Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Ярославской области
от 22 ноября 2000 г. N 217-а
Целевая программа
совершенствования и развития сети автомобильных дорог
Ярославской области на период 2001 - 2003 годы и до 2010 года
27 марта 2002 г., 27 августа 2003 г.
Паспорт областной программы
Наименование программы | Целевая программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Ярославской области на период 2001 - 2003 годы и до 2010 года |
Государственный заказчик, директор Программы |
ГУ "Ярдорслужба" |
Основные разработчики Программы |
ОАО "ГипродорНИИ", г. Москва |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
сохранение существующей сети автодо- рог; строительство 724,5 км автодорог и 1989 пог. м мостов к 468 населенным пунктам с числом жителей 20 человек и более, общее число жителей - 18366 человек; строительство 155,8 км межобластных и межрайонных автодорог и 110 пог. м мостов; повышение технического уровня сущест- вующих дорог с целью повышения эффек- тивности использования автотранспорт- ных средств, обеспечения безопасности и удобства движения |
Сроки и этапы реализации Программы (подпрограмм) |
2001 - 2010 гг. |
Перечень подпрограмм или разделов |
содержание сети автомобильных дорог и мостов; ремонт автомобильных дорог и мостов; строительство автомобильных дорог к населенным пунктам; строительство межобластных и межрай- онных автомобильных дорог; совершенствование безопасности дорож- ного движения; развитие сферы дорожного сервиса; совершенствование контроля над состо- янием автомобильных дорог и мостов |
Исполнители подпрограмм | Предприятия области имеющие лицензию на строительство и ремонт автодорог и мостов |
Общая стоимость Программы | 10719,46 млн. рублей |
Ожидаемые конечные резуль- таты реализации Программы (бюджетный, экологический, создание рабочих мест, прочие) |
Более полное и качественное обеспече- ние транспортных связей, как внутри- областных так и внешних соответству- ющих экономическим и социальным по- требностям области |
Ответственные лица для контактов, куратор Прог- раммы |
Вице - губернатор Ярославской области Г.С.Быков |
Общая потребность в ресурсах
N | Вид деятельности |
Един. измер. |
Потребность | ||||||||||
Всего | в том числе по годам | ||||||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||
Финансовые ресурсы: |
|||||||||||||
1. | Территориаль- ный дорожный фонд |
млн. руб. |
9950 |
803,2 |
831 |
864 |
903,3 |
947,1 |
997,4 |
1055 |
1116 |
1182 |
1251 |
2. | Субвенции и дотации из ФДФ |
млн. руб. |
769,5 |
60,7 |
62,5 |
63,5 |
67,4 |
71,5 |
72,9 |
82,5 |
92,1 |
98,2 |
98,2 |
ВСЕГО затрат: |
млн. руб. |
10719,46 |
863,9 |
893,5 |
927,5 |
970,66 |
1018,6 |
1070,3 |
1137,5 |
1208,1 |
1280,2 |
1349,2 |
Примечание.
1) В таблице приведены стоимости в ценах 2000 г. без учета инфляции.
2) Расчет ожидаемого поступления средств в территориальный дорожный фонд произведен исходя из существующей налогооблагаемой базы при ставке налога на пользователей автодорог 1,8% и роста объема производства в соответствии со сценарными условиями социально - экономического развития Ярославской области до 2003 года.
Введение
В целевой Программе совершенствования и развития сети автомобильных дорог Ярославской области на период 2001 - 2003 годы и до 2010 года (далее - Программа) рассмотрены основные задачи, стоящие перед ГУ "Ярдорслужба" по сохранению, развитию и совершенствованию автомобильных дорог Ярославской области и намечены пути их решения. Программа содержит сведения о существующем состоянии сети автомобильных дорог и предложения по строительству и реконструкции территориальных автомобильных дорог.
Программа разработана ОАО "ГипродорНИИ" с участием специалистов ГУ "Ярдорслужба" в разрезе каждого административного района и области в целом с использованием методики ОАО "ГипродорНИИ", разработанной специально для решения сетевых задач.
1. Описание проблемы и обоснование ее актуальности
Транспорт играет решающую роль в развитии экономики страны. Объединяя все отрасли народного хозяйства в единое целое, он не просто обеспечивает потребности в перевозках, а регламентирует уровень развития всех отраслей народного хозяйства. Основная роль в обеспечении потребностей в перевозках принадлежит автомобильному транспорту, о чем свидетельствует распределение грузовых перевозок, выполняемых различными видами транспорта.
Распределение грузовых перевозок по видам транспорта
в Ярославской области
В соответствии с решаемыми задачами протяженность автомобильных дорог значительно превосходит протяженность других видов транспорта.
Протяженность путей сообщения Ярославской области
Удовлетворение потребностей в автомобильных перевозках осуществляет 74,1 тыс. авт. (по состоянию на 01.01.1999 г.), основная доля которых приходится на легковые автомобили.
Структура автопарка Ярославской области
Парк грузовых автомобилей в последние годы не увеличивается, что связано с экономической ситуацией в стране и области. В то же время парк легковых автомобилей увеличивается ежегодно на 10 - 11%.
1.1. Состояние автомобильных дорог общего пользования
Протяженность автомобильных дорог в области, обеспечивающих работу автомобильного транспорта, составляет 8195 км, в том числе 1326 км ведомственных и 6869 км дорог общего пользования, из которых 6530 км - территориальные дороги и 339 км - федеральные дороги.
Сеть территориальных автомобильных дорог общего пользования Ярославской области по состоянию на 01.01.2000 г. составляет 6530 километров, в том числе 5924,2 километра дорог с твердым покрытием (90%),
из них 4960 километров с усовершенствованным типом покрытия (76%), 606,3 километра автодорог не имеют твердого покрытия, из них 54%, или 376,7 километра, не имеют земляного полотна, то есть являются по сути лишь естественными грунтовыми дорогами - "направлениями".
Структура территориальных дорог Ярославской области
по видам покрытий
Наиболее грузонапряженными являются автодороги, составляющие так называемую опорную сеть протяженностью 1538 километров.
Общая протяженность автомобильных дорог с регулярным автобусным движением составляет 3312,6 километра.
Автомобильные дороги с твердыми покрытиями обеспечивают выход на дороги общего пользования все районные центры. В то же время 3 центральные усадьбы из 337 и 3343 (54%) сельских населенных пунктов из 6149 еще не обеспечены круглогодичным выходом на сеть дорог общего пользования дорогами с твердыми покрытиями.
Объем инвестиций на дорожные работы увеличился с 240,9 в 1998 г. до 425,9 млн. руб. в 1999 г. При этом произошло существенное перераспределение инвестиций на соответствующие виды работ. В связи с большой потребностью в новых дорогах, основное внимание в 1999 г. было уделено строительству новых дорог. Однако рост цен, в том числе и на дорожные работы, привел к существенному сокращению инвестирований на работы по ремонту и содержанию дорог.
Структура дорожных работ Ярославской области в 1998 году
Структура дорожных работ Ярославской области в 1999 году
В условиях ограниченного финансирования дорожных работ и роста цен на дорожные работы, опережающего темпы роста инвестиций, с каждым годом, увеличивается протяженность дорог, требующих ремонта. В результате, разрушение таких дорог идет прогрессирующими темпами, и стоимость их ремонта становится сопоставимой со стоимостью строительства новых дорог.
Показатели ремонта сети автомобильных дорог общего пользования
Ярославской области
График отражает рост недоремонта автодорог за предыдущие 7 лет, цифровые выражения которого приведены в таблице 1.
Показатели ремонта и реконструкции территориальной
автодорожной сети Ярославской области
Таблица 1
Наименование показателей |
Показатели ремонта и реконструкции по годам | ||||||
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Потребность в ремонте автодо- рог, км |
3053,7 |
3394 |
3431,6 |
3165,9 |
3365,9 |
3838,6 |
3942,5 |
Отремонтировано и реконструиро- вано автодорог к соответству- ющему году, км |
2501,5 |
2539,3 |
2607,2 |
2541,7 |
2416,5 |
2252,3 |
2010,5 |
Недоремонт ав- тодорог, км |
552,2 |
854,7 |
824,4 |
624,2 |
949,4 |
1586,3 |
1932 |
Показатели ремонта автодорожной сети
Ярославской области за 1993 - 1999 гг.
График показывает, как влиял ремонт автодорог за период с 1993 по 1999 гг. на ликвидацию недоремонта.
Территориальные автомобильные дороги имеют низкий технический уровень.
Из 5924 километров автодорог с твердым покрытием имеют II техническую категорию 74,04 км (1%), 308,5 км (5%) имеют III техническую категорию, 5541,5 км (93%) имеют IV и V категории.
Существующее техническое состояние автомобильных дорог общего пользования Ярославской области не удовлетворяет потребности инфраструктуры региона, не обеспечивает социальные нужды в реализации грузовых и пассажирских перевозок на территории области.
На основе анализа состояния сети территориальных автодорог с твердым покрытием, учитывая накопленный из-за отсутствия стабильного финансирования "недоремонт" в размере 1932 километра, состояние территориальной сети Ярославской области оценивается как критическое.
1.2. Состояние мостов
По состоянию на 01.01.2000 г. на территориальных автодорогах Ярославской области имеется 333 моста общей длиной 10388 пог. м. Из них постоянных мостов общей длиной 10322,5 пог. м и деревянных 5 мостов общей длиной 65,5 пог. м.
В результате обследования мостов, проведенных в 1998 и 1999 годах организациями ЗАО "Имидис"(г. Москва), ДУИЦ (г. Павловск), ООО "Мостокомплект" (г. Ярославль) было определено техническое состояние мостов.
Оценка состояния мостов:
"аварийное" - 11 шт. общей длиной 206 пог. м.
"неудовлетворительное" - 134 шт. длиной 3736 пог. м.
"удовлетворительное" - 77 шт. общей длиной 2654 пог. м.
"хорошее" - 111 шт. общей длиной 3792 пог. м.
Благодаря проводимым работам по реконструкции и ремонту искусственных сооружений удалось приостановить рост аварийности железобетонных мостов. Между тем, положение с деревянными мостами продолжает оставаться критическим.
Показатели состояния автодорожных мостов на территориальных
автодорогах Ярославской области
Таблица 2
(шт./пог. метров)
Показатели | 01.01.1996 г. | 01.01.1997 г. | 01.01.1998 г. | 01.01.1999 г. | 01.01.2000 г. |
1. Наличие мостов и путепроводов | |||||
Всего: | 311/9542,93 | 322/9776,64 | 327/10098,2 | 329/10229,1 | 333/10388,0 |
в т. ч.: Постоянных |
295/9267,63 |
310/9564,84 |
319/9975,4 |
321/10106,3 |
328/10322,5 |
Деревянных | 16/275,3 | 12/211,8 | 8/122,8 | 8/122,8 | 5/65,5 |
2. Оценка состояния постоянных мостов | |||||
"аварийное" | 12/342,18 | 12/342,18 | 11/246,3 | 6/140,0 | 6/140,0 |
"неудовлетво- рительное" |
136/4103,15 |
143/4344,2 |
149/4585,3 |
142/4048,0 |
134/3736,0 |
"удовлетвори- тельное" |
89/2904,50 |
73/2137,26 |
74/2317,5 |
73/2495,0 |
77/2654,2 |
"хорошее" | 58/1917,80 | 82/2741,2 | 85/2826,3 | 100/3423,3 | 111/3792,3 |
3. Оценка состояния деревянных мостов | |||||
"аварийное" | 16/275,3 | 12/211,8 | 8/122,8 | 8/122,8 | 5/65,5 |
"неудовлетво- рительное" |
- |
- |
- |
- |
- |
"удовлетвори- тельное" |
- |
- |
- |
- |
- |
"хорошее" | - | - | - | - | - |
Показатели ремонта, реконструкции, строительства автодорожных мостов
на территориальных автодорогах Ярославской области
1.3. Межобластные и межрайонные автотранспортные связи
Сложившаяся конфигурация существующей автодорожной сети Ярославской области имеет ярко выраженный внутриобластной характер.
При значительной протяженности границ Ярославской области с Вологодской, Тверской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Московской областями имеется всего по одному выходу в эти области, с учетом сообщения по федеральным дорогам.
Существующие межрайонные автотранспортные связи представлены сетью территориальных автомобильных дорог, при строительстве которых учитывались минимальные для внутриобластных перевозок расстояния между административным центром области и административными центрами муниципальных образований. Эта сеть составляет 1285 км. Для периода централизованных внутриобластных поставок материалов подобные связи были наиболее экономически выгодными.
Однако новые рыночные условия требуют от товаропроизводителей и торговых представителей большей оперативности по перевозке грузов, чем также обоснована необходимость упрочения межрайонных и межобластных автотранспортных и торговых связей.
Сегодня, для реализации внешних транспортных торгово-экономических связей муниципальных округов требуется строительство автомобильных дорог, обеспечивающих кратчайшее расстояние как между соседними муниципальными округами, так и между соседними областями.
1.4. Оценка влияния состояния дорожной сети на социально - экономическое развитие Ярославской области
О влиянии состояния сети автомобильных дорог и парка автотранспортных средств на экономическое развитие свидетельствуют относительные данные об изменении протяженности дорог с твердыми покрытиями, парка грузовых автотранспортных средств и объемов грузовых перевозок, приведенные в табл. 3. За единицу отчета приняты показатели 1970 года.
Изменение протяженности дорог с твердыми покрытиями,
парка автотранспортных средств и объемов грузовых перевозок
Таблица 3
Показатели | Относительное изменение показателей по годам | |||
1970 | 1980 | 1985 | 1990 | |
Протяженность дорог с твердыми покрыти- ями |
1 |
1,4 |
1,72 |
2,1 |
Парка автомобилей | 1 | 1,34 | 1,46 | 1,57 |
Объем перевозок грузов |
1 |
1,63 |
1,52 |
1,73 |
Из приведенных данных достаточно наглядно видна зависимость объемов перевозок от протяженности дорог и парка автотранспортных средств. Особое внимание следует обратить на изменение показателей в период с 1985 по 1990 годы, когда объем перевозок грузов был обеспечен в большей степени за счет существенного увеличения протяженности сети дорог. За это время протяженность дорог с твердыми покрытиями увеличилась на 1190 км, стоимость которых составила порядка 300 млн. руб., а объем перевозок грузов увеличился на 12 млн. т, которые дали дополнительно отчислений (учитываемых нами) в сумме 1200 млн. рублей в год. Это значит, что окупаемость дорог составила менее 1 года.
Аналогичным образом можно было бы проанализировать влияние увеличения протяженности дорог с твердыми покрытиями на объемы пассажирских перевозок.
Кроме того, для оценки влияния состояния дорожной сети на социально - экономическое развитие области была выполнена оценка следующих потерь (упущенной выгоды):
1 - потерь из-за низкой несущей способности мостовых переходов в г. Углич, совмещенного с мостом - плотиной Угличской ГЭС и на участке дороги Сергиев Посад - Череповец в районе г. Рыбинск;
2 - потерь в период весенней распутицы из-за ограничения движения автотранспортных средств с осевыми нагрузками, превышающими минимально допустимые.
Результаты оценки потерь из-за низкой несущей способности мостовых переходов, выполненные по состоянию на существующее положение и ожидаемых в 2005 году, приведены в табл. 4
Оценка потерь из-за низкой несущей способности мостовых переходов
Таблица 4
Оценивае- мый год |
Объемы перевозок грузов, тыс. т/г |
Дополнительный объем перевозок грузов, тыс. т/г |
Упущенная выгода, млн. руб./г |
|
С ограниче- нием |
Без ограничений |
|||
1999 | 10088 | 10330 | 242 | 24,2 |
2005 | 32580 | 33364 | 784 | 78,4 |
Из табл. 4 можно определить, что из-за перепробега тяжелых грузовых автомобилей, вынужденных пользоваться обходными дорогами, за период с 1999 по 2005 год упущенная выгода составит порядка 350 млн. руб., даже при учете только ее части.
Результаты оценки потерь на 1,5 месяца весенней распутицы, вызванных закрытием дорог 4 категории для пропуска автотранспортных средств с осевой нагрузкой 6 т и более, в которые входят и автомобили ЗИЛ, также выполненные на два периода, приведены в табл. 5.
Оценка потерь в период весенней распутицы
Таблица 5
Оценивае- мый год |
Объемы перевозок грузов, тыс. т/г |
Невыполненный объем перевозок грузов, тыс. т/г |
Упущенная выгода, млн. руб./г |
|
С ограниче- нием |
Без ограничений |
|||
1999 | 1291 | 1261 | 30 | 3,0 |
2005 | 4170 | 4072 | 98 | 9,8 |
Из табл. 5 можно определить, что из-за перепробега и простоя в период распутицы автотранспортных средств с осевой нагрузкой 6 т и более за период с 1999 по 2005 год упущенная выгода составит 45 млн. руб.
Выше представленные данные являются убедительным доказательством большого влияния развития сети дорог на состояние экономики.
2. Основные цели и задачи программы
На основе анализа существующего состояния вопроса основными целями Программы дорожных работ до 2010 года являются:
- обеспечение сохранности существующей сети автомобильных дорог путем осуществления их своевременного ремонта;
- обеспечение подъездов с твердыми покрытиями ко всем центральным усадьбам и сельским населенным пунктам с численностью населения более 20 жителей;
- ликвидация грунтовых разрывов на дорогах межрайонного значения;
- повышение технического уровня существующих дорог в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по проектированию и строительству автомобильных дорог с целью повышения эффективности использования автотранспортных средств, обеспечения безопасности и удобства их движения, снижения расхода горюче - смазочных материалов и воздействия автотранспорта на окружающую среду;
- переустройство аварийных мостов и повышение технического уровня мостов, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
- повышения уровня обслуживания пользователей автомобильными дорогами.
3. Основные направления программы развития автодорожной сети
3.1. Содержание сети автомобильных дорог
Планирование работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них осуществляется исходя из результатов оценки их состояния, транспортно - эксплуатационных показателей и имеющихся финансовых средств.
При разработке Программы был произведен перспективный расчет стоимости работ по содержанию автодорожной сети с учетом средневзвешенной нормативной стоимости работ, относящихся к содержанию согласно классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Расчет стоимости работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования проведен в соответствии с "Руководством по оценке уровня содержания автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ярославской области", утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 02.07.98 г. N 113-п.
В соответствии с "Руководством..." все автомобильные дороги по эксплуатационной значимости подразделяются на 4 списка.
К 1 списку относятся основные маршруты, осуществляющие наиважнейшие межобластные и внутриобластные транспортные связи.
К 2 списку относятся все автодороги, на которых имеется постоянное движение маршрутных автобусов, а также дороги, соединяющие центральные усадьбы сельхозпредприятий с центрами муниципальных округов области.
К 3 списку относятся дороги с твердым покрытием, не вошедшие в списки 1 и 2.
К 4 списку относятся грунтовые дороги.
В соответствии с вышеперечисленным перечнем общая протяженность сети 6530 км подразделяется по спискам следующим образом 1 список - 1045 км (16%), 2 список - 2357 км (36%), 3 список - 2060 км (32%), 4 список - 1068 км (16%).
На основании характеристик допустимого уровня содержания автомобильных дорог, а также в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 и специфики работ по содержанию, установлены требования к состоянию конструктивных элементов дорог различной эксплуатационной значимости, обеспечивающие допустимый уровень безопасности движения.
Исходя из полного набора работ по содержанию автодорог, их технических характеристик, расчетная нормативная стоимость содержания 1 км автодорог в год составляет в ценах 2000 г.:
1 список - 89,5 тыс. руб.
2 список - 54,5 тыс. руб.
3 список - 24,6 тыс. руб.
4 список - 7 тыс. руб.
При этом средневзвешенная расчетная нормативная стоимость содержания 1 км автодорог должна составить 42,8 тыс. руб.
Фактическая стоимость содержания 1 км автодорог меняется в зависимости от выделенных на эти цели средств.
Если в 1999 г. средневзвешенная фактическая стоимость содержания 1 км автодорог составляла в ценах 1991 г. 2,3 тыс. руб., что составляет 62% от нормативной, то в 2000 г. она составляет в ценах 1991 г. 1,7 тыс. руб., только 45% от нормативной, при расчетной нормативной стоимости содержания в ценах 1991 г. - 3,7 тыс. руб.
Предусмотренные Программой рамки обеспеченности финансированием предусматривают проведение работ по содержанию автодорожной сети в пределах 60% от нормативного уровня содержания, то есть на уровне 1999 г., как минимально возможного для поддержания автодорог в проезжем состоянии.
Для расчета принимается средневзвешенная стоимость содержания 1 км автодороги - 26 тыс. руб. - в ценах 2000 г. ((53,8 + 32,1 + + 14,9 + 3,5)/4 = 26), при этом рыночный коэффициент составляет 11,74 с НДС.
В том числе 1 список - 53,8 тыс. руб.
2 список - 32,1 тыс. руб.
3 список - 14,9 тыс. руб.
4 список - 3,5 тыс. руб.
Кроме того, Программой предусмотрено резервирование средств, необходимых для выполнения аварийных работ, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Объем финансирования при этом составит 8 - 9 млн. руб. ежегодно.
Запланированный Программой объем финансирования работ по содержанию автодорог позволит обеспечить дорожные условия, близкие к нормативным показателям, на автодорогах 1 и 2 списка (3402 км из 6554 км, что составляет 131,4 млн. руб. в 2001 году).
Содержание остальной части автодорожной сети (3 и 4 списки, 3128 км) возможно на уровне обеспечения проезда, на что предусмотрено 39 млн. руб. в 2001 году.
В таблице 6 приведен планируемый объем финансирования работ по содержанию автодорог по годам.
План финансирования работ по содержанию автодорожной сети
Ярославской области на период 2001 - 2010 годы
Таблица 6
Показатели | Ед. изм. |
Всего | в т. ч. по годам | |||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Протяженность дорог |
км |
7272 |
6554 |
6574 |
6594 |
6614 |
6719 |
6828 |
6936 |
7048 |
7155 |
7272 |
Содержание норматив |
млн. руб. |
1775,6 |
170,4 |
170,9 |
171,4 |
172 |
174,4 |
177,5 |
180,3 |
183,2 |
186 |
189,1 |
Выполнение аварийных работ |
млн. руб. |
86 |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
ИТОГО содержа- ние дорог: |
млн. руб. |
1861,6 |
178,4 |
178,9 |
179,4 |
180 |
183,4 |
186,5 |
189,3 |
192,2 |
195 |
298,1 |
3.2. Ремонт автодорог
Критерием назначения плановых капитальных ремонтов являются межремонтные сроки дорожных одежд, результаты диагностики и обследования автодорог. Срок службы дорожных одежд и покрытий определяется в соответствии с ВСН-24-88 и составляет значения, приведенные в таблице 8.
Сроки службы дорожных одежд и покрытий
Таблица 8
Тип покрытия | Сроки службы дорожных одежд, лет |
Сроки службы дорожного покрытия, лет |
Усовершенствованный | 8 - 15 | 6 |
Переходный | 3 - 8 | 3 |
Низший | 2 - 4 |
Исходя из указанных сроков службы дорожных одежд и покрытий, учитывая протяженность автодорог области, ежегодно необходимо ремонтировать в среднем по 930 км автодорог. Однако недофинансирование дорожной отрасли за последние 10 лет позволило проводить капитальный ремонт и реконструкцию в среднем только на 220 км автодорог в год. Это привело к тому, что недоремонт к 2000 году составил 1932 км или 49% от потребности в ремонте (3942 км).
Таким образом, в 2000 году необходимо отремонтировать 1932 км.
Учитывая дефицит денежных средств территориального дорожного фонда, Программа предусматривает назначение ремонтов направленное не на ликвидацию недоремонта, а на ремонт объектов первой очереди.
Эти объекты сформированы по трем критериям (приложение N 4 к Программе).
1. Приведение в надлежащее транспортно - эксплуатационное состояние автодорог, техническое состояние которых таково, что дальнейшая их эксплуатация приведет к утрате их как объекта недвижимого имущества государственной собственности либо полному разрушению дорожного покрытия. Этот объем составляет 932,6 км (приложение N 4 к Программе таблица 1, раздел 1).
2. Перевод гравийных и грунтовых подъездов к центральным усадьбам сельхозпредприятий в автодороги с усовершенствованным типом покрытия (74,2 км) (приложение N 4 к Программе, таблица 1, раздел 2).
3. Ремонт автодорог, результаты диагностики на которых показали необходимость проведения работ по усилению дорожных одежд либо повышению уровня безопасности дорожного движения на опорной дорожной сети области (162,5 км) (приложение N 1 к Программе, таблица 1, раздел 3).
Расчетная нормативная стоимость ремонта 1 км автодорог составляет 1,7 млн. руб.
Таким образом, весь объем первоочередных объектов (1169,4 км) планируется отремонтировать в течение 8 лет, начиная с 2001 года, на что потребуется 2044,7 млн. руб. в ценах 2000 г.
В последующие годы планируется постепенная ликвидация недоремонта.
На период с 2001 по 2010 гг. Программой предусмотрен ремонт автодорог протяженностью 1590,7 км стоимостью 2704,3 млн. руб.
Однако рамки Программы не позволяют ликвидировать недоремонт и к 2010 году. Более того, с учетом прироста сети автодорог за счет строительства новых и приемки в сеть внутрихозяйственных дорог, ежегодного необеспечения финансированием нормативного ремонта существующей сети, общий недоремонт составит 5034 км при протяженности сети к 2010 г. 7272 км (таблица 9).
Показатели ремонта автомобильных дорог области на 2001 - 2010 годы
Таблица 9
Наименование показателей |
Разбивка по годам | |||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Потребность в ремонте |
4070 |
4129 |
5774 |
5992 |
6216 |
6206 |
6198 |
6298 |
6373 |
6490 |
Отремонтирова- но дорог за соответству- ющий период |
1714 |
1578 |
1533 |
1550,2 |
1464 |
1248 |
1151 |
1192 |
1264 |
1456 |
Недоремонт | 2356 | 2551 | 4241 | 4442 | 4752 | 4958 | 5047 | 5106 | 5109 | 5034 |
Планируемый ремонт |
189,2 |
199 |
212,8 |
90 |
109,2 |
115,8 |
118,4 |
168,4 |
186,2 |
201,7 |
Показатели ремонта территориальных автомобильных дорог
Ярославской области за 2001 - 2010 гг.
Объемы работ в натуральных и денежных составляющих с разбивкой по годам приведены в приложении N 1 к Программе, таблица 1.
3.3. Содержание автодорожных мостов
При расчете стоимости работ по содержанию автодорожных мостов, включая планово-предупредительный ремонт, были применены расценки согласно "Норм денежных затрат на содержание мостов на автомобильных дорогах общего пользования", утвержденных Федеральным дорожным департаментом Минтранса России 02.10.95 г.
Исходя из протяженности автодорожных мостов расчетная средневзвешенная нормативная стоимость содержания одного погонного метра мостов составляет в ценах 2000 года:
по постоянным железобетонным и металлическим мостам - 3,32 тыс. руб.
При нормативной стоимости работ по содержанию мостов 34,59 млн. руб. (3,32 тыс. руб. х 10416 пог. м = 34590 тыс. руб. = 34,59 млн. руб.), Программой предусмотрено направление на эти цели средств в размере 24 млн. руб. в год без учета инфляции, что составляет 69% от потребности.
Запланированный Программой объем финансирования по содержанию мостов позволяет выполнить работы, обеспечивающие безопасный пропуск транспорта и паводковых вод при минимально допустимом уровне содержания.
Однако заложенный в Программе объем финансирования не обеспечит 100% долговечности сооружений в соответствии с нормативными требованиями.
Содержание автодорожных мостов
Таблица 7
Наименование работ |
Ед. изм. |
Всего | в том числе по годам | |||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Длина мостов | пог.м | 111878 | 10416 | 10457 | 10498 | 10723 | 10961 | 11213 | 11479 | 11759 | 12028 | 12344 |
Нормативное содержание мостов, плано- вопредупреди- тельные ремон- ты |
млн. руб. |
257,3 | 23,96 | 24,05 | 24,15 | 24,66 | 25,21 | 25,79 | 26,40 | 27,05 | 27,66 | 28,39 |
3.4. Ремонт автодорожных мостов
Перспективное планирование ремонта автодорожных мостов производится исходя из результатов обследования мостов и межремонтных сроков.
Межремонтные сроки автодорожных мостов, согласно "Положению о межремонтных сроках службы мостов", утвержденному 03.07.89 г. Федеральным дорожным департаментом Минтранса России, составляют для постоянных железобетонных и металлических мостов - 15 лет.
Таким образом, в период с 2001 по 2010 год потребуется отремонтировать 145 мостов общей длиной 3942 пог. м.
Исходя из существующего парка мостов на территориальных автодорогах Ярославской области, расчетная средневзвешенная нормативная стоимость ремонта одного погонного метра автодорожных мостов составляет в ценах 2000 года по постоянным мостам - 88,28 тыс. руб.
Суммарный запланированный Программой объем финансирования работ по ремонту мостов в период 2001 - 2010 годы составляет 348 млн. руб. без учета инфляции.
3.5. Строительство автодорог к населенным пунктам
Основой для разработки настоящей Программы явилась проведенная работа по инвентаризации дорог, обработки статистических данных о численности сельских населенных пунктов и постоянно проживающего в них населения.
Для обеспечения устойчивой автотранспортной связи 3343 сельских населенных пунктов с административными центрами сельских администраций и районов необходимо построить более 3000 км дорог с твердым покрытием.
Учитывая ограниченность финансирования, а также определенный временной характер данной Программы, за основное направление Программы принято строительство автомобильных дорог с твердым покрытием до сельских населенных пунктов с численностью постоянно проживающего населения 20 человек и более (в исключительных случаях, при ожидаемой перспективе развития отдельных населенных пунктов, в Программу включены населенные пункты с меньшей численностью населения).
Основные направления настоящей Программы согласованы с органами местного самоуправления муниципальных образований области.
С целью сокращения затрат на реализацию Программы, при ее разработке максимально учтены существующие направления грунтовых дорог.
В целом, настоящей Программой предусмотрено строительство 724 км автомобильных дорог и 1989 погонных метров мостов до 468 населенных пунктов. Программа строительства автодорог к населенным пунктам Ярославской области изложена в приложении N 2 к Программе.
3.6. Строительство и реконструкция межобластных и межрайонных автодорог
В результате оценки исторически сложившихся торгово-экономических, административных связей соседних с Ярославской областью регионов, а также муниципальных округов Ярославской области, определен перечень необходимых межобластных и межрайонных автомобильных дорог. Всего Программой предусмотрено строительство и реконструкция 100 км автодорог (приложение N 3, таблица 1, 3.), финансируемых за счет субвенций федерального дорожного фонда и 55,8 км автодорог и 110 погонных метров мостов (приложение N 3, таблица 2, 3.), финансируемых за счет территориального дорожного фонда.
Учитывая ограниченность финансирования, автомобильные дороги Кашин - Углич и Нерехта - Бурмакино Программой предусмотрено строительство по параметрам 4-а категории, фактически ликвидируются грунтовые разрывы, хотя требуется по перспективной интенсивности строительство автодороги Кашин - Углич - III категории, а Нерехта - Бурмакино II - категории. Также из-за ограниченности финансирования в Программу не включена реконструкция существующих автомобильных дорог, таких как Ярославль - Углич, Ростов - Иваново, Углич - Ростов на участке Борисоглебский - Ростов, хотя уже сейчас интенсивность на этих дорогах соответствует III категории.
3.7. Совершенствование системы контроля над состоянием автомобильных дорог и мостов
Существующая система контроля над состоянием автодорожной сети основана, в большей части, на визуальной оценке.
Однако повышение транспортно - эксплуатационных показателей автомобильных дорог и надежности функционирования автодорожной сети невозможны без проведения диагностики.
Диагностика автомобильных дорог и дорожных сооружений создает предпосылки для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на содержание, развитие и совершенствование автодорожной сети.
Диагностика способствует повышению потребительских свойств автомобильных дорог:
- обеспечение расчетной скорости движения автотранспорта;
- удобство и безопасность дорожного движения;
- обеспечение расчетной нагрузки и пропускной способности автодорожных мостов.
В период 1997 - 1999 г. ГУ "Ярдорслужба" совместно с Саратовским научно - производственным центром "Росдортех" и проектным предприятием "Ярославльавтодорпроект" выполнена первичная диагностика части опорной сети, в количестве 1231 км. По результатам диагностики намечены ряд мероприятий, которые учтены в Программе, по приведению этих автодорог в надлежащее транспортно - эксплуатационное состояние и повышению их потребительских свойств (таблица 10).
При требуемой средней периодичности проведения диагностики автодорог 1 раз в 3 - 5 лет, ежегодно планируется выполнять диагностику на 800 км автодорог.
Одним из основополагающих разделов диагностики является учет интенсивности движения автотранспорта. Существующая методика визуального учета интенсивности трудоемка, требует привлечения больших финансовых и людских ресурсов.
Совершенствование учета интенсивности движения и состава автотранспортных потоков предусматривается за счет установки автоматических счетчиков интенсивности движения.
Для контроля за состоянием дорожных одежд в осенне-весенний период, температурным режимом дорожных одежд планируется установка температурных датчиков.
В целях завершения процесса разграничения государственной собственности, организации эффективного управления и распоряжения автодорогами общего пользования государственной собственности, закрепления в установленном порядке полосы отвода и придорожной полосы, а также для получения данных о протяженности и техническом состоянии дорог, наличии и состоянии искусственных сооружений, инженерных обустройств, обстановки пути проводится учет и паспортизация автодорог.
По состоянию на 01.01.2000 г. ГУ "Ярдорслужба" выполнены технические паспорта на 3744,8 км автодорог из потребности 5924 км (63%)... в том числе 2675 км требуют переработки, так как истек срок их действия. Периодичность обновления паспортов 10 лет.
Исходя из вышеизложенного, для обеспечения полной потребности в технических паспортах на автодороги с твердым покрытием, Программой предусмотрено выполнение паспортов на 800 км автодорог в течение первых 6 лет, далее - в соответствии с периодичностью (таблица 10).
В рамках реализации Программы "Повышения безопасности дорожного движения в Ярославской области" ГУ "Ярдорслужба" разрабатываются проекты дислокаций дорожных знаков и разметки проезжей части дорог.
Отсутствие дислокаций дорожных знаков затрудняет процесс контроля за их наличием на дорогах, проверки целесообразности их установки, а также оперативного принятия мер, направленных на снижение аварийности и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
В настоящее время разработана, с привлечением проектных организаций, дислокация дорожных знаков на 2235 км. Учитывая, что срок действия дислокаций 3 года, действующей дислокации дорожных знаков в наличии только на 542 км автодорог (9%).
Программой предусмотрено обеспечить проектами дислокацией дорожных знаков всех автомобильные дороги с твердым покрытием в течение 4 лет.
Для расчета объема финансирования проектирования дислокации дорожных знаков, диагностики, паспортизации автодорог применены сборник цен на проектирование N 38 и сборник цен на изыскательские работы для строительства (таблица 10).
Стоимость работ на выполнение документации на 1 км автодорог принята:
- по дислокации, разметке - 2,1 тыс. руб. при выполнении проекта вновь, при корректировке - 1,1 тыс. руб.;
- по паспортизации, инвентаризации, диагностике - 4,1 тыс. руб.;
- проведение комплексного обследования автодорог - 6,6 тыс. руб.
Полный комплекс обследования мостов планируется 1 раз в 5 лет. В период с 1998 г. по 2000 г. проведено обследование мостов в полном объеме. Повторное обследование мостов запланировано с 2002 г. Объем финансирования составит в ценах 2000 г. 1.5 млн. руб. (без учета инфляции) (таблица 10).
Для получения и накопления информации о состоянии почв территорий, приближенных к автомобильным дорогам, прогнозирования степени воздействия на окружающую среду процесса обработки автомобильных дорог ГУ "Ярдорслужба" разрабатывается и намечается к реализации "Программа экологического контроля (мониторинга) за состоянием почв под влиянием хозяйственной деятельности предприятия" (таблица 10).
Кроме того, Программой предусмотрен объем работ по изготовлению проектно - сметной документации на сверхнормативные работы (таблица 10).
Планируемые объемы работ на совершенствование системы контроля
над состоянием автомобильных дорог и мостов на период 2001 - 2010 годы
Таблица 10
Наименование работ |
Ед. изм. |
Всего | в том числе по годам | |||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Паспортизация | км | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 595 | - | - | 300 | |
Диагностика | км | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | 800 | |
Дислокация, разметка |
км |
1213 |
1213 |
1214 |
1214 |
300 |
300 |
1417 |
1417 |
1337 |
1330 |
|
Обследование мостов |
шт. |
100 |
100 |
130 |
100 |
100 |
130 |
|||||
Обследование мостов |
млн. руб. |
10,0 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | ||||
Необходимо вы- делить средств на паспортиза- цию, диагнос- тику, дислока- цию |
млн. руб. |
58 | 8 | 8 | 8 | 8 | 4 | 4 | 6 | 4 | 4 | 4 |
ПСД. Монито- ринг |
млн. руб. |
5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
ИТОГО необхо- димо выделить средств: |
млн. руб. |
73 | 8,5 | 10 | 10 | 10,5 | 4,5 | 4,5 | 6,5 | 6 | 6 | 6,5 |
3.8. Развитие сферы дорожного сервиса
Автосервис является важной составной частью благоустройства автодороги. Он представляет собой совокупность предприятий и сооружений, обеспечивающих полное обслуживание автомобильного движения по дороге, создающих удобства проезжающим, способствующих повышению безопасности движения и эффективности работы автомобильного транспорта.
Дорожный сервис на дорогах общего пользования формируется предложениями собственников или владельцев этих объектов, несущих на себе все расходы по обустройству, ремонту и содержанию объектов.
В настоящее время на автодорогах областной собственности расположено 15 АЭС, 7 постов ГИБДД, 24 торговые точки, 5 пунктов питания, 46 площадок отдыха.
Подобный уровень дорожного сервиса является одним из основных препятствий к развитию автотуризма, создает определенные неудобства для пользователей автодорогами.
С целью развития сферы дорожного сервиса Программой предлагается:
1. Подготовка и принятие законодательных актов по коммерческому использованию полосы отвода автомобильных дорог.
2. Строительство (за счет территориального дорожного фонда) площадок отдыха и площадок - стоянок с подъездами и переходно-скоростными полосами, для последующего предоставления их предпринимателям под размещение объектов дорожного сервиса на договорной основе, с постепенным погашением стоимости затрат на строительство площадок. В соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 на дорогах областной собственности необходимо построить дополнительно 26 площадок отдыха.
3. Строительство автобусных остановок с автопавильонами, переходно-скоростными полосами, мусороприемниками и, при необходимости, туалетами, средствами связи.
4. Разработать Программу развития придорожной сети сервисных услуг и привлечения для этого внебюджетных инвестиций.
3.9. Совершенствование безопасности дорожного движения
На протяжении ряда лет показатели аварийности на автотранспорте области остаются стабильными и имеют тенденцию к снижению. Вместе с тем, обстановка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения остается напряженной. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает свыше 350 чел. и получают ранения около 2000 жителей области.
Высокий уровень аварийности на дорогах области обусловлен рядом факторов, одним из которых является снижение объемов строительства, реконструкции и ремонтов автодорог. Снижение объемов финансирования привело к необходимости снижения объемов работ направленных на повышение уровня безопасности движения.
Решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения на автодорогах общего пользования предусмотрено в Программе за счет:
- установления допустимого скоростного режима движения автотранспорта по населенным пунктам;
- строительство обходов крупных населенных пунктов;
- устройство стационарного электроосвещения участков автодорог, проходящих в пределах населенных пунктов;
- устройство лесозащитных полос;
- устройство пешеходных дорожек и тротуаров;
- своевременного ремонта покрытия и укрепления обочин;
- установка дорожных знаков в соответствии с разработанными дислокациями;
- выполнении разметки проезжей части автодорог интенсивность движения на которых свыше 1000 автомобилей в сутки и на участках автодорог в пределах населенных пунктах;
- установка барьерного ограждения;
- строительство переходно-скоростных полос;
- обеспечение видимости на кривых в плане и профиле;
- устранение участков с высокой концентрацией ДТП.
На выполнение указанных мероприятий Программой предусмотрено выделение средств в пределах 17 млн. руб. ежегодно в ценах 2000 г.
3.10. Компенсация ущерба от проезда тяжеловесного автотранспорта
Дополнительно к существующим источникам финансирования содержания автомобильных дорог является компенсация ущерба от проезда тяжеловесного автотранспорта.
Общеизвестно, что увеличение полных масс и осевых нагрузок автотранспортных средств обуславливает рост их разрушающего воздействия на дорожные одежды, мосты и путепроводы, соответственно приведение полных масс и осевых нагрузок автотранспортных средств к допустимым нагрузкам на существующие дорожные одежды, означает увеличение межремонтных сроков ремонта дорог.
Значительная часть автомобильных дорог имеют недостаточную прочность и требуют срочного проведения ремонтных работ по усилению дорожных одежд для пропуска автотранспортных средств с нормальной нагрузкой на ось, равной 10 т. е.
Расчеты специалистов свидетельствуют, что бесконтрольное движение тяжеловесных автотранспортных средств при отсутствии дополнительного финансирования ремонта дорожных одежд приведет к преждевременному разрушению дорожных одежд через пять лет эксплуатации.
По результатам контроля за весовыми параметрами грузового автотранспорта в 1999 г. на пунктах весового контроля удельный вес тяжеловесных автотранспортных средств из общего потока грузового автотранспорта составляет свыше 20%. К данной категории относятся не только транспортные средства, предназначенные для транспортировки тяжеловесной техники и специальных грузов, но и наиболее часто используемые марки автомобилей КрАЗ, МАЗ, КамАЗ, и ЗИЛ.
Одной из составляющих системы контроля над состоянием автомобильных дорог является весовой контроль с задачей обеспечения сохранности автомобильных дорог посредством недопущения несанкционированного проезда по автомобильным дорогам транспортных средств, массы которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось превышают значения, установленные специальными нормами на основании расчетных нагрузок, на которые рассчитана дорожная одежда.
В 1997 г. в Ярославской области создано специализированное государственное учреждение по контролю автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, который осуществляется посредством сети стационарных пунктов весового контроля.
Пункты весового дорожного контроля оснащаются компьютерными системами дорожного контроля, которые определяют вес автотранспорта в покое и в движении, регистрируют осевые нагрузки и расстояния между осями, скорость, дату и время проезда.
Электронные системы осуществляют анализ транспортного потока, создают электронный архив зарегистрированного автотранспорта, с возможностью селекции и просмотра, вычисляют стоимость проезда и выдают чек кассового сбора.
Срок службы таких систем до 10 лет, затраты окупаются в течение двух - трех лет.
Для осуществления весового контроля на автомобильных дорогах общего пользования Ярославской области созданы три стационарных пункта весового контроля, и предусматривается создание пунктов на автодорогах:
- Ярославль - Иваново - (на границе с Ивановской обл.);
- Углич - Некоуз - Брейтово - (в районе с. Сера);
- Углич - Ростов - граница с Тверской обл. (на границе с Тверской обл). С целью наиболее точного определения весовых параметров автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, планируется оснащение всех пунктов весового контроля дополнительными весами для контрольного взвешивания.
Обеспечение весового контроля позволяет:
- понизить нагрузку на дорожное полотно от автотранспортных средств, тем самым повысить безопасность дорожного движения, и увеличить долговечность автомобильных дорог, мостов и дорожных сооружений;
- привлечь дополнительные средства в дорожный фонд за счет взимания в счет компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам при провозе тяжеловесных грузов;
- создать дополнительные рабочие места.
Особенно важен весовой контроль в период снижения прочностных характеристик автодорог вследствие оттаивания грунтов (март - апрель) и появление пучинообразований (май - июнь).
4. Финансовая ситуация
4.1. Приоритетные направления инвестиций
При подготовке данной Программы в части финансирования расходов на сохранение и развитие сети автомобильных дорог в Ярославской области учитывались реальные и весьма ограниченные инвестиционные возможности территориального дорожного фонда, что основывалось на следующих принципах и приоритетах:
- сохранение существующей сети автомобильных дорог общего пользования за счет проведения работ по содержанию и частичному ремонту с обеспечением минимально допустимых условий безопасности дорожного движения;
- ремонт и реконструкция автодорожных мостов с целью приведения их в "удовлетворительное" и "хорошее" состояние;
- строительство автомобильных дорог до сельских населенных пунктов с численностью постоянно проживающего населения свыше 20 человек, не имеющих устойчивой автотранспортной связи с административными центрами муниципальных округов;
- строительство межобластных и межрайонных автомобильных дорог.
Проблема строительства автомобильных дорог до сельских населенных пунктов, не имеющих устойчивой автотранспортной связи с административными центрами муниципальных округов, имеет особое социальное значение, поскольку население этих муниципальных образований не может воспользоваться своими конституционными правами по причине элементарных условий передвижения. К этим населенным пунктам возможен подъезд лишь по "зимникам" или в сухой летний период.
4.2. Расчет потребности финансовых ресурсов
При расчете потребностей финансовых ресурсов использовались цены 2000 года, без учета роста инфляции, поскольку на столь длительный период (2001 - 2010 гг.) отсутствуют прогнозы роста инфляции. Увеличение территориального дорожного фонда принято исходя из существующей налогооблагаемой базы при ставке налога на пользователей автодорог 1,8% и роста объема производства в соответствии со сценарными условиями социально - экономического развития Ярославской области, расчет приведен в таблице 11.
Расчет ожидаемого поступления средств дорожного фонда
Ярославской области на период 2000 - 2010 годов
(при ставке налога на пользователей автодорог 1.8%)
Таблица 11
Источники финансирования |
Формирование по годам | ||||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Прирост по отношению к пред. году, % |
103% |
103% |
104% |
105% |
105% |
105% |
106% |
106% |
106% |
106% |
|
Налог с владельцев |
19 |
19 |
19 |
19 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
21 |
21 |
Налог на приобретение транспортных средств |
32 |
33,6 |
35,4 |
37,6 |
39,5 |
41,5 |
43,5 |
45,7 |
48,0 |
50,4 |
52,9 |
Налог на пользователей автодорог |
721 |
742,6 |
768,6 |
799,4 |
835,3 |
877,1 |
925,3 |
980,9 |
1039,7 |
1102,1 |
1168,2 |
Прочие | 8 | 8 | 8 | 8 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,5 |
ВСЕГО: | 780 | 803,2 | 831,0 | 864,0 | 903,3 | 947,1 | 997,4 | 1055,1 | 1116,2 | 1182,0 | 1250,6 |
Для достижения намеченных в Программе целей необходимо в период с 2001 по 2010 годы выполнить, одновременно с содержанием существующей автодорожной сети, следующие мероприятия:
- построить 724 км автомобильных дорог и 1988 погонных метров мостов до населенных пунктов;
- отремонтировать 1590,7 км автодорог и 145 шт. мостов;
- построить и реконструировать 121 приведенных километров межобластных автодорог;
- построить и реконструировать 55,8 км межрайонных автодорог.
Общая потребность финансовых ресурсов составляет 10719,46 млн. руб., из них 9950 млн. руб. - территориальный дорожный фонд и 769,5 млн. руб. - федеральный дорожный фонд.
В целях рационального использования средств территориального дорожного фонда, а также для сохранения дорожной сети и минимальной ликвидации недоремонта автодорог и мостов, в первые три года реализации Программы предлагается произвести:
- ремонт - 601 км автодорог;
- ремонт - 33 мостов;
- поверхностной обработки - 541 км, при минимальных объемах нового строительства.
4.3. Предложения по комплексному решению дорожной проблемы в Ярославской области на период 2001 - 2010 г.
Представленная "Программа" решает проблемы поддержания сети дорог общего пользования Ярославской области основных направлений (т. е. дорог I и II списков общей протяженностью 3505 км на 2010 год - осуществляющих наиважнейшие межобластные и внутриобластные транспортные связи, дорог с постоянным движением пассажирского транспорта общего пользования и соединяющих центральные усадьбы сельхозпредприятий с центрами муниципальных округов, а также мосты и другие искусственные сооружения на них в соответствии с техническими требованиями содержания). Дороги, являющиеся подъездами к мелким населенным пунктам, другие дороги, отнесенные к III и IV спискам, общей протяженностью 3025 км, могут содержаться на уровне обеспечения проезда и не обеспечены полным комплексом работ по безопасности движения, дорожного сервиса, требуемой долговечности. Объем Программы обусловлен наличием и перспективными возможностями территориального дорожного фонда в объеме 9950 млн. рублей.
В целях полноценного решения дорожной проблемы, учитывая недоремонт за предыдущий период, строительство новых дорог, финансирование содержания в соответствии с требованиями ГОСТ - необходимы в период 2001 - 2010 денежные средства в объеме 23292 млн. руб.
Изыскание средств для финансирования Программы предлагается осуществить за счет выполнения мероприятий по изысканию средств.
Мероприятия по рациональному использованию средств дорожного фонда
области и дополнительным источникам его пополнения
1. Мероприятия по изысканию средств на финансирование Программы от:
- налога на земли, занимаемые территориальными автомобильными дорогами общего пользования (24 млн. рублей в 1999 г.);
- сборов при отводе земель лесного и сельскохозяйственного назначения при строительстве автомобильных дорог общего пользования (1,8 млн. рублей в 1999 г., при увеличении объемов строительства сумма возрастет из расчета 124 тыс. рублей за 1 га);
- налога за пользование недрами (0,6 млн. руб. в 1999 г.).
2. Дополнительные источники финансирования Программы при условии выполнения следующих мероприятий:
- отмена льгот по налогам в территориальный дорожный фонд, не предусмотренных Законами РФ и законом Ярославской области "О дорожном фонде Ярославской области" (98,8 млн. рублей в 1999 г.);
- возмещение ущерба автомобильным дорогам и сооружениям на них, причиняемого от проезда тяжеловесных транспортных средств, отмена всех льгот по уплате компенсаций данного ущерба (8,2 млн. рублей в 1999 г.);
- подготовка и принятие законодательных актов по коммерческому использованию полосы отвода автомобильных дорог общего пользования (0,81 млн. руб.);
- развитие системы контроля над состоянием автомобильных дорог, позволяющей с помощью диагностики более эффективно использовать средства территориального дорожного фонда (1,5 млн. рублей);
- подготовка и принятие законодательных актов по охране автомобильных дорог, позволяющих направить в территориальный дорожный фонд средства, получаемые от уплаты штрафов и компенсаций ущерба при нарушении правил охраны автомобильных дорог общего пользования (0,7 млн. рублей);
- на основании генерального соглашения ФДС России и администрации Ярославской области "О взаимодействии в сфере управления автомобильными дорогами общего пользования и развитии дорожной сети на территории Ярославской области" подготовка долгосрочного договора о долевом участии в финансировании Программы решения дорожной проблемы в Ярославской области путем выделения субвенций и дотаций из ФДФ, с одной стороны, и выделения средств областного бюджета, с другой стороны (размеры необходимых средств из ФДФ и областного бюджета указаны в приложении N 1 к Программе, таблица 3).
Постановлением Администрации Ярославской области от 27 марта 2002 г. N 49-а (в редакции Постановления Администрации Ярославской области от 27 августа 2003 г. N 127-а) в настоящую подпрограмму внесены изменения
Подпрограмма
подготовки специалистов для дорожной отрасли
Ярославской области
(период действия 2002-2003 годы и до 2010 года)
27 августа 2003 г.
Паспорт программы
Наименование - подпрограмма подготовки специалистов для
дорожной отрасли Ярославской области (далее
подпрограмма);
Государственный - Администрация Ярославской области;
заказчик
Основные разработчики - департамент дорожного хозяйства
Ярославской области;
- Ярославский государственный технический
университет (ЯГТУ);
Цель - создание в Ярославской области условий,
обеспечивающих подготовку, переподготовку и
повышение квалификации специалистов для
дорожной отрасли
Срок и этапы реализации I этап: 2002-2003 годы
подпрограммы II этап: до 2010 года
Общая стоимость, 4564 тыс. руб.
в том числе:
I этап 733 тыс. руб.
II этап 3831 тыс. руб.
Ожидаемые результаты от - открытие в области подготовки специалистов с
реализации высшим профессиональным образованием по
специальности "Автомобильные дороги и
аэродромы";
- оптимизация состава и квалификации
специалистов дорожной отрасли путем
профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации по актуальным
направлениям профессиональной деятельности;
Исполнители департамент дорожного хозяйства Ярославской области;
ЯГТУ
Куратор - вице-губернатор Буров С.А.
Ответственные лица для - начальник департамента дорожного хозяйства
Ярославской области Сдвижков Е.Н.,
контактов исполнитель Емельянова Л.А. тел. 72-63-05;
- ректор ЯГТУ Москвичев Ю.А.,
исполнитель Разумов С.В. тел.44-25-94
Характеристика кадрового потенциала дорожной отрасли
Общее количество подрядных - 36
предприятий
Общее количество работающих, 3.5 тыс. человек;
в том числе ИТР; 700 человек
в том числе, достигающих 170 человек
пенсионного возраста до 2005 г.
Средний возраст ИТР - более 45 лет
Мероприятия по подпрограмме подготовки специалистов для дорожной отрасли Ярославской области
NN пп |
Мероприятие |
Исполнитель |
Срок исполнения |
Объем финансирования, тыс.руб. |
Источник финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Создание на базе ЯГТУ учебного центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для дорожной отрасли Ярославской области |
Ярославский государственный технический университет (ЯГТУ) |
01.05.2002 | ||
1.1. | Получение лицензии на подготовку специалистов по специальности "Автомобильные дороги и аэродромы" |
-"- | 01.09.2002 | 5 | ОБ (ТДФ) |
1.2. | Разработка образовательных программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по направлениям: - Технология строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог - Механизация и автоматизация дорожного строительства - Экономика и управление в дорожной отрасли - Стандартизация, сертификация, управление качеством в дорожном строительстве |
-"- | 01.12.2002 | 48 | ОБ (ТДФ) |
1.3. | Развитие материальной базы лабораторий для реализации образовательных программ |
Ярославский государственный технический университет (ЯГТУ) |
31.12.2002 01.06.2003 |
180 100 |
ОБ (ТДФ) ОБ |
1.4. | Развитие системы информационно-методического обеспечения образовательных программ |
-"- | 31.12.2002 01.06.2003 |
100 60 |
ОБ (ТДФ) ОБ |
1.5. | Повышение квалификации и стажировки преподавателей для реализации образовательных программ |
-"- | 31.12.2002 01.06.2003 |
60 30 |
ОБ (ТДФ) ОБ |
2. | Разработка плана развития персонала в дорожной службе области и на его базе формирование заказа: - на подготовку специалистов по специальности "Автомобильные дороги и аэродромы" - 25 человек ежегодно (12-13 чел. на условиях полной компенсации затрат на обучение и 12-13 чел. на условиях целевого договора (бюджетные места); - на переподготовку и повышение квалификации специалистов |
департамент дорожного хозяйства Ярославской области |
до 15.06. каждого года начиная с 2003 года начиная с 2003 года |
1872 1959 |
ОБ ОБ |
3. | Формирование на базе предприятия отрасли филиала учебного центра ЯГТУ |
департамент дорожного хозяйства Ярославской области ЯГТУ |
1.06.2003 | 150 | ОБ |
ОБ - областной бюджет (в части расходов на дорожное хозяйство).
Потребности в финансовых ресурсах
Потребность в финансовых ресурсах на реализацию I этапа | - 733 тыс. руб. |
В том числе в 2002 году в пределах утвержденного бюджета По видам работ: |
- 393 тыс. руб. |
- лицензирование специальности "Автомобильные дороги и аэродромы" |
- 5 тыс. руб. |
- разработка образовательных программ | - 48 тыс. руб. |
- развитие материальной базы ЯГТУ | - 180 тыс. руб. |
- развитие системы информационно-методического обеспечения | - 100 тыс. руб. |
- повышение квалификации и стажировки преподавателей | - 60 тыс. руб. |
Потребность в финансовых ресурсах на реализацию II этапа | - 3831 тыс. руб. |
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию подпрограммы |
- 4564 тыс. руб. |
Примечание: В таблице приведены стоимости в ценах 2001 года без учета инфляции, поскольку на столь длительный период (2002-2010 годы) отсутствуют прогнозы роста инфляции.
<< Назад |
Приложение >> N 1. |
|
Содержание Постановление Администрации Ярославской области от 22 ноября 2000 г. N 217-а "О целевой программе совершенствования и развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.