Закон Ярославской области от 22 ноября 2006 г. N 79-з
"Об утверждении комплексной целевой программы
"Развитие и поддержка малых форм хозяйствования
в агропромышленном комплексе Ярославской области"
на 2007 - 2011 годы"
Законом Ярославской области от 2 ноября 2009 г. N 61-з настоящий Закон признан утратившим силу
Принят Государственной Думой Ярославской области 7 ноября 2006 года
Губернатор
Ярославской области |
А.И. Лисицын |
22 ноября 2006 г.
N 79-з
Комплексная целевая программа
"Развитие и поддержка малых форм хозяйствования
в агропромышленном комплексе Ярославской области"
на 2007 - 2011 годы
(утв. Законом Ярославской области от 22 ноября 2006 г. N 79-з)
Паспорт Программы
Наименование Программы | комплексная целевая программа "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области" (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 N СМ-16/2362; письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2005 N 10-4-12/422 "О национальном проекте" |
Государственный заказчик Программы |
департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент АПК) |
Основной разработчик Программы (в установленном порядке) |
департамент АПК |
Цели и задачи Программы | - создание устойчивой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее также - СПоК) в сфере кредитования, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, снабжения и сбыта, страхования и т.д.; - создание условий для поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее также - КФХ) и личных подсобных хозяйств (далее также - ЛПХ), садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений (далее также - НО); - привлечение инвестиций в сельское хозяйство Ярославской области; - создание условий для доступности финансового обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; - увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции; - организация повышения квалификации и подготовки кадров; - информационно-консультационное обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; - создание дополнительных рабочих мест |
Важнейшие индикаторы и показатели Программы Сроки реализации Программы |
- организация потребительских кооперативов по различным видам деятельности ежегодно в течение 2007-2011 годов; - показатели ежегодного роста к предыдущему году в течение 2007-2011 годов: 1) объем услуг, оказанных потребительскими кооперативами; 2) объем производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях; 3) производительность труда в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях; 4) количество рабочих мест в сельскохозяйственных потребительских кооперативах 2007 - 2011 годы |
Перечень подпрограмм | "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов"; "Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств"; "Поддержка личных подсобных хозяйств населения"; "Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений" |
Общая стоимость Программы в том числе: средства областного бюджета средства внебюджетных источников |
- 2 409 млн. руб., - 278 млн. руб.; - 2 131 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- создание в каждом муниципальном районе Ярославской области не менее одного сельскохозяйственного потребительского кооператива; - увеличение производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях на 42 процента в 2011 году к уровню 2005 года; - обеспечение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами среднегодовых темпов прироста оказания услуг не менее чем на 25 процентов |
Ответственное лицо для контакта | определяется постановлением Администрации Ярославской области |
I. Содержание проблемы
Агропромышленный комплекс является важным фактором стабильности социально-экономического положения Ярославской области. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее - Ярославльстат) за 2004 год на долю агропромышленного комплекса (без стоимости переработки сельскохозяйственной продукции и услуг) приходилось 4,5 процента валового внутреннего продукта Ярославской области. Сельское хозяйство Ярославской области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счет собственного производства Ярославская область обеспечивает потребности в основных продуктах питания: молоке, яйце, мясе птицы, картофеле и овощах.
В 2005 году в агропромышленный комплекс Ярославской области входило 392 коллективных сельскохозяйственных предприятия, производящих сельскохозяйственную продукцию, 2052 КФХ и 58 промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья (из них 18 молокозаводов, 3 мясокомбината, 13 предприятий пищевой промышленности, 10 предприятий по первичной переработке льна, 32 предприятия по материально-техническому обеспечению, агрохимическому обслуживанию, ремонту техники и электрооборудования, 10 кредитных потребительских кооперативов, 1 перерабатывающий и 3 снабженческо-сбытовых потребительских кооператива). Кроме того, в 9 районах имеются и успешно работают 9 представительств кредитных потребительских кооперативов. Число семей, занятых в ЛПХ, составляет 216,1 тыс., а число городских и сельских семей, занятых садоводством и огородничеством - 173,2 тыс. На сельской территории проживает 250,1 тыс. человек, или 18,7 процента от общей численности населения Ярославской области. В том числе в сельскохозяйственном производстве (помимо ЛПХ и НО) занято 27,7 тыс. человек, или 4,2 процента от общей численности работающих по Ярославской области. Ежегодное снижение численности сельского населения, в том числе в трудоспособном возрасте, составляет от 3 до 7 процентов. Заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, остается самой низкой по сравнению с другими отраслями экономики Ярославской области и за последние три года в среднем в 2 раза ниже среднеобластного показателя.
На протяжении последних лет экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности с каждым годом ухудшается. Снижаются посевные площади, уменьшается поголовье скота, растет кредиторская задолженность, до 80 процентов изношена материально-техническая база. Такое положение во многом связано с опережающим ростом цен на материальные ресурсы: горюче-смазочные материалы, электроэнергию, технику, запасные части и другие материалы. Из-за неэквивалентного межотраслевого обмена производимой продукции сельскохозяйственные организации испытывают хронический недостаток финансовых средств как для проведения необходимого технологического цикла, так и для обеспечения выплаты достойной заработной платы своим работникам.
Эти тенденции сохраняются не только по Ярославской области, но и в целом по стране. Все эти негативные факторы сдерживают перевод сельскохозяйственного производства на современный технологический уровень, позволяющий значительно снизить затраты и повысить производительность труда.
Осуществляемые меры экономической поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из бюджетов всех уровней уменьшают отрицательное воздействие неблагоприятных условий на развитие сельскохозяйственного производства, но они недостаточны и не дают возможность сохранить даже простое воспроизводство. Удельный вес дотационной поддержки из бюджетов всех уровней в структуре выручки ежегодно снижается. Если в 2002 году субсидии на сельскохозяйственное производство составили 7,7 копейки на 1 рубль реализованной продукции, то в 2003 году - 7,5 копейки, а в 2004 году - 5,8 копейки.
По сравнению с 2004 годом в 2005 году количество убыточных сельскохозяйственных предприятий увеличилось со 162 до 201, или на 9 процентов. То есть 53 процента от общего числа хозяйств являются убыточными. Из этого числа более половины в последние три года являются хронически убыточными, то есть по существу банкротами. Работники данных предприятий вынуждены обеспечивать свое существование в основном за счет ЛПХ. В такой сложной ситуации ЛПХ, а также КФХ способствуют снижению социальной напряженности (особенно на территориях убыточных и обанкротившихся предприятий), налаживанию устойчивого развития сельских территорий, обеспечению занятости и поддержанию доходов сельского населения. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.
КФХ, ЛПХ, малые предприятия испытывают трудности при реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, получении кредитов, материально-технического снабжения. Они испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу незначительной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития кооперации. В начальной стадии создания находятся кредитные, страховые, снабженческо-сбытовые, заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие потребительские кооперативы, без которых невозможно дальнейшее успешное экономическое развитие на селе.
Доступ сельского населения к информации о рынке товаров и услуг ограничен в силу объективных причин. Отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий Ярославской области, Ярославским областным Союзом садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений, владельцами ЛПХ - с другой. Это приводит к несоблюдению интересов и потребностей фермеров и сельских жителей при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.
При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:
- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства;
- развитие малых форм хозяйствования является основой формирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;
- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянной финансовой поддержки со стороны государства.
Программа разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", объявленным Президентом Российской Федерации. Реализация национального проекта предусматривает привлечение средств из федерального, региональных и местных бюджетов. Поэтому органам власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать соответствующие региональные целевые программы (письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 N СМ-16/2362 и от 11.08.2005 N 10-4-12/422 "О национальном проекте").
Необходимость разработки Программы возникла в связи с тем, что малые формы хозяйствования в Ярославской области производят в стоимостном выражении более 60 процентов всего объема сельскохозяйственной продукции, а организационная, финансовая поддержка для них практически отсутствует. В этом секторе экономики занято более 390 тыс. городских и сельских семей (то есть примерно 70 процентов населения Ярославской области занимается производством сельскохозяйственной продукции).
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является развитие сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования агропромышленного комплекса, направленное на социальную защиту сельского населения.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- содействие созданию СПоК;
- создание условий для поддержки развития СПоК, КФХ, ЛПХ, НО;
- создание условий для доступности финансового обеспечения СПоК, КФХ, ЛПХ, НО;
- стабилизация производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- организация повышения квалификации и подготовки кадров;
- информационно-консультационное обеспечение;
- создание дополнительных рабочих мест.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы (мероприятий подпрограмм) будет осуществляться ежегодно в течение 2007-2011 годов. Показатели прогнозируемых значений подпрограмм отражены в приложениях 1-7 к Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общая сумма финансовых средств, требуемая на период реализации Программы, составляет 2 409 млн. рублей, в том числе:
для реализации подпрограммы развития СПоК - 921 млн. рублей;
поддержки КФХ - 492 млн. рублей;
поддержки ЛПХ - 778 млн. рублей;
поддержки НО - 218 млн. рублей.
Объем финансирования, необходимый для реализации Программы, планируется обеспечить за счет внебюджетных источников (2 131 млн. рублей) и средств областного бюджета (278 млн. рублей).
Государственную поддержку за счет средств областного бюджета СПоК, КФХ, ЛПХ, НО предусматривается осуществлять ежегодно в течение 2007 - 2011 годов на основании закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год по разделу 0400 "Национальная экономика", подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" и подразделу 0411 "Другие вопросы в области национальной экономики" в пределах выделенных лимитов. В соответствии с данным законом департаментом АПК будет разработан порядок начисления и выплаты субсидий (кроме ЛПХ), который будет утверждаться постановлением Администрации Ярославской области.
Областная бюджетная поддержка ЛПХ предусматривает применение следующего механизма. Муниципальным районам (городским округам) Ярославской области будут перечисляться субвенции в соответствии с нормативами, разрабатываемыми департаментом АПК и утверждаемыми постановлением Администрации Ярославской области на очередной год, в пределах тех же лимитов бюджетных средств на основании закона Ярославской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Муниципальные районы (городские округа) Ярославской области в пределах сумм полученных субвенций перечисляют финансовые средства ЛПХ в виде субсидий в соответствии с порядком, который разрабатывается и утверждается на очередной финансовый год соответствующим уполномоченным органом муниципального района (городского округа) Ярославской области исходя из местных условий и с учетом эффективного использования бюджетных средств.
Предполагается также оказание помощи малым формам хозяйствования за счет муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.
Общая потребность в финансовых средствах и источники финансирования на реализацию Программы в 2007 - 2011 годах указаны в приложении 7 к Программе.
V. Механизм реализации и порядок контроля
за ходом реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является департамент АПК, который с целью реализации данной Программы в соответствии с действующим законодательством:
- принимает участие в организации управления и осуществляет контроль за ходом реализации Программы;
- осуществляет координацию работы исполнителей программных мероприятий;
- заключает в установленном порядке договоры и контракты с исполнителями;
- проводит согласование объемов финансирования;
- в соответствии со своей компетенцией участвует в финансировании мероприятий;
- осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов;
- в соответствии с установленным порядком вносит предложения о корректировке Программы, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования;
- осуществляет сбор материалов, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы и расходовании бюджетных средств.
В реализации мероприятий Программы участвуют муниципальные образования, районные органы управления сельским хозяйством (департаменты, отделы, управления), Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий Ярославской области, Союз сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов области, Ярославский областной Союз садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений, Ярославский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк", филиал акционерного коммерческого сберегательного банка Российской Федерации - Северный банк.
В своей работе государственный заказчик Программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Ярославской области, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области.
Контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.
VI. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
В результате реализации Программы получат развитие существующие СПоК, КФХ, ЛПХ, НО. В течение 2007-2011 годов намечено организовать 28 различных СПоК (приложение 1 к Программе) и к концу 2011 года иметь в наличии 42 кооператива.
Ожидается, что в результате выполнения Программы объем производства сельскохозяйственной продукции в КФХ, ЛПХ и НО увеличится в 2011 году к уровню 2005 года на 42 процента, в том числе в КФХ - на 64 процента, в ЛПХ и в НО - на 41 процент. Производительность труда за этот же период должна возрасти в КФХ на 70 процентов, в ЛПХ - на 53 процента (приложения 3-4 к Программе).
Объем услуг, оказываемых СПоК, наряду с ростом числа кооперативов и пайщиков возрастет в 2011 году в 3,7 раза к уровню 2005 года и достигнет 595 млн. рублей, из них 66 процентов или 390 млн. рублей составят услуги потребительских кредитных кооперативов. Прирост производительности труда за этот период предусмотрен в размере 17 процентов. Общая сумма услуг, оказанных в СПоК в целом за 2007-2011 годы должна составить 2019 млн. рублей (приложение 2 к Программе).
Кроме того, количество рабочих мест в СПоК к концу 2011 года должно составить 370, что на 258 больше уровня 2005 года.
Методика оценки эффективности Программы отражена в приложении 8 к Программе.
VII. Перечень программных мероприятий
Программой предусматривается реализация мероприятий, которые должны быть выполнены в рамках следующих подпрограмм (приложения 5 и 6 к Программе):
"Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов";
"Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств";
"Поддержка личных подсобных хозяйств населения";
"Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений".
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы - департамента АПК.
1. Подпрограмма
"Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов"
1.1. Содержание проблемы
Основными факторами, сдерживающими организацию СПоК в сельском хозяйстве, являются:
- разрушение в ходе перестроечного периода установившихся ранее вертикальных экономических связей между предприятиями по производству, переработке и реализации сельхозпродукции, что создало трудности с ее сбытом. При этом в худшем экономическом положении оказались сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности, так как перерабатывающие и торговые предприятия заняли монопольное положение, диктуя цены на сельскохозяйственную продукцию и еще более увеличивая диспаритет цен;
- острый кризис платежеспособности, разрушение производственной и социальной инфраструктур;
- нехватка всех видов ресурсов как в сфере капитальных вложений, технического перевооружения, приобретения новых технологий, так и для увеличения оборотных средств;
- острая потребность средних и мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей в краткосрочных и долгосрочных кредитах и займах. Банковские кредиты для этих форм хозяйствования малодоступны, так как их деятельность, с точки зрения коммерческих банков, малоэффективна, а имущество, предлагаемое в залог, неликвидно из-за значительного физического и морального износа. Процедура оформления документов на кредитование достаточно сложна и продолжительна, поэтому немногие малые формы хозяйствования могут получить кредиты и займы. Таким образом, они отрезаны от финансово-кредитной системы;
- территориальная разбросанность товаропроизводителей;
- несовершенство налогового законодательства;
- резко выраженная сезонность проведения сельскохозяйственных работ.
Развивающиеся рыночные отношения в настоящее время диктуют потребность в объединении усилий сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, особенно мелких, а также КФХ, ЛПХ, НО с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства, которое возможно путем создания и развития СПоК по различным направлениям деятельности.
Потребительская кооперация, являясь одной из форм системы ведения сельского хозяйства и предпринимательства, способна обеспечить:
- сохранение и увеличение сельскохозяйственного производства;
- повышение эффективности производства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на рынке;
- формирование и реализацию экономических отношений, способствующих материальной заинтересованности работников;
- решение социальных проблем на селе;
- защиту интересов крестьянства.
Потребительская кооперация должна развиваться на основе ряда принципов. Наиболее важными из них являются: добровольность вступления в члены СПоК и свобода выхода из него, справедливое распределение прибыли, расходов и убытков между членами СПоК, демократизм управления. Любой вступающий в СПоК должен понимать, что он наравне со всеми его членами разделяет экономические и социальные преимущества, а также ответственность за деятельность СПоК.
Кроме этого, на организацию СПоК значительное влияние оказывают степень развития растениеводства и животноводства на данной территории и уровень формирования рыночных отношений, обеспечивающих взаимные интересы участников кооперации.
При организации деятельности малых форм хозяйствования на селе большую роль играют стартовые условия финансирования. В связи с этим особую значимость приобретают сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее также - СКПК), через которые есть возможность развивать хозяйственную деятельность. Им принадлежит важная роль в приобретении новой техники и оборудования сельскохозяйственными товаропроизводителями на условиях лизинга, что улучшает материально-техническую базу сельскохозяйственных товаропроизводителей и увеличивает их возможность в дальнейшем брать кредиты в еще большем объеме за счет приобретения имущества, способного служить залогом. СКПК, предоставляя финансовые услуги, увеличивает возможность для развития малого предпринимательства не только на селе, но и в городе, способствуя также снижению социальной напряженности. Это особенно важно в муниципальных образованиях, где ликвидирована банковская система и нет других институтов финансовых услуг. Кроме этого, немаловажное значение имеет и значительное привлечение личных средств населения в экономику Ярославской области.
Из всех видов деятельности потребительских кооперативов в Ярославской области наибольшее развитие в настоящее время получили СКПК.
В течение 2003-2005 годов в Ярославской области наблюдался рост основных показателей деятельности СКПК (таблица 1), что подтверждает целесообразность дальнейшего развития системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в агропромышленном комплексе.
Таблица 1
Основные показатели деятельности сельскохозяйственных кредитных
потребительских кооперативов в Ярославской области за 2003-2005 годы
N п/п |
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2005 г. (в % к 2004 г.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Количество СКПК Количество членов СКПК Паевой фонд СКПК, тыс. руб. Количество выданных займов Сумма займов, тыс. руб. Финансовая помощь за счет бюджетных средств, тыс. руб., в том числе из областного бюджета |
8 684 5491 609 28763 0 0 |
6 895 6673 818 43341 1047 1047 |
9 1146 22160 1004 89477 10000 10000 |
150 128 332 122 206 955 955 |
Общее количество членов СКПК составило в 2005 году 1146 человек, что на 28 процентов больше уровня 2004 года. За 2005 год СКПК Ярославской области выдали 1004 займа на общую сумму 89477 тыс. руб., что в 2,1 раза больше, чем в 2004 году. Средняя сумма одного займа в 2005 году возросла по сравнению с 2003 годом на 41,9 тыс. рублей, или на 89 процентов (в 1,9 раза). Ожидается, что показатели деятельности СКПК в 2006 году возрастут к уровню 2005 года не менее чем на 20 процентов.
Положительную динамику показателей производственно-финансовой деятельности за 2003-2005 годы имеют также перерабатывающий и снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы Ярославской области (таблица 2). Практический опыт показывает, что организация сбыта сельскохозяйственной продукции на кооперативных началах логически связана с организацией ее переработки. Объединение усилий по сбыту и переработке продукции обеспечивает повышение ее транспортабельности и удлинения сроков хранения, расширяя тем самым возможности для улучшения качества продукции готовой к потреблению.
Все это способствует получению пайщиками более высоких доходов и равномерному поступлению денежных средств.
Таблица 2
Показатели работы перерабатывающего
и снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов
за 2003-2005 годы
N п/п |
Наименование показателя |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2005 г. (в % к 2004 г.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. 2. 3. 4. |
Количество потребительских кооперативов - всего Количество членов потребительских кооперативов (юридических и физических лиц) Объем услуг - всего (млн. руб.), в том числе на 1 потребительский кооператив Финансовая помощь за счет бюджетных средств - всего (млн. руб.), в том числе из областного бюджета |
4 8 29 7,3 0 0 |
4 22 50,6 12,3 0,012 0,012 |
4 31 69 17,2 0,340 0,340 |
100 141 136 140 2833 2833 |
Как видно из таблицы 2, существующие СПоК увеличивают объем оказываемых услуг, несмотря на незначительную финансовую поддержку из бюджета, при крайне изношенных основных средствах и при недостатке оборотных средств. Имеющееся количество СПоК в настоящее время недостаточно для обеспечения потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей соответствующими видами услуг. Малые формы хозяйствования нуждаются в организации сбора и реализации произведенной продукции. Из-за этого не менее 10-15 процентов полученной продукции, особенно молочной, портится или используется не по назначению, что прямо или косвенно сдерживает производство сельскохозяйственной продукции.
Поэтому большая роль увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и ее сохранения в КФХ, в ЛПХ и в НО отводится СПоК.
Организация СПоК за период 2007-2011 годов в разрезе муниципальных районов отражена в приложении 1 к Программе.
1.2. Цели и задачи подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются содействие формированию и обеспечению устойчивого развития сети СПоК по различным видам деятельности в Ярославской области, привлечение инвестиций на их развитие. Также организация СПоК в сельском хозяйстве должна способствовать достижению следующих целей:
- увеличению производства и улучшению качества сельскохозяйственной продукции у КФХ, ЛПХ, НО;
- повышению финансовой устойчивости и уровня платежеспособности;
- объединению материальных, трудовых и финансовых ресурсов членов СПоК;
- привлечению новых членов СПоК;
- созданию дополнительных рабочих мест;
- снижению социальной напряженности на соответствующих территориях.
Организация и развитие СПоК в Ярославской области будет способствовать решению следующих основных задач:
- расширению спектра услуг, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- обеспечению устойчивого развития сельскохозяйственного производства;
- практическому устранению части проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства в сельской местности Ярославской области;
- организации учебы и повышению квалификации кадров.
Государственная поддержка СПоК, особенно на этапе становления, будет способствовать их устойчивому функционированию и дальнейшему привлечению финансовых средств из внебюджетных источников, в том числе заемных, за счет которых они в перспективе станут стабильными организациями, способными реализовывать инвестиционные проекты своих членов.
Выполнение намеченных задач имеет большое значение для организации и развития СПоК, работа по их осуществлению будет вестись параллельно с другими подпрограммами в течение всего периода реализации Программы в целом.
1.3. Перечень мероприятий
Для достижения целей и задач данной подпрограммы определены мероприятия на 2007-2011 годы, которые отражены в приложениях 5 и 6 к Программе.
В рамках этих мероприятий предусматривается обучение руководителей, специалистов, других категорий работников СПоК по вопросам организации и деятельности СПоК.
За период действия Программы планируется организовать 28 СПоК и их представительств по различным видам деятельности во всех муниципальных районах Ярославской области.
В целях стимулирования развития СПоК, совершенствования и изучения передового опыта деятельности предусматривается ежегодное их участие в областном конкурсе "За достижения в предпринимательской деятельности".
Для информационного обеспечения СПоК предусматривается организация выпуска и распространение справочной и нормативно-методической литературы через информационно-консультационную службу агропромышленного комплекса Ярославской области (далее также - ИКС АПК ЯО).
1.4. Оценка социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы позволит обеспечить создание новых СПоК и их представительств, развитие и повышение экономической эффективности их деятельности. Расширится сфера занятости на селе, получат дальнейшее развитие кооперативные и интеграционные связи между предприятиями, КФХ, ЛПХ, НО, а также предпринимателями по производству, переработке и сбыту продукции, сервисному обслуживанию.
Среднегодовые темпы прироста оказания услуг СПоК для КФХ, ЛПХ и других сельскохозяйственных товаропроизводителей составят не менее 25 процентов. Рост производства сельскохозяйственной продукции в КФХ, в ЛПХ, в НО (приложения 3 и 4 к Программе) за счет деятельности СПоК позволит повысить доходы и уровень жизни сельского населения. Данный рост возможен при оказании государственной поддержки из областного бюджета и привлечении средств из внебюджетных источников (приложение 7 к Программе).
Экономические показатели деятельности СПоК отражены в приложении 2 к Программе.
2. Подпрограмма
"Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств"
2.1. Содержание проблемы
По данным Ярославльстата, в 2004 году в Ярославской области зарегистрировано 2052 КФХ. Площадь отведенных им земель составляет 43,8 тыс. га (в среднем по 21 га на 1 хозяйство), из которых сельскохозяйственные угодья занимают 36,5 тыс. га, из них пашни - 28,2 тыс. га.
КФХ имеют крупного рогатого скота (далее также - КРС) 2534 головы, из них коров - 1250 голов; свиней - 2319 голов, овец - 4736 голов, лошадей - 69 голов.
В 2005 году объем производства сельскохозяйственной продукции в КФХ Ярославской области составил 134,4 млн. рублей, что на 1,4 процента больше уровня 2004 года, но значительно ниже их возможностей (даже при существующей материально-технической базе).
Имеется ряд проблем, не позволяющих КФХ развиваться в сторону увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, а именно:
- высокие цены на энергоносители, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, минеральные удобрения, комбикорма;
- трудности в получении банковских кредитов на развитие производства и проведение комплекса необходимых сельскохозяйственных работ;
- недостаточная финансовая поддержка из бюджетов всех уровней;
- противоречие между интересами сельхозпроизводителей и интересами перерабатывающих и обслуживающих организаций (особенно торговых), поглощающих значительную часть получаемых доходов;
- засилье перекупщиков, отсутствие постоянных поставщиков материалов и техники;
- разобщенность сельскохозяйственных товаропроизводителей по защите своих интересов в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- несвоевременность расчетов за реализованную сельскохозяйственную продукцию;
- отсутствие разветвленной сети специализированных организаций по закупке и реализации сельскохозяйственной продукции;
- низкий уровень знаний и недостаток (или отсутствие) опыта по организации сельскохозяйственного производства у начинающих членов КФХ;
- экстенсивные методы ведения хозяйства, ограничивающие эффективное товарное производство.
2.2. Цели и задачи подпрограммы
Реализация подпрограммы предусматривает следующие цели и задачи:
- широкое участие КФХ в организации и деятельности СПоК;
- увеличение производства и улучшение качества сельскохозяйственной продукции;
- повышение финансовой устойчивости и уровня платежеспособности;
- углубление специализации по производству сельскохозяйственной продукции;
- привлечение финансовых средств из внебюджетных источников (включая собственные и заемные), оказание финансовой поддержки из областного бюджета.
2.3. Перечень мероприятий
Для достижения целей и задач данной подпрограммы определены мероприятия по развитию КФХ, которые отражены в приложениях 5 и 6 к Программе и предусматривают:
- направления финансирования из областного бюджета на поддержку КФХ;
- совершенствование договорных отношений в вопросах сельскохозяйственного производства и сфере оказания различных видов услуг;
- оказание информационно-консультационной помощи КФХ через ИКС АПК ЯО на безвозмездной или платной основе;
- проведение обучения глав КФХ по различным направлениям финансово-хозяйственной деятельности;
- участие в областном конкурсе "За достижения в предпринимательской деятельности".
2.4. Оценка социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы
При реализации подпрограммы предполагается достигнуть в 2011 году объема производства сельскохозяйственной продукции в КФХ на сумму 220 млн. рублей, с ростом к уровню 2005 года 164 процента. Рост производства сельскохозяйственной продукции в КФХ позволит повысить доход в расчете на одно хозяйство за этот же период на 70 процентов, что позволит обеспечить дальнейшее развитие КФХ.
Данный рост возможен при условии привлечения финансовых средств из внебюджетных источников и оказания государственной поддержки из областного бюджета (приложение 7 к Программе).
Реализация подпрограммы позволит также укрепить материально-техническую базу КФХ и их финансовое положение, повысить профессиональный уровень работников КФХ. Получат дальнейшее развитие кооперативные и интеграционные связи КФХ между собой и другими предпринимателями в сфере производства, переработки и сбыта продукции, а также в оказании других услуг.
Фермерский сектор должен занять прочное положение в агропромышленном комплексе Ярославской области, ожидается повышение его конкурентоспособности на продовольственном рынке.
Экономические показатели деятельности КФХ отражены в приложении 3 к Программе.
3. Подпрограмма
"Поддержка личных подсобных хозяйств населения"
3.1. Содержание проблемы
ЛПХ - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданином единолично либо совместно с проживающими и (или) совместно осуществляющими с ним ведение ЛПХ членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ.
В связи с тем, что удельный вес заработной платы, получаемой работниками во многих экономически слабых сельскохозяйственных предприятиях, в структуре доходов их семьи постепенно снижается, а доходы от ЛПХ, наоборот, растут, то экономическая роль и значение ЛПХ для семей, проживающих в пределах территорий данных предприятий, возрастает. Повышение роли ЛПХ в получении дохода отражает снижение уровня жизни сельского населения и является важным фактором (и вынужденной мерой) экономической защиты сельских жителей, так как сфера приложения их труда по другим направлениям существенно ограничена.
Кроме производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ сельским жителям приходится немало сил и средств направлять на поддержание и улучшение своих социально-бытовых условий, так как социальная сфера села значительно отстает от уровня и условий жизни в городе.
По данным Ярославльстата, в 2004 году в области 216,1 тыс. семей имели ЛПХ, общая площадь земельных участков которых составляла 59,7 тыс. га. На каждое ЛПХ приходится в среднем по 0,28 га земли. В ЛПХ в целом по Ярославской области содержится: 36,7 тыс. голов КРС, или 18,9 процента от общего количества КРС в хозяйствах всех категорий, в том числе коров - 18,9 тыс. голов, или 20,7 процента; а также свиней - 8,4 тыс. голов, или 14,3 процента, овец - 24,2 тыс. голов или, 69,4 процента. Данная категория хозяйств в общем объеме производства картофеля по Ярославской области имеет удельный вес 79 процентов (169 тыс. тонн); овощей - 94 процента (220 тыс. тонн); мяса в убойном весе - 37 процентов (12,3 тыс. тонн); молока - 24 процента (78 тыс. тонн); яиц - 9 процентов (51 млн. шт.); шерсти - 58 процентов (15 тонн). По разным подсчетам, примерно 15-20 процентов произведенной продукции (в стоимостном выражении) ЛПХ направляют на реализацию.
В целом стоимость валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в ЛПХ за 2004 год и исчисленной в текущих ценах, составила 6,2 млрд. рублей, что составляет 59 процентов от стоимости всей сельскохозяйственной продукции Ярославской области. Вышеназванные показатели говорят о том, что ЛПХ вносят существенный вклад в продовольственный баланс Ярославской области. В этой связи поддержка ЛПХ имеет немаловажное значение в развитии производства сельскохозяйственной продукции и снижении социальной напряженности.
Кроме того, немаловажное значение имеет и то, что уровень производства во многих ЛПХ значительно выше уровня производства в КФХ. Это обстоятельство говорит о том, что ЛПХ является хорошей базой для дальнейшего развития фермерства, а также других малых форм предпринимательства. Сохранению и развитию ЛПХ в немалой степени способствует чрезвычайно благоприятный налоговый климат: владельцу ЛПХ нужно платить только налог на землю.
Однако рост производства сельскохозяйственных продуктов, также как и в КФХ, в ЛПХ сдерживают:
- высокие цены на энергоносители, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, минеральные удобрения, комбикорма;
- трудоемкость выполняемых работ;
- отсутствие разветвленной сети специализированных организаций по закупке сельскохозяйственной продукции у населения.
Одна из основных проблем, с которой сталкивается в настоящее время владелец ЛПХ - отсутствие возможности быстро и в нужное время реализовать произведенную продукцию. Реализация продукции собственными силами отнимает много времени и значительно увеличивает расходы (особенно транспортные).
В целях наращивания производства продуктов животноводства и растениеводства в ЛПХ необходимо осуществить ряд мероприятий:
- увеличение сельскохозяйственными предприятиями продажи населению молодняка КРС, свиней;
- организация закупки у сельскохозяйственных предприятий маточного (в том числе племенного) поголовья сельскохозяйственных животных для продажи населению;
- передача работникам сельскохозяйственных предприятий, имеющих задолженность по заработной плате, молодняка телят и поросят на откорм, а также кормов, семян сельскохозяйственных культур; оказание услуг в счет заработной платы (по договоренности сторон);
- оказание консультативных услуг специалистами различных отраслей;
- привлечение финансовых средств из внебюджетных источников и предоставление субвенций из областного бюджета муниципальным районам по соответствующим нормативам.
Для повышения племенной ценности всех видов скота и экономической эффективности производства животноводческой продукции в ЛПХ необходимо:
- организовать выездное искусственное осеменение скота в деревнях и селах, имеющих небольшое поголовье скота;
- обеспечить ветеринарное обслуживание скота в ЛПХ в соответствии с действующим законодательством.
В растениеводческой отрасли основным товарным продуктом в ЛПХ является картофель. Удовлетворение потребности населения Ярославской области в картофеле осуществляется, прежде всего, за счет производства его на приусадебных участках, так как в коллективных сельскохозяйственных предприятиях посевные площади, в том числе сортовые посевы, резко сократились. В связи с этим у населения возникли трудности с обеспечением семенами картофеля, что является одной из причин снижения урожайности (1995 год - 160ц/га, 2000 год - 130ц/га, 2003 год - 113ц/га, 2004 год - 83ц/га) и валовых сборов. Для улучшения сортового состава семян картофеля необходимо расширение семеноводства в специализированных хозяйствах с последующей реализацией семян ЛПХ.
3.2. Цели и задачи подпрограммы
Реализация подпрограммы предусматривает следующие цели и задачи:
- широкое участие ЛПХ в организации и деятельности СПоК;
- увеличение производства сельскохозяйственной продукции;
- обеспечение устойчивого производства сельскохозяйственной продукции;
- расширение спектра различных услуг, предоставляемых ЛПХ;
- развитие малого предпринимательства в сельской местности Ярославской области;
- организацию учебы, повышение квалификации членов ЛПХ, информационное обеспечение;
- снижение социальной напряженности на селе.
3.3. Перечень мероприятий
Для достижения целей и задач данной подпрограммы определены мероприятия по развитию ЛПХ, которые отражены в приложениях 5 и 6 к Программе, предусматривающие:
- совершенствование договорных отношений в вопросах производства сельскохозяйственной продукции и сфере оказания различных видов услуг;
- оказание информационно-консультационной помощи через ИКС АПК ЯО на безвозмездной или платной основе;
- проведение обучения членов ЛПХ по различным направлениям производственной деятельности;
- участие в областном конкурсе за наилучшие показатели в организации работы в ЛПХ;
- направления финансирования из областного бюджета на поддержку ЛПХ.
Потребности в финансовых средствах и источники их обеспечения отражены в приложении 7 к Программе.
3.4. Оценка социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы позволит достичь следующих результатов:
- увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции в 2011 году на 41 процент к уровню 2005 года, в том числе в расчете на одну семью на 53 процента;
- доступности заемных средств для сельского населения;
- снижения социальной напряженности на селе;
- повышения занятости и улучшения качества жизни сельского населения.
Экономические показатели деятельности ЛПХ указаны в приложении 4 к Программе.
4. Подпрограмма
"Поддержка садоводческих, огороднических или дачных
некоммерческих объединений"
4.1. Содержание проблемы
На 1 января 2005 года число городских и сельских семей, занятых садоводством и огородничеством в Ярославской области, составило 173,2 тысячи. Общая площадь обрабатываемых сельскохозяйственных угодий составляет 15,2 тыс. га, что в среднем на семью составляет 8,8 соток. На данных земельных участках население выращивает в основном картофель, овощи, фрукты, ягоды, а также часть площадей использует на кормовые цели. Доля населения, занятого садоводством и огородничеством, в производстве сельскохозяйственной продукции Ярославской области составляет более 59 процентов. Население обеспечивает себя производимой продукцией и реализует излишки. Проблемы, с которыми сталкиваются НО - те же, что у ЛПХ. Кроме того, в последние годы у них возникла существенная проблема, связанная с охраной имущества и выращенного урожая.
4.2. Цели и задачи подпрограммы
Целями и задачами подпрограммы являются:
- широкое участие НО в организации и деятельности СПоК;
- развитие инфраструктуры (строительство подъездных дорог, электрификация, водоснабжение, обеспечение средствами связи и т.д.);
- замена ручного труда средствами малой механизации;
- организация закупок излишка сельскохозяйственной продукции;
- увеличение производства сельскохозяйственной продукции;
- расширение спектра услуг, включая консультационные.
4.3. Перечень мероприятий
Для достижения целей и задач данной подпрограммы определены мероприятия, которые отражены в приложениях 5 и 6 к Программе, предусматривающие:
- совершенствование договорных отношений в сфере оказания различных видов услуг;
- оказание информационно-консультационной помощи через ИКС АПК ЯО на безвозмездной или платной основе;
- организацию обучения членов НО по производству сельскохозяйственной продукции;
- участие в областном конкурсе за наилучшие показатели в НО;
- направления финансирования из областного бюджета на поддержку НО.
Направления финансовой поддержки из областного бюджета в период действия Программы предусматриваются в соответствии с порядком, разрабатываемым ежегодно департаментом АПК и утверждаемым постановлением Администрации Ярославской области. Порядок финансирования разрабатывается департаментом АПК с учетом предложений Ярославского областного Союза садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений. Объемы оказания государственной поддержки из областного бюджета, привлечения внебюджетных средств НО отражены в приложении 7 к Программе.
4.4. Оценка социально-экономической эффективности
реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы позволит достичь следующих результатов:
- увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в 2011 году на 41 процент к уровню 2005 года, в том числе в расчете на одну семью на 53 процента;
- обеспечение максимальной доступности к заемным средствам;
- повышение занятости населения и улучшение самообеспеченности его продуктами питания.
Экономические показатели деятельности НО указаны в приложении 4 к Программе.
Приложение 1
к Программе
Организация потребительских кооперативов
в 2007-2011 годах
численность
N п/п |
Муниципальные районы |
Вид деятельности | Всего по Программе |
В том числе по годам | |||||
основной | дополнительный | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Большесельский | Переработка кормов | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
Кредитование | 1 | 1 | |||||||
2. | Борисоглебский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
3. | Брейтовский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
Переработка овощей, ягод, грибов |
Сбор овощей, грибов, ягод |
1 | 1 | ||||||
Кредитование | 1 | 1 | |||||||
4. | Гаврилов-Ямский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
5. | Даниловский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
6. | Любимский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
Кредитование | 1 | 1 | |||||||
7. | Мышкинский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
Кредитование | 1 | 1 | |||||||
8. | Некоузский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
Кредитование | 1 | 1 | |||||||
9. | Некрасовский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
Кредитование | 1 | 1 | |||||||
10. | Первомайский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
Кредитование | 1 | 1 | |||||||
11. | Переславский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
Страхование | 1 | 1 | |||||||
12. | Пошехонский | Сбор сельхозпродукции | Снабжение и сбыт | 1 | 1 | ||||
13. | Ростовский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
14. | Рыбинский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
Кредитование | 1 | 1 | |||||||
15. | Тутаевский | Переработка молока | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
Кредитование | 1 | 1 | |||||||
16. | Угличский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
17. | Ярославский | Снабжение и сбыт | Сбор сельхозпродукции | 1 | 1 | ||||
Итого по видам: | |||||||||
Кредитование | 9 | 1 | 3 | 4 | 1 | ||||
Снабжение и сбыт | 15 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 | |||
Переработка | 3 | 1 | 1 | 1 | |||||
Страхование | 1 | 1 | |||||||
Всего | 28 | 4 | 4 | 7 | 9 | 4 |
Приложение 2
к Программе
Ожидаемая экономическая эффективность
деятельности потребительских кооперативов за 2007-2011 годы
N п/п |
Показатели | Ед. изм. | Всего по Программе |
В том числе по годам | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Кредитные | ||||||||
1. | Численность кооперативов | колич. | х | 10 | 10 | 13 | 17 | 18 |
2. | Численность членов кооперативов | колич. | х | 1175 | 1290 | 1540 | 1950 | 2300 |
3. | Паевой фонд | млн.руб. | х | 47,1 | 64,0 | 84,5 | 107,6 | 133,7 |
4. | Количество займов | колич. | 7370 | 1030 | 1160 | 1370 | 1760 | 2050 |
5. | Сумма займов | млн.руб. | 1282 | 143 | 187 | 246 | 316 | 390 |
рост к предыдущему году | % | х | 124 | 131 | 132 | 128 | 123 | |
сумма займов в расчете на 1 кооператив | млн.руб. | х | 14,3 | 18,7 | 18,9 | 18,6 | 21,7 | |
6. | Средняя сумма одного займа | тыс.руб. | 173,9 | 138,8 | 161,2 | 179,6 | 179,5 | 190,2 |
7. | Численность работников кооперативов | чел. | х | 39 | 42 | 52 | 66 | 80 |
8. | Объем услуг в расчете на 1 работника | млн.руб. | х | 4,2 | 4.4 | 4.7 | 4.8 | 4.9 |
2. Снабженческо-сбытовые | ||||||||
1. | Численность кооперативов | колич. | х | 7 | 10 | 14 | 18 | 20 |
2. | Численность членов кооперативов | колич. | х | 22 | 31 | 45 | 60 | 70 |
3. | Паевой фонд | млн.руб. | х | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
4. | Объем оказываемых услуг | млн.руб. | 219 | 13 | 24 | 42 | 60 | 80 |
рост к предыдущему году | % | х | 4,6 раза | 184 | 175 | 143 | 133 | |
сумма услуг в расчете на 1 кооператив | млн.руб. | х | 1,9 | 2,4 | 3,0 | 3,3 | 4,0 | |
5. | Численность работников кооперативов | чел. | х | 56 | 84 | 130 | 170 | 210 |
6. | Объем услуг в расчете на 1 работника | млн.руб. | х | 0,23 | 0,29 | 0,32 | 0,35 | 0,38 |
3. Перерабатывающие | ||||||||
1. | Численность кооперативов | колич. | х | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 |
2. | Численность членов кооперативов | колич. | х | 6 | 10 | 11 | 15 | 18 |
3. | Паевой фонд | млн.руб. | х | 0,04 | 0,12 | 0,13 | 0,16 | 0,2 |
4. | Объем оказываемых услуг | млн.руб. | 513 | 82 | 94 | 105 | 112 | 120 |
рост к предыдущему году | % | х | 111 | 115 | 112 | 107 | 107 | |
сумма услуг в расчете на 1 кооператив | млн.руб. | х | 41 | 31,3 | 35,0 | 28,0 | 40,0 | |
5. | Численность работников кооперативов | чел. | х | 43 | 56 | 60 | 67 | 75 |
6. | Объем услуг в расчете на 1 работника | млн.руб. | х | 1,90 | 1,67 | 1,75 | 1,70 | 1,60 |
4. Страховые | ||||||||
1. | Численность кооперативов | колич. | х | 1 | ||||
2. | Численность членов кооперативов | колич. | х | 5 | ||||
3. | Паевой фонд | млн.руб. | х | 0,1 | ||||
4. | Объем оказываемых услуг | млн.руб. | 5,0 | 5,0 | ||||
рост к предыдущему году | % | х | х | |||||
сумма услуг в расчете на 1 кооператив | млн.руб. | х | 5,0 | |||||
5. | Численность работников кооперативов | чел. | х | 5 | ||||
6. | Объем услуг в расчете на 1 работника | млн.руб. | х | 1,0 | ||||
Итого по всем видам кооперативов | ||||||||
1. | Численность кооперативов | колич. | х | 19 | 23 | 30 | 39 | 43 |
2. | Численность членов кооперативов | колич. | х | 1203 | 1331 | 1596 | 2025 | 2393 |
3. | Паевой фонд | млн.руб. | х | 47,34 | 64,42 | 85,13 | 108,36 | 134,70 |
4. | Объем оказываемых услуг | млн.руб. | 2019 | 238 | 305 | 393 | 488 | 595 |
рост к предыдущему году | % | х | 124 | 128 | 129 | 124 | 122 | |
сумма услуг в расчете на 1 кооператив | млн.руб. | х | 12,5 | 13,3 | 13,1 | 12,5 | 13,8 | |
5. | Численность работников кооперативов | чел. | х | 138 | 182 | 242 | 303 | 370 |
6. | Объем услуг в расчете на 1 работника | млн.руб. | х | 1,72 | 1,67 | 1,62 | 1,61 | 1,60 |
7. | Рентабельность | % | х | 15,3 | 16 | 16,5 | 17,0 | 18,0 |
Приложение 3
к Программе
Динамика экономических показателей
крестьянских (фермерских) хозяйств за 2004 - 2011 годы
N п/п |
Показатели | Ед. изм. | 2004 г отчет |
2005 г ожид. |
2006 г прогноз |
Всего по Программе |
В том числе по годам | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | Численность КФХ | колич. | 2052 | 2037 | 2024 | х | 2012 | 1990 | 1980 | 1970 | 1960 |
2. | Наличие земель - всего, в том числе сельхозугодий |
тыс. га тыс. га |
43,8 36,5 |
43,4 36,2 |
43,1 35,8 |
х х |
42,7 35,5 |
42,3 35,1 |
41,8 34,8 |
41,4 34,4 |
41,0 34,0 |
3. | Посевные площади - всего, в том числе: зерновые картофель овощи кормовые культуры |
га га га га га |
9211 2057 711 157 6286 |
7357 1062 613 134 5487 |
7470 1100 605 132 5610 |
х х х х х |
7560 1060 610 135 5700 |
7600 1000 620 137 5800 |
7620 900 630 140 5850 |
7650 800 640 145 6000 |
7800 700 650 150 6200 |
4. | Поголовье скота: - крупный рогатый скот, из них коровы - свиньи - овцы и козы, из них овцы - лошади |
гол. гол. гол. гол. гол. гол. |
2534 1250 2319 4736 4624 69 |
2410 1180 2130 4520 4410 62 |
2320 1040 2040 4430 4350 60 |
х х х х х х |
2350 1030 2050 4450 4350 60 |
2400 1150 2050 4450 4350 60 |
2450 1180 2050 4450 4350 60 |
2500 1200 2100 4500 4400 60 |
2500 1200 2100 4500 4400 60 |
5. | Производство: зерно картофель овощи мясо (в убойном весе) молоко |
тонн тонн тонн тонн тонн |
2505 7145 2988 969 4896 |
1166 8559 3122 958 4640 |
1200 8470 3130 960 4470 |
5120 44430 16910 5050 23420 |
1190 8560 3220 970 4450 |
1120 8640 3280 990 4570 |
1040 8900 3340 1010 4700 |
930 9030 3470 1030 4800 |
840 9300 3600 1050 4900 |
яйцо шерсть |
млн. шт. тонн |
0,88 4,0 |
0,85 4,0 |
0,85 4,0 |
4,25 20,0 |
0,85 4,0 |
0,85 4,0 |
0,85 4,0 |
0,85 4,0 |
0,85 4,0 |
|
6. | Производство продукции сельского хозяйства в действующих ценах - всего, в том числе на 1 хозяйство рост к предыдущему году |
млн.руб. тыс.руб. % |
132,6 64,6 113,1 |
134,4 66,0 102,2 |
135,6 67,0 101,5 |
899,0 х х |
140,0 69,6 103,9 |
164,0 82,4 118,4 |
178,0 89,9 109,1 |
197,0 100,0 111,2 |
220,0 112,2 112,2 |
7. | Удельный вес КФХ в производстве продукции сельского хозяйства Ярославской области |
% |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
Приложение 4
к Программе
Динамика экономических показателей
личных подсобных хозяйств и садоводческих, огороднических
или дачных некоммерческих объединений за 2004 - 2011 годы
N п/п |
Показатели | Ед. изм. | 2004 г отчет |
2005 г ожид. |
2006 г прогноз |
Всего по Программе |
В том числе по годам | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | Численность семей, занятых ЛПХ и НО |
тысяч |
392,5 |
389,3 |
385,0 |
х |
380,0 |
375,0 |
370,0 |
365,0 |
360,0 |
2. | Наличие земель - всего, в том числе сельхозугодий |
тыс. га тыс. га |
90,2 85,8 |
89,5 85,1 |
88,2 84,4 |
х х |
86,9 83,7 |
85,6 83,0 |
84,3 82,3 |
83,0 81,6 |
81,7 81,0 |
3. | Посевные площади - всего, в том числе: картофель овощи многолетние насаждения |
тыс. га тыс. га тыс. га тыс. га |
37,7 20,3 7,3 8,2 |
37,7 20,3 7,3 8,2 |
37,4 20,2 7,1 8,1 |
х х х х |
37,2 20,1 7,1 8,0 |
36,9 20,0 7,1 7,9 |
36,7 19,9 7,0 7,9 |
36,3 19,8 6,9 7,8 |
36,0 19,7 6,8 7,7 |
4. | Поголовье скота: - крупный рогатый скот, из них коровы - свиньи - овцы и козы, из них овцы - лошади |
тыс.гол. тыс.гол. тыс.гол. тыс.гол. тыс.гол. тыс.гол. |
36,7 18,9 8,4 24,2 11,4 0,5 |
36,2 17,8 8,0 22,3 10,6 0,4 |
35,6 18,0 7,5 21,0 10,0 0,4 |
х х х х х х |
35,6 18,0 7,3 21,0 10,0 0,4 |
35,8 18,2 7,5 21,0 10,0 0,4 |
36,0 18,4 7,7 21,0 10,0 0,4 |
36,3 18,5 8,0 21,0 10,0 0,4 |
36,5 18,7 8,5 21,0 10,0 0,4 |
5. | Производство: картофель овощи плоды и ягоды мясо (в убойном весе) молоко |
тыс. т тыс. т тыс. т тыс. т тыс. т |
168,5 219,8 57,5 12,3 77,6 |
239,6 212,3 74,0 11,5 75,3 |
195,0 215,0 60,0 11,0 75,9 |
1145,0 1102,0 336,0 60,3 405,0 |
210,0 216,0 65,0 11,2 78,9 |
220,0 218,0 66,0 11,6 79,5 |
230,0 220,0 67,0 12,0 80,6 |
240,0 223,0 68,0 12,5 82,0 |
245,0 225,0 70,0 13,0 84,0 |
яйцо шерсть |
млн.шт. тонн |
51,2 15,0 |
49,8 14,6 |
50,0 14,3 |
250,0 72,2 |
50,0 14,3 |
50,0 14,4 |
50,0 14,5 |
50,0 14,5 |
50,0 14,5 |
|
6. | Производство продукции сельского хозяйства в действующих ценах - всего, в том числе на 1 семью рост к предыдущему году |
млн.руб. тыс.руб. % |
6202 15,8 96 |
6660 17,1 108,2 |
7010 18,2 106,4 |
42130 113,9 х |
7470 19,7 108,2 |
7980 21,3 108,1 |
8370 22,6 106,1 |
8900 24,4 108,0 |
9410 26,1 107,0 |
7. | Удельный вес ЛПХ и НО в производстве продукции сельского хозяйства Ярославской области |
% |
59,4 |
59,2 |
59,2 |
х |
59,3 |
59,4 |
59,4 |
59,4 |
59,4 |
Приложение 5
к Программе
Перечень программных мероприятий
N п/п |
Содержание мероприятий | Сроки реализации, год |
Исполнитель (в установленном порядке) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Участие в организации СПоК - всего, в том числе: | Ежегодно в 2007-2011 |
Департамент АПК, подведомственные ему организации и предприятия |
1.1. | Кредитных | 2007, 2009-2011 | |
1.2. | Снабженческо-сбытовых | 2007-2011 | |
1.3. | Перерабатывающих | 2007, 2008, 2010 | |
1.4. | Страховых | 2011 | |
2. | Разработка порядка финансовой поддержки из областного бюджета |
Ежегодно в 2007-2011 |
Департамент АПК, департамент финансов |
2.1. | СПоК, КФХ, НО | ||
2.2. | ЛПХ | ||
3. | Обучение и повышение квалификации работников СПоК, КФХ, ЛПХ, НО |
2007-2011 | ИКС АПК ЯО |
4. | Участие в областном конкурсе "За достижения в предпринимательской деятельности" |
Ежегодно в 2007-2011 |
Ассоциация крестьянских (фермерских хозяйств) Ярославской области, предприятия и организации малых форм хозяйствования |
5. | Участие в областном конкурсе за наилучшие показатели в НО и в организации работы ЛПХ |
Ежегодно в 2007-2011 |
Ярославский областной Союз садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений, садоводов и огородников |
6. | Информационно-консультационное обеспечение СПоК, КФХ, ЛПХ, НО |
2007-2011 | ИКС АПК ЯО |
7. | Доведение до органов управления сельского хозяйства администраций муниципальных районов Ярославской области нормативно-правовых документов, регламентирующих создание и деятельность СПоК |
Ежегодно в 2007-2011 |
Департамент АПК |
8. | Проведение совещаний с работниками органов управления сельского хозяйства администраций муниципальных районов Ярославской области и главами сельских поселений по условиям кредитования малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса |
Ежегодно в 2007-2011 |
Департамент АПК |
9. | Проведение семинаров по вопросам организации СПоК |
Ежегодно в 2007-2011 |
Департамент АПК, ИКС АПК ЯО |
10. | Совершенствование договорных отношений | 2007-2011 | Департамент АПК |
11. | Обобщение опыта деятельности малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса Ярославской области |
Ежегодно в 2007-2011 |
Департамент АПК |
12. | Обеспечение поддержки малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса по правовым, экономическим, технологическим вопросам, вопросам материально-технического обеспечения, учета, отчетности и налогообложения |
Ежегодно в 2007-2011 |
Департамент АПК |
13. | Рассмотрение на координационном совете по реализации в Ярославской области приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" вопроса о развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области |
Ежеквартально в 2007 |
Департамент АПК |
14. | Обеспечение широкого освещения в областных средствах массовой информации хода реализации Программы |
2007-2011 | Департамент АПК, ИКС АПК ЯО |
Приложение 6
к Программе
Мероприятия по финансовому обеспечению Программы
из областного бюджета в 2007-2011 годы
млн. рублей
N п/п |
Направления финансовой поддержки по категориям малых форм хозяйствования |
Всего по Программе |
В том числе по годам | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | СПоК - всего, в том числе субсидии на: |
140,0 | 19,0 | 22,0 | 27,0 | 33,0 | 39,0 |
1.1. | уплату части процентов по привлеченным кредитам |
35,8 |
5,0 |
6,2 |
7,0 |
8,5 |
9,1 |
1.2. | пополнение фонда кредитных кооперативов | 98,2 | 13,4 | 15,0 | 18,8 | 23,0 | 28,0 |
1.3. | компенсацию части затрат на приобретение техники и технологического оборудования |
5,2 |
0,5 |
0,7 |
1,0 |
1,3 |
1,7 |
1.4. | компенсацию части затрат на обучение и повышение квалификации кадров |
0,8 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
2. | КФХ - всего, в том числе субсидии на: |
36,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 10,0 |
2.1. | уплату части процентов по привлеченным кредитам |
18,0 |
2,4 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
5,1 |
2.2. | компенсацию части затрат на приобретение техники и племенного скота |
13,0 |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
2,7 |
3,5 |
2.3. | компенсацию части затрат на обучение и повышение квалификации кадров |
0,7 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
2.4. | компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений |
2,2 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
0,7 |
2.5. | компенсацию части затрат, связанных с оказанием консалтинговых услуг |
0,8 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
2.6. | компенсацию части затрат, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним |
1,3 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
3. | НО - всего, в том числе субсидии на: |
37,0 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 |
3.1. | обеспечение садоводческих, огороднических объединений минеральными и органическими удобрениями |
7,9 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
3.2. | компенсацию части затрат по электрификации и реконструкции электрических сетей садоводческих объединений |
10,6 |
1,7 |
2,0 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
3.3. | компенсацию части затрат по водоснабжению и реконструкции водопроводных сетей садоводческих объединений |
5,8 |
0,6 |
1,0 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
3.4. | строительство и восстановление подъездных дорог и железнодорожных платформ |
11,7 |
2,0 |
2,2 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
3.5. | организацию выставок | 0,5 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
3.6. | консультационные услуги | 0,5 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
4. | ЛПХ - всего, в том числе субвенции муниципальным районам (городским округам) по утвержденным нормативам (направления бюджетной поддержки отражают в порядке, разработанном и утвержденном на муниципальном уровне) |
65,0 65,0 |
9,0 9,0 |
10,0 10,0 |
14,0 14,0 |
15,0 15,0 |
17,0 17,0 |
Всего по областному бюджету | 278,0 | 39,0 | 45,0 | 56,0 | 64,0 | 74,0 |
Приложение 7
к Программе
Общая потребность в финансовых средствах
и источники финансирования
млн. руб.
N п/п |
Источники финансирования по категориям малых форм хозяйствования |
Всего по Программе |
В том числе по годам | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Областной бюджет - всего, из них: | 278 | 39 | 45 | 56 | 64 | 74 |
1.1. | СПоК | 140 | 19 | 22 | 27 | 33 | 39 |
1.2. | КФХ | 36 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 |
1.3. | НО | 37 | 6 | 7 | 8 | 8 | 8 |
1.4. | ЛПХ - всего, в том числе: | 65 | 9 | 10 | 14 | 15 | 17 |
1.4.1. | субвенции муниципальным районам по утвержденным нормативам |
65 |
9 |
10 |
14 |
15 |
17 |
2. | Внебюджетные средства - всего, в том числе: |
2131 | 249 | 379 | 443 | 502 | 558 |
2.1. | СПоК | 781 | 92 | 153 | 174 | 175 | 187 |
2.2. | КФХ | 456 | 40 | 74 | 88 | 117 | 137 |
2.3. | НО | 181 | 20 | 29 | 37 | 44 | 51 |
2.4. | ЛПХ | 713 | 97 | 123 | 144 | 166 | 183 |
3. | Итого по Программе - всего, в том числе по: |
2409 | 288 | 424 | 499 | 566 | 632 |
3.1. | СПоК | 921 | 111 | 175 | 201 | 208 | 226 |
3.2. | КФХ | 492 | 45 | 80 | 95 | 125 | 147 |
3.3. | НО | 218 | 26 | 36 | 45 | 52 | 59 |
3.4. | ЛПХ | 778 | 106 | 133 | 158 | 181 | 200 |
Приложение 8
к Программе
Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы за период 2007-2011 годы включает в себя ежегодный расчет следующих экономических показателей:
1) рост производства сельскохозяйственной продукции за отчетный год к предшествующему году:
- в КФХ;
- в ЛПХ;
- в НО.
Расчет производится следующим образом. По истечении года за период 2007-2011 годов по ежегодным данным Ярославльстата показатель отчетного года делится на показатель предыдущего года по объему производства сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах отдельно в КФХ и ЛПХ и умножается на 100. Оценка эффективности предполагает получение результата в процентах свыше 100 (за исключением форс-мажорных обстоятельств *);
2) рост объема оказываемых услуг СПоК за отчетный год к предшествующему году.
Расчет производится аналогично расчету, указанному в пункте 1;
3) рост производительности труда **:
- в СПоК;
- в КФХ;
- в ЛПХ;
- в НО.
Расчет производится следующим образом. По истечении года за период 2007-2011 годов по ежегодным данным Ярославльстата показатель отчетного года делится на показатель предыдущего года по производительности труда отдельно в СПоК, в КФХ, ЛПХ и в НО и умножается на 100. Оценка эффективности предполагает получение результата в процентах свыше 100 (за исключением форс-мажорных обстоятельств);
4) рентабельность производственно-финансовой деятельности СПоК.
Расчет производится следующим образом. По истечении года за период 2007-2011 годов по данным годовых отчетов СПоК прибыль (убыток) до налогообложения делится на себестоимость проданных товаров, работ, услуг и умножается на 100. Оценка эффективности предполагает получение положительного результата в процентах (за исключением форс-мажорных обстоятельств);
5) рост числа рабочих мест в СПоК.
Расчет производится следующим образом. По истечении года за период 2007-2011 годов по данным годовых отчетов СПоК показатель среднегодовой численности работников отчетного года делится на показатель среднегодовой численности работников предыдущего года и умножается на 100;
6) количество организованных СПоК ежегодно за период 2007-2011 годов (по факту регистрации в налоговом органе - получение свидетельства о регистрации и присвоении ИНН).
_______________________________________________
* - стихийные бедствия природного и техногенного характера (засуха, ливни, град, продолжительные осадки, наводнения, сильные морозы, пожары, обвалы и т.п.), вызвавшие гибель растений и животных, повреждения и разрушения зданий и сооружений, а также другие негативные последствия.
** - производительность труда определяется:
- в СПоК в расчете на одного среднегодового работника;
- в КФХ, ЛПХ и НО в расчете на одну семью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ярославской области от 22 ноября 2006 г. N 79-з "Об утверждении комплексной целевой программы "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области" на 2007 - 2011 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст настоящего Закона опубликован в газете "Губернские вести" N 74(1515) от 23 ноября 2006 г.
Законом Ярославской области от 2 ноября 2009 г. N 61-з настоящий Закон признан утратившим силу