Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэра г. Ярославля
от 26 сентября 2005 г. N 4455
Основные направления бюджетной и налоговой политики
города Ярославля на 2006 год
Настоящий документ подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Российской Федерации, а также на основании Бюджетного Послания Президента Российской Федерации на 2006 год, Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, Стратегии развития города Ярославля до 2010 года и определяет основные направления бюджетной и налоговой политики города Ярославля на 2006 год.
Итоги бюджетной политики в 2004 году и в начале 2005 года
Основные показатели социально-экономического развития города в 2004 году и первой половине 2005 года свидетельствуют о сохранении тенденции экономического роста. Индекс промышленного производства в 2004 году по сравнению с уровнем соответствующего периода прошлого года составил 100,7%; индекс физического объема инвестиций в основной капитал 111,9%; оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) увеличился на 1,1 %, реальная заработная плата выросла на 11,2%. Индекс потребительских цен (уровень инфляции) составил 111,7% в декабре 2004 года к декабрю 2003 года. В городской бюджет в 2004 году поступили доходы в сумме 5098,5 млн. рублей или 133,3% к уровню 2003 года.
В 1 полугодии 2005 года отмечается рост промышленного производства, объема услуг связи, оборота розничной торговли. Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата без выплат социального характера на крупных и средних предприятиях города составила 8676,9 рублей, что на 18% выше, чем за аналогичный период 2004 года. Однако более высокие, чем прогнозировались темпы потребительских цен в 1 полугодии 2005 года, снижают финансовые результаты деятельности предприятий, темп роста реальной заработной платы, вызывают значительный рост расходов городского бюджета.
В 2005 году началась реформа межбюджетных отношений, местного самоуправления, системы социальной защиты. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Устав города Ярославля, в Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ разрабатываются нормативные правовые акты, связанные с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма. Завершается работа по разработке Генерального плана города, проводится работа по приведению правовых актов органов городского самоуправления в соответствие с Градостроительным кодексом РФ. Внедрена конкурсная система закупок на обеспечение муниципальных нужд. Своевременно и надлежащим образом была организована работа по обеспечению отдельных категорий граждан бесплатными лекарствами, а также льготными проездными билетами для проезда на городском общественном транспорте.
В целях создания бездотационного режима финансирования жилищно-коммунального хозяйства уровень платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги на 2005 год установлен в размере 100 процентов федерального стандарта, при этом обеспечена выплата адресных субсидий малообеспеченным гражданам. В ближайшее время будет проводиться учет доходов и расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства по каждому многоквартирному дому.
В соответствии с установленными полномочиями и в целях повышения эффективности деятельности совершенствуется система управления муниципальными унитарными предприятиями, проводится реорганизация предприятий, преобразование их в другие организационно-правовые формы, а также планируется инвентаризация и реструктуризация сети бюджетных учреждений.
В рамках реализации городских программ проводится расселение граждан из ветхого и аварийного жилья, выделяются субсидии на обеспечение жильем молодых семей. Проводится реализация мероприятий по подготовке к 1000-летию основания города Ярославля.
Вместе с тем остается ряд проблем, связанных с уточнением расходных полномочий органов городского самоуправления, совершенствованием процедур муниципальных закупок; темпы развития дорожной инфраструктуры не успевают за приростом автомобильного транспорта, требует улучшения материально-техническая база учреждений социальной сферы, все еще низкими остаются темпы роста жилищного строительства.
В области доходов
Бюджет 2006 года будет формироваться в новых условиях. Это связано с вступлением в силу в полном объеме федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости городского бюджета работа органов городского самоуправления должна быть направлена на максимальное использование собственной доходной базы: земельного налога, налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход, налога на имущество физических лиц.
С 2006 года на территории города будет осуществлен переход на новый принцип налогообложения земельных участков в зависимости от их кадастровой стоимости, близкой к рыночной стоимости и определенной по соответствующей методике. Необходимо определить порядок доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, стимулировать работу по формированию и кадастровому учету земельных участков, в том числе под жилым фондом, необходимо обеспечить взаимодействие с налоговыми органами для повышения эффективности налогового администрирования земельного налога. Доходы городского бюджета от земельного налога будут расти по мере совершенствования земельного кадастра, вовлечения земли в оборот.
В целях реализации реформы налогообложения недвижимости на федеральном уровне в 2006 году планируется принять и ввести в действие местный налог на недвижимость. Этот местный налог на недвижимость должен заменить для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения объектов недвижимости жилого назначения и земельных участков, на которых они расположены. В целях подготовки к введению налога на недвижимость необходимо в 2006 году завершить работы по формированию земельного кадастра, обеспечить полноту учета налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц. Для сбора и систематизации сведений о земельных участках и объектах недвижимости необходимо создание единой автоматизированной информационной системы.
С 2006 года на уровень муниципальных районов и городских округов передается право принимать решение о введении на их территориях системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности и установлении корректирующих коэффициентов по данному налогу. Для обеспечения поступления налога в 2006 году необходимо до 1 декабря 2005 года принять решение по установлению видов предпринимательской деятельности, переводимых на систему налогообложения в виде ЕНВД, а также установить корректирующие коэффициенты. Решение задачи формирования достаточных доходов городского бюджета от ЕНВД должно увязываться с установлением оптимальной нагрузки на малое предпринимательство.
С целью мобилизации налоговых доходов по налогу на доходы физических лиц в 2006 году необходимо продолжить работу по погашению задолженности организаций - недоимщиков. Комиссии по ликвидации задолженности юридических лиц по платежам перед городским бюджетом и по обеспечению своевременной выплаты заработной платы предстоит продолжить работу по выявлению организаций, имеющих задолженность перед городским бюджетом по налогу на доходы физических лиц, и провести работу по заключению соглашений с организациями-неплательщиками о рассрочке погашения выявленной задолженности.
В 2006 году необходимо сохранить систему предоставления налоговых льгот ограниченному кругу налогоплательщиков, отвечающих критериям социальной значимости; мэрии города совместно с депутатами муниципалитета определить основные направления стимулирования инвестиционной деятельности за счет налоговых льгот.
Положительная динамика доходов городского бюджета в 2004 году, в I полугодии 2005 года в значительной степени обеспечена ростом поступлений по арендной плате за сдаваемое в аренду муниципальное имущество и выполнением планов приватизации муниципального имущества. Доведение ставок арендной платы до рыночного уровня, ограниченность объектов муниципального имущества для сдачи в аренду и для приватизации создают незначительные перспективы по наращиванию доходов от этих источников.
Для обеспечения роста неналоговых доходов одновременно с проведением процесса приватизации муниципального имущества, которое не будет использоваться в дальнейшем для выполнения функций местного самоуправления, необходимо создавать эффективную систему управления имуществом, остающимся в муниципальной экономике. В целях увеличения доходов городского бюджета необходимо: разработать новую систему расчетов арендной платы за землю с учетом кадастровой стоимости земельных участков, улучшить администрирование доходов, поступающих за счет аренды муниципального имущества, и чистой прибыли муниципальных предприятий, рассмотреть возможность перехода ряда муниципальных предприятий на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В области расходов
Расходы городского бюджета на 2006 год должны формироваться в соответствии с утвержденными законодательством Российской Федерации полномочиями по решению вопросов местного значения и переданными отдельными государственными полномочиями. Необходимо организовать учет и ведение расходных обязательств города. Реестр расходных обязательств города должен стать основой формирования бюджета на 2006 год. Расходные обязательства, исполнение которых будет предусмотрено решением о бюджете города на 2006 год, должны, безусловно, выполняться, в том числе обязательства по выплате заработной платы, финансовые обязательства перед населением, перед поставщиками коммунальных услуг для бюджетной сферы.
Учитывая федеральный опыт и опыт других регионов, с целью повышения результативности бюджетных расходов необходимо использовать программно целевые методы управления. Действующие и принимаемые городские целевые программы должны быть направлены на решение общественно значимых задач, должны иметь четко поставленную цель и измеримый конечный результат. К сожалению, не все действующие городские целевые программы отвечают этим требованиям. В этой связи необходимо в нормативных правовых актах определить критерии формирования городских целевых программ, а также провести инвентаризацию действующих программ, уделив особое внимание формированию системы реальных и объективных показателей (индикаторов) непосредственного и конечного результатов. Разработку, совершенствование и контроль реализации целевых программ, ориентированных на результат, необходимо увязать с процедурой формирования и исполнения городского бюджета. Присвоение программам кодов бюджетной классификации позволит обеспечить прозрачность процедуры выделения бюджетных средств.
С вступлением в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", передачей функций социальной защиты населения, функций по обеспечению образовательного процесса в основном на региональный уровень, в условиях 100-процентной оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, вступления в действие Жилищного и Градостроительного Кодексов РФ усиливается составляющая развития в расходных полномочиях городского самоуправления. Поэтому при формировании городских целевых программ на ближайший среднесрочный период необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:
- реконструкция, техническое перевооружение и модернизация основных фондов коммунального хозяйства, внедрение энергосберегающих технологий с целью повышения качества предоставляемых услуг. На основе нового Генерального плана города, с целью реализации требований Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в 2006 году необходимо начать разработку программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города (программа строительства и модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов). До принятия указанной программы, с целью включения механизмов финансирования за счет надбавок к ценам (тарифам) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, платы за подключение к системе коммунальной инфраструктуры и создания тем самым стабильного источника обновления основных фондов на 2007 год, необходимо утвердить технические задания для подготовки организациями коммунального комплекса инвестиционных программ;
- развитие инфраструктуры городского транспорта, проведение работ по улучшению технического состояния улично-дорожной сети, обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта, разработка и реализация программы развития электрического транспорта с проведением работ по выносу депо из исторической части города;
- расселение аварийного и ветхого жилья, обеспечение жильем молодых семей, строительство жилья для малообеспеченных категорий граждан. С целью увеличения темпов строительства необходимо обеспечить привлечение в жилищное строительство средств федерального бюджета. Для стимулирования жилищного строительства в городе необходимо активизировать работу по разграничению собственности на землю, определить перспективные для застройки земельные участки и провести работу по подготовке аукционов по продаже земельных участков, либо продаже права на заключение договора аренды для целей жилищного строительства, а также аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществить на практике организацию торгов;
- утверждение нового Генерального плана города и подготовка правил землепользования и застройки, которые должны быть прозрачны и стимулировать привлечение инвестиций. Для обеспечения градостроительной деятельности на основе кадастрового деления территории города необходимо создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; необходимо также продолжить разработку нормативных правовых актов по вопросам градостроительства и жилищного строительства в соответствии с требованиями Градостроительного, Земельного и Жилищного Кодексов РФ;
- сохранение культурного наследия, учитывая включение ансамбля исторического центра Ярославля в список памятников всемирного культурного и природного наследия; решение вопросов охраны, реставрации и использования памятников, градостроительной деятельности на территории зоны культурного наследия. В рамках Плана основных мероприятий по подготовке к 1000-летию города необходимо обеспечить привлечение средств федерального и областного бюджетов на реставрацию и восстановление памятников архитектуры;
- формирование единого рекламно-информационного пространства города Ярославля, реконструкция городской рекламной сети в соответствии с новыми требованиями;
- благоустройство дворовых территорий, совершенствование системы сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов на территории города, обеспечение содержания дворовых территорий, контейнерных площадок, мест общего пользования в соответствии с установленным регламентом;
- развитие на территории города массовой физкультуры и спорта, создание условий для организации досуга и обеспечение услугами организаций культуры жителей города, решение задач по привлечению инвестиций в объекты физкультуры и спорта, обустройство парков и мест отдыха горожан, в том числе аквапарка, зоопарка, ипподрома.
С целью привлечения бюджетных ассигнований из федерального и областного бюджетов, проведения запланированного объема работ в течение 2006 года необходима своевременная разработка проектно-сметной документации по строящимся и реконструируемым объектам.
Введенный с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ призван способствовать демонополизации рынка жилищно-коммунальных услуг путем создания конкурентной среды, установления контроля за качеством коммунальных услуг не только со стороны органов власти, но и самих потребителей этих услуг. Для реализации этой задачи необходимо создание собственниками жилых помещений органов управления жилищным фондом, привлечение профессиональных управляющих компаний, а также установление системы договорных отношений в сфере управления жилищным фондом. С этой целью необходимо определить порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности города, разработать примерные условия или формы договоров поставки ресурсов, оказания услуг коммунальными, ремонтно-эксплуатационными предприятиями и организациями, управляющими жилищным фондом.
Необходимо принять меры по созданию эффективной системы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с установленными полномочиями, определить структуру, осуществляющую регулирование этих вопросов. С целью сдерживания роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги необходимо стимулировать введение в организациях жилищно-коммунальной сферы практику закупок на конкурсной основе, а среди муниципальных предприятий сделать ее обязательной.
В 2006 году необходимо завершить упорядочение функций органов исполнительной власти города в соответствии с их полномочиями, продолжить работу по реструктуризации бюджетной сферы города.
С целью повышения результативности расходов городского бюджета и повышения качества бюджетных услуг необходимо постепенное внедрение методов планирования, ориентированных на результат, в том числе в структурных подразделениях и муниципальных учреждениях. Переход с 2005 года городского бюджета на новую бюджетную классификацию должен способствовать переориентации городского бюджета на достижение конечных результатов, в том числе путем расширения самостоятельности администраторов бюджетных средств.
С целью максимально эффективного управления муниципальными финансами необходимо дальнейшее совершенствование казначейских технологий, усиление предварительного контроля за целевым использованием бюджетных средств в рамках казначейского исполнения бюджета. Обеспечение сбалансированности городского бюджета должно выполняться при условии проведения взвешенной кредитной политики, минимизации расходов на обслуживание муниципального долга.
При решении поставленных задач необходимо обеспечение прозрачности и эффективного взаимодействия органов городского самоуправления со структурами гражданского общества, для этого необходимо подготовить правовые акты по вопросам участия населения в осуществлении городского самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Необходимо обеспечить взаимодействие органов городского самоуправления с хозяйствующими структурами с целью включения их в решение проблем подготовки к 1000-летию города, в реализацию инфраструктурных проектов, в решение задач развития социальной сферы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра г. Ярославля от 26 сентября 2005 г. N 4455 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.