Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Ярославской области
от 18 октября 2000 г. N 166-а
Проект социальной государственной
программы Ярославской области
Молодежь" (2001-2003 г.г. и перспективы до 2005 года)
Паспорт
социальной государственной программы Ярославской области
"Молодежь" (2001-2003 г.г. и перспективы до 2005 года)
Название Программы: - социальная государственная программа
Ярославской области "Молодежь" (2001-2003
г.г. и перспективы до 2005 года)
Основание для разработки: - постановление Администрации Ярославской
области от 24.05.2000 N 31-а "О ходе
выполнения областной программы "Молодежь.
1996-2000 г.г.".
Государственный заказчик: - Администрация Ярославской области.
Разработчики Программы: - департамент по делам молодежи
Администрации Ярославской области,
- "Институт молодежи" (г. Москва),
- ярославский областной Координационный
Совет молодежных общественных
объединений.
Цель Программы: - формирование, развитие и укрепление
правовых, экономических и организационных
условий для гражданского становления,
эффективной социализации и самореализации
молодых граждан в условиях
демократических преобразований
современного российского общества,
создания рыночной экономики и правового
государства.
Сроки и этапы программы: - 2001-2003 годы - реализация программной
части
2004-2005 годы - перспективы развития
государственной молодежной политики
Перечень разделов, Раздел I Реализация социальной
подпрограмм: государственной программы Ярославской
области "Молодежь" в 2001-2003 г.г.
1. Патриотическое воспитание молодежи
2. Поддержка деятельности молодежных и
детских объединений
3. Международное молодежное
сотрудничество
4. Поддержка интеллектуального,
творческого, духовно-нравственного
развития молодежи
5. Профилактика асоциальных явлений в
молодежной среде
6. Организация отдыха и оздоровления
молодежи
7. Профилактика алкоголизма, наркомании,
СПИДа среди молодежи
8. Развитие молодежного туризма,
спортивной и физической культуры
9. Укрепление социального благополучия
молодых семей
10. Поддержка молодых семей в решении
жилищной проблемы
11. Создание условий трудовой занятости
молодежи
12. Поддержка молодежного
предпринимательства
13. Содействие талантливой молодежи
14. Поддержка инновационных и
научно-социальных молодежных программ
15. Информационно-методическое
обеспечение молодежной политики
16. Развитие системы переподготовки и
повышения квалификации специалистов по
работе с молодежью
17. Развитие системы социальных служб и
центров для молодежи
Раздел II. Перспектива развития
государственной молодежной политики на
территории области в 2004-2005 г.г.
1. Содействие гражданскому становлению и
духовно-нравственному развитию молодежи.
2. Формирование здорового образа жизни в
молодежной среде
3. Поддержка молодых семей
4. Содействие самореализации молодежи
5. Развитие организационной базы
молодежной политики
Исполнители подпрограмм: - департамент по делам молодежи
Администрации Ярославской области; органы
по делам молодежи администраций
муниципальных образований, социальные
учреждения молодежи, детские и молодежные
общественные объединения Ярославской
области.
Общая стоимость Программы: - 31,460 млн. руб. за счет средств
областного бюджета с привлечением средств
федеральной программы "Молодежь России",
внебюджетных источников и бюджетов
муниципальных образований области
Ожидаемые конечные - снижение уровня безнадзорности среди
результаты реализации детей и подростков;
Программы: - предотвращение экономического ущерба
при улучшении здоровья молодого
поколения, снижении смертности, в т.ч.
путем профилактики наркомании,
токсикомании и алкоголизма в молодежной
среде;
- повышение уровня доходов молодежи и
молодых семей, улучшение
социально-бытовых и жилищных условий;
- снижение уровня безработицы путем
обеспечения вторичной и сезонной
занятости молодежи, а также через
повышение квалификации и формирование
трудовых ресурсов, соответствующих
требованиям рынка;
- увеличение числа рабочих мест; рост
деловой активности и предприимчивости
молодежи, в т.ч. при поддержке
молодежного предпринимательства.
Ответственные лица для - Андреева Лариса Михайловна - директор
контактов, кураторы департамента по делам молодежи
Программы: Администрации Ярославской области. Тел.:
72-83-00.
- Иванов Лев Михайлович - заместитель
директора департамента по делам молодежи
Администрации Ярославской области. Тел.:
30-45-76.
Обоснование Программы
Принятие мер экономического, правового, организационного, информационного, научного и иного характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни молодежи области, определяется особенностями социально-экономической ситуации, сложившейся в Ярославской области, а также необходимостью ее изменения в ближайшей перспективе (2001-2003 годы) в направлении повышения социального благополучия. В обеспечении этих изменений роль планомерной молодежной политики, проводимой органами государственной власти в отношении молодых граждан от 14 до 30 лет, молодых семей и молодежных общественных объединений области, является очень важной и не может быть заменена выполнением отдельных мероприятий и проектов.
На сегодняшний день в структуре населения Ярославской области молодежь составляет около 338 тысяч человек (20,6 % населения). При этом 73,5 % молодых людей проживает в городах области и лишь 26,5 % в условиях сельской местности.
Анализ показателей смертности и рождаемости, естественного прироста населения, соотношения браков и разводов показывает, что демографическая ситуация в области не только остается неблагоприятной, но и имеет тенденцию к ухудшению: население "стареет" и сокращается, рождаемость "падает", молодые семьи крайне неустойчивы и около 50 % их распадается. Имеют место значительные диспропорции по половозрастным признакам. К 30-летнему возрасту смертность среди мужчин более чем в два раза превосходит аналогичный показатель среди женщин. В структуре причин смерти молодых ярославцев высокий удельный вес составляют несчастные случаи, отравления и травмы. Возросло также число убийств и самоубийств молодых граждан.
Ухудшение состояния здоровья значительной части молодых ярославцев стало с тревогой отмечаться ими самими. Это обостренное внимание к вопросам своего здоровья представляет собой новое явление для российской действительности. В исследованиях, проводившихся в 1998-1999 гг., около 40 % опрошенных были серьезно обеспокоены состоянием своего здоровья, а среди 23-25-летних - почти каждый второй. Лишь около 30 % молодых людей определяют свое здоровье как "хорошее".
В структуре заболеваемости молодежи наблюдается рост туберкулеза, наркомании, токсикомании, венерических заболеваний, которые принято связывать с показателями социального неблагополучия.
Вместе с тем культура здорового образа жизни пока еще не получила широкого распространения среди ярославской молодежи. По данным опросов, практически никогда не занимаются физическими упражнениями почти 50 % 25-29-летних жителей области. При этом указываются различные причины (отсутствие дворовых спортплощадок, большая загруженность на работе или в семье, отсутствие единомышленников или снаряжения и т.д.), указывающие на слабость существующей системы физического воспитания и оздоровления молодежи.
В сфере образования молодежи период 1998-1999 гг. характеризовался противоречивыми тенденциями. В конце десятилетия вновь приобрела особое значение ценность образования и жизненный успех. Вместе с тем стремление молодежи к образованию наталкивается на барьеры социального порядка: качественные формы высшего образования стали менее доступны для широких слоев молодежи. Значительно обострилась проблема востребованности работодателями определенного уровня образовательной подготовки молодых людей. Диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, по которым ведется подготовка, дисбаланс в оплате труда специалистов, другие обстоятельства как экономического, так и морального порядка создают преграды для реализации образовательного потенциала молодежи. Зачастую, молодежь, получившая профессиональное образование, остается не востребованной на рынке труда. Согласно проведенным исследованиям, лишь треть выпускников вузов намерены работать по полученной специальности.
Имевшиеся до финансового кризиса августа 1998 года некоторые положительные сдвиги в трудоустройстве молодых ярославцев и снижении уровня молодежной безработицы достаточно быстро сменились изменением ее структуры в сторону увеличения доли безработных выпускников вузов и сузов. Молодым женщинам, по-прежнему, труднее устроиться на работу, чем мужчинам. Самостоятельная жизнь для большой части молодых людей начинается с долгих поисков работы.
Финансовым кризисом нанесен существенный удар по формированию среднего класса, что задело жизненные интересы определенной части молодежи и во много раз уменьшило намерение молодых ярославцев заниматься предпринимательством. Стремление к созданию своего фермерского хозяйства среди молодежи, согласно опросам, выглядит крайне незначительным. В целом предпринимательский потенциал молодого населения ослаблен отсутствием необходимых знаний, нормативных "правил игры" и государственной поддержки предпринимательства.
В течение последних лет произошли важные подвижки в общественном сознании молодежи. При том, что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше готовность к жизни и работе в новых условиях, рост недовольства качеством жизни стал ощутимее, чем в предыдущие годы. Активизировались установки на обеспечение социальных гарантий, работу на государственных предприятиях и в учреждениях, стремление иметь гарантированную зарплату. Ценностные ориентации молодежи претерпевают изменения в течение всего десятилетия, что является результатом кризиса ценностей в обществе.
Новым явлением стало существенное сближение позиций молодежи и старших поколений в оценке "советского прошлого". В сложной общественной ситуации молодежь оценивает "порядок" намного выше, чем "демократию". Все большее распространение получает уверенность молодых россиян в том, что можно полагаться только на свои собственные силы.
Отмечается рост социальной дезадаптации в молодежной среде. Данные показывают увеличение количества правонарушений и антиобщественных поступков среди подростков и молодежи. Острой остается ситуация, связанная с правонарушениями на почве пьянства и наркомании. В целом криминализация молодежной среды имеет тенденцию к росту. Слабое правовое обеспечение прав человека и гражданина в стране, частые нарушения закона в правоприменительной практике предопределяют широкое развитие девиантных форм поведения среди молодежи. В связи с этим проблема профилактики социальной дезадаптации молодежи становится все более актуальной.
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют об обострении демографической ситуации, ухудшении состояния здоровья молодежи, продолжении процесса криминализации молодой среды, роста уровня наркозависимости среди молодежи, ухудшении ситуации на рынке труда и особенно при трудоустройстве на первое место работы, снижение образовательного и профессионально - квалификационного уровня молодежи, а также возможностей его повышения. Эти особенности состояния молодежной среды ограничивают возможности молодых ярославцев уже на старте вхождения во взрослую жизнь, которая все больше включает в себя элементы конкурентной борьбы за социальный статус.
В данных условиях особенно важно активизировать в период 2001-2005 гг. молодежную политику и социальную поддержку молодых граждан. При этом необходимо иметь в виду, что защита интересов и поддержка молодежи по большей части лежит не в сфере традиционных форм социального обеспечения (различные компенсации и пособия), а в организации предоставления услуг, восполняющих недостаток жизненного опыта у молодежи.
Другим аргументом в пользу своевременности и необходимости принятия Программы может служить отмеченный в социологических исследованиях факт резкого качественного улучшения деловых и волевых характеристик молодежи. Новые возможности выбора, ставка на собственные силы в достижении жизненного успеха, отсутствие гарантий благополучия требуют более раннего самоопределения и высокого напряжения сил. В молодежной среде усиливаются такие качества, как самостоятельность, ответственность за судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптация к жизненным переменам и т.д. Растет и общественная активность молодежи, количество молодых людей, желающих активно участвовать в работе общественных объединений.
Этот потенциал молодежи, возникающий в переходные периоды развития общества, может иметь как конструктивную, так и деструктивную направленность. Бесспорно только то, что эта энергия в любом случае найдет себе выход. Поэтому чрезвычайно важно уже сейчас создать систему специальных форм поддержки социально-значимых инициатив молодежи и укрепить новые духовные ценности "созидания, творчества и общественного служения" в молодежной среде.
Программа разработана с учетом опыта реализации государственной молодежной политики в Ярославской области и выполнения аналогичных программ в предыдущие годы. Ее преемственный характер обеспечивает закрепление и развитие тех позитивных результатов в сфере молодежной политики, которых удалось достичь к 2000 году областным органам исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи муниципальных образований. К их числу относятся вопросы поддержки деятельности и развития сети социальных учреждений для молодежи, укрепления молодой семьи, содействия деятельности молодежных общественных объединений, организации трудовой занятости молодежи, сохранения организационных основ и механизмов конкурсной реализации молодежной политики, целевой поддержки адресных площадок лучшего опыта реализации молодежных проектов, подготовки специалистов по работе с молодежью и некоторые другие.
Цели и задачи Программы
Цель Программы - формирование, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан в условиях демократических преобразований современного российского общества, создания рыночной экономики и правового государства.
Идеология Программы базируется на следующих принципах:
- социальное инвестирование;
- инновационное развитие;
- инициатива и самореализация.
В этой связи предусматривается решение следующих основных задач:
- оздоровление демографической ситуации в области, укрепление института молодой семьи;
- улучшение здоровья молодых ярославцев, снижение смертности, развитие системы отдыха и оздоровления;
- поддержка всех форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи;
- профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма; формирование здорового образа жизни в молодежной среде; развитие системы социальных служб для молодежи и подростково-молодежных клубов;
- создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; стимулирование инновационной деятельности молодых ярославцев;
- создание условий для развития эстетического, художественного и интеллектуального творчества детей и молодежи;
- развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов; поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- подготовка молодых людей к службе в армии; воспитание гражданско-патриотического отношения к Родине;
- содействие получению качественного профессионального образования, благоприятному началу трудовой деятельности, решению вопросов занятости и профориентации молодежи;
- социально-экономическая поддержка создания семьи; содействие решению первичных жилищных проблем;
- решение проблем мотивации труда и привитие новых ценностных ориентиров; адаптация к современным условиям рыночной экономики, в т.ч. вовлечение в цивилизованное предпринимательство;
- формирование у молодежи активной жизненной позиции; повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественно-политической жизни, государственной деятельности и управлении; создании условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в различных сферах общественной жизни и государственной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.