Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 85. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями
Законом Ярославской области от 8 июня 2016 г. N 28-з в часть 1 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
Законом Ярославской области от 5 мая 2017 г. N 14-з в часть 2 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающий в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится в помещении для голосования без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. При этом до начала подсчета голосов избирателей вправе проголосовать избиратели, которые находятся в помещении для голосования и получили избирательные бюллетени до окончания времени голосования. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти Ярославской области, затем - в органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области. При проведении выборов депутатов Ярославской областной Думы и выборов депутатов представительного органа городского округа Ярославской области с численностью 200000 и более избирателей участковая избирательная комиссия составляет два протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протокол N 1 - об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протокол N 2 - об итогах голосования по единому избирательному округу.
Законом Ярославской области от 2 апреля 2014 г. N 9-з в часть 3 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
3. После окончания времени голосования, перед вскрытием ящиков для голосования, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей и иных лиц, указанных в статье 32 настоящего Закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и заносят число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней, а также избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
Законом Ярославской области от 25 июня 2014 г. N 26-з часть 4 статьи 85 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) избирателей, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
а) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
См. текст подпункта г пункта 5 статьи 85
Законом Ярославской области от 25 июня 2014 г. N 26-з часть 5 статьи 85 настоящего Закона дополнена пунктом д, вступающим в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
д) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей; число избирателей, досрочно проголосовавших в помещении территориальной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии), проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей.
6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом избирательной комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола:
а) в строку 1 - число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
б) утратил силу;
См. текст подпункта б пункта 6 статьи 85
Законом Ярославской области от 25 июня 2014 г. N 26-з часть 6 статьи 85 настоящего Закона дополнена пунктом б1, вступающим в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
б1) в строки 3 и 4 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
в) в строку 5 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования;
г) в строку 6 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования.
После этого со списком избирателей вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в статье 32 настоящего Закона, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
7. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи. Список избирателей на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии.
Законом Ярославской области от 8 июня 2016 г. N 28-з в часть 8 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
8. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах в помещении для голосования, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете.
Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 14 и 15 настоящей статьи.
Законом Ярославской области от 8 июня 2016 г. N 28-з часть 9 статьи 85 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
9. При сортировке бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией или не содержащие специального знака (марки) в случае его использования. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
Законом Ярославской области от 5 марта 2007 г. N 12-з в часть 10 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного Закона
10. Председатель комиссии затем проверяет сохранность печатей на переносных ящиках для голосования и предлагает членам комиссии, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, а также представителям средств массовой информации удостовериться в том, что ящики запечатаны должным образом.
В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа избирательных бюллетеней установленной формы, чем число заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве полученных избирательных бюллетеней, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого переносного ящика для голосования. В этом случае число признанных недействительными избирательных бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
11. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Законом Ярославской области от 5 марта 2007 г. N 12-з в часть 12 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного Закона
12. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете голосов избирателей. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
Законом Ярославской области от 5 мая 2017 г. N 14-з в часть 13 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающий в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
13. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, наименования всех избирательных объединений, внесенных в бюллетень, и суммируются.
Законом Ярославской области от 25 июня 2014 г. N 26-з статья 85 настоящего Закона дополнена частью 13.1, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
13.1. Если число избирателей, проголосовавших досрочно в помещении территориальной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) и участковой избирательной комиссии, составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), участковая избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой избирательной комиссии в соответствии с пунктом 12 статьи 81.1 настоящего Закона. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
14. Утратил силу.
См. текст пункта 14 статьи 85
Законом Ярославской области от 25 июня 2014 г. N 26-з в часть 15 статьи 85 настоящего закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
15. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными признаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленных настоящим Законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи и пунктом 13 статьи 81.1 настоящего Закона) заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
16. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных избирательных бюллетеней.
17. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы количество избирательных бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
18. Утратила силу.
См. текст части 18 статьи 85
19. После этого с рассортированными избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
Законом Ярославской области от 5 мая 2017 г. N 14-з в часть 20 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающий в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
20. После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с Приложением 8 к настоящему Закону с учетом нумерации строк протокола об итогах голосования, предусмотренной законом. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11а, 11б протокола в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 84 настоящего Закона, а в случае совмещения дня голосования на выборах, предусмотренных пунктом 11 статьи 81.1 настоящего Закона, в строки 11ж, 11з протокола, в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 84 настоящего Закона. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 11а, 11б протокола в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 84 настоящего Закона, а в случае совмещения дня голосования на выборах, предусмотренных пунктом 11 статьи 81.1 настоящего Закона, в строках 11ж, 11з протокола, в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 84 настоящего Закона проставляется цифра "0".
Законом Ярославской области от 8 июня 2016 г. N 28-з часть 21 статьи 85 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
21. После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени, а также упакованные открепительные удостоверения, список избирателей помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.
Законом Ярославской области от 8 июня 2016 г. N 28-з в часть 22 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
22. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей в присутствии членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
а) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
б) участковая комиссия производит подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, затем все бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов, из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
в) участковая избирательная комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, то есть данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования;
г) участковая комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 8, 9, 10, 11, 12 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования;
д) участковая избирательная комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательной комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11а, 11б протокола в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 84 настоящего Закона, а в случае совмещения дня голосования на выборах, предусмотренных пунктом 11 статьи 81.1 настоящего Закона, в строки 11ж, 11з протокола, в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 84 настоящего Закона;
См. текст подпункта е пункта 22 статьи 85
ж) в случае, предусмотренном пунктом 13.1 настоящей статьи, участковая избирательная комиссия осуществляет сортировку бюллетеней, отделяя бюллетени, которые извлечены из конвертов досрочно проголосовавших избирателей и на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии. Отдельный подсчет голосов по указанным бюллетеням производится вручную либо с использованием технического средства подсчета голосов. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
Законом Ярославской области от 2 апреля 2014 г. N 9-з в часть 23 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
23. Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 10, 11, 12 и последующих строк - протокола участковой комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию.
Законом Ярославской области от 8 июня 2016 г. N 28-з в часть 24 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
24. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
25. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
26. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Законом Ярославской области от 8 июня 2016 г. N 28-з в часть 27 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
27. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. В случае, если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой избирательной комиссии и проставление их подписей не требуются.
28. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, принятые по данным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комиссией акты и реестры. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования.
Законом Ярославской области от 23 мая 2013 г. N 20-з часть 29 статьи 85 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
29. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией. Если протокол составлен в электронном виде, его второй экземпляр изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, включая бюллетени, списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также печать участковой избирательной комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения.
30. Участковые избирательные комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению Избирательной комиссии Ярославской области используют при голосовании на выборах вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования. При этом в случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней использование технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования обязательно при подсчете голосов на всех выборах всех уровней. Перечень избирательных участков, на которых используются технические средства подсчета голосов и комплексы для электронного голосования, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Избирательной комиссией Ярославской области.
При использовании технических средств подсчета голосов участковой комиссией подсчет голосов производится в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. При использовании технических средств подсчета голосов участковыми комиссиями проведение контрольного подсчета голосов избирателей непосредственно членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса (ручного подсчета голосов) осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 32 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.
Законом Ярославской области от 8 июня 2016 г. N 28-з часть 31 статьи 85 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
31. Данные протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, при наличии соответствующего оборудования передаются в вышестоящую комиссию с использованием ГАС "Выборы".
Законом Ярославской области от 8 июня 2016 г. N 28-з в часть 32 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
32. Порядок использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации о выборах, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Законом Ярославской области от 28 ноября 2011 г. N 46-з в пункт 33 статьи 85 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
33. При проведении выборов в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области данные протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.