Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Ярославской области
от 19 ноября 1998 г. N 198-п
Положение
о предпроектной и проектной подготовке
строительства в Ярославской области
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в целях совершенствования и упрощения действующей системы предпроектной и проектной подготовки строительства на территории Ярославской области, сокращения сроков согласований, а также повышения качества исходной и разрешительно распорядительной документации для проектирования и строительства в соответствии с основными положениями федеральных законов о градостроительстве, архитектуре, экологии, земельных отношениях и инвестиционной деятельности, а также в целях повышения инвестиционной активности в строительстве, обеспечения инвесторов достоверной и объективной информацией о возможностях реализации инвестиционных намерений.
В отношении предпроектной и проектной подготовки индивидуального строительства в Ярославской области настоящее Положение действует в части, не противоречащей территориальным строительным нормам ТСН 301-97-ЯО "Индивидуальная застройка в Ярославской области", утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 02.04.97 N 71-п "Об утверждении территориальных строительных норм ТСН 301-97-ЯО "Индивидуальная застройка в Ярославской области" (часть 1 "Порядок разработки и согласования проектной документации для индивидуального строительства")". В ряде случаев предпроектная и проектная подготовка и реализация индивидуального строительства носит упрощенный характер.
2. Основные понятия и термины
Строительство - отрасль предметной деятельности по созданию недвижимых объектов в целях обеспечения среды жизнедеятельности человека, организации производства путем реализации системы комплексных мероприятий в отношении объекта вплоть до достижения последним необходимых эксплуатационно-технических характеристик. Новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт являются видами строительства, отличающимися по следующим основным признакам:
Новое строительство - строительство на новых площадях вновь создаваемых недвижимых объектов, а также строительство на новой площадке объекта такой же мощности или большей взамен ликвидируемой.
Реконструкция - комплекс строительных работ и организационно технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей объекта или его назначения в целях улучшения условий проживания и труда, качества обслуживания, увеличения объемов услуг, производства новых видов продукции или оказание новых (других) услуг.
При реконструкции зданий помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, осуществляются:
- изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований - их частичная разборка; - повышение уровня инженерного оборудования (включая реконструкцию инженерных сетей, кроме магистральных);
- улучшение архитектурной выразительности зданий и среды.
При реконструкции объектов коммунального и социально культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения.
Реставрация - комплекс специальных исследовательских и строительных работ, а также организационно-технических мероприятий, целью которых является воссоздание облика и планировочных характеристик объекта в соответствии с научно обоснованной концепцией.
Капитальный ремонт - комплекс строительных мероприятий по объекту с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, поддержания эксплуатационных показателей, а также экономически целесообразная модернизация объекта, его перепланировка, не вызывающая изменения основных технико-экономических показателей.
Расширение - комплекс строительных мероприятий, целью которых является увеличение отдельных или всех технико-экономических параметров объекта при сохранении его назначения. Как правило, расширение связано с увеличением габаритов объекта, в том числе площади застройки, изменением структуры и систем инженерного обеспечения, технологического оборудования.
Техническое перевооружение - комплекс работ, связанных с усовершенствованием структуры и систем инженерного обеспечения объекта, изменением технологического назначения, совершенствованием и внедрением новых технологий. Техническое перевооружение может сопровождаться выполнением строительных мероприятий, связанных с увеличением физических параметров объекта.
В дальнейшем по тексту настоящего Положения термин "Строительство" объединяет все перечисленные выше понятия (новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, расширение).
Объект - здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, иные объекты недвижимости, создаваемые в процессе строительства в целях организации среды жизнедеятельности человека, организации производства.
Инвестор (в строительстве) - юридическое или физическое лицо, обеспечивающее финансирование организации процесса строительства за счет собственных или привлеченных для этих целей средств. Для выполнения функций инвестора лицензия на строительную деятельность не требуется. Инвестор может одновременно (при наличии у него соответствующей лицензии) выступать заказчиком строительства.
Заказчик (в строительстве) - юридическое или физическое лицо, выполняющее по поручению инвестора комплекс работ по обеспечению реализации строительства на основании лицензии на строительную деятельность.
Территориальные органы государственного надзора (органы надзора) специально уполномоченные органы, осуществляющие функции государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства при проектировании и строительстве объектов. Структура надзорных органов на территории Ярославской области и их полномочия в области строительства определены в приложении 1.
Органы управления - органы, входящие в структуру органов государственной исполнительной власти Ярославской области и выполняющие функции государственного управления, регулирования, организации и контроля отдельных направлений деятельности в области строительства на территории субъекта федерации. Отдельные органы управления области (например, органы архитектуры и градостроительства, органы по охране исторического наследия), составляют единую систему с федеральными органами исполнительной власти, а также с органами местного самоуправления муниципальных образований области. Полномочия органов управления в области строительства определены в приложении 1.
Инженерно-технические службы - специально уполномоченные организации областного уровня или уровня муниципальных образований, исполняющие функции управления, регулирования, определения стратегии развития отдельных систем и объектов инженерного обеспечения (инженерной инфраструктуры) городских и сельских поселений, межселенных территорий. Инженерно-технические службы различного уровня обладают информацией о состоянии соответствующего вида инженерной инфраструктуры, а также информацией о ее перспективном развитии, позволяющей определить необходимый объем и условия действий инвестора (заказчика) по обеспечению строительства необходимым инженерным обустройством. Полномочия инженерно-технических служб в области строительства определены в приложении 1.
Владельцы объектов (систем) инженерной инфраструктуры юридические или физические лица, являющиеся владельцами и распорядителями комплексов или отдельных объектов (систем) инженерной инфраструктуры и информацией о них. Владельцы объектов (систем) инженерной инфраструктуры участвуют в процессе организации строительства (если строительство не является собственным) путем предоставления инвестору (заказчику) права пользования объектами инфраструктуры на договорной основе. Полномочия отдельных владельцев, являющихся монополистами объектов (систем) инженерной инфраструктуры, по предоставлению прав пользования этими объектами определяются антимонопольным законодательством.
Исходная и разрешительно-распорядительная документация комплект документов, являющихся основанием для действий заказчика (инвестора) по выполнению проектных и строительных работ по объекту. Исходная документация, выдаваемая заказчику органами надзора, органами управления, органами местного самоуправления муниципальных образований, инженерно-техническими службами, а также владельцами объектов (систем) инженерной инфраструктуры, является необходимой составной частью для принятия органами управления и органами местного самоуправления муниципальных образований разрешительно - распорядительных документов. В состав разрешительно - распорядительных документов по обеспечению реализации строительства входят постановления (распоряжения) органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении (резервировании) прав на земельный участок, разрешении проектирования, отводе земельного участка под строительство, разрешении строительства, подготавливаемых при наличии разрешения на применение и использование продукции в Российской Федерации.
Комиссия по имущественным, земельным отношениям и градостроительству (в дальнейшем по тексту - Комиссия) - комиссия, действующая, как правило, на постоянной основе на территории муниципального образования. Порядок образования и работы Комиссии установлен постановлением Главы Администрации Ярославской области от 22.11.93 N 328 "О временном положении о предоставлении земельных участков на территории Ярославской области".
Акт выбора земельного участка - документ, который содержит обязательные условия предоставления земель и их освоения и является неотъемлемой частью землеустроительного дела по изъятию и отводу (предоставлению) участка для строительства. Структура и состав Акта выбора земельного участка установлены постановлением Главы Администрации Ярославской области от 22.11.93 N 328.
Архитектурно-планировочное задание (АПЗ) - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ярославской области и выдаваемые с учетом заключений органов надзора. Структура и состав архитектурно-планировочного задания определены в приложении 2.
Задание на проектирование - комплекс требований инвестора (заказчика) по параметрам проектируемого объекта, в том числе в части обеспечения санитарно - гигиенических экологических требований, являющийся неотъемлемой частью договора (контракта) на выполнение проектных работ, заключаемого между заказчиком и исполнителем проектной документации. Состав и содержание заданий на проектирование регламентируются строительными нормами и правилами Российской Федерации СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя России от 30.06.95 N 18-64.
Заключение органов надзора - заключение о возможности реализации инвестиционных намерений инвестора (заказчика) на соответствующем земельном участке в части соответствия последних требованиям, предъявляемым надзорными органами при согласовании размещения объекта (приложение 1) на основе действующих нормативно-правовых актов, в том числе территориальных и градостроительных, актов предупредительного и текущего санитарного надзора, данных наблюдений и статистики. Заключения органов надзора включают в себя требования по выполнению в процессе проектирования и строительства объекта мероприятий, обеспечивающих полноценное функционирование объекта и исключающих вредное воздействие объекта на окружающую среду, безопасность выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Технические условия - обоснованные инженерными службами или владельцами объектов (систем) инженерной инфраструктуры предложения по реализации комплекса технических мероприятий, выполнение которых обеспечивает устойчивое функционирование объекта.
Предпроектная документация - комплект документов, состоящий из исходной и разрешительно - распорядительной документации, документации по обработке обязательных условий и предусматриваемых нормативных требований органов надзора, предъявляемых к проектируемому объекту, обоснований инвестиций и технико-экономических обоснований строительства. Наличие предпроектной документации является обязательным условием для начала проектных работ по объекту и составляет обязательный раздел проектной документации для строительства.
Проектная документация - комплект документов, состоящий из технических и специальных решений по реализации намерений инвестора в отношении строительства объекта. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство объекта регламентируется СНиП 11-01-95.
Разрешение на строительство - основание для реализации объекта, выдаваемое заказчику органами управления или органами местного самоуправления муниципальных образований в целях осуществления контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной и проектной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде и населению.
3. Порядок подготовки исходной и разрешительно -
распорядительной документации
3.1. Подготовка исходной и разрешительно - распорядительной
документации по предоставлению права на проектирование
3.1.1. Инвестор (заказчик), имеющий намерение осуществить строительство объекта, направляет заявление (ходатайство) рекомендуемая форма заявления (ходатайства) определена в приложении 3 - в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен предполагаемый (испрашиваемый под застройку) земельный участок.
В случаях, предусмотренных "Сводом правил о порядке разработки, согласования и утверждения и составе обоснований инвестиций в строительстве" (СП II-101-95), инвестор (заказчик) прилагает к заявлению (ходатайству) обоснование предполагаемых инвестиций. Разработка и согласование обоснований инвестиций производится за счет средств инвестора (заказчика) исполнителями, имеющими соответствующую лицензию. При этом состав и содержание обоснований должен быть достаточными для подготовки градостроительного заключения и акта выбора земельного участка.
В предусмотренных законодательством случаях инвестор (заказчик) прилагает к заявлению разрешение на применение (использование) продукции в Российской Федерации, а также на допустимость реализации предполагаемых услуг.
3.1.2. Органы местного самоуправления в обязательном порядке направляют заявления (ходатайства) всех заказчиков (инвесторов) в соответствующие органы архитектуры и градостроительства для подготовки градостроительного заключения (рекомендуемая форма градостроительного заключения определена в приложении 4).
В двухнедельный срок органы архитектуры и градостроительства подготавливают градостроительное заключение, согласовывают его с надзорными органами и службами и вместе с заявлением (ходатайством), а также в необходимых случаях обоснованиями инвестиций (технико-экономическими обоснованиями) представляют на рассмотрение Комиссии для подготовки акта выбора земельного участка.
Предварительное согласование места размещения объекта не требуется в случаях предоставления земельного участка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
При отсутствии утвержденной градостроительной документации органами архитектуры и градостроительства для рассмотрения Комиссией разрабатывается несколько вариантов расположения строящегося объекта.
В предусмотренных законодательством случаях предназначенные под застройку земельные участки (или права их аренды) с установленными границами и правовым режимом продаются заинтересованным юридическим и физическим лицам с торгов (аукционов, конкурсов).
3.1.3. Основанием для проведения проектно-изыскательских работ является постановление органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта и разрешении выполнения проектных работ, а также изданное в соответствии с ним разрешительное письмо (приложение 5).
Разрешительным письмом инвестору (заказчику) предоставляется право получения технических условий и согласований (исходной документации), необходимых для строительства объекта, которые должны быть собраны инвестором (заказчиком) в течение месяца со дня издания разрешительного письма.
В случаях, предусматриваемых СП II-101-95 (см.п.2.1), инвестор (заказчик) представляет в орган архитектуры муниципального образования технико-экономическое обоснование (ТЭО) предполагаемых инвестиций в строительство.
Финансирование проектно-изыскательских работ до принятия постановления органом местного самоуправления муниципального образования о предварительном согласовании места размещения объекта не допускается.
3.1.4. Орган архитектуры и градостроительства муниципального образования в месячный срок осуществляет подготовку и выдачу инвестору (заказчику) архитектурно-планировочного задания (АПЗ) на основе анализа собранных инвестором (заказчиком) согласований и технических условий.
3.1.5. Орган по земельным ресурсам и землеустройству в установленном порядке (постановление Главы Администрации от 22.11.93 N 328) оформляет землеустроительное дело по предварительному согласованию места размещения объекта.
3.1.6. Инвестор (заказчик) в процессе проведения проектно изыскательских работ в соответствии с архитектурно-планировочным заданием обеспечивает выполнение необходимых топографических, историко-культурных и археологических исследований путем заключения договора на эти работы с исполнителем, имеющим соответствующую лицензию, или своими силами при наличии соответствующей лицензии. В процессе проведения изыскательских работ должны быть выполнены также необходимые экологические, санитарно-гигиенические и эпидемиологические изыскания в соответствии с п. 8.15 строительных норм и правил Российской Федерации СНиП II-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", утвержденных постановлением Минстроя России от 29.10.96 N 18-77.
3.1.7. Финансирование разработки предпроектной и проектной документации для строительства осуществляется за счет средств инвестора (заказчика).
Финансирование разработки и реализации градостроительной документации может производиться как за счет средств бюджетов муниципальных образований, так и за счет средств инвестора (заказчика) при установлении соответствующих прав на результаты и использование разработок.
3.2 Порядок формирования технических условий на подключение
объекта к системам инженерной инфраструктуры
3.2.1. Технические условия на подключение объекта к системам инженерной инфраструктуры подготавливаются и выдаются инженерно техническими службами на основании требований разрешительного письма. При выдаче технических условий инженерные службы и владельцы объектов инженерной инфраструктуры должны в безусловном порядке руководствоваться требованиями ведомственных нормативных актов, строительных норм и правил. Технические условия должны содержать конкретные требования, точные технические характеристики, которых необходимо придерживаться при проектировании и строительстве объекта.
3.2.2. Технические условия должны содержать текстовую часть, в которой описываются и обосновываются условия подключения и условия эксплуатации системы после ее ввода, графическую часть масштаба 1:500 (1:1000) с точным указанием точки подключения и предложениями по расположению трассы. В случае, если при формировании технических условий затрагиваются интересы смежных землепользователей, заказчик (исполнитель технических условий по поручению заказчика) обязан согласовать предложения с органами по земельным ресурсам и землеустройству и землепользователями.
3.2.3. В случае намерения инвестора (заказчика) применить при строительстве объекта автономные системы инженерного обеспечения, инвестор (заказчик) обязан получить заключение инженерных служб о возможности применения таких систем и их сертификации (показаний к применению) на территории Российской Федерации, а также информацию о наличии системы обслуживания применяемых автономных систем инженерного обеспечения в конкретном населенном пункте (на конкретной территории).
Инвестор (заказчик) вправе решать вопросы инженерного обеспечения объекта на вариантной основе.
3.2.4. Технические условия должны включать в себя:
- требования по строительству инженерных сетей от объекта до места врезки (точки подключения) в магистральные микрорайонные, квартальные, уличные сети или до места расположения источника инженерного обеспечения; - требования по строительству локальных (объектных) систем инженерного обеспечения;
- требования по выполнению мероприятий, увеличивающих мощность существующих источников инженерного обеспечения;
- требования к качеству, объему и графику поступления стоков в сети канализации и на очистные сооружения канализации.
3.2.5. Срок подготовки технических условий не должен превышать одного месяца. Срок действия технических условий устанавливается не менее нормативной продолжительности проектирования и строительства (но не более трех лет).
3.2.6. Отсутствие технических условий по отдельным видам инженерного обеспечения, если эти виды не связаны между собой технологически, не может являться основанием для принятия решения инженерных служб об отказе в выдаче технических условий. Вместе с тем инвестор (заказчик) обязан показать обоснованные и работоспособные решения по всем составляющим инженерного обеспечения объекта.
3.2.7. Если в процессе подготовки технических условий инженерной службой или владельцем объектов инженерной инфраструктуры будет установлено, что размещение объекта невозможно по техническим причинам, инвестору (заказчику) предоставляется мотивированный отказ в выдаче технических условий.
3.2.8. Расходы инвестора (заказчика) по подготовке исходной и разрешительно - распорядительной документации не компенсируются, а процесс выбора земельного участка может быть возобновлен по инициативе инвестора (заказчика). При несогласии инвестора (заказчика) с требованиями технических условий или мотивацией отказа в выдаче технических условий он вправе выполнить экспертизу технических условий в специализированных или территориальных проектных организациях или обжаловать действия инженерных служб в установленном порядке, в том числе судебном.
3.2.9. Просроченные и непролонгированные по вине заказчика технические условия возобновляются за его счет. При этом инженерно-технические службы или владельцы объектов инженерной инфраструктуры вправе вносить изменения и дополнительные требования к ранее выданным технических условиям, обоснованные изменениями технического состояния объектов инфраструктуры, происшедшими после выдачи предыдущих технических условий.
3.2.10. Внесение изменений в действующие технические условия возможно только с согласия инвестора (заказчика) и органа, выдавшего разрешение на проектирование и строительство объекта.
3.2.11. При выявлении противоречий в технических условиях, выданных отдельными органами надзора, а также инженерными службами, последние должны быть устранены на стадии разработки архитектурно-планировочного задания (АПЗ) путем выработки единого решения, приемлемого заинтересованными сторонами.
3.2.12. При наличии технических условий, предоставленных инженерными службами и владельцами объектов инженерной инфраструктуры для проектирования строительного комплекса, микрорайона, квартала, технические условия на отдельные здания и сооружения не выдаются, а технические условия сторонним инвесторам, участвующим в реализации строительства отдельных объектов строительного комплекса, микрорайона, квартала, выдает инвестор (застройщик) комплекса, микрорайона, квартала.
3.2.13. Окончательные технические условия на проектирование объекта, выданные инженерными службами и надзорными органами на основании разрешительного письма при соблюдении заказчиком объема нормативных нагрузок, не должны превышать предварительных требований технических условий и заключений.
3.2.14. При смене инвестора (заказчика) в процессе предпроектной и проектной подготовки строительства оформление соответствующих изменений в исходной и разрешительно распорядительной документации производится органами местного самоуправления муниципального образования, органами архитектуры и градостроительства и органами по земельным ресурсам и землеустройству, которые ставят в известность о произведенных изменениях другие заинтересованные организации и регистрируют эти изменения.
3.2.15. По инициативе инвестора (заказчика) может быть проведена экспертиза требований технических условий, а также экспертиза обоснования стоимости работ по подготовке и выдаче технических условий.
3.3 Проектная подготовка строительства
3.3.1. Проектная документация для строительства разрабатывается в соответствии с требованиями СНиП II-01-95 на основании исходной и разрешительно-распорядительной документации, архитектурно-планировочного задания, а также в соответствии с техническими условиями.
3.3.2. Рассмотрение проектов на строительство объектов жилищно-гражданского назначения осуществляется согласовывающими организациями в месячный срок с момента представления проекта на согласование. Рассмотрение градостроительной документации и документации по промышленному строительству осуществляется в сроки, определяемые действующими нормативами и законодательными актами.
3.3.3. Проекты строительства утверждаются инвестором (заказчиком) при наличии положительных заключений согласовывающих организаций. Перечень согласовывающих организаций утверждается органами архитектуры и градостроительства в особых условиях архитектурно - планировочного задания на проектирование. Не подлежит согласованию с органами надзора (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) проектная документация, разработанная в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами, что удостоверяется в проекте соответствующей записью лица, ответственного за его разработку.
3.3.4. В случае изменения в процессе проектирования положений технико-экономического обоснования (ТЭО) на строительство объекта, а также обоснованных отклонений от требований заключений надзорных органов и технических условий, инвестор (заказчик) с участием исполнителя проектной документации согласовывает эти изменения и отклонения с соответствующими надзорными органами и инженерно техническими службами, владельцами объектов инженерной инфраструктуры. При этом изменения не должны противоречить требованиям органов надзора и инженерно-технических служб.
3.3.5. Градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство предприятий, зданий и сооружений, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, до их утверждения подлежат государственной экспертизе в организациях государственной вневедомственной экспертизы, санитарно-гигиенической и экологической экспертизе и в отраслевых экспертных подразделениях министерств, ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах в соответствии с установленным порядком (за исключением объектов, перечень которых приведен в приложении 6).
Заключение государственной вневедомственной экспертизы, санитарно-гигиенической и экологической экспертизы является документом, обязательным для исполнения инвесторами (заказчиками), подрядчиками и исполнителями проектной документации. Срок устранения замечаний устанавливается (инвестором) заказчиком по согласованию с исполнителем проекта и контролируется органами архитектуры и градостроительства. Проекты строительства, разработанные в соответствии с указанными требованиями и техническими условиями, дополнительному согласованию с выдавшими их организациями не подлежат, за исключением случаев, предусматриваемых законодательством Российской Федерации, а также при наличии обоснованных требований по согласованию проектов органами надзора и инженерно - техническими службами, оформленными соответствующими записями в выдаваемых на предпроектной стадии заключениях и технических условиях.
3.3.6. Согласование проектной документации, а также сбор технических условий осуществляется непосредственно инвестором (заказчиком) с привлечением при необходимости специалиста исполнителя проекта.
3.3.7. Проекты по объектам, имеющим важное градостроительное значение, в обязательном порядке подлежат рассмотрению и согласованию градостроительным советом соответствующего уровня. Порядок установления такого статуса объекта и уровень рассмотрения определяется утвержденной градостроительной документацией или нормативными правовыми актами соответствующих органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований области. Указания о необходимости рассмотрения и согласования проекта муниципальным или областным градостроительным советом должны содержаться в архитектурно-планировочном задании.
3.3.8. Распорядительный документ органов местного самоуправления муниципального образования о разрешении строительства и предоставлении участка для строительства (постановление, распоряжение) подготавливается на основании приказа главного архитектора муниципального образования о согласовании проекта. Приказ главного архитектора о согласовании проекта издается при наличии утвержденного инвестором (заказчиком) проекта и положительных заключений и согласований по нему.
3.3.9. В случае возникновения разногласий между инвестором (заказчиком) и отдельными органами надзора, инженерно-техническими службами в процессе сбора технических условий и согласований, в том числе в случае предъявления инвестору (заказчику) требований, не относящихся к компетенции указанных выше органов и служб, инвестор (заказчик) вправе обжаловать неправомерные действия в установленном порядке, в том числе судебном.
3.4. Организация строительства
3.4.1. Разрешение на строительство выдается инвестору (заказчику) органами архитектуры и градостроительства, органами архитектурно - строительного надзора (при условии делегирования им соответствующих полномочий органами государственной власти области или органами местного самоуправления муниципальных образований) на основании утвержденного проекта, приказа главного архитектора муниципального образования о согласовании проекта, оформленных имущественно - земельных отношений и разрешительно распорядительных документов о разрешении строительства. Порядок выдачи разрешения на строительство устанавливается в соответствии с нормативными требованиями.
3.4.2. Приступить к освоению земельного участка заказчик имеет право при наличии разрешения на строительство, наличии правоустанавливающих документов на земельный участок, документов об установлении границ участка на местности и документов о выносе в натуру осей и иных конструктивных параметров объекта.
3.4.3. Контроль за реализацией проекта и своевременным освоением земельного участка осуществляется инвестором (заказчиком), автором проекта, органами архитектуры и градостроительства, инспекцией Госархстройнадзора (муниципальной инспекцией архстройнадзора), органами по земельным ресурсам и землеустройству, другими органами надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов государственной власти области.
3.4.4. Приемка законченных строительством объектов производится в соответствии с "Временным положением о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", утвержденным постановлением Главы Администрации Ярославской области 09.12.93 N 352 "О введении в действие на территории Ярославской области Временного положения о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.