Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Губернатора Ярославской области
от 19 июня 2002 г. N 393
Программа содействия занятости населения Ярославской области
на 2002-2005 годы
22 августа 2003 г.
Паспорт Программы содействия занятости
населения Ярославской области на 2002-2005гг.
Дата принятия решения о Приказ руководителя Департамента от
разработке Программы 20.09.2001 N 58
Государственный заказчик Департамент федеральной
Программы государственной службы занятости
населения по Ярославской области
Основные разработчики Департамент федеральной
Программы государственной службы занятости
населения по Ярославской области,
государственные учреждения - центры
занятости населения
Цель и задачи Программы Максимальное обеспечение
сбалансированности спроса и
предложения рабочей силы; содействие
занятости населения на основе:
- осуществления превентивных мер по
предупреждению высвобождения
работников;
- проведения мероприятий по внедрению
эффективных механизмов профилирования
безработных, ориентации программ
трудоустройства на наиболее уязвимые
категории безработных;
- расширения доступа незанятых граждан
к активным программам содействия
занятости;
- дальнейшего развития, повышения
качества и продуктивности системы
профессионального обучения и
профессиональной ориентации
безработных граждан и незанятого
населения;
- совершенствования механизма
организации общественных работ путем
повышения их социального статуса,
расширения видов и масштабов;
- улучшения информирования граждан о
спросе на рабочую силу и ее
предложении.
Сроки реализации Программы 2002-2005 гг.
Перечень основных - обеспечение, подбор, подготовка
мероприятий кадров для экономики области;
- повышение качества рабочей силы;
- социальное партнерство;
- создание и сохранение рабочих мест;
- улучшение функционирования рынка
труда;
- социальная интеграция и поддержка
граждан с особыми потребностями;
социальная поддержка безработных
граждан;
- меры по предупреждению массовых
высвобождений
Исполнители основных Органы службы занятости населения
мероприятий области, департамент по делам
молодежи, департамент образования,
департамент социальной защиты
населения и труда Администрации
области, ЦПО "Ресурс", работодатели,
администрации муниципальных
образований, учебные заведения
Объемы и источники Финансовые затраты на реализацию
финансирования, направления Программы составят 650 млн. рублей, в
расходов (в установленном том числе в 2002 году - 148,1 млн.
порядке) рублей. Из общих затрат - средства
федерального бюджета - 613 млн.
рублей, в том числе в 2002 году -
138,7 млн. рублей; областного бюджета
- 12 млн. рублей, в том числе в 2002
году - 3,1 млн. рублей; бюджетов
муниципальных образований области -
8,0 млн. руб., в том числе в 2002 году
- 2,0 млн. рублей; прочих источников -
17 млн. рублей, в том числе в 2002
году - 4,3 млн. рублей.
Объемы финансирования уточняются
ежегодно.
Ожидаемые конечные Реализация Программы позволит в
результаты реализации 2002-2005 гг.:
Программы - не допустить превышения уровня
официальной безработицы 1,5%
(оптимальный вариант);
- оказать услуги службы занятости 900
тыс. человек, в том числе
трудоустроить 160,0 тыс. человек. Из
них в 2002 году соответственно 217 и
40 тыс. человек;
- обеспечить сбор вакансий в
количестве не менее 60 тысяч единиц
ежегодно;
- обеспечить ежегодно участие за счет
всех источников финансирования более 7
тысяч безработных граждан в
мероприятиях по содействию
трудоустройству населения (организация
общественных работ; организация
временного трудоустройства безработных
граждан, особо нуждающихся в
социальной защите; организация
временного трудоустройства
несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 16 лет; оказание содействия
самозанятости населения; социальная
адаптация безработных граждан на рынке
труда);
- предоставить в 2002 году возможность
прохождения профессиональной
подготовки, повышения квалификации и
переподготовки с целью последующего
трудоустройства 3 тыс. безработных и
незанятых граждан;
- оказать профориентационные услуги
128 тыс. человек, в т.ч. в 2002 году -
32 тыс. человек
Контроль за выполнением Контроль за реализацией Программы
Программы осуществляют Минтруда России,
Администрация области, Департамент
федеральной государственной службы
занятости населения по Ярославской
области, областной совет профсоюзов,
органы местного самоуправления (в
части выполнения программных заданий
по соответствующей территории)
Введение
В Ярославской области сложилась определенная система управления занятостью населения, которая позволила обеспечить один из самых высоких уровней занятости в Российской Федерации. Разработаны и успешно реализуются инновационные программы содействия занятости молодежи, инвалидов, военнослужащих, подлежащих увольнению, сельских жителей. Опыт решения подобных проблем принят многими регионами России.
Программа содействия занятости населения Ярославской области на 2002-2005 годы (далее - Программа) содержит основные направления работы социальных партнеров на рынке труда, учитывает мероприятия по содействию занятости населения, содержащиеся в региональных программах, обеспечивает преемственность ранее принятых программ занятости и направлена на реализацию единой государственной политики занятости на территории области.
Программа разработана в соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 20.04.96 N 36-ФЗ (в редакции по состоянию на 29.12.2001), Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.11.2000 N 83 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке территориальных программ содействия занятости населения" и приказом руководителя Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области (далее - Департамент занятости) от 20.09.2001 N 58.
Приоритеты Программы определены на основе прогноза социально-экономического развития области, а также анализа и прогноза ситуации на рынке труда, подготовленного специалистами службы занятости.
Цель и задачи Программы - максимальное обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы; содействие занятости населения на основе осуществления превентивных мер по предупреждению высвобождения работников; расширения доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости; проведения мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, ориентации программ трудоустройства на наиболее уязвимые категории безработных; дальнейшего развития, повышения качества и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения; совершенствования механизма организации общественных работ путем повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов; улучшения информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении.
Участники Программы: работодатели, наемные работники, заинтересованные организации.
Основные исполнители Программы: органы службы занятости населения, департамент по делам молодежи, департамент образования, департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, ЦПО "Ресурс", работодатели, администрации муниципальных образований, учебные заведения.
Сроки реализации: реализация Программы рассчитана на 2002-2005 годы. Ежегодно производится корректировка программных мероприятий и показателей после утверждения федерального, областного и местных бюджетов на соответствующий финансовый год и получения контрольных показателей из Минтруда России.
Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда
Изменения в сфере занятости
В 2001 году рост валового регионального продукта (ВРП) Ярославской области составил около 104% (в 2000 г. - 105%). Замедление реального роста ВРП связывается со снижением темпов роста в базовой отрасли производственной сферы региона - промышленности. В основном снижение темпов роста ВРП обусловлено ограниченным числом ведущих отраслей промышленности, а у них сокращаются резервы роста и использования производственных мощностей. Кроме того, на снижение роста ВРП оказывает влияние кризисное состояние сельского хозяйства и весьма низкий уровень капитальных вложений. Вместе с тем, достаточно высокие темпы роста (на уровне 107-111%) достигнуты в строительстве, транспорте, связи, торговле и общественном питании. Оживление экономики области непосредственно связано с увеличением численности занятых в ее отраслях. Так в 2000 году по сравнению с 1999 годом численность занятых увеличилась на 4,3%. Среди восемнадцати регионов, входящих в Центральный федеральный округ, Ярославская область занимает четвертое место по уровню занятости населения, который составляет 61,8%.
Вместе с тем, продолжают иметь случаи работы организаций в режиме неполной занятости (более 7% работников крупных и средних организаций области). При этом масштабы неполной занятости имеют тенденцию к ежегодному снижению.
В общей численности занятого в экономике населения в 2001 году 450,6 тыс. человек, или 71,2% составляли штатные работники крупных и средних организаций без учета совместителей (в 2000 г. - 461,4 тыс. человек, или 69,2%).
В течение января-сентября 2001 года в крупные и средние организации принято на работу 98,9 тыс. человек, из них 5,5 тыс. человек - на вновь введенные рабочие места (в 1999 г. соответственно110,6 тыс. человек и 9,5 тыс. человек, в 2000 г. - 130,7 тыс. человек и 7,2 тыс. человек). Выбыло по различным причинам 106,0 тыс. человек, из них 79,3 тыс. человек, или 74,8%, уволились по собственному желанию (в 1999 г. соответственно 108,0 тыс. человек и 77,8 тыс. человек, в 2000 г. - 137,1 тыс. человек и 102,9 тыс. человек). Выбытие работников на 93,3% компенсировалось приемом новых кадров (в 1999 г. - на 102,5%, в 2000 г. - на 95,3%).
Численность незанятого населения и безработных, их половозрастной состав.
Численность граждан, незанятых трудовой деятельностью в экономике области, которые по методологии МОТ являются безработными, на начало 2001 года составила 69,4 тыс. человек, по оценке на конец года - 61,0 тыс. человек. Их состав характеризуется следующими данными. По месту проживания: проживающие в городах - 75,4%, в сельской местности - 24,6%. По полу: мужчины - 62,3%, женщины - 37,7%. По возрасту: до 20 лет - 6,7%, 20-49 лет - 83,6%, 50 лет и старше - 14,3%. Состав безработных по уровню образования представлен следующей диаграммой.
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости Ярославской области, на начало 2001 года составляла 10,2 тыс. человек, уровень безработицы - 1,4%. В течение года в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратились 53,9 тыс. человек, что на 3,1% больше, чем в прошлом году. Среди обратившихся стабильными остались доли женщин (50%) и молодежи в возрасте 16-29 лет (35%). По сравнению с 2000 годом увеличилось на 29% число обращений высвобожденных из организаций работников.
Статус безработного из числа обратившихся получили 23,8 тыс. человек, что на 1,1% меньше, чем в прошлом году. На конец 2001 численность ищущих работу граждан, состоящих на учете, составила 12,0 тыс. человек, в том числе имеющих статус безработного - 10,1 тыс. человек Уровень официально регистрируемой безработицы - 1,4% (в 2000 г. - 1,4%).
По сравнению с 2000 годом снизилась средняя продолжительность безработицы по всем категориям безработных граждан и к концу года составила 4,5 месяца.
Состав общей численности безработных, зарегистрированных в органах федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области, характеризуется следующими данными:
По полу
Таблица 1
(в процентах на начало года)
Показатели |
Женщины | Мужчины | ||||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Численность безработных По причинам незанятости - уволившиеся по собственному желанию - высвобожденные - выпускники общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений всех типов |
63,6 24,6 13,6 4,8 |
59,3 29,9 10,8 3,2 |
60,1 31,5 12,7 2,6 |
36,4 20,6 2,9 0.8 |
40,7 25,8 2,1 0.8 |
39,9 27,7 3,1 0,7 |
По уровню образования - с высшим и средним специальным образованием - имеющие среднее общее и начальное профессиональное образование - не имеющие полного среднего образования |
27,3 29,9 6.4 |
27,4 26,1 5.8 |
28,9 25,8 5,4 |
7,7 20,0 8,7 |
9,5 22,9 8,3 |
11,3 21,4 7,2 |
По возрасту - молодежь 16-29 лет -лица среднего возраста 30-49 (54) - лица предпенсионного возраста |
21,9 37,7 4,3 |
18,8 33,6 6,8 |
17,6 36,2 6,3 |
7,6 25,6 2,8 |
8,8 29.3 2,6 |
9,2 28,7 2,0 |
Отдельные категории безработных - не приступавшие к трудовой деятельности - не имеющие профессии, специальности - имеющие длительный (более года) перерыв в работе |
7,8 1,9 10,0 |
5,3 1,3 5,5 |
3,4 1,0 4,3 |
2,1 1,0 5,3 |
1,8 0,9 3,6 |
1,4 0,9 2,6 |
По возрасту
Таблица 2
(на начало года)
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | ||||
тыс. чел. |
% | тыс. чел. |
% | тыс. чел. |
% | |
Численность зарегистрированных безработных - всего |
11,2 | 100 | 10,2 | 100 | 10,1 | 100 |
в том числе: в возрасте 16-29 лет |
3,3 | 29,5 | 2,8 | 27,6 | 2,7 | 26,8 |
предпенсионного возраста |
0,8 | 7,1 | 1,0 | 9,4 | 0,8 | 8,3 |
других возрастов |
7,1 | 63,3 | 6,4 | 62,9 | 6,5 | 64,9 |
По уровню образования
Таблица 3
(на начало года)
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | ||||
тыс. чел. |
% | тыс. чел. |
% | тыс. чел. |
% | |
Численность зарегистрированных безработных - всего |
11,2 | 100 | 10,2 | 100 | 10,1 | 100 |
в том числе имеющих: высшее профессиональное образование |
1,2 | 10,5 | 1,1 | 11,3 | 1,3 | 13,0 |
среднее профессиональное образование |
2,7 | 24,5 | 2,6 | 25,5 | 2,7 | 27,2 |
начальное профессиональное образование |
2,7 | 23,7 | 2,5 | 24,2 | 2,4 | 23,4 |
среднее общее образование |
2,9 | 26,2 | 2,5 | 24,8 | 2,4 | 23,8 |
неполное среднее образование |
1,7 | 15,1 | 1,4 | 14,1 | 1,3 | 12,6 |
По причинам увольнения
Таблица 4
(на начало года)
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | ||||
тыс. чел. |
% | тыс. чел. |
% | тыс. чел. |
% | |
Численность зарегистрированных безработных - всего |
11,2 | 100 | 10,2 | 100 | 10,1 | 100 |
в том числе: уволившиеся по собственному желанию |
5,0 | 44,6 | 5,7 | 55,7 | 6,0 | 59,2 |
уволенные за нарушения трудовой дисциплины |
0,3 | 2,3 | 0,1 | 1,0 | 0,1 | 1,1 |
высвобожденные работники | 1,8 | 16,4 | 1,3 | 12,9 | 1,6 | 15,8 |
граждане, уволенные с военной службы |
0,1 | 0,9 | 0,1 | 1,0 | 0,06 | 0,6 |
лица, освобожденные из мест лишения свободы |
0,1 | 0,9 | 0,1 | 1,0 | 0,04 | 0,4 |
По продолжительности безработицы
Таблица 5
(на начало года)
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | ||||
тыс. чел. |
% | тыс. чел. |
% | тыс. чел. |
% | |
Численность зарегистрированных безработных - всего |
11,2 | 100 | 10,2 | 100 | 10,1 | 100 |
в том числе: до 1 месяца |
1,8 | 15,9 | 1,4 | 14,2 | 1,5 | 15,1 |
от 1 до 4 месяцев | 4,5 | 40,0 | 4,5 | 44,5 | 4,3 | 43,4 |
от 4 до 8 месяцев | 2,1 | 18,5 | 2,5 | 24,2 | 2,6 | 25,4 |
от 8 месяцев до 1 года | 1,6 | 14,3 | 1,2 | 11,9 | 1,2 | 11,9 |
более 1 года | 1,3 | 11,3 | 0,5 | 5,2 | 0,4 | 4,2 |
Распределение безработицы по территориальным образованиям Ярославской области непосредственно связано с состоянием местных рынков рабочей силы, которые определяют ситуацию на рынке труда области в целом. Доминирующее влияние здесь по-прежнему оказывает рынок труда г. Ярославля, в котором проживает 45% трудоспособного населения области. На 01.01.2002 численность безработных, состоящих на учете по городу Ярославлю, составила 2,6 тыс. человек или 25,8% от общего числа безработных области. По сравнению с тем же периодом прошлого года она уменьшилась на 1,4%. Уровень безработицы 0,7%.
Следующим значительным и оказывающим большое влияние на экономику области является рынок труда г. Рыбинска и Рыбинского муниципального округа, доля трудоспособного населения которых составляет пятую часть численности трудоспособного населения области. Численность безработных, состоящих на учете в центре занятости, по сравнению с прошлым годом не изменилась и составила 1,5 тыс. человек. Уровень безработицы - 0,9%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.