Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Ярославской области
от 14 апреля 1999 г. N 73-п
Целевая территориальная программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом
на территории Ярославской области
на 1999-2004 годы"
Паспорт
целевой территориальной Программы
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом
на территории Ярославской области
на 1999-2004 годы"
Наименование Программы Неотложные меры борьбы с туберкулезом на
территории Ярославской области на 1999 -
2004 годы
Дата утверждения постановление Правительства Ярославской
технического задания на области от 2 июля 1998 года N 117 "О
разработку Программы ходе выполнения постановления
Правительства Ярославской области от
02.10.95 г. N 249 "О целевой
территориальной программе "Неотложные
меры борьбы с туберкулезом на территории
Ярославской области на 1996 - 1998 г.г."
Государственный заказчик департамент здравоохранения и фармации
Программы Администрации Ярославской области.
Основные разработчики департамент здравоохранения и фармации
Программы Администрации Ярославской области,
Ярославский областной
противотуберкулезный диспансер,
центр госсанэпиднадзора в Ярославской
области,
отделение медико-санитарного обеспечения
УИН Ярославской области,
Ярославская Государственная медицинская
академия,
врачебно-санитарная служба Северной
железной дороги.
Цели и задачи Программы Стабилизация эпидемиологической
ситуации, связанной с туберкулезом в
Ярославской области: снижение основных
показателей по туберкулезу
- заболеваемость c 57,4 до 45,0 на 100
тыс.населения области,
- заболеваемости туберкулезом среди
детей с 22,3 до 15,0 на 100 тыс.
населения, распространенности
туберкулеза со 120,5 до 105,0 на 100
тыс. населения,
- смертности от активного туберкулеза
жителей области с 8,7 до 8,0 на 100
тыс.населения.
Развитие материально-технической базы
противотуберкулезной службы.
Мероприятия по своевременному выявлению
туберкулеза.
Внедрение новых ресурсосберегающих
технологий в диагностике и лечении
больных.
Сроки и этапы реализации Сроки реализации Программы 1999 - 2004
Программы год. Реализация будет проводиться
поэтапно: первый этап 1999 - 2000 годы,
предполагается подготовка к реализации
первоочередных мероприятий по
сдерживанию распространения
туберкулезной инфекции среди населения;
второй этап - 2001 - 2004 годы - будут
реализованы основные обязательные
противотуберкулезные мероприятия по
стабилизации эпидемиологической
ситуации, связанной с туберкулезом.
Исполнители Программы департамент здравоохранения и фармации
Администрации Ярославской области,
департамент финансов Администрации
Ярославской области,
управление внутренних дел,
департамент агропромышленного комплекса,
природопользования и потребительского
рынка Администрации Ярославской области,
департамент образования Администрации
Ярославской области,
центр госсанэпиднадзора в Ярославской
области.
Основные мероприятия Укрепление материально-технической базы
Программы: противотуберкулезной службы области.
Проведение мероприятий по выявлению туберкулеза
среди населения.
Подготовка кадров.
Организация лечебно-профилактических меропри-
ятий в учреждениях уголовно-исполнительной
системы.
Оптимизация совместной работы с центром
санэпиднадзора.
Реализация мероприятий по предупреждению
заболеваний туберкулезом среди животных.
Организация лечебно-диагностического процесса.
Распространение знаний о туберкулезе среди
населения.
Организация взаимодействия с ведомственными
противотуберкулезными службами.
Общая стоимость Программы 62693.5 тыс.руб. (1999г. -
15039, 2000г. - 13340.5, 2001г.
- 11733.5, 2002 г. - 9693.5,
2003 г. - 7733.5, 2004 г. -
5153.5), в том числе:
федеральный бюджет - 13250
тыс.руб. (1999г. - 4210, 2001г.
- 3010, 2000, 2002, 2003гг. -
1510, 2004г. - 1510);
государственный бюджет
Ярославской области - 13933.6
тыс.руб. (1999 г. - 4036,6, 2000
г. - 4567, 2001г. - 2560, 2002
г. - 390, 2003 г. - 1990, 2004
г. - 390);
бюджеты муниципальных
образований области - 35509.9
тыс.руб. (1999 г. - 6792.4, 2000
г. - 7263.5, 2001 г. - 6163.5,
2002 г. - 7793.5, 2003 г. -
4233.5, 2004 г. - 3263,5).
Ожидаемый результат реализации Программы.
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.
Реализация Программы позволит:
- стабилизировать эпидемиологическую ситуацию, связанную с туберкулезом;
- снизить заболеваемость до 45,0, смертность до 8,0, заболеваемость детей до 15,0 на 100 тыс. населения;
- сократить сроки лечения, снизить число тяжелых форм туберкулеза и уровень нетрудоспособности от него, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листкам и инвалидности;
- снизить заболеваемость туберкулезом среди лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, повысить уровень выявления туберкулеза при профилактических осмотрах до 60%;
- сократить расходы на оказание дорожающей стационарной помощи при использовании для лечения больных туберкулезом стационаров дневного пребывания, стационаров на дому, добиться оптимальных показателей эффективности лечения больных туберкулезом.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
Целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом на территории Ярославской области на 1999 2004 годы (далее именуемая Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Ярославской области от 02.07.98 г. N 117-п "О ходе выполнения постановления Правительства Ярославской области от 02.10.95 г. N 249 "О целевой территориальной программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом на территории Ярославской области на 1996-1998 г.г.".
Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания.
Ежегодно на территории области впервые выявляются до 850 человек с активными формами туберкулеза, показатель заболеваемости в 1998 г. составил 57,4 на 100000 населения, из них около половины имеют деструкцию легочной ткани и являются бактеривыделителями. Показатель заболеваемости детей в 1,5 раза превышает (1998 г. - 22,3 на 100000 населения) заболеваемость по РФ.
Под наблюдением противотуберкулезных учреждений области находятся 15500 человек с различными формами туберкулеза, в том числе почти 2000 человек с активными формами туберкулеза, из них 40% с "открытыми" формами. Неудовлетворительная материально-техническая оснащенность рентгенфлюорографической службы, износ аппаратуры, радиофобия населения приводят к снижению количества профосмотров и недовыявлению до 20% больных туберкулезом, что пополняет источники распространения туберкулеза среди населения. Среди впервые заболевших доля лиц трудоспособного возраста составляет 75%, а в возрасте 20-39 лет 35%, что причиняет существенный экономический ущерб области.
Угрожающий характер принимает эпидемиологическая ситуация, связанная с туберкулезом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы области. Уровень заболеваемости осужденных в 40 раз превышает среднеобластной показатель.
Существующее финансирование противотуберкулезной службы обеспечивает потребность в медикаментах на 30%, в продуктах питания на - 70%. Отсутствуют средства для закупки препаратов шестого поколения, к которым не сформирована устойчивость.
Средняя заработная плата у врача-фтизиатра с учетом 25% надбавки за вредные условия труда составляет 500 рублей, медсестры 240 рублей.
Основными причинами роста заболеваемости туберкулезом являются:
отсутствие адекватного финансирования противотуберкулезных мероприятий;
прогрессивно ухудшающаяся материально-техническая база противотуберкулезной службы;
ухудшение условий жизни населения;
недостаточное, несбалансированное питание населения;
атмосфера неуверенности и нервного стресса;
нарушение профилактической системы оздоровления населения, в т.ч. детей;
увеличение групп риска за счет мигрантов, лиц без определенного места жительства;
снижение уровня профилактических осмотров;
ухудшение снабжения противотуберкулезными препаратами;
изменяющиеся свойства возбудителя туберкулеза.
В связи со сложившейся ситуацией в области имеет место ряд проблем, требующих неотложного решения:
развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы, внедрение современных, прогрессивных разработок, новых технологий диагностики и лечения, компьютеризация службы, повышение уровня квалификации врачей-фтизиатров и врачей общего профиля по противотуберкулезной работе, своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в "группах риска";
среди асоциальных элементов, лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, мигрантов, лиц, состоящих на учете в службе занятости.
Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечения целевых средств из федерального, областного и муниципального бюджетов, внебюджетных источников финансирования.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы выполнения Программы.
Основными целями Программы являются: стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом в Ярославской области: снижение общей заболеваемости с 57,4 до 45,0 на 100 тыс. населения, снижение заболеваемости детей с 22,3 до 15,0 на 100 тыс. детского населения, снижение распространенности туберкулеза с 120,5 до 105,0 на 100 тыс. населения, снижение смертности от активного туберкулеза с 8,8 до 8,0 на 100 тыс. населения.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
Укрепление материально-технической базы противотуберкулезной службы области.
Проведение мероприятий по выявлению туберкулеза среди населения.
Подготовка кадров.
Организация лечебно-профилактических мероприятий в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Оптимизация совместной работы с центром санэпиднадзора.
Реализация мероприятий по предупреждению заболеваний туберкулезом среди животных.
Организация лечебно-диагностического процесса.
Распространение знаний о туберкулезе среди населения.
Организация взаимодействия с ведомственными противотуберкулезными службами.
Сроки реализации Программы: 1999 - 2004 г.г.
Реализация будет проводиться поэтапно:
Первый этап: 1999 - 2000 г.г. предполагается подготовка и реализация первоочередных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения.
Второй этап: 2001 - 2004 г.г. будут реализованы обязательные противотуберкулезные мероприятия по стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом.
III. Система программных мероприятий (приложение)
Программные мероприятия будут осуществляться в системе здравоохранения, в уголовно-исполнительной системе, в сельском хозяйстве. В системе здравоохранения предусматривается развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы, дооснащение и переоснащение лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием, совершенствование системы подготовки медицинских кадров.
Лечебно-профилактические мероприятия, связанные с предупреждением заболевания туберкулезом, направлены на повышение санитарной грамотности населения, расширение объема профилактических осмотров населения на туберкулез, расширение объемов профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции. Предусматривается разработка и внедрение новых форм организации лечебно-диагностического процесса и новых медицинских технологий во фтизиатрическую практику.
В уголовно-исполнительской системе предусматривается развитие и укрепление материально-технической базы, дооснащение медицинской техникой и противотуберкулезными препаратами, совершенствование и повышение объема и качества профилактики, лечения и реабилитации спецконтингента.
В системе сельского хозяйства предусматривается проведение противотуберкулезных мероприятий, включающих своевременное выявление больных животных и сдачу их на убой, обеззараживание молока и обрата на неблагополучных фермах, планомерные мероприятия по выявлению туберкулеза.
IV. Эффективность Программы
Эффективность от реализации данной Программы ожидается в виде сокращения финансовых затрат на противотуберкулезные мероприятия и стабилизации эпидемиологической ситуации по туберкулезу.
Реализация Программы позволит:
- повысить эффективность лечебного процесса, и в итоге позволит сократить финансовые затраты на противотуберкулезную службу;
- повысить уровень выявления туберкулеза при профосмотрах до 60 - 65%;
- снизить заболеваемость до 45,0, смертность до 8,0, заболеваемость детей до 15,0 на 100 тыс. населения;
- сократить сроки лечения, снизить уровень нетрудоспособности, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листкам и инвалидности больным туберкулезом;
снизить заболеваемость туберкулезом среди лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- сократить расходы на оказание дорогостоящей стационарной медицинской помощи больным туберкулезом при использовании стационаров дневного пребывания на 30%;
- добиться оптимальных показателей эффективности лечения больных туберкулезом, излечиваемости впервые выявленных больных до 80 - 85%.
Приложение 1
к целевой территориальной
программе "Неотложные меры
борьбы с туберкулезом
на территории Ярославской
области на 1999-2004 г.г."
Мероприятия
по реализации
целевой территориальной Программы
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом
на территории Ярославской области
на 1999 - 2004 годы "
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов |
Единицы измерения |
Всего | Потребность | |||||
в т.ч. по годам | ||||||||
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |||
Финансовые затраты - федеральный бюджет государственный бюджет Ярославской области - бюджет муниципальных образований области |
тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. |
62693,5 13250 13933,6 35509,9 |
15039 4210 4036,6 6792,4 |
13340,5 1510 4567 7263,5 |
11733,5 3010 2560 6163,5 |
9693,5 1510 390 7793,5 |
7733,5 1510 1990 4233,5 |
5153,5 1500 390 3263,5 |
N п/п |
Мероприятия |
Срок выполне- ния, год |
Использование и объем финансирования в тыс. рублях (в уст. порядке) |
Исполнитель (в уст. порядке) |
|||||
Бюджет областной / муниципальный | |||||||||
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Укрепление материально-технической базы противотуберкулезной службы | ||||||||
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.18 1.19 1.20 1.21 1.22 1.23 |
Капитальный ремонт и реконструкция взрослой поликлиники ЯОПТД Капитальный ремонт хоз. корпуса ЯОПТД ул.Павлова,12 Капитальный ремонт корпуса Б (2 тер.отд. ОДП) Капитальный ремонт здания флюорографического Ремонт ПТД г.Рыбинска Капитальный ремонт туб. отделения Гаврилов-Ямского Переславского Даниловского Капитальный ремонт санатория "Норское" Окончание строительства противотуберкулезного диспансера г.Данилова Приобретение передвижных малодозных флюорографов 1 - ЯОПТД 1 - г.Рыбинск 1 - Ростовский р-н 1 - Переславский р-н Замена стацинарных рентген - установок ПТД г.Рыбинска - 2 шт Пересл.туб.отд.- 1 шт Углич - 1 шт. г.Данилов ЯОПТД Приобретение палатной R-установки для ЯОПТД Замена стационарных ФЛГ на флюорографические с цифровой обработкой, малодозные ЯОПТД ПТД г.Рыбинска Проявочные стационарные машины М-35 ЯОПТД - 2 штуки ПТД г. Рыбинска- 1шт. Ежегодная замена усиливающих экранов ЯОПТД г.Рыбинск г.Переславль-Залесский г.Углич Приобретение для ЯОПТД УЗИ с набором всех датчиков с цветным доплером Приобретение для ПТД г.Рыбинска люминесцентного микроскопа Приобретение дезокамер ЯОПТД 1 шт. Туб.сан."Норское" 1 шт. Приобретение спирографов ЯОПТД ПТД г.Рыбинска г.Данилов г.Переславль-Залесский г.Углич г.Гаврилов-Ям п.Норское Бабайки Приобретение фибробронхоскопов ЯОПТД Рыбинский ПТД Даниловская ЦРБ Детское отделение МПС Бронхоскоп Фриделя Приобретение ингаляторов Приобретение ламинарных боксов: ЯОПТД 2шт. Рыбинский ПТД 2шт. Приобретение физиотерапевтического оборудования, ежегодно Замена лабораторной мебели 3 лаборатории ЯОПТД Рыбинский ПТД санаторий "Норское" |
1998 1999 1998 1999 2000 2000 1998 1999 1999 1999 2002 2001 2001 1999 1999 2000 2000 2002 999-2001 2002 2002 2001 1999 2000, 2001 2003 2000 2001 1999- 2004 2000 1999 1999 1999 1999- 2003 1999 1999 2000 1999-200 2000-03 1999 2000 1999- 2004 2000- 2004 2000 2000 2000 2000- 2004 2000 2000 1999- 2004 1998 2000- 2001 2000 2000 |
*) о/1290 о/800 *) м/82.4 м/1500 м/100 о/1300 м/1300 о/92 м/60 м/70 о/108, о/58 м/240 м/240 м/240 о/58 о/300 о/30 м/30 |
о/1000 о/300 м/1300 м/1300 о/1000 о/300 о/60 м/60 0/1000 м/120 м/120 о/120 о/300 м/300 м/300 м/300 м/100 о/7,0 м/3,5 о/300 м/300 о/30 м/30 о/70 |
о/1000 м/250 м/1300 м/1300 о/1000 м/150 о/60 м/60 о/300 м/3,5 о/30 м/101 о/140 м/70 о/30 |
м/600 м/1300 м/1300 м/1300 о/60 м/60 о/300 м/300 м/3,5 о/30 м/30 |
о/1300 м/1000 м/60 о/360 м/120 м/120 о/300 м/3,5 о/30 м/30 |
о/60 м/60 о/300 м/300 м/3,5 о/30 |
департамент здраво- охранения и фармации департамент здраво- охранения и фармации департамент здраво- охранения и фармации департамент здраво- охранения и фармации управление здравоохранения главные врачи лечебных учреждений департамент здраво- охранения и фармации главные врачи лечебных учреждений |
*) о - государственный бюджет области
м - бюджеты муниципальных образований
2. | Проведение мероприятий по выявлению туберкулеза среди населения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. |
Внедрение ИФА и ПЦР для выявления туберкулеза среди лиц, относящихся к группам риска Внедрение во все лечебные учреждения области метода прямой бактериоскопии микобактерий туберкулеза Дооснащение всех лечебных учреждений области для обеспечения централизованного сбора мокроты: - холодильниками - ингаляторами Проведение ежегодных профилактических флюорографических осмотров взрослого населения, снижение числа лиц, не осмотренных на туберкулез более 2-х лет до 10% от взрослого населения, обеспечение контролируемости картотек полицевого учета населения, осмотренного на туберкулез Ежегодное проведение туберкулинодиагностики детям и подросткам бригадами вакцинаторов Организация совместных мероприятий с миграционной службой по обследованию на туберкулез лиц, приезжающих на постоянное жительство в Ярославскую область Организация совместных мероприятий с департаментом федеральной службы занятости по флюорографическому обследованию лиц состоящих на учете, 1 раз в год Внедрить опыт работы кафедры туберкулеза ЯГМА по раннему выявлению туберкулеза среди социальных контингентов |
2000 ежегодно ежегодно за счет средств лечебных учрежде- ний ежегодно ежегодно ежегодно |
о/80 | департамент здраво- охранения и фармации главные врачи лечеб- ных учреждений департамент здраво- охранения и фармации управление здравоох- ранения мэрии г.Ярославля и г.Рыбинска департамент здраво- охранения и фармации областной центр санэпиднадзора департамент здраво- охранения и фармации областной центр санэпиднадзора миграционная служба области Ярославский област- ной противотуберку- лезный диспансер Ярославский областно противотуберкулезный диспансер департамент здраво- охранения и фармации департамент федеральной государственной службы занятости |
/----------------------------------------------------------------------------------------------------\
| 3.| Подготовка кадров |
|----+-----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|----+------------------------+--------+------+------+------+------+------+-----+--------------------|
|3.1.|Проведение тематических | 1999- | | | | | | |департамент здраво- |
| |усовершенствований | 2004 | | | | | | |охранения и фармации|
| |фтизиатров на | | | | | | | |Кафедра туберкулеза |
| |центральных и местных | | | | | | | |Ярославской |
| |базах | | | | | | | |государственной |
| | | | | | | | | |медицинской |
| | | | | | | | | |академии |
| | | | | | | | | | |
|3.2.|Подготовка специалистов | 1999- | | | | | | |департамент здраво- |
| |ОЛС по вопросам | 2004 | | | | | | |охранения и фармации|
| |туберкулеза на | | | | | | | |Кафедра туберкулеза |
| |факультете | | | | | | | |Ярославской |
| |усовершенствования | | | | | | | |государственной |
| |врачей ЯГМА и училища | | | | | | | |медицинской |
| |повышения квалификации | | | | | | | |академии |
| |для средних медицинских | | | | | | | | |
| |работников | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|3.3.|Проведение | 2001 | | | | | | |департамент здраво- |
| |сертификационного цикла | | | | | | | |охранения и фармации|
| |для фтизиатров на базе | | | | | | | |кафедра туберкулеза |
| |факультета | | | | | | | |Ярославской |
| |усовершенствования | | | | | | | |государственной |
| |врачей ЯГМА | | | | | | | |м
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ярославской области от 14 апреля 1999 г. N 73-п "О целевой территориальной программе "Неотложные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.