Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Губернатора Ярославской области
от 14 ноября 2000 г. N 764
Программа
социально-экономического развития Ярославской области
на 2000-2003 гг. "От выживания к благополучию"
(основные положения)
17 июля 2002 г.
В предыдущие годы было принято большое количество различных программ. Но ситуация в экономической и политической жизни сегодня меняется настолько стремительно, что любые долгосрочные программы теряют свою актуальность и соответствие новым ориентирам. Практика показала, что необходимо перейти к принципиально новой модели планирования регионального развития, при которой на долгосрочную перспективу определяются основные цели и задачи, а на каждый год принимаются конкретные программы по их выполнению.
Программа социально-экономического развития Ярославской области - это комплекс документов, который включает в себя:
- основные направления социально-экономической политики Ярославской области;
- концепцию инвестиционной политики Ярославской области;
- основные положения бюджетной и налоговой политики Ярославской области;
- областные программы и проекты по конкретным направлениям развития Ярославской области.
Данный документ - описание основных положений Программы социально-экономического развития Ярославской области. Программа разработана по инициативе и под руководством Губернатора Ярославской области А.И. Лисицына силами структурных подразделений Администрации области при содействии ЗАО "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА".
Первый этап Программы охватывает период 2000-2003 гг. Главное отличие новой Программы в том, что она ориентирована на развитие и на создание в регионе, в структуре региональных органов власти и органов местного самоуправления стабильных финансовых, материальных и организационных предпосылок для устойчивого развития Ярославской области.
Главная задача Программы - задача экономического роста и на этой основе повышение качества жизни населения области. Ставка сделана на конкурентные преимущества Ярославской области, использование которых позволит решить поставленную задачу с наименьшими затратами.
Процесс разработки Программы развития региона не заканчивается ее написанием и утверждением. Ежегодно будет проводиться сравнение поставленных задач и достигнутых результатов, корректировка целей и внесение изменений в уже принятые документы. Основной принцип такой работы - согласование интересов разных социальных групп региона.
1. Предпосылки разработки Программы "От выживания к благополучию"
Предпосылки для разработки такой программы были заложены деятельностью Администрации области в течение последних восьми лет. Это в том числе совместная работа с экспертами института Гайдара, позволившая обучить специалистов областной Администрации методам государственного регулирования экономики в условиях переходного периода. Это создание первого в российской практике аналитического центра в структуре исполнительной власти, что принципиально изменило технологию принятия управленческих решений, позволило определить приоритеты в региональной социально-экономической политике. Это создание первого в структуре исполнительной власти инвестиционного департамента, который заложил основы новой региональной стратегии привлечения внешних инвестиций. По условиям работы, созданным для инвесторов, Ярославская область теперь входит в первую десятку регионов России. Это создание впервые в России в органах государственной власти - в департаменте государственного регулирования хозяйственной деятельности, системы качества на базе Международных стандартов ИСО серии 9000.
В начале 90-х годов потребовалось перейти от плановой социалистической экономики к рыночной, к экономической самостоятельности регионов, муниципальных образований, предприятий и организаций. Главной проблемой тогда стало решение задачи организации взаимовыгодного сотрудничества между властью и руководителями независимых предприятий и организаций.
Нарушение хозяйственных и технологических связей привело к спаду производства, который в 1999 году составил в сопоставимых ценах 42% от уровня 1990 года. По России этот показатель равен 50%. В результате анализа определилось одно из направлений наших совместных действий - это восстановление рынков сбыта для предприятий и организаций нашей области. В настоящее время составлены и подписаны соглашения с 50-тью регионами России и бывшими союзными республиками. Созданы и открыты три Торговых дома с участием Администрации области. Результатом этой работы явилось увеличение объема реализованной предприятиями продукции.
Второе главное направление региональной экономической политики прошедших лет - привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Не секрет, что инвестиционные валютные кредиты и в сельское хозяйство, и в промышленное производство тогда явились первым этапом на пути к формированию управляемого экономического процесса на территории области. Конечно, не все получалось, но велась проработка вариантов экономической стабилизации в регионе.
Итогом активных действий власти и бизнеса по этим двум направлениям стало сохранение экономического потенциала области, который сегодня занимает после Москвы и Московской области третье место в Центральной России. И не только сохранение, но и увеличение налогооблагаемой базы. В ярославской экономике наметилась положительная динамика развития. Достаточно высокие темпы роста поддерживает промышленность. По итогам 1999 года индекс физического объема составил 125,7%, за полугодие - 124,8%. Наиболее существенный прирост получен на таких предприятиях, как ОАО "ЭЛДИН", ОАО "ЯЗТА", ОАО "Автодизель", ОАО "Победа рабочих", ЗАО "Балканская звезда".
Подтверждением правильной промышленной политики, проводимой Администрацией области, являются итоги реализации российско-белорусской программы "Развитие дизельного автомобилестроения" и утверждение ее финансирования из Союзного бюджета Россия-Беларусь, создание МФПГ "БелРусАвто". Ее реализация дала возможность стабильно работать и вовремя получать заработную плату почти 40 тыс. жителям области. Дизелестроители за 1999 год увеличили производство в 1,6 раза, за 1 полугодие 2000 г. в 1,5 раза.
За 1992-1999 г.г. в Ярославской области было приватизировано около 1300 предприятий. Необходимо отметить, что передел собственности не закончился, и задача органов государственной власти не просто следить за происходящими процессами, но вмешиваться и управлять ими в пользу государства и конкретно нашей области.
Преобразование коллективной формы собственности в коллективно-долевую на селе не улучшило финансово-хозяйственного положения сельскохозяйственных предприятий. Падение объемов сельскохозяйственного производства продолжается в течение всего периода (1992-1999г). Не полностью оправдали ожидания крестьянские (фермерские) хозяйства, удельный вес производства которых в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции колеблется от 1,1 до 1,3%.
На селе руководители большинства хозяйств надеялись на более существенную поддержку из федерального и областного бюджета, которой в той экономической ситуации быть не могло. Но есть руководители, которые сами искали выход, не дожидаясь помощи сверху. И в нынешних условиях они работают довольно успешно. Это такие хозяйства как ПСК "Родина" Ярославского муниципального округа и СПК "Родина" Угличского муниципального округа, ЗАО "Пахма", ЗАО "Ярославский бройлер" и другие.
Благодаря специально выработанной политике Губернатора области в отношении селян, удалось не допустить обвального спада сельскохозяйственного производства, при ежегодном сокращении поголовья крупного рогатого скота область за счет повышения продуктивности дойного стада сохраняет объемы производства молока. В области внедрена голландская технология производства картофеля, продолжается работа по созданию долголетних культурных пастбищ.
Несмотря на заметное сокращение объемов инвестиций, за годы реформ в строительной отрасли удалось сохранить квалифицированные кадры и производственный потенциал, который сегодня превышает возможности инвесторов и позволяет решать задачи по строительству объектов любой сложности.
Начиная с 1992 года, ежегодно наращивается строительство жилья за счет личных средств граждан, в том числе и с привлечением кредитов. Темпы такого строительства за последние 8 лет выросли в области в несколько десятков раз. Кроме общеэкономических тенденций этому способствовал ряд своевременно принятых Администрацией области решений. Эффективный механизм финансирования строительства жилья найден и отработан в г. Ярославле, представляет собой привлечение средств граждан и юридических лиц через жилищные облигации мэрии. Предприятиями стройиндустрии ведется работа по освоению и выпуску конкурентоспособной строительной продукции.
Администрацией области сформирована система регулирования регионального транспортного рынка. Созданы новые структуры по координации деятельности субъектов бизнеса на транспорте. Это областное отделение Российской транспортной инспекции, государственное учреждение "Яроблтранском".
На сегодняшний день предприятия транспортного комплекса устойчиво обеспечивают потребность населения Ярославской области в перевозках.
Появились новые формы работы с транспортниками. Ежегодно для обеспечения стабильной перевозки населения в пригородном сообщении и покрытия убытков от них на протяжении последних 5 лет Администрацией области подписывается генеральное соглашение с управлением Северной железной дороги. Сумма взаимных обязательств ежегодно составляет порядка 60 млн. рублей. Развивается государственное предприятие "Аэропорт Туношна". За 1999 год - год становления аэропорта обслужено более 200 самолето-вылетов, перевезено более 7 тыс. пассажиров, реконструированы и действуют здание временного обслуживания пассажиров и таможенно-эксплуатационный комплекс, создан топливно-заправочный комплекс, создано 125 рабочих мест.
За последние 3 года в муниципальную собственность передано жилищного фонда общей площадью более 8 млн. кв. м, в результате чего объем фонда, находящегося в муниципальной собственности, увеличился более, чем в 3 раза.
Годовая потребность области на оплату топливно-энергетических ресурсов (без г. Ярославля) составляет почти треть собственных доходов областного бюджета.
Администрации области удалось подписать соглашения с основными поставщиками топлива: с нефтегазовой компанией "Славнефть", Межрегионгазом и управлением Северной железной дороги. Подписано соглашение с РАО ЕЭС. В этих соглашениях содержатся не только оперативные вопросы, но и вопросы перспективного развития нашего региона. Для более эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, учета финансовых потоков в области созданы новые институты управления: региональная энергетическая комиссия - департамент топлива и энергетики, нефтеинспекция, газовая компания Межрегионгаз.
В области продолжается работа по выполнению мероприятий, предусмотренных областной и муниципальными программами реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Постепенно увеличивается доля платежей населения в оплате предоставляемых услуг, хотя низкие темпы роста доходов населения области не позволяют довести ее до уровня установленного федерального стандарта (фактический уровень платежей населения в целом по области составляет около 40% при стандарте на этот год 70%).
Практика предыдущих лет показывает, что действенной поддержкой отечественного товаропроизводителя является инвестиционная политика, проводимая Администрацией области. Главными направлениями деятельности в этой области были:
- осуществление государственной поддержки приоритетных проектов и программ;
- формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности на территории области; ежегодно утверждается и реализуется региональная инвестиционная программа; в результате по сумме иностранных инвестиций на одного жителя Ярославская область за период с 1996 по 1999 гг. переместилась с 37 на 19 место в России; освоен выпуск более 100 наименований новых изделий, за последние три года получено более 200 млн. руб. дополнительных налогов в областной и местные бюджеты, сохранено и создано более 7 000 рабочих мест.
В области разработана и утверждена программа "Качество". В ходе ее реализации специалистами Германии подготовлено 39 аудиторов по качеству с сертификатами европейского уровня для проведения работы по сертификации качества на предприятиях области. Подготовлено более тысячи руководителей и специалистов по вопросам современного управления. В рамках реализации программы "Качество" 14 предприятий внедрили и провели у себя международную сертификацию данной системы, еще столько же готовятся к сертификации.
В переходном периоде в России и регионе появилась новая прослойка работодателей, это - представители малого бизнеса в лице малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Все эти годы Администрация области старалась не мешать новым росткам рыночной экономики, принимала решения в их поддержку. Одним из новых направлений в этой деятельности было создание положительного имиджа предприятий малого бизнеса, формирование у населения области идеологии поддержки людей, занимающихся малым бизнесом. Пришло понимание и того, что только при взаимодействии с властью можно твердо встать на ноги в своем бизнесе и занять достойное место в экономике региона. Большую работу в становлении малого бизнеса в области выполняла и продолжает успешно выполнять Ярославская Торгово-промышленная палата.
Сегодня мы можем назвать десятки молодых бизнесменов, которые успешно руководят производством, работают в коммерции, в финансовых структурах, создают новые рабочие места и участвуют в развитии региона.
Сила и устойчивость власти в заботе о человеке. Вот хронология действий Губернатора области и его команды в этом направлении за последние годы:
- решение всех пенсионных вопросов было приближено к месту жительства пенсионеров;
- одними из первых в России было принято решение о выплате 50% минимального размера пенсии необоснованно репрессированным гражданам;
- с 1992 года идет активное формирование служб социальной помощи на дому, создано 22 центра социального обслуживания населения;
- действует комплексная программа "Семья";
- сдан в эксплуатацию ряд объектов медико-социального стационарного обслуживания престарелых и инвалидов;
- получила поддержку зародившаяся в области акция "Забота" по оказанию помощи пожилым сельским жителям.
Очень сложно и болезненно происходил в области переход к рыночной экономике в начале 90-х, и, прежде всего, это касалось занятости населения, поиска своей ниши в новых условиях труда. Администрация области понимала, что в одночасье эту проблему не решишь, и установила тесное взаимодействие с департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области. Были приняты ряд решений в рамках реализации областной программы содействия занятости населения, в т.ч. "О самозанятости сельского населения", "Содействие занятости и адаптации молодежи к условиям рынка труда" и другие.
Согласно результатам обследований населения России по проблемам занятости, проводимым Госкомстатом России, уровень занятости населения в нашем регионе - 60,1% (по России - 54,8%). - это 9 место среди всех регионов. Численность безработных, официально зарегистрированных в службе занятости населения, уменьшилась по сравнению с 1996 годом, более чем в 4 раза.
В качестве основных направлений деятельности Администрации области в системе здравоохранения были избраны организация квалифицированной медицинской помощи и в первую очередь людям старшего возраста, бесперебойное лекарственное обеспечение для хронических больных.
В области работает программа государственных гарантий по обеспечению жителей области бесплатной медицинской помощью. Совместно с областным отделением Российского детского фонда реализуется программа по реабилитации детей, страдающих сахарным диабетом, детским церебральным параличом, инвалидов по слуху.
По предложению департамента здравоохранения и фармации с целью повышения эффективности работы лечебных учреждений только за последние два года было сокращено более 1000 неэффективно функционирующих коек. За последние 8 лет построены и введены в эксплуатацию крупные лечебно-профилактические учреждения, в т.ч. введено больниц на 600 коек, поликлиник на 2250 посещений.
За истекшие годы в условиях хронической нехватки средств главным направлением работы Администрации области было сохранение существующей сети учебных заведений, стабильности в педагогических коллективах и поддержание нормативных условий обучения в них. За период с 1992 по 2000 годы удалось построить 6 школ, открыть новые государственные учреждения для работы со школьниками. Проведена инвентаризация сети муниципальных образовательных учреждений, определены на ближайшую перспективу вопросы по оптимизации сети и их строительству.
Многие инициативы системы областного образования находили поддержку на уровне Министерства образования Российской Федерации. Сферу образования Администрация области и дальше будет считать важнейшим элементом социально-экономического развития Ярославской области, т.к. именно в ней происходит становление молодых людей, освоение ими ценностей общества, новых социальных навыков, овладение новыми видами деятельности.
Ярославская земля славилась и славится талантливой, инициативной молодежью. У нее есть свой взгляд на жизнь, свои мысли по ее обустройству. Губернатор области совершенно правильно ставит перед своей командой задачу о необходимости серьезно работать и востребовать в своей деятельности молодежные силы. Для непосредственного участия представителей молодежи в управлении социально-экономическим процессом и подготовки кадрового резерва власти в области создан и успешно работает третий состав молодежного Правительства. В рамках Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации "Центральная Россия" создан координационный совет по молодежной политике.
Бюджетно-налоговая политика - главный рычаг и зеркало любой власти. Основное направление бюджетной политики - увеличение бюджетных доходов. Сегодня, когда предприятия области начинают выходить из кризиса, у них появляется прибыль, мы вправе рассчитывать на серьезную прибавку доходов бюджета. И этому есть подтверждение. План по доходам областного бюджета в 1-ом полугодии текущего года выполнен на 127%. "Живых" денег поступило в 2,2 раза больше, чем за тот же период 1999 г. (85,1%) (734 и 331 млн. руб.).
В истекшем полугодии по сравнению с первым полугодием прошлого года недоимка промышленных предприятий перед областным бюджетом сократилась на 11 млн. руб. Эта тенденция будет закреплена и усилена мероприятиями Администрации области в сфере налоговой политики. Прежде всего, пополнение бюджета мы рассчитываем осуществить не за счет роста ставок налогов, а за счет повышения их собираемости со всех предприятий области. Сокращаются разного рода взаимозачеты и другие формы неденежных расчетов.
Благодаря всем этим действиям, область вышла на те положительные результаты в экономической и политической жизни области, которые дали возможность сегодня перейти к новой социально-экономической Программе развития региона.
2. Проблемы социально-экономического развития Ярославской области
2.1. Негативные тенденции в демографии Ярославской области. Численность постоянного населения продолжает сокращаться. Одним из наиболее серьезных последствий такой тенденции становится проблема сокращения трудовых ресурсов области.
2.2. Социальное расслоение общества - высокая дифференциация доходов населения и вытекающие из нее различия в уровне и структуре потребления. В настоящее время средний размер дохода наиболее обеспеченного населения в 8 раз превышает доход малоимущих. Данная проблема усугубляется тем, что в группе с самой низкой средней заработной платой оказались работники интеллектуальной сферы (образования, здравоохранения, культуры), тех профессий, от которых в первую очередь зависит наше будущее благополучие и безопасность.
Наблюдается рост доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, которая сегодня превышает 30% от общей численности населения области (против 20% в 1996 году). Как следствие, произошло разделение совокупного спроса на массовый и элитарный. Характерной особенностью массового спроса является противоречие между существующими технологическими возможностями его удовлетворения и низкими доходами потенциальных потребителей. Элитарный спрос в настоящее время в основном ориентирован на потребление товаров и услуг, производимых за пределами области.
2.3. Снижение качества трудовых ресурсов. В результате значительного сокращения объемов производства, слабых темпов технического перевооружения и недостаточного внимания к вопросам профессиональной переподготовки снижается квалификация персонала действующих предприятий. Серьезную озабоченность вызывает состояние здоровья детей. Положение с качеством трудовых ресурсов усугубляется проблемами образования: неполное финансирование данной сферы с момента перехода к рыночным экономическим условиям создало угрозу снижения качества предоставляемых знаний.
2.4. Снижение качества производственных ресурсов (прежде всего основных производственных фондов) началось еще в дореформенный период и усугубляется просчетами, допущенными в ходе социально-экономических преобразований. Именно этот фактор оказывает решающее воздействие на уровень производительности труда. Техническое переоснащение производства может скомпенсировать сокращение трудовых ресурсов и стать основой расширения масштабов товарного производства, а значит и новых возможностей региональной экономики.
2.5. Ресурсное ограничение, в первую очередь, энергетический фактор. События последнего времени указывают на высокую степень вероятности наложения ценовых или объемных ограничений на потребление энергетических ресурсов. В связи с этим возрастает актуальность проработки на государственном уровне вопросов энергосбережения, внедрения передовых технологий сжигания традиционных видов топлива, развития местной энергетической базы, использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, создания конкурентной среды на рынке электроэнергии и развития конкуренции на рынке нефтепродуктов.
3. Приоритетные направления развития Ярославской области. Механизмы их реализации
Основные приоритеты развития Ярославской области на 2000-2003 г.г. связаны с преодолением негативных тенденций в социально-экономическом развитии и с созданием условий для деловой активности в регионе, для структурной перестройки экономики путем смещения акцентов в сторону высокоэффективных производств и сферы услуг и использования конкурентных преимуществ нашей области.
3.1. Среди приоритетных направлений развития выделены следующие:
3.1.1. Повышение качества жизни населения, качества здравоохранения, образования, обеспечение социальных гарантий, осуществление адресной социальной помощи, оздоровление экологической обстановки, обеспечение равных условий доступности благ и услуг культуры, образования, медицины, социального обеспечения для всех слоев населения, усиление правопорядка; обеспечение устойчивого роста заработной платы работников бюджетной сферы с учетом тенденций увеличения заработной платы в отраслях экономики.
Механизмы повышения качества здравоохранения:
- существенное увеличение расходов областного бюджета на здравоохранение и на этой основе обеспечение доступности гарантированного минимума бесплатной медицинской помощи на качественном уровне;
- реализация территориальной программы государственных гарантий на охрану здоровья населения;
- создание единой и экономически целесообразной сети учреждений здравоохранения на территории области, увеличение разнообразия организационно-правовых форм медицинских организаций;
- внедрение новых технологий в профилактике заболеваний и лечебно-диагностическом процессе;
- приобретение нового современного медицинского оборудования;
- концентрация современного медицинского оборудования в специализированных лечебных учреждениях;
- улучшение лекарственного обеспечения и усиление контроля качества лекарственных средств; регулирование цен на медикаменты первой необходимости и разумную централизацию их закупок для нужд медицинских учреждений;
- профилактика младенческой и материнской смертности;
- осуществление в установленном порядке контроля за правильным и эффективным использованием бюджетных средств и средств фонда ОМС, контроля качества и соблюдения правил предоставления медицинской помощи, совершенствования взаимодействия с федеральными структурами по вопросам организации медицинского обслуживания населения;
- расширение рынка платных медицинских услуг;
- поддержка сети санаторно-курортных учреждений области;
- развитие массовой физической культуры и спорта.
Механизмы обеспечения качества образования, адекватного современным потребностям общества:
- реформирование экономики образования (переход образовательных учреждений в статус самостоятельных хозяйствующих субъектов);
- формирование системы государственно-общественного управления образованием;
- реструктуризация сети образовательных учреждений (особенно в сельской местности), оптимальная организация образовательного пространства каждого муниципального округа, обеспечение подвоза учащихся из отдаленных населенных пунктов к месту учебы;
- формирование регионального компонента высшего образования;
- использование потенциала ярославских вузов в разработке и реализации программ социально-экономического развития области;
- отработка методов прогнозирования и регулирования основных пропорций подготовки специалистов с высшим образованием;
- содействие формированию заказа на подготовку специалистов с высшим образованием для хозяйственного комплекса области.
Механизмы обеспечения социальных гарантий:
- формирование государственного управления развитием и совершенствованием системы социальной защиты населения, имея в виду прежде всего ее адресность, распространение имеющегося передового опыта, новых форм социального обслуживания семей, пожилых граждан, инвалидов, детей;
- персональный учет и персональное распределение государственных субсидий в социальной сфере;
- дальнейшее развитие различных типов учреждений социального обслуживания, укрепления их материально-технической базы путем строительства новых и реконструкции имеющихся зданий, обновления технологического, медицинского и реабилитационного оборудования, парка автотранспортных средств;
- расширение спектра социально-бытовых услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста и инвалидам через Центры социального обслуживания населения, развитие службы "Социальное такси", отделений медико-социального обслуживания, отделений реабилитации;
- создание на территории области единой модели социально-геронтологической помощи;
- разработка и реализация целевых программ по социальной поддержке различных незащищенных категорий граждан; в том числе областных программ "Социальная поддержка старшего поколения", "Реабилитация инвалидов", "Семья";
- взаимодействие с общественными благотворительными и религиозными организациями, ассоциациями и фондами, предприятиями и организациями с целью привлечения дополнительных средств для реализации социальных программ, проведения благотворительных акций;
- расширение комплекса мер по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков области;
- формирование правовых и организационных основ для развития институтов социально-культурной сферы, создающих возможность мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и обеспечение на этой основе высокого качества и возможности выбора населением предоставляемых социальных услуг.
Механизмы сохранения культурного наследия региона, создания новых культурных ценностей, достижения равных условий доступности благ и услуг культуры и туризма:
- формирование модели государственного управления и финансирования сферы культуры, адекватного современным экономическим и политическим условиям, в том числе разработка методологии формирования бюджета расходов области на культуру;
- развитие системы государственных грантов на поддержку деятельности в сфере культуры;
- разработка и реализация государственных программ в сфере культуры;
- создание условий для инвестирования в культурную деятельность, а также механизма льготного налогообложения субъектов культурной деятельности и субъектов туристической деятельности, работающих на въездной туризм;
- укрепление, обновление и модернизация материально-технической базы и единого информационного пространства в отрасли, в том числе на базе развития учебно-методического и информационного центра;
- развитие системы государственного управления использованием памятников истории и культуры, путем создания сети постоянных представителей в каждом муниципальном округе;
- информационная поддержка и продвижение турпродукта за пределы области.
Механизмы оздоровления экологической ситуации в области:
- государственная поддержка внедрения новых экологически безопасных технологий и проектов, модернизации технологических процессов;
- ужесточение контроля за применением неэтилированного бензина;
- строительство обводных дорог и транспортных развязок;
- государственное содействие и контроль за вводом в эксплуатацию на предприятиях области газоочистных установок;
- очищение водной среды (поверхностных и подземных вод) путем повышения мощности и качества очистных сооружений и строительства сетей ливневой канализации с очистными сооружениями на площадках промышленных зон;
- развитие национального парка "Плещеево озеро", заказников и других уникальных природных объектов;
- осуществление мер по предотвращению возможных крупных техногенных аварий и профилактике здоровья населения, в частности решение гидрологической проблемы в г. Ростове, проблемы накопления донных отложений озера Неро, проблемы накопления кислых гудронов на Ярославском нефтеперерабатывающем заводе им. Менделеева.
Механизмы укрепления правопорядка.
В целях координации и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка будет продолжена реализация программ "Борьба с преступностью", "Повышение безопасности дорожного движения", "Пожарная безопасность и социальная защита", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", "Содействие трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы".
3.1.2. Создание благоприятных условий для развития производства. Стимулирование и содействие расширению рынков сбыта продукции и услуг Ярославских предприятий и организаций
Определяя приоритеты развития экономики, мы понимаем, что не все они в равной степени подходят для всех предприятий и организаций. Сегодня в экономике области сложилась ситуация, когда часть предприятий осталась в состоянии стагнации, другая часть - заняла стабильные позиции на рынке, например ЗАО "Гаврилов-Ямский льнокомбинат", ОАО "Русьхлеб", ЗАО "Красный перевал", ЗАО "Хром", ЗАО "Новый Мир". А есть и такие, которым удалось за последние несколько лет сделать настоящий прорыв, внедрить новейшие технологии и обеспечить свое устойчивое развитие на много лет вперед. Имеются в виду такие предприятия, как ОАО "Рыбинские Моторы", ОАО "Ярославский шинный завод", ОАО "Холодмаш", ОАО "Лакокраска", ОАО "Победа рабочих", ОАО "Ярпиво", ЗАО "Балканская звезда", ОАО "Славтефть-Ярославнефтеоргсинтез", ОАО "Компания "Славич", ОАО "Ярославский технический углерод" и некоторые другие.
Естественно, в отношении развития этих трех групп предприятий будут предложены разные подходы. В этом разделе перечислены лишь ключевые механизмы, в большей или меньшей степени актуальные практически для всех групп предприятий. Они ориентированы на создание на основе научного и технического потенциала региона условий для выпуска конкурентной продукции, отличающейся новизной и высоким качеством.
Механизмы:
Закон Ярославской области от 11 марта 1997 г. N 7-з "О государственно-правовых гарантиях исполнения обязательств на территории Ярославской области" утратил силу. См. Закон Ярославской области от 14 февраля 2001 г. N 4-з "О государственно-правовых гарантиях Ярославской области"
- содействие внедрению на предприятиях инновационных технологий, поддержание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности на территории области; в первую очередь эти условия определяются действующими на территории области законами: "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области", "Об основах промышленной политики Ярославской области" и "О концепции промышленной политики Ярославской области на 1998 -2001 г.г.", "О научно-технической политике Ярославской области", "О государственно-правовых гарантиях исполнения обязательств на территории Ярославской области" ; в эти документы будут вноситься изменения в соответствии с изменениями в экономике и в российском законодательстве;
- оказание первоочередной поддержки в виде налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, льготной арендной платы, материально-технического обеспечения инновационным, ресурсосберегающим и экспортно-ориентированным проектам, в том числе проектам внедрения международных стандартов по качеству;
- координация со стороны органов власти взаимодействия с научными центрами, вузами и организациями, взаимодействия малого предпринимательства и крупного производства, разделения сфер приложения их усилий: первые - разрабатывают и внедряют, вторые - серийно производят; обеспечение данной формы сотрудничества предприятий финансовыми средствами, прежде всего, путем развития венчурного финансирования;
- привлечение на территорию области из других регионов и стран компаний для развития отраслей, связанных с производством, продвижением и использованием наукоемких продуктов; практическим инструментом реализации данного направления станет организация в Ярославской области территорий ускоренного экономического развития;
- создание общественного совета по зарубежным рынкам и инвестициям, поддержка международных обучающих программ;
- осуществление системы мер государственного регулирования цен на продукцию, товары и услуги естественных монополистов, обеспечивающей бесперебойное функционирование народнохозяйственного комплекса и удовлетворения первоочередных потребностей населения;
- продолжение осуществления областной программы "Качество";
- продолжение осуществления областной программы поддержки малого предпринимательства, ориентированной на то, чтобы изменить условия предпринимательской деятельности, сделать ее более привлекательной и за счет этого инициировать процессы изменений ее результативности;
- закрепление первенства области в производстве авиационных двигателей на базе ОАО "Рыбинские Моторы"; в производстве новых моделей шин Ярославским шинным заводом; удерживание ведущих позиций по экспорту машиностроительной продукции на рынках Украины и Белоруссии;
- государственное содействие широкому применению новых информационных технологий в отраслях непроизводственной сферы: в образовании, торговле, в сфере банковских и страховых услуг;
- информатизация производственно-коммерческой деятельности, содействие государства использованию современных средств телекоммуникаций, позволяющих сторонам заключать торговые сделки и осуществлять платежи непосредственно в режиме реального времени.
3.1.3. Увеличение доли сферы услуг в структуре валового регионального продукта
Механизмы:
- развитие въездного и внутреннего туризма и туристической инфраструктуры;
- содействие малому предпринимательству в высокоэффективных сферах деятельности, таких как, торговля, общественное питание, информационные технологии;
- максимальное упрощение процедуры регистрации предпринимателей, переход к заявительной форме получения соответствующих лицензий;
- реализация программы "Государственной поддержки деятельности в сфере информационных технологий на 2000-2003 г.г.";
- завершение строительства культурно-спортивного комплекса "Арена-2000".
3.1.4. Сохранение и развитие энергетических и природных ресурсов области
Механизмы:
- внедрение и коммерциализация ресурсосберегающих технологий,
развитие энергопроизводящих мощностей, достижение энергодостаточности области;
- реализация областной программы энергосбережения.
3.1.5.Развитие транспортной инфраструктуры
Механизмы:
- долгосрочное планирование строительства дорог и повышение их безопасности;
- проработка механизма платных дорог;
- преодоление транспортных ограничений для развития предприятий;
- продолжение строительства и реконструкции таких важнейших объектов, как мост через реку Волгу, автовокзал в г. Ярославле, аэропорт "Туношна".
3.1.6. Уменьшение зависимости областного продовольственного рынка от импорта продуктов питания, создание конкурентоспособного устойчивого сельскохозяйственного производства
Механизмы:
- в настоящее время за счет собственного производства область имеет возможность полностью обеспечивать себя такими продуктами питания, как картофель, овощи, яйца, в достаточном количестве - молоком и молокопродуктами; по другим важнейшим видам продовольствия и сырья область должна создать условия для увеличения собственного производства, развитие интеграционных связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими и обслуживающими предприятиями, создание формирований холдингового типа, связывающих в единый процесс производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
- реализация "Программы развития льняного комплекса Ярославской области", которая даст возможность обеспечить текстильные предприятия области собственным сырьем, увеличить выпуск экологически чистых высококачественных тканей и изделий из льна, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках, повысить размеры экспорта;
- поддержка личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективного садоводства и огородничества, с этой целью предусматривается дальнейшее развитие программы "Самозанятость";
- создание сельскохозяйственных потребительских и кредитных кооперативов, формирование эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции;
- создание оптовых продовольственных рынков, организация агросервисного обслуживания предприятий АПК;
- завершение создания единой системы информационного обеспечения агропродовольственного рынка.
В результате сохраняющегося и не компенсируемого в необходимой степени межотраслевого диспаритета цен (опережающего роста цен на промышленную продукцию по сравнению с ценами на продукцию сельского хозяйства) образовался дефицит собственных оборотных средств сельскохозяйственных предприятий. Следствием этого является физический и моральный износ материально-технической базы и ухудшение плодородия земель, подрывающие саму основу эффективности сельскохозяйственного производства. В этих условиях объем средств, ежегодно выделяемых на развитие агропромышленного комплекса области, составит не менее 10% общей суммы расходов областного бюджета. Государственная поддержка будет осуществляться путем экономической поддержки программ, обеспечивающих развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства, определяющих технологический и технический прогресс в агропромышленном комплексе, предоставления льгот сельхозтоваропроизводителям по тарифам на энергоресурсы, создания для них фонда льготного кредитования, увеличения ресурсов областного лизингового фонда. Формы предоставления поддержки будут совершенствоваться.
3.1.7. Формирование и поддержка высококвалифицированной рабочей силы
Механизмы:
- поддержка долгосрочных программ обучения и переподготовки, развитие программы содействия занятости молодежи, стимулирование спонсорской активности предприятий; обучение по программам "Как открыть свое дело";
- исходя из ситуации на рынке труда, характеризующейся замедлением роста и снижением официально регистрируемой безработицы, обеспечение взвешенной политики занятости: с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;
- осуществление дополнительных выплат из областного бюджета для стимулирования прихода молодых специалистов в учреждения бюджетной сферы.
3.1.8. Поддержка жилищного домостроения
Механизмы:
- государственное субсидирование и кредитование частных лиц, покупающих первую квартиру или строящих дом;
- расширение строительства дешевых домов и ускорение сроков домостроения;
- разработка предложений по ускорению и упрощению процедуры передачи земельных участков под новую застройку;
- продолжение участия юридических и физических лиц Ярославской области в федеральных целевых программах жилищного строительства "Жилище", "Свой дом", "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас", а также в аналогичных программах, принятых на уровне области, в частности новый импульс получит областная программа ипотечного кредитования.
3.2. Определение территориальных приоритетов развития
Анализ показал значительную вариацию уровня развития районов области. Не менее мозаична ситуация и в самих муниципальных образованиях. Велик отрыв города от села, сельская местность продолжает оставаться слабым звеном хозяйственной структуры области. Величина среднедушевых доходов районных бюджетов часто различается в несколько раз. В более выигрышном положении находятся центральные районы, в менее - периферийные. Самые резкие различия сложились между Ярославским районом и северными районами области. Сложившиеся на настоящий момент социально-экономические различия в развитии районов доказывают необходимость разных подходов со стороны Администрации области к их развитию и привлечению инвестиций. С этой целью предполагается пересмотреть политику развития сельских территорий, создать центры развития муниципальных округов по опыту Центра некоммерческого партнерства в г. Переславль-Залесский, Фонда Возрождения Ростова Великого, Агентства развития и инвестиций "Золотое кольцо" Угличского муниципального округа.
Общая потребность в инвестициях для развития Ярославской области составляет более 4 млрд. долларов, таких инвестиционных ресурсов на территории Ярославской области нет. Поэтому главными механизмами ресурсного обеспечения Программы развития региона будут как механизмы повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, так и привлечения внешних ресурсов. К таким механизмам относятся региональная инвестиционная политика, бюджетно-налоговая политика и политика управления государственной собственностью.
4. Основные положения инвестиционной, бюджетно-налоговой политики и политики управления государственной собственностью, обеспечивающие развитие Ярославской области
4.1. Для обеспечения процессов развития предполагается использовать средства внешних инвесторов, в том числе зарубежных. Технологии их привлечения подробно изложены в Концепции государственной инвестиционной политики Ярославской области до 2003 г.г.
4.2. С целью привлечения дополнительных инвестиций в регион и пополнения областного бюджета, начиная с 2001 года предполагается направлять на развитие предприятий области до 80% сумм, дополнительно поступающих от этих предприятий в областной бюджет в качестве налогов; дополнительные поступления ожидаются за счет увеличения налогооблагаемой базы относительно базы на 01.01.2000 г.; 5% оставшейся суммы налогов будет направляться на развитие малого бизнеса, остальные 15% - на пополнение доходной части областного бюджета.
4.3. С целью ликвидации государственного долга области и повышения ее кредитного рейтинга предполагается:
- осуществление долгосрочной программы реструктуризации государственного долга и долгов предприятий государству;
- обеспечение полного исполнения платежей в областной бюджет в первую очередь от тех предприятий и организаций, которым были предоставлены государственные гарантии, или государственная поддержка в иных формах;
- оптимизация процесса бюджетного планирования, в первую очередь оптимизация планирования расходов путем повышения обоснованности социальных инвестиций на основе просчетов реальных потребностей населения области в объектах социальной сферы;
- ограничение и ужесточение требований при предоставлении новых государственных гарантий по инвестиционным проектам и переход на залоговые схемы обеспечения обязательств перед инвесторами;
- осуществление областных займов исключительно на высокоэффективные инвестиционные проекты.
4.4. С целью повышения ответственности и заинтересованности муниципальных образований при формировании собственной налогооблагаемой базы по ряду расходов местных бюджетов будут четко обозначены доли их финансирования из областного бюджета.
4.5. Будет достигнуто четкое разделение сфер ответственности между областным уровнем власти и уровнем местного самоуправления, найдены и реализованы механизмы совершенствования межбюджетных отношений, направленные на соответствие доходов и расходов по каждой территории. Распределение средств из областного бюджета по районным составляет основу межбюджетных отношений. Сегодня четверть областного бюджета - это выплаты муниципальным бюджетам. Найти механизмы оптимального распределения этих выплат, чтобы помощь получили действительно бедствующие не по своей вине муниципальные образования, а те, у которых есть потенциал, научились его эффективно использовать и достигать самодостаточности - главная задача финансистов и экономистов.
4.6. С целью реализации государством функций активного собственника по отношению ко всем государственным объектам будет оптимизировано количество этих объектов.
4.7. С целью обеспечения контроля за сохранностью и использованием государственного имущества, а также за деятельностью руководителей предприятий, управляющих материальными активами и финансовыми потоками возглавляемых ими предприятий, в том числе контроля за поступлением в бюджет доходов от использования имущества области, будет сформирован реестр недвижимости областной собственности.
4.8. Для решения задач эффективного управления государственными унитарными предприятиями государством будут определены цели деятельности применительно к каждому предприятию, повышены требования к их руководителям.
Постановлением Губернатора Ярославской области от 17 июля 2002 г. N 485 в пункт 4.9 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
4.9. Применительно к каждому случаю управления акциями и долями, находящимися в собственности Ярославской области, будет определена и зафиксирована его цель, которой должны руководствоваться представители государства в органах управления акционерных и хозяйственных обществ.
Таковы основные направления социально-экономического развития Ярославской области на ближайшие три года и механизмы их реализации.
Предполагается, что реализация этой программы позволит получить к началу 2004 года следующие результаты:
1. Объем производства промышленной продукции 60943,8 руб. на душу населения (в 1999 году этот показатель составлял 23495,6 руб.)
2. Среднемесячная заработная плата 4800 руб. (в 1999 году этот показатель составлял 1346 руб.)
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Ярославской области от 14 ноября 2000 г. N 764 "О программе социально-экономического развития Ярославской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.