Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
Рыбинского муниципального округа
Ярославской области
от 16 сентября 2002 г. N 1973
Положение
демонополизации и развития конкуренции на рынке предоставления
жилищно-коммунальных услуг Рыбинского муниципального округа
16 октября 2002 г.
Постановлением Главы Рыбинского муниципального округа от 16 октября 2002 г. N 2185 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Общие положения
1.1. Основные положения по демонополизации и развитию конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее положение) -разработана на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг."
Данное положение является одним из направлений реализации задач, определенных Программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства Рыбинского муниципального округа на 1997 - 2003 г.г.
1.2. Основной целью выполнения положения является снижение издержек и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг. Эта цель достигается путем создания условий для формирования конкурентной среды и осуществления антимонопольного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ).
1.3. Положение устанавливает основные направления демонополизации и развития конкуренции на рынке услуг ЖКХ.
1.4. Положение служит основой для разработки конкурентного плана мероприятий отраслей городского хозяйства в разрезе основных направлений демонополизации и развития конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
1.5. Для реализации процесса демонополизации предусматриваются: реформирование существующих органов управления ЖКХ; реализация мер по созданию множества субъектов хозяйствования различных форм собственности в сфере заказа (управления) и предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- завершение перехода к договорным отношениям между заказчиком и поставщиком жилищно-коммунальных услуг;
- организация управления и обслуживания муниципальной собственности и выполнения муниципальных заказов на конкурсной основе;
- организация информационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в соответствии с настоящим положением;
- регулирование деятельности субъектов естественных локальных монополий, включая ценовое регулирование и реализацию механизмов обеспечения выполнения обязательств по обслуживанию определенных групп потребителей.
2. Необходимость и актуальность проведения демонополизации отрасли
2.1. Неразвитость конкуренции в отраслях жилищно-коммунального хозяйства, отсутствие эффективного антимонопольного регулирования деятельности естественных локальных монополий, преобладание мер административного воздействия над экономическими сформировали затратную природу функционирования отрасли.
2.2. Отсутствие конкуренции и мер антимонопольного контроля привело не только к завышению стоимости, но и к низкому качеству предоставляемых услуг. Ситуация в ЖКХ требует резкого повышения эффективности использования финансовых ресурсов, что возможно только путем рыночных конкурентных отношений, элементами которых являются конкурс на получение права выполнения работ; договор, определяющий условия их выполнения: механизм контроля за выполнением работ. Обеспечение прозрачной структуры затрат субъектов естественных локальных монополий позволит создать ситуацию когда условия поставки услуги определяет, в первую очередь, потребитель услуги, а не поставщик.
2.3. Актуальность проведения демонополизации отрасли обусловлена необходимостью изменения структуры финансирования отрасли, которое предусматривает поэтапный переход от бюджетного дотирования хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги ЖКХ, к оплате услуг потребителями при условии адресной социальной защиты низкодоходных слоев населения.
2.4. Важность создания механизмов демонополизации отрасли связана с изменением отношений собственности. Появление новых групп собственников жилья обусловлено потребностями в новых формах и методах организации инвестиций в. развитие объектов ЖКХ в условиях ограниченности бюджетных возможностей.
3. Основные направления процесса демонополизации создания
конкурентной среды в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг
Процесс демонополизации и создания конкурентной среды в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг включает в себя следующие направления работ.
3.1. Совершенствование систем управления жилищным фондом.
3.1.1. Проведение анализа организационной структуры муниципального учреждения "Служба заказчика".
3.1.2. Обеспечение к 2003 г. постепенного перехода на конкурсный отбор организаций для управления жилищным фондом.
При формировании или выборе организации, которая будет обеспечивать управление недвижимостью в жилищной сфере, собственник должен руководствоваться двумя соображениями:
- управляющая организация должна быть ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищных и коммунальных услуг;
- управляющая организация и ее персонал должны быть заинтересованы в том числе и финансово, в качестве своего труда.
Проведение организационных мероприятий стимулирующих создание товариществ собственников жилья (далее ТСЖ) посредством:
- освобождения товариществ собственников жилья от уплаты регистрационного сбора при государственной регистрации;
- организации товариществ собственников жилья на стадии строительства жилого дома при условии строительства жилья несколькими лицами;
- передачи части сбора арендной платы за нежилые помещения;
- решения вопросов о выделении в установленном законодательством порядке земельных участков;
- проведения информационных кампаний по разъяснению возможностей, которые получают собственники, объединенные в ТСЖ.
Товарищества собственников жилья также выходят на рынок услуг по управлению жилищным фондом и могут выбирать компанию, которая будет управлять их недвижимостью на конкурсной основе.
3.2. Создание конкурентной среды в эксплуатации и развитии жилищно-коммунального хозяйства.
3.2.1. Обеспечение формирования муниципального заказа на обслуживание, ремонт и развитие жилищно-коммунального хозяйства.
3.2.2. Продолжение проведения конкурсов по отбору подрядных организаций на обслуживание жилья, проведение капитального ремонта, доведения доли жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе до 50 процентов к 2005 году.
3.2.3. Проведение с 2003 года конкурсов по отбору подрядных организаций (различных форм собственности) по вывозу твердых бытовых отходов, по обслуживанию и ремонту лифтового оборудования, антенного хозяйства, закупки техники, стройматериалов, хозинвентаря и прочее.
3.2.4. Создание условий для приватизации муниципальных предприятий по обслуживанию жилищного фонда.
3.2.5. Демонополизация сферы сбора с населения за жилищно-коммунальные услуги, обеспечивающая максимальную доступность в осуществлении платежей населения при минимальной стоимости услуг за кассовое обслуживание.
Эта цель может быть достигнута путем конкурсного отбора организаций, осуществляющих сбор платежей населения.
3.2.6. Создание единой специализированной информационно-вычислительной базы по начислению платежей населению за жилищно-коммунальные услуги.
3.3. Формирование системы договорных отношений в жилищно-коммунальной сфере:
3.3.1. Осуществление перехода от административных рычагов управления к рыночным путем завершения работы по заключению договоров на предоставление жилищных и коммунальных услуг между организациями, в чьем управлении находится жилищный фонд и подрядными организациями независимо от формы собственности о организационно-правового статуса.
3.3.2. Завершение в 2004 г. перехода на договорные отношения между собственниками, владельцами, нанимателями жилых помещений и организациями, в чьем управлении находится жилищный фонд, и в дальнейшем проведение этой работы постоянно. В обязательном порядке договорные отношения оформляются при заселении домов - новостроек, при оформлении сделок купли-продажи, дарения, мены, приватизации.
3.3.3. Заключение управляющей организацией договоров на выполнение подрядных работ, исходя из реальных условий финансирования жилищно-коммунальной сферы.
Договор на текущее обслуживание жилищного фонда может предусматривать возможность изменения условий финансирования и определять в этом случае конкретный перечень работ, подлежащий выполнению.
3.4. Регулирование деятельности естественных монополий по поставке коммунальных услуг.
3.4.1. Проведение регулирования цен на поставку услуг путем контроля затрат и рентабельности, исключив из тарифа необоснованные затраты, связанные с монопольным положением жилищно-коммунальных предприятий (необоснованные административные издержки, потери в сетях, неэффективные технологии).
3.4.2. Проведение аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий.
В случае выявления резервов, влияющих на величину стоимости услуги, внести необходимые изменения.
3.4.3. Проведение на конкурсной основе закупок сырья и материалов, выбор подрядной организации, независимо от формы собственности и организационно-правового статуса, для выполнения работ по капитальному ремонту.
3.4.4. Содействие внедрению альтернативных технологий (локальных источников тепла, очистительных установок питьевой воды и др.) с целью демонополизации предоставления услуг.
Постановлением Главы Рыбинского муниципального округа от 16 октября 2002 г. N 2185 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Организационное обеспечение реализации программы
4.1. Положение организационных мер обеспечения процесса демонополизации предполагает выработку единой политики финансирования жилищно-коммунального хозяйства и создание системы объективного контроля и сопоставления уровня обслуживания жилья разными предприятиями.
4.2. В ходе реализации положения департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи:
4.2.1. координирует процесс демонополизации и развития конкуренции на рынке услуг ЖКХ Рыбинского МО.
4.2.2. Производит приемку жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры Рыбинского МО из государственной в муниципальную собственность.
4.2.3. Определяет:
- тарифную политику в сфере жилищно-коммунальных услуг;
- реализацию системы договорных отношений в ЖКХ Рыбинского муниципального округа;
- формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья;
- деятельность предприятий естественных локальных монополистов по предоставлению коммунальных услуг.
4.2.4. Формирует:
- политику ресурсосбережения;
- нормативную базу и административную поддержку создания товариществ собственников жилья.
5. Информационное обеспечение реализации программы
5.1. Задачи информационного обеспечения демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг предусматривают следующие направления деятельности:
- внедрение новых информационных технологий на всех уровнях управления ЖКХ и технических средств поддержки формирования новых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- внедрение автоматизированных систем диспетчеризации и управления процессами оказания и потребления услуг коммунального назначения, как базовой системы для принятия решений на разных уровнях управления;
- расширение масштабов внедрения компьютерных систем расчета жилищно-коммунальных платежей, как элемента информационного обеспечения населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
- разъяснение и пропаганда среди населения организационных мероприятий и мер по демонополизации;
- разъяснительная работы в сфере привлечения на рынок жилищно-коммунальных услуг организаций, оказывающих услуги населению.
5.2. Информационное обеспечение процесса демонополизации должно обеспечить формирование правильного понимания населением проводимых преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
Информирование общественности осуществляется департаментом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и с вязи совместно с пресс-службой администрации Рыбинского МО, территориальными администрациями и включает:
- ответы на вопросы общественности и прессы;
- выступления перед общественными организациями и группами населения; - отслеживание и пропаганда положительных примеров демонополизации и анализ практики отрицательных примеров; - регулярное информирование через службы новостей средств массовой информации.
5.3. Для получения достоверной статистической информации о реализации положения необходимо коренным образом повысить качество и оперативность предоставления статистической информации о проводимых преобразованиях.
Постановлением Главы Рыбинского муниципального округа от 16 октября 2002 г. N 2185 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Заключение
Данное положение служит основой для разработки департаментов жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи ежегодного плана мероприятий по основным направлениям демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.