Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэра г. Ярославля
от 12 января 1998 г. N 28
Положение
о системе договорных отношений в жилищно-коммунальном
хозяйстве города Ярославля
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует взаимоотношения на всех этапах предоставления жилищно-коммунальных услуг между собственниками жилищного фонда, объектов коммунального назначения и организациями жилищно-коммунального хозяйства различных организационно-правовых форм и форм собственности.
Минимальные требования к объемам, качеству услуг и срокам их предоставления, обеспечивающие безопасность для жизни и здоровья граждан, их имущества, охраны окружающей среды, устанавливаются постановлениями Правительства Ярославской области.
1.2. Введение договорных отношений при обеспечении жилищно-коммунальными услугами с соответствующим разделением прав и ответственности, направлено на обеспечение приоритета интересов потребителя услуг над организациями, поставщиками коммунальных и иных услуг.
1.3. Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения сторон по обеспечению населения жилищно-коммунальными услугами, является договор. Договорные отношения строятся на конкурсной основе и волеизъявлении сторон в рамках правового регулирования, предусмотренного действующим законодательством.
1.4. В связи с тем, что заключаемый договор должен представлять собой экономическую и правовую основу взаимоотношений собственников объектов жилищно-коммунального хозяйства на жилищно-коммунальное обслуживание и организаций выполняющих функции подрядчика, увязывать их взаимные интересы, он должен содержать следующие примерные условия:
- гарантируемый исполнителем уровень качества, надежности и экологической безопасности оказываемых услуг и производимых работ;
- объем работ (услуг),
- обязательства заказчика по оплате работ (услуг), включая сроки и способ расчетов;
- экономические санкции, применяемые к каждой из сторон в случае нарушения условий договора;
- порядок разрешения споров, возникающих в процессе выполнения договора;
- защиту прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям действующих нормативов, стандартов, санитарных правил и норм;
- порядок изменения условий договора;
- порядок прекращения действия договора;
- порядок приемки, контроля и оценки качества выполненных работ и услуг.
1.5. Договоры на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) заключаются службой заказчика или управляющей компанией, товариществом собственников жилья, как правило, на конкурсной основе с привлечением организаций-подрядчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве города:
2.1. Управление жилищно-коммунальным хозяйством города базируется на договорных взаимоотношениях и рациональном разделении функций между собственниками жилищного фонда, объектов коммунального назначения и субъектами хозяйствования - организациями ЖКХ различных организационно-правовых форм и форм собственности.
Заказчиками на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также на предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителям выступают собственники жилищного фонда, (организации, в чьем хозяйственном ведении находится жилищный фонд, юридические или физические лица) непосредственно или через уполномоченные им органы - службы заказчика, управляющие компании.
Организации-подрядчики (исполнители услуг) могут выполнять функции по обслуживанию, содержанию и ремонту объектов ЖКХ, их реконструкции и строительству, предоставлению услуг только при наличии лицензии на выполнение соответствующих видов работ.
Органы местного самоуправления непосредственно или через службы заказчика, управляющие компании формируют муниципальный (городской) заказ на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению города.
При размещении и реализации муниципального заказа заключаются договоры с организациями, осуществляющими жилищно-коммунальное обслуживание, на выполнение следующих видов работ и услуг по жилищно-коммунальному обслуживанию потребителей (обслуживание муниципального жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства, сбору и вывозу твердых бытовых отходов, водоснабжению и водоотведению, тепло-, электро- и газоснабжению и др.).
2.2. Система договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве включает в себя следующие основные группы договоров:
- договор между департаментом городского хозяйства и дирекциями единого заказчика;
- договоры на обслуживание жилищного фонда между службами заказчика, управляющими компаниями и организациями жилищно-коммунального хозяйства различных организационно-правовых форм и форм собственности;
- договоры между юридическими лицами, товариществами собственников жилья и гражданами, имеющими в собственности жилищный фонд или объекты коммунального назначения, и организациями ЖКХ различных организационно-правовых форм и форм собственности;
- договоры между собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями (ДЕЗ) и нанимателями жилых помещений;
- договоры между организациями жилищно-коммунального хозяйства различных организационно-правовых форм и форм собственности и организациями-поставщиками услуг;
- договоры между организациями различных видов деятельности сферы жилищно-коммунального хозяйства.
2.3. Система договорных отношений в обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами должна предусматривать защиту прав потребителей услуг.
Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг регламентируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", правилами пользования жилыми помещениями и предоставления коммунальных услуг, действующими в Российской Федерации и обеспечивается в г.Ярославле - Государственной жилищной инспекцией по Ярославской обл., департаментом городского хозяйства, комитетом по защите прав потребителей.
3. Договорные отношения в обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами:
3.1. Договорные отношения по жилищно-коммунальному обслуживанию между службой заказчика и организациями жилищно-коммунального хозяйства различных организационно-правовых форм и форм собственности включает в себя следующую группу договоров:
- договор на текущее обслуживание и ремонт муниципального жилищного фонда и придомовых территорий (Приложение N 1);
- договор на предоставление услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (Приложение N 2);
- договор с предприятием или организацией на предоставление жилищно-коммунальных услуг (Приложения NN 3, 4);
- договор на капитальный ремонт (Приложение N 5).
3.2. Договоры на жилищно-коммунальное обслуживание заключаются собственником или службой заказчика, управляющей компанией с каждой самостоятельной подотраслевой организацией (ремонтно-эксплуатационной, водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электро- и газоснабжения, санитарной очистки городов и др.). В договорах должен учитываться полный объем жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению и другим потребителям, при этом, объем и перечень предоставляемых услуг не может быть менее аналогичных услуг, оказываемых в муниципальном жилищном фонде.
3.3. Уполномоченная собственником жилищного фонда организация (ДГХ, ДЕЗ) вправе заключать с предприятием, предоставляющим услугу, Генеральный договор на текущее обслуживание и ремонт муниципального жилищного фонда и придомовых территорий, доверяя ему заключение субподрядных договоров на все виды работ и услуг, в т.ч. выполняемые организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности.
3.4. Договоры на обслуживание объектов жилищного хозяйства, а также на предоставление коммунальных услуг потребителям заключаются в соответствии с действующим на момент заключения договора законодательством и должны отражать следующие взаимные обязательства сторон:
- организация-подрядчик* (исполнитель услуги) гарантирует уровень качества, надежности и экологической безопасности обслуживания и объемы (параметры) предоставляемых услуг, соответствующие объективным возможностям, созданным собственником объектов жилищного хозяйства (составу и состоянию основных фондов, объемам финансирования) в соответствии с калькуляцией на услуги;
- собственник или служба заказчика**, управляющая компания гарантирует оплату услуг в соответствии с утвержденными тарифами и реально достигнутым качеством обслуживания, контролирует выполнение договорных обязательств и предъявляет санкции за нарушение показателей (параметров) качества и условий договора. При этом гарантируемые показатели качества не должны быть ниже минимального уровня качества,утвержденного органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
3.5. Договор заключается на весь технологический цикл работ, обеспечивающий конечный результат - реализацию услуги непосредственно потребителю, независимо от существующей организации,вида ее собственности и распределения работ по обслуживанию, содержанию и ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства:
- все виды работ могут выполняться одной организацией;
- отдельные виды работ могут поручаться субподрядным организациям.
Организации, которым поручается в соответствие с договором выполнение отдельных видов работ, являются субподрядчиками и отвечают за качество выполненных работ перед организациями - подрядчиками, которые, в свою очередь, несут ответственность перед заказчиком и потребителем за качество обслуживания и реализацию услуги в целом.
В отдельных случаях заказчик может заключать договоры подряда на предоставление услуги с рядом организаций, с разграничением состава работ и границ ответственности каждого. В таком случае устанавливаются объемы работ и уровень качества и надежности предоставления услуги по соответствующим границам ответственности.
* Подрядчик - юридическое либо физическое лицо, которое по договору подряда обязуется выполнить для заказчика (собственника, владельца жилого дома) определенные услуги, либо комплекс таких услуг.
** Заказчик - организации или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или организации и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном жилищном фонде:
- организация,предоставляющая потребителю коммунальные услуги - для потребителей, проживающих в частном жилищном фонде;
- кондоминиумы, товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом, включая заключение договоров на обслуживание, включая обеспечение коммунальными услугами, для потребителей, проживающих в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности.
В соответствии с принятым разграничением и объемами работ осуществляется оплата работ каждой из организаций, участвующей в технологическом цикле по предоставлению услуги.
Договоры, как правило, заключаются на конкурсной основе.
3.6. Конкурсы на обслуживание жилых домов проводятся как между муниципальными и частными компаниями (имеющими лицензии на выполнение соответствующих работ), так и между муниципальными предприятиями в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением мэра от 15.10.97 N 1393 "О конкурсном выполнении работ в системе жилищно-коммунального хозяйства г.Ярославля" (т.е. независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и места регистрации юридического адреса).
3.7. Договоры на жилищно-коммунальное обслуживание заключаются исходя из экономически обоснованного тарифа, обеспечивающего возмещение издержек на оказание тех или иных услуг и производство работ, а также с учетом условий конкурсного отбора (если он проводился).
Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с компетенцией.
Стоимость работ по договору или уровень тарифа может меняться при существенных изменениях обстоятельств заключения договора (повышение уровня минимальной заработной платы, изменение стоимости материальных и топливно-энергетических ресурсов, изменение системы налогообложения и принятых нормативных и законодательных актов в Российской Федерации, субъекте РФ, органах местного самоуправления).
3.8. Качество предоставляемых услуг и выполняемых работ должно соответствовать требованиям государственных стандартов,условиям договора и иным обязательным правилам.
При снижении уровня качества по одному или нескольким показателям (параметрам), зафиксированным в договоре, к организации применяются экономические санкции за нарушение каждого из них. Величина экономических санкций прямо зависит от величины фактически достигнутого отклонения показателя от установленного договором уровня.
Размер неустойки за несвоевременную оплату работ по жилищно-коммунальному обслуживанию устанавливается не выше ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ (если договором не оговорено иное).
4. Договорные отношения граждан и юридических лиц, имеющих в собственности объекты жилищно-коммунального хозяйства,с организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности:
4.1. Собственники жилищного фонда, ТСЖ, ЖСК, ДЕЗ, управляющие компании, обеспечивающие непосредственное жилищно-коммунальное обслуживание потребителей, в случае привлечения специальной организации для их обслуживания обязаны заключать договор, выступая заказчиками на обслуживание, ремонт и развитие этих объектов, а также на предоставление услуг потребителям с соответствующими гарантиями качества услуг.
4.2. Если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию.
4.3. Договоры на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов ЖКХ между гражданами, юридическими лицами и организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности заключаются, исходя из взаимно согласованных объемов работ, услуг, их качества, надежности и экологической безопасности с учетом состава и состояния основных фондов и величины средств, направляемых на их оплату, а также размера санкций за нарушение договорных обязательств.
4.4. Контроль за содержащимися в договоре гарантиями качества обслуживания потребителей и их выполнением осуществляет собственник или уполномоченные им организации (ДЕЗ или управляющие компании) с обращением, при необходимости, в органы государственного надзора и контроля.
4.5. Обслуживание и ремонт мест общего пользования в жилом доме, принадлежащем на праве общей собственности собственникам жилых помещений, а также предоставление коммунальных услуг может осуществляться организациями ЖКХ различных организационно-правовых форм и форм собственности по договору:
- непосредственно с собственниками жилых помещений при ограниченном их числе;
- с товариществами или иными объединениями собственников жилья;
- со службой заказчика или управляющей компанией (при передаче собственниками жилых помещений им этих функций по договору).
4.6. При заключении договора на жилищно-коммунальное обслуживание между товариществом собственников жилья и службой заказчика (управляющей компанией), соответствующие объемы и виды работ включаются в муниципальный заказ в пределах тарифов и расчетов, осуществляемых в муниципальном жилищном фонде.
5. Договорные отношения между ДЕЗ, управляющими компаниями, нанимателями и арендаторами жилых помещений, собственниками квартир и домов:
5.1. Основным документом, регулирующим отношения собственника жилищного фонда или уполномоченного им лица с нанимателями и арендаторами жилых помещений, собственниками квартир и домов является договор, который должен включать в себя следующие примерные условия:
- перечень работ и услуг по обслуживанию муниципального жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства, сбору и вывозу твердых бытовых отходов, водоснабжению и водоотведению, тепло-, электро- и газоснабжению и др., периодичность их выполнения;
- показатели и критерии оценки качества производимых работ и предоставляемых услуг;
- тариф на каждый вид работ и предоставляемых услуг;
- перечень и периодичность работ, выполняемых нанимателем (арендатором);
- условия оплаты и порядок ее снижения за некачественное производство работ и нарушение условий предоставления услуг, а также гарантий их качества.
5.2. Отношения граждан, проживающих в муниципальном, государственном и жилищных фондах, находящихся в собственности юридических лиц и граждан, и, не являющимися собственниками жилых помещений, регулируются договором найма или аренды/субаренды (Приложения NN 6 - 9).
Граждане, проживающие в муниципальном и государственном жилищном фонде социального использования, заключают договора социального найма, в ином жилищном фонде - договор коммерческого найма.
Собственники квартир в частично приватизированных домах заключают договор на содержание и ремонт с собственником жилищного фонда, в котором должны быть отражены показатели по качеству предоставления жилищно-коммунальных услуг и объемам, аналогичным показателям договора найма/аренды (Приложение N 10).
5.3.Владельцы частных домов,товариществ собственников жилья, другие коллективные собственники заключают договор на жилищно-коммунальное обслуживание с предприятиями различных организационно-правовых форм и форм собственности по своему выбору.
6. Договорные отношения между организациями различных видов деятельности жилищно-коммунального хозяйства:
6.1. Договорные отношения между организациями ЖКХ различных видов деятельности и форм собственности, взаимодействующими при выполнении основных технологических процессов, формируются исходя из действующих нормативов потребления услуг, расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, а также требований правил технической эксплуатации.
6.2. Договоры между организациями заключаются на выполнение конкретного объема и видов работ (водоснабжения, водоотведение, тепло- и электроснабжение, обслуживание внутридомовых сетей, прочистка сетей, сбору и вывозу твердых бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и иные виды работ) и содержат точные данные об объемах и качестве оказываемых услуг или выполняемых работ, сведения о разграничении зон обслуживания, сроки и способы оплаты услуг, права, обязанности и ответственность каждой из сторон, включая санкции за нарушение условий договора.
6.3. Организации, которым поручается в соответствии с договором выполнение отдельных видов работ, являются субподрядчиками и отвечают за качество выполненных работ перед организациями - подрядчиками, отвечающими за конкретный вид услуги в целом перед заказчиками и потребителями услуг.
7. Договорные отношения между организациями жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности и организациями-потребителями услуг:
7.1. Жилищно-коммунальное обслуживание организаций-потребителей услуг (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение, канализация, благоустройство территории, вывоз отходов, ремонт здания) регламентируется договорами между предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, и организациями-потребителями услуг.
7.2. Договоры на предоставление услуг организациям-потребителям заключаются исходя из взаимно согласованных условий, объемов и качества предоставления услуг, а также согласованных со службой заказчика тарифов на оказываемые услуги. В договоре обязательно должны быть указаны конкретные гарантии качества услуг, система учета и санкции за нарушение договорных обязательств.
7.3. Величина тарифа на предоставление услуг организациям - потребителям не должна превышать утвержденного тарифа, обеспечивающего полное возмещение затрат организации жилищно-коммунального хозяйства.
7.4. Договоры на предоставление коммунальных услуг организациям-потребителям могут заключаться напрямую с организациями ЖКХ или через службу заказчика, управляющую компанию. В этом случае служба заказчика, управляющая компания включают данные услуги в муниципальный заказ и соответствующий договор.
Заместитель мэра |
А.А.Сизов |
Мэр города Ярославля |
В.В.Волончунас |
Приложения 2-10 к Положению "О системе договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ярославля", утвержденному настоящим постановлением не приводятся
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.