Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэра г.Ярославля
от 30 июля 2002 г. N 2364
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2003 год
Настоящий документ в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации на 2003 год, Стратегией развития города Ярославля до 2010 года определяет основные направления и ориентиры бюджетной политики города Ярославля на 2003 год.
Основной целью бюджетной и налоговой политики города Ярославля в 2003 году будет являться поддержка и развитие социальной сферы города, обеспечение инвестиций в инженерную инфраструктуру города, создание эффективной системы управления муниципальными финансами и муниципальной собственностью, создание условий, способствующих росту экономики города, развитию малого бизнеса.
Анализ итогов 2001 - 2002 гг.
В 2001 году продолжался рост в экономике города. Индекс физического объема промышленного производства составил 113,7%, объем инвестиций в основной капитал - 153,5%, среднемесячная начисленная реальная заработная плата выросла на 18,7% по сравнению с уровнем 2000 года.
В первых месяцах 2002 года сохранились тенденции экономического роста, однако темпы роста замедлились. Индекс физического объема промышленного производства в 1 квартале составил 105%; темпы инвестиционной активности имеют отрицательную динамику - 95,2% к соответствующему периоду 2001 года; усилилась тенденция роста удельного веса бартера и зачетов в расчетах между предприятиями.
Поступление собственных доходов в городской бюджет в 2001 году составило 126,5% к уровню 2000 года. В целом бюджет за 2001 год был исполнен с дефицитом. В 1 квартале 2002 года собственные доходы выросли на 34,4% по сравнению с уровнем собственных доходов 1 квартала 2001 года (101,2% от запланированного уровня).
С целью обеспечения выполнения запланированного уровня доходов городского бюджета в 2001 году продолжалась работа по реструктуризации задолженности предприятий в городской бюджет:
- по состоянию на 01.01.2002 заключены соглашения с 99 предприятиями города о погашении ими просроченной задолженности по налогу на доходы физических лиц;
- систематически проводились заседания комиссии по ликвидации неплатежей и реструктуризации задолженности в городской бюджет с целью контроля выполнения графиков реструктуризации.
Индивидуальная работа с недоимщиками в первых месяцах 2002 года, направленная на повышение ответственности руководителей организаций за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет, позволила за счет мобилизации просроченной задолженности провести финансирование ряда статей бюджета развития города.
В целях дополнительного привлечения доходов в городской бюджет за счет неналоговых доходов осуществлялась продажа в порядке приватизации объектов недвижимости и муниципальных предприятий. Всего от приватизации в 2001 году в городской бюджет поступило 11,8 млн. рублей, за 5 месяцев текущего года от приватизации поступило 30,7 млн. рублей. В целях создания системы эффективного управления муниципальной собственностью продолжалась работа по формированию реестра объектов муниципальной собственности.
В 2001 году в полном объеме профинансированы социально-значимые# статьи расходов, включая частичное погашение кредиторской задолженности, а также расходы на подготовку муниципального жилищного фонда к зиме.
В течение 2001 года проводилось повышение заработной платы работникам организаций, финансируемых из городского бюджета. Заработная плата работникам бюджетной сферы выплачивалась своевременно и в полном объеме.
В 2001 году в городе продолжалась работа по совершенствованию системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переходу отрасли на самоокупаемость. Доля платежей населения в общей стоимости услуг в целом по 2001 году составила 63,8% (в 2000 году 42,7%). На 2002 год уровень платежей граждан установлен в размере 74,5% общей стоимости услуг в целом по году.
С целью рационального расходования бюджетных средств:
- осуществлялся мониторинг потребления электро- и теплоэнергии, нефтепродуктов бюджетными организациями. Установленные лимиты потребления тепловой и электрической энергии бюджетными организациями в 2001 году не были превышены;
- совершенствовалась договорная работа с поставщиками услуг по тепло, электро-, водоснабжению,# разработан порядок проверки расчетов за потребляемые услуги;
- проводились конкурсы по закупке оборудования и медикаментов, совершенствовалась система льготного лекарственного обеспечения. Экономический эффект от проведения конкурсов в системе здравоохранения города в 2001- начале 2002 гг. составил 8,5 млн. рублей.
Изменение платы за жилье и коммунальные услуги увязывается с системой мер по социальной защите малоимущих граждан, уровнем доходов населения и реализацией мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг. В 2001 году 34410 семей получили субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Расходы бюджета на выплату субсидий в 2001 году составили 29,7 млн. рублей. За первые 5 месяцев 2002 года субсидиями воспользовались 19446 семей, что составляет 8,9% от общего количества семей в городе, на сумму 16,4 млн. рублей.
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в городе составляет 14%, что ниже уровня, рекомендованного Правительством РФ (22%), тем самым увеличивается количество семей, которым предоставляются субсидии за счет городского бюджета.
Проделана большая работа по организации и автоматизации процесса выплат субсидий. В настоящее время проводится подготовительная работа по проведению эксперимента по бюджетному финансированию оплаты жилья и коммунальных услуг с использованием системы персонифицированных социальных счетов.
К сожалению, не в полной мере профинансированы вышестоящими бюджетами расходы по предоставлению установленных федеральным законодательством льгот населению по оплате жилищно-коммунальных услуг. Задолженность областного и федерального бюджета на 01.01.2002 составляла 359 млн. рублей. В связи с чем увеличилась задолженность по возмещению теплоснабжающим организациям расходов по предоставлению услуг отдельным категориям граждан.
Бюджетное финансирование городского заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве в 2001 году составило 97,9% от планируемого. Уменьшился объем ремонтных работ жилищного фонда. Медленно осуществляется переход к конкурсному отбору подрядчиков на эксплуатацию муниципального жилищного фонда. По состоянию на 01.06.2002 только 0,1% муниципального жилищного фонда обслуживалось на конкурсной основе.
С целью недопущения несанкционированной кредиторской задолженности муниципальных учреждений разработан порядок финансирования расходов на проведение капитальных и текущих ремонтов зданий и сооружений. Однако по-прежнему сохраняется разрыв между объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов и объемом обязательств бюджетополучателей по заключенным договорам, а следовательно, рост кредиторской задолженности городского бюджета. По состоянию на 01.01.2002 кредиторская задолженность городского бюджета составила 275,6 млн. рублей.
С целью привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов для решения вопросов водоснабжения города, улучшения экологической обстановки и санитарного благополучия города в 2001-2002 годах получено согласие Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР) о предоставлении МП "Ярославльводоканал" кредитных ресурсов.
В социальной сфере города продолжалась:
- реализация территориальной программы по обеспечению граждан города бесплатной медицинской помощью,
- работа по оснащению учреждений здравоохранения современным диагностическим оборудованием, по развитию стационар-замещающих технологий,
- реализация общероссийских мероприятий по совершенствованию качества общего среднего образования,
- структурная оптимизация сети образовательных и медицинских учреждений,
- реализация мероприятий целевых городских программ в здравоохранении, образовании, культуре и др.
С целью совершенствования бюджетного процесса в городе в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса РФ в 2001 году разработано и утверждено решением муниципалитета Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Ярославле. Завершен первый этап перехода бюджета города на казначейское исполнение: финансирование 451 учреждения социально-культурной сферы осуществлялось непосредственно на бюджетные счета этих учреждений, что способствовало повышению уровня самостоятельности руководителей этих учреждений и создало стимулы для эффективного использования ими бюджетных средств.
В марте 2002 года с целью обеспечения дальнейшего развития города утверждена Стратегия развития города до 2010 года, разработан План мероприятий по ее реализации. Определение долгосрочной экономической и социальной политики города Ярославля будет способствовать росту деловой активности в городе, обеспечению социальной стабильности.
Направления бюджетной и налоговой политики на 2003 год
В области доходов:
Приоритетными направлениями бюджетной и налоговой политики, способными оказать определяющее влияние на темпы и уровень экономического и социального развития города, должны стать следующие направления:
Во-первых, обеспечение наполняемости доходной части городского бюджета с помощью:
- стимулирования развития налогооблагаемой базы, обеспечивающего увеличение налоговых поступлений в доходную часть городского бюджета через снижение налоговой нагрузки на производителя по налогу на имущество в случае роста объемов производства,
- предоставления субвенций организациям, увеличивающим объемы производства и прибыли;
- увеличения собираемости налогов за счет проведения мероприятий, обеспечивающих выполнение обязательств по реструктуризации задолженности в городской бюджет.
Во-вторых, привлечение дополнительных финансовых ресурсов за счет эффективного управления муниципальной собственностью путем:
- передачи в аренду объектов муниципальной собственности, руководствуясь при этом принципами экономической целесообразности и эффективности;
- приватизации муниципального имущества;
- эффективного управления муниципальными предприятиями. В предполагаемой к разработке целевой программе "Повышение эффективности использования муниципальной собственности" следует установить показатели экономической эффективности муниципальных предприятий, определить показатели эффективности управления муниципальной собственностью. Необходимо вести мониторинг финансово-хозяйственной деятельности, учет доходов (прибыли) муниципальных предприятий.
Требуется разработать принципы распределения прибыли муниципальных предприятий, а также принципы дивидендной политики органов городского самоуправления по отношению к находящимся в муниципальной собственности долям в капиталах акционерных обществ.
По предприятиям, являющимся дотационными, но которые необходимы для обеспечения определенного социального или культурного уровня населения (транспорт, коммунальное хозяйство, объекты социальной сферы и т.д.), необходимо изыскивать все возможные резервы сокращения бюджетных затрат.
Необходимо завершить формирование реестра муниципальной собственности, провести инвентаризацию и межевание земель, установить жесткий контроль со стороны органов городского самоуправления за использованием объектов муниципальной собственности.
В области расходов:
Основным направлением бюджетной политики в области расходов являются обеспечение обязательств по заработной плате, создание действенной системы управления расходами, обеспечение инвестиционных расходов городского бюджета.
Социальная политика города будет направлена на повышение уровня жизни горожан, сохранение и развитие системы образования, здравоохранения, культуры, обеспечение доступности и качества основных социальных благ.
Социальная поддержка населения будет осуществляться на основе принципа адресного представления социальной помощи. В 2003 году в соответствии с правовыми актами органов городского самоуправления необходимо обеспечить социальную помощь малообеспеченным семьям и гражданам, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг, на питание детей-школьников в школьных столовых, одиноким матерям с детьми, детям с хроническими заболеваниями, детям из неполных семей, детям-инвалидам, пенсионерам и т.п. В бюджете 2003 года необходимо предусмотреть расходы на развитие сети социального обслуживания населения, расходы на организацию летнего отдыха детей.
Направлениями развития отраслей социальной сферы и повышения качества базовых социальных услуг в 2003 году в соответствии со Стратегией развития города должны стать:
- повышение уровня технической оснащенности учреждений образования, компьютеризация школьного образования,
- развитие материальной базы учреждений здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта,
- привлечение внебюджетных источников финансирования.
Приоритетной задачей остается обеспечение текущих обязательств по выплате заработной платы. Должны быть предприняты меры по дальнейшему повышению уровня заработной платы работникам бюджетных учреждений, финансируемых из городского бюджета.
Необходимо продолжить упорядочение системы социальных льгот и выплат, сокращение налоговых льгот, при этом категориальные налоговые льготы должны предоставляться ограниченному кругу организаций, обеспечивающих общественные потребности, и предусматривать целевое использование высвобождаемых средств.
Одним из направлений деятельности органов городского самоуправления является обеспечение устойчивого функционирования и дальнейшего развития потребительского рынка, повышение уровня торгового и бытового обслуживания населения, защита прав потребителей за счет поэтапной сертификации услуг предприятий потребительского рынка, проведения выставок, ярмарок с демонстрацией достижений и профессионального мастерства, повышения качества работы муниципальных рынков.
В целях надежного функционирования городской инфраструктуры необходимо обеспечение текущих платежей поставщикам топливо-энергетических ресурсов, в том числе выполнение условий Соглашения с РАО "ЕЭС России". Чтобы не допустить критических ситуаций на объектах жизнеобеспечения, ход подготовки и проведения отопительного сезона должен быть под постоянным контролем.
В связи с быстрым ростом цен на энергетические ресурсы приоритетное значение приобретает реализация программы энергосбережения, конечным итогом которой должно стать снижение стоимости производства тепловой энергии, уменьшение расхода топлива, электроэнергии и воды, необходимых для функционирования городского хозяйства.
С целью реализации основных задач Программы реформирования ЖКХ города Ярославля на 1999-2003 годы, а также основных направлений Стратегии развития города необходимо продолжить работу по внедрению автономных систем жизнеобеспечения, необходимо разработать механизм стимулирования коммунальных предприятий, населения во внедрении энергоресурсосберегающих объектов и технологий.
При разработке стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами необходимо добиваться снижения дотаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства на предоставление услуг при одновременном улучшении качества услуг и развитии системы жилищных субсидий малообеспеченным семьям. С этой целью необходимо проведение аудита затрат коммунальных предприятий, развитие конкуренции на рынке жилищных и коммунальных услуг, необходимо изучить передовой опыт других городов по предоставлению населению прав на определение номенклатуры и объема жилищно-коммунальных услуг и их поставщиков.
В бюджете города на 2003 год необходимо учитывать планируемые изменения тарифов на продукцию (услуги) предприятий монопольного сектора, в том числе МП "Ярославльводоканал". Необходимо осуществить переход к утверждению органами городского самоуправления бюджета этой локальной инфраструктурной монополии на очередной финансовый год.
Обеспечение доступности жилья для граждан - это направление становится одним из важнейших в городской политике. В городе накоплен богатый опыт по строительству жилья с привлечением бюджетных средств. Однако объемы строительства явно недостаточны. Изучение опыта ипотечного жилищного кредитования, разработка программы бюджетной поддержки жилищного строительства на основе ипотеки, разработка городской программы по переселению населения из аварийного и ветхого жилья - основные направления в сфере жилищного строительства. Необходимо также усовершенствовать функции ряда подразделений мэрии, приспособив их для четкого и эффективного решения проблемы предоставления свободных земельных участков инвесторам, в том числе под строительство жилья.
С целью экономии бюджетных средств необходимо перейти к конкурсной системе размещения муниципального заказа на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда с последующим заключением муниципальных контрактов с победителями конкурсов.
Важной задачей остается совершенствование нормативно-правовой базы для проведения муниципальных закупок, в том числе по конкурсу, проводить экономический анализ конкурсной документации и оценку экономической эффективности мероприятий, проводимых по линии муниципального заказа.
С целью улучшения организации транспортного обслуживания населения и в соответствии со Стратегией развития города следует разработать городские программы "Развитие пассажирских автобусных перевозок в городе Ярославле" и "Техническое перевооружение, реконструкция и развитие муниципального пассажирского электротранспорта", в которых предусмотреть реализацию следующих мероприятий:
- введение в полном объеме радионавигационной системы управления городским пассажирским транспортом;
- создание условий для использования на городских маршрутах альтернативных перевозчиков, осуществляющих перевозки на автобусах большой и особо большой вместимости, по городскому тарифу;
- продолжить производство и капитальный ремонт подвижного состава на ФГУП "81 Центральная инженерная база" Министерства обороны РФ.
Главными задачами промышленной политики города будет создание условий для перевода экономики на инвестиционный и инновационный тип развития, повышения конкурентоспособности промышленности за счет повышения качества товаров и услуг, перехода к современным методам и технологиям управления производством.
В налоговых отношениях реализация этих направлений предполагает предоставление налоговых льгот хозяйствующим субъектам, активно направляющим собственные финансовые ресурсы на реализацию инвестиционных проектов. Следует совершенствовать порядок рассмотрения документов, представляемых инвесторами с целью получения муниципальной поддержки.
Инвестиционная активность должна обеспечиваться в том числе путем обязательного выделения средств городского бюджета на бюджетные инвестиции в объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры города, а также путем привлечения частных инвестиций для решения задач по развитию городской экономики.
Необходимо обеспечить эффективное освоение средств Европейского Банка реконструкции и развития, направляемых на реализацию первоочередных мероприятий "Программы совершенствования муниципального водоснабжения", привлекая при необходимости аудиторские организации на конкурсной основе.
В целях экономической поддержки инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства следует проработать вопрос о субсидировании процентов по полученным ими банковским кредитам, разработку мер налоговой поддержки туроператоров, работающих в области въездного туризма.
В соответствии со Стратегией развития города необходимо разработать механизмы стимулирования инновационной деятельности на территории города Ярославля.
Кроме того, в связи с предстоящим 1000-летием города Ярославля, органы городского самоуправления должны обеспечить включение ряда приоритетных инвестиционных проектов, в реализации которых город весьма заинтересован, в соответствующие региональные и федеральные инвестиционные программы.
Информатизация - одна из важнейших задач территориального развития. В 2003 году с целью улучшения информационного обеспечения органов управления города, повышения качества и степени обоснованности принимаемых решений необходимо продолжить реализацию программы информатизации органов городского самоуправления, в том числе создание информационных баз данных по ведомственной статистике.
Приоритетным направлением в области охраны окружающей среды будет являться финансирование городской целевой программы снижения антропогенного воздействия на окружающую среду на 2001-2004 годы, в том числе привлечение инвестиций на строительство завода по переработке твердых бытовых отходов.
В области совершенствования бюджетного процесса и управления городскими финансами:
С целью усиления контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств предстоит:
- продолжить совершенствование казначейских технологий,
- ввести контроль соблюдения бюджетной дисциплины на основе обязательной регистрации контрактов на закупку товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств,
- разработать и соблюдать стандарты раскрытия информации о формировании и исполнении бюджета города.
В целях повышения точности бюджетного планирования необходимо:
- совершенствовать систему экономического и финансового прогнозирования,
- продолжить работу по созданию и совершенствованию внутриотраслевых нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
- обеспечить повышение квалификации работников финансовых и экономических служб.
С целью реализации бюджетных интересов города Ярославля необходима работа на региональном уровне в направлении оптимизации распределения налоговых доходов между городским и областным бюджетами.
Необходима дальнейшая работа по совершенствованию структуры органов городского самоуправления с целью исключения дублирующих функций и повышения эффективности управления.
Решение поставленных задач будет способствовать продолжению позитивного развития в отраслях экономики города, что создаст условия для повышения благосостояния жителей города.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра г. Ярославля от 30 июля 2002 г. N 2364 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.