Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Ярославской области
от 1 октября 1998 г. N 24-з
Концепция
промышленной политики Ярославской области
на 1998 - 2001 годы
1. Введение
1.1. Настоящая Концепция промышленной политики Ярославской области на 1998 - 2001 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Законом Ярославской области от 10 февраля 1998 г. N 1-з "Об основах промышленной политики Ярославской области".
1.2. Понятийный аппарат, используемый в Концепции включает в себя как общепринятые, так и специфические понятия, характеризующие предметную область данной Концепции.
Промышленная политика Ярославской области - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности, осуществляемых органами государственной власти и должностными лицами Ярославской области, исходя из социально-экономических интересов Ярославской области.
Субъекты промышленной деятельности - юридические лица и индивидуальные предприниматели, организующие и осуществляющие промышленную деятельность на территории Ярославской области.
Благоприятный налоговый режим - совокупность условий налогообложения, обеспечивающих повышение инвестиционного потенциала субъектов промышленной деятельности.
Промышленная деятельность - деятельность юридических лиц (независимо от форм собственности) и индивидуальных предпринимателей, учитываемая как основной вид их деятельности в отраслях народного хозяйства, являющихся по законодательству Российской Федерации отраслями промышленности.
Реформирование предприятий - осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающего успешную работу предприятий в условиях рыночной экономики.
2. Состояние и тенденции развития промышленности в области
Промышленность области представляют в основном предприятия обрабатывающих отраслей - машиностроения и металлообработки, химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности. Топливно-энергетический комплекс составляют электроэнергетика и нефтепереработка. Добывающие отрасли практически отсутствуют. Такая структура сформировалась вследствие отсутствия природных ресурсов, удобного транспортного расположения области, наличия квалифицированной рабочей силы. Предприятия имели высокий уровень кооперации с регионами России и странами СНГ и продукцию конечного спроса не выпускали, за исключением судостроения и товаров народного потребления. При нарушении хозяйственных и технологических связей это отразило темп спада производства.
Кризис в промышленности носит общий характер, то есть затронул все отрасли. Объем промышленной продукции в прошедшем году составил в сопоставимых ценах 35,8% от уровня 1990 года. В сравнении со средним показателем по России спад на 13,0% выше.
Однако динамика производства по основным отраслям различается (таблица N 1).
Таблица N 1
Темпы изменения объемов производства
в разрезе отраслей промышленности
(% к предыдущему году)
|
1991 год |
1992 год |
1993 год |
1994 год |
1995 год |
1996 год |
1997 год |
1997 в % к 1990 |
РФ 1997 к 1990 г. |
Промышленность - всего |
97,4 |
79,5 |
86,4 |
74,3 |
82,6 |
81,9 |
106,6 |
35,8 |
48,6 |
в том числе: Электроэнергетика |
97,5 |
91,5 |
98,5 |
94,3 |
95,8 |
87,4 |
102,6 |
71,2 |
76,7 |
Топливная |
95,5 |
94,6 |
85,3 |
81,9 |
94,4 |
72,0 |
109,4 |
46,9 |
68,2 |
Химия и нефтехим. |
94,0 |
79,6 |
81,1 |
52,7 |
103,0 |
106,0 |
109,3 |
38,2 |
45,1 |
Машиностроение и металлообработка |
102,8 |
75,1 |
85,4 |
75,3 |
67,2 |
67,7 |
123,3 |
27,8 |
39,7 |
Лесная и деревообрабатыв. |
105,8 |
91,1 |
99,0 |
64,3 |
81,6 |
75,1 |
106,3 |
40,0 |
36,6 |
Промстройматериалов |
96,2 |
85,7 |
92,8 |
77,6 |
109,7 |
58,9 |
82,1 |
31,5 |
35,2 |
Легкая |
96,5 |
75,0 |
74,9 |
63,7 |
83,8 |
85,6 |
98,4 |
24,4 |
14,1 |
Пищевая |
90,6 |
76,2 |
97,2 |
79,1 |
89,3 |
93,2 |
100,9 |
44,6 |
50,6 |
Мукомольно-крупяная |
97,4 |
88,4 |
101,4 |
90,3 |
84,7 |
93,0 |
101,4 |
63,0 |
|
Наиболее высокие уровни производства сохранили отрасли, продукция которых пользовалась относительно высоким спросом на внутреннем рынке.
Это электроэнергетика, где в 1997 году произведено энергоресурсов 71,0% от уровня 1990 года. Сохранение такого уровня обусловлено высокой энергоемкостью экономики из - за медленной технологической перестройки производства, поддержанием достигнутых уровней энергопотребления в непроизводственной сфере, затратами энергии на технологически необходимое поддержание работы оборудования, отопление и освещение помещений с неполной производственной загрузкой.
В топливной промышленности, где 99,0% занимает нефтепереработка, выпуск продукции к 1990 году составляет 47,0%, в пищевой - около 50%.
Ведущая в прошлом отрасль промышленности - машиностроение и металлообработка имеет сегодня один из низких уровней производства в сравнении с 1990 годом - 28,0%.
Ситуация в подотраслях еще сложнее. Объемы производства в станкостроительной промышленности упали до 10,0%, в электротехнической - до 15,0%, в приборостроении - до 16,0%. Из множества причин глубины кризиса в этих производствах основными являются конкуренция импортных изделий, резкое падение спроса на инвестиционную продукцию, сокращение государственного заказа на военную продукцию.
Ведущей подотраслью машиностроения является автомобильная промышленность (дизелестроение). На ее долю и сегодня приходится почти половина стоимости продукции отрасли, в ней работает более 20% всех занятых в промышленности. Спад производства за 1991 1997 годы составил 77,0%. Кризис в автомобилестроении страны, сокращение рынков сбыта в бывших республиках СССР, неконкурентоспособность двигателей по качеству - вот неполный перечень причин состояния дизелестроения.
Минимальный уровень производства по сравнению с 1990 годом среди отраслей промышленности имеет легкая промышленность 24,0%. Эта отрасль с распадом СССР потеряла сырьевую базу в виде хлопка и шерсти из бывших среднеазиатских республик. Необходимость приобретать сырье по мировым ценам привела к росту цен на продукцию и сделала е+ неконкурентоспособной на внутреннем рынке. Кроме того, либерализация внешней торговли и приток импортной продукции, более дешевой и качественной, при сокращении внутреннего спроса привели к существенному ухудшению условий сбыта товаров отрасли в стране.
В несколько лучшей ситуации находятся предприятия химической и нефтехимической промышленности. И хотя в прошлом году выпуск продукции составил в сравнении с 1990 годом только 38,0%, в отрасли, начиная с 1995 года, наблюдается устойчивая тенденция к росту производства.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность и промышленность строительных материалов имеют темпы сокращения производства, соответственно, - 60,0 и 69,0%. Работа этих отраслей связана с деятельностью строительного комплекса и зависит от инвестиционной активности экономики. Сегодня большинство инвестиций направляются на реконструкцию и модернизацию производства, при которых потребность в продукции этих отраслей минимальна.
Сопоставляя уровни производства по отраслям промышленности области с теми же показателями по России в целом (таблица N 1), нужно отметить, что в стране, как и в области, наименьшие темпы спада в топливо-энергетических отраслях. Однако в области в силу сложившейся специализации (отсутствие продукции конечного спроса) большее сокращение произошло в машиностроительном комплексе.
Структурные сдвиги
Различия в динамике выпуска продукции основными отраслями обусловили характер структурных изменений в промышленности (таблица N 2).
Таблица N 2
Удельный вес отраслей промышленности
в общем объеме производства в действующих ценах
за 1991 - 1997 годы
в %%
|
1991 год |
1992 год |
1993 год |
1994 год |
1995 год |
1996 год |
1997 год |
Промышленность - всего, в том числе |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Электроэнергетика |
2,5 |
2,9 |
5,1 |
9,3 |
1,1 |
12,3 |
11,9 |
Топливная |
10,0 |
29,2 |
26,2 |
25,8 |
25,5 |
17,7 |
15,4 |
Химическая и нефтехим. |
17,4 |
19,1 |
15,4 |
13,1 |
18,5 |
21,5 |
21,9 |
Машиностроение |
33,7 |
28,5 |
32,5 |
32,6 |
25,4 |
27,2 |
31,3 |
Лесная |
2,5 |
1,4 |
1,4 |
1,6 |
1,2 |
1,0 |
0,9 |
Промстройматериалов Легкая |
1,8 19,2 |
1,5 9,2 |
2,0 4,9 |
2,4 3,7 |
2,5 4,0 |
2,5 3,0 |
1,7 2,8 |
Пищевая |
9,3 |
5,7 |
7,6 |
8,3 |
8,6 |
9,8 |
9,8 |
Мукомольно - крупяная |
2,7 |
2,3 |
2,3 |
2,8 |
3,4 |
4,2 |
3,4 |
Прочие отрасли |
0,9 |
0,2 |
2,6 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
За годы реформ заметно возросла в объеме промышленной продукции доля топливно-энергетического комплекса. Удельный вес электроэнергетики увеличился с 2,5% в 1990 году до 11,9% в 1997 году, нефтепереработки, соответственно с 10,0 до 15,4%.
В то же время произошло резкое снижение доли машиностроения и легкой промышленности, которые в 1990 году выпускали более 50% всей продукции, а сегодня - около 35,0%.
На этом фоне возрос удельный вес химической и нефтехимической продукции - с 17,0 до 22,0%. Удельный вес других отраслей изменился незначительно.
Сопоставляя характер структурных сдвигов в промышленности области и России в целом, можно сделать вывод о том, что происходит перераспределение удельного веса выпуска продукции, трудовых и инвестиционных ресурсов в пользу отраслей топливно-энергетического комплекса, а не в обрабатывающие. По этой причине важно правильно определить приоритеты, реализовать промышленную политику на основе поддержки и стимулирования конкурентоспособных, высокотехнологичных отраслей и производств, работающих на платежеспособного и стабильного во временном плане потребителя.
Отраслевые тенденции и задачи
Резкое ухудшение финансового положения товаропроизводителей вызвано искусственным уменьшением объемов оборотных средств, что привело к обострению проблемы неплатежей, невыплаты зарплаты, резкому падению инвестиционной активности и наполняемости бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Самоустранение государства и местных структур исполнительной власти от управления экономикой и хозяйством, спад производства, выдаваемый за инфляцию, недостаток в обращении денежной массы, ее замена иностранной валютой привели к сокращению розничного товарооборота, росту цен и падению жизненного уровня большинства населения.
Машиностроение
Около половины стоимости выпускаемой машиностроительной продукции приходится на долю предприятий дизелестроения, объединенных в "Компанию "Русские моторы". Проблемы этой подотрасли в следующем.
В результате кризиса автомобилестроения в стране платежеспособный спрос на двигатели и топливную аппаратуру резко упал. При этом за годы реформ темпы сокращения численности работающих были здесь относительно более низкими, чем темпы спада производства. Этим сформировалась скрытая безработица, в коллективах заводов отмечается повышенная социальная напряженность. Сегодня восстанавливаются связи с предприятиями Республики Беларусь. Утверждена межгосударственная программа "Развитие дизельного автомобилестроения". Но проблема рынка остается наиболее острой.
Предприятия ВПК вырабатывают почти треть продукции машиностроения. Резкое сокращение оборонного заказа, задержка расчетов за поставленную продукцию, слабое участие государства в проведении конверсии, сохранение мобилизационных мощностей без достаточной компенсации затрат на их содержание поставили перед предприятиями проблему выживания даже при наличии у них передовых технологий. Необходим переход на выпуск конкурентоспособной продукции конечного спроса, в первую очередь - товаров для населения.
Нефтепереработка
Недостаточная степень переработки нефти снижает конкурентоспособность продуктов. Работа предприятий на давальческом сырье (его удельный вес достиг 6,5%) сокращает доходность производства и налогооблагаемую базу. Целесообразно ускорить работы по повышению глубины переработки сырья и увеличению доли собственной нефти.
Электроэнергетика
Около 50% электроэнергии областью покупается. Для снижения затрат на электро- и теплоэнергию в промышленности следует стимулировать внедрение энергосберегающих технологий, режимов экономии по областной программе, резкого сокращения энергозатрат на содержание неиспользуемых производственных фондов. Региональной энергетической комиссии целесообразно поэтапно ликвидировать перекрестное субсидирование по группам потребителей и решить вопрос вывода всей области в целом на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощностей.
Химия и нефтехимия
Ресурсы сырья в области отсутствуют, большая часть производств морально устарела, загрузка предприятий низкая. Следует привлекать в область инвестиции и компании, располагающие сырьем, расширять экспорт продукции.
Легкая промышленность
Жесткая конкуренция импортной продукции, недостаток сырья и низкий платежеспособный спрос диктуют необходимость улучшения управления предприятиями, объединение усилий предприятий в сфере производства, маркетинга, снабжения и сбыта продукции.
Пищевая промышленность
Спрос на продукты питания в сравнении с дореформенным временем сократился на 30 - 35%, а производство пищевой продукции уменьшилось на 50%. Разница покрывается благодаря возросшему самообеспечению и импортом. Импортная продукция не вытеснила отечественную, а заняла пустующие ниши вследствие более широкого ассортимента продуктов. Вытеснение их отечественной продукцией осуществить будет уже не просто.
Другой аспект, имеющий отношение к конкурентоспособности российских пищевых продуктов, их внешний вид - упаковка. И не только как элемент оформления товара, но и как средство обеспечения надежной сохранности.
В этих направлениях должны работать и пищевые предприятия, и сопряженные и поддерживающие производства.
Связь
Потребности в услугах местной телефонной связи удовлетворяются не полностью - свыше 95 тысяч человек состоят в очереди на установку телефонов. Доля физически и морально устаревшего оборудования связи составляет 64% и не подлежит модернизации. Низкая экономическая эффективность местных телефонных сетей основное препятствие для крупных и долговременных инвестиций.
3. Основные проблемы промышленности и промышленных
предприятий области
Проблемы промышленных предприятий, тормозящие рост производства, как внешние по отношению к предприятию, так и внутренние (деление достаточно условно) носят общий характер.
3.1. Общие проблемы внешнего характера
1. Не стимулирующая производство система налогообложения.
2. Неравные условия хозяйствования между промышленными предприятиями и предприятиями - естественными монополистами.
3. Высокие цены на продукцию и услуги предприятий монополистов.
4. Низкая договорная дисциплина субъектов хозяйственной деятельности, в том числе и со стороны государственных органов.
5. Несистемный подход в проведении промышленной и таможенной политики на федеральном и региональном уровне.
6. Потеря внешних рынков и незащищенность внутреннего.
7. Отвлечение средств на содержание соцкультбыта, мобилизационных мощностей.
3.2. Внутренние проблемы предприятий
1. Физический износ основных фондов. Устаревшие технологии производства.
2. Недостаток оборотных средств.
3. Высокие уровни задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды.
4. Высокая доля бартера во взаиморасчетах.
5. Низкий уровень управления на предприятиях.
6. Наличие "теневого оборота", ухудшающего показатели основного предприятия.
7. Скрытая безработица.
Практически все внутренние проблемы предприятий являются следствием, как недостаточного уровня менеджмента на предприятиях, так и следствием таможенной, кредитно-финансовой и налоговой политики правительства.
4. Стратегическая цель промышленной политики
Региональная промышленная политика проводится на основе принципов, провозглашенных в Законе Ярославской области от 24 февраля 1998 г. N 1-з "Об основах промышленной политики Ярославской области".
Стратегической целью промышленной политики на ближайшие 4 года в области является:
- выпуск конкурентоспособной продукции высоких технологий и потребительских качеств, обеспечивающей наполнение внутреннего и восстановление внешнего рынков;
- снижение уровня безработицы, а затем восстановление полной занятости населения;
- достижение на основе научно-технического прогресса роста уровня производительности труда;
- достижение социально-экономической стабильности в обществе;
- подавление преступности и коррупции;
- сохранение для будущих поколений созданных предыдущими поколениями культурных и хозяйственных ценностей;
- рациональное использование окружающей среды;
- формирование бездефицитного областного бюджета и достижения достойного качества жизни населения области;
- прекращение спада и переход к устойчивому росту объемов промышленного производства за счет комплекса мер по реформированию предприятий, привлечению инвестиций, стимулированию производства конкурентоспособной продукции, внедрению наукоемких и ресурсосберегающих технологий;
- оптимизация структуры промышленности области;
- закрепление и усиление роли и места промышленности Ярославской области в межрегиональном и международном разделении труда.
5. Приоритетные направления развития промышленности
Приоритетным направлением работы Правительства Ярославской области по развитию промышленности и основой для вывода экономики из кризиса является улучшение отраслевой и территориальной структуры народного хозяйства Ярославской области, структурная перестройка индустриального и агропромышленного комплексов региона на основе наукоемких, высоких, энерго- и ресурсосберегающих, эколого чистых и экологовосстанавливающих отечественных технологий.
Совершенствование отраслевой и территориальной структур производства ведется в направлениях:
- создание приоритета товарному производству;
- повышение в общем объеме производства удельного веса наукоемкой, высокотехнологичной и экспортнопригодной продукции;
- снижение удельного веса энергозатрат, транспортных расходов, сырья и материалов;
- уменьшение зависимости от ввоза из-за пределов региона, в том числе от импорта;
- повышение удельного веса отраслей и предприятий, способствующих наполнению бюджета, создающих новые рабочие места;
- увеличение глубины переработки сырья и отходов производства;
- использование для управления экономикой государственного заказа;
- переориентация строительного комплекса области на ремонт и реконструкцию;
- уменьшение доли строительства силами зарубежных предприятий и ограничение (исключение) привлечения иностранных рабочих;
- концентрация производства агропромышленного комплекса на предприятиях и в подразделениях, способных обеспечить наилучшие производственные и экономические показатели.
Анализ показателей деятельности предприятий области, проведенный экспертным институтом по итогам 1995 - 1996 годов, показал, что в каждой из отраслей имеются предприятия, где часть задач по адаптации к новым условиям хозяйственной деятельности решена, и они могут стать надежными источниками налоговых поступлений.
Другая группа обладает некоторыми признаками финансового оздоровления, и третья - заметно уступает по результатам работы лидерам. Решение о государственной поддержке предприятий той или иной группы не может быть однозначным. Положительные результаты возможны при поддержке производства потребительских товаров и традиционных производств для внутреннего и внешнего рынков на отдельных предприятиях.
При определении приоритетных производств нужно учитывать не только индикаторы, характеризующие отдельное предприятие, но и учитывающие отраслевые факторы. В качестве таких показателей могут использоваться:
Отраслевые:
- положение (в т.ч. перспективное) на рынках (доля на внутреннем, российском рынке, экспортноориентированность);
- финансовые показатели деятельности предприятий отрасли (рентабельность, оборачиваемость);
- состояние материально-технической базы (характеристика основных фондов);
- социальная значимость отрасли (доля работающих на предприятиях отрасли в общей величине занятых, доля налоговых платежей в общей величине поступлений в консолидированный бюджет области);
Характеристики предприятий:
- вид собственности,
- динамика развития за несколько последних лет,
- положение на рынке,
- финансовые показатели деятельности,
- показатели производственной деятельности,
- характеристика основных фондов,
- социальная значимость,
- наличие планов развития.
6. Критерии для определения приоритетных производств
В Ярославской области на всех уровнях реализации Закона Ярославской области от 24 февраля 1998 г. N 1-з "Об основах промышленной политики Ярославской области" приоритеты устанавливаются в следующем порядке:
- программы устойчивого развития товарного производства, научно-технический прогресс и производство продукции высоких, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;
- сельскохозяйственное производство;
- энергетика, транспорт и системы безопасности;
- прочее производство;
- обслуживание, торговля, посредническая деятельность.
Критериями определения приоритетности производства являются:
6.1. Экономические:
нормативно рекомендуемые значения показателей оценки (приложение 1):
- прибыльности хозяйственной деятельности;
- эффективности управления;
- деловой активности;
- платежеспособности;
- финансовой устойчивости;
динамика и эффективность экспорта продукции, конкурентоспособность продукции.
6.2. Социальные:
- градообразующие предприятия;
- предприятия, где 50% работающих составляют инвалиды.
6.3. Бюджетные:
- удельный вес предприятия в доходной части областного бюджета и бюджета муниципального образования;
- рост налоговых платежей;
6.4. Стратегические производства:
- к стратегическим производствам отнести предприятия дизелестроения, электроэнергетику, судостроение.
Законом Ярославской области от 15 декабря 1999 г. N 33-з в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Ресурсы реализации промышленной политики
К ресурсам, которыми располагают субъекты промышленной политики области, можно отнести:
- федеральные и областные программы;
- федеральные и областные бюджетные средства, в том числе реструктуризация задолженностей предприятий в бюджеты, передача сферы соцкультбыта на баланс местных самоуправлений;
- внутренние инвестиции предприятий;
- средства, полученные от вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно - технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности предприятий;
- инвестиции собственников;
- внешние, привлеченные инвестиции;
- средства областного фонда развития промышленности;
- кредиты по линии МБРР и других финансовых организаций в рамках поддержки реформ в России.
Существенным моментом при планировании использования бюджетных и привлеченных ресурсов должно быть понимание приоритета мобилизации собственных ресурсов предприятий и собственников, принцип эффективности использования бюджетных ресурсов, их платность и возвратность, а также необходимость принятия комплекса мер по подготовке к использованию привлеченных ресурсов.
8. Меры государственной поддержки промышленности
Государственная поддержка промышленности области осуществляется Правительством Ярославской области. Она включает прямую экономическую и косвенную поддержку. Правительство области несет ответственность за эффективность и возврат бюджетных средств при оказании прямой экономической поддержки предприятиям промышленности.
8.1. Прямая экономическая поддержка заключается во временном сокращении промышленным предприятиям налоговых платежей в государственный бюджет области с целью создания для них возможности снижения цен на свою продукцию (услуги), повышения качества продукции (услуг), освоения новых видов продукции (услуг), обеспечивающих в комплексе наращивание объема продаж во имя увеличения от них налоговых поступлений в областной бюджет, восполняющих сначала временный недобор средств в бюджет, а затем и наполняющих его дополнительными средствами.
Прямая экономическая поддержка осуществляется в соответствии с действующим законодательством по следующим направлениям:
- установление минимально допустимых ставок налогообложения для промышленных предприятий при формировании областного бюджета 1999 - 2000 годы;
- избирательное предоставление бюджетных ссуд, налоговых инвестиционных кредитов, налоговых льгот отдельным промышленным предприятиям и организациям по их заявлениям в пределах средств, предусмотренных на эти цели в разделе "Бюджет развития промышленности";
- предприятиям, увеличившим в отчетном периоде объем производства продукции в сопоставимых ценах по сравнению с предшествующим периодом и уплатившим налоги в областной и местные бюджеты, зачислять 60 процентов полученного вследствие этого прироста налоговых платежей в счет налоговых платежей будущего периода по их заявлениям;
- предоставление отдельным предприятиям гарантий Правительства области под внешние по отношению области кредиты по их заявлениям;
- защита предпринимательства от негативов теневой экономики средствами силовых и подконтрольных им структур.
8.2. Косвенные меры поддержки промышленности:
- проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий области: контрактов на поставку продукции для федеральных и областных государственных нужд; централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ;
- содействие предприятиям в расширении рынков сбыта продукции через развитие внутриобластной кооперации и внешнеэкономических связей с другими регионами и государствами (открытие представительств, торговых домов);
- стимулирование развития сети инфраструктуры услуг предприятиям промышленности (по маркетингу, сертификации продукции и производств, консалтингу, лизингу, обучению кадров, связи и др.);
- содействие предприятиям промышленности в передаче в муниципальную собственность ведомственных объектов соцкультбыта;
- содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями.
Государственная поддержка будет оказываться предприятиям, принимающим на себя обязательства по разработке и согласованию с Правительством области планов стратегического развития предприятий, содержащих планы по объемам производства, занятости, использованию производственных мощностей, соблюдению прав акционеров и выполнению условий с органами государственной власти.
Законом Ярославской области от 15 декабря 1999 г. N 33-з в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения
9. Основные направления промышленной политики
Анализ проблем промышленных предприятий и промышленности области в целом позволяет сделать вывод о том, что региональная промышленная политика на сегодняшней стадии реформ в стране, ориентированная на решение двух комплексов проблем: внешних по отношению к предприятию, определяющих условия хозяйствования в сфере промышленности, и внутренних, определяющих условия производства и реализации промышленной продукции, должна проводится по следующим направлениям.
9.1. Внешний комплекс проблем - это, прежде всего, формирование благоприятных условий для работы эффективных собственников, требующее проведения институциональных преобразований. Это осуществляется через законодательную инициативу Губернатора и Государственной Думы области, работу с депутатами обоих палат парламента страны.
9.2. Формирование внутреннего и организация работы на внутреннем и внешнем рынках.
Одна из первых задач, которые предстоит решить - изучение внутреннего рынка и организация его с учетом защиты областного товаропроизводителя. На основе анализа "ввоза - вывоза" товаров, сырья, материалов и оборудования разработать такие механизмы поддержки областного товаропроизводителя, которые дали бы ему возможность расширять свое присутствие на внутриобластном рынке, увеличивать производство продукции, необходимой населению, при условии, что по потребительским свойствам она не уступает привозной.
Первым шагом в этом направлении должно стать на базе Закона области создание системы по формированию областного заказа для обеспечения государственных нужд города и области. Продолжением этой системы должны стать:
- переход на закупку для своего производства комплектующих, материалов, оборудования у предприятий в области;
- смену смежников за пределами области на областных;
- участие банков в реализации продукции, как гарантов современной оплаты для производителей (например, с использованием векселей или по схеме факторинга);
- совместную работу производителей и торговли по обеспечению населения необходимыми товарами.
Это позволит создать новые рабочие места, увеличить загрузку производственных мощностей, оставлять в области деньги населения, идущие на потребление, увеличить налоговые платежи.
Помимо мер по формированию внутреннего рынка, необходимо принять меры и по его защите. Прежде всего от некачественных товаров, от недобросовестной конкуренции, от криминализации всего, что мешает его развитию.
Необходима работа по поддержке областных предприятий на внешних рынках - на общероссийском и на мировом. Основная задача для них - не только сохранение своих ниш, своего потребителя, но и увеличение объемов экспорта. Должны быть разработаны меры по развитию экспортного потенциала промышленности области, включающие содействие предприятиям по всем направлениям.
В организационном плане:
- разработка программы поддержки предприятий - экспортеров;
- участие предприятий в региональных, российских и международных выставках;
- организация широкого доступа и использования областной и мировых телекоммуникационных и информационных систем для изучения, завоевания рынка и осуществления рекламы производимой продукции;
- проведение сертификации продукции по международным стандартам и внедрение систем управления качеством на предприятиях.
9.3. Повышение эффективности собственности в промышленности.
9.3.1. Наиболее общим механизмом повышения эффективности собственности, используемой в производстве, и одновременно механизмом адаптации промышленных предприятий к условиям рынка и мобилизации внутренних ресурсов для повышения конкурентоспособности является реформирование предприятий.
Задачами реорганизации предприятий являются:
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- защита прав акционеров;
- четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
- создание системы управления контрактами и защиты контрактных отношений;
- достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов;
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
- проведение амортизационной политики на предприятии;
Реформирование проводится предприятиями самостоятельно. Однако в сложившейся экономической ситуации лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без государственной поддержки. Поэтому в области должна быть разработана программа реформирования предприятий, имеющая межотраслевой характер, учитывающая особенности реализации задач на региональном уровне, содержащая меры стимулирования предприятий.
9.3.2. Активное осуществление политики управления имуществом и определения его стоимости на предприятиях Ярославской области позволяет провести инвентаризацию имущества и прав интеллектуальной собственности, определить их стоимость для различных целей: восстановительную, рыночную, залоговую инвестиционную, залоговую, в целях налогообложения.
В совокупности с определением износа основных фондов и объектов интеллектуальной собственности данная работа позволит правильно определить экономический потенциал предприятия, реальную стоимость его имущества и технологий с учетом их фактической изношенности.
Оценка и вовлечение результатов научно - технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот позволит предприятиям Ярославской области получить дополнительные средства, которые могут быть направлены на обновление производственной и научно - технической базы предприятий.
9.3.3. Важнейшей задачей должно стать решение проблемы неэффективного собственника. Необходимо разработать и внедрить рыночные механизмы смены неэффективного собственника, в том числе за счет:
- развития механизма капитализации задолженностей предприятия в акции;
- организации площадки по продаже долгов предприятий;
- процедур антикризисного управления с одновременным проведением финансового оздоровления;
- реализации долговых обязательств предприятий, акций, облигаций, полученных в залог от предприятий при реструктуризации задолженностей в бюджеты и внебюджетных фонды.
С целью активного использования этих механизмов в области создан Центр реструктуризации предприятий.
9.4. Инфраструктура промышленности.
Реформирование предприятий в широких масштабах невозможно без привлечения к этой работе предприятий инфраструктуры консалтинговых, аудиторских, лизинговых, обучающих и других фирм. Рынок этих услуг сегодня достаточно широк. Для осуществления качественных услуг в перечисленных областях деятельности Центр реструктуризации должен выработать критерии оценки качества услуг и применяемых технологий, формировать творческие коллективы для разработки проектов реформирования предприятий.
9.5. Привлечение инвестиций в промышленность.
Решение проблемы привлечения инвестиций находится в двух плоскостях. На предприятиях необходимы: квалифицированное управление (менеджмент), составленные с общепринятыми в мировой практике нормами инвестиционные проекты, профессиональное знание рынка планируемых к производству товаров, "прозрачность" финансово-экономического состояния предприятия для инвестора. Эти условия вписываются в программы реформирования предприятий.
С другой стороны, в регионе должны быть благоприятный инвестиционный климат, механизмы привлечения инвестиций и гарантий инвесторам. Это задачи Правительства области. Их решение требует осуществления ряда мероприятий:
Закон Ярославской области от 11 марта 1997 г. N 7-з "О государственно-правовых гарантиях исполнения обязательств на территории Ярославской области" утратил силу. См. Закон Ярославской области от 14 февраля 2001 г. N 4-з "О государственно-правовых гарантиях Ярославской области"
Закон Ярославской области от 11 февраля 1997 г. N 3-з "Об уполномоченных банках администрации Ярославской области" утратил силу. См. Закон Ярославской области от 22 ноября 2006 г. N 74-з
- совершенствование правовой базы в сфере инвестиционной деятельности, основы которой в настоящее время составляют Законы Ярославской области: от 26 февраля 1996 г. N 5-з "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области", от 29 января 1997 г. N 3-з "Об уполномоченных банках Правительства Ярославской области", от 25 февраля 1997 г. N 7-з "О государственно-правовых гарантиях исполнения обязательств на территории Ярославской области", от 24 февраля 1998 г. N 1-з "Об основах промышленной политики Ярославской области", от 24 февраля 1998 г. N 2-з "О порядке и условиях предоставления налоговых льгот";
- совершенствование правовой базы и расширение практики использования инвестиционных соглашений, как важного инструмента инвестиционной и промышленной политики, особенно при привлечении иностранных инвестиций.
Развитие гарантийных механизмов предполагается на основе формируемого Залогового фонда области и использования возможностей бюджета развития.
Для привлечения в промышленность частных инвесторов, вовлечения сбережений населения в инвестиционную сферу необходимо активизировать работу на вторичном рынке ценных бумаг. В связи с этим деятельность предприятий нужно переориентировать на использование таких инструментов привлечения инвестиций, как вторичная эмиссия акций, выпуск корпоративных облигаций. Тщательная подготовка вторичной эмиссии акций обеспечит повышение инвестиционной привлекательности предприятий промышленности, увеличит котировки продаваемых акций и их ликвидность.
В целях технического перевооружения производства на принципиально новой прогрессивной основе предполагается продолжить работу по расширению объемов лизинговых операций как финансовой основы проектов технического перевооружения предприятий.
Закон Ярославской области от 11 февраля 1997 г. N 3-з "Об уполномоченных банках администрации Ярославской области" утратил силу. См. Закон Ярославской области от 22 ноября 2006 г. N 74-з
Необходимо решение ряда задач по активизации деятельности в банковском секторе Ярославской области на основе совершенствования Закона области от 29 января 1997 N 3-з "Об уполномоченных банках Правительства Ярославской области":
- развитие специализированных финансовых организаций долгосрочного кредитования;
- развитие механизмов синдицированного кредитования банками региональных целевых программ и перспективных инвестиционных проектов промышленности для их реализации на совместной с государством основе;
- инвестирование программ реструктуризации предприятий. При этом целесообразно опираться на заинтересованность банков в обладании крупными пакетами акций предприятий;
- подключение банков Ярославской области к инвестиционным проектам промышленности, финансируемых за счет иностранных кредитов;
- участию банков в процессе объединения предприятий промышленности в эффективные промышленные структуры - финансово промышленные группы, консорциумы, холдинги.
9.6. Инновационная деятельность
Инновационная активность в области сегодня является низкой. Обусловлено это не только неблагоприятными инвестиционными возможностями, но и отсутствием механизмов стимулирования товаропроизводителей к реализации инноваций как способа конкурентной борьбы, неразвитостью инфраструктуры.
Основными направлениями инновационной деятельности в промышленности области следует считать:
- разработку и внедрение методов повышения уровня глубины переработки сырьевых ресурсов;
- материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений;
- техническое перевооружение машиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции;
- содействие созданию системы лизинга техники нового технологического уклада как основы обновления техники и технологии.
9.7. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с естественными монополиями.
Крупными естественными монополистами в области являются ОАО "Ярэнерго", ГП "Северная железная дорога", ОАО "Яртелеком", газоснабжающие организации.
Более 90% топливно-энергетических ресурсов потребляется в производственной сфере, в том числе в промышленности около 60% электроэнергии.
В настоящее время из регулирования деятельности естественных монополий на уровень области передано две сферы: услуги по передаче электрической и тепловой энергии и услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Основными задачами в сфере регулирования естественных монополий являются:
- выделение из субъектов естественных монополий, исходя из экономической целесообразности, самостоятельных предприятий, оказывающих услуги, не относящиеся к числу естественных монопольных, формирование конкурентных рынков этих видов услуг;
- совершенствование системы ценообразования в сферах естественных монополий на основе его поэтапной либерализации, осуществляемой по мере формирования соответствующих конкурентных рынков, регулирование уровня и структуры цен (тарифов) на сохраняющихся неконкурентных рынках в данной сфере на основе анализа обоснованности текущих и капитальных затрат субъектов естественных монополий и ограничения диверсификации их деятельности;
- достижение публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил "доступа к сети" на недискриминационной основе;
- организация контроля за финансовыми потоками субъектов хозяйственной деятельности в сфере естественных монополий, постепенное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей;
- создание нормативной базы регулирования на локальных рынках в сфере естественных монополий, создание системы эффективного регулирования деятельности субъектов естественных монополий регионального и местного уровня.
Администрация области должна принять меры по усилению корпоративного контроля субъектов естественной монополии, в которых государство является крупнейшим акционером. Необходимо разработать механизмы наблюдения за деятельностью корпораций, включая проведение аудиторских проверок и совершенствование финансовой отчетности.
Необходима областная программа по энергосбережению, учитывающая как интересы развития энергетических предприятий, так и промышленных предприятий - потребителей, которая содержала бы помимо существующих мероприятий внедрение в практику энергоаудита в первую очередь самих естественных монополистов и разработку согласованных с Администрацией и ассоциациями потребителей основ договорных отношений между естественными монополиями и предприятиями - потребителями.
9.8. Особенности работы с градообразующими предприятиями.
Социальная значимость градообразующих предприятий обусловливает особенности проведения промышленной политики по отношению к ним. Решение здесь сложнее, чем в общем в случае. Надо понять причины кризиса на градообразующих предприятиях. А для этого необходимо наладить постоянный контроль за эффективностью деятельности основных градообразующих предприятий.
Необходимо внедрять в практику новую систему взаимоотношений Администрации с такими предприятиями - соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве, о формировании и реализации стратегии их развития, включающими как меры поддержки со стороны Администрации таких предприятий, так и меру влияния Администрации на решения руководства предприятий, касающиеся социальных последствий этих решений, ответственность руководителей и собственников предприятий.
9.9. Информационно-аналитическое обеспечение промышленной политики.
Для обеспечения системного подхода к вопросам регулирования взаимоотношений, создания стимулирующих производство условий и т.п. необходима разработка информационно-аналитической системы, позволяющей определять и состояние дел, и назревающие проблемы в различных отраслях промышленности. Необходима также информационная поддержка предприятий в части освещения вопросов по областной и федеральной промышленной политике, о проводимых институциональных преобразованиях, программах и т.д.
Информационно-аналитическая система должна кроме прочего еще и способствовать декриминализации отношений собственности путем:
- обеспечения гласности заключаемых договоров аренды и прочих отношений по использованию производственных мощностей и технологий государственных и муниципальных предприятий, государственного имущества Ярославской области другими юридическими и физическими лицами;
- подготовки и опубликования учредительных документов юридических лиц, вступивших в экономические отношения с госпредприятиями;
- анализа предоставляемой отчетности производственно коммерческих и финансовых структур, в управлении которыми участвуют органы исполнительной власти.
Информационно-аналитическая система позволит прогнозировать результаты и своевременно корректировать конкретные мероприятия по проведению промышленной политики.
Такая работа должна проводиться силами Администрации области.
9.10. Кадровое обеспечение промышленной политики.
В настоящее время кадровое обеспечение является одной из наиболее важных проблем, без решения которой невозможно дальнейшее успешное проведение реформ.
Конечные цели и задачи кадровой политики:
- квалификационная адаптация руководителей и главных специалистов предприятий к работе в современных экономических условиях;
- создание эффективной системы переподготовки специалистов предприятий;
- формирование резерва кадров высшего управленческого звена промышленности;
- создание системы подготовки рабочих кадров.
9.11. Социальные аспекты промышленной политики.
Одним из важнейших аспектов при разработке и проведении промышленной политики является ее социальная направленность. Социальными приоритетами промышленной политики являются: содействие занятости населения, выполнению трудового законодательства; развитие системы трудоустройства и профобучения; развитие социального партнерства. Реализацией данного направления является контроль и содействие в выполнении условий Соглашения между Администрацией области, областным советом профсоюзов и объединениями работодателей.
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Ярославской области от 1 октября 1998 г. N 24-з "О Концепции промышленной политики Ярославской области на 1998 - 2001... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.