Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэра
г. Ярославля
от 30 августа 2004 г. N 3505
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Ярославля
на 2005 год
Настоящий документ подготовлен в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2005 году", Стратегией социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 годы "От выживания к благополучию", Стратегией развития города Ярославля до 2010 года и определяет основные направления и ориентиры бюджетной и налоговой политики города Ярославля на 2005 год.
Основной целью бюджетной и налоговой политики города Ярославля в 2005 году является повышение качества жизни населения города: создание благоприятной городской среды, повышение качества предоставляемых коммунальных услуг, благоустройство территорий города, создание условий по доступности приобретения жилья, обеспечение социальных гарантий, создание условий безопасного проживания граждан, а также более эффективное управление городской собственностью и муниципальными финансами.
Итоги бюджетной политики в 2003 году и начале 2004 года
Основные показатели социально-экономического развития города в последние годы свидетельствуют об устойчивом экономическом росте. В первом полугодии 2004 года индекс промышленного производства по сравнению с уровнем соответствующего периода прошлого года составил 102,6%, индекс физического объема инвестиций в основной капитал 111,1%. Сохраняется на протяжении ряда лет положительная динамика роста по розничной торговле, обороту общественного питания, объему платных услуг населению.
Снижение уровня инфляции происходит на фоне растущего платежеспособного спроса населения. Средняя номинальная начисленная заработная плата на одного работающего за первое полугодие 2004 года выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 26,3% при росте ее реального содержания на 13,8%. Снижается численность населения с доходами ниже прожиточного минимума. Обеспечивается социальная защищенность населения города. В результате расселения аварийного и ветхого жилья в 2003 году улучшили жилищные условия 340 семей.
В тоже время среднемесячная заработная плата резко дифференцирована по отраслям экономики. По итогам 1 полугодия 2004 года уровень среднемесячной заработной платы составил: в образовании - 4132,6 руб., в здравоохранении - 4676,2 руб., в промышленности - 7915,7 руб., в кредитных, страховых и финансовых организациях - в среднем 16375,0 руб.
В 2003 году поступление собственных доходов в городской бюджет составило 3826,1 млн.рублей или 101,7% к уровню 2002 года. Благодаря активной работе мэрии с налогоплательщиками по выполнению условий реструктуризации задолженности предприятий в городской бюджет в 2003 году дополнительно привлечено просроченной задолженности по налоговым платежам в сумме 70,8 млн.рублей. Однако, в целом по итогам года не выполнен план по налогу на прибыль, бюджет за 2003 год исполнен с дефицитом в размере 295 млн.руб., снижены объемы капитальных расходов бюджета.
Несмотря на неисполнение в 2003 году доходной части городского бюджета финансирование социально-значимых# статей выполнено в полном объеме. При этом заработная плата работников бюджетной сферы в 2003 году была повышена в 1,33 раза. Сохранена зональная надбавка к тарифным ставкам Единой тарифной сетки работников бюджетной сферы в размере 20%, не допускались нарушения сроков выплаты заработной платы. В целях оптимизации финансовых потоков и сокращения документооборота в 2003 году приступили к выплате заработной платы работникам структурных подразделений мэрии и муниципальных учреждений по безналичному расчету с применением пластиковых карточек.
Переход на казначейское исполнение бюджета значительно повысил управляемость бюджетными средствами, эффективность и экономность их использования, позволил полностью контролировать их целевой характер и не допускать наличия "неработающих" остатков средств на счетах муниципальных организаций.
Закупки продукции для муниципальных нужд для всех отраслей городского хозяйства, осуществляемые из городского бюджета, производились в 2003 году на конкурсной основе.
В течение года была обеспечена бесперебойная работа всех важнейших отраслей городского хозяйства: жилищно-коммунального комплекса, городского пассажирского транспорта, муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры. Город сумел в полном объеме и в установленные сроки завершить расчеты с ОАО "Ярэнерго" по погашению задолженности прошлых лет. Транспортный парк города пополнился 68 единицами новой техники. Внедрена и совершенствуется система сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов на территории города. Осуществлено комплексное благоустройство более 40 дворовых территорий.
С целью привлечения инвестиций на территорию города органами городского самоуправления оказывалась муниципальная поддержка инвесторам, в том числе предоставлялись налоговые льготы. Сумма капитальных вложений в рамках поддерживаемых инвестиционных проектов составила 4677,3 млн.рублей, в том числе за 2003 год - 331,3 млн.рублей. За период реализации проектов создано 1921 рабочее место, в том числе за 2003 год - 645 рабочих мест.
Мэрия города приступила к реализации мероприятий, включенных в план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1000-летия основания города Ярославля.
Основные задачи бюджетной и налоговой политики на 2005 год
В области доходов
Доходная часть городского бюджета находится в прямой зависимости не только от состояния экономики города, но и от продолжающихся изменений налогового законодательства (отменены с 01.01.2004: налог с продаж, сбор на содержание милиции общественной безопасности), от величины нормативов отчислений в бюджет города, устанавливаемых ежегодно органами государственной власти Ярославской области. В результате, несмотря на значительный планируемый рост собственных доходов городского бюджета (121,6% к уровню предыдущего года), бюджет города в 2004 году останется дефицитным.
В 2005 году должны произойти очередные существенные изменения налогового и бюджетного законодательства, связанные с разграничением доходных источников и закреплением их за бюджетами разных уровней.
В сложившихся условиях особое значение приобретает своевременная и качественная подготовка нормативных правовых актов органов городского самоуправления по установлению местных налогов, в том числе проведение расчетов по определению налогооблагаемой базы земельного налога и налога на имущество физических лиц.
С целью мобилизации налоговых доходов в 2005 году необходимо активизировать работу по погашению задолженности организаций-недоимщиков. Комиссии по ликвидации неплатежей и реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в бюджет г. Ярославля предстоит продолжить мероприятия по выявлению организаций, имеющих задолженность перед городским бюджетом по налогу на доходы физических лиц, и провести работу по заключению соглашений с организациями-неплательщиками о рассрочке погашения этой задолженности.
С целью привлечения дополнительных неналоговых доходов в бюджет города необходимо повысить экономическую эффективность муниципального сектора экономики по следующим направлениям:
- оптимизация структуры муниципальной собственности в соответствии с прогнозным планом приватизации муниципального имущества города Ярославля на 2005 год;
- индексация размера арендной платы за пользование муниципальным недвижимым имуществом с учетом изменения средней сложившейся в городе рыночной величины арендной платы;
- пересмотр ставок арендной платы за земельные участки и ликвидация необоснованного разрыва между величиной арендной платы и земельным налогом;
- проведение работ в рамках полномочий органов городского самоуправления по инвентаризации и межеванию земель в целях реализации мероприятий по разграничению государственной собственности на землю;
- повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий за счет системного мониторинга результатов их финансово-хозяйственной деятельности, проведения отраслевых балансовых комиссий, проведения аудита предприятий.
В 2005 году с целью стимулирования муниципальных предприятий к увеличению капитальных вложений в свое развитие необходимо разработать и утвердить новый порядок перечисления прибыли предприятий в бюджет города, предусматривающий снижение размера прибыли, подлежащей перечислению, в случае подготовки и реализации бизнес-планов предприятий.
Снижение налогового бремени в результате проводимой налоговой реформы, в том числе снижение ставки единого социального налога, расширяет для организаций возможности инвестиций. В тоже время отменено право органов городского самоуправления на предоставление льгот по налогу на имущество организаций, используемых в качестве стимулирующего рычага в привлечении инвестиций. Учитывая это, необходимо рассмотреть целесообразность замены налоговых льгот инвесторам инвестиционным налоговым кредитом.
В 2005 году необходимо сохранить систему предоставления налоговых льгот ограниченному кругу налогоплательщиков, отвечающих критериям социальной значимости.
Необходимо определить наиболее эффективные источники финансирования дефицита бюджета, в том числе использовать возможности муниципальных займов как дополнительного источника финансирования капитальных расходов городского бюджета.
В области расходов
В связи с реформой местного самоуправления и межбюджетных отношений прогнозируется недостаточная обеспеченность в 2005 году расходов городского бюджета доходными источниками. Важнейшей задачей бюджетной политики остается обеспечение сбалансированности бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов.
Основные параметры бюджета должны обеспечивать:
- повышение заработной платы работникам бюджетной сферы (не менее чем в 1,2 раза, в том числе за счет экономии на уплате ЕСН) и безусловное выполнение текущих обязательств по выплате заработной платы;
- необходимые финансовые ресурсы для надлежащего оказания основных бюджетных услуг, прежде всего в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения;
- текущие платежи поставщикам коммунальных услуг в целях бесперебойного тепло-, газо- и водоснабжения жителей города и учреждений бюджетной сферы.
Основные направления реализации бюджетной и налоговой политики
на 2005 год
Бюджетная политика органов городского самоуправления будет осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Приведение в соответствие с новым Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ Устава города и иных нормативных правовых актов органов городского самоуправления.
2. Разработка мероприятий по реализации программы реформирования бюджетного процесса в городе, основанной на положениях Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249); внесение изменений в Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Ярославле, утвержденное решением муниципалитета от 20.11.2001 N 122, установление порядка ведения реестров расходных обязательств города, разработка муниципальных минимальных стандартов и других нормативов расходов городского бюджета на решение вопросов местного значения.
3. Совершенствование нормативной базы в области муниципальных закупок, обеспечение четкого соблюдения правил муниципальных закупок, интегрирование процесса планирования муниципальных закупок в бюджетный процесс.
4. Дальнейшее развитие жилищно-коммунального комплекса, в том числе:
- финансовое оздоровление жилищно-коммунального комплекса. Кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства составила по состоянию на 01.01.2004 383,9 млн. рублей. В первую очередь долги предприятий обусловлены нестабильным и недостаточным финансированием со стороны бюджетов всех уровней за предоставленные населению льготы по жилищно-коммунальным услугам, что в свою очередь затрудняет развитие конкурентных отношений, переход отрасли на реальные договорные отношения. Финансовому оздоровлению предприятий должна способствовать сбалансированная тарифная политика;
- реконструкция, техническое перевооружение и модернизация инженерной инфраструктуры. Необходимо реализовать мероприятия, предусмотренные на 2005 год в городской Программе развития электрических сетей с питающими подстанциями и сетями на территории города Ярославля до 2010 года, утвержденной решением муниципалитета от 07.04.2003 N 235, утвердить Программу по эксплуатации и развитию уличных водопроводных и канализационных сетей в микрорайонах частной застройки на 2005-2007 годы, Программу энергосбережения на 2005 год, продолжить поэтапную модернизацию лифтовой диспетчерской связи, активизировать работу по реализации договоров с Европейским банком реконструкции и развития в целях осуществления мероприятий по совершенствованию муниципального водоснабжения;
- формирование инвестиционной привлекательности коммунального комплекса путем создания эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования при передаче органам местного самоуправления вопросов регулирования тарифов всех естественных локальных монополий;
- повышение эффективности управления жилищным фондом, в том числе привлечение на конкурсной основе профессиональных управляющих кампаний#, подрядных организаций по содержанию и ремонту жилищного фонда;
- улучшение благоустройства дворовых территорий, совершенствование системы сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов на территории города, привлечение на рынок обслуживания жилья клининговых компаний для выполнения работ по содержанию дворовых территорий, контейнерных площадок, мест общего пользования, мусоропроводов, реализация мероприятий по развитию зеленого хозяйства города.
5. Улучшение транспортного обеспечения населения с реализацией следующих мероприятий:
- продолжение работы по улучшению технического состояния улично-дорожной сети, проведение демонтажа и вынос трамвайных путей из центральной части города, завершение строительства троллейбусного депо в Дзержинском районе, в том числе за счет привлечения заемных средств;
- обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта, проведение капитально-восстановительного ремонта подвижного состава, обеспечение своевременной уплаты лизинговых платежей за поставленные транспортные средства;
- повышение эффективности деятельности муниципальных транспортных предприятий.
6. Обеспечение граждан доступным жильем. Указанное направление деятельности требует концентрации усилий органов городского самоуправления на решении следующих задач:
- реализация программных мероприятий по расселению аварийного и ветхого жилья, обеспечению жильем молодых семей, строительству жилья для военнослужащих;
- упрощение процедуры разрешений и согласований на строительство жилья, оптимизация порядка предоставления земельных участков;
- завершение разработки Генерального плана города, установление правил землепользования и застройки;
- содействие развитию системы ипотечного кредитования в городе;
- разработка нормативной базы по условиям предоставления социального жилья для малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
7. Повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения:
- обеспечение первичной медико-санитарной помощи населению вне зависимости от его социального положения и уровня доходов;
- реализация комплекса мер, определенных городскими целевыми программами в области здравоохранения,
- совершенствование организации работы муниципальных учреждений здравоохранения, усиление контроля за использованием внебюджетных средств;
- повышение качества скорой медицинской помощи, обновление парка автотранспортных средств;
- сохранение объемов и видов оказываемой лекарственной помощи, сохранение рецептурно-производственных отделов в аптеках города, улучшение обеспечения необходимыми лекарственными препаратами больных сахарным диабетом, онкологических больных, совершенствование механизмов льготного лекарственного обеспечения;
- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, внедрение современных медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;
- продолжение строительства современного комплекса городской инфекционной больницы, поликлиник в Кировском и Ленинском районах города.
8. Обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта:
- развитие сети детско-юношеских спортивных школ и клубов, оборонно-спортивных и спортивно-туристических лагерей для молодежи;
- использование различных форм социального партнерства в системе физической культуры и спорта.
9. Реализация общероссийских мероприятий по совершенствованию качества образования. В городской системе образования необходимо выполнение следующих мероприятий:
- продолжение работы над государственными образовательными стандартами;
- подготовка перехода к профильному обучению на старшей ступени школы;
- проведение итоговой аттестации (ЕГЭ);
- подготовка работников отрасли к широкому использованию информационных технологий;
- интеграция общего и дополнительного образования;
- совершенствование учебно-материальной базы дошкольных и общеобразовательных учреждений;
- развитие сети муниципальных учреждений для отдыха детей в каникулярное время;
- выполнение необходимых противопожарных мероприятий в учреждениях образования.
10. Повышение доступности культурных услуг для жителей города, том числе:
- обеспечение сохранения и развития муниципальных учреждений культуры (детских школ искусств, домов культуры), поддержка работы городских творческих коллективов;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры за счет внебюджетных источников;
- подготовка и проведение культурных и творческих акций (в том числе к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне);
- обеспечение сохранения и реставрации памятников Великой Отечественной войны местного значения;
- привлечение в город частных инвестиций на восстановление культурных памятников в соответствии с Планом основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1000-летия основания города;
- развитие материальной базы и использование передовых информационных технологий в библиотечном деле.
11. Обеспечение условий безопасного проживания граждан. В рамках указанного направления предстоит решение следующих задач:
- разработка комплексной многофункциональной городской системы безопасности (установка на городских объектах систем коллективной безопасности "Гранит", обеспечивающих охрану и дистанционный контроль за состоянием охраняемых объектов, повышение эффективности управления силами реагирования (ОВД, МЧС, охранных структур) и проведение мероприятий по внедрению пилотного проекта во Фрунзенском районе;
- укрепление материальной базы органов внутренних дел и пожарной охраны, содержащихся за счет средств городского бюджета;
- внедрение общественных форм организации безопасности граждан.
Достижение названных задач будет способствовать поддержанию экономического роста и улучшению качества жизни населения города.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра г. Ярославля от 30 августа 2004 г. N 3505 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.