Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Ярославской области
от 15 сентября 2004 г. N 155
Областная целевая программа
"Развитие льняного комплекса Ярославской области
на 2005-2008 годы"
Паспорт областной целевой программы "Развитие льняного комплекса
Ярославской области на 2005-2008 годы"
Наименование Программы - областная целевая программа
"Развитие льняного комплекса
Ярославской области на 2005-2008
годы" (далее Программа)
Основание для - постановление коллегии департамента
разработки Программы агропромышленного комплекса, охраны
окружающей среды и природопользования
Ярославской области (далее
департамент АПК) от 20.12.2002 N 3
Государственный - Администрация Ярославской области в
заказчик лице департамента АПК
координатор Программы
Основной разработчик - департамент АПК
Программы
Основная цель Программы - создание условий и
организационно-экономических
механизмов повышения
конкурентоспособности льноводства и
льноперерабатывающей промышленности,
вывод льняного комплекса из
финансово-производственного кризиса,
обеспечение его экономического роста
на базе развития рентабельного
товарного производства и создание
надежной собственной сырьевой базы за
счет внедрения прогрессивных
технологий
Основные задачи - восстановление и дальнейшее
Программы развитие льноводства - источника
сырья для текстильной промышленности;
- увеличение производства и повышение
качества льнотресты;
- доведение объема производства
льноволокна в 2008 году до 5,6 тыс.
тонн
Основные мероприятия - улучшение системы семеноводства
Программы льна;
- увеличение урожайности льносемян и
повышение их качества;
- обеспечение внедрения новых
прогрессивных технологий по
возделыванию и уборке льна;
- совершенствование организационных
форм механизации технологических
процессов возделывания и уборки
льнопродукции;
- внедрение лизинговых форм
обеспечения льнохозяйств
специализированной техникой для
производства льна;
- создание базовых льносеющих
хозяйств с целью концентрации сил и
средств на решении вопросов развития
льноводства в области;
- повышение уровня материально-
технической базы льнозаводов,
обеспечивающих эффективную
сохранность и переработку льносырья;
- снижение трудоемкости производства,
повышение качества готовой продукции
Сроки реализации - 2005-2008 годы
Программы
Перечень разделов I. Обоснование необходимости
Программы разработки Программы
II. Цели, задачи и сроки реализации
Программы
III. Система программных мероприятий
IV. Механизм реализации Программы
V. Ресурсное обеспечение Программы
VI. Оценка ожидаемой эффективности
реализации Программы
VII. Организация управления и
контроль за реализацией Программы
Исполнители основных - департамент АПК;
мероприятий (в - департамент финансов Ярославской
установленном порядке) области;
- ЗАО "Агропромлен";
- льносеющие хозяйства и предприятия
льноперерабатывающей промышленности
Общая стоимость - 178,2
Программы (в
установленном порядке),
(млн.руб.)
в том числе:
областной бюджет - 48,9;
государственная - 129,3
поддержка из бюджетов
других уровней и
средств внебюджетных
источников, (млн. руб.)
Организация управления - департамент АПК в соответствии с
и контроль за действующим законодательством
реализацией Программы осуществляет управление и контроль за
реализацией Программы
Ожидаемые результаты - увеличение объемов производства
реализации Программы льна до 5,6 тыс. тонн;
- увеличение объемов производства
льносемян до 1,7 тыс. тонн;
- доведение качества льняной тресты
до N 1,25;
- обеспечение сырьем
льноперерабатывающих предприятий
области
Ответственное лицо, - заместитель директора департамента
куратор Программы АПК Семакин Виктор Терентьевич, тел.
30-57-03
I. Обоснование необходимости разработки Программы
Лен-долгунец является традиционной технической культурой Ярославской области. Это связано с благоприятными для производства льна природными особенностями области и высокими потребительскими свойствами льняных изделий, в том числе устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов, повышенной комфортностью, хорошими гигиеническими качествами.
Из льняного сырья производят широкий ассортимент товаров бытового и технического назначения, спрос на которые постоянно возрастает.
Состояние отрасли в настоящее время значительно ниже ранее достигнутого уровня и не отвечает интересам области. Сельскохозяйственные предприятия, находящиеся в тяжелом финансовом положении, ведут отрасль по устаревшей технологии, которая определяет невысокую урожайность и качество сырья. На льнозаводах стоит морально устаревшее и физически изношенное оборудование, обеспечивающее выход длинного волокна в общем объеме производимого волокна не более чем на 25,0%, или в 3 раза меньше по сравнению с заводами, оснащенными современным оборудованием.
За последние 5 лет среднегодовая площадь посева льна-долгунца в области составила 3,6 тыс. га или 19,0% к площади льна, имевшейся в 1991 году, реализация льноволокна - соответственно 1100 тонн (26,0%), семян льна - 480 тонн (30,0%).
На низком уровне находится урожайность льносемян. В среднем за последние 5 лет она составила 1,3 ц/га. Такая урожайность не позволяет обеспечить необходимый объем посевного материала.
Невысоким остается качество льнопродукции. Средний номер реализованной льнотресты ниже 1,0, что не удовлетворяет требования текстильной промышленности. Спрос на льноволокно льняных текстильных предприятий области обеспечен за счет местного производства меньше чем на 15,0%.
В среднем за последние 5 лет убыточность льноводства составила 11,8%. В то же время отрасль рентабельна в сельскохозяйственных предприятиях, имеющих достаточно высокий уровень специализации по производству льна. В сложившихся условиях ведения льноводства наиболее рентабельное производство достигается при возделывании льна на площади свыше 100 га. Поэтому данная Программа направлена также на то, чтобы углубить специализацию хозяйств в льноводстве с целью обеспечения эффективности данной отрасли.
В целом данная Программа необходима для решения наиболее сложных вопросов развития льняного комплекса области, касающихся его интенсификации, обновления материально-технической базы, освоения энергосберегающих сельскохозяйственных и перерабатывающих технологий, совершенствования организации производства, улучшения социального положения работников, повышения эффективности и конкурентоспособности отрасли.
Программа разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития области, определенными постановлением Администрации Ярославской области от 23.06.2004 N 93 "О стратегии социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 гг. "От выживания к благополучию" II этап".
II. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются создание условий и организационно-экономических механизмов повышения конкурентоспособности льноводства и льноперерабатывающей промышленности, вывод льняного комплекса из финансово-производственного кризиса, обеспечение его экономического роста на базе развития рентабельного товарного производства, создание надежной местной сырьевой базы, улучшение социального положения работников льняного комплекса.
В задачи Программы входит стабилизация и развитие льняного комплекса, обеспечение перерабатывающих и промышленных предприятий области льносырьем в необходимых количествах, укрепление экономики сельских товаропроизводителей, перерабатывающих и промышленных предприятий.
Программой предусматривается за период 2005-2008 годов довести среднегодовое производство льноволокна до 3600 тонн, льносемян - до 1275 тонн при средней урожайности волокна 7,0 ц/га, семян - 2,5 ц/га, повысить к 2008 году качество льнотресты до N 1,25.
III. Система программных мероприятий
С целью дальнейшего развития льняного комплекса Ярославской области Программой предусмотрены следующие мероприятия:
1. Увеличение посевных площадей льна и валовых сборов льнопродукции по мере укрепления материальной базы отрасли. Средний ежегодный темп прироста площадей льна за 2005-2008 годы намечен в размере 20,0%, объемов производства льнопродукции - 45,0%. Посевные площади льна и объемы льнотресты и семян льна по муниципальным округам области приведены в приложениях 1 - 3 к Программе.
2. Для укрепления материально-технической базы льноводства намечается дополнительно оснастить отрасль сельскохозяйственной техникой и машинами: тракторами марки МТЗ-82 в количестве 62 единиц, марки ДТ-75 - 3 ед., плугами ПЛН-3-35 - 41 ед., ножевыми боронами "Тume 300" - 24 ед., сеялками СПУ-4 - 24 ед., опрыскивателями КПМ ОП-2000 - 14 ед., льнокомбайнами ЛК-4А - 59 ед., льнотеребилками ТПЛ-1,5К - 15 ед., подборщиками-очесывателями ПОЛ-1,5 - 15 ед., оборачивателями льна ОД-1 - 27 ед., ворошилками ленточными ВЛ-3Т - 26 ед., пресс-подборщиками ПРУ-200 - 67 ед., погрузчиками рулонов ПТ-Ф-500 - 16 ед., разбрасывателями минеральных удобрений МВУ-5 - 13 ед., культиваторами КБМ-4,2 - 23 ед., тракторными тележками 2ПТС-4 - 70 ед., автомашинами КАМАЗ - 5 ед., механизированными комплексами по сушке и переработке льновороха с сушилкой СКУ-5 - 3 ед.
Распределение техники и оборудования указано в приложении 4 к Программе.
Техника, предусматриваемая Программой для внедрения в производство, обеспечивает применение современных технологий возделывания и уборки льна. Она дает возможность по сравнению с традиционной технологией сократить прямые затраты на предпосевной обработке почвы в 2,3 раза, увеличить объемы раздельной уборки льна до 40,0% от общей площади посевов льна, что дает возможность увеличить выход длинного волокна на 7,0%, повысить качество тресты минимум в 1,5 раза, снизить расход топлива на сушку вороха в 3 раза.
3. Повысить качество семян льна. Применение в производстве льна высококачественных семян является важным резервом повышения его урожайности. Семена льна должны иметь высокие сортовые и посевные качества. В целях исключения сева льна семенами ниже 4 репродукции необходимо ежегодно закупать семена маточной элиты в количестве 500 кг, суперэлиты - 4 тонны и элиты 22,5 тонны. Для сравнения - в настоящее время 18,0 - 20,0% площадей льна засеваются семенами III класса, остальные площади - семенами массовой репродукции. Для улучшения качества семенного материала намечено переоборудовать Угличскую льносемстанцию комплексом семеочистительных машин (приложение 4 к Программе), а также усовершенствовать систему семеноводства в целом по следующей схеме:
Схема семеноводства
Отдел первичного семеноводства ЯНИИЖК | |
Угличская ЛСС Элитносеменоводческие хозяйства: СПК "Авангард" СПК "Красный Перекоп" Угличского МО Семеноводческие хозяйства Товарные хозяйства |
Пошехонская ЛСС Элитносеменоводческие хозяйства: СПК "Новая Кештома" Пошехонского МО Семеноводческие хозяйства Товарные хозяйства |
4. Для получения валовых сборов льнопродукции, намеченных Программой, в течение 2005-2008 годов необходимо внести сложных минеральных удобрений не менее 240-250 кг/га в физическом весе, в количестве 3,1 тыс. тонн на планируемую площадь. Предусматривается применение следующих средств защиты растений: "Агритокс" в количестве 10,2 тыс. литров, "Кросс" - 1,6 тыс. литров, "Пантера" - 6,2 тыс. литров, "Карате" - 2,0 тыс. литров.
Распределение средств химизации по муниципальным округам приведено в приложении 5 к Программе.
5. Укрепление материально-технической базы льнозаводов, которая позволит выращивать и перерабатывать льносырье, утилизировать отходы льнопереработки.
В течение 2005-2008 годов льнозаводы намечено оснастить мяльно-трепальными агрегатами в количестве 4 ед., куделеприготовительными агрегатами ОКВ-1 - 5 ед., установками для сушки льнотресты ТВЕу-0,2Т - 6 ед., прессами для изготовления костробрикетов и костроблоков - 5 ед., провести работы по строительству, реконструкции и ремонту производственных объектов и оборудования общей стоимостью 17,2 млн. рублей.
Состав техники, приобретаемого и устанавливаемого оборудования, перечень объектов, намечаемых к строительству и реконструкции по льнозаводам, указаны в приложении 6 к Программе.
6. Подбор базовых сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на производстве льна, для оперативного решения вопросов совершенствования селекции и агротехники льна, создания механизированных звеньев для оказания помощи льносеющим хозяйствам, рационального использования специальной сельскохозяйственной техники и машин.
IV. Механизм реализации Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов и внебюджетных источников.
Предоставление государственной поддержки за счет средств областного бюджета будет осуществляться в соответствии с законом Ярославской области об областном бюджете на соответствующий год в течение 2005-2008 годов по разделам "Сельское хозяйство" и "Промышленность, энергетика и строительство".
Порядок выплаты субсидий, их размер определяются департаментом агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и утверждаются постановлением Администрации области.
Программой предусматривается пополнение фонда кредитного кооператива "Союз-Лен" за счет средств областного бюджета с целью дать возможность получения льготных кредитов в первую очередь перерабатывающим предприятиям (льнозаводам) для авансирования и своевременного расчета с льносеющими хозяйствами за сданную льнопродукцию, что существенным образом повлияет на дальнейшее увеличение площадей посевов льна. Также за счет средств областного бюджета в рамках Программы предусмотрено: приобретение для базовых льносеющих хозяйств специализированной техники на условиях лизинга с оплатой первоначального взноса; пополнение и обновление областного страхового фонда льносемян, через который происходит обеспечение семенами льносеющих хозяйств; а также финансирование: производства семян маточной элиты; проведения семинаров, выставок, учебы по внедрению раздельной технологии уборки льна с применением подборщиков-очесывателей ПОЛ - 1,5.
Финансирование Программы предполагает участие бюджетов муниципальных образований области путем частичной компенсации затрат на приобретение техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, гарантий по лизинговым операциям, а также доплат к заработным платам молодых специалистов в сельском хозяйстве и частичной компенсации оплаты консалтинговых услуг.
В целях повышения эффективности использования выделенных инвестиций для производства льна - долгунца#будут отобраны те хозяйства, где выше гарантия своевременной окупаемости дополнительных вложений.
Подбор базовых сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на производстве льна, будет осуществляться с учетом следующих критериев:
- наличия всего комплекса материально-технической базы;
- эффективного использования специальной сельскохозяйственной техники и высокой организации труда;
- современной агротехники возделывания льна и совершенствования селекции семеноводства;
- обеспеченности кадрами и их профессионального уровня;
- оптимальных посевных площадей не менее 100 га.
Повышению эффективности льняного комплекса будут сопутствовать меры по реконструкции мест хранения сырья, сдаваемого на льнозаводы, реконструкции котельных с заменой котлоагрегатов на тепловентиляторы, освоению производства по утилизации отходов льнопроизводства.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общая сумма средств, требуемая на период реализации Программы, составляет 178,2 млн. рублей, в том числе на приобретение техники и оборудования, строительство и модернизацию производственных объектов - 152,5 млн. рублей, приобретение средств химизации - 25,7 млн. рублей.
Объем финансирования, требуемый по Программе, обеспечивается за счет следующих источников: средства бюджетов всех уровней - 76,6 млн. рублей, в том числе средства областного бюджета в сумме 48,9 млн. рублей, и средства внебюджетных источников - 101,6 млн. рублей.
Для приобретения продукции машиностроения в течение 2005-2008 годов будет использован лизинговый фонд в 129,0 млн. рублей.
Потребность в средствах и их обеспечение указаны в приложении 7 к Программе.
VI. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
В результате реализации программных мероприятий общий объем выработки льноволокна в 2008 году достигнет 5,6 тыс. тонн - в 5 раз больше, чем в 2003 году. Удельный вес выработки длинного волокна увеличится с 25,0% до 39,0%, повысится качество льнопродукции, в том числе номер тресты составит не ниже 1,25, короткого волокна - 3,6, длинного волокна - 11. Улучшение производственных показателей обеспечит рентабельное ведение отрасли. Рентабельность возрастет с минус 12,5% в 2003 году до 10,0% в среднем за период реализации данной Программы. Среднемесячная заработная плата работников льноводства увеличится с 1460 рублей в 2003 году до 4500 рублей в 2008 году.
Повышение объемов и качества льнопродукции за период действия Программы даст возможность укрепить экономику отрасли, в частности, увеличить выручку у сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации льнотресты с 5,6 млн. рублей до 36,0 млн. рублей, или в 6 раз, и выручку у льноперерабатывающих предприятий от реализации льноволокна - с 8,8 млн. рублей до 84,0 млн. рублей - в 9,5 раз.
VII. Организация управления и контроль за реализацией Программы
Комплексное управление Программой осуществляет, в соответствии с действующим законодательством, государственный заказчик - координатор Программы - Администрация Ярославской области в лице департамента АПК. Департамент АПК с целью реализации Программы:
- осуществляет текущее управление и контроль за ходом ее реализации, а также координацию работы исполнителей программных мероприятий;
- заключает в установленном порядке договоры и контракты с исполнителями;
- проводит согласование объемов финансирования;
- в соответствии со своей компетенцией участвует в финансировании мероприятий;
- в соответствии с установленным порядком вносит предложения о ее корректировке, в том числе по содержанию мероприятий, исполнителям, объемам и источникам финансирования;
- осуществляет сбор материалов, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе ее реализации и расходовании бюджетных средств;
- осуществляет подготовку проектов постановлений и распоряжений Администрации области, других нормативных правовых документов.
В своей работе государственный заказчик - координатор Программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Ярославской области, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области.
Финансовый контроль целевого использования выделяемых бюджетных средств осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.
Список сокращений, использованных в Программе:
ОАО - открытое акционерное общество;
ЗАО - закрытое акционерное общество;
ООО - общество с ограниченной ответственностью;
ООО СХП - общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие;
МУП - муниципальное унитарное предприятие;
СПК - сельскохозяйственный производственный кооператив;
ЯНИИЖК - Ярославский научно-исследовательский институт животноводства и кормопроизводства;
ЛСС - льносемстанция;
МО - муниципальный округ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.