Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Ярославской области
от 8 ноября 2000 г. N 197-а
Администрация Ярославской области
департамент образования
Программа
развития образования в Ярославской области на 2001-2003 годы
и перспективы по 2005 год
Паспорт программы
Наименование Программа развития образования в
Программы Ярославской области на 2001-2003 годы и
перспективы по 2005 год (далее Программа)
Государственный Администрация Ярославской области
заказчик Программы
Директор Программы Степанова Т.А., директор департамента
образования, Заслуженный учитель РФ,
кандидат педагогических наук
Научный Рожков М.И., директор Института педагогики
консультант и психологии ЯГПУ, доктор педагогических
Программы наук, профессор
Основные департамент образования Администрации
разработчики Ярославской области, Центр региональных
Программы проблем образования Института педагогики и
психологии ЯГПУ, Институт повышения
квалификации работников образования
Главная цель создание условий и механизмов для развития
Программы образования и саморазвития всех участников
образовательного процесса
Задачи Программы 1. Перевод учреждений образования в статус
самостоятельных хозяйствующих субъектов на
основе нормативного (подушевого)
финансирования.
2. Совершенствование и развитие
государственных механизмов управления
качеством образования.
3. Формирование общественных механизмов
управления качеством образования.
4. Обеспечение оптимальной организации
образовательного пространства каждого
муниципального округа.
5. Разработка и реализация регионального
компонента государственного образовательного
стандарта и технологии его освоения.
6. Реструктуризация органов управления и
инфраструктуры региональной системы
образования.
7. Формирование регионального рынка
учреждений, осуществляющих повышение
квалификации руководящих и педагогических
(инженерно-педагогических) работников.
8. Укрепление материальной базы для
информационного обеспечения образовательного
процесса.
Сроки и этапы 2001-2003 гг.
реализации
Программы
Исполнители департамент образования Администрации
Программы области, муниципальные органы управления
образованием, образовательные учреждения
области
Общая стоимость 459,5 млн. рублей, в том числе:
Программы - 204 млн.руб. - средства субзайма
Международного банка реконструкции и
развития и Института "Открытое общество";
- 157 млн.руб. - капитальные вложения
Ожидаемые конечные - достижение нового качества образования;
результаты - самостоятельность образовательных
реализации учреждений;
Программы - оптимальная организация образовательного
пространства региона и каждого
муниципального округа;
- упорядочение движения финансовых средств
в образовании;
- эффективное использование бюджетных
ресурсов;
- создание региональной системы
мониторинга и образовательной статистики;
- совершенствование инструментария и
технологий государственного управления
качеством образования;
- формирование в регионе общественных
структур управления качеством образования;
- повышение квалификации педагогических
кадров и администраторов образования;
- формирование гибкой системы управления
РСО и оптимальной инфраструктуры
образования;
- формирование регионального компонента
государственного образовательного стандарта;
- формирование конструктивных связей
учреждений образования с субъектами внешней
среды
Ответственные лица Шилова Ж.А., первый заместитель директора
для контактов департамента образования
Груздев М.В., заместитель директора
департамента образования
Кононова Н.Н., заместитель директора
департамента образования
Карагезян Н.П., заместитель директора
департамента образования, председатель
комитета профессионального образования
Куратор Программы Степанова Т.А. - директор департамента
образования
Введение
Программа развития образования в Ярославской области является организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в области образования на территории Ярославской области.
Программа определяет стратегию и основные направления модернизации региональной системы образования на 2001-2003 годы и перспективы развития по 2005 год в соответствии с Федеральной программой развития образования и Стратегией социально-экономического развития России. Программа является составной частью Губернаторской программы "От выживания к благополучию" , Основных направлений социально-экономической политики Ярославской области на 2000-2003 гг. и Концепции государственной инвестиционной политики Ярославской области на 2000-2003 гг.
Настоящая Программа предназначена для обеспечения управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.
В течение последних нескольких лет региональная система образования рассматривалась как фактор, обеспечивающий стабильность социальной ситуации в области.
Развитие региона предполагает становление в социуме новых культурных ценностей: свободы выбора, самостоятельного действия, предприимчивости и ответственности за состояние общества. В связи с этим, на современном этапе меняется предназначение образования вообще и регионального образования в частности. Из фактора стабилизации образование в Ярославской области в ближайшие годы должно стать основополагающим фактором развития региона, формирующим людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе.
В условиях дефицита бюджетного финансирования региональной системе образования необходимо обеспечить качество образования, соответствующее потребностям личности, социума и рынка труда.
Механизм реализации Программы. Программа развития образования будет реализована через систему планирования, которая включает в себя стратегический и оперативные планы, критерии достижения промежуточных и итоговых результатов, систему мониторинга за состоянием системы и качеством образования.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет коллегия департамента образования. Оперативный контроль над реализацией плана действий - департамент образования, отдел по вопросам высшей школы и науки Администрации области.
1. Краткий анализ состояния и проблем региональной
образовательной системы
1.1. Главным итогом деятельности органов управления всех уровней и работы педагогических коллективов по реализации Программы развития образования на 1995-1997 гг. и перспектив развития образования до 2000 г., утвержденных постановлением Губернатора Ярославской области от 24.01.95 N 28, является стабильно работающая и содержательно развивающаяся региональная система образования. На 01.09.2000 в области функционируют свыше 1500 образовательных учреждений всех типов и уровней образования (в 1995 г. их было 1629, сокращение произошло из-за уменьшения контингента дошкольников). За 1995-1999гг построено 12 школ на 6589 ученических мест и 1 дошкольное учреждение на 90 мест. Проведена реконструкция областной психолого-медико-педагогической консультации. Открыты 2 государственных учреждения Ярославской области: Центр лицензирования и Центр оценки и контроля качества образования, которые становятся главным инструментом осуществления государственного контроля качества образования. Открыт областной центр по опеке, усыновлению и попечительству.
На начало 2000/2001 учебного года начали работать 611 дошкольных учреждений, (45,1 тыс. воспитанников); 585 общеобразовательных учреждений различных видов (173,9 тыс. учащихся), 46 учреждений начального профессионального образования (17,8 тыс. учащихся), 29 учреждений среднего профессионального образования (16,6 тыс. обучающихся); 52 образовательных учреждения для детей, нуждающихся в особой государственной поддержке и защите (3,8 тыс. воспитанников), 116 учреждений дополнительного образования (75,9 тыс. детей), 33 вуза, в том числе филиалы и представительства (37 тыс. чел), 85 негосударственных образовательных учреждений.
В образовательных учреждениях области занято 31,5 тыс. педагогов.
За прошедшие годы ежегодно проходили переподготовку на курсах повышения квалификации более 8000 работников региональной системы образования. Осуществляется целевая подготовка и переподготовка кадров за счет средств областного бюджета.
Около 100 администраторов учреждений региональной системы образования прошли переподготовку в Ярославском государственном педагогическом университете и получили второе высшее профессиональное образование и специальность "менеджер социальной сферы".
В настоящее время в числе действующих негосударственных образовательных учреждений разных типов и видов - 8 общеобразовательных. В последних обучаются 595 учащихся. Шесть негосударственных общеобразовательных учреждений имеют государственную аккредитацию. Деятельность негосударственных образовательных учреждений положительно сказывается на развитии всей системы образования: они наиболее гибко реагируют на изменения внешней среды, вносят разнообразие в рынок образовательных услуг, в них успешно решаются проблемы преемственности образования и индивидуализации обучения, апробируются многие авторские программы и проекты.
Введен в действие государственный образовательный стандарт начального, среднего и высшего профессионального образования, реализуется Концепция опережающего профессионального образования.
Постоянно совершенствуются условия оплаты труда различных категорий педагогических и руководящих работников образования. Учреждены премии Губернатора "За особые достижения в образовании" учителям и педагогическим коллективам, установлены стипендии одаренным учащимся.
Основные положения региональной политики в области образования, механизмы ее реализации определены в 8 региональных концепциях и 6 законах, разработанных и утвержденных в эти годы, программах, учебных и методических пособиях.
Реализация программных подходов осуществлялась в основном в рамках текущего финансирования, поэтому затратные мероприятия Программы остались нереализованными в полном объеме (информатизация образования, новое строительство и др.).
Из приоритетов сферы образования предметом первоочередной заботы департамент считает реализацию подпрограмм социальной поддержки и реабилитации детей и подростков. Положительно зарекомендовало себя межведомственное взаимодействие. Ведомственная программа патриотического воспитания переросла в Губернаторскую программу патриотического воспитания молодежи Ярославской области. Реализуется межведомственная программа занятости молодежи. В развитие региональных концептуальных положений функционируют областные и 3 федеральные экспериментальные площадки.
Обозначился комплексный подход в решении социальных задач и адресности социальной помощи.
Становится определяющей социальная направленность в деятельности образовательных учреждений. Они все больше внимания уделяют работе в режиме реабилитации, коррекции развития и социальной помощи детям и подросткам. Осуществляется психологическое обеспечение педагогической деятельности через психологическую службу региона.
Обоснованно и эффективно реализуются развивающие коррекционные и компенсирующие программы обучения.
При дефиците финансовых и материальных ресурсов департамент обеспечивал совместно с муниципальными органами управления, педагогическими коллективами доступность основных образовательных услуг на всех ступенях обучения, условия для регионализации процесса обучения при сохранении лучших традиций высокого качества российского образования.
Четкое нормативное обеспечение порядка и обоснованность отчисления обучающихся из общеобразовательных учреждений способствовало значительному сокращению за последние годы числа обучающихся, отчисленных из общеобразовательных учреждений области.
В системе общего образования удалось сохранить бесплатность федерального комплекта школьных учебников, приобретаемых за счет бюджета области.
Для научно-методического обеспечения реализации регионального компонента содержания образования департамент осуществляет региональное книгоиздание - выпуски серии "Инициатива. Творчество. Поиск", нормативное правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений.
Ярославский регион - один из немногих в РФ осуществляет паритетное сотрудничество с Московской дирекцией Института "Открытое Общество. Фонд Сороса". Грантополучатели региона получили более 200 тыс. долларов. В 2000 году департамент образования Администрации области выиграл тендер Института "Открытое общество". Областной проект "Региональная система управления качеством образования" получила в 2000г. финансирование в размере 500 тыс. американских долларов.
В 1999 году начата работа по практическому участию Ярославского региона в проекте "Поддержка реструктурирования системы образования" с привлечением средств Международного банка реконструкции и развития.
1.2. За последние несколько лет в экономике и социуме Ярославского региона произошли существенные изменения:
- обозначилась диспропорция в экономическом и социальном развитии городских и сельских районов области, сохраняется высокая безработица, происходит поляризация жизненного уровня различных групп населения;
- изменилась демографическая ситуация: падение рождаемости, снижение числа практически здоровых новорожденных детей, увеличение смертности среди населения области, особенно в сельской местности, как следствие - прогрессирующее сокращение количества учащихся и воспитанников в учреждениях региональной системы образования и предстоящее высвобождение значительного количества сотрудников из сферы образования (приложения 1, 2, 3, 4);
- возрождается религиозное сознание населения Ярославской области, вновь открываются монастыри, православные храмы, при многих из них организуются воскресные школы;
- наметились тенденции к изменению традиционных ценностей жителей центральной полосы России: потребности значительной части молодежи области направлены на удовлетворение личных интересов, коллективизм постепенно вытесняется индивидуализмом;
- рынок труда области предъявляет дополнительные требования к качеству образования выпускников учреждений региональной системы образования, он перенасыщен специалистами, имеющими высшее и среднее профессиональное, в том числе педагогическое, образование;
- в регионе продолжается дифференциация потребителей образовательных услуг (по доходам, требованиям к образованию и т.п.). Значительная часть родителей и учащихся предъявляет к качеству общего среднего и начального профессионального образования повышенные требования. В массовом сознании качественное образование ассоциируется с возможностью поступления в учреждения высшего профессионального образования;
- из-за сокращения количества учащихся в городах области и крупных населенных пунктах появляется возможность реального выбора детьми и их родителями учреждений для получения образования, в т.ч., и негосударственных. У части населения появилась экономическая возможность и социальная готовность получать платное или частично платное образование.
Региональная система образования Ярославской области в целом характеризуется:
- стабильностью и устойчивостью;
- наличием необходимой нормативной и правовой базы для функционирования и развития образовательных учреждений;
- типовым и видовым разнообразием образовательных учреждений;
- развитием процессов гуманизации образования и демократизации управления;
- устойчивыми связями учреждений общего образования с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
- наличием образовательной телекоммуникационной сети, объединяющей более 100 учреждений и органов управления образованием;
- наличием дополнительных региональных социальных гарантий для работников образования;
- государственной поддержкой инновационных процессов как на уровне управления системой, так и на уровне образовательного учреждения с привлечением высококвалифицированных научных кадров;
- наличием региональной системы психолого-педагогической поддержки образования;
- в целом положительной оценкой населением и Администрацией области деятельности учреждений региональной системы образования.
1.3. В то же время следует отметить, что значительное количество учащихся имеет низкую мотивацию к учению. Некоторые специальности, полученные в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования, не пользуются спросом на региональном рынке труда. Часть выпускников образовательных учреждений не способна активно заниматься поиском места своей будущей учебы или работы. Существенны различия в качестве образования выпускников городских и сельских малочисленных школ.
Высок субъективизм в оценке знаний учащихся.
В образовательном процессе образовательных учреждений преобладают репродуктивные технологии обучения, учащиеся находятся в позиции "объекта", что не позволяет им, в конечном итоге, осуществлять выбор поведения, содержания образования, видов деятельности, ставить цели и использовать для их достижения адекватные средства.
Наблюдается "разрыв" между декларируемыми и фактически реализуемыми в учреждениях образования целями и ценностями.
Финансирование учреждений региональной системы образования происходит за счет федерального (начального, среднего и высшего профессионального образования), областного бюджета и бюджетов муниципальных образований по территориальному принципу. Практически все выделенные бюджетные средства расходуются на заработную плату сотрудников. Отсутствуют средства на восстановление и обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, которая не соответствует современным требованиям и часто не отвечает санитарным нормам, как следствие - отказ отдельным учреждениям в выдаче лицензии на образовательную деятельность.
Платежи в бюджет и расчеты за коммунальные услуги, предоставляемые учреждениям региональной системы образования (за исключением начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования), осуществляются централизованными бухгалтериями отделов образования муниципальных округов и сельских администраций. Выделенные бюджетные средства не всегда доходят до конкретного образовательного учреждения, поэтому руководители учреждения практически не имеют возможности распоряжаться финансовыми ресурсами.
Сложившаяся в области система переподготовки, повышения квалификации, аттестации, оценки и вознаграждения администраторов всех уровней региональной системы образования не всегда обеспечивает качественное изменение управленческой деятельности последних. Повышение квалификации педагогических работников не приводит к значимому изменению и результативности их деятельности. Сама аттестация часто служит одним из средств социальной защиты работников образования.
Продолжается старение педагогических и руководящих кадров учреждений образования области. Большинство руководителей образовательных учреждений области не имеют профессионального образования менеджера.
Отсутствует система подготовки резерва управленческих кадров для системы регионального образования. Из-за относительно низкой заработной платы наблюдается отток из региональной системы образования в другие сферы высококвалифицированных специалистов, владеющих информационными технологиями, иностранными языками и т.д.
1.4. Анализ состояния региональной системы образования, анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей и изменений, происходящих в экономике и социуме, позволяют выделить в региональной системе образования следующие противоречия:
- между содержанием и качеством образования учреждений региональной системы образования и требованиями к нему личности обучающихся и рынка труда;
- между декларируемыми целями образования и средствами, через которые реализуются эти цели;
- между предложением и спросом на рынке образовательных услуг;
- между расчетной мощностью сети образовательных учреждений области и фактическим количеством учащихся;
- между потребностями региональной системы в финансовых ресурсах и реальными возможностями бюджетного финансирования;
- между организационной культурой образовательных учреждений и культурой социума и сферы трудовой деятельности;
- между содержанием образования учреждений повышения квалификации и реальными потребностями администрации и педагогических работников учреждений региональной системы образования;
- между существующей системой управления и задачами развития регионального образования.
2. Основные направления модернизации региональной системы
образования на 2001-2003 годы
Настоящая Программа предназначена для обеспечения управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.
Новое качественное состояние региональной системы образования предполагает:
2.1. Сущностные изменения отношений учреждений региональной системы образования с субъектами внешней среды. Эти отношения должны обеспечить:
- открытость системы, ее мобильность и гибкость;
- ориентацию образовательных учреждений на основных "заказчиков и потребителей";
- адекватность реакции на изменения внешней среды;
- развитие социального партнерства, активный поиск образовательными учреждениями деловых партнеров и дополнительных источников внебюджетного финансирования.
2.2. Сущностные изменения внутренней среды образовательных учреждений (уровень профессионализма кадров, образовательные технологии, организационная культура), которая должна обеспечить:
- успешность учащихся и воспитанников в течение всего пребывания в образовательном учреждении;
- реализацию в учреждениях продуктивных образовательных технологий;
- оптимальное соотношение различных видов деятельности учащегося, его интеллектуальной, эмоциональной и физической активности и напряженности;
- реализацию субъектной позиции учащегося и воспитанника (его законных представителей) в образовательном процессе;
- необходимую и достаточную степень свободы для выбора учащимися и воспитанниками способов поведения;
- возможность выбора учащимися и воспитанниками видов деятельности и содержания образования (сверх обязательного государственного минимума);
- воспроизводство в образовательном процессе социально-экономических отношений, доминирующих в обществе.
2.3. Сущностные изменения структуры и управления региональной системы образования, которые должны обеспечить:
- экономическую целесообразность региональной системы образования;
- управляемость учреждений региональной системы образования;
- самостоятельность и относительную автономность образовательных учреждений;
Приоритетные направления модернизации региональной системы образования:
- создание равных возможностей доступа к образованию для различных категорий населения области;
- создание нового финансового механизма управления образованием и условий для повышения качества образования;
- формирование механизмов государственно-общественного управления региональной системой образования;
- формирование новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для региональной системы образования;
- оптимизация сети образовательных учреждений;
- развитие партнерства региональной системы образования с другими организациями и социальными институтами;
- обеспечение социальной защиты учащихся, воспитанников, студентов и работников региональной системы образования;
- дальнейшее развитие в образовании процессов гуманизации и демократизации управления образовательными учреждениями;
- развитие информатизации образования.
Реализация настоящей Программы предполагает решение следующих задач:
- перевод учреждений образования в статус самостоятельных хозяйствующих субъектов на основе нормативного (подушевого) финансирования;
- совершенствование и развитие государственных механизмов управления качеством образования;
- формирование общественных механизмов управления качеством образования;
- обеспечение оптимальной организации образовательного пространства каждого муниципального округа;
- разработка и реализация регионального компонента государственного образовательного стандарта и технологии его освоения;
- реструктуризация органов управления и инфраструктуры региональной системы образования;
- формирование регионального рынка учреждений, осуществляющих повышение квалификации руководящих и педагогических (инженерно-педагогических) кадров;
- укрепление материальной базы учреждений образования, в том числе и для информационного обеспечения образовательного процесса.
Приоритетные направления деятельности
В дошкольном образовании:
- приведение содержания дошкольного образования в соответствие с требованиями государственных стандартов;
- переход на адресную основу оплаты содержания детей из малообеспеченных семей;
- обеспечение общедоступности образовательных услуг, осуществляемых дошкольными учреждениями;
- обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников;
- создание в дошкольных учреждениях среды, способствующей развитию индивидуальных особенностей детей;
- обеспечение условий для расширения социального и коммуникативного пространства ребенка, формирование базовых навыков общения;
- обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;
- интеграция дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования;
- внедрение гибких программ дошкольного образования для 5-6-летних детей с посещением дошкольных образовательных учреждениях 2-3 раза в неделю;
- обеспечение ситуации успеха для ребенка в различных видах деятельности.
В общем среднем образовании:
- приведение качества общего образования в соответствие с потребностями личности, общества и рынка труда;
- обязательное обеспечение в школах области содержания общего образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;
- удовлетворение образовательных потребностей учащихся за счет вариативной части учебного плана;
- создание региональной системы мониторинга качества общего образования;
- разработка, внедрение и методическое сопровождение реализации регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- создание условий для качественного образования сельских школьников;
- оптимальное размещение в муниципальных округах классов III ступени обучения;
- завершение повсеместного перехода на четырехлетнюю начальную школу;
- подготовка педагогических коллективов школ и родительской общественности к новой (12 -летней) структуре общего образования и проведению единого общенационального экзамена;
- освоение педагогическими коллективами школ области и внедрение в практику обучения продуктивных образовательных технологий;
- формирование в общеобразовательных школах позитивной организационной культуры.
В начальном профессиональном образовании:
- приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки выпускников в соответствие с требованиями рынка труда;
- реструктуризация (оптимизация) сети учреждений начального профессионального образования региона для более полного удовлетворения образовательных потребностей населения; создание эффективной системы обучения лиц с ограниченными возможностями;
- достижение нового качества начального профессионального образования на основе реализации Концепции опережающего профессионального образования и усиление в нем регионального компонента;
- совершенствование системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников на основе новых требований и их профессиональной деятельности.
В среднем профессиональном образовании:
- изменение масштабов и структуры подготовки специалистов со средним профессиональным образованием путем формирования объемов и профилей подготовки специалистов среднего звена в соответствии с потребностями населения и рынка труда в области, согласования с другими уровнями профессионального образования;
- совершенствование нормативно-правового и организационного механизма деятельности системы среднего профессионального образования, формирование экономической основы развития учебных заведений области в современных социально-экономических условиях;
- формирование эффективной системы государственно-общественного регулирования деятельности учреждений среднего профессионального образования наряду с расширением их автономности;
- развитие кадрового потенциала ссузов области в соответствии с современными требованиями к подготовке специалистов;
- развитие научно-исследовательской деятельности по важнейшим проблемам реформирования системы среднего профессионального образования;
- расширение социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов;
- укрепление системы социально-экономической поддержки обучающихся, выпускников и работников ссузов.
В высшем профессиональном образовании:
- обеспечение формирования кадровой составляющей хозяйственного комплекса и воспроизводства кадров высшей квалификации по различным направлениям науки и практики в соответствии с потребностями области на конкретном этапе развития;
- развитие научного потенциала высших учебных заведений и активное использование его в интересах области;
- переход к многоуровневой подготовке специалистов с высшим образованием;
- интеграция учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
В дополнительном образовании детей:
- формирование и удовлетворение заказов детей и родителей на дополнительные образовательные программы и услуги;
- интеграция дополнительного образования детей в общее образовательное пространство региона с целью обеспечения непрерывного образования детей;
- достижение нового качества системы дополнительного образования путем обновления его содержания и организации;
- создание инновационных дополнительных образовательных программ, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии и удовлетворяющих разнообразные потребности детей;
- создание условий для удовлетворения потребностей одаренных детей и детей ограниченными возможностями;
- обеспечение государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей, в том числе с ограниченными возможностями;
- создание системы научного обеспечения дополнительного образования детей.
В специальном коррекционном образовании:
- развитие сети образовательных учреждений для оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;
- создание системы ранней диагностики и профилактики отклонений в развитии детей;
- совершенствование сети образовательных учреждений, образовательных технологий и программно-методического обеспечения;
- обеспечение условий для подготовки к жизни в обществе и профессиональному самоопределению подростков с нарушениями в развитии;
- создание условий для интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательные школы;
- формирование толерантного отношения к детям с нарушениями в развитии в образовательных учреждениях;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для реализации специальных (коррекционных) программ;
В негосударственном секторе образования:
- развитие сети негосударственных образовательных учреждений;
- расширение взаимодействия систем государственного и негосударственного образования с целью отработки продуктивных образовательных технологий;
- инициирование создания областной ассоциации негосударственных образовательных учреждений;
- обобщение опыта взаимодействия негосударственных учреждений образования с общественностью и социальными партнерами и распространение его на региональную систему образования.
В организации воспитательной работы с учащимися:
- создание воспитывающей среды образовательных учреждений, которая предполагает формирование отношений, способствующих социальному становлению и развитию личности человека, формированию его индивидуальности;
- взаимодействие институтов воспитания, позволяющее на основе комплексного изучения воспитанника оказать ему различного рода помощь в решении возникающих проблем;
- создание поля самореализации личности, обеспечивающего активизацию процессов самовоспитания и реализацию молодыми людьми своих потенциальных возможностей;
- педагогизация социального окружения образовательного учреждения в целях реформирования процесса организации воспитательной работы.
В организации работы с детьми-сиротами:
- профилактика социального сиротства;
- координация всех заинтересованных ведомств (образование, здравоохранение, социальное обеспечение населения, служба занятости населения, правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних) по раннему выявлению детей, нуждающихся в помощи государства, по оказанию помощи неблагополучным и проблемным семьям;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья)
- обеспечение сопровождения и патронирования выпускников детских домов (совместно с органами социальной защиты населения);
- обеспечение нового содержания, форм и методов работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- создание волонтерских отрядов из числа студенческой молодежи для работы в детских домах и школах-интернатах.
В психологическом обеспечении образования:
- дальнейшее формирование и развитие службы практической психологии в системе образования Ярославской области как одного из важных факторов обеспечения нового качества образования за счет обогащения образовательного результата новым содержанием и оптимизации его достижения;
- создание нормативных, организационных, кадровых и других условий для деятельности службы практической психологии;
- формирование единого коррекционно-развивающего пространства, усиление интегративности в деятельности специалистов психолого-медико-педагогических служб, других служб и ведомств: психологов, медицинских работников, психотерапевтов, логопедов и т.д;
- разработка концепции мониторинга развития ребенка в системе образования, апробация ее в учреждениях области;
- повышение уровня психологического благополучия детей, педагогов и других участников образовательного процесса, снижение уровня школьной дезадаптации, повышение учебной и педагогической мотивации, снижение тревоги перед будущим, повышение уровня профессиональной информированности, жизненного и профессионального самоопределения у выпускников школ, формирование навыков эффективного поведения на рынке труда у выпускников школ и профессиональных учебных заведений;
- разработка предложений по процессуальным и результативным показателям деятельности руководящих и педагогических кадров системы образования и образовательных учреждений, связанных с обеспечением психологического благополучия участников образовательного процесса;
- включение в программы подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников системы образования вопросы психологического обеспечения, организации деятельности службы практической психологии, обеспечения взаимодействия психологов, социальных педагогов, руководителей органов управления образованием и других участников образовательного процесса.
В сохранении здоровья учащихся:
- организация конструктивного взаимодействия учреждений образования с учреждениями здравоохранения и госсанэпиднадзора;
- безусловное выполнение требований государственного санитарно-эпидемиологического надзора в учреждениях образования области. Совершенствование процедуры лицензирования образовательной деятельности;
- обеспечение в учреждениях образования щадящего режима для часто болеющих детей (формирование групп часто болеющих детей);
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы, связанные с повышением двигательной активности учащихся.
Особой своей задачей департамент считает развитие образования на селе. Для обеспечения качественной подготовки учащихся, проживающих в сельской местности, и предоставления им реальной возможности получения дальнейшего профессионального образования предполагается:
реструктурирование сети образовательных учреждений:
- преобразование малочисленных школ в филиалы более крупных;
- создание сельских образовательных комплексов ассоциативного типа, объединяющих несколько близлежащих школ;
- организация подвоза детей из отдельных населенных пунктов в близлежащие школы;
- создание сельских школ-комплексов (школа-детский сад, школа - учреждение дополнительного образования и т.д.);
разработка и использование программ, обеспечивающих разностороннее образование с учетом региональных факторов и тенденций развития науки и техники в сельском хозяйстве и общества в целом;
разработка и использование образовательных технологий, повышающих эффективность обучения и воспитания в сельской школе;
создание условий для дифференцированного образования сельских школьников, обучающихся в малочисленных школах, имеющих различные образовательные потребности;
организация и мониторинг инновационной деятельности в сельских школах;
обеспечение взаимодействия школы и социума, рациональное использование всех имеющихся на селе ресурсов (кадровых, природных, материальных, культурных, информационных и др.) в образовательном процессе.
3. Механизмы управления региональной системой образования
Важнейшим механизмом управления и развития региональной системы образования является внедрение нормативного (подушевого) финансирования учреждений образования.
С 2002-2003 года финансирование учреждений региональной системы образования предполагается осуществлять пропорционально количеству учащихся (воспитанников) на основе норматива расходов на содержание одного ученика. В городах и крупных населенных пунктах, где учащиеся, воспитанники, студенты и их родители имеют реальную возможность выбора учреждения для получения образования, предполагается осуществление принципа "деньги следуют за учеником".
Руководители и педагогические коллективы, стремясь обеспечить учреждению большее финансирование, будут проявлять заинтересованность в качественном образовании учащихся, учитывать при этом не только требования государственного образовательного стандарта, но и запросы родителей и самих учащихся.
Для формирования механизма нормативного финансирования необходимо осуществить следующие мероприятия:
- разработать нормативы бюджетного финансирования (НБФ) городских и сельских образовательных учреждений различных типов и видов;
- разработать схемы финансирования и бухгалтерского обслуживания образовательных учреждений;
- подготовить необходимую нормативную правовую базу;
- создать бухгалтерии в крупных образовательных учреждениях области;
- подготовить директоров и главных бухгалтеров к осуществлению самостоятельной финансово- хозяйственной деятельности учреждений;
- создать и развернуть в муниципальных округах деятельность службы бухгалтерского аудита и консалтинга при информационно-образовательных центрах (полифункциональных инфраструктурных учреждениях, преемниках муниципальных методических служб);
- осуществить поэтапный перевод образовательных учреждений в статус бюджетополучателей.
В целях повышения качества образования и эффективности использования бюджетных средств в каждом муниципальном округе предполагается оптимизировать сеть образовательных учреждений и инфраструктуры образования.
В Ярославской области в структуре сети общеобразовательных учреждений существует значительное количество школ (особенно в сельской местности) с малым количеством учащихся. Содержание некоторых из них является экономически и социально нецелесообразным, поскольку постоянные издержки на содержание зданий велики по сравнению с низкой социальной эффективностью отдельных школ.
Расчетное количество мест в общеобразовательных учреждениях превышает реальное количество учащихся.
Для создания более благоприятных условий для обучения и развития учащихся, повышения экономической и социальной эффективности региональной системы образования требуется оптимизация сети образовательных учреждений.
Для оптимизации сети образовательных учреждений предполагается:
- создать схемы организации образовательного пространства каждого муниципального округа и программы его реструктурирования (всего - 19 программ);
- разработать и реализовать план-график оптимизации сети образовательных учреждений каждого муниципального округа;
- создать нормативную правовую базу для реализации программ реструктурирования образовательного пространства муниципальных округов;
- создать в муниципальных округах сеть опорных школ (наиболее крупных с современной учебной базой, имеющих центральное расположение и филиалы в малых населенных пунктах);
- разработать и реализовать проект "Школьный автобус";
- провести реорганизацию института повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
- провести реорганизацию муниципальных методических служб.
Для эффективного управления региональной системой образования предполагается совершенствовать и развивать определенные Законом РФ "Об образовании" механизмы и процедуры:
- лицензирование образовательной деятельности;
- аттестацию образовательных учреждений;
- государственную аккредитацию образовательных учреждений;
- аттестацию педагогических и руководящих кадров;
- итоговую аттестацию учащихся;
- государственный контроль качества образования;
- инспектирование деятельности образовательных учреждений.
С 2001 года итоговую аттестацию учащихся, аттестацию кадров и аттестацию образовательных учреждений будет осуществлять государственное учреждение "Центр оценки и контроля качества образования".
Для развития механизмов государственного управления образованием предполагается осуществить следующие меры:
- разработать соответствующую региональную нормативную правовую базу для реализации механизмов государственного управления образованием;
- осуществить обучение и подготовку кадров государственного учреждения "Центр оценки и контроля качества образования";
- разработать технологии для аттестации образовательных учреждений различных типов и видов;
- разработать технологии для аттестации педагогических (инженерно-педагогических) и руководящих работников региональной системы образования;
- разработать инструментарий для установления соответствия качества образования выпускников требованиям государственного образовательного стандарта;
- создать информационную систему управления качеством образования.
Кроме того, в процессе реализации программы будут сформированы механизмы общественного управления образованием (см. схему). Для этого предполагается осуществить следующие меры:
- инициировать создание в учреждениях образования попечительских советов;
- создать и реализовать проект "Повышение культуры потребителей образовательных услуг" для родителей и родительской общественности.
- развернуть работу по формированию общественного мнения о повышении значимости общественных механизмов управления качеством образования;
- создать региональную службу социологических исследований в области образования;
- разработать и реализовать процедуру общественной аккредитации учреждений образования;
- разработать и реализовать проект социального партнерства региональной системы образования "PR в образовании"
- использовать опыт негосударственных образовательных учреждений области по взаимодействию с социальными партнерами.
4. Кадровое обеспечение системы образования.
Социальная защита работников образования
Программа может быть успешно реализована при наличии квалифицированных кадров, способных обеспечить эффективную деятельность региональной системы образования в новых социально-экономических условиях.
Для качественной организации системы повышения квалификации и подготовки педагогических и руководящих кадров предполагается:
- создание системы мониторинга кадрового обеспечения региональной системы образования (анализ потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием);
- оформление новых требований к администраторам образования всех уровней (правовая и финансово-экономическая компетентность, владение технологиями современного менеджмента, взаимодействия с общественностью и социальными партнерами, адекватное и своевременное реагирование на изменение внешней среды образовательного учреждения, владение новыми информационными технологиями);
- оформление новых требований к педагогическим работникам образовательных учреждений (владение продуктивными, личностно - ориентированными технологиями обучения, способность построения учебного процесса, в котором учащийся выступает в качестве субъекта образовательного процесса, владение новыми информационными технологиями и т.д.);
- разработка и реализация вариативных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- подготовка кадров преподавателей для системы повышения квалификации кадров: отбор, обучение, стажировка и сертификация;
- реструктуризация Института повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования и сети учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров;
- формирование системы подготовки и продвижения резерва управленческих кадров;
- формирование нового заказа учреждениям среднего и высшего профессионального образования (в т.ч., факультету менеджеров образования);
- инициирование процессов обновления содержания образования в вузах, ведущих подготовку педагогических кадров;
- формирование внутрирегионального рынка учреждений, осуществляющих повышение квалификации кадров;
- разработка и реализация новых интерактивных форм переподготовки кадров;
- повышение качества и объективности аттестации педагогических и руководящих кадров;
- совершенствование и развитие педагогического образования.
В области социальной защиты работников региональной системы образования предполагается:
- реализация отраслевого соглашения департамента образования и областного комитета профсоюзов работников образования и науки;
- сохранение региональной надбавки к Единой тарифной сетке и региональных надбавок и доплат специалистам системы образования;
- обеспечение переподготовки педагогических работников, высвобождающихся вследствие сокращения количества учащихся, в том числе по экономическим специальностям.
5. Информационное обеспечение системы образования
В настоящее время информационная культура становится определяющим фактором развития общества. Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий открывает новые возможности и предъявляет новые требования к системе образования. Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.
Основной целью информатизации образования области является создание единого информационно-образовательного пространства для решения следующих основных задач:
- формирование у учащихся навыков освоения информационных технологий, работы с современными средствами обработки и передачи информации;
- предоставление возможностей для раннего и углубленного изучения информатики,
- организация дистанционного обучения в образовательных учреждениях;
- обеспечение возможностей доступа к образовательным информационным ресурсам учащимся и педагогам учреждений образования;
- широкое внедрение в образовательный процесс телекоммуникационных проектов;
- построение интегрированной системы информационного обеспечения органов управления образованием, объединяющей данные государственной статистической отчетности, результаты мониторинга качества образования, данные, полученные в процессах аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений; развитие региональной системы статистики образования.
Для реализации этих направлений необходимо организационное, научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение, а также создание телекоммуникационной инфраструктуры.
Организационное обеспечение предполагает:
- создание сети информационно-образовательных центров и опорных школ во всех муниципальных округах;
- создание системы сбора и обработки образовательной статистики;
- развитие горизонтальных связей: район - район, школа - школа, учитель - учитель, ученик - ученик.
Научно-методическое обеспечение предполагает:
- разработку модели дистанционного обучения;
- разработку методик обучения учащихся;
- разработку технологий переподготовки и повышения квалификации работников учреждений образования;
- создание и систематизацию информационных ресурсов для использования в учебном процессе и управлении;
- поддержку образовательных WEB серверов.
Кадровое обеспечение предполагает:
- подготовку и переподготовку кадров образовательных учреждений для использования информационных технологий в образовательном процессе, в т.ч. и для управления;
- введение специалистов по информационным технологиям в штатное расписание учреждений образования.
Материально-техническое обеспечение предполагает:
- оснащение образовательных учреждений (в первую очередь опорных школ), ресурсных центров начального профессионального образования, информационно-образовательных центров и органов управления образованием, современными средствами обработки и передачи информации;
- расширение и модернизация сетевой инфраструктуры системы образования;
- технологическая и информационная поддержка сетевой инфраструктуры системы образования;
- создание информационных образовательных ресурсов.
6. Научно-методическое обеспечение системы образования
Научно-методическое обеспечение системы образования призвано обеспечить взаимодействие ученых, ведущих исследование региональных проблем образования, сети методических служб области и педагогов-практиков.
Научные исследования предполагают поиск путей наиболее оптимального решения задач, выделенных в качестве приоритетных в данной Программе.
Исследования должны включать следующий круг проблем:
- разработка регионального компонента государственного образовательного стандарта;
- изучение эффективности деятельности образовательных учреждений в новых условия финансирования;
- формирование механизмов взаимодействия социальных институтов в решении задачи социального становления молодежи;
- определение средств социально-педагогической помощи различным категориям детей;
- формирование новых подходов к функционированию системы профессионального образования;
- разработка средств профилактики девиантного поведения детей;
- определение новых средств организации педагогического процесса в сельской школе;
- изучение условий труда педагогов и совершенствование средств подготовки кадров для образовательных учреждений;
- поиск новых подходов к определению содержания и форм деятельности учреждений дополнительного образования.
Методическое обеспечение предполагает создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов. Координацию методического обеспечения должен осуществлять институт повышения квалификации работников образования (Институт развития образования), активно взаимодействующий с научно-исследовательским центром региональных проблем образования и научно - методическим центром профессионального образования.
Основными задачами, реализация которых позволит сделать методическое обеспечение адекватным современным требованиям, являются следующие:
- организация внедрения научных исследований в практику;
- создание условий для доступности научно-педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями;
- обеспечение трансформации передового опыта деятельности педагогов области.
7. Финансовое обеспечение программы
Общие финансовые подходы, необходимые для развития системы образования и реализации инновационных мероприятий Программы, рассчитаны исходя из норм законодательства об образовании в части финансирования системы образования и мер по обеспечению социальных гарантий педагогическим и другим работникам организаций системы образования, обучающимся.
Средства бюджетов всех уровней, выделяемые на образование в настоящий период, не позволяют полностью финансировать расходы на социально защищенные статьи и не обеспечивают покрытие значительной части затрат на питание, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий и сооружений, принадлежащих образовательным учреждениям. Средств на развитие образовательных учреждений в бюджете практически не предусмотрено. Выделяемое финансирование не позволяет выполнять положения законодательства в области образования по обеспечению образовательного процесса на уровне современных требований, реализации социальных норм и нормативов, предоставлению государственных гарантий педагогическим и другим работникам системы.
Предполагается обеспечить постепенное увеличение ассигнований из бюджетов всех уровней как на функционирование региональной системы образования, так и на осуществление установленных Программой мероприятий и проектов с достижением к 2005 году расчетной потребности в финансовых средствах.
Финансовое обеспечение системы образования и установленных Программой мероприятий необходимо осуществлять по двум основным направлениям:
- увеличение бюджетного финансирования посредством указанного механизма при условии повышения эффективности использования выделяемых образовательным учреждениям и другим организациям системы образования бюджетных средств (постановление Губернатора Ярославской области от 06.10.2000 N 647 "О концепции государственной инвестиционной политики Ярославской области на период с 2000 до 2003 года", п.4.1.2);
- создание условий для привлечения дополнительных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.
Структура расходов из федерального, областного и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников на установленные Программой мероприятия и проекты, капитальные вложения по годам приведены в таблице.
Общая потребность в финансовых
ресурсах для реализации Программы развития
образования на2001-2003 годы и перспектив по 2005 год
(млн.руб.)
Виды затрат | Федераль- ный бюджет |
Областной бюджет |
Муниципаль- ный бюджет |
Привлечен- ные средства |
Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Строительство объектов образования (по годам) |
|||||
2001-2005 | 4 | 175 | 30 | 20 | 229 |
2001-2003 | 4 | 123 | 10 | 20 | 157 |
в т.ч. 2001 | 2 | 55,4 | 5 | 20 | 82,4 |
2002 | 2 | 39,1 | 5 | 46,1 | |
2003 | 28,5 | 28,5 | |||
2004 | 27 | 10 | 37 | ||
2005 | 25 | 10 | 35 | ||
Укрепление материально-техническо й базы образовательных учреждений (по годам) 2001-2005 |
35 |
74 |
266 |
375 |
|
2001-2003 | 22 | 45 | 159 | 226 | |
в т.ч. 2001 | 10 | 11 | 36 | 57 | |
2002 | 6 | 16 | 58 | 80 | |
2003 | 6 | 18 | 65 | 89 | |
2004 | 7 | 17 | 60 | 84 | |
2005 | 6 | 12 | 47 | 65 | |
Подготовка и переподготовка кадров (по годам) 2001-2003 |
3,5 |
29 |
32,5 |
||
в т.ч. 2001 | 1,5 | 11 | 12,5 | ||
2002 | 1,5 | 11 | 12,5 | ||
2003 | 0,5 | 7 | 7,5 | ||
Стипендии одаренным учащимся, студентам (по годам) 2001-2005 |
27,5 |
27,5 |
|||
2001-2003 | 16,5 | 16,5 | |||
в т.ч. 2001 | 5,5 | 5,5 | |||
2002 | 5,5 | 5,5 | |||
2003 | 5,5 | 5,5 | |||
2004 | 5,5 | 5,5 | |||
2005 | 5,5 | 5,5 | |||
Прочие расходы (информационные, консультации, исследования, разработки, издательские расходы, приобретение нормативно-правовой документации и спец. литературы и др.) (по годам) 2001-2005 |
17,5 |
24,5 |
42 |
||
2001-2003 | 11,5 | 16 | 37,5 | ||
в т.ч. 2001 | 4 | 5,5 | 9,5 | ||
2002 | 4 | 5,5 | 9,5 | ||
2003 | 3,5 | 5 | 8,5 | ||
2004 | 3 | 4,5 | 7,5 | ||
2005 | 3 | 4 | 7 | ||
Итого (по годам) 2001-2005 |
39 |
297,5 |
30 |
339,5х |
706 |
2001-2003 | 26 | 199,5 | 10 | 224 | 459,5 |
В т.ч. 2001 | 12 | 77,4 | 5 | 72,5 | 166,9 |
2002 | 8 | 66,1 | 5 | 74,5 | 153,6 |
2003 | 6 | 56 | 77 | 139 | |
2004 | 7 | 52,5 | 10 | 64,5 | 134 |
2005 | 6 | 45,5 | 10 | 51 | 112,5 |
х - Примечания:
в т .ч. 319.5 млн.руб. - средства субзайма Международного банка реконструкции и развития;
12 млн.руб. - грант Сороса
Объем инвестиций и других расходов Программы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей соответствующих бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Укрепление материальной базы образовательных учреждений
1. Адресная программа реконструкции и комплексного капитального ремонта государственных образовательных учреждений, функционально подчиненных департаменту.
В оперативном управлении департамента образования находится 38 зданий, 60% из них требует выборочного капитального ремонта, а 25% комплексного капитального ремонта или реконструкции.
Название учреждения | Сроки (год) |
Виды работ | Примерная стоимость, тыс.руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Багряниковская специальная коррекционная агрошкола-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2001 | реконструкция котельной на твердом топливе |
1500 |
Красноборская специальная школа для детей и подростков с девиантным поведением |
2001- 2002 |
реконструкция котельной на жидком топливе |
1500 |
Великосельский специальный коррекционный дошкольный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2002- 2003 |
перевод котельной на газ |
200 |
Центр детско-юношеского туризма |
2004- 2005 |
реконструкция котельной, перевод на твердое топливо |
1800 |
Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва |
2002 | капитальный ремонт основного здания |
2500 |
Ярославский педагогический колледж |
2001 | завершение реконструкции здания N 2 |
1000 |
Институт повышения квалификации работников образования |
2001 | комплексный ремонт помещений с частичной перепланировкой |
1500 |
Техникум бытового сервиса (здание ПУ-27) |
2001- 2002 |
реконструкция здания |
2500 |
Областная специальная коррекционная школа-интернат для слабовидящих |
2001 | капитальный ремонт полов, благоустройство территории |
600 |
Областной центр технического творчества учащихся |
2003- 2004 |
комплексный капитальный ремонт |
1000 |
Центр оценки и контроля качества образования |
2002- 2003 |
комплексный капитальный ремонт здания |
3000 |
Центр художественного творчества учащихся |
2003- 2004 |
реконструкция здания |
10000 |
Экологический центр | 2003 | реконструкция теплицы |
500 |
Итого | 27600 |
Проведение вышеназванных работ предполагается за счет средств областного бюджета в ежегодном текущем финансировании.
Согласно Закону Ярославской области "О временных нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Ярославской области" ежегодно в областном бюджете рассчитываются средства на оказание помощи образовательным учреждениям в размере 3% от нормативных затрат на образование.
2. Адресная программа строительства объектов по отрасли "Образование"
При формировании проекта адресной программы нового строительства на 2001-2005 годы были рассмотрены предложения муниципальных органов управления образованием, итоги инвентаризации сети муниципальных образовательных учреждений, а также основные мероприятия Правительства РФ по реформированию образования, связанные с реструктурированием бюджетной сети, в т.ч. малокомплектных сельских школ.
При этом учитывались условия:
- ликвидация 2-ой смены;
- обеспечение ввода школ в районах интенсивного жилищного строительства;
- обеспечение достройки объектов высокой степени готовности;
- замена аварийных зданий школ новыми.
Наименование объекта |
Стоимость окончания строитель- ства, млн. руб (на 01.01. 2000г.) |
Объем финансирования по годам (млн.руб.) |
Обосно- вание строи- тельства |
||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Общий объем финансирования |
55,4 | 28,5 | 27 | 25 | 25 | ||
Количество вводимых мест |
1945 | 396 | 390 | 512 | |||
Школа в с. Середа Даниловского муниципального округа |
12,9 | 12 ввод 240 уч. мест |
Распола- гается в 4-х аварий- ных зданиях 1902- 1914 гг. построй- ки |
||||
Реконструкция здания старой школы в с. Середа Даниловского муниципального округа |
5 | -"- | |||||
Школа в д. Рязанцево Переславского муниципального округа |
18,5 в т.ч. 4 из федераль- ного бюджета |
8 в т.ч. 2 из феде- раль- ного бюдже- та |
9,6 в т.ч. 2 из феде- раль- ного бюд- жета (ввод 132 уч. места |
Школа не распола- гает необхо- димым кол-вом мест в школьном здании и интерна- те. Здание мастер- ских и спорт- зала аварий- ное. |
|||
Школа в с. Шипилово Мышкинского муниципального округа |
4,2 | 1 | 1 | 2 ввод 90 уч. мест |
Здания аварий- ные, лицензи- рованию не подлежит |
||
Школа в с. Вощиково Пошехонского муниципального округа |
3 | 2,6 ввод 105 уч. мест |
Здание школы сгорело |
||||
Школа в микрорайоне "Скоморохова гора" Рыбинского муниципального округа |
60 (20 -ОАО "Рыбинские Моторы" 20- муници- пальный округ) |
20 ввод 1600 уч. мест |
Большой дефицит школьных посадоч- ных мест в микро- районе |
||||
Школа в п. Назарово Рыбинского муниципального округа |
10 (10 муници- пальный округ) |
5 | 5 ввод 264 уч. места |
Ближай- шая Гаври- ловская основная школа распола- гается в аварий- ном здании |
|||
Школа в д. Березники Борисоглебского муниципального округа |
11 | 1 | 3 | 7 ввод 192 уч. места |
Распола- гается в ветхих приспо- соблен- ных зда- ниях:1-е построе- но в XIX веке (износ 100%); 3-е (здание началь- ной шко- лы) по- строено в 1965г. (износ 80%) |
||
Школа в с. Семеновское Первомайского муниципального округа |
11 | 2 | 4 | 5 ввод 108 уч. мест |
Основное здание постра- дало от пожара |
||
Педколледж в г. Углич (областное учреждение) на 320 мест |
15 | 2 | 4 | 9 ввод 320 уч. мест |
Доведе- ние до санитар- ных норм учебной площади |
||
Дмитриевская сш (ст. Путятино) Даниловского муниципального округа |
17 | 1 | 3 | 4 | 9 ввод 192 уч. места |
Взамен аварий- ной Дмитри- евской средней школы, не имеющей лицензии |
|
Школа в с. Туношна Ярославского муниципального округа на 700 мест |
56 в т.ч. 20 муници- пальный округ) |
5 | 6 | Здание ветхое 1902 года построй- ки, перепол- нено, не лицензи- руется |
|||
Хозяйственный блок Семибратовского детского дома Центр Духовного Возрождения Ростовского муниципального округа (обл. учреждение) |
1 | 1 (ввод) |
Отсут- ствие вспомо- гатель- ных помеще- ний |
||||
Реконструкция оздоровительно- образовательного центра "Ить" (областное учреждение) |
10,5 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 ввод |
Павильо- ны не рассчи- таны на эксплуа- тацию в зимних условиях |
Чурьяковская начальная школа-сад Угличского муниципального округа |
0,4 пере- про- ект. |
2,5 | 2,5 ввод |
Здание началь- ной шко- лы 1890 года построй- ки имеет износ 100% |
|||
Реконструкция Ильинской средней школы Угличского муниципального округа |
0,4 проект |
3 | 2 / ввод |
Два основных здания и здание спортза- ла имеют износ 100% |
|||
Школа в с.Парфеньево Некоузского муниципального округа |
7 | 2 | 5 (ввод 108 уч. мест) |
Располо- жена в приспо- соблен- ных зда- ниях, нормаль- ный са- нитарно- гигиени- ческий режим обеспе- чить невоз- можно |
|||
Школа в с. Никульское Тутаевского муниципального округа на 392 места |
25 | 5 | Здание ближай- шей Чебаков- ской средней школы ветхое; основной контин- гент де- тей из с.Ни- кульское |
||||
Пристройка к государственному образовательному учреждению "Центр детей и юношества" (областное учреждение) |
12 | 5 | Большой дефицит мест для занятий с детьми, отсут- ствие хоз. по- мещений |
8. Основные мероприятия по реализации программы
N | Содержание деятельности | Сроки (год) |
Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Основные мероприятия по организационно-структурной перестройке региональной системы образования |
* | |
1.1. | Поэтапный процесс придания учреждениям образования статуса бюджетополучателей на основе нормативного финансирования |
2001- 2003 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием |
1.2. | Создание механизмов государственно-общественного управления качеством образования |
2001- 2002 |
департамент образования, ЦОККО |
1.3. | Создание новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; формирование регионального рынка учреждений, осуществляющих повышение квалификации педагогических и руководящих кадров |
2001- 2003 |
департамент образования, ИРО, НМЦ, ЯГПУ, ЯГТУ, ЯГУ |
1.4. | Реструктуризация сети общеобразовательных школ муниципальных округов, разработка схем оптимальной организации образовательного пространства муниципальных округов |
2001- 2003 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием |
1.5. | Реорганизация Института повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования в Институт развития образования |
2001 | департамент образования |
1.6. | Создание в муниципальных округах на базе методических служб информационно-образователь- ных центров (ИОЦ) ** |
2001- 2003 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием, ИРО |
1.7. | Создание в муниципальных округах служб экономического аудита и консалтинга в составе ИОЦ ** |
2003 | муниципальные органы управления образованием |
1.8. | Создание ресурсных центров начального профессионального образования на территории области ** |
2002- 2003 |
департамент образования, ПУ, ПЛ |
1.9. | Создание опорных школ в муниципальных округах |
2001- 2003 |
муниципальные органы управления образованием |
1.10. | Разработка и реализация программы "Школьный автобус"** |
2001- 2003 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием |
1.11. | Формирование системы мониторинга, состояния качества образования и образовательной статистики региональной системы образования |
2001- 2002 |
департамент образования, ИРО, ЦОККО |
1.12. | Переход на новую структуру управления региональной системы образования |
2001- 2002 |
департамент образования |
1.13. | Разработка и реализация программы минимизации социальных рисков и отрицательных последствий модернизации образования |
2001- 2003 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием |
1.14. | Создание научно-методического совета при департаменте образования |
2001 | департамент образования, ЯГПУ, ИРО |
1.15. | Разработка и реализация вариативной системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогов, управленцев, методистов, экономистов системы начального профессионального образования |
2001 | ИПП ЯГПУ |
1.16. | Разработка методики анализа рынка образовательных услуг в системе начального профессионального образования |
2001- 2003 |
ИПП ЯГПУ |
2. | Формирование социальной базы предстоящих в региональной системе образования изменений |
||
2.1. | Организация обсуждения Программы с руководителями муниципальных образований и органов управления образованием муниципальных округов |
2001 | департамент образования |
2.2. | Организация обсуждения Программы в педагогических коллективах образовательных учреждений области |
2001 | ИРО, НМЦ, ИПП ЯГПУ |
2.3. | Разработка и последующая реализация программы работы с родителями и общественностью по разъяснению сущности предстоящих изменений в региональной системе образования |
2001 | департамент образования, муниципальные органы управления образованием, ОУ |
2.4. | Создание Web-сайта департамента образования |
2001 | департамент образования, ИРО |
2.5. | Разработка и последующая реализация программы работы Департамента образования со средствами массовой информации |
2001 | департамент образования |
2.6. | Формирование и организация деятельности стратегической группы для сопровождения изменений в региональной системе образования |
2001 | департамент образования, ИРО |
2.7. | Обеспечение мониторинга отношения населения области к изменениям в РСО |
2001- 2003 |
ИРО |
2.8. | Разработка программы "Сельская школа" с подпрограммой "Малочисленная сельская школа" |
2001- 2003 |
ИПП ЯГПУ |
3. | Создание нормативной и правовой базы изменений |
||
3.1. | Разработка закона Ярославской области "Об образовании" и пакета нормативных документов, необходимых для создания финансово-экономических механизмов управления региональной системой образования |
2001 | департамент образования |
3.2. | Приведение учредительных документов учреждений региональной системы образования в соответствие с действующим законодательством |
2001- 2002 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием, ОУ |
3.3. | Разработка пакета нормативных документов по созданию общественных механизмов управления качеством образования |
2001 | ИРО |
4. | Укрепление материальной базы инфраструктуры и учреждений региональной системы образования |
||
4.1. | Укрепление материальной базы Института развития образования |
2001- 2002 |
департамент образования, ИРО |
4.2. | Закупка оборудования и оргтехники для информационно-образователь- ных центров (ИОЦ) ** |
2002- 2003 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием |
4.3. | Закупка оборудования и оргтехники для ресурсных центров начального профессионального образования ** |
2002- 2003 |
департамент образования |
4.4. | Подготовка помещений для бухгалтерий образовательных учреждений ** |
2001- 2003 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием, ОУ |
4.5. | Закупка мебели, оборудования и оргтехники для оборудования бухгалтерий образовательных учреждений * |
2002- 2003 | |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием |
4.6. | Закупка оборудования и оргтехники для опорных школ муниципальных округов ** |
2002- 2003 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием |
4.7. | Прокладка дополнительных телекоммуникационных линий ** |
2002- 2003 |
департамент образования ЯГУ |
4.8. | Закупка и эксплуатация школьных автобусов ** |
2002- 2003 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием, ОУ |
4.9. | Укрепление материальной базы Центра оценки и контроля качества образования |
2001 | департамент образования, ЦОККО |
4.10. | Укрепление материальной базы НМЦ начального профессионального образования ** |
2001- 2003 |
департамент образования, НМЦ |
5. | Подготовка кадров РСО к предстоящим изменениям |
||
5.1. | Проведение обучающих семинаров для руководителей и главных бухгалтеров образовательных учреждений по организации деятельности учреждений образования в новых экономических условиях |
2001- 2003 |
ИРО, НМЦ |
5.2. | Обучение руководителей учреждений образования стратегическому управлению общему и финансовому менеджменту |
2001- 2003 |
ИРО, НМЦ |
5.3. | Подготовка аудиторов и консультантов информационно-образователь- ных центров ** |
2002- 2003 |
ИРО |
5.4. | Обучение кадров Института развития образования, Научно-методического центра работников профессионального образования |
2001- 2002 |
департамент образования |
5.5. | Обучение кадров Центра оценки и контроля качества образования |
2001- 2003 |
департамент образования |
5.6. | Обучение специалистов органов управления образованием |
2001- 2002 |
департамент образования |
5.7. | Разработка вариативных и разноуровневых программ непрерывного повышения квалификации различных категорий работников |
2001- 2002 |
ИРО, НМЦ |
5.8. | Разработка программы реабилитации и переподготовки высвобождающихся кадров региональной системы образования |
2001- 2003 |
департамент образования, ИРО |
5.9. | Обучение кадров Центра лицензирования образовательной деятельности |
2001- 2002 |
департамент образования |
5.9. | Разработка методики выбора и комплектования резерва потенциальных управленцев |
2001- 2003 |
ИПП ЯГПУ |
6. | Создание региональной системы управления качеством образования |
||
6.1. | Совершенствование процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений |
2001- 2003 |
департамент образования, ЦЛ, ЦОККО |
6.2. | Совершенствование процедуры итоговой аттестации учащихся |
2001- 2002 |
ИРО |
6.3. | Разработка и реализация программы повышения правовой и потребительской культуры родителей |
2001- 2003 |
ИРО |
6.4. | Разработка и реализация процедуры согласования образовательных потребностей учащихся (их родителей) и образовательных услуг образовательного учреждения. Инициирование создания попечительских советов в образовательных учреждениях области |
2001- 2003 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием |
6.5. | Разработка и реализация процедуры общественной аккредитации образовательных учреждений |
2001- 2003 |
ИРО, ИПП, ЯГПУ |
7. | Организационно-управленчески е мероприятия |
||
7.1. | По дошкольному образованию | ||
7.1.1. | Разработка мер по дошкольной коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья |
2001- 2005 |
департамент образования |
7.1.2. | Внедрение новых образовательных технологий, устанавливающих преемственную связь дошкольного и начального образования на содержательной основе |
2001- 2005 |
департамент образования ИРО, ЯГПУ |
7.1.3. | Создание организационно-методических условий введения детей-инвалидов в ДОУ общеразвивающего вида |
2001- 2002 |
департамент образования, ИРО |
7.1.4. | Формирование банка данных о детях дошкольного возраста, в т.ч. не посещающих ДОУ |
2001 | департамент образования |
7.1.5. | Разработка новых подходов к организации занятий с детьми дошкольного возраста, не посещающими ДОУ |
2001- 2005 |
департамент образования, ИРО |
7.2. | По общему среднему образованию |
||
7.2.1. | Разработка структуры, содержания и методического обеспечения регионального компонента государственного образовательного стандарта, его введение в учебные планы |
2001- 2002 |
департамент образования, ИПП ЯГПУ, образовательны е учреждения |
7.2.2. | Приведение в соответствие типов и видов образовательных учреждений уровню реализуемых в них образовательных программ |
2001- 2005 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием, ЦОККО |
7.2.3. | Апробация новой структуры и содержания общего среднего образования в пилотных школах области |
2001- 2005 |
департамент образования, МОУО |
7.2.4. | Проведение в отдельных общеобразовательных учреждениях области эксперимента по введению единого национального экзамена |
2001- 2002 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием, ОУ, ЦОККО |
7.2.5. | Проведение в общеобразовательных учреждениях области региональных, национальных и международных мониторинговых исследований качества образования |
2001- 2005 |
ЦОККО |
7.3. | По начальному и среднему профессиональному образованию |
||
7.3.1. | Оптимизация сети учреждений профессионального образования |
2001- 2003 |
департамент образования |
7.3.2. | Создание Центра сертификации квалификации |
2001- 2002 |
департамент образования |
7.3.3. | Организация маркетинговых исследований учреждений профессионального образования |
2001- 2003 |
департамент образования |
7.3.4. | Обучение кадров Центра сертификации квалификации |
2002 | департамент образования, НМЦ |
7.3.5. | Организация стажировок педагогических работников учреждений начального профессионального образования на производстве |
2001- 2003 |
департамент образования, НМЦ |
7.3.6. | Совершенствование содержания начального профессионального образования в части регионального компонента с учетом Концепции опережающего профессионального образования |
2001- 2003 |
департамент образования, НМиУЦ РПО |
7.3.7. | Создание образовательных ассоциаций учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования |
2001- 2003 |
департамент образования, советы директоров УНПО, УСПО, вузы |
7.4. | По дополнительному образованию |
||
7.4.1. | Разработка механизма формирования социального заказа на дополнительное образование детей в Ярославской области |
2001- 2005 |
департамент образования, муниципальные органы управления образованием, УДО |
7.4.2. | Приведение содержания деятельности учреждений дополнительного образования в соответствие с социальным заказом |
2005 | департамент образования, муниципальные органы управления образованием, УДО |
7.4.3. | Разработка и реализация проектов: "Дети с ограниченными возможностями", "Детские общественные организации", "Каникулы" |
2001 | департамент образования, УДО |
7.4.4. | Размещение на предприятиях Ярославской области заказов по изготовлению оборудования, станков, приборов, инструментов для системы дополнительного образования детей |
2003 | департамент образования, муниципальные органы управления образованием |
7.5. | По специальному образованию | ||
7.5.1. | Формирование информационного банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья |
2003 | департамент образования, муниципальные органы управления образованием |
7.5.2. | Создание программ, методических пособий, учебников для реализации регионального компонента специального образования |
2002- 2005 |
департамент образования, ИРО, ИПП ЯГПУ |
7.5.3. | Инициировать открытие дефектологических специальностей в высших учебных заведениях |
2001- 2002 |
департамент образования, отдел высшей школы |
7.6. | По охране прав детства | ||
7.6.1. | Разработка программы подготовки приемных родителей, патронатных воспитателей |
2001 | департамент образования, ИРО, ИПП ЯГПУ |
7.6.2. | Разработка индивидуальных и комплексных программ сопровождения детей-сирот, обеспечивающих получение качественного образования, своевременную социализацию и адаптацию в обществе |
департамент образования, ИРО, ИПП ЯГПУ |
|
7.6.3. | Разработка нормативной правовой базы по реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилье и бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте по Ярославской области |
2001 | департамент образования |
7.6.4. | Развитие института приемной и патронатной семьи |
2001- 2005 |
органы управления образованием муниципальных округов |
7.6.9. | Создание межведомственного областного научно-методического консультативного центра по работе с семьей (центр помощи семье) |
2001- 2002 |
департамент образования |
* Мероприятия, реализуемые с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития.
** Список сокращений
ИРО - Институт развития образования
ЦЛ - Центр лицензирования образовательной деятельности
ЦОККО - Государственное учреждение "Центр оценки и контроля качества образования"
ПУ - профессиональные училища
ПЛ - профессиональные лицеи
НМЦ - научно-методический и учебный центр работников профессионального образования
ИОЦ - информационно-образовательный центр
ОУ - образовательные учреждения
УДО - учреждения дополнительного образования
ИПП ЯГПУ - Институт педагогики и психологии ЯГПУ им.К.Д.Ушинского
ЯГУ - Ярославский государственный университет им.П.Г.Демидова
ЯГТУ - Ярославский государственный технический университет
ЯГПУ - Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.