Постановлением Администрации Ярославской области от 26 апреля 2006 N 121 настоящее постановление снято с контроля
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы", в целях создания наиболее благоприятных условий сохранения здоровья матери и ребенка постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Здоровый ребенок" на 2004-2005 годы (далее Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ, а объекты строительства, содержащиеся в ней, включать в проект адресной инвестиционной программы Ярославской области с учетом возможностей областного бюджета.
3. Департаменту здравоохранения и фармации Администрации области (Осинцев В.Н.) при разработке проекта областного бюджета на 2004 год и последующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Скороходову И.И.
Губернатор области |
А.И. Лисицын |
Областная целевая программа
"Здоровый ребенок" на 2004-2005 годы
(утв. постановлением Администрации Ярославской области от 25 декабря 2003 г. N 259)
Паспорт Программы
Наименование Программы областная целевая программа "Здоровый ребенок" на 2004-2005 годы (далее Программа)
Основание разработки Программы постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 N 732 "О
федеральной целевой программе "Дети России"
Государственный заказчик, департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области
координатор Программы
Основной разработчик Программы департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области
Основные цели и задачи Программы - создание наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья матери и
рождения здоровых детей;
- создание оптимальной организации комплексной акушерской и неонатальной помощи
беременным, роженицам группы высокого риска и новорожденным, нуждающимся в
оказании неотложной медицинской помощи и реанимационного пособия, в рамках одного
медицинского учреждения
Сроки и этапы реализации Программы 2004 - 2005 годы
Перечень разделов I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
II. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы
III. Эффективность Программы
IV. Реализация и контроль за ходом выполнения Программы
V. Общая потребность в ресурсах
VI. Перечень мероприятий по реализации Программы
VII. План и структура финансирования Программы
Исполнители Программы департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области
департамент строительства Администрации Ярославской области
Общая стоимость Программы 150 млн. руб.
150 млн. руб.
в том числе:
средства областного бюджета всего
Ожидаемые конечные результаты реализации - снижение показателя материнской смертности до 39 на 100000 родов с исключением
Программы предотвратимых причин; - снижение показателя перинатальной смертности до 8 на 1000
новорожденных за счет уменьшения смертности новорожденных от врожденных пороков
развития на 30 % и ранней неонатальной смертности недоношенных и больных
младенцев;
- улучшение качества профилактики осложнений беременности и родов, заболеваемости
новорожденных на основе внедрения современных высокотехнологичных методов
диагностики и лечения; - снижение младенческой смертности и количества
детей-инвалидов с наследственными и врожденными заболеваниями, улучшение качества
жизни детей
Ответственные лица для контактов, кураторы заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Администрации
Программы Ярославской области
Кротов А.В. т.30-32-78
заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Администрации
Ярославской области
Лебедева Л.А. т.30-34-98
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения
Настоящая Программа разработана в целях:
- обеспечения повышения уровня оказания медицинской помощи матери и новорожденному, преемственности ее оказания в сложных и критических ситуациях;
- уменьшения числа рождения детей с пороками развития;
- внедрения новых технологий в лечение детей с тяжелыми заболеваниями для снижения общей смертности и инвалидности.
Численность населения Ярославской области на 01.01. 2003 составила 1,386 млн. человек, из них детей в возрасте до 18 лет - 264479 человек. Рождаемость в Ярославской области составляет 8,5 на 1000 человек и в течение последних лет остается ниже среднего уровня по Российской Федерации.
За последние годы сформировалась неблагоприятная тенденция в состоянии здоровья детей: рост хронической патологии, смещение ее в ранний возраст, сочетанность патологии, увеличение числа детей с трофологической недостаточностью. За последние 15 лет имеет место рост бронхиальной астмы в 2,3 раза, атопического дерматита в 3,8 раза, психических расстройств более чем в 2 раза, врожденных аномалий в 4,6 раза, новообразований в 5,8 раз, заболеваний органов пищеварения в 5,4 раза и т.д. В целом число детей, состоящих на диспансерном учете, увеличилось в 1,96 раза.
Ежегодно в области рождается 11-12 тысяч детей, при этом заболеваемость новорожденных составляет 301,9 на 1000, т.е. около 3500 детей рождается больными.
Показатель | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |||||
Яросл. обл. |
РФ | Яросл. обл. |
РФ | Яросл. обл. |
РФ | Яросл. обл. |
РФ | Яросл. обл. |
РФ | |
Младенческая смертность (на 1000 новорожд.) |
12,2 | 16,6 | 15,3 | 16,9 | 12,2 | 15,3 | 12,9 | 14,7 | 12,9 | 13,2 |
Материнская смертность (на 100 тыс. родов) |
47,6 | 44,0 | 61,1 | 44,2 | 78,5 | 39,7 | 26,4 | 36,5 | 59,3 | 36,2 |
Заболеваемость детей врожденными аномалиями (на 1000 детей) |
20,8 | 17,5 | 23,38 | 19,1 | 25,9 | 22,9 | 24,1 | 20,9 | 31,5 | - |
Заболеваемость новорожденных (на 1000 детей) |
231,8 | 246,5 | 249,4 | 306,0 | 301,9 |
В течение последних 5-ти лет показатель материнской смертности в Ярославской области остается выше общероссийского. Процент преждевременных родов стабильно составляет не менее 8 - 9%, при этом заболеваемость недоношенных детей в 3 раза выше, чем доношенных. Качество здоровья женщин фертильного возраста характеризуется следующими данными: только 15 из 100 беременных женщин в 2002 году были здоровы; только около 20% родов в области можно считать нормальными, физиологическими.
Показатель младенческой смертности перестал иметь тенденцию к снижению. Это говорит о том, что существующие технологии исчерпали свой ресурс. Доля перинатальной смертности в структуре младенческой весьма высока и составляет по отдельным районам области до 100%. За последние 5 лет отмечается увеличение количества врожденных аномалий развития на 30%. При этом также значительно увеличилась доля врожденных аномалий развития в структуре перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности. Растет заболеваемость новорожденных, каждый четвертый ребенок рождается больным. В тоже время в Ярославской области отсутствует целостная комплексная служба пренатальной диагностики.
Остаются актуальными проблемы внутрибольничного инфицирования, гемотрансмиссивных инфекций (ВИЧ - инфекция, гепатиты, сифилис и другие). Практически ни один из акушерских стационаров региона, ввиду отсутствия необходимых условий, не удовлетворяет требованиям, позволяющим проводить эффективные профилактические мероприятия в данном направлении. Весьма остро стоит проблема перераспределения потока поступающих в акушерские стационары в случаях планового или экстренного закрытия одного или нескольких из них, что также ухудшает эпидемиологическую обстановку в учреждениях родовспоможения.
Большинство акушерских стационаров не имеют своей полноценной службы анестезиологии и реанимации, следствием чего является перевод больных в критических состояниях в реанимационные отделения многопрофильных больниц.
Существует также ряд иных проблем: в настоящее время в области отсутствует областная централизованная служба оказания неотложной помощи новорожденному, т.е областной перинатальный центр. Те подразделения, где эта помощь оказывается, расположены на базах муниципальных ЛПУ г. Ярославля. В то же время остается неудовлетворительной материально-техническая база областного родильного дома. Он расположен в приспособленном здании постройки 1937 года, что не обеспечивает современных технологий оказания медицинской помощи матери и ребенку, а также не дает возможности создать на его базе структуры, отвечающие новым технологиям (реанимационные палаты для новорожденных, отделение патологии новорожденных, медико-генетическую лабораторию и др.)
Оказываемая медицинская помощь в родовспомогательных учреждениях нередко не соответствует существующим стандартам качества оказания медицинской помощи, что связано, главным образом, с недостаточной материально - технической базой отделений, особенно с оснащением современной диагностической и лечебной аппаратурой.
Для решения данных проблем необходимо создание областного перинатального центра, что обеспечит этапность в оказании помощи и преемственность в работе службы родовспоможения, освоение новых современных технологий.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы
реализации Программы
Основные цели Программы - улучшение демографических показателей в масштабе области, снижение материнской, перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности, детской инвалидности по отдельным нозологическим группам, уменьшение количества врожденных аномалий развития у новорожденных.
Данные задачи могут быть решены за счет:
- строительства нового областного перинатального центра, позволяющего в полном объеме оказывать любой вид помощи в службе родовспоможения, который будет выполнять организационно - методические, лечебно - диагностические, консультативные и организационные функции в масштабе региона;
- приоритетного развития профилактических мероприятий в службе родовспоможения на основе применения высокотехнологичных лечебных и диагностических методик;
- внедрения в масштабах области системы мониторинга и создания единого регистра беременных с целью проведения активных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития осложнений беременности и родов;
- создания многоуровневой службы пренатальной диагностики на основе внедрения высокотехнологичных методик, в том числе инвазивных и цитогенетических методов пренатальной диагностики;
- развития неонатальной службы в масштабах региона путем создания областного отделения реанимации и выхаживания новорожденных;
- развития специализированной службы акушерской анестезиологии и реанимации;
- рационального вложения финансовых ресурсов в развитие медицинских технологий, позволяющих получить максимальный эффект при минимальном уровне затрат на их развитие;
- совершенствования материально - технической базы службы родовспоможения;
- оптимизации существующих и применения новых организационно - хозяйственных форм деятельности лечебно - профилактических учреждений.
Реализация Программы будет проводиться поэтапно в 2004 - 2005 годах.
На первом этапе (2004 год) предполагается создание многоуровневой службы пренатальной диагностики на базе областного родильного дома, включая развитие инвазивных и цитогенетических методов, внедрение в масштабах области системы мониторинга и создание регистра беременных, развертывание и оснащение на базе областного родильного дома отделения реанимации новорожденных и акушерской реанимации, проектирование и начало строительства областного перинатального центра.
На втором этапе (2005 год) планируется продолжение строительства областного перинатального центра, оснащение материально - технической базы существующих учреждений родовспоможения современным медицинским оборудованием, последовательное внедрение в регионе новых лечебно - диагностических методик при организационно - методической поддержке специалистов областного родильного дома и профильных кафедр медицинской академии.
III. Эффективность Программы
Клиническая эффективность реализации программы ожидается в виде снижения количества случаев материнской смертности (до 39 на 100000 родов) с исключением предотвратимых причин, снижение количества тяжелых осложнений беременности и родов, снижения перинатальной смертности (до уровня 8 на 1000 новорожденных) и, следовательно, младенческой смертности от управляемых причин, снижения заболеваемости новорожденных и числа случаев рождения детей с врожденной и наследственной патологией, снижения детской инвалидности.
Экономический эффект ожидается в виде уменьшения прямых и косвенных финансовых затрат за счет применения современных высокоэффективных диагностических и лечебных технологий, оптимизации использования материально - технических средств, расходных материалов и медикаментов за счет создания многоэтапной системы оказания помощи в родовспомогательных учреждениях области и унификации использования указанных ресурсов. Также ожидается экономический эффект от реструктуризации коечного фонда учреждений родовспоможения и интенсификации лечебно - диагностического процесса.
Указанная клиническая и экономическая эффективность от реализации Программы обеспечит социальную значимость проводимых мероприятий.
IV. Реализация и контроль за выполнением Программы
Программа будет реализована государственным заказчиком через систему планирования, оценки достижений промежуточных и итоговых результатов.
Контроль за реализацией Программы будет осуществлять государственный заказчик в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
V. Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2004 | 2005 | |||
Материально-технические ресурсы | - | - | - | |
Трудовые ресурсы | - | - | - | |
Финансовые ресурсы: | - | - | - | |
- областной бюджет - внебюджетные источники Государственная поддержка из бюджетов других уровней: - федеральный бюджет - бюджеты муниципальных образований области |
млн. руб. | 150,0 - - - |
50,0 - - - |
100,0 - - - |
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей программы) |
- | - | - |
VI. Перечень мероприятий по реализации Программы
N п/п | Мероприятия | Срок реализации | Исполнители (в установленном порядке) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Проектирование и начало строительства областного перинатального центра |
2004-2005 годы | департамент строительства Администрации Ярославской области |
2. | Внедрение и широкое использование современных медицинских технологий |
2004-2005 годы | департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области |
3. | Проведение организационных мероприятий по реорганизации областной службы родовспоможения и организация этапного оказания помощи |
2004-2005 годы | департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области |
4. | Начало внедрения системы мониторинга беременности и создания единого областного регистра беременных |
2004 год | областной родильный дом |
5. | Организация цитогенетической лаборатории пренатальной диагностики на базе областного родильного дома |
2004-2005 годы | областной родильный дом |
6. | Создание в условиях области в целом трехуровневой службы пренатальной диагностики |
2004 год | департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области |
7. | Развертывание на базе областного родильного дома отделения реанимации новорожденных |
2004-2005 годы | областной родильный дом |
8. | Обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов в области родовспоможения и неонатологии |
2004-2005 годы | департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области |
VII. План и структура финансирования Программы
N п/п | Мероприятия | Срок исполнения (годы) |
Источники финансирования (в установленном порядке), млн. руб. | Исполнители | ||||||||
Всего | в том числе | областной бюджет | внебюджетные источники | |||||||||
2004 | 2005 | Всего | 2004 | 2005 | Всего | 2004 | 2005 | |||||
1. | Строительство областного перинатального центра |
2004- 2005 |
150,0 | 50,0 | 100,0 | 150,0 | 50,0 | 100,0 | - | - | - | департамент строительства Администрации области |
Всего по Программе | 150,0 | 50,0 | 100,0 | 150,0 | 50,0 | 100,0 | - | - | - |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ярославской области от 25 декабря 2003 г. N 259 "Об областной целевой программе "Здоровый ребенок" на 2004-2005 годы"
Текст настоящего постановления опубликован в газете "Губернские Вести" N 84(1292) от 30 декабря 2003 г.
Постановлением Администрации Ярославской области от 26 апреля 2006 N 121 настоящее постановление снято с контроля