Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Ярославской области
от 27 сентября 2000 г. N 138-а
Проект
областной целевой программы
"Неотложные меры по дальнейшему совершенствованию
психиатрической помощи населению Ярославской области
на 2001-2002 годы"
г.Ярославль
2000 год
Паспорт областной целевой программы
Наименование Программы: Неотложные меры по дальнейшему
совершенствованию психиатрической помощи
населению Ярославской области на 2001-2002
годы
Программа одобрена постановление Администрации области от
27.09.2000 N 138-а
Государственный заказчик департамент здравоохранения и фармации
директор Программы Администрации области
Основные разработчики Главный психиатр департамента
Программы здравоохранения и фармации Администрации
области
Главный врач Ярославской областной
клинической психиатрической больницы
Заслуженный врач РФ В.Г.Турлаев
Заместитель главного врача ЯОКПБ по
лечебной работе А.В. Петров
Заведующий организационно-методическим
консультативным отделом ЯОКПБ А.В.Юнок
Цель и задачи Программы, Создание условий для реализации основных
важнейшие целевые положений Закона Российской Федерации "О
показатели психиатрической помощи и гарантиях прав
граждан при ее оказании" и обеспечение
гарантированного государством современного
уровня психиатрической,
психотерапевтической и психологической
помощи населению области.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
- создание уровня материально- технической
оснащенности психиатрических учреждений,
обеспечивающего оказание современной
психиатрической помощи;
- повышение качества, эффективности и
доступности психиатрической помощи,
оказываемой населению области;
совершенствование форм специализированной
психиатрической помощи, в том числе,
оказываемой детям, подросткам и лицам
пожилого и старческого возраста;
- совершенствования подготовки психиатров,
других специалистов и работников для работы
в психиатрических учреждениях, организация
подготовки психологов, социальных
работников для работы в психиатрических
учреждениях;
- развитие и реорганизация
судебно-психиатрической службы с учетом
проводимой судебно-правовой реформы.
Сроки и этапы реализации 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года
Программы (подпрограмм)
Перечень подпрограмм или Система программных мероприятий
разделов
Исполнители подпрограмм 1. Департамент здравоохранения и фармации
Администрации области
2. Департамент здравоохранения
администрации Рыбинского муниципального
округа
Общая стоимость Программы Областной бюджет 39916,7 тыс. руб.
Бюджет г.Рыбинска 354,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные Настоящая Программа является прежде всего
результаты реализации инструментом реализации основных положений
Программы Закона Российской Федерации "О
психиатрической помощи и гарантиях прав
граждан при ее оказании" и началом
материально-технического переоснащения
психиатрической службы.
Выполнение Программы в течение 2001-2002
годов позволит улучшить бытовые условия
содержания душевнобольных путем доведения
реальной площади на одну койку до
санитарной нормы, что приведет к
значительному снижению риска
распространения инфекционных заболеваний,
обеспечит дальнейшее совершенствование и
развитие всех видов психиатрической помощи,
их профилизацию, более рациональное
распределение контингента психически
больных, усилит профилактику
социально-опасных действий среди
душевнобольных.
Претворение в жизнь требований
вышеназванного закона гарантирует пациентам
психбольниц реализацию их прав, в частности
таких как: оказание психиатрической помощи
в условиях, соответствующих
санитарно-гигиеническим требованиям,
уважительное и гуманное отношение,
исключающее унижение человеческого
достоинства, психиатрическую помощь в
наименее ограничительных условиях.
После решения вопросов улучшения
материально-технической базы детской
психиатрии появится возможность более
раннего выявления и коррекции психических
расстройств у детей и подростков, что в
конечном итоге увеличит процент годности
юношей к службе в армии.
Ответственные лица для - директор департамента здравоохранения и
контактов фармации Администрации области
(тел 72-82-48) В.Н. Осинцев
- Главный врач Ярославской областной
клинической психиатрической больницы
(тел 23-39-53) В.Г. Турлаев
Общая потребность в ресурсах
N п/п |
Наименование ресурсов | Единица измере- ния |
Потребность | ||
Всего | в том числе по годам |
||||
2001 год | 2002 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Финансовые ресурсы всего - федеральный бюджет -областной бюджет - бюджеты муниципальных образований области (г. Рыбинск) -средства внебюджетных фондов - прочие источники |
тыс.руб тыс.руб тыс.руб |
40270,7 39916,7 354,0 |
21895,7 21541,7 354,0 |
18375,0 18375,0 |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В течение последних десятилетий психиатрия, находясь на острие социальных проблем общества, финансировалась по остаточному принципу, даже в сравнении с другими специальностями.
Сложившееся в середине 90-х годов состояние психиатрической помощи и душевного здоровья населения вызывает обоснованную тревогу у врачей-психиатров. В нашей области к началу 2000 года психическая болезненность населения составила 245,07 на 10 тыс. населения, в т.ч. болезненность психозами 84,3 (по Российской Федерации - 72,8), болезненность олигофренией 58,9 (по Российской Федерации - 55,6), психическая болезненность подростков по области составила 375,6 на 10 тыс. населения, выросла психическая болезненность детей с 226,5 на 10 тыс. населения в 1994 году до 283,98 в 1999 году. Болезненность олигофренией возросла с 59,4 до 64,78 на 10 тыс. детского населения за те же годы.
Среди лиц призывного возраста, негодных по различным заболеваниям к службе в армии, двое из пяти негодны по причине психического расстройства, среди комиссованных из Вооруженных Сил таких больных одна треть.
Число зарегистрированных психиатрами непсихотических расстройств (неврозов, психопатий, задержек психического развития, невротических реакций и др.) составило 102,04 на 10 тыс. населения.
За последние пять лет в области первичная инвалидизация по причине психического заболевания увеличилась с 3,1 до 4,89 на 10 тыс. населения.
Общее число инвалидов за тот же период выросло с 6505 до 7612 человек или на 17 процентов и составило 52,45 на 10 тыс. населения. Более 90 процентов составляют инвалиды I и II групп. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи.
Особую обеспокоенность вызывает значительный рост суицидов, составивший за три года 34,1 процента.
Значительных вложений требует материально-техническая база психиатрической службы, состояние которой все более не соответствует предъявляемым к ней требованиям.
Стационарная психиатрическая помощь представлена на 01.01.2000 2355 койками в 4-х стационарах области. Обеспеченность психиатрическими койками по области составила (без сметных наркологических коек) 16,0 на 10 тыс. населения (по нормативу 16,7), в т.ч. детскими - 2,0 на 10 тыс. населения.
Подавляющее большинство зданий стационаров построены в XIX веке. Женские отделения Ярославской областной клинической психиатрической больницы расположены в здании 1790 года постройки, встречаются и деревянные постройки (областная психиатрическая больница "Афонино"). Детский диспансер Ярославской областной клинической психиатрической больницы располагается в здании бывшей красильни начала ХХ века. Износ основных фондов составляет более 70 процентов. Не выполняются санитарные нормы площади на одного больного - 3 кв.м вместо 7.
В областной психиатрической больнице "Спасское" отсутствуют очистные сооружения. Отделения для размещения больных, страдающих туберкулезом, а также для принудительно лечащихся в условиях усиленного режима не соответствуют нормативным требованиям по санитарным и режимным моментам.
Из-за недостаточного финансирования медленно продвигается капитальный ремонт диспансерного отделения Ярославской областной клинической психиатрической больницы, остановлена реконструкция лабораторно-диагностического корпуса.
В последние годы текущий ремонт зданий вследствие недостаточного финансирования становится малоэффективен.
Из-за отсутствия площадей невозможна организация таких необходимых профилей, как психосоматические, для лечения неврозов, полноценного отделения для детей.
Здания и сооружения, используемые под психиатрические лечебные учреждения, в целом не соответствуют принципам организации психиатрической помощи, предусмотренной Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Количество пролеченных в психиатрических больницах области в среднем составляет почти 11 тыс. человек в год.
Число дней работы койки в психиатрических ЛПУ составило в 1999 году 339. Такая интенсивная работа при несоблюдении санитарных норм площади на одного больного способствует большой скученности больных, что несет опасность инфекционных заболеваний.
Диспансерное отделение Ярославской областной клинической психиатрической больницы рассчитанное на 250 посещений (в том числе детское диспансерное отделение на 50 посещений), фактически ежедневно посещают 380-390 больных, в том числе 60-70 детей. При такой перегрузке нет возможности организовать полноценный психотерапевтический прием на базе психодиспансера.
Рыбинский психодиспансер рассчитанный на 140 посещений в день, принимает 160 больных, расположен в тесном, малоприспособленном помещении.
Лишь в 14 районах области из 17 имеются психиатрические кабинеты в составе центральных районных больниц.
В трех районах области в составе центральных районных больниц отсутствуют врачи-психиатры, что приводит к значительному снижению выявления психической патологии в районах.
В последние годы повысилось число обращений правоохранительных органов к экспертам-психиатрам. В 1999 году оно достигло 2103 (в 1994 г. -1706). Возрос поток экспертных больных, находящихся под арестом, что требует открытия в Ярославле специального отделения (так называемого подстражного) для судебно-психиатрической экспертизы данной категории больных.
Цель и задачи Программы
Целью настоящей Программы является создание условий для реализации основных положений Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и обеспечение гарантированного государством современного уровня психиатрической, психотерапевтической и психологической помощи населению области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- создание уровня материально-технической оснащенности психиатрических учреждений, обеспечивающего оказание современной психиатрической помощи,
- повышение качества, эффективности и доступности психиатрической помощи, оказываемой населению области,
- совершенствование форм специализированной психиатрической помощи в том числе оказываемой детям, подросткам и лицам пожилого и старческого возраста,
- совершенствование подготовки психиатров, других специалистов и работников для работы в психиатрических учреждениях, организация подготовки психологов, социальных работников для работы в психиатрических учреждениях,
- развитие и реорганизация судебно-психиатрической службы с учетом проводимой судебно-правовой реформы.
Порядок контроля за ходом реализации Программы
Ежеквартально на рабочих совещаниях у руководителя департамента здравоохранения и фармации Администрации области будет рассматриваться вопрос о ходе реализации Программы.
Оценка эффективности и социально-экономические последствия от
реализации Программы
Настоящая Программа является прежде всего инструментом реализации основных положений Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и началом материально-технического переоснащения психиатрической службы.
Выполнение Программы позволит в течение 2001-2002 годов улучшить бытовые условия содержания душевнобольных путем доведения реальной площади на одну койку до санитарной нормы, что приведет к значительному снижению риска распространения инфекционных заболеваний, обеспечит дальнейшее совершенствование и развитие всех видов психиатрической помощи, их профилизацию, более рациональное распределение контингента психически больных, усилит профилактику социально-опасных действий среди душевнобольных.
Претворение в жизнь требований закона о психиатрической помощи гарантирует пациентам психобольниц реализацию их прав, в частности таких как: оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства, психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях.
Создание единой системы психотерапевтической помощи населению области позволит сделать более доступной специализированную психотерапевтическую и амбулаторную психиатрическую помощь, снизит количество суицидов, заложит основу для сохранения психического здоровья населения области.
После решения вопросов улучшения материально-технической базы детской психиатрии появится возможность более раннего выявления и коррекции психических расстройств у детей и подростков, что в конечном итоге увеличит процент годности юношей к службе в армии.
Ожидаемые конечные результаты
Результатом реализации Программы будет:
- значительное улучшение бытовых условий содержания душевнобольных , обеспечение пациентам психобольниц их права на оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях;
- снижение числа социально-опасных действий среди душевнобольных;
- повышение доступности специализированной психотерапевтической и амбулаторной психиатрической помощи;
- снижение количества суицидов;
- снижение процента негодности юношей к службе в армии по причине психических расстройств.
Общая стоимость Программы
тыс.руб.
Источник финансирования |
Всего | 2001 год | 2002 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Все бюджеты Областной бюджет Бюджет г. Рыбинска |
40270,7 39916,7 354,0 |
21895,7 21541,7 354,0 |
18375,0 18375,0 |
Система программных мероприятий
Мероприятия | Сроки исполнения год |
Источники и объем финансирования по годам, тыс. рублей |
Исполнитель (в установ- ленном порядке) |
|||
областной бюджет |
бюджеты муниципальных образований |
|||||
2001 год |
2002 год |
2001 год |
2002 год |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Укрепление материальной базы: проектирование, реконструкция, капитальное строительство, обновление оборудования, совершенствование организации оказания психиатрической помощи, подготовка кадров 1. Модернизация Ярославской областной клинической психиатрической больницы 1.1 Строительство подстанции в ЯОКПБ для обеспечения потребности больницы в электроэнергии 1.2 Реконструкция клинико-диагностического корпуса психиатрической больницы 1.3 Проектирование отделения для подстражных испытуемых на 30 коек 1.4 Завершение капитального ремонта детского отделения ЯОКПБ 1.5 Приобретение мебели для детского отделения ЯОКПБ 1.6 Проектирование и начало строительства детского диспансерного отделения на 100 посещений в смену 1.7 Начало капитального ремонта главного (мужского) корпуса ЯОКПБ 1.8 Завершение капитального ремонта взрослого диспансерного отделения 1.9 Приобретение медицинского оборудования (приложение 1) 1.10 Приобретение оборудования общего назначения (приложение 2) 1.11 Приобретение санитарного транспорта УАЗ, автобус КАВЗ, Волга |
2001-2002 2001-2002 2001-2002 2001С 2001 2001-2002 2001-2002 2001 2001-2002 2001-2002 2001-2002 |
21541,7 15777 610 4380 770 1000 200 900 2200 1200 3461 222 834 |
18375 13875 500 4000 700 2400 1850 3400 230 795 |
департамент здравоохра- нения и фармации Администра- ции области |
||
2. Модернизация областной психиатрической больницы "Спасское" 2.1 Капитальный ремонт туберкулезного отделения 2.2 Строительство очистных сооружений 2.3 Приобретение медицинского оборудования (приложение 3) 2.4 Приобретение оборудования общего назначения (приложение 4) |
2001-2002 2001-2002 2001-2002 2001-2002 2001-2002 |
4274,4 1530 1200 1144,4 400 |
3860 1500 800 1200 360 |
департамент здравоохра- нения и фармации Администра- ции области |
||
3. Модернизация областной психиатрической больницы "Афонино" 3.1 Проектирование очистных сооружений 3.2 Проектирование капитального ремонта лечебных корпусов 3.3 Капитальный ремонт теплосетей 3.4 Приобретение медицинского оборудования (приложение 5) 3.5 Приобретение оборудования общего назначения (приложение 6) 3.6 Приобретение транспорта (УАЗ) |
2001-2002 2002 2001 2001 2001-2002 2001-2002 2001 |
1490,3 600 480 164,3 176 70 |
640 300 170 170 |
департамент здравоохра- нения и фармации Администра- ции области |
||
4. Организация и проведение на базе ЯГМА курсов: 4.1 Курса подготовки врачей по медицинской психологии 4.2 Курсов усовершенствования врачей-психиатров и психотерапевтов |
2001-2002 2001-2002 2001-2002 |
Ярославская областная клиническая психиатри- ческая больница |
||||
5. Проведение мероприятий по предупреждению общественно-опасных действий психически больных: 5.1 Продолжить практику ежегодной передачи списков психически больных, склонных к совершению общественно-опасных действий в каждый РОВД, а также своевременного сообщения о вновь выявленных больных данной группы в соответствии с приказом МВД и МЗ N357/93 от 05.05.95 года 5.2 Поддерживать контакты врачей-психиатров с участковыми инспекторами по вопросам предупреждения антисоциальных действий душевнобольных 5.3 Задействовать органы охраны правопорядка в соответствии с Законом РФ "О милиции" в мероприятиях по предотвращению опасных действий со стороны психически больных, угрожающих жизни и здоровью граждан, а также при необходимости розыска и задержания 5.4 Работникам правоохранительных органов задерживать и доставлять в психиатрические учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского характера в соответствии со ст.11,п.9 Закона РФ "О милиции" 5.5 Проводить совместные совещания с работниками правоохранительных органов по вопросам координации действий по предупреждению правонарушений, совершаемых душевнобольными Итого |
2001-2002 2001-2002 2001-2002* 2001-2002 2001-2002 2001-2002 |
21541,7 |
18375 |
Ярославская областная клиническая психиатри- ческая больница |
||
Общая стоимость подпрограммы, тыс.рублей 39916,7 | ||||||
Укрепление материальной базы: проектирование, реконструкция, капитальное строительство, обновление оборудования (подпрограмма по г. Рыбинску) 1. Модернизация Рыбинской городской психиатрической больницы 1.1 Проектирование диспансерного отделения при Рыбинской городской психиатрической больнице 2. Приобретение мед.оборудования (приложение 7) 3. Приобретение другого оборудования (приложение 8) Итого |
2001-2002 |
354 17 231 106 354 |
администра- ция Рыбинского муниципаль- ного округа администра- ция Рыбинского муниципаль- ного округа администра- ция Рыбинского муниципаль- ного округа |
|||
Общая стоимость подпрограммы, тыс.рублей 354 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.