В целях определения перспективы развития системы начального профессионального образования области и формирования основ государственно-общественного управления профессиональным образованием Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы начального профессионального образования Ярославской области на период до 2010 года.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора области Воронина Н.П.
Губернатор области |
А.И. Лисицын |
Концепция
развития системы начального профессионального образования Ярославской области на период до 2010 года
(утв. постановлением Администрации Ярославской области от 5 июля 2006 г. N 140-а)
В соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится предоставление начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
С 01 января 2005 года учредителем всех учреждений начального профессионального образования (далее - учреждения НПО), расположенных на территории региона, стала Администрация области.
Данная Концепция разработана в целях определения среднесрочных перспектив в развитии системы начального профессионального образования региона и формирования основ государственно-общественного управления профессиональным образованием.
1. Противоречия и проблемы в развитии системы начального
профессионального образования Ярославской области
Главной задачей системы начального профессионального образования является воспроизводство квалифицированных рабочих кадров по наиболее сложным профессиям преимущественно физического труда. Выполнить свое предназначение система начального профессионального образования может только при условии развития, адекватного экономике.
К началу XXI века государственная система начального профессионального образования как основной источник пополнения квалифицированных рабочих кадров вступила в полосу противоречий.
Возник и усилился разрыв между динамично изменяющимся рынком труда и социальной направленностью системы образования, вынужденной не только обеспечивать экономику квалифицированными кадрами, но и решать задачи социализации несовершеннолетней молодежи.
Разгосударствление и приватизация в сфере экономики разорвали традиционные связи учреждений НПО и предприятий и заблокировали важный источник ресурсного обновления системы начального профессионального образования, ее кадрового, материально-технического и информационного потенциала. Жесткая централизация и федеральное подчинение системы профессионального образования стали препятствовать росту самостоятельности учреждений НПО в осуществлении ими образовательной и финансово-хозяйственной деятельности.
На рынке образовательных услуг появились конкуренты в лице негосударственных образовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих профессиональную подготовку граждан по ускоренным формам обучения.
Противоречия усилились рядом негативных факторов, охвативших все российское общество: нарастающей неблагоприятной демографической ситуацией, кризисными явлениями в экономике.
Усилия учреждений НПО, их попытки самостоятельно преодолеть указанные противоречия оказываются недостаточными и требуют привлечения всех общественных сил, заинтересованных в развитии профессионального образования.
Выходом из создавшегося положения может быть только последовательное распространение рыночных принципов функционирования на всю систему начального профессионального образования, формирование управления начальным профессиональным образованием, адекватного развитию рыночной экономики.
2. Государственно-общественное управление как переходная модель
развития системы начального профессионального образования
Ярославской области
Переход от государственной системы управления начальным профессиональным образованием к рыночной модели не может быть осуществлен одномоментно, он должен охватить определенный период, содержанием которого станет системное привлечение общества к управлению профессиональным образованием при ведущей роли государства.
В этот период должно произойти качественное обновление всей совокупности целей, задач и принципов, правовых основ и ресурсного обеспечения функционирования учреждений НПО региона, измениться результативность их деятельности в соответствии с требованиями заказчиков образовательных услуг: личности, рынка труда, государства.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;
- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Таким образом, существенные изменения системы профессионального образования будут направлены на:
- качественное обновление профессионально-квалификационной структуры и содержания профессионального образования;
- формирование оптимальной модели их размещения на территории Ярославской области;
- обновление и децентрализацию управления профессиональным образованием;
- формирование новой и эффективно действующей инфраструктуры системы профессионального образования.
Процесс обновления целесообразно рассмотреть с позиции трех функций, выполняемых системой начального профессионального образования: экономической, образовательной, социальной.
2.1. Система начального профессионального образования как ресурс экономики
Обеспечение экономики квалифицированными рабочими кадрами является главной функцией системы начального профессионального образования. Она реализуется через восполнение естественной убыли трудовых ресурсов общества в результате старения, потери трудоспособности и квалификации, несчастных случаев и т.д. и обеспечение вторичной занятости населения путем предоставления профессиональной подготовки, переподготовки, повышения или подтверждения квалификации. Нарастание проблемы взаимодействия системы начального профессионального образования с рынком труда выражается в несовпадении объемов подготовки новых рабочих кадров, которые составляют 5-6 тысяч человек, с ежегодной потребностью в них в объеме 8-9 тысяч человек. Не менее чем в два раза отстают от потребностей переобучения и объемы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения в учреждениях НПО.
Серьезным фактором, тормозящим развитие экономики, является диспропорция в соотношениях доли выпускников, обучающихся по программам начального, среднего и высшего профессионального образования. Так, количество обучающихся в учреждениях НПО на 10 тыс. населения Ярославской области составляет 118 человек, в учреждениях среднего профессионального образования - 145 человек и в учреждениях высшего профессионального образования - 420 человек; при этом 80 процентов вакансий регионального рынка труда составляют рабочие профессии.
Вторым существенным фактором является обеспечение квалификационного потенциала общества, серьезно изменяющегося под влиянием технико-технологической перестройки современного производства По оценкам, полученным в ходе исследований рынка труда, сложность работ в экономике по большинству профессий, требующим начального профессионального образования, превышает уровень четвертого квалификационного разряда, в то время как уровень квалификации, определенный государственными образовательными стандартами начального профессионального образования, равен третьему разряду.
Решение задачи качественного обновления содержания профессионального образования возможно только на основе системного взаимодействия учреждений НПО с субъектами регионального рынка труда - органами службы занятости населения, объединениями работодателей, общественными организациями.
Механизмы реализации данного направления:
- создание государственной системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования рынка труда, изменение баланса распределения выпускников общеобразовательных учреждений по уровням образования;
- привлечение к содействию в развитии системы профессионального образования объединений работодателей как на основе прямого взаимодействия с учреждениями профессионального образования, так и в рамках Трехстороннего регионального соглашения;
- создание в сфере социального партнерства рабочих органов, направленных на формирование содержания профессиональных квалификаций;
- повышение качества профессионального образования на основе прямого участия работодателей в оценке профессиональной компетентности и квалификации выпускников.
В результате реализации данных мер расширится сфера общественного влияния в управлении профессиональным образованием, станет более эффективной связь системы начального профессионального образования с рынком труда, повысится уровень качества профессиональной подготовленности выпускников в соответствии с требованиями работодателей
2.2. Система начального профессионального образования как фактор социализации молодого поколения
Вторая существенная функция системы начального профессионального образования - образовательная. В рамках решения задачи подготовки новых рабочих кадров для восполнения естественной убыли трудоспособного населения она осуществляет социализацию молодого поколения. Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как гражданин того общества, к которому он принадлежит.
В сфере начального профессионального образования можно выделить три формы социализации молодежи:
- общеобразовательную подготовку, в результате которой молодой человек наряду с профессиональным получает среднее (полное) общее образование;
- педагогическую поддержку (в виде получения профессиональной подготовки) молодежи, по различным причинам не получившей основного общего образования;
- внеучебную (внеклассную) воспитательную работу.
Одновременное получение среднего (полного) общего образования в рамках профессионального образования - одна из наиболее массовых форм обучения молодых людей в учреждениях НПО, охватывающая 87,7 процента обучающихся учреждений НПО. Сформированная система обучения позволяет за время обучения адаптировать подавляющее большинство выпускников к выбранному виду профессиональной деятельности и не превратить систему профессионального образования в тупиковую отрасль. В то же время только 2 процента выпускников желают и готовы сдавать единый государственный экзамен для поступления в вузы.
Выход из этого противоречия - уменьшение объемов общеобразовательной подготовки до базового уровня государственного стандарта. В пределах тех же сроков обучения это позволит углубить профессиональную подготовку обучающихся, предоставив им (при необходимости) возможность подготовиться к итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена в рамках элективных курсов. В отдельных учреждениях НПО (профессиональных лицеях) можно организовать реализацию образовательных программ углубленного среднего (полного) общего образования для поступления обучающихся в профильные учреждения высшего профессионального образования.
Наряду с массовыми формами обучения система начального профессионального образования предоставляет образовательные услуги различным категориям населения с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся: профессиональная реабилитация инвалидов, обучение выпускников специальных (коррекционных) школ и классов, педагогическая поддержка выпускников общеобразовательных школ, не получивших по различным причинам основного общего образования. Численность данных категорий обучающихся растет год от года и представляет не только педагогическую, но и организационно-правовую проблему, для решения которой требуется формирование нормативной и правовой базы, объединяющей усилия различных ведомств и общественных организаций, а также создание центров обучения населения с ограниченными возможностями на базе отдельных учреждений НПО.
Проблемы социализации молодого поколения - это и приобщение его к нравственным ценностям современного общества, профилактика негативных проявлений в молодежной среде, прямое противодействие криминальным поступкам молодежи, употреблению наркотических и психотропных средств, алкоголя. Практика показала, что несформированность нравственных ценностей приводит к тяжелым общественным потерям.
Задача государственно-общественной системы управления не только сохранить формы воспитательной работы с обучающимися, проверенные временем, но и привлечь к их развитию новые общественные силы.
Результатом совершенствования системы воспитания в учреждениях НПО станет изменение имиджа учреждений НПО, а также повышение уровня культуры и воспитанности обучающихся.
2.3. Система начального профессионального образования как фактор поддержки малообеспеченных слоев населения
Решение задачи социализации молодого поколения через получение первого профессионального образования по рабочим профессиям требует соответствующей материальной поддержки. В то же время необходим дифференцированный подход к определению форм и размеров помощи в зависимости от положения обучающихся.
Государственная поддержка должна включать виды материальной помощи, единые для всех обучающихся: бесплатное питание и социальную стипендию.
Система начального профессионального образования по-прежнему будет обеспечивать выполнение федерального законодательства по вопросам социализации детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.
Предоставление же различных видов академических и именных стипендий, форм поощрения обучающихся за особые заслуги должны взять на себя общественные организации, фонды, работодатели и их объединения.
Обеспечение регионального рынка труда квалифицированными кадрами потребует изменений и в практике функционирования общежитий. Необходимо создать опорные общежития для обеспечения всей системы начального профессионального образования с квотированием мест для проживания обучающихся из образовательных учреждений, не имеющих общежитий. Места в общежитиях учреждений НПО также необходимо предоставлять гражданам, получающим профессиональную подготовку, переподготовку, повышение или подтверждение квалификации по направлению учреждений, предприятий, организаций в ресурсных (и других образовательных) центрах системы начального профессионального образования.
При выполнении социальной функции, система профессионального образования не только сохранит свой статус как фактор развития экономики, но и создаст прочную основу для расширенного воспроизводства рабочих кадров.
3. Ресурсное обеспечение развития начального профессионального
образования Ярославской области
Реализация указанных приоритетов невозможна без соответствующего ресурсного обеспечения. Изменение роли системы начального профессионального образования в обществе требует не только ресурсов государства, но и привлечения дополнительных средств.
Их изыскание должно произойти за счет реструктуризации самой системы начального профессионального образования, включения новых механизмов использования ресурсов, а также содействия процессам развития начального профессионального образования со стороны работодателей, общественных организаций, государственных и общественных структур сектора экономики.
3.1. Реструктуризация сети учреждений НПО как фактор перераспределения ресурсов
Реструктуризация сети учреждений НПО в соответствии с социально-экономическими потребностями региона является средством формирования оптимальной модели размещения на территории Ярославской области учреждений НПО разных типов и видов, способных удовлетворить разнообразные потребности населения в профессиональном образовании или профессиональной подготовке. Она будет осуществляться путем изменения существующей структуры сети: создание, реорганизация или ликвидация учебных заведений, открытие учебных заведений нового типа или новых структур, обслуживающих вновь возникшие образовательные потребности.
Механизмами реструктуризации станут:
- создание многопрофильных и многоуровневых учреждений профессионального образования как центров непрерывного образования, прежде всего в муниципальных районах и городских округах Ярославской области;
- реорганизация путем слияния малочисленных учреждений НПО в условиях неблагоприятной демографической ситуации;
- создание с участием социальных партнеров ресурсных центров по основным профилям профессиональной подготовки, переподготовки, повышения и подтверждения квалификации рабочих;
- создание совместно с другими заинтересованными ведомствами центров обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для профессиональной реабилитации инвалидов;
- создание в муниципальных районах и городских округах на базе общеобразовательных школ совместно с учреждениями НПО центров профессиональной подготовки граждан по широкому перечню профессий;
- открытие в муниципальных районах и городских округах, не имеющих на своей территории учреждений НПО, филиалов данных учебных заведений.
В результате реструктуризации сети учреждений НПО будут перераспределены образовательные ресурсы системы начального профессионального образования и усилены приоритетные направления ее развития.
3.2. Развитие инфраструктуры начального профессионального образования как фактор обеспечения системных изменений
Рост самостоятельности в осуществлении образовательной и финансово-экономической деятельности учреждений НПО требует изменения работы организаций, обеспечивающих их развитие, т.е. инфраструктуры системы начального профессионального образования.
Внедрение рыночных механизмов функционирования учреждений НПО должно сопровождаться совершенствованием деятельности существующих государственных учреждений инфраструктуры и возникновением новых с учетом современных потребностей учреждений профессионального образования.
Преобразование деятельности государственных учреждений инфраструктуры системы начального профессионального образования пройдет по следующим направлениям:
- внедрение конкурсных механизмов в организации взаимодействия учреждений НПО и региональных учреждений инфраструктуры;
- переход на договорную систему взаимодействия с образовательными учреждениями.
Обеспечение новых потребностей развития должны взять на себя социальные партнеры системы начального профессионального образования.
К новым учреждениям инфраструктуры, которые могут быть созданы при участии объединений работодателей, можно отнести:
- консультативные комиссии и советы в сфере профессионального образования для обеспечения взаимодействия работодателей и образовательных учреждений;
- советы и фонды поддержки образования в муниципальных районах и городских округах;
- маркетинговые и рекрутинговые центры, в том числе центры изучения рынка труда;
- центры сертификации квалификации.
3.3. Развитие кадрового ресурса системы начального профессионального образования
Существенные изменения требуются в кадровом составе системы начального профессионального образования.
При содействии объединений работодателей должна быть решена проблема привлечения в учреждения НПО специалистов: мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин.
За счет развития и совершенствования вариативной ступенчатой системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников учреждений НПО произойдет их адаптация к новым требованиям.
Внедрение новой системы оплаты труда работников образования оздоровит морально-психологический климат в образовательных учреждениях.
3.4. Финансовое обеспечение как фактор развития системы начального профессионального образования
Системные изменения в рамках начального профессионального образования будут невозможны, если они не будут подкреплены перестройкой системы финансирования.
Изменение принципов государственного финансирования системы начального профессионального образования предполагает:
- переход к управлению профессиональным образованием на основе областных целевых программ развития образования, а также проектов, направленных на реализацию отдельных приоритетных направлений деятельности;
-введение и совершенствование нормативного подушевого финансирования учреждений профессионального образования.
Дополнительные ресурсы для обеспечения современного развития системы начального профессионального образования будут привлекаться в рамках внебюджетных источников как за счет дополнительных видов образовательной, учебно-производственной деятельности самих учреждений НПО, так и более активного участия социальных партнеров в развитии профессионального образования.
Реструктуризация ресурсного обеспечения, его эффективное использование, привлечение для решения общих задач ресурсов социума создаст прочную основу для процесса развития и обновления профессионального образования в Ярославской области.
4. Социально-экономический и образовательный эффект,
риски и мониторинг развития системы начального
профессионального образования
Реализация данной Концепции, подкрепленной соответствующими изменениями в ресурсном обеспечении, приведет к созданию государственно-общественной системы управления начальным профессиональным образованием в Ярославской области.
Система начального профессионального образования, гибко реагирующая на текущие и перспективные изменения рынка труда, мобильно перестраивающая сеть своих учреждений и профессионально-квалификационную структуру в соответствии с потребностями, станет действенным фактором развития экономики Ярославской области.
Совершенствование образовательной функции сохранит и повысит культурный уровень будущих квалифицированных рабочих и создаст основу для развития их профессионализма.
Сохранение социальной функции упрочит базу для пополнения рабочих кадров.
В ходе реализации данной Концепции возможно столкновение со следующими отрицательными факторами (рисками), которые способны затормозить или существенно изменить действие указанных приоритетов:
- изменение федерального законодательства;
- резкое изменение развития экономики Ярославской области вследствие влияния демографических, политических, экономических и финансовых факторов;
- отказе социальных партнеров от участия в развитии региональной системы начального профессионального образования;
- консервативное сопротивление руководителей учреждений НПО и педагогических коллективов процессам изменения традиционных форм работы;
- субъективные ошибки в прогнозировании демографической ситуации, потребностей регионального рынка труда и ресурсных возможностей учреждений НПО.
Для преодоления указанных рисков и достижения объявленной цели необходим постоянный мониторинг развития системы НПО с целью координации совместных действий и их возможной корректировки. Информирование общественности о результатах развития начального профессионального образования в Ярославской области, в том числе через средства массовой информации, придаст мониторингу общественный характер и обеспечит устойчивое функционирование государственно-общественного управления.
В итоге система начального профессионального образования как основной источник воспроизводства квалифицированных рабочих кадров будет сохранена и получит развитие, адекватное процессам изменения экономики нашего региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ярославской области от 5 июля 2006 г. N 140-а "Об утверждении Концепции развития системы начального профессионального образования Ярославской области на период до 2010 года"
Текст настоящего постановления опубликован в газете "Губернские вести" N 47(1488) от 21 июля 2006 г.