Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Состояние и основные проблемы развития муниципальной
системы образования
Подраздел 1. Краткая характеристика муниципальной системы образования
Муниципальная система образования города в целом характеризуется стабильностью и устойчивостью, типовым и видовым разнообразием образовательных учреждений, наличием муниципального компонента нормативной правовой базы.
Она представляет собой разнообразную, многофункциональную сеть учреждений образования различных типов и видов, реализующих вариативные образовательные программы, позволяющие удовлетворять запросы населения в соответствии с интересами и склонностями детей.
Город имеет значительное количество объектов культуры и спорта, которые могут быть использованы в интересах образования. Образование города восприимчиво к передовым образовательным и управленческим технологиям. Большое количество семинаров и конференций по проблемам образования различного уровня, проводимое в Ярославле, позволяет, с одной стороны, аккумулировать в городе научный и практический опыт российских территорий, а с другой стороны транслировать свой опыт работы. Возможность качественного улучшения кадрового потенциала системы, заинтересованность в развитии образования органов местной власти, местного сообщества позволяют говорить о значительном потенциале города для развития образования.
За последние два года в социуме города произошли существенные изменения, которые оказывают непосредственное влияние на муниципальную систему образования:
- наметилась тенденция к оздоровлению экономики города и оживлению деятельности промышленных предприятий;
- выросла толерантность населения по отношению к платным услугам, в т.ч. образовательным;
- изменилась демографическая ситуация (уменьшается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста),
- повысились требования к качеству общего образования со стороны ВУЗов и рынка труда,
- продолжается дифференциация населения по доходам и отношению к образованию (некоторые родители готовы платить за качественное образование детей),
- появляется реальная возможность выбора учащимися и их родителями образовательного учреждения.
В 1999/2000 учебном году в Ярославле работали (таблица 1):
- 183 дошкольных образовательных учреждения, которые посещали 20790 детей,
- 100 общеобразовательных учреждений различных видов, в которых обучались 74745 учащихся,
- 42 учреждения дополнительного образования детей, в которых занимались 27830 человек.
В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников составила 409 человек. Функционирует сеть школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии.
В вечерних (сменных) общеобразовательных школах обучаются по очной и очно-заочной формам обучения 2618 детей и подростков.
В образовательных учреждениях города занято свыше 17 тысяч работников, среди них более 10 тысяч педагогических работников, из которых 1282 человека имеют высшую квалификационную категорию.
Только в 1999г. 18 педагогов были награждены государственными орденами и медалями, 8 - получили почетное звание "Заслуженный учитель России". В сентябре 2000г. почетное звание "Заслуженный учитель России" получили еще 18 педагогических работников, 6 человек награждены государственными орденами и медалями.
Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. В городе функционируют 3 гимназии, школа с лицейскими классами, сеть школ с углубленным изучением отдельных предметов, начальные школы-детские сады, учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, открыто дошкольное учреждение с гибким режимом работы и гувернерскими группами.
За последние годы открыто 18 новых учреждений, в т.ч.три школы-новостройки.
Основные показатели муниципальной системы образования
в настоящее время
1. Дошкольное образование
Число ведомственных дошкольных учреждений, всего 20
Число муниципальных дошкольных учреждений, всего 183
в том числе на капитальном ремонте 4
Количество мест в них 24620
Количество групп 1137
Количество детей 20790
Количество компенсирующих групп 168
Количество детей в них 2112
Количество групп для часто болеющих детей 94
Количество детей в них 1439
2. Общее образование
Число общеобразовательных школ, всего: 89
из них: начальные 5
в том числе начальная школа-детский сад 3
основные 1
средние (полные) 83
в том числе гимназий 3
школ с лицейскими классами 1
школ с углубленным изучением
отдельных предметов 9
Численность учащихся школ, всего из них 73246
в начальных 334
в том числе в начальной школе-детскому саду 228
в основных 507
в средних (полных) 72405
Общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот
и детей, лишенных попечения родителей 1
Численность воспитанников в ней 204
Открытые (сменные) общеобразовательные школы
(ОСОШ, ВСШ), всего 8
Число учащихся в них 2618
3. Система специальных (коррекционных), санаторных школ,
школ-интернатов и детских домов
Число специальных (коррекционных) начальных
школ-детских садов 1
Число специальных (коррекционных) школ 2
Численность учащихся 361
Число специальных (коррекционных) школ-интернатов 4
Численность воспитанников школ-интернатов 401
Кроме того дошкольников 40
Число санаторных школ и школ-интернатов 3
Численность учащихся в них 533
Количество детских домов 4
в них детей 205
Количество детей, состоящих на учете в органах опеки и
попечительства 1207
из них получают денежное пособие 825
4. Дополнительное образование.
Общее количество учреждений дополнительного образования
(УДО), всего 42
из них: ДЮСШ 17
стадионы 1
детские оздоровительные центры (лагеря) 2
центры, клубы, дома, станции и др. 20
прочие УДО 2
Число учащихся, занимающихся в них 27530
из них: в ДЮСШ 9767
в детских оздоровит. центрах (лагерях):
плановое кол-во мест 600
в центрах, клубах, домах, станциях и др. 17463
Число межшкольных учебных комбинатов 8
в них учащихся 9306
5. Прочие учреждения.
Центры психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям (диагностики, консультирования,
реабилитации) 5
Фильмотеки 2
Центры обеспечения функционирования образовательных
учреждений 7
Логопедические пункты 6
6. Общие показатели по отрасли "Образование".
Фактические расходы на содержание образовательных
учреждений, всего (тыс.руб.) 384795,9
Всего работников в образовательных учреждениях 17216
Всего учреждений 361
Значимую роль в социокультурном и образовательном пространстве города играют учреждения дополнительного образования, продолжающие способствовать обогащению культуры и традиций воспитания детей.
Дополнительное образование - персонализированный компонент, обогащающий общее образование, создающий для личности, семьи, каждого образовательного учреждения зону перспективного развития.
В городе значителен потенциал профессиональной школы, сложились серьезные деловые отношения средней и высшей школы в деле профориентации учащихся и их довузовской подготовки.
Подраздел 2. Проблемы образования
Развитие муниципальной системы образования происходит в сложный период, вызванный воздействием дестабилизирующих факторов, среди которых основными являются:
- социальная и экономическая нестабильность в обществе,
- дефицит финансовых средств в связи со сложившимся положением в экономике;
- неполнота нормативной правовой базы в области образования;
- неполное исполнение норм законодательства в области образования.
Кроме того в системе сохраняются:
- глубокие структурные диспропорции между предложением образовательных услуг и потребностями, формирующимися обществом и развивающимся рынком труда;
- преобладание трансляции знаний над воспитанием навыков и ценностей, репродуктивных технологий обучения;
- субъективизм в оценке результативности и качества образования;
- проблемы в преемственности уровней дошкольного образования и начального общего образования, начального общего и основного общего образования;
- проблемы разрыва преемственности уровней общего образования и высшего профессионального образования из-за необоснованных требований высшей школы к уровню подготовки выпускников средних школ;
- закрытость учреждений муниципальной системы образования для общественности и потенциальных партнеров;
- неготовность родительской общественности к активному участию в образовательном процессе;
- инертность и несвоевременность реагирования учреждений на изменения внешней среды, изменения потребностей личности, социума и рынка труда;
- тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов,
- отток молодых и квалифицированных специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических работников образовательных учреждений.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. По данным министерства образования Российской Федерации, только 10% выпускников средней школы относятся к категории вполне здоровых, 50% школьников страдают хроническими заболеваниями. В Ярославле за последние 5 лет число учащихся, состоящих на диспансерном учете, возросло в 2 раза.
Здоровый ребенок становиться уникальным явлением нашего времени. По данным управления здравоохранения мэрии г. Ярославля, с 1994 по 1999 г.г. общая заболеваемость школьников возросла с 594,3 до 665,0 на 1000 человек, число учащихся, стоящих на диспансерном наблюдении врачей-специалистов с 17 до 35,9%. Повсеместно в молодежной среде отмечается рост таких явлений, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, ранние и беспорядочные половые связи, которые переходят в социальные заболевания. Вредные привычки становятся одним из главных факторов нездоровья подрастающего поколения.
Важнейшими проблемами также являются:
- существенное опережение темпов износа зданий учреждений образования над темпами их реконструкции и нового строительства;
- адаптация в муниципальной системе образования нерусскоязычного населения, прибывающего из других стран и территорий;
- восстановление на новом уровне воспитательного потенциала образовательных учреждений;
- достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры.
Существует проблема сохранения единства городского образовательного пространства в условиях определившейся новой структуры управления образованием города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.