Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Губернатора
Ярославской области
от 20 февраля 1997 г. N 97
Областная комплексная программа
"Семья"
на 1997 год
г.Ярославль
О положении семей в Ярославской области
Согласно данным последней переписи населения в Ярославской области проживает 414 тыс. семей, в т.ч. 337 тыс. семей городского населения, 77 тыс. сельских семей.
Возникшие кризисные явления в общественно-политических и социально-экономических отношениях отразились на всех сторонах жизнедеятельности семей и их экономическом положении.
Резко отрицательное воздействие на положение семей оказывают массовые явления нерентабельности производства, безработица, особенно в скрытых ее формах, широкомасштабная практика неплатежей и отсрочек выплат заработной платы, пенсий, пособий.
Обострилась проблема обеспечения семей жильем, его оплаты, текущего и капитального ремонта, резко вздорожавшие коммунальные услуги. Плата за жилье и коммунальные услуги становятся бременем семейных расходов не только для малоимущих семей, но и семей со средним достатком.
Материальное благосостояние большинства семей резко упало, достигая в отдельных семьях опасной границы угрозы здоровью детей, беременных, женщин, кормящих матерей.
В наибольшей степени снижение жизненного уровня характерно для семей с несовершеннолетними детьми.
Структура денежных доходов и расходов домашних хозяйств
в 1995 году (по данным Госкомстата)
Домохозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет |
|
с одним с двумя с тремя ребенком детьми детьми |
|
Денежные доходы (на члена семьи в месяц) тыс. рублей Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, процентов Прожиточный минимум (по данным Госкомстата) в 1995 г. в среднем равен |
280,9 227,1 167,9 110,2 89,1 65,9 254,8 тыс. рублей |
В течение 1996 года ситуация усугубилась. Прожиточный минимум вырос до 315 тыс. рублей на человека в месяц . Рост заработной платы составил 27%. Практически все семьи, имеющие двоих и более несовершеннолетних детей находятся в наиболее тяжелом экономическом положении.
Одной из негативных тенденций жизнедеятельности семей является сокращение рождаемости. На территории области наблюдается отрицательный баланс прироста населения
Годы Число родившихся Число умерших Естественный прирост
(убыль населения)
1965 18307 12800 + 5507
1975 19245 16063 + 3182
1985 20527 19679 + 845
1995 10998 25221 - 14223
Растет нестабильность браков, почти треть разводящихся составляют молодые брачные пары, просуществовавшие менее 5 лет. В 1995 году зарегистрировано 10384 брака, 7751 развод (в 3,0 раза больше, чем в 1965 году).
Годы Число браков Число разводов
1965 11664 2550
1975 14966 5326
1985 13066 5840
1995 10384 7751
Среди разведенных 2369 супружеских пар без детей, 5382 - с детьми. 6907 детей остались жить в неполной семье. Растет доля детей, появившихся на свет вне зарегистрированного брака (2037 детей).
Отказ от рождения детей превращается в массовое явление (на 100 родов приходится 350 абортов). Усиливается напряженность между супругами, родителями и детьми.
В последние годы снижается воспитательный потенциал школы, сферы организованного и бесплатного досуга детей.
В значительной мере семья оказалась неподготовленной к сложившейся политической, социально-экономической и культурной ситуации, что наряду с экономическим кризисом привело к снижению жизненного уровня, разрушению ряда принципов общей культуры, размыванию нравственно-этических норм поведения людей.
По данным УВД в 1996 году 16315 граждан области совершили преступления, в т.ч. 2369 женщин, 2264 - несовершеннолетних.
Продолжает оставаться серьезной проблема социального сиротства, увеличивается количество детей, лишившихся родительского попечения. Более 1 тысячи детей и подростков, проживающих в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и устройстве в государственное учреждение. Однако, детские дома и интернатные учреждения переуплотнены. Практически в каждом районе области необходимо открывать новые учреждения для таких детей.
Негативные явления в социально-экономических условиях жизнедеятельности семей проявляется в тревоге и растерянности не только бедных семей, но и семей среднего уровня обеспеченности. Лишь 20% семей удалось добиться определенного уровня благосостояния, психологического и нравственного комфорта.
В особенно тяжелом экономическом положении находятся многодетные, неполные, молодые семьи, с малолетними детьми, семьи с детьми-инвалидами, а также семьи безработных граждан.
На 1 января 1997 года в области зарегистрировано 49 тысяч безработных, в т.ч. 28 тысяч женщин. 13,5 тыс. безработных воспитывают несовершеннолетних детей. 1328 безработных женщин, являются одинокими родителями, т.е. практически единственными кормильцами в семье. 1012 родителей являются многодетными, не имеющими работы.
Среди безработных 4,4 тыс. являются выпускниками учебных заведений, в т.ч. 234 - выпускники вузов, 749 - выпускники сузов.
В 1996 году 1530 безработных женщин получили пособие по беременности и родам за счет средств областного бюджета.
Продолжается рост заболеваемости у детей практически по всем основным группам болезней, особенную озабоченность вызывает рост заболеваемости туберкулезом, онкологическими заболеваниями, дифтерией.
В области 2200 детей больных бронхиальной астмой. У 4 тыс. детей - тяжелый нефротический синдром, более 2,5 тыс. детей имеют психические расстройства. 309 тыс. детей в возрасте до 14 лет имеют болезни органов дыхания, 14 тыс. - органов пищеварения.
При проведении профилактических осмотров детей до 14 лет выявлены следующие результаты:
осмотрено детей - 233 тыс. человек
Выявлено:
- понижение остроты зрения - 18 тыс. чел.
- нарушение осанки - 19,5 тыс. чел.
- дефекты речи - 9 тыс. чел.
- сколиоз - 1,3 тыс. чел.
- понижение слуха - 1,1 тыс. чел.
Здоровье детей во многом определяется состоянием здоровья матерей. Из 10 тыс. родивших в 1995 году женщин 3,3 тыс. страдали анемией.
Исходя из анализа положения семьи в Ярославской области следует отметить, что социально-экономическое положение семей ухудшается. Поэтому наряду с принятием мер экономической стабилизации необходимо разработать и утвердить концепцию социальной и семейной политики, принять программу укрепления и развития семьи, одним из вариантов которой может быть областная комплексная программа "Семья".
Статистические данные
"Семья в Ярославской области"
Количество семей
в том числе: - 414 тысяч
многодетные семьи - 12,0 тыс. семей
неполные семьи - 54 тыс. семей
в т.ч. с несовершеннолетними детьми - 24 тыс. семей
семей одиноких матерей - 9,7 тыс.
семьи воспитывающие детей-инвалидов - 3 тыс. семей
семьи родителей-инвалидов - 1,7 тыс. семей
студенческие семьи с детьми - 559 семей
семьи одиноких матерей-студентов - 24 семьи
семьи, взявшие на воспитание под опеку
детей-сирот, детей, лишившихся
родительского попечения - 3000 семей
Численность женщин - 787 тыс. человек
Численность детей
до 16 лет - 289 тыс.человек
до 2-х лет - 21,2 тыс. человек
Количество детей, рожденных - 2079 18% от общего числа
вне брака родившихся детей
в т.ч. в сельской местности - 486
в городской - 1593
Число заключенных браков - 10384
разводов - 7751
Число разводов
семей без детей - 2369
с детьми - 5382
Число детей
в расторгнутых браках - 6907
в т.ч. с двумя и более - 2889
Количество родившихся детей - 10382
Численность беременных женщин
страдающих анемией - 3215
болезнями системы кровообращения - 226
Число абортов на 100 родов - 350
Выявлено детей и подростков,
оставшихся без попечения родителей - 1173
Численность детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей - 8021
в т.ч. под опекой - 3000
на усыновлении - 2818
Воспитываются в государственных
учреждениях системы образования - 1875
системы здравоохранения (домах
ребенка) - 131
системы соцобеспечения - 417
(в том числе и инвалиды-сироты) - 220
Областная комплексная программа "Семья"
Программа "Семья" является одной из программ по реализации регионального плана действий в отношении семьи и направлена на улучшение условий жизнедеятельности семьи в создавшейся социально-экономической ситуации.
Программа составлена с учетом принятых региональных программ: программы развития образования, программы содействия занятости населения, программы "Безопасное материнство", а также федеральных программ "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети".
Программа "Семья" является также программой по реализации национального плана действий по улучшению положения детей и улучшению положения женщин.
В связи с нестабильной экономической ситуацией программа разрабатывается и утверждается на год и представляет собой систему первоочередных мер социальной поддержки семей.
Цель и задачи программы
Основной целью программы является:
1. Улучшение материального положения семьи, имеющей несовершеннолетних детей, обеспечение социальной защиты детей.
2. Повышение статуса семьи, стимулирование рождаемости детей.
3. Сокращение масштабов социального сиротства, обеспечение преимущественного воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейных условиях.
4. Создание условий для воспитания в семье и адаптации в обществе детей-инвалидов.
5. Уменьшение детской безнадзорности, повышение физического и социального здоровья членов семьи.
Содержание программы
Программа "Семья" состоит из трех подпрограмм:
Мероприятия программы "Семья" в 1997 году сформированы с учетом ограниченной возможности государственного бюджета области.
В качестве защищенных по финансированию мероприятий социальной поддержки семей с детьми предусматриваются следующие:
1. Пособия на детей, взятых под опеку в семьи.
2. Компенсационные выплаты на молочные продукты детям в возрасте до 2-х лет (в случае невозможности обеспечения специальными молочными продуктами через молочные кухни).
3. Пособие по беременности и родам безработным женщинам, в случае когда это не предусмотрено установленным порядком.
4. Оказание адресной материальной помощи остронуждающимся многодетным и неполным семьям, семьям, имеющим хронически больных детей, детей-инвалидов.
В связи с дефицитом средств в 1997 году не предусматривается выплата пособия на питание беременным женщинам, а также компенсационные выплаты на детей, не посещающих дошкольные учреждения по медицинским показаниям.
За счет целевого финансирования сохраняется выплата областных стипендий для одаренных и малообеспеченных студентов ВУЗов и техникумов, учащихся профессиональных училищ, увеличение дотации на питание учащимся профессиональных училищ, не имеющим полного государственного обеспечения и студентам средних специальных учебных заведений, финансируемых из областного бюджета.
Для формирования и развития системы социальной поддержки, образования и воспитания детей в программу включены мероприятия по созданию учреждений для социально-дезадаптированных детей и подростков, а также открытие отделений по работе с детьми на базе территориальных центров, центров семейного воспитания на базе учреждений образования, центра семьи департамента социального обеспечения.
Мероприятия, направленные на охрану здоровья матери и ребенка, предусматривают укрепление материальной базы учреждений родовспоможения, открытие центров и отделений перинатальной диагностики, совершенствование работы центра планирования семьи.
Предусматривается проведение мероприятий по оздоровлению детей, открытие реабилитационного центра для детей с ДЦП, стационара при областной психолого-медико-педагогической консультации.
В организационные мероприятия программы "Семья" включено проведение мониторинга социально-экономического положения семей, проведение исследований и конференций по проблемам женщин и семьи.
При подготовке и проведении в области Международного Дня Семьи планируется организация областных выставок фотографий, детского рисунка, прикладного творчества по теме "Моя семья", спортивных соревнований "Папа, мама, я - спортивная семья", бесплатное посещение музеев и кинотеатров.
Адресаты программы
Адресатами программы являются малообеспеченные многодетные и неполные семьи, семьи безработных граждан, семьи, воспитывающие детей-инвалидов и хронически больных детей, а также семьи, взявшие под опеку детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения.
К адресатам программы относятся студенческие семьи с детьми и молодые семьи, а также малообеспеченные и талантливые студенты и учащиеся общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.
Общее количество семей, получающих помощь в соответствии с программой "Семья" составляет 38 тыс. семей.
Финансирование программы
Общие затраты областного бюджета на реализацию программы "Семья" на 1997 год предполагают целевое финансирование в размере 22 млрд. рублей. На организацию летнего отдыха детей и подростков 9,9 млрд. рублей, помощь высшим учебным заведениям - 3 млрд. рублей. Часть мероприятий программы финансирует за счет текущего финансирования отраслей социальной сферы.
Расчеты произведены с учетом того, что в г. Ярославле, г. Рыбинске мероприятия программы реализуются за счет бюджетов этих городов.
В финансировании мероприятий программы предусматривается участие средств фонда социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования, фонда занятости, отделения Российского детского фонда.
Мероприятия
по социальной поддержке семей, имеющих детей
------------------------------------------------------------------\
N Наименование мероприятия |Кол-во |Затраты |Ответственный |
|получа-|областного|исполнитель |
|телей |бюджета | |
| |(млн.руб.)| |
------------------------------------------------------------------/
1. Выплата ежемесячного пособия 800 4800 Администрации
на детей-сирот, детей, муниципальных
оставшихся без попечения образований
родителей; переданных под
опеку в семьи, на питание и
приобретение одежды в размере
норм материального
обеспечения воспитанников
детских домов
2. Компенсационные выплаты на 9800 4700 Администрации
молоко и молочные продукты муниципальных
детям в возрасте до 2-х лет образований
(при условии невозможности
обеспечения через молочные
кухни)
3. Адресная материальная 21500 12500 Администрации
поддержка детей из муниципальных
малообеспеченных, многодетных образований,
и неполных семей, хронически департамент
больных детей по
социальному
обеспечению
4. Оплата больничных листов по 1300 360 Правительство
беременности и родам области,
женщинам, являющимися комитет
безработными, в случаях, занятости
когда это не предусмотрено в населения
установленном порядке
5. Выплата областных стипендий, Финансиро- Департамент
учрежденных для студентов вание по финансов,
высших учебных заведений: статье фи- Правительство
а) для социальной защиты 1200 нансовая области,
студентов в размере помощь совет
минимальной заработной платы ВУЗам ректоров
б) для талантливых студентов в 205 ВУЗов
размере полуторакратной
минимальной заработной платы
в) для аспирантов и 100
ассистентов вузов в размере
трехкратной минимальной
заработной платы
6. Выплата стипендий для Финансиро- Департамент
учреждений культуры, в т.ч.: вание по культуры,
для студентов средних 14 статье на- искусства и
специальных учебных заведений родное об- исторического
культуры и искусства (в разование наследия
размере минимальной
заработной платы)
для учащихся детских 16
музыкальнных и художественных
школ (в размере 1/2
минимальной заработной платы)
7. Выплата областных стипендий 250 Финансиро- Департамент
для одаренных студентов, вание по образования
средних-специальных учебных статье "на-
заведений, учащихся родное об-
профессионально-технических разование"
училищ (в размере минимальной
заработной платы)
8. Выплата материальной помощи Финансиро- Департамент
малообеспеченным студентам и вание по финансов,
сотрудникам высших учебных статье "ма-совет
заведений области териальная ректоров
помощь ВУЗов
ВУЗам"
9. Дотация на дополнительное 900 540 Правительство
питание детям, больным Финансиро- области,
сахарным диабетом, взрослым вание при департамент
членам семьи, больным выполнении финансов,
инсулинозависимой формой доходности администрации
диабета бюджета муниципальных
округов
10 Установление ежемесячной Финансиро- Департамент
дотации в размере минимальной вание по финансов,
заработной платы студентам статье "фи-совет
ВУЗов (дневных отделений) - нансовая ректоров
- инвалидам; помощь ВУЗов
- одиноким матерям; ВУЗам"
- имеющим детей
11 Установление и выплата 190 Правительство
ежемесячного денежного области,
пособия в размере минимальной департамент
заработной платы сиротам: образования,
не трудоустроенным администрации
выпускникам интернатных муниципальных
учреждений; образований
обучающимся в учебных
заведениях начального,
среднего и высшего
профессионального
образования, не имеющим
полного нормативного
государственного обеспечения
12 Льготный проезд учащихся - Финансиро- Администрации
школ, профтехучилищ, вание из муниципальных
студентов ВУЗов и техникумов бюджетов образований
в городском транспорте муниципаль-
ных образо-
ваний
13 Бесплатный проезд на рейсовых Финансиро- Администрации
автобусах учащихся школ, ПТУ вание из муниципальных
в сельских районах от места бюджетов образований
жительства до места учебы в муниципаль-
течение учебного года ных образо-
ваний
14 Приобретение путевок в 5400 Финансиро- Департамент
оздоровительные учреждения вание по по делам
детям из малообеспеченных статье "лет- молодежи,
семей, удешевление стоимости няя оздоро- администрации
путевок для детей, родители вительная муниципальных
которых работают в бюджетных кампания" образований,
организациях департамент
социального
обеспечения
15 Сохранение льгот по оплате Финансиро- Администрации
содержания детей в детских вание за муниципальных
дошкольных учреждениях для: счет бюдже- образований
многодетных семей тов муници-
одиноких матерей пальных
опекунов образова-
семей, потерявших кормильца ний
матерей, мужья которых призваны
для прохождения
действительной срочной
военной службы
студентов дневных отделений
ВУЗов, техникумов, ПТУ при
условии, что оба родителя -
студенты
неработающих инвалидов I и II
групп
16 Обеспечение предоставления Финансиро- Администрации
льгот для многодетных семей вание за муниципальных
- 30% скидка по оплате счет бюдже- образований
коммунальных услуг тов муници-
- 50% скидка по оплате за пальных об-
пользование телефоном разований
- бесплатный проезд в
городском общественном
транспорте автобусах
пригородных и внутренних
линий для школьников
- бесплатное двухразовое
питание школьников и учащихся
профессиональных училищ
- бесплатная выдача лекарств
по рецептам врачей для детей
до 6 лет
II. Формирование и развитие системы социальной
поддержки, образования и воспитания детей
-----------------------------------------------------------------\
N| Наименование мероприятия |Затраты| Источники |Исполнитель |
| |област-| финансиро-| |
| |ного | вания | |
| |бюджета| | |
--+--------------------------+-------+-------------+-------------|
1| 2 | 3 | 4 | 5 |
-----------------------------------------------------------------/
1 Создание учреждений для 500 Областной Правительство
социально-дезадаптиров- бюджет, области
анных детей и бюджеты администрации
подростков в: муниципаль- муниципальных
г. Ярославле ных образований,
г. Угличе образований департамент
Мышкинском районе образования,
Любимском департамент
Пошехонском социального
Ярославском обеспечения
2 Открытие отделений по 200 Областной Администрации
работе с детьми, бюджет, муниципальных
требующими социальной бюджеты округов,
поддержки, на базе муниципальных департамент
территориальных центров образований социального
социального обеспечения
обслуживания населения:
3 Поддержка деятельности Областной Департамент
учреждений временного бюджет финансов
содержания детей, департамент
специализированных по
приютов, центров социальному
реабилитации детей и обеспечению,
подростков департамент
образования и
воспитания
4 Обеспечение 500 Областной Департамент
профессиональной бюджет, образования,
подготовки учащихся, не бюджеты администрации
имеющих основного муниципальных муниципальных
общего образования на образований округов
базе профессионально-
технических училищ
г.Ярославля N 10,11,12,
14,21,24,27
г.Рыбинска N 4, 20, 25
г.Мышкина N 34
г.Углича N 35
г.Тутаева N 41
с.Вятское N 42
г.Данилова N 45
п.Борисоглебский N 46
5 Организация трудовой Финансирован- Администрации
занятости подростков в ие за счет муниципальных
свободное от учебы программы округов,
время "Молодежь" департамент
по делам
молодежи,
комитет
занятости
населения
6 Развитие системы Бюджеты Администрации
дошкольных учреждений с муниципальных муниципальных
гибким круглосуточным образований образований
графиком работы и
приоритетным правом
устройства в них детей
из семей, нуждающихся в
дополнительной
социальной поддержке
7 Открытие на базе Бюджеты Администрации
дошкольных учреждений муниципальных муниципальных
консультативных центров образований округов,
дошкольного воспитания департамент
типа "материнская образования
школа"
8 Организация областного Областной Департамент
центра семейного бюджет образования
воспитания
9 Создание областного 100 Областной Департамент
центра психологической бюджет соц.обеспече-
помощи семьям, имеющим ния
детей
10 Открытие 20 Областной Департамент
медико-педагогической бюджет образования
школы для учащихся
профессиональных училищ
11 Организация Бюджеты Администрации
консультаций по муниципальных муниципальных
вопросам образований округов,
брачно-семейных департамент
отношений, воспитания здравоохране-
детей на базе: ния,
- поликлиник образования
- отделов ЗАГС
- молодежных агентств
- учреждений культуры
- в учебных заведениях
- в трудовых коллективах
III. Охрана здоровья матери и ребенка
-----------------------------------------------------------------\
N| |Затраты| Источники |Исполнитель |
| |област-| финансиро-| |
| |ного | вания | |
| |бюджета| | |
--+--------------------------+-------+-------------+-------------|
1| 2 | 3 | 4 | 5 |
-----------------------------------------------------------------/
1 Оснащение родовспомогатель-Финанси-Областной Департамент
ных учреждений: рование бюджет, здравоохране-
- современным за счет бюджеты ния,
диагностическим програм-муниципальных администрации
оборудованием мы округов муниципальных
(эндоскопическое "Безопа- округов
оборудование, аппаратура сное
искусственной вентиляции материн-
легких) ство"
Открытие отделений и
центров перинатальной
диагностики
2 Организация на базе детских Бюджеты Администрации
поликлиник комнат здоровья, муниципальных муниципальных
как образований образований
информационно-вспомогатель-
ной службы в воспитании
детей
3 Расширение сферы Областной Департамент
деятельности на базе центра бюджет здравоохране-
планирования семьи ния
4 Открытие на базе детской Областной Комитет по
больницы N 3 г.Ярославля бюджет, строительству
детского реабилитационного бюджет и ЖКХ, мэрия
центра для детей с ДДП и г.Ярославля г.Ярославля
заболеваниями нервной
системы
5 Организация при областной Областной Департамент
психолого-медико-педагоги- бюджет образования
ческой консультации
диагностического
реабилитационного
стационара для детей
6 Расширение сети Бюджеты Администрации
оздоровительных групп в муниципальных муниципальных
детских дошкольных образований образований
учреждениях
7 Продолжение строительства Федеральный Комитет по
цеха по производству бюджет, строительству,
молочных продуктов для областной департамент
детского питания в бюджет сельского
г.Ярославле хозяйства и
потребитель-
ского рынка
8 Реализация программы по Областной Комитет
развитию физической бюджет физкультуры,
культуры для спорта,
детей-инвалидов, департаменты
умственно-отсталых детей здравоохране-
ния,
образования,
соц.
обеспечения
9 Обеспечение бесплатного Бюджеты Администрации
дорогостоящего муниципальных муниципальных
медикоментозного лечения с образований, образований,
эндокринной патологией, областной департамент
онкологическими бюджет здравоохране-
заболеваниям, ния
муковисцидозом.
10 Оздоровление детей с Областной Администрация
ослабленным здоровьем, на бюджет, муниципальных
базе областных санаториев, бюджеты образований,
домов отдыха, пансионатов, муниципальных фонд соц.
профилакториев, детских образований, страхования,
оздоровительных центров фонд департамент по
социального делам молодежи
страхования
IV. Организационные мероприятия
N | Наименование мероприятия | Исполнитель |
1 | 2 | 3 |
1 Проведение мониторинга Аналитический центр
социально-экономического положения при Губернаторе
семей области
2 Проведение научно-практической Правительство
конференции по проблемам работы с области,
семьей департамент по
соцобеспечению,
департамент
образования
3 Разработка модели муниципальной * * *
службы помощи семье и детям
4 Продолжение работы Ярославский
исследовательских групп ученых по государственный
проблемам положения женщин в университет
современном обществе
5 Организация в средствах массовой Департаменты
информации на радио, телевидении образования,
рубрик, передач по вопросам здравоохранения,
семейного воспитания, социальной соцобеспечения
педагогики, консультирования
специалистов образования,
здравоохранения, социальной защиты
6 Проведение конкурсов семейной Администрации
художественной самодеятельности муниципальных
образований,
комитет культуры,
искусства,
исторического
наследия
7 Организация выставок "Моя семья" * * *
- фотографий
- детского рисунка
- прикладного искусства
8 Проведение в кинотеатрах фестиваля Администрации
"Экран семейного фильма" муниципальных
образований,
департамент
культуры, искусства
и исторического
наследия
9 Организация областных спортивных Администрации
мероприятий "Папа, мама, я - муниципальных
спортивная семья" округов комитет
физкультуры и
спорта
10 Организация мероприятий по
празднованию:
- Международного Дня семьи - 15 мая
- Международного Дня защиты детей -
1 июня
- Дня матери - 3 мая
- Дня знаний - 1 сентября
- Новогодних и рождественских
праздников
Основание разработки программы
"Дети-сироты"
Областная программа "Дети-сироты" разработана в соответствии с президентской программой "Дети России".
Ее создание вызвано необходимостью принятия мер по социальной защите детей, лишившихся родительского попечения.
В последние годы в области растет социальное сиротство, следствием которого является увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В области проживает 8,0 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, причем 90 процентов составляют не сироты, а дети, чьи родители отказались от их воспитания или лишены родительских прав.
Государственная политика по отношению к детям-сиротам направлена прежде всего на улучшение их материально обеспечения, воспитания и обучения. Принято постановление Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вместе с тем существует целый комплекс проблем, а именно проблема трудоустройства, профессионального обучения, социально-трудовой адаптации, обеспечение жильем сирот-выпускников интернатных учреждений.
В профессиональных училищах области обучается 406 учащихся из числа сирот или лишившихся родительского попечения. В этих образовательных учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, сироты не обеспечиваются форменным обмундированием, четырехразовым ежедневным горячим питанием, не получают в полном объеме выплат, предусмотренных постановлением Правительства РФ N 409 от 20.06.92 г.
Требуется материальная поддержка для студентов из числа сирот, обучающихся в высших учебных заведениях 104 человека и средних специальных учебных заведениях - 73 человек.
Все это свидетельствует о необходимости принятия программы, позволяющей на областном уровне реализовывать меры, обеспечивающие социальную защищенность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Цели и задачи программы
Целями программы "Дети-сироты" является создание необходимых условий для подготовки детей, лишившихся родительского попечения, к самостоятельной жизни и адаптации их в обществе.
Основными задачами являются:
· создание условий для предупреждения социального сиротства детей;
· развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
· создание системы учреждений по работе с семьей и детьми;
· принятие необходимых нормативных актов по обеспечению правовых гарантий сирот на жилье, трудоустройство, профессиональное обучение.
Программа составлена с учетом реализации в области программы социальной поддержки и реабилитации детей и подростков, являющейся составной частью программы "Развитие образования Ярославской области".
Адресаты программы
Адресатами программы являются 6,5 тыс. детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, в том числе:
Всего В г.Ярославле В г.Рыбинске
Дети, переданные под опеку в
семьи 3000 1147 627
в том числе получающие
пособие 1831 735 341
Воспитываются в интернатных
учреждениях 3982
в том числе дети-сироты 1875
- в Домах ребенка 116
- в учреждениях временного
типа 237
Обучаются
- в профессиональных училищах
(лишившиеся род.попечения) 406
в том числе сироты 106
- в средних специальных
учебных заведениях
(лишившиеся род, попечения) 73
в том числе сироты 21
- в высших учебных заведениях 104
Финансирование программы
Финансирование программы "Дети-сироты" осуществляется в рамках программы "Семья" за счет целевого выделения средств областного бюджета, бюджетов городов и районов.
Организация отдыха детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, финансируется за счет целевого выделения средств на летнюю оздоровительную кампанию детей и подростков.
Мероприятия
по реализации программы "Дети-сироты"
N | Наименование мероприятия | Затраты област- ного бюджета |
Источники финансиро- вания |
Ответственный Исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Укрепление материальной базы учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей |
Бюджеты муниципальных образований, областной бюджет |
Администрации муницип. образований, департамент образования |
|
2 | Обеспечение социальной поддержки детей-сирот и оставшихся без попечения родителей путем: - полного нормативного государственного обеспечения для воспитывающихся в интернатных учреждениях - выплаты ежемесячного пособия на питание и приобретение одежды детям, переданным под опеку в семьи - выплаты пособия в размер минимальной заработной платы учащимся ПТУ, студентам техникумов и ВУЗов - выплаты компенсации на одежду, обувь, инвентарь, выходного пособия выпускникам профессиональных училищ, средник-специальных и высших учебных заведений - выплаты пособия не трудоустроенным выпускникам интернатных учреждений |
Бюджеты муниципаль- ного образования Областной бюджет, бюджеты Ярославля Рыбинска Федеральный бюджет, областной бюджет Федеральный бюджет, областной бюджет Областной бюджет |
Администрации муницип. образований, департамент образования Администрации муниципальных образований Департамент образования, совет ректоров ВУЗов * * * Администрации муниципальных образований, департамент образования, комитет занятости |
|
3 | Развитие семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, введение в практику воспитание таких детей в приемных семьях |
Департамент образования |
||
4 | Обеспечение преимущественного приема в учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования лиц из числа сирот и оставшихся без попечения родителей |
Департамент образования, совет рек- торов ВУЗов |
||
5 | Введение в практику квотирования по приему на работу на предприятия муниципальной собственности выпускников образовательных учреждений, являющихся сиротами, или оставшимися без попечения родителей |
Бюджеты муниципальных образований |
Администрации муниципальных образований, комитет занятости населения |
|
6 | Подготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе, кадров для работы в интернатных учреждениях |
Областной бюджет |
Департаменты образования, соц.обеспече- ния |
|
7 | Разработка проектов нормативных актов по предоставлению льготных кредитов и целевого получения субсидий для строительства жилья для лиц из числа сирот, или оставшихся без попечения родителей |
Департамент по делам молодежи, комитет по строительству и ЖКЗ |
||
8 | Организация отдыха и оздоровления детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, воспитанников интернатных учреждений на базе оздоровительных учреждений области |
1900 | Областной бюджет по статье "Летняя оздоровитель- ная кампания" |
Департамент образования, администрации муниципальных образований |
9 | Выделение бесплатных путевок для отдыха учащимся системы профессионального образования, являющихся сиротами |
320 | Департамент образования |
|
10 | Круглогодичное оздоровление учащихся ПУ, студентов средних специальных учебных заведений из числа сирот на базе профилактория профессионального образования |
150 | Областной бюджет |
Департамент образования |
Программа "Дети-инвалиды"
Программа разработана в соответствии с президентской программой "Дети России" - "Дети-инвалиды". В Ярославской области, как и в Российской Федерации, наблюдается увеличение числа детей-инвалидов. В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, являются ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости матерей, злоупотребление родителями спиртными напитками.
Нерешенными остаются проблемы оснащения медицинских учреждений диагностическим оборудованием, развитие сети учреждений восстановительного лечения, совершенствование системы обучения детей с отклонениями в развитии.
Дети-инвалиды нуждаются в специальной мебели, оборудовании, приспособлениях.
Цели н задачи программы
Программа направлена на формирование основ решения проблем семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями, созданию системы реабилитации, адаптации в обществе таких детей.
Программа предусматривает решение таких задач:
· улучшение возможностей социальной адаптации, профессионального обучения детей-инвалидов;
· решение социально-экономических, нравственных проблем детей-инвалидов;
· обеспечение детей-инвалидов техническими средствами, приспособлениями для облегчения социально-бытовой адаптации детей;
· открытие и развитие сети специальных учреждений реабилитации для детей-инвалидов.
Адресаты программы
Программа "Дети-инвалиды" предлагает оказание поддержки трем тысячам детей, в том числе:
дети-инвалиды по психоневрологическим
заболеваниям - 1112 человек
в том числе ДЦП - 625 человек
Дети-инвалиды
по онкозаболеваниям - 100 человек
муковисцидоза - 16 человек
сахарного диабета - 129 человек
Дети-инвалиды по зрению - 258 человек
Дети-инвалиды по слуху - 208 человек
Финансирование программы
Финансирование программы осуществляется в рамках программы "Семья" за счет средств областного бюджета, бюджетов городов и районов.
Мероприятия
по реализации программы "Дети-инвалиды"
Наименование мероприятия | Затраты област- ного бюджета |
Источники финансиро- вания |
Ответственный исполнитель |
Открытие центра реабилитации для детей-инвалидов в г. Рыбинске |
Бюджет г. Рыбинска, областной бюджет |
Администрация г.Рыбинска, департамент соц. обеспечения |
|
Профессиональная подготовка детей-инвалидов, умственно отсталых детей на базе ПТУ N 4, 14, 34. 27 |
87 | Областной бюджет, бюджет г. Ярославля |
Департамент образования |
Открытие на базе Ярославского протезно-ортопедического предприятия пункта проката приспособлений, применяющихся для компенсации нарушенных функций и облегчения социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. |
300 | Областной бюджет |
Департамент соц. обеспечения |
Продолжение реализации программ: - "Глухие дети" - "Детский церебральный паралич" - "Детский диабет "24+6" |
Областной бюджет, детский фонд |
Администрация муниципальных образований, отделение Российского Детского фонда |
|
Завершение строительства Центра для детей с ДЦП и заболеваниями нервной системы на базе детской больницы N 3 г. Ярославля |
Областной бюджет, бюджет Ярославля |
Мэрия Ярославля, комитет по строитель- ству |
|
Восстановительное лечение детей, больных ДЦП с помощью терапевтического костюма в детской городской больнице N 3 Ярославля, санатория "Скобыкино" |
Областной бюджет, бюджет Ярославля детский фонд |
Департамент здравоохране- ния отделения РДФ |
|
Поддержка в обучении талантливых детей-инвалидов в высших, средних-специальных учебных заведениях, ПТУ, вручение областных стипендий-премий за примерную учебу к Всемирному дню защиты детей |
Областной бюджет, бюджеты муниципальных образований, детский фонд |
Областное отделение РДФ, департаменты образования, здравоохране- ния, культуры |
|
Организация отдыха и лечения детей-инвалидов в санаториях и профилакториях, домах отдыха |
1000 | Финансирован- ие по статье "Летняя оздоровитель- ная кампания" |
Комитет по соц. обеспечению, администрации городов и районов, фонд соц. страхования |
Проведение областного фестиваля творчества детей-инвалидов |
150 | Областной бюджет |
Департамент культуры, соц. обеспечения, администрации муниципальных образований |
Реализация программы по развитию физической культуры для детей-инвалидов, умственно отсталых детей |
50 | Областной бюджет |
Комитет физкультуры и спорта, департаменты образования и соц. обеспечения |
Обеспечение предоставления льгот детям-инвалидам: - бесплатное обеспечение лекарственными средствами рецептам врачей; - скидка семьям с детьми-инвалидами в размер 50 процентов квартирной платы, платы за пользовани отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией, абонементной платы за пользование телефоном; - бесплатный проезд на всех видах городского транспорт и пригородного сообщения для детей инвалидов и их родителей; - бесплатный проезд к месту лечения в автобусах пригородного и междугороднего сообщения д детей-инвалидов и сопровождающих их лиц |
о я |
Областной бюджет, бюджеты муниципальных образований |
Администрации муниципальных образований |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Ярославской области от 20 февраля 1997 г. N 97 "О программе "Семья" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.