Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Губернатора Ярославской области
от 31 июля 1998 г. N 497
Программа
"Содействие занятости и адаптации
молодежи к условиям рынка труда"
г.Ярославль. 1998г.
Содержание
I. Паспорт программы
1. Наименование программы - "Содействие занятости и адаптации молодежи к условиям рынка труда".
2. Основание разработки программы - распоряжение Губернатора Ярославской области от 06.04.98г. N 54-р "О разработке проекта областной программы содействия занятости и адаптации молодежи к условиям рынка труда".
3. Заказчик программы - Администрация Ярославской области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области (по согласованию).
4. Основные разработчики программы - департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области, департамент по делам молодежи Администрации области, департамент образования Администрации области, департамент социального обеспечения Администрации области, департамент промышленности и предпринимательства Администрации области, Ярославский государственный университет П.Г.Демидова, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, Ярославский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки "Ресурс".
5. Цели и задачи программы:
5.1 Цель программы - повышение уровня трудовой занятости молодежи на основе формирования ориентаций на трудовую деятельность как средство развития и самореализации духовных и физических потребностей молодых людей, повышения профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении при выходе ее на рынок труда.
5.2 Задачи программы:
- расширение спектра информационных услуг молодежи, в т.ч. за счет формирования информационного поля, включающего сведения о конъюнктуре рынка труда, перспективах профессионального обучения и трудоустройства и др.;
- расширение сферы профконсультационных и психологических услуг для различных категорий молодежи;
- создание условий для трудоустройства и пробы сил молодыми людьми в разных видах трудовой деятельности.
6. Сроки и этапы реализации программы - 1998-2000 гг.
7. Перечень разделов программы:
7.1 Информационная поддержка.
7.2 Профориентация и психологическая поддержка.
7.3 Профессиональное образование.
7.4 Содействие в трудоустройстве.
7.5 Организационно-методическое обеспечение.
8. Исполнители разделов программы:
- структурные подразделения Администрации области;
- подразделения департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области (по согласованию);
- образовательные учреждения среднего образования, высшего и среднего специального образования;
- органы местного самоуправления муниципальных образований области;
- социальные службы молодежи области;
- военные комиссариаты области;
- организации, учреждения и предприятия Ярославской области.
9. Общая стоимость реализации программы.
Для реализации программы потребуется координация действий всех заинтересованных организаций и консолидация финансовых ресурсов. Для выполнения намеченных мероприятий в целом необходимо 10971,1 тыс.рублей, в т.ч. из федерального бюджета 2865,0 тыс.рублей, из государственного бюджета области 2859,5 тыс.рублей, из государственного фонда занятости населения 4322,0 тыс.рублей, средства работодателей 924,6 тыс.рублей.
10. Ожидаемые результаты реализации программы.
Реализация программы позволит:
- каждому школьнику по окончании 9 или 11 класса иметь реальный и обоснованный профессиональный план (с наличием запасного варианта на случай непредвиденных препятствий в реализации основного). На основе материалов о профессиональных намерениях выпускников, представленных школами, районный межведомственный совет готовит рекомендательные письма школьникам, чей профессиональный выбор соответствует их интересам, способностям и потребностям рынка труда региона. Данные рекомендательные письма могут быть учтены при конкурсном наборе в профессиональные учебные заведения и на рабочие места;
- заранее определившись с профессиональным выбором, учащиеся будут осознанно и целенаправленно заниматься теми школьными предметами, по которым предстоит сдавать вступительные экзамены в профессиональные учебные заведения, готовить себя к работе по выбранной профессии;
- повысится стремление молодежи к развитию своих знаний и навыков через поступления в специализированные классы, колледжи, подготовительные курсы, занятия в студиях, секциях, кружках. Все это в целом увеличит ответственность молодых людей, заполнит их свободное время и отвлечет от социально опасных занятий;
- освоение действительно привлекательной профессии обеспечит высокий профессионализм молодых специалистов, их активность и конкурентоспособность на рынке труда, а также гарантирует лучшую адаптацию на рабочем месте;
- меры по предотвращению роста молодежной безработицы в целом повысят социальную защищенность этой категории, будут способствовать увеличению уровня занятости молодежи.
11. Ответственные лица для контактов, кураторы программы:
Иванов Лев Михайлович - заместитель директора департамента по делам молодежи Администрации Ярославской области. Тел.: 22-25- 00, 30-45-76.
Хобина Светлана Федоровна - заместитель руководителя департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области. Тел.: 32-09-65, 32-15-54.
12. Общая потребность в ресурсах:
/------------------------------------------------\
| N | Направления | Источники финансирования |
|п/п| программы |---------------------------|
| | | 1998 г. |
| | |---------------------------|
| | |Феде-|Гос.|Мест-|Гос. |Вне-|
| | |рал. |бюд-|ные |фонд |бюд-|
| | |бюд- |жет |бюд- |заня-|жет-|
| | |жет |об- |жеты |тости|ные |
| | | |лас-| | |ис- |
| | | |ти | | |точ-|
| | | | | | |ники|
|---+----------------+-----+----+-----+-----+----|
|1. |Информационная | | 45 | | 19 | |
| |поддержка | | | | | |
|2. |Профориентация и| | 3 | | 52 | |
| |психологическая | | | | | |
| |поддержка | | | | | |
| |молодежи | | | | | |
|3. |Профессиональное| | | | | |
| |образование | | | | | |
| |молодежи | | | | | |
|4. |Содействие в | 800 |547 | | 4012|308,2
| |трудоустройстве | | | | | |
|5. |Организационное | 120 |584,5 | | |
| |и методическое | | | | | |
| |обеспечение | | | | | |
|6. |Итого | 920 1179,5 | 4084|308,2
\-------------------------------------------------
/-------------------------------------------------------\
| Источники финансирования |
|-------------------------------------------------------|
| 1999 г. | 2000 г. |
|---------------------------+---------------------------|
|Феде-|Гос.|Мест-|Гос. |Вне-|Феде-|Гос.|Мест-|Гос. |Вне-|
|рал. |бюд-|ные |фонд |бюд-|рал. |бюд-|ные |фонд |бюд-|
|бюд- |жет |бюд- |заня-|жет-|бюд- |жет |бюд- |заня-|жет-|
|жет |об- |жеты |тости|ные |жет |об- |жеты |тости|ные |
| |лас-| | |ис- | |лас-| | |ис- |
| |ти | | |точ-| |ти | | |точ-|
| | | | |ники| | | | |ники|
|-----+----+-----+-----+----+-----+----+-----+-----+----|
| |40,5| | 19 | | |40,5| | 19| |
| | | | | | | | | | |
| |23,5| | | | |23,5| | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |52,5| | | | |52,5| | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| 800 |46 | | 100 |308,2 800 | 46 | | 100|308,2
| | | | | | | | | | |
| | | | | | 120 | 730| | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | 119 |308,2 972,5 840| | 119|308,2
\--------------------------------------------------------
II. Структура программы
1. Актуальность проблемы адаптации молодежи к условиям современного рынка труда.
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения, которое обусловлено уровнем образования, полом, местом жительства, занятостью и т.д. К молодежи относят часть населения в возрасте от 14 до 29 лет включительно. По состоянию на 01.01.97 численность данной категории в области составила 312,1 тыс. человек (22% всего населения). 83% всей молодежи проживает в городской местности, женщины составляют 49%. Среди молодежи можно выделить следующие группы: подростки 14-17 лет (25,8%) , средняя молодежная группа - 18-24 года (44,4%), и старшая молодежная группа - 25-29 лет (29,8%).
В 25-29 лет молодые люди в основном уже сделали профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Особого внимания в плане их профессиональной ориентации и подготовки к трудовой деятельности требуют подростки 14-17 лет, а также молодежь 18-24 лет, получившая профессиональное образование, поддержка которой заключается в создании определенных условий для "пробы сил" в разных видах трудовой деятельности и выработке модели поведения на рынке труда.
Для экономики области с каждым годом становится все более актуальной проблема мобильного резерва рабочей силы, особенно для отраслей материального производства. Основу этого резерва составляет молодежь в возрасте от 16 до 25 лет. Численность представителей данной возрастной категории, проживающих в Ярославской области, на начало 1997 года составила 178621 чел. и имеет тенденцию к росту.
Число выпускников всех типов учебных заведений в нашей области растет. В 1997 году 9,1 тыс. школьников получили аттестат, 4,4 тыс.чел. получили дипломы вузов, 5,3 тыс.чел. ССУЗов. Тем не менее, при высоком образовательном цензе молодежи, возможность реализации полученных знаний на практике не велика. Распад системы распределения в структуре высшего и среднего специального образования привел к тому, что в прошедшем году только 47% выпускников учреждений высшего профессионального и 27% выпускников учреждений среднего профессионального образования получили направления на работу по месту учебы.
Несоответствие предлагаемых образовательных услуг рыночному спросу и низкая самостоятельная активность на рынке труда молодежи, не имеющей специального образования, ведут к увеличению доли молодых людей среди граждан, не имеющих работы.
В 1997 году доля молодых людей в общей численности безработных граждан, обратившихся в службу занятости области по вопросу трудоустройства, составила 33,3%. Особые опасения внушает рост численности молодых людей, ищущих работу впервые. Если в 1996 их доля составляла 16,0% от числа обратившихся, то в 1997 году уже 23,2%. К концу 1997 года в области было зарегистрировано в качестве безработных 3674 чел. в возрасте от 16 до 25 лет, что составило 19% общей численности безработных. В качестве безработных было зарегистрировано 1165 выпускников всех типов учебных заведений. Особые опасения внушает рост доли девушек указанной возрастной группы, в которой на них приходится 73,5%, а среди выпускников - 82,6%. При этом не следует забывать, что приведенные данные охватывают лишь официально регистрируемую часть "молодежного" рынка труда.
В соответствии с прогнозом в 1998-1999 годы на рынок труда ежегодно будут выходить более 14 тысяч выпускников учебных заведений всех типов. Сегодня именно эта часть населения оказалась наименее защищенной от безработицы и требует особого внимания всех заинтересованных организаций. Анализ современного рынка труда показывает, что низкая конкурентоспособность молодежи обусловлена недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, а в отдельных случаях низким уровнем активности и предприимчивости при решении вопросов трудоустройства.
Плохая информированность о состоянии рынка труда, ошибочный или конъюнктурный выбор профессии, неумение проанализировать и спланировать свою жизнь приводят молодого человека или в центр занятости, или к смене профессии. По данным социологических опросов около 50% молодых людей, уволившихся с работы по собственному желанию, сменили ее в связи с неудовлетворенностью профессией, только 39% студентов вузов выбирают специальность по призванию. В общей сложности 70-75% молодых людей меняют ранее выбранную специальность. Одна из причин этого - отрыв традиционной ориентации на подготовку к профессии от постоянно меняющегося спроса на квалифицированную силу на рынке труда.
Важным моментом в отношении молодежи является необходимость организации общественно-полезной деятельности юношей и девушек. В противном случае повышается вероятность социальной дезадаптации молодежи или уход ее в теневую занятость.
Таким образом, четко обозначилась необходимость принятия мер по оказанию помощи выпускникам учебных заведений в подготовке их к самостоятельной жизни, к осознанному выбору профессии, планированию своего жизненного пути. Эта работа предполагает ряд направлений. Прежде всего, информирование о рынке труда, о перспективной потребности организаций области в специалистах определенных профессий. Далее, система профориентационных услуг от школы до центра занятости. Обучение основам предпринимательской деятельности во всех типах профессиональных учебных заведений. Завершающим звеном этой цепи станет принятая программа субсидированной занятости молодежи.
2. Цель программы - повышение уровня трудовой занятости молодежи на основе формирования ориентаций на трудовую деятельность как средство развития и самореализации духовных и физических потребностей молодых людей, повышения профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении при выходе ее на рынок труда.
3. Задачи программы:
3.1 Расширение спектра информационных услуг молодежи, в т.ч. за счет формирования информационного поля, включающего сведения о конъюнктуре рынка труда, перспективах профессионального обучения и трудоустройства и др..
3.2 Расширение сферы профконсультационных и психологических услуг для различных категорий молодежи.
3.3 Создание условий для трудоустройства и пробы сил молодыми людьми в разных видах трудовой деятельности.
4. Сроки реализации программы: 1998-2000 г.г.
5. Основные направления реализации программы:
5.1. Информационная поддержка
Динамичное развитие рынка труда создает возможности для самостоятельного поиска работы молодежью без обращения к государственной службе занятости. Вместе с тем имеются дополнительные возможности для улучшения функционирования рынка труда посредством информирования молодежи, ищущей работу, и работодателей о развитии молодежного рынка труда, перспективах трудоустройства и обучения. В результате повышаются шансы самостоятельного поиска работы, принимаются более подготовленные решения в области кадровой политики организаций.
Предполагается расширить сведения о возможностях трудоустройства, информацию о занятиях и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложении рабочей силы. Эти сведения распространяются непосредственно в центрах занятости, а также через учреждения по работе с молодежью, средства массовой информации, общественные объединения, организации, учебные заведения. Информационное поле должно включать:
- сведения об активной и перспективной конъюнктуре рынка труда области, перспективах трудоустройства по конкретным профессиям;
- банк профессиографических описаний профессий региона;
- банк данных по учебным и курсовым заведениям области всех типов;
- перечень новых конкурентоспособных профессий региона, профессий, рекомендуемых для самозанятости и предпринимательства, редких профессий и народных промыслов;
- указатель служб города, оказывающих психологические, медицинские, социальные, правовые и профориентационные услуги.
В целях оперативного и гибкого реагирования на изменения конъюнктуры в сфере занятости в 1998-2000 годы получит свое продолжение формирование системы информационной поддержки государственной политики занятости молодежи, предусматривающей:
- совершенствование мониторинга в социально-трудовой сфере;
- координацию и проведение социологических исследований "молодежного" рынка труда;
- информирование молодежи и работодателей о состоянии рынка труда через электронные и печатные средства массовой информации, специализированные периодические издания, брошюры, буклеты и т.д.
5.2. Профориентация и психологическая поддержка молодежи
Профессиональная ориентация молодежи является определяющим фактором, формирующим трудовую карьеру молодых людей и обеспечивающую их эффективную занятость. Выявление профессиональных предпочтений, личностных свойств и возможностей, связанных с выбором профессии, планирование возможных вариантов обучения, переобучения и трудоустройства имеют важное значение для всех категорий молодежи.
Расширение спектра психологических услуг предполагает тренинги по самопрезентации, обучение приемам психологической защиты, самостоятельному поиску работы, модели поведения в условиях безработицы.
Включение в программы обучения всех учебных заведений спецкурса по профессиональной и социальной адаптации, дающего навыки умелого поиска работы, общения с работодателем, бесконфликтного поведения значительно повысит конкурентоспособность молодежи на рынке труда.
Для расширения сферы профконсультационных услуг и оказания психологической поддержки школьникам, студентам, неработающей молодежи предполагается создание системы подготовки и специализации кадров из числа психологов, социальных педагогов, социальных работников и других специалистов, информационное, методическое и методологическое обеспечение данного направления работы.
5.3. Профессиональное образование молодежи
Сложившаяся в области многофункциональная система общего и профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации нуждается в совершенствовании в части большей ее ориентации и оперативного реагирования на складывающиеся социально-экономические условия, технологические и структурные изменения потребностей рынка труда.
Профессиональная подготовка должна соответствовать такому уровню, чтобы по ее завершению молодые люди должны не только знать, но и практически владеть навыками, приемами и способами эффективного выполнения трудовых функций, предусмотренных квалификационными требованиями по той или иной профессии. Кроме того, за время обучения они должны приобрести навыки поведения и самостоятельного трудоустройства на рынке труда, получить знания по основам предпринимательства, организации собственного дела.
В целях повышения эффективности профессионального образования предполагается:
- составление прогнозов подготовки квалифицированных кадров и специалистов на долгосрочный и краткосрочный период на основе изучения потребностей экономики региона;
- согласование объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов с заинтересованными организациями;
- внедрение модульной системы обучения;
- включение в программы обучения учебных заведений профессионального образования спецкурса по профессиональной и социальной адаптации;
- информирование молодежи о возможностях профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации; организация "ярмарок" учебных мест, выпуск газет, буклетов, рекламных материалов;
- восстановление и обеспечение функционирования и развития внутрипроизводственного обучения молодежи.
5.4. Содействие в трудоустройстве
Несоответствие уровня квалификации требованиям работодателей, отсутствие трудовых навыков у молодежи, нежелание руководителей организаций нести дополнительные расходы, связанные с профессиональным обучением молодых людей, не имеющих нужной предприятию профессии, а также общее сокращение вакансий сужают возможности трудоустройства молодежи.
Содействие трудоустройству молодежи предполагается по следующим направлениям:
- формирование и постоянное обновление банка вакансий для информирования молодежи о возможностях трудоустройства;
- налаживание тесных контактов службы занятости, учебных заведений с организациями, в том числе с вновь создаваемыми и организациями малого и среднего бизнеса для пополнения банка вакансий и обмена соответствующей информацией;
- информирование работодателей о состоянии молодежного рынка труда, подбор работников по запросу работодателя;
- проведение "ярмарок вакансий" и "ярмарок специалистов";
- обучение навыкам трудоустройства и консультирование молодежи, испытывающей трудности в поиске работы, в рамках специальных программ "Клуб ищущих работу" и "Новый старт";
- поддержка самозанятости и предпринимательства;
- реализация программ "Молодежная практика" и "Содействие трудоустройству молодежи в возрасте 16-21 года";
- организация производственной практики, стажировок молодых специалистов в организациях путем их финансирования в виде различного рода субсидий, дотаций, снижения налога на прибыль и т.п.;
- организация выставок работ, конкурсов профессий и т.п.;
- временная занятость и общественные работы.
В соответствии с программно-целевым подходом указанные выше направления программы будут иметь свои отличия и включать в себя специфические мероприятия в зависимости от того, в отношении какой категории молодежи они осуществляются:
- учащиеся выпускных классов;
- выпускники общеобразовательных учреждений и молодежь, не получившая среднее общее образование;
- учащиеся и выпускники учебных заведений начального и среднего профессионального образования;
- учащиеся и выпускники учреждений высшего образования;
- молодежь, демобилизованная из рядов Вооруженных Сил;
- слабозащищенная категория молодежи (сироты, инвалиды, освобожденные из мест заключения).
6. Организационное и методическое обеспечение.
Для достижения указанных целей в подготовке молодежи к условиям современного рынка труда предполагается осуществить:
- формирование регионального банка профессиограмм;
- составление перечня новых конкурентоспособных профессий региона, профессий, рекомендуемых для самозанятости и предпринимательства, редких профессий и народных промыслов;
- разработку спецкурсов: "Основы активной позиции на рынке образовательных услуг и рынке труда", "Основы эффективного поведения на рынке труда" и "Основы предпринимательства" для различных категорий молодежи;
- информационно-справочное обеспечение по запросам рынка труда, правовым вопросам, сети организаций (буклеты, брошюры, справочники и т.п.)
7. Мероприятия по подготовке и адаптации молодежи к условиям рынка труда
N | Наименование мероприятия | Исполни- тели (в уста- новлен- ном порядке) |
Срок ис- пол- нения |
Объем финансиро- вания (тыс. рублей) |
Источ- ники финан- сирова- ния (в ус- новлен- ном по- рядке) |
|
1998- 2000 г |
1998 г. |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Содействие подготовке и адаптации различных групп молодежи к условиям современного рынка труда |
||||||
1.1. Учащихся выпускных классов | ||||||
1 | Изучение профессиональных планов и намерений, готовности к выбору профессии учащихся выпускных классов на базе: - общеобразовательных школ; - социальных служб молодежи; - кабинетов профориентаций, центров занятости населения, профориентационных центров; - отделов занятости населения |
ДО ДДМ Ц"Р", ДО ФГСЗН |
ежег одно |
3,0 |
1,0 |
Госуда рствен ный бюджет област и, ГФЗН. |
2 | Подготовка школьников к профессиональному самоопределению: - разработка и поэтапное внедрение с 1998/99г. курса по профессиональной ориентации для учащихся 9- 11 классов; - разработка на конкурсной основе и внедрение с 1998/99г. курса "Основы активной позиции на рынке труда и образовательных услуг"; - организация программ по развитию навыков самоопределения подростков на базе социальных служб молодежи. |
ДО, ВТК ДО, ВТК ДДМ, ССМ |
с сент ября 1998 |
15,0 15,0 25,0 |
5,0 5,0 5,0 |
Госуда рствен ный бюджет област и Госуда рствен ный бюджет област и Госуда рствен ный бюджет област и |
3 | Создание сети кабинетов профессиональной ориентации в общеобразовательных школах |
ДО | 1999 г. |
200,0 | Госуда рствен ный бюджет област и |
|
4 | Организация подготовки специалистов по профориентации и консультированию для образовательных учреждений области |
ДО, Ц"Р" |
ежег одно |
4,0 | 4,0 | Госуда рствен ный бюджет област и федера льный бюджет |
5 | Совершенствование трудового обучения и воспитания школьников: - совершенствование правового и экономического обучения школьников; - создание профильных и специализированных классов; - создание учебных производств (на базе УПК, социальных служб молодежи); - расширение и корректировка перечня профессий трудового обучения школьников в соответствии с тенденциями развития рынка труда; - организация занятости школьников на временных рабочих местах; - проведение лагерей труда и отдыха в каникулярный период; - организация временной занятости школьников на профориентационных рабочих местах. |
ДО ДО ДО, ДДМ ДО, ДФГСЗН. ДДМ, ОДМ, ССМ ДДМ, ОДМ, ССМ ДДМ, ОДМ, ССМ |
1998- 2000 |
3,0 6,0 600, 0 90,0 4,5 |
3,0 2,0 200, 0 30,0 1,5 |
Госуда рствен ный бюджет област и << << << << |
6 | Организация встреч с работодателями, с представителями различных профессий и профессиональных учебных заведений |
ДО, ДФГСЗН, ДДМ |
посто янно |
3,0 |
1,0 |
Госуда рствен ный бюджет област и |
7 | Организация допрофессионального просвещения подростков основам предпринимательства и малого бизнеса: - проведение специальных занятий и курсов, деловых игр и конкурсов; - занятия по программам первоначального бизнес - образования при учебных заведениях. |
ДДМ, ССМ ДППП |
посто янно |
6,0 |
2,0 |
Госуда рствен ный бюджет област и 0 |
8 | Разработка на основе материалов о профессиональных намерениях выпускников рекомендательных писем школьникам, чей профессиональный выбор соответствует их интересам, способностям и потребностям рынка труда региона |
ДО | ежег одно |
Госуда рствен ный бюджет област и |
||
1.2. Молодежи, закончившей общеобразовательные учреждения, а также не получившей среднее образование по каким-либо причинам |
||||||
1 | Индивидуальное и групповое профконсультирование, формирование социальной активности, учебной и трудовой мотивации |
Ц"Р" ДФГСЗН |
посто янно |
федера льный бюджет , ГФЗН |
||
2 | Организация обучения безработной молодежи в планово-бюджетных группах учебных заведений начального профессионального образования |
ДО, ДФГСЗН |
ежег одно |
120, 0 |
120, 0 |
федера льный бюджет ГФЗН |
1.3. Учащихся и выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования |
||||||
1 | Поэтапное введение с 1998/99 учебного года преподавания в учебных заведениях спецкурса "Основы эффективного поведения на рынке труда" |
ДО, учебные заведе- ния |
с 1999 г. |
10,0 | 5,0 | Госуда рствен ный бюджет област и федера льный бюджет |
2 | Выявление возможностей приобретения дополнительных специальностей и профессий: - разработка и внедрение с 1998/99 учебного года преподавания спецкурса "Основы предпринимательства"; - организация дополнительного, параллельного обучения по приобретению дополнительных, "страхующих" специальностей и профессий. |
ДО, учебные заведе- ния |
1998- 2000 |
Госуда рствен ный бюджет област и, федера льный бюджет |
||
1.4. Студентов и выпускников учреждений высшего образования | ||||||
1 | Увеличить в практике конкурсных экзаменов в вузы области роль профотбора на государственное обучение по некоторым специальностям |
вузы | посто янно |
Федера льный бюджет |
||
2 | Создать межвузовский центр содействия занятости выпускников и студентов вузов области по следующим направлениям: - организация временных стажерских рабочих мест для студентов; - изучение спроса работодателей на молодых специалистов различного профиля; - оказание помощи в трудоустройстве лучших, талантливых выпускников; - организация занятости студентов в каникулярный период. |
ДДМ, ВУЗы |
1998 | 310,0 | 70,0 | Госуда рствен ный бюджет област и, федера льный бюджет |
3 | Введение в ВУЗах области с 1998/99 учебного года спецкурсов "Основы эффективного поведения на рынке труда", "Основы предпринимательства" (на старших курсах). |
ВУЗы | 1998- 2000 |
-"- | ||
4 | Создание условий приобретения дополнительных специальностей и профессий: - организация дополнительного, параллельного обучения для приобретения дополнительных специальностей и профессий; - введение многоуровневой подготовки специалистов (широкое базовое образование со специализацией на старших курсах). |
ВУЗы | 1998- 2000 |
-"- | ||
1.5. Демобилизованных из Вооруженных Сил | ||||||
1 | Оказание профконсультационных услуг |
РВК, ДФГСЗН |
посто янно |
федера льный бюджет, ГФЗН |
||
2 | Проведение ярмарок рабочих и учебных мест |
ДО, ОМС ДФГСЗН |
ежег одно |
Госуда рствен ный бюджет област и, местны е бюджет ы ГФЗН |
||
3 | Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
ДО, ДФГСЗН |
1998- 2000 |
750, 0 |
250, 0 |
Госуда рствен ный бюджет област и, федера льный бюджет , ГФЗН |
1.6. Слабозащищенных категорий молодежи | ||||||
1 | Оказание профконсультационных и реабилитационных услуг |
Ц"Р", ДСО ДФГСЗН |
посто янно |
федера льный бюджет , госуда рствен ный бюджет област и, ГФЗН |
||
2 | Постоянное сопровождение банка вакансий для слабозащищенных категорий молодежи |
ДФГСЗН | посто янно |
ГФЗН | ||
2. Профориентация и психологическая поддержка | ||||||
1 | Создание межведомственных советов (областного, городских и районных) по вопросам профориентации, профессиональной подготовки и адаптации молодежи к рынку труда |
Прави- тельство области, ОМС |
1998 г. |
Госуда рствен ный бюджет област и, местны е бюджет ы |
||
2 | Разработка методических материалов для преподавания спецкурсов: - "Профессиональная ориентация школьников" и "Основы активной позиции на рынке образовательных услуг и рынке труда" для школьников; - "Основы эффективного поведения на рынке труда" и "Основы предпринимательства" для учащихся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. |
Ц"Р", ДО, учебные заведе- ния ДО |
1998 |
20,0 20,0 |
Госуда рствен ный бюджет област и, << |
|
3 | Подготовка преподавателей учебных заведений по основным тематическим направлениям профориентационной работы с молодежью |
Ц"Р", ДО |
с 1998 г. |
Госуда рствен ный бюджет област и |
||
4 | Оказание профориентационных услуг молодежи |
Ц"Р", ДФГСЗН |
посто янно |
Госуда рствен ный бюджет област и, ГФЗН |
||
5 | Организация и проведение "Дней профориентации" и ярмарок учебных мест |
ДО, Ц"Р", ДФГСЗН |
ежего дно |
Госуда рствен ный бюджет област и, ГФЗН |
||
6 | Организация "Клубов ищущих работу" для молодежи |
ОМС, ДДМ, ДФГСЗН |
1998- 2000 |
10,0 |
3,0 52,0 |
Госуда рствен ный бюджет област и, ГФЗН |
3. Профессиональное образование молодежи | ||||||
1 | Составление прогнозов потребности в подготовке квалифицированных кадров и специалистов на краткосрочный и долгосрочный периоды |
Прави- тельство области |
ежег одно |
Госуда рствен ный бюджет област и |
||
2 | Разработка и внедрение механизма координации и согласования объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней с учетом потребности регионального рынка труда |
Прави- тельство области, ДФГСЗН |
1998- 1999 |
Госуда рствен ный бюджет област и |
||
3 | Включение, начиная с 1998/99 учебного года, в программы обучения учебных заведений области спецкурсов по профессиональной ориентации и адаптации молодежи к рынку труда |
ДО, учебные заведе- ния |
1998 | Госуда рствен ный бюджет област и, федера льный бюджет |
||
4 | Внедрение модульной системы обучения, основанной на последовательном приобретении практических навыков и изучении конкретных теоретических материалов, необходимых для соответствующей профессии |
ДО, учебные заведе- ния, ДФГСЗН |
1998- 2000 |
105,0 | федера льный бюджет , госуда рствен ный бюджет област и, ГФЗН |
|
4. Содействие трудоустройству | ||||||
1 | Формирование и постоянное обновление областного банка вакансий для молодежи |
ДФГСЗН | посто янно |
ГФЗН | ||
2 | Создание условий (в т.ч. и финансовых) для организации производственной практики, стажировки молодых специалистов, профобучения непосредственно на производстве |
работо- датели, ОМС, |
ежего дно |
средств а работод ателей, местные бюджеты |
||
3 | Проведение ярмарок вакансий и ярмарок специалистов |
ДФГСЗН, работо- датели, учебные заведе- ния |
ежего дно |
ГФЗН, средств а работод а- телей, государ ственны й бюджет области , федерал ьный бюджет |
||
4 | Организация выставок работ, конкурсов профессий |
ДО, ДДМ, учебные заведе- ния |
ежег одно |
10,0 3,0 |
4,0 1,0 |
Государ ственны й бюджет области , федерал ьный бюджет |
5 | Содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса (организационно- информационное обеспечение, предоставление профессионально- ориентационных услуг и необходимая профподго- тов приоритетное кредитование молодежного малого бизнеса) |
Прави- тельство области, ОМС, ДППП, ФГСЗН |
ежего дно |
713, 0 |
Государ ственны й бюджет области , местные бюджеты , ГФЗН |
|
6 | Трудоустройство в рамках программ "Молодежная практика" и "Содействие занятости молодежи 16- 21 года" |
ДФГСЗН, ОМС, работо- датели, |
ежег одно |
3000 ,0 |
ГФЗН, местные бюджеты , средств а работод ателей |
|
7 | Организация временной занятости и общественных работ для молодежи |
ДДМ, ОМС, ДФГСЗН, работо- датели |
посто янно |
126, 0 300, 0 669, 6 |
42,0 100, 0 223, 2 |
Государ ственны е бюджеты области , ГФЗН, средств а работод ателей |
8 | Организация временной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время |
ДДМ, ОСМ, ДГФСЗН |
1998- 2000 |
225, 0 275, 0 200, 0 |
Государ ственны бюджет области , ГФЗН |
|
9 | Квотирование рабочих мест для молодежи |
Работо- датели ОМС, ДГФСЗН |
ежег одно |
255, 0 |
85,0 | средств а работод ателей, Государ ственны й бюджет |
10 | Квотирование ученических мест в учреждениях начального профессионального образования для безработной молодежи |
ДО | ежег одно |
2400 ,0 |
800, 0 |
области , местные бюджеты , ГФЗН федерал ьный бюджет |
5. Организационное и методическое обеспечение | ||||||
1 | Регулярное проведение мониторинга молодежного рынка труда, в т.ч. выборочных обследований по вопросам профессиональной ориентации молодежи, ее намерений в получении образования, специальности и работы |
ОКГС, Ц"Р", ДО, ДДМ, ДФГСЗН |
1998- 2000 гг |
20,0 6,0 |
2,0 2,0 |
федерал ьный бюджет, государ ственны й бюджет области , ГФЗН |
2 | Проведение социологических исследований по проблемам занятости и безработицы среди молодежи |
Аналит. Центр Адми- нистра- ции области, Ц"Р", ДДМ |
1998- 2000 гг. |
66,0 12,0 |
22,0 4,0 |
областн ой, федерал ь- ный бюджет |
3 | Подготовка и проведение теле- и радиопередач по проблемам занятости молодежи, информирование через СМИ о конъюнктуре рынка труда для молодежи |
ДФГСЗН | посто янн |
57,0 | 19,0 | ГФЗН |
4 | Информирование об областных инвестиционных программах с перспективой создания новых рабочих мест |
Прави- тельство области |
посто янно |
|||
5 | Издание справочника с перечнем учебных и курсовых заведений области всех типов, оказывающих услуги по профобучению, переобучению и повышению квалификации молодежи |
ДО, Ц"Р", ДФГСЗН |
ежег одно |
10,0 | 10,0 | Государ ственны й бюджет области , ГФЗН |
6 | Выпуск информационных листков, бюллетеней, брошюр о новых конкурентоспособных профессиях, редких профессиях и народных промыслах |
ДО, ДФГСЗН |
по мере необ ходи мости |
20,0 | 5,0 | Государ ственны й бюджет области , ГФЗН |
7 | Издание указателя служб города, оказывающих, психологические, социальные и профориентационные услуги молодежи |
ДДМ, Ц"Р" |
по мере необ- ходи- мости |
Государ ственны й бюджет области |
||
8 | Составление и обновление профессиографических описаний профессий региона |
Ц"Р" | -"- | Государ ственны й бюджет области |
Список сокращенных обозначений
ДО - департамент образования Администрации области
ДДМ - департамент по делам молодежи Администрации области
ДФГСЗН - департамент федеральной государственной службы
занятости населения Администрации области
Ц"Р" - центр "Ресурс"
ВТК - временный творческий коллектив
ССМ - социальные службы молодежи
ДППП - департамент промышленности и поддержки
предпринимательства Администрации области
ОМС - органы местного самоуправления
ОВШ - отдел по работе с высшей школой
РВК - военкоматы
ОКГС - статистика
ОДМ - отдел по делам молодежи
8. Ресурсное обеспечение программы
Смета затрат на реализацию мероприятий программы "Содействие занятости и
адаптации молодежи к условиям рынка труда"
N п/п |
Направления программы |
Источники финансирования | ||||
1998 г. | ||||||
Феде- рал. бюд- жет |
Гос. бюд- жет об- лас- ти |
Мест- ные бюд- жеты |
Гос. фонд заня- тости |
Вне- бюд- жет- ные ис- точ- ники |
||
1. Информационная поддержка 2. Профориентация и психологическая поддержка молодежи 3. Профессиональное образование молодежи 4. Содействие в трудоустройстве 5. Организационное и методическое обеспечение 6. Итого |
800 120 920 |
45 3 547 584, 1179 |
5 |
19 52 4013 4084 |
08,2 08,2 |
/-------------------------------------------------------\
| Источники финансирования |
|-------------------------------------------------------|
| 1999 г. | 2000 г. |
|---------------------------+---------------------------|
|Феде-|Гос.|Мест-|Гос. |Вне-|Феде-|Гос.|Мест-|Гос. |Вне-|
|рал. |бюд-|ные |фонд |бюд-|рал. |бюд-|ные |фонд |бюд-|
|бюд- |жет |бюд- |заня-|жет-|бюд- |жет |бюд- |заня-|жет-|
|жет |об- |жеты |тости|ные |жет |об- |жеты |тости|ные |
| |лас-| | |ис- | |лас-| | |ис- |
| |ти | | |точ-| |ти | | |точ-|
| | | | |ники| | | | |ники|
|-----+----+-----+-----+----+-----+----+-----+-----+----|
| |40,5| |19 | | |40,5| |19 | |
| | | | | | | | | | |
| |23,5| | | | |23,5| | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|52,5 | | | | |52,5 | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|800 |46 | |100 308,2|800 |46 | |100 308,2|
| | | | | | | | | | |
|120 |730 | | | |120 |730 | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|972,5|840 | |119 308,2|972,5|840 | |119 308,2|
\-------------------------------------------------------/
9. Порядок контроля за реализацией программы.
Координацию реализации направлений программы осуществляет Межведомственный совет по вопросам профориентации, профессиональной подготовки и адаптации молодежи к условиям рынка труда при Губернаторе области. Подразделения Администрации области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области осуществляют оперативное управление программой, текущий контроль и ежеквартально подводят итоги реализации программы.
10. Ожидаемые конечные результаты:
- наличие обоснованного плана в сфере профессионального самоопределения у выпускников учебных заведений;
- более эффективная самостоятельная подготовка к работе по выбранной профессии и повышение производительности труда молодых работников и специалистов;
- снижение сроков адаптации к выбранному профессиональному труду при одновременном повышении уровня удовлетворенности своей профессией;
- снижение текучести молодых кадров и уровня безработицы среди молодежи.
11. Оценка эффективности реализации программы.
Успешная реализация программы должна обеспечить улучшение ряда социально-экономических характеристик населения области:
- повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, снижение безработицы;
- снижение уровня правонарушений в молодежной среде, масштабов криминального бизнеса;
- улучшение показателей социального самочувствия молодежи (алкоголизм, наркомания, суициды, венерические заболевания, уход в секты и т.п.);
- улучшение демографической обстановки на территории области;
- экономия бюджетных средств (федеральных и областных), средств работодателей и населения на затратах, связанных с переобучением, приобретением соответствующей квалификации молодежи;
- повышение производительности труда, конкурентоспособности предприятий и фирм, использующих труд молодых людей.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Ярославской области от 31 июля 1998 г. N 497 "Об областной Губернаторской программе "Содействие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.