Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Формы непосредственного участия жителей
в осуществлении местного самоуправления
Статья 9. Местный референдум
1. В целях решения непосредственно жителями Ярославского района вопросов местного значения проводится местный референдум.
На местном референдуме может быть принято любое решение, отнесенное к компетенции органов местного самоуправления на территории Ярославского района, за исключением вопросов отнесенных Федеральным законом к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований.
2. В местном референдуме имеют право участвовать жители Ярославского района, обладающие в соответствии с Федеральным законом правом участвовать в референдуме, место жительства которых расположено в границах соответствующей территории.
3. Местный референдум проходит по инициативе:
1) выдвинутой жителями Ярославского района, имеющими право на участие в референдуме;
2) выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные Федеральным законом;
3) представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, выдвинутой ими совместно.
4. Инициатива проведения референдума оформляется сбором подписей в количестве не менее 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на соответствующей территории Ярославского в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с законодательством Российской Федерации порядок сбора подписей устанавливается Федеральным законом и законом Ярославской области. Подписи подлежат направлению в представительный орган муниципального образования.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом Ярославского района и главой Ярославского района, оформляется их правовыми актами.
5. Решение о проведении местного референдума должно быть принято представительным органом муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления собранных подписей в поддержку проведения местного референдума или выступления с инициативой о проведении местного референдума совместно представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования.
В случае, если решение о проведении местного референдума не будет принято в установленный срок, то проведение местного референдума назначается Судом по заявлению граждан, избирательных объединений, главы Ярославского района, органов государственной власти Ярославской области или прокурора.
6. Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на всей территории соответствующего муниципального образования всеми гражданами, организациями, должностными лицами, органами местного самоуправления и другими органами, если это решение не противоречит законодательству Российской Федерации, Ярославской области и уставу Ярославского района.
7. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на местный референдум Ярославского района не могут быть вынесены вопросы:
о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов, если указанные органы и должностные лица были избраны непосредственно жителями Ярославского района;
о персональном составе органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
об избрании депутатов и должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении финансовых обязательств муниципального образования;
другие вопросы в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статья 10. Муниципальные выборы
1. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уставом Ярославского района, принимая участие в муниципальных выборах, жители Ярославского района имеют равные права непосредственно избирать (прямое избирательное право) главу Ярославского района и представительный орган (депутатов представительного органа) Ярославского района при тайном голосовании.
2. Муниципальные выборы в органы местного самоуправления муниципального образования назначаются представительным органом муниципального образования не позднее чем за 65 дней до истечения срока, на который был избран соответствующий орган местного самоуправления, в противном случае они могут быть назначены соответствующей избирательной комиссией или Судом.
Статья 11. Правотворческая инициатива граждан
1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа жителей Ярославского района, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа Ярославского района.
Минимальная численность инициативной группы жителей Ярославского района устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на территории Ярославского района и не может превышать 3 процента от числа жителей этого муниципального образования, обладающих избирательным правом.
2. По вопросам местного значения Ярославского района жители Ярославского района (жители поселений в составе Ярославского района) выступают с правотворческой инициативой в порядке, определенном представительным органом Ярославского района.
Статья 12. Территориальное общественное самоуправление
1. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане, проживающие на территории Ярославского района, вправе самоорганизовываться по месту их жительства на части территории поселения в составе Ярославского района, в котором они проживают, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (территориальное общественное самоуправление).
Учреждение территориального общественного самоуправления может осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях", другими Федеральными законами.
2. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории и являющихся членами (участниками) территориального общественного самоуправления.
3. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом Поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением в составе Ярославского района; иные территории проживания граждан.
4. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Порядок осуществления территориального общественного самоуправления и принятия решений в процессе осуществления территориального общественного самоуправления определяется Федеральными законами и уставом территориального общественного самоуправления.
5. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к исключительным полномочиям собрания граждан, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
6. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Статья 13. Голосование по отзыву депутатов представительного органа Ярославского района, Главы Ярославского района
1. Отзыв депутата представительного органа Ярославского района, Главы Ярославского района - это мера ответственности, за ненадлежащее выполнение указанными лицами возложенных на них обязанностей.
2. Голосование по отзыву депутата представительного органа Ярославского района, Главы Ярославского района (далее также - голосование по отзыву) проводится по инициативе населения в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствие с ним законом Ярославской области для проведения референдума с учетом общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Голосование по отзыву депутата представительного органа Ярославского района проводится на территории соответствующего избирательного округа, по отзыву Главы Ярославского района - на территории всего Ярославского района.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением голосования по отзыву, осуществляются за счет средств бюджета Ярославского района.
3. Основанием для отзыва депутата представительного органа Ярославского района, Главы Ярославского района являются их конкретные решения или действия (бездействие), допущенные при осуществлении полномочий, определенных уставом Ярославского района и нарушающие Конституцию Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, устав Ярославской области, законы Ярославской области, устав Ярославского района, муниципальные правовые акты, противоправность которых подтверждена решением соответствующего Суда.
4. Инициативная группа по проведению голосования по отзыву, помимо документов и сведений, необходимых для выдвижения инициативы в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Ярославской области, направляет в соответствующую избирательную комиссию решение суда о признании противоправными решений, действий (бездействия) отзываемого лица.
Расходы, связанные с агитацией по вопросу отзыва, возмещаются за счет инициаторов проведения голосования по отзыву.
5. Для проведения голосования по отзыву депутата представительного органа Ярославского района необходимо собрать в поддержку данной инициативы не менее 5 % от числа избирателей, зарегистрированных в соответствующем избирательном округе.
Для проведения голосования по отзыву Главы Ярославского района необходимо собрать в поддержку данной инициативы не менее 5 % от числа избирателей, зарегистрированных в Ярославском районе.
6. Решение о назначении голосования принимается в порядке, установленном для принятия решения о назначении местного референдума.
Сведения о месте и времени проведения заседания представительного органа Ярославского района по вопросу назначения голосования по отзыву подлежат официальному опубликованию.
Одновременно с решением представительного органа Ярославского района о назначении голосования по отзыву публикуется соответствующее решение Суда, послужившее основанием для отзыва.
7. До момента проведения голосования по отзыву депутат представительного органа Ярославского района, Глава Ярославского района имеет право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
Указанное право реализуется на открытом заседании представительного органа Ярославского района, по инициативе лица, в отношении которого возбуждена процедура отзыва, а также за счет собственных средств путем опубликования необходимой информации в средствах массовой информации, выступления по радио и телевидению, иными не запрещенными законом способами.
Лица, инициирующие процедуру отзыва, а также лицо, ответственное за организацию заседаний представительного органа Ярославского района, обязаны сообщить лицу об инициации процедуры отзыва и дате проведения заседания представительного органа Ярославского района в течение двух дней с момента принятия соответствующего решения.
8. Решение об отзыве депутата представительного органа Ярославского района, Главы Ярославского района считается принятым, если за отзыв проголосовало не мене половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе (муниципальном Районе) соответственно.
Депутат представительного органа Ярославского района, Глава Ярославского района прекращают свои полномочия с момента официального опубликования избирательной комиссией итогов голосования.
9. Отзыв избирателями не освобождает депутата представительного органа Ярославского района, Главу Ярославского района от иной ответственности за допущенные нарушения законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Статья 14. Иные формы непосредственного участия жителей в осуществлении местного самоуправления
Жители Ярославского района имеют право непосредственно участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах в соответствии с законодательством в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми представительным органом Ярославского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.