Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Ярославской области
от 24 октября 2001 г. N 144-а
Проект
областной программы по формированию доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности "Безбарьерная среда"
на 2001-2003 годы
26 мая 2003 г.
Паспорт
областной программы
Наименование Программы - областная программа по формированию доступной для инвалидов
среды жизнедеятельности "Безбарьерная среда" на 2001-2003 годы
(далее Программа)
Основание разработки - Указ Президента Российской Федерации от 02.10.92 N 1156 "О
Программы мерах по формированию доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности"
- Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 02.08.2001 N 123-ФЗ " О внесении изменений
и дополнения в статьи 15 и 16 Федерального закона "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации"
Государственный заказчик - департамент социальной защиты населения и труда Администрации
Программы Ярославской области
Директор Программы - Андреева Л.М. - директор департамента социальной защиты
населения и труда Администрации области
Основные разработчики - департамент социальной защиты населения и труда, управление по
Программы социальной политике Администрации области, департаменты:
здравоохранения и фармации, по физической культуре и спорту,
культуры и туризма, образования, строительства и архитектуры
Администрации области, департамент федеральной государственной
службы занятости населения, общественные организации инвалидов
Цели и задачи Программы, - создание условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми
важнейшие целевые гражданами возможности в пользовании объектами социальной
показатели инфраструктуры;
- обеспечение условий беспрепятственного доступа для инвалидов к
информации, получение полноценного образования;
- реализация творческого и профессионального потенциала инвалидов
Сроки и этапы реализации - 2001-2003 годы
Программы
Перечень разделов - организационные мероприятия; обеспечение беспрепятственного
доступа к информации; обеспечение беспрепятственного доступа к
объектам социальной инфраструктуры; совершенствование
деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы;
обеспечение социально-бытового обслуживания инвалидов;
организация транспортного обслуживания инвалидов; организация
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
организация рабочих мест для инвалидов; предоставление
возможности обучения и образования
Исполнители Программы - департаменты социальной защиты населения и труда, финансов,
здравоохранения и фармации, культуры и туризма, строительства и
архитектуры, образования, по физической культуре и спорту
Администрации области, департамент ФГСЗН, органы местного
самоуправления муниципальных образований
Общая стоимость Программы - 26 697,0 тыс. руб. из средств областного бюджета
- 256 378, 0 тыс. руб. из средств федерального бюджета
Ожидаемые конечные - обеспечение инвалидам равных со всеми гражданами возможностей в
результаты реализации пользовании жилыми и общественными зданиями, трудоустройстве,
Программы получении качественного образования и услуг социально-бытовых и
культурных учреждений посредством создания условий доступности ко
всем сферам общественной жизни;
- достижение экономического эффекта, обусловленного повышением
независимости инвалидов и улучшением качества жизни инвалидов
Ответственные лица для - Глебов А.Н.- заместитель директора департамента социальной
контактов защиты населения и труда Администрации области
Куратор Программы - Андреева Л.М.- директор департамента социальной защиты
населения и труда Администрации области
Описание проблемы и обоснование ее актуальности
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" содержит совершенно новое направление социальной политики по отношению к инвалидам. Впервые целью государственной политики объявлено не социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации общечеловеческих прав и свобод. Закон определил социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и создания возможностей для участия в общественной жизни.
Для реализации данных законом прав инвалиды должны жить и работать в доступной среде обитания, пользоваться наравне со здоровыми людьми всеми благами, чувствовать себя полноправными членами общества.
Программа социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003 годы "От выживания к благополучию" предусматривает расширение спектра социально-бытовых услуг, оказываемых инвалидам через Центры социального обслуживания населения, развития службы "Социальное такси", отделений медико-социального обслуживания и реабилитации, разработку и реализацию целевых программ по социальной поддержке различных незащищенных категорий граждан.
В Ярославской области проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов требуют внимания властей различного уровня. Более 12000 инвалидов лишены возможности самостоятельно передвигаться вследствие неприспособленности инфраструктуры к условиям их жизнедеятельности. Отсутствие пандусов, поручней, подъемников на входах и внутри зданий создают непреодолимую преграду для инвалидов.
Серьезную проблему для лиц с ограниченными возможностями представляют передвижение по улицам и современные транспортные средства. Практически невозможным для некоторой части инвалидов является пользование общественным транспортом.
В области не решена проблема выделения специальных мест для парковки автомобилей на автостоянках с учетом потребностей инвалидов.
На практике не выполняется порядок реализации требований доступности для инвалидов при строительстве объектов социальной инфраструктуры.
Не разработана система контроля с участием органов социальной защиты и общественных организаций инвалидов в предпроектной подготовке строительства, в процессе строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов.
Инвалиды области не могут в полном объеме реализовать свое право на получение необходимой информации. Не создана система сурдоперевода, охватывающая все основные сферы общественной жизни.
В области не созданы соответствующие условия для получения детьми-инвалидами качественного образования. Слабо реализуется принцип интегрированного подхода в профессиональном обучении детей-инвалидов.
В связи с переходом предприятий на новые условия хозяйствования обострились проблемы профессиональной реабилитации. Это связано с несовершенством на федеральном уровне механизма квотирования рабочих мест, их несоответствием конкретным потребностям инвалидов, рекомендуемым условиям и режимам работы и определенным материальным затратам.
Однако мероприятия по профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов экономически и социально оправданы. Участие инвалидов в трудовой деятельности не только позволит им улучшить свое материальное благосостояние, но и дает возможность вернуть их к активному участию в жизни общества.
Сложным остается положение дел с профессиональным обучением инвалидов. В области нет специализированных учебных заведений по профессиональному обучению инвалидов.
В области созданы 6 отделений медико-социальной реабилитации, где инвалиды получают дифференцированный комплекс реабилитационных услуг. Остается низкой оснащенность этих центров специальным оборудованием.
Важным фактором интеграции инвалидов в общество должно стать создание областного реабилитационного центра, на базе которого инвалид, учитывая его реабилитационный потенциал, сможет получить комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мер и услуг.
Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности.
Со стороны СМИ не уделяется должного внимания к проблемам инвалидов, что создает психологический барьер между обществом и инвалидами.
Изменение направления социальной политики в отношении инвалидов требует создания системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе и обеспечение их информационными ресурсами.
Особенностью создания безбарьерной среды для инвалидов является то, что эффективность ее существует лишь при условии широкого приспособления сплошных территорий жилых массивов, в пределах которых инвалид мог бы свободно передвигаться, проведения комплекса реабилитационных мероприятий и готовности самого общества принять инвалида в среду жизнедеятельности. Это потребует значительных материальных средств, времени и государственной поддержки. Выполнение мероприятий данной Программы позволит создать основы доступной среды не только для инвалидов, но и способствовать реальному повышению общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для всех групп населения.
Развитие системы дистанционной работы и предоставление недорогого доступа к глобальным компьютерным сетям обеспечивает трудоустройство людей, чья способность к передвижению ограничена из-за болезни или по другим причинам, также разрушает информационный барьер между этими людьми и всем миром. Благодаря современным компьютерным технологиям, человек, вынужденный находиться в домашних условиях, не теряет социальной значимости для общества. Он может получать необходимые знания и работать за рубежом, общаться с множеством людей в России и других странах посредством Интернета.
Приоритетные направления Программы:
- создание условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
- создание равных возможностей доступа для инвалидов к информации и образованию;
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в быту;
- организация рабочих мест для инвалидов.
Программа является организационной основой реализации в Ярославской области государственной политики Российской Федерации в отношении инвалидов.
Механизм реализации Программы и контроль за ее выполнением
Программа будет реализована через систему планирования, оценки достижений промежуточных, итоговых результатов. Контроль за реализацией Программы будет осуществляться управлением по социальной политике Администрации области на основании отчетов и информации администраций муниципальных образований, департаментов и комитетов Администрации области, участвующих в реализации мероприятий Программы.
Ожидаемые результаты Программы
Реализация мероприятий в рамках Программы позволит создать условия, обеспечивающие инвалидам возможность пользования объектами социальной инфраструктуры, получения полноценного образования, реализации своего творческого и профессионального потенциала, всестороннего развития личности и активного участия в жизни общества.
Общая потребность в ресурсах на 2001-2003 гг.
Наименование ресурсов | Единица измерения |
Потребность | |||
Всего | в т.ч. по годам | ||||
2001 | 2002 | 2003 | |||
Материально-технические ресурсы Трудовые ресурсы Финансовые ресурсы: - областной бюджет - внебюджетные источники Государственная поддержка из бюджетов других уровней: - федеральный бюджет - бюджеты муниципальных образований области Прочие виды ресурсов (финансовые ресурсы предприятий, организаций различных форм собственности) |
- - тыс. руб. тыс. руб. - тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. |
- - 306445,0 26697,0 - 256378,0 12770,0 10600,0 |
- - 53640,0 - - 53640,0 - - |
- - 111827,0 14987,0 - 84320,0 6420,0 6100,0 |
- - 140978,0 11710,0 - 118418,0 6350,0 4500,0 |
Постановлением Администрации Ярославской области от 26 мая 2003 г. N 99 в раздел "Основные мероприятия по реализации Программы" настоящей Программы внесены изменения
Основные мероприятия
по реализации Программы
N п/п |
Мероприятия | Исполнители (в установленном порядке) |
Стоимость (тыс. руб.) |
Сроки исполнения (год) |
Источники финансирования (в установлен- ном порядке) |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. Организационные мероприятия | ||||||
1.1. | Разработка и внедрение системы учета инвалидов |
муниципальные органы управления социальной защиты населения, областные общественные организации ВОИ, ВОГ, ВОС |
2001-2002 | |||
1.2. | Создание областного реестра специализированных реабилитационно- экспертных, реабилитационно- образовательных, реабилитационно- производственных и реабилитационно-социальных учреждений и предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления |
2002 | |||
1.3. | Разработка и внедрение системы контроля при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с участием органов социальной защиты населения |
департаменты: строительства и архитектуры, социальной защиты населения и труда Администрации области |
2002 | |||
1.4. | Организация и проведение цикла обучающих семинаров (курсов) для повышения квалификации специалистов, работающих с инвалидами |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области |
150,0 | 2002-2003 | областной бюджет, финансирование по разделу "Социальная политика" |
|
1.5. | Обеспечение разработки методической литературы по различным направлениям работы с инвалидами |
департаменты: социальной защиты населения и труда, образования, физкультуры и спорта, культуры и туризма Администрации области |
30,0 | 2002-2003 | областной бюджет, финансирование по разделу "Социальная политика" |
|
1.6. | Проведение мероприятий, посвященных Международному дню инвалидов |
управление по социальной политике Администрации области, департамент социальной защиты населения и труда Администрации области |
6 000,0 | 2001-2003 | областной бюджет, финансирование по разделу "Социальная политика" |
|
1.7. | Проведение конкурса "Лучший муниципальный округ по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов" |
управление по социальной политике Администрации области |
150,0 | 2003 | областной бюджет, финансирование по разделу "Социальная политика" областной бюджет |
|
1.8 | Проведение мероприятий, посвященных Году инвалидов (по отдельному плану) |
управление по социальной политике Администрации области, департамент социальной защиты населения и труда Администрации области |
320,0 | 2003 | ||
2. |
Обеспечение беспрепятственного доступа к информации |
|||||
2.1. | Информационное обслуживание Программы | департамент финансов области, Редакция газеты "Здоровье" |
30,0 | 2001-2003 | областной бюджет, финансирование по разделу "Средства массовой информации" |
|
2.2. | Подготовка цикла передач по проблемам инвалидов области |
управление по социальной политике Администрации области, департаменты: социальной защиты населения и труда, образования, здравоохранения и фармации Администрации области |
2002-2003 | |||
2.3. | Создание системы услуг по сурдопереводу на базе Ярославской областной организации ВОГ |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, областная общественная организация ВОГ |
200,0 | 2003 | областной бюджет, финансирование по разделу "Социальная политика" |
|
3. Обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры | ||||||
3.1. | Определение перечня объектов, территорий высокой социальной активности и интенсивного использования с целью проведения строительных и реконструктивных работ |
департамент строительства и архитектуры Администрации области, муниципальные органы управления социальной защиты населения, областные общественные организации ВОИ, ВОГ, ВОС |
150,0 150,0 |
2002 | областной бюджет, финансирование по разделу "Промышлен- ность, энергетика и строительство" бюджеты муниципальных образований |
|
3.2. |
Исключен См. текст пункта 3.2 |
|||||
3.3. | Выполнение согласно проектам и нормативно-правовой документации реконструктивных мероприятий по обеспечению условий доступности инвалидами учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культурно-спортивных и других объектов социально-бытового назначения, находящихся в областной собственности (приложение 1 к Программе) |
департаменты: строительства и архитектуры, социальной защиты населения и труда, по физкультуре и спорту, здравоохранения и фармации, культуры и туризма, образования Администрации области |
5 836,0 | 2002 - 2003 | областной бюджет, финансирование по разделам "Образование", "Социальная политика", "Здравоохране- ние и физичес- кая культура", "Культура, ис- кусство и ки- нематография" |
|
3.4. | Проведение строительных и реконструктивных мероприятий в муниципальных образованиях области по созданию доступной среды для инвалидов к объектам социально-бытового назначения (приложение 2 к Программе) |
администрации муниципальных образований, руководители различных форм собственности |
12100,0 10600,0 |
2002-2003 | бюджеты муниципальных образований, другие источники |
|
3.5. | Проведение работ по реконструкции стадиона центра реабилитации инвалидов "Соратник" |
центр реабилитации инвалидов "Соратник" |
400,0 | 2002-2003 | областной бюджет, финансирование по разделу "Здравоохране- ние и физическая культура" |
|
4. Совершенствование деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы | ||||||
4.1. | Разработка и внедрение программ для автоматического ведения баз данных "Реабилитация инвалидов" и "Медико-социальная экспертиза" |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области |
50,0 | 2002-2003 | областной бюджет, финансирование по разделу "Социальная политика" |
|
4.2. | Укрепление материально-технической базы МСЭ с внедрением современных управленческих и реабилитационных технологий |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области |
300,0 | 2002-2003 | областной бюджет, финансирование по разделу "Социальная политика" |
|
5. Обеспечение социально-бытового обслуживания инвалидов | ||||||
5.1. | Продолжение работы по созданию областного комплексного Центра реабилитации инвалидов |
управление по социальной политике, департамент социальной защиты населения и труда Администрации области |
5 000,0 10 000,0 |
2002-2003 | федеральный бюджет, областной бюджет, финансирование по разделу "Социальная политика" |
|
5.2. | Создание областного центра социальной адаптации инвалидов |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области |
300,0 300,0 |
2002 | федеральный бюджет, областной бюджет, финансирование по разделу "Социальная политика" |
|
5.3. | Разработка новых форм социального обслуживания инвалидов по оказанию им экстренной медико-психологической, юридической и иных видов помощи |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
2001-2003 | |||
5.4. | Предоставление инвалидам льгот на коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством |
предприятия и организации различных форм собственности |
2001-2003 | |||
5.5. | Обеспечение финансирования льгот, предоставляемых инвалидам на коммунальные услуги |
департамент финансов области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
55600,0 | 2001-2003 | федеральный бюджет |
|
5.6. | Предоставление инвалидам льгот за пользование телефоном и услуг телефонной связи с таксофонов в местах общего пользования, с учетом потребностей инвалидов |
ОАО "Яртелеком" | 2002-2003 | |||
5.7. | Обеспечение финансирования льгот, предоставляемых инвалидам за пользование телефоном |
департамент финансов области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
32 000,0 | 2001-2003 | федеральный бюджет |
|
5.8. | Предоставление инвалидам льгот за проезд на транспорте общего пользования, кроме такси, предусмотренных действующим законодательством |
предприятия и организации различных форм собственности, занимающиеся перевозками пассажиров |
2001-2003 | |||
5.9. | Обеспечение финансирования льгот, предоставляемых инвалидам на транспортное обслуживание |
департамент финансов области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
140 000,0 | 2001-2003 | федеральный бюджет |
|
6. Организация транспортного обслуживания инвалидов | ||||||
6.1. | Продолжение работы по выполнению постановления Губернатора области от 24.08.99 г. N 519 "О службе "Социальное такси" |
органы местного самоуправления муниципальных образований |
2 000,0 | 2002-2003 | областной бюджет, финансирование по разделу "Социальная политика" |
|
6.2. | Подготовить постановление Губернатора области "Об обеспечении инвалидов, имеющих право на получение мотоколясок, автомобилями на льготных условиях" |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области |
2001 | |||
6.3. | Организация транспортного обслуживания инвалидов по индивидуальным заказам и по планам регулярных перевозок в территориальных ЦСО муниципальных образований |
органы местного самоуправления муниципальных образований |
2002-2003 | |||
6.4. | На стоянках (остановках) автотранспортных средств, около объектов социально-бытового назначения выделение не менее 10% мест от общего числа постановочных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов |
органы местного самоуправления муниципальных образований |
2002 | |||
6.5. | Установка дорожных указателей о местах стоянок для инвалидов |
мэрия г.Ярославля, органы местного самоуправления муниципальных образований |
20,0 | 2002 | бюджеты муниципальных образований |
|
7. Организация обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации | ||||||
7.1. | Обеспечение инвалидов, имеющих медицинские показания, специальными транспортными средствами передвижения и протезно-ортопедическими изделиями |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы социальной защиты населения муниципальных образований |
22538,0 | 2001-2003 | федеральный бюджет |
|
7.2. | Расширение ассортимента (перечень) технических средств реабилитации по льготному обеспечению инвалидов |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области |
2001-2003 | |||
7.3. | Обеспечение своевременной выплаты компенсаций инвалидам на транспортное обслуживание и эксплуатационные расходы спецавтотранспорта |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, органы социальной защиты населения муниципальных образований |
950,0 | 2001-2003 | федеральный бюджет |
|
7.4. | Организация и проведение совещания с предпринимателями области по формированию рынка технических средств реабилитации и услуг для инвалидов |
управление по социальной политике Администрации области, департаменты: социальной защиты населения и труда, промышленности и транспорта Администрации области |
2003 | |||
7.5. | Обеспечение инвалидов по зрению техническими средствами реабилитации (звукопроизводящее устройство для прослушивания "говорящих книг") |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, областные общественные организации ВОС |
2001-2003 | федеральный бюджет |
||
8. Организация рабочих мест для инвалидов | ||||||
8.1. | Продолжить обязательное профессиональное консультирование безработных инвалидов области с целью определения их психологической готовности к активной деятельности на рынке труда |
департамент федеральной государственной службы занятости населения, органы местного самоуправления муниципальных образований |
2001-2003 | |||
8.2. | С целью оказания психологической поддержки привлекать безработных инвалидов к участию в клубах ищущих работу, групповых тренингах и консультациях |
департамент федеральной государственной службы занятости населения |
2001-2003 | |||
8.3. | Рекомендовать главам муниципальных образований обеспечить реализацию постановлений о квотировании рабочих мест и трудоустройстве инвалидов в полном объеме |
органы местного самоуправления муниципальных образований |
2002-2003 | |||
8.4. | При заключении трехсторонних региональных соглашений предусматривать меры по созданию специализированных рабочих мест для инвалидов |
Администрация области, работодатели |
2002-2003 | |||
8.5. | Проведение выборочной экспертизы качества аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях и организациях, где используется труд инвалидов |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области |
2003 | |||
8.6. | Продолжить работу по созданию специализированных предприятий в системе областных общественных организаций ВОИ, ВОГ, ВОС и развитию системы надомной работы |
органы местного самоуправления муниципальных образований, областные общественные организации ВОИ, ВОГ, ВОС |
2002-2003 | бюджеты муниципальных образований, финансовые средства областных общественных организаций инвалидов |
||
9. Предоставление возможности обучения и образования | ||||||
9.1. | Материально-техническое оснащение и внедрение новых технологий в специальное образование детей-инвалидов и молодых инвалидов |
департамент образования Администрации области |
781,0 | 2002 | областной бюджет, финансирование по разделу "Образование |
|
9.2. | Развитие сети специализированных дошкольных учреждений, компенсирующих групп в массовых учреждениях для детей-инвалидов |
департамент образования Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
2002-2003 | областной бюджет, финансирование по разделу "Образование" |
||
9.3. | Создание условий для пребывания детей с отклонением в развитии в обычных дошкольных учреждениях |
департамент образования Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
2002-2003 | |||
9.4. | Создание условий для занятий детей-инвалидов в кружках детских клубов |
департаменты: образования, культуры и туризма, по физической культуре и спорту Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
2002-2003 | бюджеты муниципальных образований |
||
9.5. | Разработка методик психологического консультирования детей-инвалидов |
департамент образования Администрации области |
2002-2003 | |||
9.6. | Поддержка талантливых учащихся, студентов из числа инвалидов в высших, средних специальных учебных заведениях, профессиональных училищах |
департамент образования Администрации области |
2001-2003 | областной бюджет, финансирование по разделу "Образование" |
||
9.7. | Обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки безработных инвалидов в соответствии с рекомендациями индивидуальных программ реабилитации |
департамент ФГСЗН | 2002-2003 | федеральный бюджет |
||
9.8. | Информирование граждан с ограниченной трудоспособностью о возможностях получения профессионального образования |
департамент социальной защиты населения и труда Администрации области |
2002-2003 | |||
9.9. | Подготовка и обеспечение работой в сфере информационных и компьютерных технологий граждан с ограниченной способностью передвижения |
в рамках областной программы "Государственная поддержка деятельности в сфере информационных технологий на 2001-2003 гг." |
2002-2003 | федеральный бюджет, областной бюджет, бюджеты муниципальных образований |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.