Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению муниципалитета
г. Ярославля
от 20 декабря 1996 г. N 67
Положение
о порядке владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью города Ярославля
28 января, 3 марта 2004 г.
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"), Уставом города Ярославля.
1.2. Положение определяет порядок учета муниципальной собственности, приобретения и прекращения права собственности в отношении объектов муниципальной собственности, передачи их в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление, а также признания муниципальных жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые.
2. Учет муниципальной собственности
2.1. Учет муниципальной собственности осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом путем ведения реестра объектов муниципальной собственности города Ярославля.
2.2. Реестр объектов муниципальной собственности состоит из следующих разделов:
- жилые здания;
- жилые помещения;
- нежилые здания и помещения;
- сооружения;
- муниципальные предприятия;
- муниципальные учреждения;
- имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;
- пакеты акций в уставном капитале акционерных обществ и хозяйственных товариществ.
2.3. Основаниями для включения в реестр или исключения из реестра объектов муниципальной собственности являются:
- решения органов государственной власти Российской Федерации;
- решения органов государственной власти Ярославской области;
- решения органов городского самоуправления города Ярославля;
- решения суда, вступившие в законную силу;
- договоры купли - продажи, мены, дарения, иные сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2.4. Ведение реестра осуществляется в соответствии с положением о порядке ведения реестра объектов муниципальной собственности города Ярославля, утверждаемым мэром города.
3. Купля - продажа
3.1. Данный раздел регулирует продажу находящихся в муниципальной собственности объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений), а также приобретение аналогичных объектов в муниципальную собственность.
3.2. Продажа объектов муниципальной собственности:
3.2.1. Юридические и физические лица, желающие приобрести в свою собственность указанные в пункте 3.1 объекты, подают в комитет по управлению муниципальным имуществом письменную заявку, к которой прилагаются:
- технический паспорт на объект недвижимости, выполненный государственным унитарным предприятием технической инвентаризации;
- документы, подтверждающие право заявителя на земельный участок, связанный с данным объектом недвижимости (паспорт земельного участка, акт о нормативной стоимости земельного участка, ситуационные планы масштаба 1:500 и 1:5000), выполненные комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Ярославля;
- справку о расчетах за пользование коммунальными услугами от балансодержателя здания, помещения.
Кроме того:
- юридические лица предоставляют копии учредительных документов, справку налоговой инспекции об идентификационном номере налогоплательщика в государственном реестре, решение уполномоченного органа (собрания учредителей, совета директоров и т.д.) о приобретении в собственность объекта недвижимости;
- индивидуальные предприниматели предоставляют копию свидетельства о государственной регистрации с отметкой о постановке на учет в налоговой инспекции;
- физические лица в заявке указывают свои паспортные данные.
3.2.2. Расходы по подготовке технического паспорта на объект недвижимости, документов подтверждающих право заявителя на земельный участок под объектом недвижимости, а также по определению рыночной стоимости объекта недвижимости осуществляются за счет заявителя, либо по договоренности сторон (покупателя и продавца).
3.2.3. Заявка регистрируется комитетом по управлению муниципальным имуществом только при наличии всех документов, указанных в п. 3.2.1., и рассматривается им не позднее 30 дней со дня ее регистрации.
3.2.4. Комитет по управлению муниципальным имуществом после регистрации заявки осуществляет согласование продажи объекта недвижимости с балансодержателем, территориальной администрацией мэрии, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля, другими заинтересованными организациями, определяет цену продажи.
3.2.5. При отсутствии отрицательных заключений, указанных в п. 3.2.4. организаций, комитет по управлению муниципальным имуществом готовит проект постановления мэра о продаже объекта недвижимости.
3.2.6. Одновременно с подготовкой проекта постановления мэра о продаже объектов недвижимости комитет по управлению муниципальным имуществом направляет информацию о предстоящей сделке постоянной комиссии муниципалитета по экономике, муниципальной собственности и развитию города.
3.2.7. Комитет по управлению муниципальным имуществом имеет право на продажу всех квартир, приобретенных в муниципальную собственность, в рамках реализации программы жилищных облигаций мэрии города Ярославля, если иное не предусмотрено постановлением Губернатора Ярославской области. Расчеты за указанные квартиры осуществляются жилищными облигациями мэрии города Ярославля.
3.3. Приобретение объектов в муниципальную собственность:
3.3.1. Решение о приобретении в муниципальную собственность объектов, указанных в пункте 3.1, принимает мэр города на основании предложений департаментов, управлений, комитетов, отделов, других структурных подразделений мэрии, а также решений постоянных комиссий муниципалитета.
3.3.2. По поручению мэра города комитет по управлению муниципальным имуществом готовит проект постановления мэра, в котором указываются условия приобретения, назначение использования приобретаемых объектов и источник финансирования сделки.
3.3.3. Комитет по управлению муниципальным имуществом имеет право приобретать квартиры, принадлежащие гражданам на правах личной собственности, в счет частичной оплаты жилья в рамках реализации программы жилищных облигаций мэрии города Ярославля.
Приобретаемые квартиры принимаются в муниципальную собственность на основании договоров мены квартир на жилищные облигации или договоров передачи квартир между собственниками жилья и комитетом по управлению муниципальным имуществом.
3.4. Цена покупки или продажи объектов, указанных в пункте 3.1, осуществляется по рыночной стоимости, определяемой оценщиками, имеющими соответствующую лицензию. В отдельных случаях, с учетом технического состояния объекта, сложившихся обстоятельств, договоренности сторон, цена в договоре купли - продажи может устанавливаться иным способом, который оговаривается в постановлении мэра.
3.5. Договор купли - продажи объекта недвижимости заключается комитетом по управлению муниципальным имуществом в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
3.6. Договор купли - продажи должен обязательно содержать:
- данные, позволяющие определенно установить объект продажи, в том числе определяющие его местоположение;
- описание технического состояния объекта;
- порядок передачи объекта по передаточному акту;
- порядок вступления покупателя в права собственника;
- порядок перехода риска случайной гибели объекта недвижимости;
- сведения о правах третьих лиц (либо отсутствии таковых) на объект недвижимости;
- сроки и порядок оплаты объекта недвижимости (в пределах 30 дней после подписания договора - без индексации суммы платежа, свыше 30 дней - с индексацией суммы платежа по уровню ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации);
- площадь земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, с указанием права на него;
- порядок взаимоотношений между покупателем и обслуживающей организацией по пользованию коммунальными услугами и обязательства покупателя по их оплате.
3.7. Договор купли - продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в котором проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этими жилыми помещениями после его приобретения покупателем, должен содержать перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.
3.8. Договор купли - продажи объектов недвижимости подлежит обязательной регистрации в комитете по управлению муниципальным имуществом. Государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости по договорам купли - продажи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.9. Передача объекта недвижимости от комитета по управлению муниципальным имуществом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указывается балансовая стоимость передаваемого объекта с учетом всех переоценок, проводимых в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае, если проведены не все переоценки, комитет по управлению муниципальным имуществом производит дооценку стоимости объекта. Передаточный акт является основанием для постановки объекта на баланс покупателя.
3.10. Комитет по управлению муниципальным имуществом может предоставить балансодержателю объекта недвижимости право дооценки и передачи его покупателю.
3.11. Средства от продажи объектов недвижимости распределяются в соответствии с решением муниципалитета. Расходы, связанные с подготовкой объекта к продаже, оформлением необходимых документов, возмещаются комитету по управлению муниципальным имуществом из средств городского бюджета.
3.12. Порядок продажи жилых помещений, находящихся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений, осуществляется в соответствии с решением муниципалитета города от 24.04.96 N 16 "О порядке распоряжения муниципальным имуществом".
3.13. Приватизация муниципальной собственности города Ярославля осуществляется в соответствии с решением муниципалитета города от 22.11.95 N 54 "О порядке и условиях приватизации муниципальной собственности в городе Ярославле".
4. Мена
4.1. Данный раздел регулирует мену находящихся в муниципальной собственности зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений и другого недвижимого имущества.
4.2. По договору мены имущество, которое находится в муниципальной собственности, может быть передано в любую другую собственность в обмен на другое имущество. Каждая из сторон в данном случае обязуется передать в собственность другой стороны одно имущество в обмен на другое.
4.3. К договору мены применяются соответственно правила о купле - продаже (глава 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и раздел 3 "Купли - продажи" настоящего положения), если это не противоречит правилам и существу мены.
При этом каждая из сторон признается продавцом имущества, которое она обязуется передать, и покупателем имущества, которое она обязуется принять в обмен.
4.4. Целесообразность обмена имущества, отнесенного к объектам недвижимости, указанного в пункте 4.1 настоящего раздела, определяет мэр города на основании предложений департаментов, управлений, комитетов, отделов, других структурных подразделений мэрии, решений постоянных комиссий муниципалитета.
4.5. По поручению мэра города комитет по управлению муниципальным имуществом готовит проект постановления мэра, в котором указываются условия мены, назначение и использование имущества, получаемого в муниципальную собственность в результате исполнения договора мены.
4.6. Договор мены заключается комитетом по управлению муниципальным имуществом в письменной форме, и подлежит обязательной регистрации в комитете по управлению муниципальным имуществом. Государственная регистрация прав собственности на объекты недвижимости по договорам мены осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.7. Если из договора мены не вытекает иное, имущество, подлежащее обмену, предполагается равноценным. В случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемое имущество признается неравноценным, сторона, обязанная передать имущество, цена которого ниже цены имущества, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать имущество, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором. Расходы по передаче и принятию имущества и оформлению прав собственности на него осуществляются сторонами в соответствии с договором мены.
4.8. Стоимость имущества, передаваемого сторонами по договору мены, определяется в соответствии с пунктом 3.4. настоящего положения.
4.9. Если договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемое имущество переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующее имущество обеими сторонами.
4.10. Комитет по управлению муниципальным имуществом имеет право на мену всех квартир, приобретенных в муниципальную собственность, в рамках реализации программы жилищных облигаций мэрии города Ярославля. В случае неравноценности обмениваемых квартир доплата производится жилищными облигациями мэрии города Ярославля.
5. Дарение
5.1. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать в муниципальную собственность другой стороне (одаряемому) здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения и другое недвижимое или движимое имущество.
5.2. Дарителем может выступать любое юридическое и физическое лицо. Дарителем (одаряемым) со стороны муниципалитета или мэрии выступает комитет по управлению муниципальным имуществом.
5.3. При наличии встречной передачи имущества или права, либо встречного обязательства договор не признается дарением.
5.4. Решение о передаче муниципальной собственности в дар по договору дарения принимается мэром города.
5.5. Дарение движимого имущества, сопровождаемое передачей дара в муниципальную собственность, должно быть совершено в письменной форме в случаях, когда:
- дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда;
- договор содержит обещание дарения в будущем.
В случаях, предусмотренных в настоящем пункте, договор дарения, совершенный устно, ничтожен.
5.6. Договор дарения, предусматривающий передачу недвижимого имущества в муниципальную собственность должен быть совершен в письменной форме, подлежит обязательной регистрации в комитете по управлению муниципальным имуществом. Государственная регистрация прав собственности на объекты недвижимости по договорам дарения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.7. Если в соответствии с договором дарения в муниципальную собственность передается жилое помещение, комитет по управлению муниципальным имуществом передает его своим распоряжением отделу учета и распределения жилой площади мэрии города для дальнейшего распределения в соответствии с действующим в городе положением.
5.8. Расходы по приемке и передаче имущества, оформлению прав собственности на него в связи с исполнением договора дарения несет сторона, принимающая дар, если иной порядок не предусмотрен в договоре дарения.
5.9. Любое юридическое или физическое лицо может в общеполезных целях сделать пожертвование своего имущества или права муниципальным лечебным и учебным учреждениям, муниципальным учреждениям культуры и социальной защиты населения, фондам, музеям, а также органам городского самоуправления.
5.10. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.
Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 3 марта 2004 г. N 325 в раздел 6 настоящего положения внесены изменения
6. Аренда
6.1. Арендодателем имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям, является комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии.
6.2. Арендатором могут быть юридические и физические лица Российской Федерации, юридические и физические лица иностранных государств, совместные предприятия.
6.3. В аренду могут быть переданы земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
6.4. Юридические и физические лица, желающие принять (взять) в аренду имущество, подают в комитет по управлению муниципальным имуществом письменную заявку с указанием объекта муниципального имущества, который они хотят взять в аренду.
6.5. Письменная заявка должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента ее регистрации в комитете по управлению муниципальным имуществом.
6.6. При поступлении нескольких заявок на аренду конкретного имущества, комитет по управлению муниципальным имуществом может принять решение о проведении торгов на право аренды.
6.7. На основании заявки о заключении договора аренды (если один заявитель на объект), либо по результатам торгов на право аренды (если несколько заявителей на объект), комитет по управлению муниципальным имуществом в двухнедельный срок готовит проект договора аренды и направляет его заявителю или победителю торгов.
6.8. Срок действия договора аренды устанавливается комитетом по управлению муниципальным имуществом. Если срок аренды в договоре не определен, договор считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества - за три месяца. Договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
6.9. В договоре аренды устанавливаются сроки, в соответствии с которыми арендатор обязан заключить договор на эксплуатацию и коммунальное обслуживание принятого в аренду имущества с соответствующими обслуживающими организациям (РЭУ, ЖКО, МП "Ярославльводоканал", ЯГЭС, тепловые сети и т.д.) или в тот же срок оформить с ними акт о разграничении ответственности.
6.10. На объекты, являющиеся памятниками истории и культуры, арендатор в месячный срок заключает охранное обязательство с департаментом культуры, искусства и исторического наследия Правительства Ярославской области.
При сдаче в аренду нежилых помещений, являющихся объектами гражданской обороны (защитные сооружения), арендатор в месячный срок заключает соответствующий договор со штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города.
6.11. В месячный срок с момента подписания договора аренды, арендатор заключает с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля договор аренды земельного участка.
6.12. Для оформления договора Заявитель представляет в комитет по управлению муниципальным имуществом:
6.12.1. Юридические лица:
- копии учредительных документов;
- справку банка об открытии расчетного счета;
- справку налоговой инспекции об идентификационном номере налогоплательщика в государственном реестре;
- выписку из протокола собрания учредителей (акционеров) или совета директоров об избрании руководителя;
- паспорт лица, подписывающего договор (непосредственно при оформлении договора).
6.12.2. Индивидуальные предприниматели:
- копию свидетельства о государственной регистрации с отметкой о постановке на учет в налоговой инспекции;
- паспорт (непосредственно при оформлении договора).
6.12.3. Физические лица:
- паспорт (непосредственно при оформлении договора).
6.13. Передача имущества в аренду арендодателем и принятие его арендатором осуществляется по передаточному акту, который готовится арендодателем, подписывается сторонами и является неотъемлемой частью договора аренды.
6.14. При прекращении договора аренды, а также при досрочном его расторжении, арендатор обязан сдать арендодателю арендуемое имущество в срок, предусмотренный договором аренды, по передаточному акту в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки в судебном порядке.
В случае, когда указанная плата не покрывает причиненные арендодателю убытки, он может потребовать их возмещения.
В случае, когда за несвоевременный возврат арендованного имущества договором предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором.
Подготовка имущества к передаче арендодателю, включая составление и представление на подписание передаточного акта, являются обязанностью арендатора.
При прекращении договора аренды, а также при досрочном его расторжении, арендатор обязан произвести полный расчет за пользование коммунальными услугами. При неуплате арендатором платежей за предоставленные коммунальные услуги более 3-х месяцев (для нежилых помещений) или 6-и месяцев (для жилых помещений), арендодатель вправе поставить вопрос о расторжении договора аренды.
6.15. Договор аренды должен обязательно содержать:
- тип и площадь помещения, наименование, состав и стоимость передаваемого в аренду имущества;
- цель использования имущества;
- права и обязанности сторон по договору;
- расчеты по договору (размер арендной платы, периодичность и порядок оплаты) и порядок пересмотра арендной платы;
- ответственность сторон по договору;
- условия и порядок досрочного расторжения договора;
- порядок страхования арендованного имущества;
- сроки по договору;
- местонахождение, почтовые адреса и банковские реквизиты сторон по договору.
6.16. Арендная плата за арендуемое имущество устанавливается в денежной форме и является средством городского бюджета.
6.17. Установленная в договоре аренды плата за пользование зданием (нежилым помещением) включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, если иное не предусмотрено договором.
6.18. Размер арендной платы за 1 кв.м общей площади здания (нежилого помещения) устанавливается на основе базовой ставки годовой арендной платы, которая ежегодно устанавливается мэром города Ярославля до принятия бюджета города на очередной финансовый год.
Изменение базовой ставки годовой арендной платы производится с учетом изменения средней сложившейся в городе рыночной величины арендной платы.
Арендная плата за здания (нежилые помещения), устанавливаемая в договоре аренды, определяется как базовая ставка, умноженная на коэффициент территориально-экономической зоны расположения здания (нежилого помещения), коэффициент качества здания (нежилого помещения), а также на коэффициент вида деятельности арендатора. Значения коэффициентов устанавливаются постановлением мэра города Ярославля.
В целях улучшения технического состояния арендуемого муниципального имущества арендная плата может устанавливаться в виде возложения на арендатора затрат на выполнение необходимых работ по капитальному ремонту или иным неотделимым улучшениям арендуемых объектов. Порядок согласования производства капитального ремонта и иных неотделимых улучшений арендуемого муниципального имущества и порядок возмещения затрат арендатора устанавливаются мэром города.
Арендатору могут предоставляться льготы по арендной плате до принятия бюджета города на очередной финансовый год в порядке, установленном мэром города.
6.19. Размер арендной платы за 1 кв. м. земельного участка устанавливается на основании ставок арендной платы за землю по градооценочным зонам города, утверждаемым постановлением мэра города.
6.20. Размер арендной платы за иное муниципальное имущество (кроме недвижимого) устанавливается в размере амортизационных отчислений на имущество, сданное в аренду.
6.21. При наличии у арендатора нескольких льгот по виду деятельности в расчет арендной платы принимается только одна льгота на его усмотрение.
6.22. Арендная плата при сдаче в аренду муниципального имущества, где арендодателем является комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии, а также пени и штрафы за неисполнение договоров аренды перечисляются арендаторами на специальный счет комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии.
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии производит перечисление полученных средств в городской бюджет еженедельно и не позднее последнего числа каждого месяца.
Арендная плата при сдаче в аренду муниципального имущества, где арендодателем являются муниципальные предприятия, а также пени и штрафы за неисполнение договоров аренды полностью перечисляются арендатором непосредственно арендодателю и используются им на ремонт и содержание данного имущества.
Сдача в аренду объектов недвижимости муниципальными предприятиями производится с письменного согласия комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии.
6.23. Арендатор, за исключением случаев, когда арендодателем является муниципальное предприятие, имеет право передачи в субаренду не более 50% арендуемой площади с письменного согласия комитета по управлению муниципальным имуществом. На передаваемых в субаренду площадях субарендатор обязан сохранять профиль их использования, в соответствии с условиями договора субаренды.
6.24. Договор субаренды части помещения заключается арендатором с письменного согласия комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии.
6.25. При сдаче части помещения (имущества) в субаренду плату за субаренду получает арендатор помещения (имущества).
При этом разница между субарендной платой, уплачиваемой субарендатором арендатору за помещение (имущество), сдаваемое в субаренду, и арендной платой за эту же часть помещения (имущества), установленной арендатору в договоре аренды, распределяется следующим образом:
- 40% полученной разницы остается в распоряжении арендатора;
- 60% полученной разницы перечисляется арендатором в сроки, установленные договором аренды, на специальный счет комитета по управлению муниципальным имуществом, который перечисляет их в городской бюджет еженедельно и не позднее последнего числа каждого месяца.
6.26. Льгота по арендной плате, предоставленная арендатору в установленном порядке, на субарендатора не распространяется.
7. Предоставление во временное пользование жилых
помещений
7.1. Жилые дома и жилые помещения муниципального жилищного фонда, предназначенные для передачи пользователям в аренду (субаренду), устанавливаются мэром города по представлению территориальных администраций мэрии.
7.2. Мероприятия по передаче, учету и контролю данных жилых домов и жилых помещений, заключение договоров аренды и субаренды осуществляет муниципальное учреждение по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика" по согласованию с департаментом городского хозяйства в установленном порядке.
7.3. Муниципальное учреждение по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика" на основании решений территориальных администраций мэрии при наличии согласования департамента городского хозяйства осуществляет целевую передачу жилых помещений на условиях договора аренды юридическим лицам.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором, но не более чем на 5 лет.
7.4. Арендатором жилого помещения может быть любое юридическое лицо. Юридическое лицо использует жилое помещение только для проживания граждан.
7.5. Плата за пользование жилым домом или жилым помещением по договору аренды устанавливается в размере, обеспечивающем полное возмещение издержек на восстановление жилого дома или помещения, содержание и ремонт, а также предоставление коммунальных услуг.
7.6. Юридические лица на основании договора аренды предоставляют гражданам жилое помещение для проживания по договору субаренды.
7.7. Граждане, которым сдаются на условиях временного пользования (субаренды) жилые помещения, не могут во время действия договора без согласия собственника или уполномоченного собственником лица приватизировать, выкупить в частную собственность занимаемые жилые помещения или совершить иные юридические действия, что отражается в заключенном договоре.
Документом на право временного заселения гражданином жилого помещения является договор субаренды, подписанный муниципальным учреждением по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика", юридическим лицом, гражданином и согласованный с департаментом городского хозяйства. Копия договора направляется в департамент городского хозяйства.
7.8. Жилые помещения на условиях субаренды предоставляются гражданам, проживающим в г. Ярославле, а также жителям других городов и иностранным гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.9. Во временное пользование (субаренду) могут предоставляться квартиры любой площади, в том числе и менее установленной социальной нормы площади жилья. В случае, если во временное пользование (субаренду) предоставляются жилые помещения гражданам, состоящим на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, последние с очереди не снимаются.
7.10. Договор на временное пользование (субаренду) жилым помещением с гражданином заключается с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством РФ. Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок аренды. В случае смерти субарендатора, его права и обязанности, предусмотренные договором, переходят к членам семьи субарендатора до окончания срока действия договора в соответствии с законодательством Российской Федерации. При сдаче жилого помещения в субаренду, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
7.11. При ликвидации юридического лица, арендующего жилое помещение, при добросовестном исполнении субарендатором своих обязанностей, с ним может быть заключен договор найма жилого помещения, находившегося в его пользовании, в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды. При ликвидации юридического лица и отсутствии субарендатора договор считается прекращенным в соответствии со ст. 419 ГК РФ.
7.12. Расторжение договора аренды (субаренды) допускается по соглашению сторон. Досрочное расторжение договора по инициативе одной из сторон производится в случаях, прямо предусмотренных в договоре аренды (субаренды) жилого помещения. По требованию муниципального учреждения по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика" договор расторгается в случае получения гражданином жилого помещения по договору найма в жилищном фонде социального использования или приобретения иного жилого помещения в частную собственность, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
7.13. Плата по договору временного пользования (субаренды) жилого помещения устанавливается в размере 10-кратной ставки платы за найм жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением. Расчет платежей по договору субаренды осуществляет арендатор.
7.14. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и занимающие жилые помещения на условиях договора субаренды, производят оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья в том же размере, что и граждане, проживающие в муниципальном жилищном фонде на условиях найма.
7.15. Оплата за сдаваемое гражданам на условиях временного пользования (субаренды) жилое помещение производится в том же порядке, что и оплата жилья и коммунальных услуг для нанимателей жилых помещений.
7.16. Плата, за сдаваемые в аренду жилые помещения, направляется во внебюджетный фонд развития городского хозяйства и реконструкции жилья.
8. Предоставление во временное пользование (аренду)
помещений
в коммунальных квартирах
8.1. Освобождающиеся изолированные жилые помещения в коммунальных квартирах, где проживают несколько нанимателей, предоставляются проживающим в этой квартире гражданам, по договору аренды при условии, что:
- в квартире не проживают граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
- в квартире не проживают граждане, имеющие жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (с учетом права на дополнительную жилую площадь), которые имеют право на заселение в указанные помещения, если в квартире отсутствуют граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
- граждане, перечисленные выше, в письменной форме отказались от заселения освободившихся жилых помещений.
При отсутствии в квартире граждан, желающих заселить освободившееся жилое помещение, оно предоставляется другим гражданам в установленном порядке по договору найма.
8.2. Граждане, желающие в соответствии с п. 8.1. улучшить жилищные условия письменно извещают территориальную администрацию мэрии о своем желании.
8.3. Муниципальные учреждения по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика" обязаны в течение 10 дней со дня освобождения комнат в коммунальных квартирах уведомить об этом территориальную администрацию мэрии, департамент городского хозяйства.
8.4. Заявления граждан на предоставление комнаты на условиях аренды принимает и рассматривает территориальная администрация мэрии.
Жилищная комиссия территориальной администрации в течение 1 месяца со дня получения уведомления и при условии соблюдения требований, перечисленных в п. 8.1, обязана рассмотреть вопрос о передаче комнаты в аренду. Принятое решение в письменном виде вручается гражданину, которому предоставляется комната, копия решения направляется в департамент городского хозяйства, муниципальное учреждение по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика".
8.5. Договор аренды жилых помещений (комнат) с гражданами заключает муниципальное учреждение по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика" сроком на один год с уведомлением департамента городского хозяйства.
8.6. Гражданин в течение 10 дней со дня получения решения о предоставлении комнаты обязан обратиться в муниципальное учреждение по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика" для заключения договора аренды. По истечении указанного срока, в случае неявки гражданина без уважительной причины, муниципальное учреждение по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика" уведомляет об этом территориальную администрацию, которая вправе рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения иным лицам.
8.7. Муниципальное учреждение по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика" в течение 10 дней со дня обращения гражданина на основании решения территориальной администрации мэрии обязано заключить с ним договор аренды.
8.8. Гражданин, получивший жилую комнату в муниципальном жилищном фонде на условиях аренды, имеет право произвести обмен этой комнаты с уведомлением арендодателя в установленном законом порядке.
8.9. Оплата по договору аренды включает:
- арендную плату;
- возмещение в полном объеме стоимости содержания и ремонта, а также предоставляемых коммунальных услуг;
Плата за аренду за 1 кв. м общей площади жилья устанавливается в размере 10-кратной ставки платы за наем жилых помещений, утвержденной постановлением мэра города.
8.10. Платежи за аренду жилого помещения поступают во внебюджетный фонд развития городского хозяйства и реконструкции жилья.
8.11. Расторжение договора аренды допускается по соглашению сторон. Досрочное расторжение договора по инициативе одной из сторон производится в случаях, прямо предусмотренных в договоре аренды помещений в коммунальных квартирах. По требованию муниципального учреждения по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика" договор расторгается в случае получения гражданином жилого помещения по договору найма социального использования или приобретения иного жилого помещения в частную собственность, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
9. Безвозмездное пользование
9.1. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) ссудодателем имущества, находящегося в муниципальной собственности, является комитет по управлению муниципальным имуществом.
9.2. Ссудополучателем по договорам безвозмездного пользования могут быть муниципальные предприятия или учреждения, в случае нецелесообразности передачи им данного имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление, структурных подразделений органов государственной власти и городского самоуправления, а также некоммерческие организации.
9.3. Обращение о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование подается ссудополучателем в комитет по управлению муниципальным имуществом в письменной форме. К нему прилагаются следующие документы:
- обоснование целесообразности передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование;
- копии учредительных документов юридического лица;
- справка налоговой инспекции об идентификационном номере налогоплательщика в государственном реестре.
9.4. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование согласуется комитетом по управлению муниципальным имуществом с балансодержателем имущества и территориальной администрацией мэрии.
9.5. Муниципальное имущество, передаваемое в безвозмездное пользование, может одновременно передаваться ссудополучателю на баланс. Передача в безвозмездное пользование не влечет передачу прав собственности на это имущество.
9.6. Ссудополучатель муниципального имущества не вправе без письменного разрешения ссудодателя передавать его в аренду, залог, вклад в уставной капитал.
9.7. Ссудополучатель муниципального имущества обязан вернуть его ссудодателю в том состоянии, в каком он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
9.8. Договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом заключается в письменном виде на срок, определяемый комитетом по управлению муниципальным имуществом.
9.9. Договор безвозмездного пользования должен содержать:
- состав и стоимость муниципального имущества, передаваемого в безвозмездное пользование;
- цели использования муниципального имущества;
- срок безвозмездного пользования;
- порядок передачи муниципального имущества ссудополучателю и возврата его ссудодателю;
- обязанности сторон по ремонту и техническому обслуживанию муниципального имущества;
- ответственность сторон за ненадлежащее выполнение условий договора;
- условия досрочного прекращения договора.
9.10. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется по передаточному акту, который является неотъемлемой частью договора.
9.11. Договор безвозмездного пользования подлежит обязательной регистрации в комитете по управлению муниципальным имуществом.
10. Доверительное управление
10.1. Решение о передаче муниципального имущества в доверительное управление принимается мэром города.
10.2. Договор о доверительном управлении муниципальным имуществом заключается комитетом по управлению муниципальным имуществом (учредитель управления) и доверительным управляющим, осуществляющим управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением муниципального унитарного предприятия.
Имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу, органу городского самоуправления или учреждению.
Передача муниципального имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
10.3. К объектам доверительного управления относятся:
- муниципальные предприятия и другие имущественные комплексы;
- отдельные муниципальные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу;
- ценные бумаги;
- права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами;
- исключительные права и другое имущество.
10.4. Договором доверительного управления могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению муниципальным имуществом.
10.5. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
10.6. Имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципального предприятия или оперативном управлении муниципального учреждения (организации), не может быть передано в доверительное управление.
10.7. Договор доверительного управления муниципальным имуществом заключается на срок, не превышающий пяти лет.
10.8. Договор доверительного управления муниципальным имуществом должен быть заключен в письменной форме.
10.9. Договор доверительного управления подлежит регистрации в комитете по управлению муниципальным имуществом. Государственная регистрация передачи в доверительное управление недвижимого имущества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.10. Муниципальное имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.
10.11. Договор доверительного управления муниципальным имуществом прекращается вследствие:
- ликвидации юридического лица;
- ликвидации выгодоприобретателя, если договором не предусмотрено иное;
- отказа выгодоприобретателя от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;
- признания индивидуального предпринимателя, являющегося доверительным управляющим, несостоятельным (банкротом);
- отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление муниципальным имуществом.
10.12. При прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления, если договором не предусмотрено иное.
11. Признание муниципальных жилых домов и жилых
помещений непригодными для постоянного проживания,
перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые
11.1. Рассмотрение вопросов о непригодности муниципальных жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания (аварийности) осуществляют назначаемые главой территориальной администрации мэрии комиссии в составе представителей территориальной администрации, пользователя (балансодержателя), государственного унитарного предприятия технической инвентаризации, санитарно-эпидемиологического надзора, пожарного надзора, главного управления архитектуры и градостроительства. При необходимости в состав комиссии могут быть включены представители других служб города.
11.2. Комиссии на основании заявлений пользователей (балансодержателей) жилых домов и жилых помещений осуществляют их обследование, в ходе которых выявляют и определяют величину их физического износа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания.
11.3. Комиссия составляет акт обследования. С учетом технического состояния обследуемые объекты могут быть признанными:
- пригодными для постоянного проживания;
- непригодными для постоянного проживания (аварийными) на момент обследования, но которые при проведении капитального ремонта, модернизации или реконструкции можно привести в пригодные для постоянного проживания;
- непригодными для постоянного проживания (аварийными), дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.
11.4. Члены комиссии, несогласные с решением комиссии, оформляют особое мнение, которое прикладывается к акту.
11.5. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания (аварийным) принимается главой территориальной администрации мэрии, оформляется в виде постановления, в котором утверждается акт обследования, представленный комиссией.
11.6. Принятое постановление служит основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизацией, реконструкцией данных жилых домов и жилых помещений, либо с расселением проживающих в них жителей, сносом или переоборудованием их для использования в других целях.
11.7. Признанные непригодными для постоянного проживания (аварийными) жилые дома и жилые помещения после их полного расселения исключаются из муниципального жилищного фонда распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом, которое служит основанием для внесения соответствующих изменений в технический паспорт жилого дома, жилого помещения, а также в реестр объектов муниципальной собственности.
11.8. Дальнейшее использование исключенных из муниципального жилищного фонда домов и помещений под другие цели (не жилье) определяется комитетом по управлению муниципальным имуществом с учетом предложений территориальных администраций и департамента городского хозяйства.
11.9. Снос исключенных из муниципального жилищного фонда домов осуществляется на основании распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом, принятого по письменному заявлению пользователя (балансодержателя) и согласованного с территориальной администрацией мэрии и департаментом городского хозяйства.
11.10. Исключение жилых домов из муниципального жилищного фонда, попадающих в зону застройки объектов производственного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, и порядок их сноса определяется постановлением мэра о разрешении строительства данных объектов.
11.11. Перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений (независимо от формы собственности) в нежилые может производится в исключительных случаях. Заявления об этом подаются в комитет по управлению муниципальным имуществом. Постановление по этому вопросу принимается мэром города при положительном заключении территориальной администрации мэрии, департамента городского хозяйства, служб санитарно - эпидемиологического и пожарного надзора, главного управления архитектуры и градостроительства. В постановлении указывается дальнейшее использование здания, помещения.
11.12. Постановление мэра города о переводе жилых домов и жилых помещений муниципального жилищного фонда в нежилые является основанием для внесения соответствующих изменений в технический паспорт жилого дома, жилого помещения, а также в реестр объектов муниципальной собственности.
12. Предоставление жилых помещений по договорам найма
физическим лицам
12.1. Предоставление жилых помещений в муниципальном жилищном фонде физическим лицам производится по договорам социального и коммерческого найма.
12.2. Отношения наймодателя с нанимателем регулируются договором социального или коммерческого найма, заключенным в письменной форме.
12.3. Сторонами по договору найма являются: наймодатель - с одной стороны и наниматель - с другой стороны.
12.4. Право заключать договоры найма на жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляется муниципальному учреждению по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика".
12.5. Платежи за найм жилого помещения поступают во внебюджетный фонд развития городского хозяйства и реконструкции жилья.
12.6. Договор социального найма - соглашение, в силу которого наймодатель передает нанимателю жилое помещение в пределах нормы жилой площади в бессрочное пользование, а наниматель обязуется использовать его для проживания, своевременно вносить плату за пользование им и коммунальные услуги.
Договор социального найма подписывается нанимателем.
Договор социального найма заключается на основании ордера.
Нанимателем жилых помещений по договору социального найма может быть любое дееспособное физическое лицо, относящееся к категории граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения из жилищного фонда социального использования.
12.7. Договор коммерческого найма - соглашение, по которому наймодатель передает нанимателю жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование, а наниматель обязуется использовать его в соответствии с назначением и своевременно выполнять обязательства по договору.
Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, предназначенные для передачи пользователям по договору коммерческого найма, устанавливаются мэром города по представлению территориальных администраций мэрии.
Нанимателем жилого помещения по договору коммерческого найма может быть любое дееспособное физическое лицо, постоянно проживающее в г. Ярославле, при условии соблюдения Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713.
Договор коммерческого найма заключается муниципальным учреждением по управлению жилищным фондом "Дирекция единого заказчика" на основании решения территориальной администрации района.
Категории граждан, с которыми заключаются договоры коммерческого найма жилого помещения, порядок учета этих граждан, размер платы за найм, содержание и ремонт, коммунальные услуги, устанавливаются мэром города. При необходимости в территориальных администрациях мэрии формируется очередь на предоставление жилых помещений по договору коммерческого найма.
В случае предоставления жилой площади по договору коммерческого найма гражданам, состоящим на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, последние не подлежат снятию с очереди.
В договоре коммерческого найма должны быть указаны граждане, которые будут постоянно проживать с нанимателем. При отсутствии в договоре таких лиц, вселение граждан производится в соответствии с действующим законодательством.
В случае смерти физического лица, признания его недееспособным, а также его выбытия, права и обязанности по договору коммерческого найма переходят по общему согласию к одному из совершеннолетних членов семьи, при условии, что они постоянно проживали с нанимателем и были указаны в договоре. Договор коммерческого найма продолжает действовать на тех же условиях на оставшийся срок. Если согласие не достигнуто, все граждане, указанные в договоре в соответствии с ч. 2 ст. 686 ГК РФ становятся сонанимателями.
Договор коммерческого найма заключается на срок, не превышающий пять лет. В случае, если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.
12.8. Нанимателю по договору найма жилого помещения при согласии наймодателя может быть предоставлено право на сдачу жилого помещения в поднаем в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.
<< Назад |
||
Содержание Решение муниципалитета г. Ярославля от 20 декабря 1996 г. N 67 "О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.