Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Губернатора
Ярославской области
от 25 августа 1997 г. N 530
Областная целевая программа
"Отходы"
Оглавление
Приложения:
Паспорт
областной целевой программы "Отходы"
N | Показатель | Содержание показателя |
1 | 2 | 3 |
1. | Наименование программы | Областная целевая программа "Отходы" |
2. | Дата принятия решения о разработке программы, наименование и номер соответствующего постановления (документа) |
Приказ N 10 от 21.05.96г. заместителя Председателя Правительства Ярославской области - директора департамента агропромышленного комплекса, природопользования и потребительского рынка - В.Г.Шамина |
3. | Государственный заказчик программы |
Департамент агропромышленного комплекса, природопользования и потребительского рынка Администрации Ярославской области; Государственный комитет по охране окружающей среды Ярославской области; областной центр Госсанэпиднадзора |
4. | Разработчик | Межведомственная рабочая группа по разработке областной программы "Отходы", созданная приказом N 10 от 21.05.96 г. заместителя Председателя Правительства Ярославской области - директора департамента АПК, природопользования и потребительского рынка. |
5. | Сроки и этапы реализации программы. |
1 этап - 1997-2000 гг. |
6. | Перечень программных мероприятий. |
Разработка системы мер по управлению отходами и реализации Программы. |
7. | Ожидаемые конечные результаты реализации программы. |
Уменьшение количества накапливаемых отходов, улучшение состояния окружающей среды. |
8. | Объемы и источники финансирования. |
В целом на реализацию программы на 1997-2000 годы потребуется - 177,758 млрд. руб. (в ценах 1996г.) Общая сумма финансирования по источникам распределяется следующим образом: Средства федерального экофонда - 4,510 млрд. руб. Средства областного бюджета - 16,430 млрд. руб. (в том числе на безвозвратной основе - 7,230 млрд. р.) Средства областного экологического фонда - 6,754 млрд. руб. Средства муниципальных образований -26,150 млрд. руб. (в том числе на безвозвратной основе - 22,060 млрд. р.) Средства городских и районных экологических фондов - 8,750 млрд. руб. Средства предприятий - 115,164 млрд. руб. в том числе: - средства Российской программы организации инвестиций (заем Всемирного Банка Реконструкции и Развития) - 43,824 млрд. руб. - средства областного экологического займа 1996 г. - 5,150 млрд. руб. |
9. | Система контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением программы возлагается на Госкомитет по охране окружающей среды Ярославской области, комитет природопользования департамента АПК, природопользования и потребительского рынка Администрации области, областной центр Госсанэпиднадзора. |
2. Содержание проблемы обоснование необходимости ее
решения программными методами
Состояние окружающей природной среды в Ярославской области в настоящее время является крайне неудовлетворительным.
Ухудшению экологической ситуации способствует отсутствие нормативно-правовой базы, недостаточность бюджетных ассигнований на охрану окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов, продолжающееся разрушение хозяйственных связей между предприятиями, нарушение технологических режимов и ослабление ведомственного контроля.
Особую тревогу вызывает положение с отходами производства и потребления, которых в 1995 году на территории области образовалось соответственно около 570 тыс.т и 300 тыс.т, из них было переработано в той или иной степени всего около 15%, остальные вывезены на ведомственные свалки и свалки ТБО, несмотря на существующие для многих видов отходов технологии по переработке и утилизации.
В настоящее время в области зарегистрировано более 75 крупных свалок твердых бытовых отходов (ТБО) и ряд ведомственных свалок промышленных отходов. Наиболее значимыми из них являются: свалки промышленных отходов Ярославского шинного завода и АООТ "Автодизель", свалка ТБО "Спецавтохозяйства" ("САХ") в районе дер. Б.Скоково, Ярославский муниципальный округ; АО "Рыбинские моторы" в районе дер. Глушицы, Рыбинский муниципальный округ; АООТ "НПЗ им Д.И.Менделеева" в районе пос. Константиновский, Тутаевский муниципальный округ и др. Большинство свалок бытовых и промышленных отходов выполнены без проектов, не имеют изолирующего экрана и обваловок, не отвечают требованиям санитарных норм и правил, что приводит к загрязнению почв, поверхностных и грунтовых вод, а также воздушной среды при их возгорании, различными токсикантами, попадающими через продукты питания и питьевую воду в организм человека и вызывающими снижение иммунитета, различные заболевания и снижение средней продолжительности жизни населения в целом.
На многих промышленных предприятиях области в специально отведенных местах складируются запрещенные к захоронению отходы 1, 2 и 3 классов опасности (чрезвычайно опасные и высокоопасные). Часть отходов хранится в шламонакопителях.
На АООТ "ЯНПЗ им. Д.И.Менделеева" серьезнейшей проблемой является утилизация отходов 2 класса опасности - кислых гудронов в количестве свыше 500 тыс.т, которые хранятся в прудах-накопителях, общей площадью 45 га вблизи берега р. Волги. Компоненты кислого гудрона перерабатываются на установках "Кари", "Леко", "Бомаг", но, к сожалению, производительность их чрезвычайно мала.
На АООТ "Ярославнефтеоргсинтез" в 14 шламонакопителях накоплено 110 тыс.т нефтешламов, которые перерабатываются на установке "Альфа-Лаваль" (производительность - 15 куб.м/час). В настоящее время ведется поиск технологии по переработке твердого осадка от установки "Альфа-Лаваль".
Для решения проблемы утилизации и переработки промышленных отходов в 1990 году рядом промышленных предприятий области была создана ассоциация "Комплекс". Опыт ее работы показал, что решить проблемы отходоудаления всей области путем строительства централизованного завода - комплекса по переработке, обезвреживанию и захоронению отходов невозможно. Разработанный в соответствии с санитарными нормами и правилами в 1991-1992 г. проект, не смог быть реализован из-за значительного противодействия населения районов предполагаемого строительства (Тутаевский и Большесельский), несмотря на то, что площадки под строительство были выбраны специально созданной комиссией и предварительно согласованы с органами местной администрации. Поэтому при работе с отходами следует ориентироваться на создание локальных установок по переработке отходов на предприятиях и небольших центров по переработке отходов для нескольких предприятий.
Исходя из вышесказанного, для улучшения сложившейся в области ситуации с отходами Администрация области, поддержанная специально уполномоченными территориальными органами федерального подчинения, пришла в выводу о необходимости разработки комплексной целевой программы "Отходы".
Такая программа должна, в первую очередь, предусматривать создание нормативной правовой базы в области обращения с отходами и непосредственно строительство установок по переработке отходов. В этих целях приказом заместителя Председателя Правительства Ярославской области - директора департамента АПК, природопользования и потребительского рынка от 21.05.96 г. N 10 была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли специалисты органов государственной власти, комитетов по охране окружающей среды, центра Госсанэпиднадзора, представители научно-технической общественности. Выработанные на заседаниях группы решения, а также предложения крупнейших предприятий области, государственных комитетов по охране окружающей среды и муниципальных образований легли в основу проекта программы "Отходы".
3. Основные цели и задачи
Целью настоящей программы является стабилизация и оздоровление санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области в результате резкого снижения уровня влияния воздействий промышленных и бытовых отходов на окружающую природную среду путем оптимизации процесса обращения с основными видами отходов. Разработанная программа ориентируется на основные виды отходов, как бытовых, так и различных видов промышленных отходов.
Основными задачами программы являются, во-первых, создание системы организационно-управленческих, правовых, нормативно-методических и экономических регуляторов по обращению с отходами, и, во-вторых, непосредственный поиск и внедрение технологий по переработке, обезвреживанию, использованию и размещению отходов. Программа включает мероприятия по уменьшению образования отходов, мероприятия по изоляции отходов от окружающей среды путем включения их в качестве сырья в другую продукцию, мероприятия по совершенствованию мест складирования, ликвидацию несанкционированных свалок, усиление системы контроля за состоянием окружающей среды при работе с отходами и др.
4. Сроки и этапы реализации программы
Принцип составления и реализации программы этапный, с механизмом отслеживания и постоянной корректировки. Первый этап программы - 1997-2000 г.
На первом этапе будут решаться вопросы с отходами, представляющими наибольшую опасность. К ним относятся следующие виды отходов: ртутьсодержащие отходы, кислые гудроны АООТ "НПЗ им. Д.И.Менделеева", химикаты с истекшим сроком годности, ядохимикаты, гальванические шламы, отходы лакокрасочной промышленности, нефтесодержащие отходы, отходы, содержащие асбест, сельскохозяйственные и медицинские отходы, твердые бытовые отходы и др.
Перечень первоочередных мероприятий по переработке, обезвреживанию и захоронению отходов представлен в приложении N 1.
5. Меры по обеспечению реализации программы.
Система управления отходами
5.1 Структура государственного управления отходами.
Масштабность и многообразие проблемы регулирования в области обращения с отходами должно обеспечиваться многоуровневой системой управления.
Для управления отходами области необходима разработка системы управления отходами на региональном уровне и на уровне муниципального образования. Объектами управления должны стать все источники образования отходов и их потребители, а управляющее воздействие должно осуществляться по трем стратегическим направлениям:
- создание условий для снижения уровней образования отходов;
- обеспечение роста объемов использования отходов;
- создание экологически безопасных условий хранения, захоронения отходов, а также их уничтожения.
Модель управления движением отходов основывается на сочетании административно-правового воздействия с оказанием помощи и материальным стимулированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также отдельных хозяйственных объектов, не имеющих на первом этапе рыночной экономики необходимых средств для инвестирования экологических мероприятий. Обязательным условием управления отходами является осуществление строгого контроля за надлежащим выполнением всех нормативов, требований, законодательных и иных правовых актов, а также предписаний инспектирующих органов.
Административными методами управления отходами является проведение государственной экспертизы деятельностью предприятий, разработка и осуществление государственных программ в области образования и использования отходов, а также координация деятельности как государственных органов управления, так и предприятий всех форм собственности.
Таким образом, широкий спектр путей регулирования требует участия в процессе решения проблемы отходов многих органов управления в соответствии с возложенными на них Конституцией РФ и положениями о данных структурах управления функциями.
Структура государственного управления отходами в области в настоящее время включает:
1. Региональные (областные) органы управления отходами:
- департамент агропромышленного комплекса, природопользования и потребительского рынка Администрации области;
- Государственный комитет по охране окружающей среды Ярославской области;
- областной центр Госсанэпиднадзора;
- областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- консультативный орган Администрации области - рабочая группа по созданию и реализации целевой программы "Отходы";
2. Управление отходами органами местного самоуправления муниципальных образований:
- органы местного самоуправления муниципальных образований;
- органы жилищно-коммунального хозяйства;
- группы по выявлению правонарушений на потребительском рынке (санитарная полиция) при органах местного самоуправления муниципальных образований;
3. Городские и районные комитеты охраны окружающей среды;
4. Городские и районные центры Госсанэпиднадзора.
5.2 Правовое регулирование обращения с отходами
Обращение отходов производства и потребления представляет постоянную и все возрастающую угрозу загрязнения окружающей среды. Эта опасность должна быть в любое время адекватно оценена с целью принятия управляющих решений по ее снижению и ликвидации, что может быть достигнуто только при введении на федеральном или региональном уровне комплексной системы по управлению отходами.
В законодательстве обращение с отходами производства и потребления регулируется в законах РФ: "Об охране окружающей природной среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О недрах".
Обращения с отходами производства и потребления затрагивают важные общественные экологические и экономические отношения. Для всестороннего и комплексного регулирования их необходимо создание и принятие акта, обладающего высшей юридической силой, а не в разрозненных подзаконных актах и нормативных документах.
С этой целью подготовлен и принят в первом чтении проект Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Проект закона "Об отходах производства и потребления" основывается на принципах снижения объемов образования (производства) отходов, обеспечения их использования в качестве сырья, предотвращения загрязнения окружающей среды и вреда здоровью людей при обращении с отходами.
Закон устанавливает требования к классификации отходов, их образованию, сбору, учету, хранению и захоронению и др.
5.3 Нормативно-методическое и правовое обеспечение
обращения с отходами
В настоящее время нет единых подходов к оценке комплексного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и каких-либо систем мониторинга этого воздействия, также нет и единой системы нормативно-правового регулирования опасных отходов на всех этапах их обращения.
Нормативная база разрозненна, частично устарела и не содержит конкретных механизмов выполнения тех или иных нормативных требований.
Созданы и действуют нормативные документы, выпущенные различными министерствами и ведомствами СССР. Часть этих документов неполна, устарела и нуждается в коренной переработке. Некоторые этапы обращения отходов вообще никак не регламентируются.
В связи с тем, что несовершенна, а во многих случаях и отсутствует нормативно-правовая база на федеральном уровне, все реальные попытки наладить контроль за отходами в том или ином регионе приводят к созданию местных нормативно-правовых документов, утверждаемых и действующих на региональном уровне. В связи с этим в рамках областной целевой программы "Отходы" предусмотрена разработка пакета нормативно-методических и правовых документов в области обращения с отходами и принятие их на областном уровне.
Перечень нормативно-методических документов, которые необходимо разработать и принять на областном уровне в рамках программы "Отходы" представлен в приложении к программе N 2.
По мере необходимости, по рекомендации рабочей группы по разработке программы "Отходы" будут создаваться и другие нормативно-методические документы на региональном уровне.
5.4 Научное обеспечение обращения с отходами
В ходе создания и реализации программы "Отходы" встают вопросы по организации и проведению научно-исследовательских работ по изысканию методов и технологий утилизации промышленных и бытовых отходов, имеющих общерегиональное значение.
В настоящее время такие работы необходимо провести для решения следующих проблем: утилизация ядохимикатов и химреактивов с просроченным сроком годности, отработанных электролитов из аккумуляторов, локализация и очистка подземных вод и грунтов на территории бывшей северной площадки АО "Техуглерод", ликвидация накопителей промышленных отходов (С-3 и С-4) на полигоне "Спецавтохозяйства", г. Ярославль, и накопителей кислых гудронов АООТ "ЯНПЗ им.Менделеева"; выбор оптимальных технологий утилизации ТБО и др.
Отбор наиболее важных экологических проблем, для решения которых необходимо проведение научно-исследовательских работ с выделением средств, осуществляется рабочей группой по разработке программы "Отходы". Источники и количество средств, необходимых для научного обеспечения программы, представлены в приложении к программе N 4.
5.5. Кадровое обеспечение управлением отходами
Система подготовки кадров специалистов
по обращению с отходами на территории Ярославской области
Вид подготовки | Уровень и направления подготовки, перечень изучаемых дисциплин |
Характеристика обучающихся |
1 | 2 | 3 |
Базовое образование |
Высшее инженерное химико- технологическое - 32.07.03. "Охрана окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов. Рекуперация вторичных материалов промышленности" |
Студенты Ярославского государственного технического университета, получающие образование по направлению 32.07.03. |
Повышение квалификации |
Послевузовская подготовка и переподготовка кадров по специализациям: - защита окружающей среды от загрязнения опасными отходами; - переработка и утилизация отходов производства; - переработка и захоронение твердых бытовых отходов; - захоронение неутилизируемых отходов производства; - влияние отходов производства и потребления на здоровье населения региона; - отходы производства и потребления, решение проблемы устойчивого развития на региональном, федеральном и межрегиональном уровнях; - экономические и экологические аспекты переработки отходов и рационального природопользования; - законы, подзаконные акты, постановления и распоряжения о порядке обращения с отходами производства и потребления; - обмен передовым опытом по переработке и утилизации отходов производства и потребления |
Слушатели Ярославского областного университета экологических знаний (ЯОУЭЗ), руководящие работники и специалисты различных отраслей промышленности и госслужащие регионального уровня, руководящие работники и специалисты территориальных органов Минприроды. |
5.6 Экономический механизм управления отходами
Практика функционирования экономики в условиях свободного ценообразования и опыт развитых промышленных стран показывает, что рыночная модель экономики не создает условий для преимущественного использования вторичного сырья взамен первичного.
В условиях отсутствия дефицита первичного сырья и свободного установления цен на готовую продукцию производители не заинтересованы в замене первичного сырья вторичным, так как это требует привлечения дополнительных средств для подготовки отходов к производственному потреблению, использования специального оборудования. Экономическая заинтересованность сохраняется в сборе, заготовке и использовании только наиболее эффективных видов вторичного сырья для уже существующих производств по его переработке, а также для поставки на экспорт.
Анализ установленных платежей за размещение отходов показывает, что в большинстве случаев они ниже удельных капитальных затрат на переработку отходов, а также строительство полигонов для их захоронения в соответствии с нормативно-технической документацией. Это создает ситуацию, при которой предприятиям экономически более выгодно вносить платежи в экологический фонд, а не осуществлять систему мероприятий по созданию производственных мощностей по переработке отходов. С другой стороны, повышение экономических нормативов платы также имеет ограничения, учитывая большие объемы образования отходов и широкую их номенклатуру, а также экономическое положение предприятий в условиях перехода к рынку.
В связи с этим возникает необходимость разработки системы финансирования и экономического стимулирования использования промышленных отходов. Без экономического стимулирования предприятий и оказания им помощи нельзя рассчитывать на сильную экологическую политику.
Оказание экономической поддержки предприятиям, осуществляющим разработку и внедрение малоотходных технологий и производств, на правленных на сокращение объемов размещения отходов может осуществляться по ряду направлений.
Экономические инструменты стимулирования предприятий по использованию отходов включают:
1. Льготы в финансово-кредитной системе:
1.1 Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в части, зачисляемой в государственный бюджет Ярославской области при реализации промышленных отходов, производстве продукции с их применением, а также стоимости оборудования по переработке отходов.
1.2 Предоставление органами государственной власти Ярославской области государственно-правовых гарантий предприятиям, использующим промышленные отходы. Беспроцентное или по низким процентным ставкам кредитование предприятий из экологического фонда.
1.3 Льготное налогообложение научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок, направленных на переработку отходов.
2. Поддержка инвестиционных проектов, направленных на проведение мероприятий по вовлечению отходов в хозяйственный оборот и создание экологически безопасных условий хранения, захоронения отходов.
3. Льготы по платежам за размещение отходов при осуществлении предприятиями мероприятий по использованию отходов.
4. Совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей среды.
5.7 Механизм реализации и контроль за ходом
выполнения программы
Управление программой осуществляется с помощью нормативно-правовых и экономических рычагов. Контроль за реализацией программы возлагается на Государственный комитет охраны окружающей среды Ярославской области, комитет природопользования департамента АПК, природопользования и потребительского рынка Администрации Ярославской области и областной центр Госсанэпиднадзора.
Мероприятия программы, связанные с реализацией проектов по переработке и обезвреживанию отходов, выполняются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях, учреждениях и на предприятиях посредством заключения государственных контрактов на конкурсной основе.
Государственный заказчик программы ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование программы, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей, сроки реализации мероприятий и др. Для этого ежегодно запрашивает у исполнителей программных мероприятий, нуждающихся в финансировании из государственных бюджетов области, муниципальных образований и экологических фондов документы, подтверждающие объемы финансирования. Текущий контроль за реализацией программы осуществляется межведомственным координационным советом, созданным при Администрации области. В ходе реализации программы возможна корректировка первоочередных мероприятий и перераспределение средств внутри программы с целью их концентрации на узловых проблемах.
Контроль за реализацией программы проводится на всех стадиях выполнения программных мероприятий и оценки последствий их осуществления с использованием специальной оперативной отчетности, авторского надзора и др.
На всех стадиях реализации программы контролируются и оцениваются:
- выполнение этапов, программных заданий и показателей по содержанию, объемам, исполнителям, срокам и т.д.
- затраты ресурсов и эффективность их использования;
- экономическая эффективность мероприятий;
- корректировка целей и показателей программы;
- соблюдение законодательства, стандартов, правил, ограничений;
- эффективность управления программой.
6. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы обеспечивается за счет собственных средств предприятий, средств бюджетов области и муниципальных образований области, средств экологических фондов и средств займа Всемирного Банка Реконструкции и Развития.
Общие затраты на реализацию областной целевой программы составляют около 177,758 млрд. руб. (в ценах 1996 года), в том числе:
- 115,164 млрд. руб. средства предприятий;
- 16,430 млрд. руб. средства областного бюджета (в том числе на безвозвратной основе - 7,230 млрд. руб.);
- 6,754 млрд. руб. средства областного экофонда;
- 26,150 млрд. руб. средства местных бюджетов (в том числе на безвозвратной основе - 22,060 млрд. руб.);
- 8,750 млрд. руб. средства местных экофондов;
- 4,510 млрд. руб. средства федерального экофонда.
Объем финансирования мероприятий по переработке, обезвреживанию и захоронению отходов составляет - 176,514 млрд. руб.
Объем финансирования нормативно-методического, научного и кадрового обеспечения обращения с отходами - 1,244 млрд. руб.
После утверждения программы Администрация Ярославской области на основе средств, выделенных из федерального и областного бюджетов, заключает соглашения (контракты) с соответствующими организациями-подрядчиками преимущественно на конкурсной основе.
Объемы финансирования мероприятий программы приведены в приложениях N 1-4.
7. Оценка ожидаемой эффективности экологических
и социально-экономических последствий
реализации программы
Социально-экономическими и экологическими результатами проведения программных мероприятий являются: разработка ряда правовых, нормативных и методических документов обращения с отходами на областном уровне; снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду; сокращение отчуждения площадей, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, для строительства новых полигонов, отвалов и хранилищ (накопителей) отходов; экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл; создание рынка экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; производство товаров, пользующихся спросом, из отходов или с их применением.
В результате реализации программных мероприятий будет переработано, обезврежено и изолировано от окружающей среды около 400 тыс. тонн отходов в год, из них промышленные отходы:
- первого класса опасности - 304,1 т/год , в том числе: ртуть содержащие отходы - 0,9 т/год; ядохимикаты - 186,2 т/год; медицинские отходы - 117 т/год;
- второго класса опасности - более 30000 т/год, в том числе: кислые гудроны вновь образуемые - 860,6 т/год и запасы кислых гудронов из прудов - около 500 тыс.т; отходы растворителей и ЛВЖ - 1500 т/год.
- третьего класса опасности - более 10000 т/год, в том числе: гальванические шламы - около 1300 т/год (различной влажности), лакокрасочные материалы - 4580 т/год, нефтешламы - до 10000 тыс.т/год,
- четвертого класса опасности - 2334 т/год, в том числе: асбестосодержащие отходы - 900 т/год, отходы резины и изношенные по крышки - 1434 т/год.
- неопасные отходы (вторичные ресурсы) - до 40 тыс.т/год
Твердые бытовые отходы - 300 тыс.т/год.
Всего будет производиться более 20 видов товарной продукции различного назначения, в том числе: металлы и их соединения, остеклованные материалы, железнодорожные переезды, резинотехнические изделия, наполнители для резинотехнических изделий, лакокрасочные материалы, растворители, вторичные нефтепродукты, органические удобрения и др.
Сокращение вывоза отходов на свалки (неопасных отходов на 40 тыс.т в год, опасных промотходов на 45 тыс.т в год) в результате внедрения прогрессивных малоотходных технологий, установок по переработке и обезвреживанию отходов, и сбору вторичных ресурсов будет способствовать, во-первых, уменьшению площадей для строительства новых объектов по размещению отходов (ориентировочно 40 га), тем более, что в настоящее время отвод новых земель большая проблема, а, во вторых, сэкономит около 170 млрд. руб. на их строительство (усредненные удельные капитальные вложения на строительство полигонов по захоронению отходов - 2,0 млн. руб./т ).
Проблема размещения отходов в районах области будет решена в основном за счет строительства новых и реконструкции старых свалок и полигонов захоронения ТБО. Данные мероприятия уменьшат негативное воздействие отходов на окружающую природную среду, снизят вероятность аварийных загрязнений поверхностных и грунтовых вод.
В целом реализация областной целевой программы "Отходы" стабилизирует санитарно-эпидемиологическую обстановку в Ярославской области, улучшит показатели здоровья населения, уменьшит экологический ущерб на окружающую среду на сумму 24,5 млрд. руб. (и на сумму более 250 млрд. руб. с учетом аварийных ситуаций).
Общий экономический эффект от реализации программы составляет - 194,5 млрд. руб. (без учета аварийных ситуаций и прибыли от реализации отходов, как вторичного сырья и продукции, произведенной с использованием отходов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.