Постановление Администрации Ярославской области
от 23 октября 2002 г. N 162-а
"О порядке организации мероприятий по предупреждению
и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории области"
В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и представлению отчетов о проведении операций по их ликвидации на территории Ярославской области;
Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ярославской области;
Рекомендации по разработке, согласованию и утверждению планов разработке, согласованию и утверждению планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
2. Предложить управлению Верхневолжского округа Госгортехнадзора России (Долотцев Б.Н.), Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ярославской области (Белянкин В.Б.), Госнефтеинспекции по Ярославской области (Головлев В.В.), Ярославскому отделению Российской транспортной инспекции (Болтовнин А.И.), Региональной энергетической комиссии - департаменту топлива и энергетики Ярославской области (Матвеев В.Н.), центру Госсанэпиднадзора в Ярославской области (Мелюк С.А.), департаменту жилищно-коммунального хозяйства (Балакин В.Н.) до 10.02.2003 года подготовить и представить в департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (Боровицкий М.В.) и Главному управлению ГОЧС по Ярославской области (Барышев П.Ф.) предложения по созданию реестра загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов с целью определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей природной среды.
3. Комиссии по чрезвычайным ситуациям области (Быков Г.С.) утвердить новый порядок и периодичность проверки сил и средств, привлекаемых к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и связанных с ними чрезвычайных ситуаций.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области утвердить соответствующие требования к разработке планов на территориях муниципальных образований.
5. Предложить Губернатору области Лисицыну А.И. принять постановление о признании утратившим силу постановления Губернатора области от 13.12.2000 N 836 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов на территории Ярославской области" в связи с принятием настоящего постановления.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора области Быкова Г.С.
Первый заместитель
Губернатора области |
В.А. Ковалев |
Требования
к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов и представлению отчетов
о проведении операций по их ликвидации
на территории Ярославской области
(утв. постановлением Администрации Ярославской области от 23 октября 2002 г. N 162-а)
1. Настоящие Требования разработаны на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - нефть).
2. Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти (далее - планы) разрабатываются с учетом максимально возможного объема разлившейся нефти, который определяется для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
нефтяные терминалы - 1500 тонн;
нефтеналивной причал - 1500 тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения;
технологические установки и цеха промышленных предприятий - 100 процентов нефти, находящихся в наибольшем технологическом блоке установки, цеха;
3. В зависимости от объема и площади разлива нефти на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти (определяется комитетом природных ресурсов по Ярославской области) до 100 тонн нефти на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти в пределах административной границы Ярославской области либо разлив от 100 до 500 тонн нефти, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти, выходящий за пределы административной границы Ярославской области;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий, категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
4. Планы разрабатываются организациями (независимо от форм собственности), осуществляющими переработку, транспортировку и хранение нефти.
5. Организации, имеющие структурные подразделения, осуществляющие операции с нефтью, разрабатывают общий план и планы для каждой организации в отдельности.
Организации, имеющие подводные магистральные нефтепроводы, планы на подводных переходах оформляют отдельной книгой.
6. Планы согласовываются и утверждаются на локальном, местном, территориальном и региональном уровнях в порядке, установленном Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613, и иными нормативно-правовыми актами.
7. Планом должны предусматриваться:
7.1. Прогнозирование возможных разливов нефти.
7.2. Состав и дислокация сил и средств.
7.3. Количество сил и средств, достаточное для локализации возможных разливов нефти в любое время года (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований.
7.4. Организация взаимодействия сил и средств.
7.5. Организация управления, связи и оповещения.
7.6. Порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности.
7.7. Система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти.
7.8. Первоочередные действия при получении сигнала об аварийном разливе нефти.
7.9. Географические, гидрологические навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации. Получение всей вышеперечисленной информации осуществляется по запросу в Ярославском областном Центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Весь картографический материал должен быть отражен на цифровых электронных картах и представлен в формате shape-файлов ArcView, в формате MapInfo или в другом широко распространенном формате, который допускает конвертацию в указанные выше форматы.
7.10. Обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи.
7.11. График проведения операций по ликвидации разливов нефти.
7.12. Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти.
8. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
8.1. Максимально возможный объем разлившейся нефти.
8.2. Площадь разлива.
8.3. Год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта, дата проведения последнего технического диагностирования объекта.
8.4. Максимальный объем нефти на объекте.
8.5. Физико-химические свойства нефти.
8.6. Влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти с учетом возможности ее попадания в речные акватории и внутренние водоемы.
8.7. Гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта.
8.8. Возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти). Организации, осуществляющие операции с нефтью, должны иметь резервы финансовых средств для финансирования работ по ликвидации разливов нефти этими формированиями (службами).
8.9. Наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов.
8.10. Транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти.
8.11. Время доставки сил и средств к месту чрезвычайных ситуаций.
8.12. Время локализации разлива нефти, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
9. В целях отработки планов на региональном уровне проводятся комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже одного раза в два года.
Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти локального, местного и территориального значения, определяются областной комиссией по чрезвычайным ситуациям.
10. Планы подлежат пересмотру в случаях:
10.1. Изменения условий, влияющих на обеспечение локализации и ликвидации аварийных разливов нефти.
10.2. Изменения действующих требований (правил и норм) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также промышленной безопасности.
11. В случае аварийного разлива нефти организация - виновник аварии (эксплуатирующая организация) немедленно с момента обнаружения аварии уведомляет о случившемся департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области, Департамент здравоохранения и фармации, орган местного самоуправления, на территории которой произошла авария. Главное управление ГОЧС по Ярославской области, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ярославской области, Управление Верхне-Волжского округа Госгортехнадзора России, Ярославскую государственную межобластную инспекцию рыбоохраны. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ярославской области, Госнефтеинспекцию по Ярославской области, Ярославское областное отделение Российской транспортной инспекции, Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и принимает меры по локализации и ликвидации разлива нефти в соответствии с планом.
После завершения ликвидации разлива нефти организация - виновник аварии (эксплуатирующая организация) за счет собственных средств обеспечивает экологический мониторинг водных объектов, почвы, атмосферного воздуха и представляет в месячный срок в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления, на территории которого произошел разлив нефти, надзорные и контрольные органы, указанные выше, письменный отчет, в котором приводятся следующие данные:
11.1. Дата, время разлива.
11.2. Причина и обстоятельства разлива нефти.
11.3. Источник разлива.
11.4. Район аварии в виде картографического материала с указанием мест разлива, площади разлива, зданий и сооружений, инфраструктуры местности, которая попала в зону разлива. Весь картографический материал должен быть отражен на цифровых электронных картах и представлен в формате shape-файлов Arc View, в формате MapInfo или в другом широко распространенном формате, который допускает конвертацию в указанные выше форматы.
11.5. Действия должностных лиц объекта и аварийно-спасательных формирований, в том числе и привлеченных.
11.6. Количество разлившейся нефти, в том числе на почве и на водной поверхности, и оценивает воздействие разлива нефти на окружающую природную среду и здоровье населения.
11.7. Затраты на ликвидацию разлива, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти, последующую рекультивацию территории и страховые выплаты по гражданской ответственности, а также выплаты аварийно-спасательным формированиям (службам) в случае их привлечения к выполнению работ по ликвидации разливов нефти.
11.8. Уровень остаточного загрязнения в почве, воде.
11.9. Должность, фамилия, имя, отчество составителя отчета.
Правила
организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов на территории Ярославской области
(утв. постановлением Администрации Ярославской области от 23 октября 2002 г. N 162-а)
1. Настоящие Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - нефть) на территории Ярославской области определяют основные требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.
2. Организации, указанные в пункте 4 Требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и представлению отчетов о проведении операции по их ликвидации на территории Ярославской области, обязаны:
иметь план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, согласованный и утвержденный в порядке, определенном Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и представлению отчетов о проведении операций по их ликвидации;
создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти (штатные или внештатные), проводить аттестацию указанных формирований, укомплектовывать их специальными техническими средствами или заключать договоры на обслуживание со сторонними профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами);
немедленно с момента обнаружения аварии в установленном порядке оповещать о случившемся органы исполнительной власти Ярославской области, надзорные и контрольные органы, указанные в пункте 11 "Требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и представлению отчетов о проведении операций по их ликвидации на территории Ярославской области";
иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти;
обучать своих работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с аварийными разливами нефти;
содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и (или) снижение масштабов их последствий;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае разливов нефти;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;
страховать гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварийного разлива нефти;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
допускать к работе на объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения аварийных разливов нефти, связи и оповещения;
производить корректировку планов при изменении исходных данных.
3. Прогнозирование последствий аварийных разливов нефти и обусловленных ими чрезвычайных ситуаций осуществляется с учетом максимально возможных разливов, неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности и др.
Целью прогнозирования аварийных разливов нефти является определение:
возможных последствий разливов нефти, степени их негативного влияния на население, объекты жизнеобеспечения, производственной и социальной сферы, а также на окружающую природную среду;
границ районов возможных разливов нефти;
достаточности сил и специальных технических средств для локализации и ликвидации возможного аварийного разлива нефти;
последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по локализации и ликвидации разливов нефти.
4. Определение состава и дислокации сил и средств для ликвидации возможных аварийных разливов нефти осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), дислоцированных в регионе, привлечение которых предусмотрено планами взаимодействия (договорами на абонентское обслуживание).
5. Координация и управление мероприятиями по локализации и ликвидации разливов нефти и организуются в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 21.12.95 N 327 "О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Администрации области от 15.10.2001 N 137-а).
6. Ликвидация аварийных разливов нефти проводится организацией, осуществляющей операции с нефтью, круглосуточно, в любую погоду. Смена личного состава формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах. При отсутствии или недостаточности своих сил к выполнению работ по ликвидации разливов нефти привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы). Все затраты на проведение этих работ восполняются за счет средств организации - виновника разлива нефти. Привлекаемые на основании договоров профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы) должны иметь соответствующие лицензии, если этого требует законодательство Российской Федерации, и быть аттестованы в установленном порядке (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.11.97 N 1479).
7. Аварийно-спасательные работы в ходе ликвидации аварийных разливов нефти ведутся в соответствии с Федеральным законом,# от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
При необходимости организуется информирование населения, проживающего в непосредственной близости от места разлива. При этом до населения доводятся согласованные с органами здравоохранения правила поведения в районе загрязнения и меры безопасности.
Для уточнения масштабов аварийного разлива нефти, складывающейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы из специалистов соответствующего профиля.
8. При обнаружении существующего загрязнения территории (акватории) с наличием свободной нефти (далее - "линза") организация, допустившая это загрязнение, должна организовать постоянное наблюдение за состоянием "линзы" и мониторинг объектов жизнеобеспечения населения в зоне возможного негативного влияния существующего нефтяного загрязнения, провести необходимые обследования и мероприятия по ее локализации и (или) ликвидации.
По факту обнаружения "линзы" компетентными органами проводится расследование.
Ликвидация существующих нефтяных загрязнений проводится в соответствии с программами, которые согласовываются с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ярославской области и Центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ярославской области.
9. Организация управления, связи и оповещения осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 01.03.93 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" и распоряжением главы Администрации Ярославской области от 06.04.93 N 151-р "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".
10. Взаимный обмен информацией между организациями - участниками ликвидации аварийного разлива нефти осуществляется на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 24.04.97 N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
11. При получении сигнала о разливе нефти и в первую очередь должны предусматриваться:
оповещение и сбор комиссии по чрезвычайным ситуациям;
устранение причины утечки нефти;
приведение в готовность органов управления и сил, уточнение и введение в действие соответствующих планов по ликвидации аварийных разливов нефти;
оценка сложившейся обстановки в районе разлива нефти;
принятие неотложных мер по локализации разлива нефти;
защита населения, оказание помощи пострадавшим.
12. Работы по ликвидации аварийного разлива нефти считаются завершенными после обязательного выполнения следующих мероприятий:
прекращение аварийного сброса нефти;
сбор разлившейся нефти до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых технических средств;
размещение собранных нефти для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение.
13. Работы по ликвидации загрязнения нефтью объектов окружающей среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. После выполнения работ по ликвидации разливов нефти комиссиями по чрезвычайным ситуациям, с участием при необходимости территориальных надзорных органов, готовится отчет о проведении работ по локализации и ликвидации разлива нефти, а также предложения по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных объектов.
Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти должен содержать следующие сведения:
- причину и обстоятельства разлива нефти;
- описание и оценку действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти;
- оценку эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти;
- затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и последующую реабилитацию территории;
- расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;
- уровень остаточного загрязнения территории (акватории) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти;
- состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;
- предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организаций и профессиональных аварийно-спасательных служб.
Отчет и предложения представляются в привлекаемые госнадзорные органы, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также в орган местного самоуправления, на территории которого произошел разлив нефти.
Все документы, разрабатываемые в ходе выполнения работ по ликвидации разливов нефти, оформляются в письменном виде с приложением необходимых расчетов, графиков, карт и других справочных материалов и хранятся в вышеуказанных органах не менее десяти лет.
Рекомендации
по разработке, согласованию и утверждению планов по предупреждению
и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
(утв. постановлением Администрации Ярославской области от 23 октября 2002 г. N 162-а)
Основные положения
Методические рекомендации разработаны в соответствии с "Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" и предназначены для единого методологического подхода к разработке планов ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов всех значений и выработке алгоритма действий по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ЛАРН).
Количество экземпляров разрабатываемого плана ЛАРН определяет разработчик с учетом того, что один экземпляр плана должен находиться у разработчика, у всех согласующих и утверждающих организаций. Кроме того выписки из плана ЛАРН направляются всем заинтересованным территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и взаимодействующим организациям.
Излагаемый в плане ЛАРН порядок выполнения работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов должен служить в качестве руководства по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, базироваться на существующей системе управления, инженерных расчетах, производственном опыте, природоохранной практике и использоваться должностными лицами всех уровней творчески и инициативно.
Ежегодно до 1 февраля проводится корректировка планов ЛАРН по состоянию на 1 января текущего года.
Переработка планов ЛАРН проводится по указанию руководителей органов исполнительной власти, утверждающих и согласовывающих планы ЛАРН различных уровней.
Структура планов
по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов
План ЛАРН содержит следующие разделы:
Титульный лист
Лист согласования
Общие положения
Раздел 1. Описание и характеристика объекта и оценка обстановки при возможном максимальном разливе нефти и нефтепродуктов
Раздел 2. Мероприятия по предупреждению аварийных разливов нефти, проводимые в повседневной деятельности и при угрозе разлива нефти и нефтепродуктов
Раздел 3. Организация действий сил и средств при обнаружении аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
Раздел 4. Организация действий сил и средств при ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
Раздел 5. Обеспечение действий органов управления сил и средств
Раздел 6. Мероприятия по временному хранению и утилизации собранной нефти и отработанных расходных материалов
Раздел 7. Мероприятия по реабилитации территорий (акваторий) и объектов, загрязненных в результате аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
Раздел 8. Мероприятия, проводимые на территориях (акваториях) и объектах с хроническими загрязнениями нефтью и нефтепродуктами.
Приложениями к плану ЛАРН могут быть:
1. Схема управления, связи и оповещения при аварийных разливах нефти и нефтепродуктов
2. Расчет необходимого и достаточного количества сил и специальных технических средств
3. Схемы дорог для доставки сил и специальных технических средств
4. Расчет доставки сил и специальных технических средств в район разлива нефти и нефтепродуктов
5. План взаимодействия привлекаемых сил и средств, включая противопожарные
6. План-график проведения работ по локализации разливов нефти и нефтепродуктов
7. План-график проведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
8. Мероприятия по защите населения и объектов от разливов нефти и нефтепродуктов
9. Схема размещения мест временного хранения и утилизации собранной нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов
10. Обеспеченность работников и населения средствами защиты.
11. Договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) на абонентское обслуживание.
12. Договоры с организациями, обслуживающими речной транспорт.
С учетом особенностей территорий, попадающих в зону возможного разлива нефти и нефтепродуктов, помимо вышеуказанных приложений к планам ЛАРН могут разрабатываться и другие. Кроме того, к планам могут прилагаться справочные, расчетные данные (в виде графиков, схем, таблиц) и формализованные документы, которые должны храниться в отдельной папке вместе с планами ЛАРН.
Дополнительные сведения, предусмотренные СНиПами, руководящими документами, отраслевыми нормами, регламентами и правилами, включаются в план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов отдельными разделами в конце плана.
Титульный лист
На титульном листе приводятся следующие сведения:
- гриф утверждения;
- наименование организации, разработавшей план;
- место и дата составления плана.
Рекомендуемая форма приведена в приложении 1 к рекомендациям.
Общие положения
В общих положениях указывается, на основании чего разработан план ЛАРН и краткое его содержание, определяются основные цели разработки плана, его правовой статус и порядок применения в практической деятельности.
Раздел 1. Описание и характеристика объекта и оценка обстановки
при возможном максимальном разливе нефти и нефтепродуктов
В данном разделе указываются:
- местонахождение организации, наибольшая работающая смена;
- наличие аварийных формирований и специальных технических средств, предназначенных для проведения работ по ЛАРН;
- гидрогеологические, гидрометеорологические и другие особенности района расположения организации (наличие поверхностных водотоков, характеристика почв, особенности рельефа местности);
- максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
- расчетный максимально возможный объем разлива нефти и нефтепродуктов;
- тип и характеристики продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести);
- прогнозируемая площадь разлива, направление его движения, длина, ширина и предполагаемое значение разлива нефти и нефтепродуктов по установленной классификации, влияние разлива нефти (нефтепродуктов) на население, объекты жизнеобеспечения и окружающую природную среду;
- самые неблагоприятные гидрометеорологические условия в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов.
Раздел 2. Мероприятия по предупреждению аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов, проводимые в повседневной деятельности
и при угрозе разлива нефти и нефтепродуктов
В этом разделе отражается комплекс мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с учетом экономических, природных, социальных, экологических и других характеристик и особенностей территории объекта, а также его технических характеристик.
Комплекс мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов может в себя включать:
- выявление возможных источников и причин разливов нефти и нефтепродуктов;
- прогнозирование максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов для планирования работ по их локализации и ликвидации;
- расчет потребности сил и специальных технических средств, предназначенных для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов и развитие гипотетической чрезвычайной ситуации;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
г) влияние месторасположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы и на возможность развития соответствующих чрезвычайных ситуаций;
д) возможности имеющихся на каждом уровне (объектовом, местном, территориальном) сил и средств;
е) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
ж) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
з) время доставки необходимых сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
и) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которые в случае разлива в акватории не должно превышать 4-х часов, а при разливе на почве - 6-ти часов;
- организацию подготовки и поддержания в постоянной готовности аварийных формирований и специальных технических средств, предназначенных для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;
- экспертизу промышленной безопасности, диагностику, испытания, освидетельствование технических устройств;
- заключение Госнефтеинспекции по Ярославской области;
- организацию взаимодействия органов управления всех уровней, объектовых аварийных формирований и профессиональных аварийно-спасательных формирований регионального и федерального уровней реагирования;
- организацию управления, связи и оповещения;
- производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- определение порядка взаимного обмена информацией между организациями, территориями и регионами, участниками локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
- планирование первоочередных действий по локализации разлива нефти и нефтепродуктов при получении сигнала об угрозе или ее разливе;
- организацию контроля за выполнением мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией разливов нефти и нефтепродуктов;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на всех уровнях.
Так же излагается порядок передачи информации об угрозе разлива нефти и нефтепродуктов, ее доведение до руководства, органов управления сил и средств соответствующих уровней и порядок оповещения населения об угрозе разлива нефти и нефтепродуктов.
Определяется порядок приведения в различные степени готовности (режимы функционирования) органов управления, сил и средств.
Уточняется состав органов управления сил и средств, привлекаемых для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Отражается комплекс мероприятий по повышению готовности органов управления, сил и средств к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов.
Раздел 3. Организация действий сил и средств при обнаружении
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
В этом разделе в хронологическом порядке излагаются мероприятия, проводимые органами управления и силами при обнаружении разливов нефти и нефтепродуктов различного значения:
оповещение органов управления и сил, порядок доведения информации о факте разлива нефти и нефтепродуктов;
оценка объемов разлива нефти и нефтепродуктов, определение границ зоны разлива и его влияния на природные и производственные объекты;
прогнозирование возможных последствий аварийного разлива нефти и нефтепродуктов;
принятие решения о локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
выдвижение сил и средств в зону разлива;
мероприятия по защите населения (при необходимости);
мероприятия по локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
контроль за состоянием окружающей природной среды в районе разлива нефти и нефтепродуктов и обстановкой на аварийном объекте, осуществляющем добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти, и на прилегающей к нему территории.
Раздел 4. Организация действий сил и средств при ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
В этом разделе в хронологическом порядке излагаются мероприятия, проводимые органами управления и силами при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов различного значения:
оценка объемов работ по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов;
принятие решения о ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
выдвижение сил и средств в зону разлива;
распределение сил и специальных технических средств по участкам и объектам работ;
практические действия сил и специальных технических средств по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
организация управления, связи и оповещения;
обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи.
Раздел 5. Обеспечение действий органов управления сил и средств
В этом разделе отражается комплекс мер по видам обеспечения (инженерное, противопожарное, транспортное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное, медицинское, финансовое, охрана общественного порядка и др.), осуществляемым в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам по ЛАРН органами управления силами и специальными техническими средствами.
Определяются порядок использования резервов финансовых и материальных ресурсов и лица, ответственные за всестороннее обеспечение действий органов управлений, сил и средств.
Раздел 6. Мероприятия по временному хранению и утилизации
собранной нефти и отработанных расходных материалов
В этом разделе определяются:
лица, ответственные за проведение работ по временному хранению и утилизации собранной нефти и отработанных расходных материалов, и за чей счет проводятся эти работы;
полигоны (места) временного хранения и утилизации собранной нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов по согласованию с природоохранными органами и противопожарными службами;
способы утилизации нефти и отработанных расходных материалов, привлекаемые для этих работ специализированные организации, специальные технические средства и технологии;
примерные сроки выполнения этих работ с учетом объемов собранной нефти и отработанных расходных материалов.
Раздел 7. Мероприятия по реабилитации территорий (акваторий)
и объектов, загрязненных в результате аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов
В этом разделе отражаются:
последовательность работ по реабилитации загрязненных территорий (акваторий) и объектов;
порядок привлечения организаций, имеющих соответствующие лицензии, к проведению работ по реабилитации территорий (акваторий) и объектов;
порядок финансирования мероприятий по реабилитации территорий (акваторий) и объектов.
Раздел 8. Мероприятия, проводимые на территориях (акваториях)
и объектах с хроническими загрязнениями нефтью и нефтепродуктами
Работы по ликвидации существующих нефтяных загрязнений проводятся по соответствующим программам, которые проходят государственную экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизу на федеральном или региональном уровне.
Разработка приложений к планам по предупреждению
и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
Каждое приложение к плану ЛАРН должно разрабатываться как отдельный документ и подписываться соответствующим руководителем.
Приложения разрабатываются в графическом, табличном или текстуальном виде в зависимости от характера содержащейся в них информации.
Формат документов, масштабы карт (планов) определяются руководителем и должны обеспечивать удобство в работе с ними в любых условиях.
1. Схема управления, связи и оповещения при аварийных разливах нефти разрабатывается графически. На ней отображаются органы управления и силы, привлекаемые к работам по ЛАРН, порядок подчиненности, места привязки к проводным линиями связи (при необходимости), схема вызова абонентов и их номера телефонов, сигналы оповещения, порядок обмена информацией между организациями, участвующими в ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов и т.д.
2. Расчет необходимого и достаточного количества сил и специальных технических средств разрабатывается в табличном виде. В нем указываются наименования подразделений и формирований, привлекаемых к работам по ЛАРН, места их дислокации, количество личного состава и техники, время приведения в готовность к выполнению работ и ориентировочные возможности.
3. Схемы дорог для доставки сил и специальных технических средств в район разлива нефти и нефтепродуктов, при отсутствии - наиболее приемлемые пути с учетом рельефа местности.
4. Расчет доставки сил и специальных технических средств в район разлива нефти и нефтепродуктов разрабатывается в табличном виде. В нем указываются наименование сил и средств, выделяемые для доставки транспортные средства, организации, предоставляющие транспортные средства, и порядок связи с ними, маршруты движения, время поставки транспорта.
5. План взаимодействия привлекаемых сил и средств разрабатывается в текстуальном и графическом виде. В нем указываются участники взаимодействия и способ связи с ними, перечень вопросов, по которым организуется взаимодействие, порядок организации взаимодействия.
6. План-график проведения работ по локализации разливов нефти (нефтепродуктов) разрабатывается в табличном виде. В нем отображаются в хронологическом порядке перечень мероприятий и работ по локализации разлива нефти и нефтепродуктов с временными показателями их выполнения и ответственными за их проведение, а также график движения личного состава и техники по времени и этапам работ по ЛАРН.
7. План-график проведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов разрабатывается в табличном виде. В нем отображается в хронологическом порядке перечень мероприятий и работ по ликвидации разлива нефти с временными показателями их выполнения и ответственными за их проведение, а также график движения личного состава и техники по времени и этапам работ по ЛАРН.
8. Мероприятия по защите населения и объектов от разливов нефти и нефтепродуктов. Это приложение разрабатывается в текстуальном виде с указанием всех необходимых мероприятий по защите населения и объектов, привлекаемых для их выполнения сил и средств, сроков их выполнения и ответственных за их проведение.
9. Схема размещения мест временного хранения и утилизации собранной нефти и отработанных расходных материалов разрабатывается графически на карте (плане) с указанием мест временного хранения и утилизации, возможного объема емкостей для временного хранения, маршрутов движения к ним и других данных.
10. Обеспеченность работников и населения средствами индивидуальной защиты отображается в форме таблицы с указанием вида средств защиты, их количества, сроков годности и порядка выдачи.
11. Договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) на абонентское обслуживание разрабатываются заблаговременно по ранее установленной форме в двух экземплярах. Договоры хранятся в отдельной папке вместе с планами по ЛАРН.
12. Договоры с организациями, обслуживающими речной транспорт, составляются по установленной форме в двух экземплярах. Договоры хранятся в папке вместе с планами по ЛАРН.
Перечень
основных документов, регламентирующих порядок принятия решений
по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
1. РД 153-39.4-056-00. Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов.- М.: Недра, 2001.
2. "Правила охраны магистральных трубопроводов" совместно с "Положением о взаимоотношениях ведомств, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре" - ИПТЭР, 1992 г.
3. Правила безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов. - М.: Недра, 1989.
4. СниП 111-42-80. Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ. - Стройиздат, 1985 г.
5. СниП 111-4-80. Техника безопасности в строительстве. Правила производства и приемки работ. - М: Стройиздат, 1983.
6. РД 39-0147103-360-89. Инструкция по безопасному ведению работ при ремонте нефте- и продуктопроводе под давлением. - ВНИИСПТ Нефть, 1990 г.
7. РД-09-364-00 Типовая инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах - Госгортехнадзор РФ, 2000 г.
8. РД 03-293-99 Положение о порядке технического расcледования причин аварий на опасных производственных объектах - Госгортехнадзор РФ, 1992 г.
9. РД 39-00147105-011-97 Табель технического оснащения служб капитального ремонта магистральных нефтепроводов. - Уфа: Транстэк. 1998 г.
10. РД-08-200-98 Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности - Госгортехнадзор РФ, 1998 г.
11. РД 39-00147105-015-98 Правила капитального ремонта магистральных нефтепроводов - ИПТЭР, 1998 г.
12. РД 153-39.4-114-01 "Правила ликвидации аварий и повреждений на магистральных нефтепроводах".
13. ВРД 39-1.10-005-2000 "Положение по технической эксплуатации газораспределительных станций магистральных газопроводов".
14. ВРД 39-1.10-006-2000 "Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов".
15. РД 08-296-99 "Методические рекомендации по идентификации опасных производственных объектов магистральных нефтепродуктопроводов".
16. РД 08-296-99 "Положение об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов".
17. РД 08-204-98 "Порядок уведомления и предоставления информации территориальным органам Госгортехнадзора об авариях, аварийных утечках и опасных условиях эксплуатации на объектах магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных жидкостей".
18. Правила безопасности при эксплуатации установок подготовки нефти на предприятиях нефтяной промышленности. Протокол Госгортехнадзора СССР от 16.07.76 N 32; письмо Миннефтепрома СССР от 09.07.76 N АЖ-4390. Внесено изменение в 1987 г.
19. НР-9 Правила охраны магистральных трубопроводов. Постановление Госгортехнадзора России от 24.04.92 N 9, Минтопэнерго России, 29.04.92. Внесены дополнения постановлением Госгортехнадзора России от 23.11.94 N 61.
20. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 г. N 128 "Положение о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду".
Приложение 1
к рекомендациям
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Начальник Главного управления Начальник Госнефтеинспекции по
ГОЧС по Ярославской области Ярославской области
________________________________ ________________________________
(должность) (должность)
________________ ______________ ________________ ______________
(личная подпись) (И.О. Фамилия) (личная подпись) (И.О. Фамилия)
________________________________ ________________________________
(дата) (дата)
План
по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
на __________________________
(наименование организации)
г. Ярославль
__________(год)
Приложение 2
к рекомендациям
Лист согласования
плана по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
на __________________________
(наименование организации)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Начальник Главного управления природных Начальник Верхневолжского округа
ресурсов и охраны окружающей среды МПР Госгортехнадзора РФ
России по Ярославской области
________________ ______________ ________________ ______________
(личная подпись) (И.О. Фамилия) (личная подпись) (И.О. Фамилия)
_______________________________ _______________________________
(дата) (дата)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Начальник Региональной энергетической Директор департамента АПК, охраны
комиссии - департамента топлива и окружающей среды и природопользования
энергетики Ярославской области Администрации области
________________ ______________ ________________ ______________
(личная подпись) (И.О. Фамилия) (личная подпись) (И.О. Фамилия)
_______________________________ _________________________
(дата) (дата)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ярославской области от 23 октября 2002 г. N 162-а "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории области"
Текст настоящего постановления опубликован в газете "Губернские вести" N 61(1196) от 4 ноября 2002 г.
Постановлением Правительства Ярославской области от 18 июля 2022 г. N 595-п настоящий документ признан утратившим силу с 20 июля 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Ярославской области от 14 июля 2006 г. N 189