая качественное расширение уровня мультипликаторов.
Управлением инвестиционной и внешнеэкономической деятельности разработана технология формирования фирм-партнеров Администрации области по привлечению инвестиций, действующих на основе договоров о сотрудничестве. В настоящий момент такая система партнеров (более 20) работает, хорошо себя зарекомендовала и должна быть развита дальше.
6.6. Ведение страницы в сети Internet (Web-sites)
Ярославская область одной из первых сформировала свою страничку по инвестициям в Internet. Необходимо продолжить работу по ее актуализации и ввести соответствующие подразделы в муниципальных округах области.
6.7. Использование потенциала зарубежных представительств Ярославской области
Участие в торговых и промышленных ярмарках и выставках. Обмен делегациями.
Предоставление зарубежным представительствам Ярославской области широких полномочий в сфере привлечения инвестиций в регион.
6.8. Формирование инфраструктуры для осуществления инвестиционного процесса
Под инфраструктурой понимается система физических и юридических лиц, деятельность которых направлена на реализацию различных составляющих инвестиционного процесса. В Ярославской области уже действуют соответствующие организации.
На 2000-2003 годы поставлена задача создания таковых подразделений в каждом муниципальном образовании Ярославской области для выполнения следующих функций: сбор статистической информации и анализ на ее основе экономической структуры и потенциала района, информационное обеспечение предпринимателей по рынкам сбыта и партнерам по бизнесу, сбор заявок по программам развития и предложений по улучшению условий для производственной деятельности, поддержание развития новых технологий.
6.9. Работа в постинвестиционный период
Поддержание контактов с инвесторами после осуществления инвестиций - не менее важная функция региональной инвестиционной политики. Едва ли не самым важным является то, что существующие инвесторы - это лучшие рекомендации для будущих инвесторов. Таким образом, роль инвесторов, уже укрепивших свои позиции и прочно обосновавшихся на местном рынке, чрезвычайно важна по следующим причинам: они - источник будущих инвестиций; они могут привлечь новых потенциальных инвесторов, как то: поставщиков, клиентов, родственные компании. В этой связи выполнение обязательств перед инвесторами со стороны Администрации области, в том числе по предоставлению налоговых льгот - условие, не подлежащее обсуждению.
7. Организация и регулирование инвестиционного процесса на
территории Ярославской области
Зарубежные и российские эксперты отмечают как положительный уникальный опыт Администрации Ярославской области создание в своей структуре единого координирующего органа, формирующего региональную инвестиционную политику, оказывающего инвесторам помощь в получении необходимой информации и консультаций по всем регистрационным и разрешительным процедурам - департамента инвестиций, ныне управления инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.
Вместе с тем необходимо отметить, что привлечение инвестиций -результат коллективной работы. Необходимо прикладывать много усилий по координации действий всех отдельных участников проекта. Среди участников реализации проекта могут быть: областные и муниципальные подразделения по управлению государственной собственностью, коммунальные службы, телекоммуникационные службы, отделы регистрации предприятий, экспертные организации, университеты и другие высшие учебные заведения, местные банки и другие организации, торгово-промышленные палаты, организации, оказывающие транспортные, рекламные и прочие услуги, субконтракторы. Этот список может быть продолжен. Свою роль в привлечении иностранных инвестиций в регион могут сыграть местные строительные компании, гостиницы, фирмы бытового обслуживания и т.д.
Для того, чтобы достичь успеха в деле привлечения инвестиций, необходимо привлечь к сотрудничеству как другие фирмы, так и отдельных лиц. Взаимодействие всех участников дела, их профессиональные контакты, их собственный бизнес косвенно содействуют успеху привлечения инвестиций в регион и увеличивают число новых запросов. Этот эффект от перемножения большого количества усилий с разных сторон может быть очень сильным, его влияние на успех дела - огромным.
Активное сотрудничество субъектов социально-экономической и политической деятельности (представительных и исполнительных органов региональной власти и муниципальных образований) играет важнейшую роль в деле привлечения инвестиций.
Прямого и легкого пути достижения такого успешного взаимодействия нет. Создание его требует больших усилий от всех структур и длительного времени. Всеобщее понимание и признание необходимости координации из единого подразделения - важнейшее условие эффективной реализации стратегии привлечения инвестиций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Ярославской области от 6 октября 2000 г. N 674 "О Концепции государственной инвестиционной политики Ярославской области на период с 2000 до 2003 года"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован в газете "Губернские Вести" от 19 октября 2000 г. N 84 (1033)
Настоящий документ снят с контроля