Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть I. Концепция
1. Описание проблемы и обоснование ее актуальности
1.1. Термины и определения
Для целей настоящего документа используются отдельные термины и определения Международной организации по стандартизации (ИСО), в том числе:
Качество - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет установленные или обычно предполагаемые потребности или ожидания.
Продукция - результат процесса (совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы).
Услуга - продукция, получаемая в результате по меньшей мере одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя.
Менеджмент - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.
Политика в области качества - общие мероприятия и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Система менеджмента качества - система для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей.
Под конкурентоспособностью продукции в данном документе понимается интегральная характеристика продукции, обусловливающая возможность ее сбыта (включает: качество, цену, сроки поставки, стоимость эксплуатации, удобство обслуживания, имидж изготовителя и другие факторы).
1.2. Основные принципы
Главными принципами Программы являются:
Преемственность
В отношении политики в области качества, основных принципов и мероприятий настоящая Программа является логическим продолжением областной программы "Качество" на 1998 - 2001 годы, утвержденной постановлением Губернатора области от 24.03.98 N 193. Одновременно Программа является составной частью программы социально-экономического развития Ярославской области на 2002 - 2003 годы "От выживания к благополучию", а также учитывает одобренный Правительством РФ в декабре 2000 года проект Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг.
Добровольность
Предприятия, организации, структурные подразделения Администрации области, администрации муниципальных образований области принимают участие в Программе на добровольной основе. Мероприятия программы соответствуют письменным предложениям (заявкам) участников.
Ответственность
Мероприятия Программы являются не заданиями, а добровольно взятыми на себя обязательствами участников. В рамках Программы его участники и Администрация области являются партнерами. При этом участники полностью осознают свою морально-этическую ответственность за выполнение принятых обязательств.
Открытость
После утверждения Программа остается открытой для новых мероприятий и для новых участников, а также для отдельных корректировок по объективным причинам. Все связанные с этим предложения направляются кураторам Программы.
Информированность
Содержание Программы в полном объеме открыто и доступно для всех его участников и других заинтересованных сторон.
Периодическая информация участников о ходе выполнения мероприятий открыта для других заинтересованных сторон в части, не содержащей конфиденциальной информации, определяемой самими участниками.
1.3. Актуальность проблемы
Проблема качества существовала всегда, а ее восприятие и решение совершенствовалось с развитием человеческого общества.
Изначально качество воспринималось и оценивалось на бытовом уровне. Затем, с развитием товарного производства, возник контроль качества реализуемой (конечной) продукции, который со временем превратился во всеобъемлющий контроль качества на всех этапах жизненного цикла продукции и всех внутрипроизводственных этапах. Однако, насущные требования снижения непроизводительных затрат и повышения эффективности производства привели производителей товаров и услуг в середине XX века к новой философии и к новому подходу в обеспечении качества - системному подходу. Система бездефектного изготовления продукции (БИП), система бездефектного труда (СБТ), комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), система менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000 - это важнейшие последовательные этапы в решении проблемы качества, пройденные Россией за последние 50 лет.
Аналогичный путь прошли и другие страны мира, причем, за последние 15 лет многие из них продвинулись значительно дальше, чем Россия. Всеобщий менеджмент качества (TQM), как философия качества XXI века, сегодня уже стал официально признанной национальной идеей в США, Японии, Англии, Германии, Швеции, Швейцарии, Корее, Сингапуре, Гонконге, Малайзии, Бразилии. Ежегодно к этому списку добавляются новые страны. Общепризнанно на мировом уровне, что XXI век будет веком качества, так как в условиях глобального рынка уровень качества товаров, услуг и менеджмента становится главным, определяющим фактором конкурентоспособности, а значит, и благополучия любых предприятий, организаций, регионов, стран.
Степень осознания важности проблемы качества на всех уровнях (от Президента и Правительства РФ до предприятий и предпринимателей) в России в последние годы неуклонно растет. Во исполнение поручения Президента РФ N ПР-622 (п. 2) от 04.04.2000 и по поручению Правительства РФ N ИК-П8-18976 от 30.06.2000 рабочей группой, состоящей из представителей 24 министерств и ведомств, администраций 4-х регионов (в т.ч. Ярославской области) и ряда общественных организаций, разработана Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг (проект), которая была рассмотрена и одобрена Правительством РФ в декабре 2000 года. Концепцией предусматривается (п.4.3.), что в регионах России должна формироваться политика в области качества и должны разрабатываться программы повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг, предусматривающие в числе других меры региональной поддержки предприятий и организаций, производящих продукцию, приоритетную для государства и региона. При этом одним из приоритетных направлений национальной политики в сфере качества и защиты прав потребителей является обеспечение качества и безопасности продукции и услуг.
1.4. Исходная ситуация
В настоящее время Ярославская область имеет явно выраженные положительные тенденции социально-экономического развития. По итогам I полугодия 2001 года в рейтинге субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ, по показателям социально-экономического развития область заняла 2-е место (из 17), а в целом по России - 6 место.
С 1993 года Администрация области активно и целенаправленно занимается вопросами повышения качества и конкурентоспособности продукции, услуг и менеджмента на основе современной философии качества, передовых методов и подходов. Сегодня Ярославская область является одним из признанных в России лидеров в этих вопросах и делится своим опытом с другими регионами. В области созданы солидные научно-методическая, организационная, инженерно-техническая, кадровая, мотивационная и информационная базы для успешной реализации мероприятий настоящей программы.
Действует и успешно реализуется политика в области качества Администрации области (принята в 1993 году, впервые в России).
С 1994 года осуществляется программа ежегодных премий Администрации области "За лучшую работу в области обеспечения качества"; проведено 8 конкурсов, в которых приняли участие в общей сложности более 180 предприятий промышленности, около 200 организаций сферы услуг и 30 специалистов по качеству.
Ежегодно, начиная с 1993 года, проводятся областные конференции по вопросам качества и сертификации продукции, услуг и менеджмента, а также выставки и презентации лучших товаров, услуг и методических разработок в сфере качества.
С 1994 года постоянно 2 раза в год определяется областной рейтинг по качеству деятельности основных промышленных предприятий области по методике, утвержденной постановлением Губернатора области от 03.08.94 N 394. Средний коэффициент качества работы предприятий за это время вырос более чем в 3 раза (с 1,1 в 1994 году до 3,49 в I полугодии 2001 года)
На предприятиях и в организациях области работают более 50 аудиторов и менеджеров по качеству и по охране окружающей среды, из которых более 40 подготовлены по инициативе и при участии Администрации области.
Реализована областная программа "Качество" на 1998 - 2001 годы, утвержденная постановлением Губернатора области от 24.03.98 N 193.
Основные показатели Программы выполнены, в том числе обеспечено:
- освоение выпуска 210 наименований 78 видов новой и модернизированной продукции;
- внедрение и сертификация систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000 на 20 предприятиях и в 3-х организациях области, в т.ч. в департаменте государственного регулирования хозяйственной деятельности Администрации области - заказчике и кураторе программы "Качество";
- сертификация 12 производств на 9 предприятиях пищевой промышленности области;
- развертывание на предприятиях области работ по внедрению систем менеджмента охраны окружающей среды по международным стандартам ИСО серии 14000 и получение первого сертификата на такую систему (ОАО "Лакокраска");
- создание 5 органов по сертификации различных видов услуг и выполнение ими значительного объема обязательной сертификации услуг по ремонту автотранспортных средств, сложнобытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуг общественного питания, гостиниц, туризма, химической чистки, парикмахерских, перевозки пассажиров автотранспортом, розничной торговли;
- создание и функционирование 4-х учебно-консультационных центров по менеджменту качества (отделение Европейского центра качества в г. Рыбинске, ННОУ "Центр качества" в г. Ярославле, Центра качества "Углич" и центра при ЯрИПК), а также введение учебного курса "Системы качества в органах управления" для студентов института государственного и муниципального управления МУБиНТ и введение специальностей "инженер - менеджер по качеству" в РГАТА и "инженер по стандартизации и сертификации" в ЯГТУ;
- обучено вопросам менеджмента качества на различных учебных курсах и семинарах более 1400 специалистов предприятий и организаций области, в том числе 34 государственных и 11 муниципальных служащих (без студентов вузов);
- постоянное участие 10 - 15 лучших предприятий во всероссийских конкурсах по качеству и высокие результаты этого участия, в том числе: 2 премии Правительства РФ в области качества (ОАО "Компания "Славич" и ОАО "Рыбинские моторы") и 7 дипломов этого самого престижного в России конкурса по качеству, 17 лауреатских званий и 27 дипломов программы - конкурса "100 лучших товаров России", 3 золотых и 1 серебряный знаки качества программы "Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века", другие награды и достижения.
Таким образом, созданы хорошие предпосылки для дальнейшего, более широкого и активного продолжения работ по повышению качества продукции, услуг и менеджмента во всех сферах деятельности.
2. Политика в области качества
Нашей стратегической целью является устойчивое развитие Ярославской области на пути к реальному благополучию, что отражено и развито в программе социально-экономического развития Ярославской области "От выживания к благополучию". Одним из наиболее приоритетных направлений в достижении этой цели является непрерывное поступательное повышение качества жизни.
Под "качеством жизни" мы понимаем совокупность взаимозависимых физических (технических), экономических, правовых и социальных условий существования человека и всего регионального сообщества, в том числе:
- качество материальной среды (товаров, услуг);
- качество природной среды (сохранение, рациональное использование, воспроизводство);
- качество здравоохранения и повышение активного долголетия;
- качество образования и культуры;
- качество морально - психологического климата.
Региональное сообщество будет устойчивым и эффективным, если деятельность всех без исключения предприятий, организаций и граждан региона, занятых в любой из перечисленных сфер, составляющих качество жизни, будет подчинена единой цели и осуществляться на основе общих научно-обоснованных и гуманных принципов, подходов и механизмов, не зависящих от экономической и политической конъюнктуры, меняющихся вкусов и пристрастий.
Такой единой целью для всех должно быть непрерывное поступательное улучшение качества собственной деятельности во всех ее составляющих.
Общими принципами для достижения этой цели должны стать:
- безусловная ориентация на потребителя;
- лидерство и высокая ответственность руководителей;
- максимальное вовлечение сотрудников в улучшение деятельности;
- подход к управлению как к системе процессов;
- принятие любых решений только на основе фактов;
- взаимовыгодные отношения с партнерами;
- сильная внутренняя и внешняя мотивация качества.
Наиболее целесообразным и эффективным механизмом реализации общих принципов для всех предприятий, организаций, органов государственного и муниципального управления области принято считать тотальное внедрение в них и последующее развитие современных комплексных систем, построенных на основе модели "всеобщего менеджмента качества" ("делового совершенства", "эффективного бизнеса") и новейших международных и национальных стандартов по менеджменту качества, охране окружающей среды, социальной ответственности, здравоохранению, образованию и других.
Предприятия и организации, внедряющие и развивающие такие системы, нацеленные на качество, получат со стороны органов государственного и муниципального управления разностороннюю реальную поддержку. Сами органы государственного и муниципального управления должны и будут работать по тем же принципам, на основе аналогичных систем менеджмента, нацеленных на качество, являясь примером для подведомственных организаций.
Современные системы всеобщего менеджмента качества - это прежде всего социальные системы, а не только технические. Они позволят каждой организации в максимальной степени самостоятельно решить многие проблемы качества жизни членов своего трудового коллектива и окажут положительное воздействие на другие организации и на региональное сообщество в целом. Повсеместное же внедрение и совершенствование таких систем обеспечит достижение главной цели - устойчивого развития нашей области.
Всеобщее стремление к качеству, настоящая приверженность качеству должны стать истинным смыслом деятельности всех и во всем в ближайшее и будущее время!
3. Основные направления деятельности
Исходя из политики в области качества, настоящая Программа охватывает своими мероприятиями следующие основные направления:
- повышение технического уровня и конкурентоспособности продукции предприятий области на внутреннем и внешнем рынках за счет создания новых видов и наименований товаров, модернизации выпускаемых, внедрения новой техники и прогрессивных технологий;
- разработка и внедрение новых видов услуг для населения и для юридических лиц, повышение качества предоставляемых услуг и обеспечение их безопасности;
- повышение гарантий качества и имиджа предприятий и организаций области через внедрение в них современных систем менеджмента качества и их независимое подтверждение российскими и зарубежными сертификационными органами;
- улучшение состояния окружающей природной среды за счет освоения выпуска предприятиями области экологически чистой и безопасной продукции и внедрения систем менеджмента охраны окружающей среды;
- развитие и совершенствование сети органов по сертификации продукции и услуг, испытательных центров и лабораторий, а также метрологических служб с целью недопущения на рынки области фальсифицированных и некачественных товаров и услуг;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий, организаций и органов управления по вопросам качества, сертификации, менеджмента качества и охраны окружающей среды;
- совершенствование организации, координация, а также внутренняя и внешняя мотивация работ по качеству на территории области;
- государственная, муниципальная и общественная поддержка работ по качеству на территории области;
- оказание содействия органам местного самоуправления в организации защиты прав потребителей в муниципальных образованиях.
4. Участники
Участниками Программы на основе принципа добровольности (п.1.2) являются:
- структурные подразделения Администрации области (департаменты, управления);
- администрации муниципальных образований области и их структурные подразделения;
- промышленные предприятия и предприятия сферы услуг;
- образовательные учреждения и другие обучающие и консультационные организации;
- органы по сертификации продукции и услуг, аккредитованные испытательные центры и лаборатории;
- территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, а также всероссийских некоммерческих и общественных организаций.
Более подробный состав участников приводится в разделах части II.
5. Ресурсы
Для реализации большинства планируемых мероприятий требуются соответствующие финансовые ресурсы. Исходя из предложений участников, планируется использование следующих источников финансирования:
- собственные средства организаций - участников;
- кредиты банков и другие заемные средства;
- средства инвесторов;
- бюджеты муниципальных образований области;
- областной бюджет;
- федеральный бюджет.
При этом в качестве основного источника финансирования рассматриваются собственные средства организаций - участников с учетом использования ими кредитов и других заемных средств. Средства федерального бюджета и местных бюджетов МО учитываются по предложениям участников в рамках принятых либо разработанных федеральных и муниципальных программ.
Средства областного бюджета рассматриваются в строго ограниченном объеме на мероприятия мотивационного характера, проведение которых уже предусмотрено ранее принятыми постановлениями Губернатора области и Администрации области (ежегодный областной конкурс по качеству, ежегодные областные конференции по качеству и другие) либо предполагаются по отдельным постановлениям.
Ориентировочные данные по планируемым объемам и источникам финансирования мероприятий приводятся в соответствующих разделах (таблицах мероприятий) и в части III Программы.
6. Прогноз ожидаемых конечных результатов
Разработка и постановка на производство 210 наименований 96 видов новой продукции.
Модернизация и повышение качества 36 наименований 19 видов серийной продукции.
Внедрение передовых технологических процессов и прогрессивного оборудования на 30 предприятиях промышленности.
Разработка и внедрение комплексных систем менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО 9000, TQM и других на 15 предприятиях.
Сертификация систем менеджмента качества на 10 предприятиях области.
Ресертификация систем менеджмента качества на 30 предприятиях и организациях области.
Разработка и внедрение систем управления качеством окружающей среды на базе международных стандартов ИСО 14000 на 6 предприятиях.
Сертификация и ресертификация систем управления охраной окружающей среды на 5 предприятиях.
Сертификация и ресертификация производств на 9 предприятиях.
Аккредитация и переаккредитация 11 органов по сертификации продукции и услуг, 39 испытательных центров и испытательных лабораторий, аттестация 8 заводских метрологических служб и 10 испытательных лабораторий.
Создание органа по сертификации систем качества малых предприятий при Ярославском ЦСМ.
Обучение в учебных центрах г. Ярославля и г. Рыбинска руководителей и специалистов предприятий и организаций по управлению качеством - 1000 человек.
Обеспечение полного охвата сертификацией предприятий по оказанию услуг, подлежащих обязательной сертификации.
7. Порядок контроля за ходом реализации Программы
Управление реализацией Программы и контроль за выполнением ее мероприятий осуществляют:
- директор Программы - заместитель Губернатора области - директор департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Администрации области;
- координатор Программы - комитет по качеству и сертификации департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Администрации области.
Процедура управления состоит из следующих действий: периодического (2 раза в год) мониторинга и анализа хода выполнения мероприятий координатором Программы; рассмотрения результатов мониторинга директором Программы, принятия и проведения (при необходимости) управленческих воздействий; внесения дополнений и изменений по отдельным мероприятиям на основании письменных обращений участников и решений по ним директора Программы; систематического информирования Администрации области и других заинтересованных сторон о ходе реализации мероприятий, представления в установленном порядке необходимой отчетности.
Управление Программой должно обеспечить достижение ожидаемых основных конечных результатов либо их превышение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.