Постановление главы Ярославского муниципального округа
Ярославской области от 3 июня 1998 г. N 407
"О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной
собственностью Ярославского муниципального округа"
Решением Собрания представителей Ярославского муниципального округа Ярославской области от 23 марта 2006 г. N 143 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2006 г.
В целях установления правового регулирования в сфере муниципальной собственности и в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом Ярославского муниципального округа, решением Собрания представителей от 25.02.1998 постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Ярославского муниципального округа.
2. Признать утратившим силу постановление главы Ярославского муниципального округа от 16.03.1994 N 182.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Карасеву Н.А., заведующую финансовым отделом Киселеву И.А.
Глава Ярославского
муниципального округа |
В.А. Дружицкий |
Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной
собственностью Ярославского муниципального округа
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Ярославского муниципального округа разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Законом Российской Федерации "Об основах Федеральной жилищной политики"), Уставом Ярославского муниципального округа, Положением о порядке осуществления права собственности в отношении муниципальной собственности.
2. Учет муниципальной собственности
2.1. Учет муниципальной собственности осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом путем ведения реестра объектов муниципальной собственности Ярославского муниципального округа.
2.2. В реестре объектов муниципальной собственности Ярославского муниципального округа учитываются:
- унитарные муниципальные предприятия;
- муниципальные учреждения;
- муниципальные жилые и нежилые здания, строения, помещения, созданные или приобретенные за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов или переданные и отнесенные к муниципальной собственности в установленном законом порядке, в том числе здания и строения, ранее переданные исполнительным органом районного Совета народных депутатов в ведение (на баланс) другим юридическим или физическим лицам;
- муниципальные доли, паи, акции в уставном капитале акционерных обществ;
- имущество органов местного самоуправления, имеющих самостоятельный баланс;
- объекты инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства, находящегося на территории Ярославского муниципального округа (за исключением входящих в состав имущества муниципальных предприятий и учреждений).
2.3. Основаниями для включения или исключения объектов муниципальной собственности из реестра являются:
- решения органов государственной власти РФ;
- решения органов государственной власти Ярославской области;
- решения органов местного самоуправления Ярославского муниципального округа;
- решения суда, вступившие в законную силу;
- акты о приеме объектов в эксплуатацию;
- договора купли-продажи, мены, дарения.
2.4. Ведение реестра осуществляется в соответствии с Положением о реестре объектов муниципальной собственности Ярославского муниципального округа в соответствии с действующим законодательством, Уставом Ярославского муниципального округа, настоящим Положением.
3. Купля-продажа
3.1. Данный раздел регулирует продажу находящихся в муниципальной собственности зданий, сооружений, нежилых помещений, квартир и другого недвижимого имущества, имущества, изъятого из оперативного управления, излишнего и неиспользуемого движимого и недвижимого имущества, имущества ликвидированных муниципальных предприятий, а также приобретение аналогичных объектов в муниципальную собственность.
3.2. Юридические и физические лица, желающие приобрести в свою собственность указанные в пункте 3.1 объекты, подают в комитет по управлению муниципальным имуществом письменную заявку по установленной форме.
3.3. Расходы по подготовке технического паспорта на объект недвижимости, документов, подтверждающих право заявителя на земельный участок под объектом недвижимости, определение рыночной стоимости объекта недвижимости осуществляются за счет заявителя.
3.4. Решение о приобретении в муниципальную собственность объектов, указанных в пункте 3.1, принимает глава Ярославского муниципального округа.
3.5. Купля-продажа объектов, указанных в пункте 3.1, осуществляется по рыночным ценам. В отдельных случаях с учетом технического состояния объекта, сложившихся обстоятельств, договоренности сторон цена в договоре купли-продажи может устанавливаться иным способом, который оговаривается в постановлении главы округа.
3.6. Договор купли-продажи объекта недвижимости заключается комитетом по управлению муниципальным имуществом в письменной форме путем составления документа, подписанного сторонами.
3.7. Договор купли-продажи должен содержать:
- данные, позволяющие определенно установить объект продажи, в том числе определяющие его местонахождение;
- полное и точное описание технического состояния объекта, с изложением технического паспорта, других относящихся к нему документов;
- порядок передачи объекта по передаточному акту;
- порядок вступления покупателя в права собственника;
- порядок перехода риска случайной гибели объекта недвижимости;
- сведения о правах третьих лиц (либо отсутствие таковых) на объект недвижимости;
- сроки оплаты объекта недвижимости, которые устанавливаются в пределах 3 дней без индексации стоимости объекта, а свыше 30 дней - с индексацией стоимости по уровню инфляции, определяемому органами статистики;
- площадь земельного участка, занимаемого объектом недвижимости.
3.8. Договор купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилой квартиры, в котором проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этими жилыми помещениями после его приобретения покупателем, должен содержать перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.
3.9. Договор купли-продажи объекта недвижимости является основанием для включения или исключения данных объектов из реестра объектов муниципальной собственности.
3.10. Средства от продажи движимого и недвижимого имущества распределяются следующим образом: 8% процентов - продавцу имущества на расходы, связанные с подготовкой объекта к продаже и оформлением необходимых документов, остальная часть направляется в местный бюджет.
3.11. Договора купли-продажи объектов недвижимости подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация договоров купли-продажи объектов недвижимости осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.
4. Мена
4.1. Данной раздел регулирует мену находящегося в муниципальной собственности имущества: зданий, сооружений, нежилых помещений, квартир, другого недвижимого имущества, имущества, изъятого комитетом по управлению муниципальным имуществом из оперативного управления как излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению, а также имущество ликвидированных муниципальных предприятий.
4.2. По договору мены имущество, которое находится в муниципальной собственности, может быть передано в любую другую собственность в обмен на другое имущество. Каждая из сторон в данном случае обязуется передать в собственность другой стороны одно имущество в обмен на другое.
4.3. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30 Гражданского кодекса РФ и раздел купли-продажи настоящего Положения), если это не противоречит правилам и существу мены.
При этом каждая из сторон признается продавцом имущества, которое обязуется передать, и покупателем имущества, которое она обязуется принять в обмен.
4.4. Решение о заключении договора мены принимает глава округа.
4.5. Договор мены объекта недвижимости является основанием для включения или исключения данного объекта из реестра объектов муниципальной собственности.
4.6. Если из договора мены не вытекает иное, имущество, подлежащее обмену, предполагается равноценным, и расходы на его передачу и принятие осуществляются стороной, которая принимает муниципальное имущество в свою собственность.
4.7. В случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемое имущество признается неравноценным, сторона, обязанная передать имущество, цена которого ниже цены имущества, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать имущество, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
4.8. Если договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемое имущество переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующее имущество обеими сторонами.
5. Дарение
5.1. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать в муниципальную собственность другой стороне в лице комитета по управлению муниципальным имуществом (одариваемому) дом, квартиру или иное недвижимое или движимое имущество, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или третьим лицом.
Дарителем может выступать любое юридическое лицо, а также физическое лицо.
При наличии встречной передачи имущества или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.
5.2. Решение о передаче муниципальной собственности в дар по договору дарения принимается главой округа. В этом случае комитет по управлению муниципальным имуществом выступает в договоре дарения со стороны дарителя.
5.3. Обещание безвозмездно передать в муниципальную собственность имущество или имущественное право, а также освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу имущества или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.
Обещание подарить в муниципальную собственность все свое имущество или часть всего своего имущества без указания на конкретный предмет дарения в виде имущества, права или освобождения от обязанности ничтожно.
5.4. Дарение движимого имущества, сопровождаемое передачей дара в муниципальную собственность, должно быть совершено в письменной форме в случаях, когда:
- дарителем является юридическое лицо и стоимость превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда;
- договор содержит обещание дарения в будущем.
В случаях, предусмотренных в настоящем пункте, договор дарения, совершенный устно, ничтожен.
5.5. Договор дарения, предусматривающий передачу имущества в муниципальную собственность, должен быть совершен в письменной форме, нотариально удостоверен и подлежит обязательной регистрации. Государственная регистрация договоров дарения объектов недвижимости осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.
5.6. Договор дарения объекта недвижимости является основанием для включения или исключения данного объекта из реестра объектов муниципальной собственности.
5.7. Если в соответствии с договором объектом дарения недвижимого имущества, передаваемого в муниципальную собственность, является жилье, то комитет по управлению муниципальным имуществом издает распоряжение о передаче его жилищной комиссии для дальнейшего распределения в соответствии с действующим положением.
5.8. Доверенность на совершение дарения представителем, в которой не назван одаряемый и не указан предмет дарения, ничтожна.
5.9. Любое юридическое или физическое лицо может в общеполезных целях сделать пожертвование (дарение) своего имущества или права в муниципальную собственность округа.
Пожертвования могут делаться муниципальным лечебным и учебным учреждениям, муниципальным учреждениям культуры и социальной защиты населения, а также округу и другим субъектам гражданского права по договору между дарителем и принимателем дара.
5.10. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.
Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
6. Аренда
6.1. Арендодателем имущества, находящегося в муниципальной собственности, является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального округа.
6.2. Арендатором могут быть юридические и физические лица РФ, юридические и физические лица иностранных государств, совместные предприятия.
6.3. В аренду могут быть переданы здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
6.4. Юридические и физические лица, желающие принять (взять) в аренду имущество, подают в комитет по управлению муниципальным имуществом письменную заявку с указанием объекта муниципального имущества, который они хотят взять в аренду.
Заявки согласовываются с балансодержателями имущества, территориальными администрациями сельсоветов.
6.5. Срок действия договора аренды устанавливается комитетом по управлению муниципальным имуществом. Если срок аренды в договоре не определен, договор считается заключенным на неопределенный срок. В этом каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества - за один месяц. Договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
6.6. В договоре аренды устанавливаются сроки, в соответствии с которыми арендатор обязан заключить договор на эксплуатацию и коммунальное обслуживание принятого в аренду имущества с соответствующими обслуживающими организациями или в тот же срок оформить с ними акт о разграничении ответственности.
На объекты, являющиеся памятниками истории и культуры, арендатор в месячный срок заключает охранное обязательство с департаментом культуры, искусства и исторического наследия Правительства Ярославской области.
6.7. Передача имущества в аренду арендодателем и принятие его арендатором осуществляется по передаточному акту, который готовится арендодателем, подписывается сторонами и является неотъемлемой частью договора аренды.
6.8. При прекращении договора аренды, а также при досрочном его расторжении арендатор обязан сдать арендодателю арендуемое имущество в срок, предусмотренный договором аренды, по передаточному акту в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки.
В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.
В случае, когда за несвоевременный возврат арендованного имущества договором предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором.
6.9. В основных условиях договора аренды должны быть отражены:
- наименование, состав, площадь, тип помещения и при необходимости - стоимость передаваемого в аренду имущества;
- цель использования имущества;
- права и обязанности сторон по договору;
- расчеты по договору (размер арендной платы, периодичность, порядок оплаты) и порядок пересмотра арендной платы;
- ответственность сторон по договору;
- условия и порядок досрочного расторжения договора аренды;
- особые условия;
- сроки по договору;
- местонахождение, почтовые адреса и реквизиты сторон по договору.
6.10. Арендная плата за арендуемое имущество устанавливается в денежной форме и является средствами местного бюджета.
6.11. Установленная в договоре аренды плата за пользование зданием (нежилым помещением) включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, если иное не предусмотрено договором.
6.12. Размер арендной платы за 1 кв. м общей площади нежилого помещения устанавливается на основе базовой ставки годовой арендной платы, утверждаемой постановлением главы округа.
6.13. В зависимости от территориального расположения помещения и вида деятельности арендатора возможно предоставление льгот по арендной плате, перечень и размер которых определяется постановлением главы округа.
6.14. Изменение базовой ставки годовой арендной платы за пользование нежилым помещением производится на основании постановления главы округа путем индексирования ее в соответствии с повышением минимального размера оплаты труда или повышением тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, или ростом инфляции, определяемой по данным комитета государственной статистики по Ярославской области.
6.15. Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
6.16. При применении нескольких льгот по виду деятельности в расчет арендной платы принимается только одна льгота на усмотрение арендатора.
6.17. Арендатор имеет право передачи части арендуемой площади, но не более 50% в субаренду с письменного согласия комитета по управлению муниципальным имуществом. На передаваемых в субаренду площадях субарендатор обязан сохранять профиль работы предприятия в соответствии с условиями договора субаренды.
6.18. Комитет по управлению муниципальным имуществом на основании письменного заявления делает заключение и при согласии оформляет договор субаренды.
6.19. При сдаче помещения (имущества) в субаренду получаемая арендатором арендная плата в полном объеме остается в его распоряжении.
7. Безвозмездное пользование
7.1. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) ссудодателем имущества, находящегося в муниципальной собственности, является комитет по управлению муниципальным имуществом.
7.2. Ссудополучателем по договорам безвозмездного пользования могут быть муниципальные предприятия или учреждения, в случае нецелесообразности передачи им данного имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление - органы государственной власти и местного самоуправления, а также некоммерческие организации.
7.3. Обращение о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование подается ссудополучателем в комитет по управлению муниципальным имуществом в письменной форме.
7.4. На основании представленных документов комитет по управлению муниципальным имуществом готовит проект постановления главы округа, которое обязательно согласуется в балансодержателем имущества.
7.5. Муниципальное имущество, передаваемое в безвозмездное пользование, может одновременно передаваться ссудополучателю на баланс. Передача в безвозмездное пользование не влечет передачу прав собственности на это имущество.
7.6. Ссудополучатель муниципального имущества не вправе без письменного разрешения ссудодателя передавать его в аренду, залог, вклад, уставной капитал.
7.7. Ссудополучатель муниципального имущества обязан вернуть его арендодателю в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
7.8. Договор безвозмездного пользования должен содержать:
- состав и стоимость муниципального имущества, передаваемого в безвозмездное пользование;
- цели использования муниципального имущества;
- срок безвозмездного пользования;
- порядок передачи муниципального имущества ссудополучателю, возврата его ссудополучателю;
- обязанности сторон по ремонту и техническому обслуживанию муниципального имущества;
- ответственность сторон за ненадлежащее выполнение условий договора;
- условия досрочного прекращения договора.
7.9. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется по передаточному акту, который является неотъемлемой частью договора.
7.10. Договор безвозмездного пользования подлежит государственной регистрации.
8. Признание муниципальных жилых домов и жилых помещений
непригодными для постоянного проживания, перевод жилых домов
и жилых помещений в нежилые
8.1. Рассмотрение вопросов о непригодности муниципальных жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания (аварийности) осуществляет назначаемая главой округа комиссия в составе представителей администрации, пользователя (балансодержателя), государственного предприятия технической инвентаризации, санитарно-эпидемиологического надзора, пожарного надзора, комитета ЖКХ, строительства и архитектуры. При необходимости в состав комиссии могут быть включены представители других служб округа.
8.2. Комиссия на основании заявлений пользователей (балансодержателей) жилых домов и жилых помещений осуществляет их обследование, в ходе которого выявляет и определяет величину их физического износа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания.
8.3. Комиссия составляет акт обследования. С учетом технического состояния обследуемые объекты могут быть признанными:
- пригодными для постоянного проживания;
- непригодными для постоянного проживания (аварийными) на момент обследования, но которые при проведении капитального ремонта, модернизации или реконструкции можно привести в пригодные условия для постоянного проживания;
- непригодными для постоянного проживания (аварийными), дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.
8.4. Члены комиссии, не согласные с решением комиссии, оформляют особое мнение, которое прикладывается к акту.
8.5. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания (аварийным) принимается главой округа, оформляется в виде постановления, в котором утверждается акт обследования, представленный комиссией.
8.6. Принятое постановление служит основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизацией, реконструкцией данных жилых домов и жилых помещений либо с расселением проживающих в нем жителей, сносом или переоборудованием их для использования в других целях.
8.7. Признанные непригодными для постоянного проживания (аварийными) жилые дома и жилые помещения после их полного расселения исключаются из муниципального жилого фонда распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом, которое служит основанием для внесения соответствующих изменений в технический паспорт жилого дома, жилого помещения, а также в реестр объектов муниципальной собственности.
8.8. Дальнейшее использование исключенных из муниципального жилого фонда домов и помещений под другие цели (не жилье) определяется комитетом по управлению муниципальным имуществом.
8.9. Снос исключенных из муниципального жилого фонда домов осуществляется на основании распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом, принятого по письменному заявлению пользователя.
8.10. Исключение жилых домов из муниципального жилищного фонда, попадающих в зону застройки объектов производственного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, и порядок их сноса определяется постановлением главы округа о разрешении строительства данных объектов.
8.11. Перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений независимо от формы собственности в нежилые может применяться в исключительных случаях. В этом случае принимается постановление главы округа с указанием дальнейшего использования здания, помещения, согласованное со службами округа.
8.12. Постановление главы округа о переводе жилых домов и жилых помещений муниципального жилищного фонда в нежилые является основанием для внесения соответствующих изменений в технический паспорт жилого дома, жилого помещения, а также в реестр муниципальной собственности.
9. Перевод нежилых помещений в жилые
9.1. Рассмотрение вопросов о переводе нежилых помещений в жилые осуществляет назначенная главой округа комиссия в составе представителей администрации, санитарно-эпидемиологического надзора, пожарного надзора, комитета ЖКХ, строительства и архитектуры.
При необходимости в состав комиссии могут быть включены представители других служб округа.
9.2. Комиссия на основании заявлений балансодержателей нежилых помещений осуществляет обследование и выдает акт обследования на реконструкцию помещения, если это не противоречит строительным нормам и правилам. При невозможности реконструкции здания комиссия выдает заключение об отказе.
9.3. Решение о переводе нежилого помещения в жилое принимается главой округа, оформляется в виде постановления, в котором утверждается акт обследования и задание на реконструкцию, представленные комиссией.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
9.7. Принятое постановление служит основанием для выдачи АПЗ на проектирование и реконструкцию, которые выдает отдел ЖКХ, строительства и архитектуры.
9.8. После проведения реконструкции комиссия производит приемку помещения в эксплуатацию и составляет акт.
9.9. Акт приемки в эксплуатацию помещения служит основанием для внесения изменений в технический паспорт ГУПТИ, в реестр объектов муниципальной собственности.
9.10. Глава округа принимает решение о признании реконструируемого помещения жилым. Регистрация прав собственности производится в установленном законодательством РФ порядке.
10. Перевод муниципального жилья в личную собственность в связи
с приватизацией
10.1. Отдельно стоящие жилые дома без коммуникаций, переданные гражданам по договору в собственность, в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда РФ" подлежат переводу из муниципального жилого фонда в жилой фонд личной собственности.
Выдача оформляется распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом и актами ликвидации основных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы Ярославского муниципального округа Ярославской области от 3 июня 1998 г. N 407 "О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Ярославского муниципального округа"
Текст постановления официально опубликован не был
Решением Собрания представителей Ярославского муниципального округа Ярославской области от 23 марта 2006 г. N 143 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2006 г.