Постановление Администрации Ярославской области
от 28 октября 2005 г. N 278
"Об Областной целевой программе развития образования на 2006-2007 годы
и перспективу до 2010 года"
21 августа 2006 г.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 годы "От выживания к благополучию" II этап, утвержденной постановлением Администрации области от 23.06.2004 N 93 "О стратегии социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 гг. "От выживания к благополучию" II этап", Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 N 1340-р "Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы", в целях создания условий и механизмов развития региональной системы образования и необходимости реализации на региональном уровне Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденного приказом Минобрнауки России от 15.06.2005 N 178 "Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года", и в связи с истечением срока действия программы развития образования в Ярославской области на 2001-2003 гг. и перспективы по 2005 год, одобренной постановлением Администрации Ярославской области от 08.11.2000 N 197-а "О проекте программы развития образования в Ярославской области на 2001-2003 гг. и перспективах по 2005 год", постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу развития образования на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года (далее Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) ежегодно в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.
3. Департаменту образования Администрации области (Степанова Т.А.), департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) предусматривать в областном бюджете на 2006-2007 годы средства на реализацию Программы за счет средств по разделу "Образование", подразделу "Другие вопросы в области образования".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Скороходову И.И.
Губернатор области |
А.И. Лисицын |
Областная целевая программа
развития образования на 2006 - 2007 годы и перспективу до 2010 года
(утв. постановлением Администрации Ярославской области от 28 октября 2005 г. N 278)
21 августа 2006 г.
Паспорт областной целевой программы
развития образования на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года
Наименование Программы | Областная целевая программа развития образования на 2006 - 2007 годы и перспективу до 2010 года (далее - Программа) |
Основание разработки Программы |
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р; Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденный приказом Минобрнауки России от 15 июня 2005 года N 178 |
Государственный заказчик Программы |
Администрация области в лице департамента образования Администрации области |
Основные разработчики Программы | департамент образования Администрации области; Институт педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского; государственное образовательное учреждение Ярославской области "Институт развития образования"; отдел по вопросам высшей школы и науки Администрации области |
Цели и задачи Программы | повышение качества и доступности образования за счет: - повышения качества управленческих решений на всех уровнях образования путем развития информационно-аналитической деятельности в региональной системе образования; - повышения качества ресурсного обеспечения региональной системы образования; - развития государственно-общественного характера управления образованием; - создания условий для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся; - развития воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования |
Сроки реализации Программы | 2006-2007 годы и перспектива до 2010 года |
Перечень разделов Программы | I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения II. Цели, задачи и сроки реализации Программы III. Ожидаемые результаты реализации Программы IV. Реализация Программы и контроль за ее выполнением V. Общая потребность в ресурсах VI. Мероприятия Программы |
Исполнители Программы (в установленном порядке) |
департамент образования Администрации области, отдел по вопросам высшей школы и науки Администрации области, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения области |
Общая стоимость Программы | 36 млн. 690 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- повышение эффективности управленческих решений; - повышение качества ресурсного обеспечения региональной системы образования; - развитие государственно-общественного характера управления образованием; - создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся; - создание системы поддержки и сопровождения воспитательной и инновационной деятельности в учреждениях региональной системы образования |
Ответственные лица для контактов |
директор департамента образования Администрации области Степанова Т.А., т. 72 - 83 - 91; первый заместитель директора департамента образования Администрации области Груздев М.В., т. 72 - 83 - 33; заместитель директора департамента образования Администрации области по экономике Калугина О.Ю., т. 72 - 83 - 23; заместитель директора департамента - председатель комитета профессионального образования департамента образования Администрации области Карагезян Н.П., т. 30 - 48 - 00. |
Куратор Программы | первый заместитель Губернатора области Скороходова И.И. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р, образование определено как важнейший фактор, обеспечивающий экономический рост, социальную стабильность и становление в нашей стране институтов гражданского общества. В Ярославской области региональная система образования, включающая дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, также рассматривается как одно из основных условий развития региона и средство удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
Для того чтобы реализовать свое предназначение, региональная система образования должна:
- обеспечивать высокий уровень качества и доступности образовательных ресурсов и услуг, создавая условия для максимальной реализации личного потенциала обучающихся;
- гибко реагировать на запросы государства, социума и самих обучающихся;
- открыто сотрудничать с партнерами из государственного, общественного и частного сектора, обеспечивая реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования;
- обеспечивать эффективное использование финансовых и материальных ресурсов системы образования, оптимальную организацию образовательного пространства территории.
Программа является основным механизмом реализации региональной государственной политики в сфере образования и формирования системы образования Ярославской области как единого образовательного комплекса. Программа определяет стратегию и основные направления развития региональной системы образования на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года.
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации программы развития образования в Ярославской области на 2001-2003 годы и перспективы по 2005 год (далее - Программа на 2001 - 2005 годы), в Ярославской области по-прежнему сохраняется проблема повышения качества образования, его доступности и эффективности. Существует разрыв между реальными и требуемыми образовательными результатами, вызванный прежде всего изменениями образовательных потребностей населения.
Настоящая Программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, государства и общества.
Краткий анализ ситуации в региональной системе образования
1. Ярославская область занимает территорию 36,4 тыс. квадратных километров и граничит с шестью областями Центральной России: Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской, Тверской. На территории области расположены одиннадцать городов и тринадцать поселков городского типа. В областном центре проживает свыше 45% населения, в Рыбинске - 16%, другие города области - менее населенные. Численность горожан в четыре раза превышает количество сельских жителей.
Область относится к числу успешно развивающихся территорий и по темпам экономического роста в Центральном федеральном округе уступает только Москве и Московской области. Однако процессы, происходящие в экономике региона, отличаются не только высоким уровнем динамизма, но и неравномерностью. Наряду с успешно развивающимся средним и малым бизнесом, в ряде районов области наблюдается спад производства. Население этих территорий испытывает трудности с устройством на работу, имеет низкий уровень социальной мобильности. Молодые люди мигрируют в крупные и малые города области.
Ориентация значительного количества выпускников школ на получение высшего профессионального образования и миграция населения создают диспропорции на рынке труда. В настоящее время доля обучающихся в вузах области на 10000 человек населения составляет 309 человек, в учреждениях среднего профессионального образования - 202 человека, в учреждениях начального профессионального образования - 126 человек; при избытке специалистов с высшим образованием ежегодно увеличивается потребность экономики области в квалифицированных рабочих кадрах.
Продолжает сокращаться количество детского населения. В отдельных муниципальных районах области численность школьников уменьшилась до 1,5 - 2 тыс. человек. В то же время в городах области наметилась тенденция повышения рождаемости и увеличился спрос на организованное дошкольное образование.
Изменились приоритеты федеральной образовательной политики. Формирование современной системы непрерывного профессионального образования, повышение его качества, обеспечение доступности качественного общего образования и повышение инвестиционной привлекательности сферы образования - направления, определенные в качестве ориентиров развития отечественного образования на ближайшие годы. Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 июня 2005 года N 178, рекомендовано введение предшкольного образования, реструктуризация систем начального и среднего профессионального образования, формирование условий для обеспечения образовательной мобильности обучающихся. В ближайшее время предстоит переход на новую отраслевую систему оплаты труда педагогических работников.
Согласно действующему законодательству учреждения начального профессионального образования с 01 января 2005 года переведены в ведение субъекта Российской Федерации. Начат перевод в ведение области учреждений среднего профессионального образования, создаются предпосылки для формирования в регионе единого образовательного комплекса.
2. Региональная система образования на конец 2004/2005 учебного года представлена 496 учреждениями дошкольного образования (47,1 тыс. воспитанников), 535 общеобразовательными школами (130,9 тыс. обучающихся), 109 учреждениями дополнительного образования детей (74,2 тыс. обучающихся), 40 учреждениями начального профессионального образования (17,1 тыс. обучающихся), 27 учреждениями среднего профессионального образования (27,2 тыс. обучающихся), 21 учреждением высшего профессионального образования, 35 детскими домами и школами-интернатами (2 тыс. воспитанников), 22 учреждениями для детей со специальными потребностями (1,9 тыс. обучающихся).
В период с 2000 по 2004 год количество школ в области сократилось на 9,1 процента при сокращении численности школьников на 24 процента. Количество учреждений дошкольного образования сократилось на 11,6 процента, при этом программы дошкольного образования реализуются другими типами образовательных учреждений. Количество дошкольников увеличилось на 3,1 процента. Охват детей дошкольным образованием составляет 77 процентов от общего количества детей этого возраста.
Подготовку специалистов с начальным профессиональным образованием ведут 40 учреждений начального профессионального образования, в которых на начало 2004/2005 учебного года обучалось 17,1 тыс. человек, что на 1,1 процента меньше, чем в 2003/2004 учебном году. Подготовка ведется по 68 специальностям.
Подготовку специалистов со средним профессиональным образованием ведут 27 средних профессиональных учебных заведений, в которых на начало 2004/2005 учебного года обучалось 27,2 тыс. человек, что на 1,6 процента меньше, чем в 2003/2004 учебном году. Подготовка ведется по 114 специальностям. По окончании средних профессиональных учебных заведений выпускники сталкиваются с проблемой трудоустройства.
В области функционирует 21 учебное заведение высшего профессионального образования (в т.ч. 8 негосударственных). Общие трудности с финансированием, присущие государственным вузам, приводят к их коммерциализации. С полным возмещением затрат на обучение на всех отделениях государственных высших учебных заведений обучаются 15,3 тыс. студентов, или 36,7 процента. По сравнению с 2003/2004 учебным годом их численность увеличилась на 12,7 процента.
Практически все действующие образовательные учреждения лицензированы, аттестованы, имеют свидетельства о государственной аккредитации. Реализуемые ими программы удовлетворяют основные потребности населения, следовательно, в целом в области созданы необходимые условия для получения обучающимися и воспитанниками качественного образования.
В региональной системе образования на сегодняшний день занято более 31,4 тыс. педагогических и руководящих работников, что на 8% меньше по сравнению с 2000 годом. 67 процентов из них имеют высшее профессиональное образование, 82,5 процента аттестованы на квалификационные категории, 98 процентов руководителей образовательных учреждений имеют высшее образование.
В 2000 году на образование было выделено 1307 млн. руб. (что составляло 17 процентов от общих расходных фондов в консолидированном бюджете области). В 2004 году на образование выделено 3774 млн. руб. (19,5 процента от общих расходных фондов в консолидированном бюджете области).
Общие расходы на образование в 2005 году по сравнению с 2000 годом выросли в 2,9 раза.
В период с 2001 по 2005 год в рамках реализации Программы на 2001-2005 годы:
- созданы новый механизм распределения бюджетных ресурсов и основа для формирования новых экономических отношений в образовании. Общеобразовательные учреждения области в соответствии с действующим законодательством в течение отчетного периода были переведены на новый механизм финансирования. Из регионального бюджета финансируются заработная плата, расходы на повышение квалификации работников системы образования, приобретение книгоиздательской продукции и учебные расходы; из бюджетов муниципальных образований области - расходы на содержание зданий и сооружений учреждений системы образования. Это позволило не только решить проблемы с выплатой заработной платы педагогическим работникам, но и существенно укрепить материальную базу, повысить самостоятельность образовательных учреждений и ответственность их руководителей за результаты работы. Увеличилась доля внебюджетных средств, полученных учреждениями от реализации платных образовательных услуг;
- апробированы варианты и модели государственно-общественного управления образованием. При Администрации Ярославской области создан Координационный совет по модернизации образования, действуют советы ректоров вузов, руководителей учреждений среднего и начального профессионального образования. На уровне большинства муниципальных органов управления образованием также сформированы координационные советы по развитию образования. В четырех школах области продолжается эксперимент по формированию управляющих советов и в пяти - школьных управляющих команд. Ведется работа по созданию механизмов социального партнерства, прежде всего с работодателями. Сложились прочные связи департамента образования Администрации области с Ярославской Ремесленной Палатой. В период с 2002 по 2004 год совместным решением департамента образования Администрации области и Ярославской Ремесленной Палаты были созданы три консультативные комиссии по взаимодействию работодателей малого и среднего бизнеса сферы обслуживания и общественного питания и работников учреждений начального профессионального образования;
- начата работа по оптимальной организации образовательного пространства и реструктуризации сети образовательных учреждений. С 2001 по 2005 год вследствие неблагоприятной демографической ситуации и реализации муниципальных программ реструктуризации закрыто 85 образовательных учреждений, в том числе 36 общеобразовательных школ. Профессиональное училище N 18 г. Ярославля реорганизовано в профессиональный лицей. Создан филиал профессионального училища N 47 г. Любима в пос. Пречистое Первомайского района. За этот же период введены в эксплуатацию 6 вновь построенных школьных зданий на 1407 ученических мест.
В муниципальных районах области сформировалось несколько моделей организации образовательного пространства. Наиболее распространена модель образовательного округа во главе с опорной школой. Доступность образования обеспечивается реализацией областной целевой программой "Школьный автобус". К настоящему времени для перевозки обучающихся к месту учебы и обратно задействовано 130 автобусов. Их услугами пользуются около 2,5 тыс. школьников;
- сформирована основа регионального рынка услуг по повышению квалификации педагогических и руководящих работников отрасли. В настоящее время в региональную систему повышения квалификации входят: государственное образовательное учреждение Ярославской области "Институт развития образования", Научно-методический и учебный центр работников профессионального образования, ведущие учреждения высшего профессионального образования области, ряд муниципальных учреждений повышения квалификации. Частично расходы на повышение квалификации включены в норматив бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося, тем самым создан новый механизм финансирования системы повышения квалификации работников образования;
- существенно укреплена материальная база информационного обеспечения образовательного процесса. На эти цели из бюджетов всех уровней в 2001-2004 годах направлено 87,5 млн. руб. В 2000/2001 учебном году на один компьютер приходилось 243 обучающихся, в 2004/2005 - 33. Компьютерный парк образовательных учреждений области в настоящее время в основном позволяет организовать образовательный процесс с использованием информационных технологий;
- начата отработка возможностей персонализации образования. Создана основа для поэтапного перехода общеобразовательных школ на новый базисный учебный план и введения предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников. Апробированы условия для реализации многоступенчатого начального профессионального образования;
- по сравнению с 2000 годом усилилась ориентация учреждений профессионального образования на потребности регионального рынка труда. Созданы механизмы социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования. За 2001-2005 год количество обучающихся профучилищ и лицеев, формируемое на основе заявок предприятий, учреждений, организаций, выросло с 5 до 90 процентов. С 14 до 20 процентов увеличился выпуск молодых рабочих с повышенным уровнем квалификации.
В 2004 году учреждения начального профессионального образования закончило 6837 человек, среднего профессионального образования - 4922 человека. Вузы области подготовили 7787 выпускников, в т.ч. негосударственные - 871.
В целом региональная система образования отличается стабильностью, наличием конструктивных связей с другими смежными отраслями. Во многих муниципальных округах и образовательных учреждениях развивается инновационная деятельность, направленная на решение актуальных задач образования. Ярославская область принимает активное участие в реализации ряда федеральных и международных образовательных проектов (единый государственный экзамен, изменение структуры и содержания общего и профессионального образования, разработка индексов доступности и эффективности образования и т.п.).
3. Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации Программы на 2001-2005 годы, в региональной системе образования сохраняются многочисленные проблемы, свидетельствующие о том, что масштаб, темпы изменений и образовательные результаты не в полной мере удовлетворяют государство, общество и самих обучающихся. Основными из них являются:
- недостаточный для современной жизни уровень образовательной и социальной мобильности выпускников школ и учреждений начального и среднего профессионального образования;
- несоответствие требованиям работодателей уровня ответственности, коммуникабельности и профессиональной компетентности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
- существенное ухудшение здоровья обучающихся в процессе получения образования;
- несформированность системы государственно-общественного контроля за организацией образовательного процесса и качеством образования;
- несовершенство системы информирования администраторов образования и местного сообщества о состоянии, результатах и изменениях в региональной системе образования;
- низкая эффективность существующих институтов общественного участия в управлении образованием;
- отсутствие реальной поддержки проводимых в региональной системе образования изменений со стороны профессионального сообщества и социума в целом;
- низкая эффективность взаимодействия с социальными партнерами образования;
- отсутствие эффективного сетевого взаимодействия учреждений региональной системы образования для решения образовательных задач;
- инерционность, закрытость и самодостаточность учреждений региональной системы образования;
- недостаточный для решения современных задач образования уровень ресурсного обеспечения учреждений региональной системы образования;
- низкий уровень владения информационными и коммуникационными технологиями педагогических работников;
- недостаточная эффективность региональной системы повышения квалификации;
- доминирование репродуктивных образовательных технологий в учебном процессе и перегрузка обучающихся;
- низкая эффективность аттестационных процедур (они не нацеливают педагогических и руководящих работников на существенное изменение образовательной деятельности);
- несовершенство системы оплаты труда и мотивации инновационной деятельности в региональной системе образования;
- недостаточная инвестиционная привлекательность региональной системы образования;
- недостаточное нормативно-правовое обеспечение регулирования отношений в системе образования.
Многие из перечисленных проблем имеют общие корни и требуют комплексного подхода к их разрешению. Можно выделить следующие общие причины, сдерживающие развитие региональной системы образования и не позволяющие получить образовательные результаты, адекватные ожиданиям государства, общества и самих обучающихся:
- отсутствие эффективных механизмов общественного участия в управлении образованием;
- недостаточный для решения современных задач образования уровень квалификации и профессионализма педагогических и руководящих кадров системы образования;
- недостаточный уровень взаимодействия всех уровней образования для удовлетворения образовательных потребностей населения и реализации индивидуальных образовательных программ;
- неразвитость аналитической деятельности на всех уровнях управления региональной системы образования и, как следствие, недостаточная обоснованность управленческих решений административных работников системы образования;
- недостаточное использование воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования для решения современных задач образования.
II. Цели, задачи и сроки реализации программы
Для обеспечения необходимого качества образовательных услуг и образовательных результатов на всех уровнях, региональная система образования должна обладать следующими качественными характеристиками:
- быть гибкой, мобильной и открытой, адекватно реагировать на изменение экономической ситуации в регионе, запросов государства и образовательных потребностей населения;
- быть эффективной, оптимально использовать образовательные ресурсы;
- иметь достаточный для удовлетворения образовательных потребностей населения ассортимент образовательных программ;
- иметь эффективную систему управления на всех уровнях;
- иметь эффективные связи с социальными партнерами.
Исходя из современного понимания роли образования как важнейшего фактора экономического роста, социальной стабильности региона и средства удовлетворения образовательных потребностей населения, анализа состояния региональной системы образования и задач, определенных Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, приоритетными направлениями региональной образовательной политики на ближайшие 3-5 лет и целями Программы является:
- повышение качества и доступности всех уровней региональной системы образования, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;
- развитие государственно-общественного характера управления образованием;
- повышение качества ресурсного обеспечения региональной системы образования;
- повышение качества управленческих решений на всех уровнях образования путем развития информационно-аналитической деятельности в региональной системе образования;
- развитие воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования.
Повышение качества и доступности всех ветвей и уровней образования позволит удовлетворить основные образовательные потребности населения области в дошкольном, общем и дополнительном образовании и предоставить возможность для получения молодыми людьми современного профессионального образования.
Для повышения качества и доступности всех ветвей и уровней образования региона необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для развития предшкольного образования;
- создать организационно-педагогические условия для продолжения оптимизации образовательного пространства городов и районов области;
- создать базовые условия для перехода к формированию и реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;
- реструктурировать систему начального и среднего профессионального образования региона;
- создать условия для формирования системы образования Ярославской области как единого образовательного комплекса и перехода к системе непрерывного образования;
- создать условия для освоения и использования современных информационных технологий педагогами, обучающимися и воспитанниками.
Развитие государственно-общественного характера управления образованием создаст предпосылки для качественной реализации государственного образовательного стандарта соответствующих уровней образования, привлечения общественности к управлению образованием, открытости и мобильности региональной системы образования, ее переориентации на удовлетворение потребностей населения и ожиданий социальных партнеров.
Для развития государственно-общественного характера управления образованием необходимо решить следующие задачи:
- создать региональную систему государственного надзора (инспекционного контроля) за деятельностью образовательных учреждений;
- инициировать формирование механизмов общественного участия в управлении образованием на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений;
- создать условия для перевода единого государственного экзамена в штатный режим;
- создать систему информирования общественности о состоянии и результатах региональной системы образования.
Повышение качества ресурсного обеспечения региональной системы образования остро необходимо для достижения нового качества образования, востребованного государством и обществом. Под ресурсным обеспечением в настоящей Программе понимается техническое, технологическое, финансовое, информационное и кадровое обеспечение образовательного процесса. Для повышения качества ресурсного обеспечения необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить безопасные условия для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;
- продолжить перевод учреждений региональной системы образования на нормативное бюджетное финансирование;
- создать условия для образования, повышения квалификации и профессионального роста работников образования;
- разработать и ввести новую систему оплаты труда педагогических работников области;
- повысить эффективность научно-методического обеспечения образовательного процесса.
Повышение обоснованности и качества управленческих решений позволит более эффективно решать проблемы в региональной системе образования и обеспечить ее поступательное развитие. Для повышения качества и обоснованности управленческих решений необходимо решить следующие задачи:
- создать региональную систему мониторинга и образовательной статистики;
- создать условия для становления и развития аналитической деятельности в региональной системе образования.
Для развития воспитательного потенциала в учреждениях системы образования необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить взаимодействие системы общего образования с дополнительным и предшкольным образованием;
- обеспечить внедрение в региональную систему образования новых эффективных воспитательных технологий.
Развитие воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования позволит создать условия, способствующие формированию у обучающихся гражданственности, ответственности за свое настоящее и будущее, умения работать в команде, пользоваться необходимой информацией, предприимчивости, целеустремленности и пр.
Реализация этих задач в значительной степени обеспечит развитие региональной системы образования и решение имеющихся проблем.
Мероприятия, заложенные в Программе, являются продолжением работы по развитию образования в Ярославской области и рассчитаны на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года.
III. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов:
1) формирование и создание:
- региональной нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию государственной региональной политики в сфере образования;
- региональной системы государственного надзора (инспекционного контроля) за соблюдением законодательства в сфере образования;
- региональной системы образовательной статистики, мониторинга состояния и результатов образования;
- региональной системы информирования общественности о деятельности и результатах региональной системы образования;
- новой региональной отраслевой системы оплаты труда работников образования Ярославской области.
- сети ресурсных центров профессионального образования;
- системы профессиональной подготовки граждан с ограниченными возможностями здоровья;
- системы государственного заказа учреждениям начального и среднего профессионального образования на подготовку квалифицированных кадров;
- региональной концепции развития дополнительного образования детей;
- новой практики сопровождения инновационных процессов в системе образования, пакета нормативных документов, методических рекомендаций по основным направлениям Программы.
2) реализация:
- нового механизма финансирования учреждений начального профессионального образования на основе нормативного бюджетного финансирования, дифференцированного в соответствии с профилем профессиональной подготовки;
- комплекса мер по поддержке и сопровождению воспитательной деятельности в региональной системе образования;
- комплекса мер по поддержке и сопровождению инновационной деятельности в региональной системе образования;
- перехода общеобразовательных учреждений на базисный учебный план 2004 года, предпрофильную подготовку и профильное обучение обучающихся;
- поэтапного введения федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года и единого государственного экзамена;
- комплекса мер профилактики употребления молодежью наркотических и психоактивных веществ;
- комплекса мер профилактики социального сиротства и устройства детей - сирот на воспитание в семью;
- комплекса мер, направленных на создание условий для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, в том числе детей с проблемами здоровья и одаренных детей.
3) инициирование и поддержка:
- нового механизма финансирования учреждений дошкольного и дополнительного образования на основе нормативного бюджетного финансирования;
- новых механизмов общественного участия в управлении образованием на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений;
- процессов формирования детских объединений на базе образовательных учреждений;
- процессов информатизации образования, реструктуризации сети образовательных учреждений.
4) усовершенствование:
- технологии и процедур аттестации образовательных учреждений;
- технологии и программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования;
- материальной базы образовательных учреждений Ярославской области.
IV. Реализация программы и контроль за ее выполнением
Программа будет реализована через систему планирования, которая включает в себя стратегический и оперативные планы, критерии оценки промежуточных и итоговых результатов, мониторинг состояния системы и качества образования. Положения Программы, которые планируется реализовывать совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований области, предполагается осуществлять через заключение в установленном порядке договоров между департаментом образования Администрации Ярославской области и муниципальными органами управления образованием.
Контроль за реализацией Программы осуществляет департамент образования Администрации Ярославской области.
Мероприятия Программы конкретизируются в годовых планах работы департамента образования Администрации Ярославской области и договорах с муниципальными органами управления образованием.
V. Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов |
Объем финансирования в млн. рублей | ||
всего по Программе | в том числе по годам | ||
2006 | 2007 | ||
Областной бюджет | 36, 69 | 18,6 | 18,09 |
Постановлением Администрации Ярославской области от 21 августа 2006 г. N 218 в раздел VI настоящей программы внесены изменения
VI. Мероприятия программы
N п/п |
Наименование мероприятия (в установленном порядке) |
Срок выполнения, годы |
Объем финансирования (в ценах 2005 г.), млн. рублей |
Источник финансирования |
Исполнитель (в установленном порядке) |
||
всего по Программе |
в том числе | ||||||
2006 г. | 2007 г. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Повышение качества и доступности всех уровней региональной системы образования, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся |
2006-2007 | 15,55 | 7,57 | 7,98 | ||
1.1. | Организация итоговой аттестации выпускников в форме и по материалам единого государственного экзамена |
2006 - 2007 | 3,7 | 1,8 | 1,9 | областной бюджет | департамент образования Администрации области |
1.2. | Разработка пакета примерных нормативно-правовых документов по проектированию и организации образовательного пространства муниципальных районов (проведение цикла семинаров) |
2006 | 0,05 | 0,05 | - | областной бюджет | департамент образования Администрации области |
1.3. | Разработка методических рекомендаций по формированию муниципальных программ реструктуризации сети образовательных учреждений |
2006 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, МОУО |
||
1.4. | Разработка и апробация вариативных моделей реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся в системе общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования (проведение цикла семинаров) |
2006-2007 | 0,1 | 0,07 | 0,03 | областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО, НМиУЦ РПО, ОЦДЮ |
1.5. | Реализация комплекса мер по удовлетворению потребностей населения в дошкольном и предшкольном образовании |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, МОУО, ИРО |
||
1.6. | Создание центров профессиональной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья на базе ПУ N 26, ПУ N 4, ПУ N 14 |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, НМиУЦ РПО |
||
1.7. | Создание четырех многопрофильных и многоуровневых учреждений начального и среднего профессионального образования |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, НМиУЦ РПО |
||
1.8. | Открытие филиалов учреждений профессионального образования в муниципальных образованиях области |
2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
- | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
1.9. | Создание условий для увеличения объема профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения в учреждениях профессионального образования |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
||
1.10. | Поэтапный перевод учреждений образования на новые государственные образовательные стандарты |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
||
1.10.1. | Разработка нормативного и методического обеспечения перехода общеобразовательных школ на базисный учебный план 2004 года, предпрофильную подготовку и профильное обучение |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО |
||
1.10.2. | Разработка нормативного и методического обеспечения перехода учреждений начального профессионального образования к стандартам второго поколения |
2006 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
- | областной бюджет | департамент образования Администрации области, НМиУЦ РПО |
|
1.10.3. | Подготовка педагогических, инженерно-педагогических и руководящих кадров системы образования к работе по новым образовательным стандартам |
2006 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
- | областной бюджет | ИРО, НМиУЦ РПО |
|
1.10.4. | Поэтапное введение федерального компонента нового государственного образовательного стандарта |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, МОУО, ИРО |
||
1.10.5. | Разработка и внедрение регионального компонента государственного образовательного стандарта (подготовка и издание учебных пособий) |
2006-2007 | 1,65 | 0,65 | 1 | областной бюджет |
департамент образования Администрации области, ИРО |
1.11. | Анализ и прогнозирование развития регионального рынка труда на среднесрочную перспективу |
2006 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
- | областной бюджет | департамент образования Администрации Ярославской области |
|
1.12. | Проведение обследования профессиональной и социальной адаптации на рынке труда выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования |
2007 | 0,05 | - | 0,05 | областной бюджет | департамент образования Администрации области, центр "Ресурс" |
1.13. | Создание ресурсных центров начального профессионального образования по основным профилям подготовки квалифицированных рабочих (сварочный, машиностроительный) |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, НМиУЦ РПО |
||
1.14. | Создание условий для повышения уровня квалификации выпускников учреждений начального профессионального образования |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет* | департамент образования Администрации области, НМиУЦ РПО |
||
1.15. | Разработка региональной концепции развития дополнительного образования |
2006 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
- | областной бюджет | департамент образования Администрации области, ОЦДЮ |
|
1.16. | Разработка модели обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях (проведение цикла семинаров) |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, центр помощи детям |
||
1.17. | Разработка и реализация концепции "Дополнительное образование и воспитание детей" |
2006-2007 | 10 | 5 | 5 | областной бюджет | департамент образования Администрации области |
2. | Развитие государственно-общественного характера управления образованием |
2006 - 2007 | 1,09 | 0,61 | 0,48 | ||
2.1. | Формирование региональной системы государственного надзора (инспекционного контроля) за исполнением законодательства в сфере образования |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
||
2.1.1. | Разработка пакета нормативно-правовых документов для обеспечения деятельности региональной системы государственного надзора за исполнением законодательства в сфере образования |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
||
2.1.2. | Подготовка кадров для осуществления государственного надзора за исполнением законодательства в сфере образования |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО, НМиУЦ РПО |
||
2.1.3. | Разработка и апробирование процедур и технологий государственного надзора за исполнением законодательства в сфере образования |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
||
2.1.4. | Институциональное оформление региональной системы государственного надзора за исполнением законодательства в сфере образования |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
||
2.2. | Разработка и внедрение механизмов общественного участия в управлении образованием |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
||
2.2.1. | Разработка, апробация и институциональное оформление механизмов информирования общественности о состоянии и результатах деятельности региональной системы образования |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО |
||
2.2.2. | Информирование населения | 2006-2007 | 0,5 | 0,25 | 0,25 | средства областного бюджета |
департамент образования Администрации области |
2.2.3. | Проведение цикла семинаров по вопросам формирования школьных управляющих советов и сопровождения их деятельности |
2006 | 0,1 | 0,1 | - | областной бюджет | ИРО |
2.2.4. | Разработка системы стимулирования руководителей образовательных учреждений, имеющих действующие структуры общественного участия в управлении |
2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
- | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
2.2.5. | Разработка и реализация программ подготовки общественных управляющих советов |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | ИРО | ||
2.2.6. | Разработка и апробация процедур аттестации образовательных учреждений и их руководителей с привлечением представителей общественности |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | ЦОиККО | ||
2.2.7. | Разработка и тиражирование образцов общественного участия в управлении образовательными учреждениями |
2006-2007 | 0,09 | 0,06 | 0,03 | областной бюджет | ИРО |
2.3. | Инициирование формирования договорных отношений между образовательными учреждениями и их социальными партнерами |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
||
2.4. | Совершенствование процедур и технологий аттестации образовательных учреждений |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, ЦОиККО |
||
2.5. | Разработка и апробация механизмов и форм публичной отчетности учебных заведений всех уровней образования (проведение цикла семинаров) |
2006-2007 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО |
2.6. | Разработка процедур и содержания государственно-общественной аттестации и аккредитации образовательных программ (проведение цикла семинаров) |
2006-2007 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО |
3. | Повышение качества ресурсного обеспечения в региональной системе образования |
2006 - 2007 | 16,55 | 8,55 | 8 | областной бюджет | |
3.1. | Разработка пакета документов по расчету нормативов бюджетного финансирования учреждений дошкольного и дополнительного образования |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
||
3.2. | Разработка пакета документов и поэтапное введение нормативного бюджетного финансирования учреждений начального профессионального образования |
2006 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
- | областной бюджет | департамент образования Администрации области |
|
3.3. | Разработка пакета нормативных правовых документов для обеспечения новой отраслевой системы оплаты труда работников образования Ярославской области; апробация и поэтапный переход на новую отраслевую систему оплаты труда работников образования Ярославской области (проведение цикла семинаров) |
2006 | 0,15 | 0,15 | - | областной бюджет | департамент образования Администрации области, МОУО |
3.4. | Разработка и реализация системы мер по поддержке инновационных направлений деятельности в региональной системе образования |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
||
3.5. | Обеспечение инновационных направлений деятельности в образовании через систему региональных экспериментальных площадок |
2006-2007 | 1,4 | 0,7 | 0,7 | областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО |
3.6. | Проведение конкурсов среди образовательных учреждений, образовательных проектов и программ ("Школа года" и пр.) |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО, НМиУМЦ РПО |
||
3.7. | Проведение конкурсов профессионального мастерства для различных категорий работников региональной системы образования ("Учитель года" и пр.) |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО, НМиУЦ РПО |
||
3.8. | Разработка и реализация программ повышения квалификации учителей, основанных на компетентностном подходе |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | ИРО, НМиУЦ РПО | ||
3.9. | Разработка и реализация системы мер по развитию социального партнерства и межведомственного взаимодействия |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, Отдел по вопросам высшей школы и науки Администрации области ИРО, НМиУЦ РПО |
||
3.10. | Разработка интегративной модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся и воспитанников в учреждениях образования (проведение цикла семинаров) |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, центр помощи детям, центр "Ресурс" |
||
3.11. | Поддержка и развитие информационного портала "Образование в Ярославской области" |
2006-2007 | 0,3 | 0,15 | 0,15 | областной бюджет | департамент образования Администрации области |
3.12. | Информатизация образовательных учреждений области: оснащение компьютерной техникой, подключение к сети Интернет, подготовка кадров, развитие системы предоставления образовательных услуг |
2006-2007 | 10 | 5 | 5 | областной бюджет |
департамент образования Администрации области, МОУО |
3.13. | Разработка и создание системы электронных образовательных библиотек |
2006-2007 | 0,35 | 0,2 | 0,15 | областной бюджет | департамент образования Администрации области, МОУО |
3.14. | Реализация пилотного проекта по оборудованию столовых в образовательных учреждениях разного типа: в дошкольном образовательном учреждении, двух школах, учреждении начального профессионального образования |
2006-2007 | 4 | 2 | 2 | областной бюджет | департамент образования Администрации области |
3.15. | Проведение региональной конференции по вопросам нового организационно-экономи- ческого механизма управления системой образования. |
2006 | 0,35 | 0,35 | - | областной бюджет |
департамент образования Администрации области, МОУО |
4. | Повышение качества управленческих решений |
2006 - 2007 | 2,96 | 1,6 | 1,36 | областной бюджет | |
4.1. | Формирование региональной системы мониторинга и образовательной статистики (далее -РСМиОС); создание регионального центра мониторинга и образовательной статистики (РЦМи ОС) |
2006-2007 | 0,96 | 0,6 | 0,36 | областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО, ЦОиККО |
4.1.1. | Разработка концепции, организационной модели и нормативного-правового обеспечения РСМиОС |
2006 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
- | областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО, ЦОиККО |
|
4.1.2. | Определение объектов мониторинга и системы показателей состояния и результатов региональной системы образования |
2006 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
- | областной бюджет | департамент образования Администрации Ярославской области, ИРО, ЦОиККО |
|
4.1.3. | Формирование и институциональное оформление региональной аналитической группы |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО, ЦОиККО |
||
4.1.4. | Разработка контрольно-измерительных материалов и технологий мониторинга учебных достижений обучающихся |
2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
- | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | ЦОиККО |
4.1.5. | Разработка и инсталляция программного обеспечения РСМиОС |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, ИРО |
||
4.1.6. | Подготовка кадров, обеспечивающих функционирование РСМиОС |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | ИРО | ||
4.2. | Разработка и реализация программ обучения основам аналитической деятельности руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений (проведение цикла семинаров) |
2006-2007 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | областной бюджет | ИРО |
4.3. | Отработка отдельных направлений развития региональной системы образования Администрацией области, департаментом образования Администрации области и органами местного самоуправления муниципальных образований области на основании заключаемых в установленном порядке договоров |
2006-2007 | 1,6 | 0,8 | 0,8 | областной бюджет | департамент образования Администрации области, МОУО |
5. | Развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений |
2006 - 2007 | 0,54 | 0,27 | 0,27 | областной бюджет | |
5.1. | Инициирование и поддержка становления и развития детских общественных объединений в образовательных учреждениях области |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области, МОУО |
||
5.2. | Разработка и реализация системы мер, направленных на поддержку педагогических работников, осуществляющих воспитательные функции в учреждениях образования области (проведение цикла выездных семинаров) |
2006-2007 | 0,54 | 0,27 | 0,27 | областной бюджет | департамент образования Администрации области |
5.3. | Развитие сети профильных лагерей, в том числе палаточных, краеведческих, спортивно-оздоровительных, лагерей труда и отдыха, детского туризма с целью организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков |
2006-2007 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
областной бюджет | департамент образования Администрации области |
||
5.4. | Проведение областного форума детских общественных организаций |
2006 | в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Образование" |
- | областной бюджет | департамент образования Администрации области |
Список использованных сокращений:
МОУО - муниципальные органы управления образования;
ИРО - государственное образовательное учреждение "Институт развития образования";
НМиУЦ РПО - центр повышения квалификации "Научно-методический и учебный центр работников профессионального образования";
ОЦДЮ - областной центр детей и юношества;
Центр "Ресурс" - центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения "Ресурс";
ЦОиККО - центр оценки и контроля качества образования.
* Для реализации мероприятий Программы возможно привлечение в установленном порядке внебюджетных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ярославской области от 28 октября 2005 г. N 278 "Об Областной целевой программе развития образования на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года"
Текст настоящего постановления опубликован в газете "Губернские Вести" N 59(1424) от 10 ноября 2005 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Ярославской области от 26 октября 2007 г. N 327
Постановление Администрации Ярославской области от 7 мая 2007 г. N 149
Постановление Администрации Ярославской области от 21 августа 2006 г. N 218
Настоящий документ снят с контроля