2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) включить Программу в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области на 2001-2005 годы после утверждения в установленном порядке.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять муниципальные программы по обеспечению радиационной безопасности на территории муниципальных округов.
4. Департаменту строительства и архитектуры Администрации области (Советов В.А.) при выделении участков под строительство и застройку, а также при сдаче законченных строительством объектов в эксплуатацию обеспечить проведение специальных радиологических изысканий в соответствии с разделом 2 Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области Боровицкого М.В.
Первый заместитель
Губернатора области |
В.А.Ковалев |
Областная программа "Радон"
на 2002 - 2003 годы
(утв. постановлением Губернатора Ярославской области от 14 ноября 2001 г. N 159-а)
Паспорт
областной программы "Радон"
N | Параметры Программы | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 |
Наименование Дата принятия решения о разработке Программы, наименование и номер соответствующего документа Государственный заказчик Программы Разработчик Программы Сроки и этапы реализации Программы Цель Программы Задачи Программы Исполнители Программы Объемы и источники финансирования Ожидаемые конечные результаты Куратор Программы Ответственное лицо для контактов |
областная программа "Радон" решение постоянной комиссии по социальной политике Государственной Думы Ярославской области от 09.09.97 N 33 департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Ярославской области центр Госсанэпиднадзора в Ярославской области 2002 - 2003 годы обследование облучения населения и производственного персонала природными источниками ионизирующего излучения; изучение закономерностей формирования доз и на этой основе разработка и осуществление мероприятий по снижению облучения населения - проведение систематического обследования облучения населения природными источниками ионизирующего излучения. Оценка по результатам обследования радиационной обстановки в регионе и уровней облучения отдельных групп населения, подвергшихся повышенному облучению от различных природных источников; - проведение обследования всех потенциально радиационно-опасных жилых и общественных зданий, углубленного обследования потенциально радиационно-опасных производственных предприятий; - обследование и проведение мероприятий по снижению облучения населения; - формирование групп риска; обследование состояния здоровья и осуществление профилактических мероприятий для лиц, вошедших в группы риска; - радиоэкологическое сопровождение строительства новых зданий и сооружений; - паспортизация по содержанию естественных радионуклидов источников питьевого водоснабжения, продукции и отходов предприятий, их выбросов и сбросов в окружающую среду; - формирование региональных баз данных по радиоактивности объектов окружающей среды, дозам облучения населения, состоянию здоровья населения, подвергающемуся повышенному облучению центр Госсанэпиднадзора в Ярославской области; департамент строительства и архитектуры Администрации Ярославской области; Государственный комитет природных ресурсов по Ярославской области; департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области общая стоимость программы: - 1446300 руб.; областной бюджет: - 1106300 руб.; бюджет муниципальных образований: - 340000 руб; в том числе по годам (руб.): 2002 - 773150 2003 - 673150 снижение эффективной эквивалентной дозы облучения населения радоном и его дочерними продуктами распада межведомственный координационный Совет по обеспечению радиационной безопасности на территории Ярославской области, созданный постановлением Губернатора области от 14.08.2001 N 538 Забегалова Генеруслана Васильевна конт. тел. 73-36-16 |
1. Введение
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 года N 809, федеральными законами "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В основу Программы положены требования к ее составлению и выполнению, изложенные:
- в информационном письме заместителя главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.94 N 11-20\24 -112;
- в методических рекомендациях, утвержденных 03-04.08.95 Первым заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов и заместителем Председателя государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора России;
- в методических рекомендациях по составлению региональных целевых программ снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников, подготовленных дирекцией Федерального радиологического центра при Санкт-Петербургском НИИ радиационной гигиены (1996г.).
Аппаратурное оснащение Программы подготовлено в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора и Первым заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов 30.01.-05.02.96.
1.1. Обоснование Программы
Проблема радона имеет глобальное радиационно-гигиеническое значение для всех стран мира.
Исследования, выполненные в развитых странах мира, показали, что вклад природных источников ионизирующего излучения в среднюю эффективную дозу в различных регионах лежит в пределах от 85% до 98%. При этом величина этой дозы составляет от 0,2 Зв (20 Бэр) до 1,5 Зв (150 Бэр) за 70 лет жизни. Облучение отдельных людей может превышать среднее значение для региона в десятки раз.
Ведущим радиационным фактором является содержание радона и его дочерних продуктов распада в воздухе помещений, прежде всего жилых. Вклад этого фактора в суммарную дозу облучения населения составляет от 44% до 92%.
На основании выполненных исследований разработаны долговременные программы в Швеции, Финляндии, США. А Международной комиссией по радиационной защите подготовлены специальные рекомендации (1993г., публикация 65) по защите от радона-222 в жилых зданиях и на рабочих местах.
В России значимость проблемы радона-222 нашла свое отражение в статьях 13, 16, 18 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" и нормативах радиационной безопасности - 99 (НРБ-99), которые содержат нормативные требования к ограничению облучения населения от всех источников радиации.
Исследования, выполненные в Российской Федерации, свидетельствуют о том, что вклад природных источников в формирование радиационной обстановки в России, не ниже, а возможно и выше, чем в странах Западной Европы.
Анализ доз облучения населения территории Ярославской области, выполненный в связи с радиационно-гигиенической паспортизацией, показал, что приоритетными источниками облучения населения являются природные источники. Их вклад в годовую коллективную дозу облучения населения от всех видов источников, принятую за 100%, составляет - 63,3%, в том числе от радона - 52,6 %.
Средняя годовая эффективная доза от природных источников на одного жителя области равна 2,5 мзВ, от радона - 1,87 мзВ.
Величина эффективной дозы является мерой количества ожидаемых последствий облучения людей - онкологических заболеваний с летальным исходом и других последствий. Основным последствием облучения радоном является увеличение случаев заболеваемости раком легких. По оценке службы здравоохранения США радон вызывает около 2000 заболеваний раком легких в год с летальным исходом.
По информации областного онкологического диспансера заболеваемость раком легких на 100000 населения территории зарегистрирована следующая:
- 1997 год - 50,0 случаев (республиканский показатель - 47 случаев);
- 1998 год - 47,0 случаев (республиканский показатель - 50.0 случаев);
- 1999 год - 50,0 случаев (республиканского показателя нет).
Из всех видов облучения, наименее изученным и, в тоже время, создающим наибольший вклад в облучение населения, является облучение природными источниками радиации. Поэтому для обеспечения радиационного благополучия населения требуется проведение широкомасштабных и долговременных работ по оценке уровней облучения населения природными источниками, изучение закономерностей формирования доз и разработка на этой основе защитных мероприятий.
Анализ онкологической заболеваемости раком легких в разрезе районов показывает, что число случаев заболеваемости раком легких на 100000 населения при среднем областном показателе 50,0 случаев составляет:
- Большесельский муниципальный округ - 85,0 случаев;
- Борисоглебский муниципальный округ - 71,0 случаев;
- Брейтовский муниципальный округ - 67,0 случаев;
- Любимский муниципальный округ - 85,0 случаев;
- Первомайский муниципальный округ - 75,0 случаев;
- Угличский муниципальный округ - 60,0 случаев.
Из этого вытекает настоятельная необходимость знания фактических уровней облучения населения области, населенных пунктов и отдельных групп населения, подвергшихся повышенному облучению за счет различных природных источников. Знание закономерностей формирования доз позволит наметить возможные пути снижения облучения.
В рамках Программы планируется проведение постоянных наблюдений в нескольких зданиях, расположенных на различных геологических структурах, характерных для региона. Целью этих работ является изучение вариаций содержания радона, их связи с метеоусловиями. Такие здания (стационары) должны быть обеспечены радоновыми мониторами с непрерывной регистрацией активности радона.
Целью второго этапа работ является выявление максимально возможного количества зданий с повышенным содержанием радона. В этих зданиях должны осуществляться защитные мероприятия, а их жители должны быть включены в группы риска, для которых необходимо наблюдение за состоянием их здоровья. Территории нового строительства и строящиеся объекты обследуются в ходе изысканий при разработке градостроительной документации, выборе участков, сдаче объектов в эксплуатацию. Помимо исследования радона в воздухе жилых помещений в программе предусматривается изучение облучения людей на нефтеперерабатывающих предприятиях, загрязнения окружающей среды выбросами ТЭЦ, организация систематического контроля за радиоактивностью строительных материалов, отходов, используемых в строительстве, радиоактивностью питьевой воды подземных водоисточников и продуктов питания.
Программа требует проведения широкомасштабных и долговременных работ по оценке уровней облучения от естественных радионуклидов. Такая информация в сочетании с информацией об уровнях облучения людей за счет медицинских и техногенных источников даст полную характеристику радиационной обстановки на территории области.
В целях получения информации о радиационной обстановке, связанной с радоновым фактором, Госсанэпиднадзором за 1997-2000 годы обследовано 423 строящихся и эксплуатируемых жилых и общественных зданий, в которых проведено 80879 измерений уровня внешнего гамма-фона и 4387 измерений радона. Обследовано детских дошкольных учреждений, школ, детских домов - 174 с общим числом измерений радона - 1211. На содержание природных радионуклидов проверено 116 централизованных водоисточников и артезианских скважин. Радиационным контролем охвачено 1306 проб воды, 1044 проб строительных материалов, 55 карьеров и месторождений.
Процент неблагополучных по радоновому фактору среды строящихся зданий из числа проверенных ГСЭН, равен 5,5%, эксплуатируемых - не более 3,3%. Превышение норматива (200 Бк./м3) эквивалентной равновесной объемной активности радона для эксплуатируемых зданий в 2,5 - 3,0 раза обнаружено в одной группе детского сада г. Ярославля, размещенной на 1-м этаже здания. Группа закрыта до выполнения мероприятий по противорадоновой защите, предложенных Федеральным радиологическим центром Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены.
Предварительные выборочные исследования показывают, что для изучения радиационной обстановки, обусловленной радоном, изучения конкретных причин формирования доз необходима Программа.
1.2. Цель, задачи, структура и ожидаемые результаты Программы
Цель Программы - обследование облучения населения и производственного персонала природными источниками ионизирующего излучения, изучение закономерностей формирования доз и на этой основе разработка и осуществление мероприятий по снижению облучения населения.
Основные задачи Программы:
- проведение систематического обследования облучения населения природными источниками ионизирующего излучения. Оценка по результатам обследования радиационной обстановки в регионе и уровней облучения отдельных групп населения, подвергшихся повышенному облучению от различных природных источников;
- проведение обследования всех потенциально радиационно-опасных жилых и общественных зданий, углубленного обследования потенциально радиационно-опасных производственных предприятий;
- обследование и проведение мероприятий по снижению облучения населения;
- формирование групп риска, обследование состояния здоровья и осуществление профилактических мероприятий для лиц вошедших в группы риска;
- радиоэкологическое сопровождение строительства новых зданий и сооружений;
- паспортизация по содержанию естественных радионуклидов источников питьевого водоснабжения, продукции и отходов предприятий, их выбросов и сбросов в окружающую среду;
- формирование региональных баз данных по радиоактивности объектов окружающей среды, дозам облучения населения, состоянию здоровья населения, подвергающемуся повышенному облучению.
Ожидаемые результаты:
- создание системы контроля за действием радона на население;
- выявление радоноопасных объектов и целевое проведение защитных мероприятий;
- разработка системы профилактических мероприятий;
- формирование групп диспансерного наблюдения из лиц, подвергнувшихся воздействию радона, с целью ранней диагностики и проведение в группах профилактических мероприятий;
- снижение дозы облучения в результате своевременного принятия достаточных и эффективных профилактических мер.
1.3. Основные направления Программы и пути ее реализации
Поскольку радон является доминирующим фактором облучения населения, основное внимание в Программе должно быть уделено оценке облучения населения радоном. Поэтому первым направлением реализации Программы является оснащение исполнителей аппаратурой для выполнения различных видов радиационных измерений.
Второе направление работ включает радиоэкологическое сопровождение строительства зданий и сооружений. Это направление является приоритетным для Программы, поскольку обеспечить радиационную безопасность на стадии строительства намного проще, чем после его окончания.
Радиационный мониторинг в строительстве включает следующие виды измерений:
- определение скорости потока радона с поверхности земли, объемной его активности в почвенном воздухе, измерение МЭД внешнего гамма-излучения на территории застройки;
- определение содержания радия-226, тория-232, калия-40 в строительных материалах;
- оценку объемной активности радона в воздухе помещений, сдаваемых в эксплуатацию;
- изучение радиационной обстановки, связанной с геолого-геофизическими характеристиками региона.
Наибольший объем работ планируется по третьему из направлений, в рамках которого все работы разделяются на 2 этапа.
1. Выборочное обследование радиационной обстановки в жилых, общественных и производственных помещениях с целью обнаружения наличия помещений, где превышаются или могут быть превышены контрольные уровни радиационно-опасного фактора.
2. Детальная оценка радиационной обстановки в помещениях и на объектах, где превышены (или могут быть превышены) контрольные уровни радиационно-опасного фактора, которая проводится с целью определения индивидуальных доз облучения населения и персонала, входящих в группы риска, а также с целью получения исходных данных для планирования защитных мероприятий.
В рамках этого направления работ планируется изучение загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями и объектами топливно-энергетического комплекса (определение содержания радия-226, тория-228 и калия-40 в сжигаемом топливе, золе, твердых отходах, содержание ЕРН в водоемах и готовой продукции).
Четвертое направление Программы предусматривает формирование групп риска из числа лиц, подвергающихся высокому облучению. Установление за ними постоянного медицинского наблюдения и осуществление профилактических защитных мероприятий. В целях прогноза ожидаемых последствий облучения для групп риска должны быть оценены накопленные за жизнь дозы.
Информационное обеспечение работ планируется в пятом направлении работ.
1.4. Источники и объем финансирования Программы, контроль за ее
реализацией
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.94 N 809 Программа финансируется из средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Методическими рекомендациями по составлению и выполнению региональных целевых программ снижения уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения, утвержденных 03.08.95 заместителем председателя ГК СЭН России, рекомендуется предусматривать объем финансирования на начальном этапе Программы исходя из величины 1-3 тыс. рублей в год (в ценах на 01.01.95) на одного жителя региона, т.е. на первый этап. На приобретение аппаратуры и метрологическое обеспечение Программой предусмотрено 1053100 рублей.
Контроль за ходом реализации положений Программы обеспечивается системой многоуровневого контроля как за исполнителями мероприятий, так и за использованием выделяемых на эти цели бюджетных средств.
Контроль со стороны исполнителя конкретных мероприятий обеспечивается положениями ст. 32 (производственный контроль) Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Государственный надзор за исполнителями отдельных мероприятий Программы осуществляется учреждениями Госсанэпиднадзора, государственной инспекцией архитектурно-строительного надзора, Атомнадзором в соответствии с их полномочиями.
Органы местного самоуправления обеспечивают контроль за ходом реализации мероприятий, финансируемых из местного бюджета.
Контроль со стороны государственного заказчика Программы осуществляется комитетом по охране окружающей среды Администрации области через куратора Программы - межведомственный координационный Совет по обеспечению радиационной безопасности на территории Ярославской области, куда собираются сведения о реализации Программы от муниципальных образований, надзорных органов и самих исполнителей.
Правильность использования бюджетных средств контролируется КРУ.
1.5. Заключение
Выполнение Программы позволит впервые получить объективную информацию об уровнях и структуре доз облучения населения, т.е. характеристику радиационной обстановки в регионе.
Знание закономерностей формирования доз позволит реализовать научно-обоснованный подход к осуществлению защитных мероприятий, а также снизить дозу облучения от природных источников радиации.
2. Мероприятия по областной программе "Радон" на 2002 - 2003 годы
N п/п |
Основные мероприятия | Исполнители в установлен- ном порядке |
Сроки исполне- ния, год |
Объем необходимого финансирования, в т.ч. по источникам финансирования тыс. руб. |
Ожидаемые результаты |
|||
всего | об- ласт- ной бюджет |
мест- ные бюдже- ты в уста- нов- ленном поряд- ке |
другие источни- ки финанси- рования |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. |
Приборно-методическое и метрологическое обеспечение работ |
|||||||
1.1. | Оснащение Центра Госсанэпиднадзора в Ярославской области (ОЦ ГСЭН) минимально-необходимым комплектом приборов для различных видов радиационных измерений: |
|||||||
- 3 комплекта аппаратуры "ТРЕК_РЭИ-1" с пассивными трековыми детекторами для массовых измерений объемной активности радона в жилых и других помещениях за длительные (до 12-ти недель) интервалы времени; |
2002 2003 |
156,8 156,8 |
156,8 156,8 |
- | ||||
- 2 комплекта аппаратуры приборов "РРА-01М-03" для измерения мгновенной объемной активности радона в воздухе; |
2002 2003 |
58,7 58,7 |
58,7 58,7 |
- | ||||
- 10 комплектов накопительных камер для измерения содержания радона в почвенном воздухе; |
2002 2003 |
6 6 |
6 6 |
- | ||||
- комплекс гамма - спектрометрический для измерения содержания природных радионуклидов в строительных материалах, пищевых продуктах; |
2003 | 120 | 120 | - | ||||
- 2 комплекта аппаратуры "РГА-04" радиационного мониторинга для измерения радона в зданиях с повышенной радоноопасностью; |
2002 2003 |
16,65 16.65 |
16,65 16,65 |
- | ||||
- радиометр аэрозолей "РАА-10" для экспрессного измерения объемной активности ДПР радона и торона для санитарно-гигиенического обследования |
2002 | 50 | 50 | - | ||||
1.2. | Подготовка специалистов рабочей группы ОЦ ГСЭН на базе федерального Центра Госсанэпиднадзора, Санкт-Петербургского научно-исследовательского института радиационной гигиены (НИИ РГ) |
федеральный Центр Госсанэпид- надзора, Санкт-Петер- бургский НИИ РГ |
2002 2003 |
20 10 |
20 10 |
Повышение квалификации исполнителей и обмен информацией |
||
1.3. | Метрологическое обеспечение измерительных приборов, сверка результатов измерений на региональном уровне |
ОЦ ГСЭН | 2002 2003 |
50 50 |
50 50 |
- - |
Обеспечение единства измерений |
|
2. |
Оценка потенциальной опасности территории и радиоэкологическое сопровождение строительства зданий и сооружений |
|||||||
2.1. | Получение геологической информации по зонированию территории Ярославской области в зависимости от степени потенциальной опасности по уровню зараженности территории радоном и продуктами его распада, а также другими природными источниками радиационного излучения; подготовка перечня участков и направление его градостроителям |
комитет природных ресурсов по Ярославской области |
2002 | 200 | 200 | - | карта-схема масштаба 1:100000 |
|
2.2. | Крупномасштабное картирование выделенных участков для конкретного строительства |
разработчик градострои- тельной документации |
2002 | средства заказчи- ков |
||||
2.3. | Измерение выделения радона с поверхности земли и объемной активности радона в почвенном воздухе в районах существующей и перспективной застройки; составление крупномасштабных карт потенциальной радоноопасности мест застройки |
ОЦ ГСЭН, центры ГСЭН городов Ярославля, Рыбинска |
2002- 2003 |
средства заказчи- ков |
выбор мест застройки с учетом радиационного фактора |
|||
2.4. | Проведение исследований на радоновый фактор участков, выделяемых под строительство зданий и сооружений малой этажности , а также под строительство объектов на заболоченных участках |
ОЦ ГСЭН, центры ГСЭН городов Ярославля, Рыбинска |
2002- 2003 |
средства заказчи- ков |
выбор мест застройки с учетом радиационного фактора |
|||
2.5. | Проведение систематического контроля за содержанием природных радионуклидов в строительных материалах, минеральном сырье и отходах производства |
заказчики на строительст- во, строительные организации и производите- ли строительных материалов |
2002- 2003 |
средства карьеро- управле- ний и строите- льных органи- заций |
оценка содержания естественных радио- нуклидов в соответствии с Нормативами Радиационной Безопасности (НРБ-99) |
|||
2.6. | Оценка радиационной обстановки в зданиях и сооружениях, сдаваемых в эксплуатацию |
заказчики на строитель- ство объек- тов, аккре- дитованные лаборатории |
2002- 2003 |
средства заказчи- ков |
соответствие принимаемых зданий действующим нормативам |
|||
3. |
Радиационно-гигиеническое обследование населенных пунктов и народно-хозяйственных объектов |
|||||||
3.1. | Выборочные скрининговые исследования жилых и общественных зданий с целью выявления радоноопасных зданий (прежде всего в жилых зданиях) |
ОЦ ГСЭН, центры ГСЭН городов Ярославля, Рыбинска и Переславля |
2002 2003 |
70 75 |
- | 70 75 |
изучение закономер- ностей накопления радона |
|
3.2. | Радиационное обследование детских дошкольных учреждений, школ, ГПТУ, техникумов |
ОЦ ГСЭН, центры ГСЭН городов Ярославля, Рыбинска и Переславля |
2002 2003 |
20 20 |
- | 20 20 |
оценка степени опасности |
|
3.3. | Определение содержания радионуклидов в источниках питьевого водоснабжения и проведение их паспортизации |
ОЦ ГСЭН | 2002 2003 |
15 15 |
- | 15 15 |
оценка доз облучения населения за счет содержания естественных радионуклидов в питьевой воде |
|
3.4. | Выполнение систематических наблюдений за уровнями содержания радона в "стационарных" зданиях с целью выявления особенностей формирования радиационной обстановки в регионе |
ОЦ ГСЭН, центры ОЦ ГСЭН городов Ярославля, Рыбинска и Переславля |
2002 2003 |
50 75 |
- | 50 75 |
уточнение оценок доз и методов прогноза поступления радона в здания |
|
3.5. | Обследование радиационной обстановки на предприятиях нефтеперерабатывающего комплекса, ТЭЦ и их выбросов в окружающую среду |
ОЦ ГСЭН, центр ГСЭН г. Ярославля |
2002- 2003 |
средства предпри- ятий |
оценка доз облучения работающих; паспортизация продукции и отходов по содержанию естественных радионуклидов |
|||
4. |
Разработка и реализация мероприятий по снижению облучения населения |
|||||||
4.1. | Разработка ТСН "Защита от радона" |
департамент строительст- ва и архитектуры Администра- ции области |
2002 2003 |
10 10 |
10 10 |
- | обеспечение нормативной базы для защитных мер при строительстве |
|
4.2. | Осуществление защитных мероприятий в радоноопасных зданиях. Рекомендации по проветриванию: - пассивная и активная системы защиты; - классификация типов технических решений; - выбор типа противорадоновой защиты |
владельцы зданий |
2002- 2003 |
средства владель- цев зданий |
снижение уровня воздействия радона |
|||
4.3. | Систематическое наблюдение за эффективностью защитных мероприятий |
ОЦ ГСЭН, центры ГСЭН городов Ярославля, Рыбинска и Переславля |
2002- 2003 |
средства владель- цев зданий |
улучшение радиоактивной обстановки, снижение доз облучения населения |
|||
4.4. | Обследование всех потенциально радоноопасных зданий, выявленных в анализе результатов скрининговых исследований (п. З. 1.) в процессе реализации защитных мероприятий |
ОЦ ГСЭН, центры ГСЭН городов Ярославля, Рыбинска и Переславля |
2002- 2003 |
владель- цы зданий |
выявление максимально радоноопасных зданий и эффектив- ности защитных мероприятий |
|||
5. |
Оценка состояния здоровья и осуществление профилактических медицинских мероприятий для групп радиационного риска |
|||||||
5.1. | Формирование групп риска и организация наблюдения за состоянием их здоровья |
центры Госсанэпид- надзора городов области, органы здравоохра- нения муниципаль- ных образований области |
за предела- ми 2003 года |
департа- мент здраво- охране- ния и фармации Админи- страции области |
оценка состояния здоровья лиц из групп риска |
|||
5.2. | Оценка (реконструкция ) накопленных доз у лиц из групп риска |
ОЦ ГСЭН | по мере выявле- ния |
принятие решения о необходимости проведения профилактиче- ских медицинских мероприятий для укрепления здоровья лиц из групп риска |
||||
5.3. | Осуществление профилактических медицинских мероприятий по укреплению здоровья групп риска |
городские центры ГСЭН области, органы здравоохра- нения муниципаль- ных образований области |
средства медицин- ского страхо- вания |
укрепление здоровья населения из групп риска |
||||
5.4. | Осуществление эпидемиологических наблюдений за группами риска; сбор и обработка эпидемиологических данных по связи онкологических заболеваний с дозами облучения населения от природных радионуклидов |
городские центры ГСЭН области, органы здравоохра- нения муниципаль- ных образований области |
материалы уточнения зависимости "доза и эффект" и принятых нормативов |
|||||
6. |
Информационное обеспечение работ |
|||||||
6.1. | Техническое и программное оснащение и создание банка данных по уровням радиационно-опасных факторов и дозам облучения населения от природных источников излучения |
ОЦ ГСЭН | 2002 2003 |
50 50 |
50 50 |
- | база данных | |
6.2. | Распространение среди населения основ радиоэкологических знаний, информации о риске от воздействия природных радионуклидов, уровнях облучения и мерах по его снижению |
ОЦ ГСЭН | 2002- 2003 |
информация населения о результатах проводимых работ; разъяснение правильного их понимания |
||||
6.3. | Издание специальных научно-популярных брошюр для населения по радоновой опасности |
областной центр медицинской профилакти- ки |
2003 | 10 | 10 | - | ||
Общие затраты на программу в т.ч. по годам, 2002 2003 |
1446,3 733,15 673,15 |
1106,3 618,15 488,15 |
340 155,0 185,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Ярославской области от 14 ноября 2001 г. N 159-а "Об областной программе "Радон" на 2002 - 2003 годы"
Текст настоящего постановления опубликован в газете "Губернские Вести" N 75(1128) от 28 ноября 2001 г.