Решение Ярославского городского Совета народных депутатов
Ярославской области от 6 мая 1992 г. N 93
"Об утверждении градостроительного кодекса г. Ярославля"
Решением муниципалитета г. Ярославля от 12 мая 2004 г. N 25 настоящее решение признано утратившим силу
В соответствии со ст. 66 п. 12 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в РСФСР" малый Совет Ярославского городского Совета народных депутатов решил:
1. Градостроительный Кодекс г. Ярославля (правила застройки, благоустройства и художественно-декоративного оформления города), разработанный Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии города, утвердить (приложение N 1).
2. Поручить мэрии города Ярославля опубликовать Кодекс в средствах массовой информации и издать его отдельной брошюрой.
Председатель
Ярославского городского
Совета народных депутатов |
Л.Л.Кругликов |
Ярославский городской совет народных депутатов
Главное управление архитектуры и градостроительства
мэрии г. Ярославля
Градостроительный кодекс г. Ярославля
(Правила застройки, благоустройства, сохранения историко-культурного
и природного достояния, художественно-декоративного оформления города)
(утв. решением Ярославского городского Совета народных депутатов Ярославской области от 6 мая 1992 г. N 93)
1. Общие положения
1.1. Основными задачами Кодекса являются:
- упорядочение деятельности, связанной с застройкой и использованием территории города;
- юридическое обеспечение реализации генерального плана города;
- укрепление градостроительной дисциплины в деятельности всех участников градостроительного процесса.
1.2. Настоящий Кодекс является обязательным для всех юридических и физических лиц (организаций, предприятий и учреждений независимо от их принадлежности и форм собственности), а также граждан, осуществляющих на территории города Ярославля проектирование и строительство, благоустройство и художественное оформление объектов.
Под словом "строительство" обобщены все виды деятельности, связанные с новым строительством зданий и сооружений, их частичной или полной реконструкцией (перепланировкой, пристройкой, надстройкой, изменением фасадов), реставрацией, а также установкой на территории города временных сооружений (киосков, павильонов, гаражей, хозяйственных построек и т.п.).
1.3. Застройка, благоустройство и художественно-декоративное оформление города Ярославля осуществляются на основании действующих законодательных актов и документов по местному самоуправлению, градостроительству, земле- и природопользованию, утвержденных в установленном порядке генерального плана города, проекта пригородной зоны, проекта зон охраны памятников истории и культуры, территориальной комплексной схемы природы города, проекта инженерной защиты города от опасных геологических процессов, проектов детальной планировки и другой проектно-планировочной документации, а также на основании настоящего Кодекса.
1.4. Градостроительный кодекс регламентирует градостроительную деятельность на территории г. Ярославля, исходя из основных положений Генерального плана города, предусматривающих:
- совершенствование архитектурно-планировочной структуры города в соответствии с требованиями современного градостроительства; развитие отраслей социально-культурного комплекса и его материально-технической базы в целях улучшения условий труда, быта и отдыха населения, укрепления его здоровья, удовлетворения духовных интересов;
- приоритетное развитие существующих и строительство новых предприятий и объектов, необходимых для обслуживания населения, нужд жилищно-гражданского строительства, коммунального хозяйства и транспорта;
- вывод из города, изменение профиля или ликвидацию вредных в экологическом и опасных в пожарном отношении предприятий, а также предприятий, дальнейшее развитие которых в городе экономически и социально нецелесообразно;
- ограничение строительства новых и расширения действующих предприятий, требующих дополнительных трудовых и энергоресурсов, а также территорий или связанных с нерациональными перевозками сырья и готовой продукции;
- реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий на основе достижений научно-технического прогресса, внедрения безотходных и экологически безвредных технологий;
- улучшение общей экологической обстановки в городе за счет проведения инженерно-технических мероприятий на предприятиях - источниках загрязнения водоемов, почв и воздуха, а также за счет развития зеленой зоны города и лесопаркового защитного пояса как естественного резервуара чистого воздуха;
- повышение рациональности использования территорий, эффективности капитальных вложений, сокращение сроков и улучшения качества проектирования и строительства;
- бережное сохранение и комплексную реконструкцию исторически сложившихся районов с реставрацией и восстановлением памятников истории и культуры, регенерацией исторической городской среды, включением в существующую застройку новых зданий и сооружений, строящихся на основе индивидуальных проектов, а также созданием заповедных зон;
- совершенствование архитектурного облика города на основе творческого использования градостроительных и архитектурных традиций Ярославля;
- пространственное развитие системы общегородского центра, включая общественные и культурно-бытовые центры планировочных зон;
- комплексную застройку новых районов с применением секционных, сблокированных и усадебных жилых домов различной этажности, предназначенных для обеспечения полноценной жизни различных демографических групп населения с учетом обеспечения санитарно-гигиенических, противопожарных, эстетических и других требований;
- организацию транспортного обслуживания на базе комплексного и взаимосвязанного развития всех видов городского и внешнего транспорта, направленного на сокращение времени, затрачиваемого на поездки и на создание удобств передвижения населения;
- активное использование подземного пространства для устройства транспортных связей, размещения объектов обслуживания, а также коммунальных и инженерных сооружений.
1.5. Регулирование градостроительной деятельности на территории пригородной зоны Ярославля осуществляется в порядке, установленном совместным решением городского и областного Советов народных депутатов.
1.6. Контроль за выполнением Кодекса осуществляют от лица городского Совета постоянная комиссия по градостроительству; от лица мэрии - Главное управление архитектуры и градостроительства, а также постоянные комитеты и комиссии городского Совета и соответствующие органы мэрии, комитеты по земельной реформе, экологии и пригородным ресурсам и другие организации в пределах своей компетенции.
2. Красные линии (линии регулирования застройки)
2.1. При проектировании и осуществлении любого вида строительства и посадке зеленых насаждений на территории Ярославля необходимо соблюдать красные линии, установленные проектами детальной планировки, утвержденными в установленном порядке. Изменение красных линий осуществляется приказами Главного управления архитектуры и градостроительства.
2.2. Не допускается любой вид строительства, в том числе и сооружение отдельных частей и деталей зданий (портики, лестницы и т.д.), а также реконструкция или капитальный ремонт каких бы то ни было зданий и сооружений, выходящих за пределы красных линий или расположенных на участках, предназначенных по генеральному плану г. Ярославля для иного использования (прокладка городских инженерных коммуникаций, новых магистралей и улиц, устройство транспортных развязок, новых площадей, набережных, общественных центров, зеленых насаждений общего и специального пользования и т.п.).
2.3. В период эксплуатации зданий и сооружений, находящихся за пределами красных линий, разрешается по согласованию с Главным управлением архитектуры и градостроительства производство технических и поддерживающих ремонтов.
Исключение составляют памятники архитектуры, истории и культуры, состоящие под охраной государства, которые сохраняются, переносятся или сносятся по согласованию с соответствующими органами охраны памятников на основании действующего законодательства.
2.4. Учреждения, предприятия и организации, а также отдельные лица, допустившие нарушение красных линий, обязаны в срок, установленный мэрией г. Ярославля, ликвидировать эти нарушения своими силами и за свой счет.
2.5. При осуществлении строительства и реконструкции магистральных дорог, инженерных коммуникаций и транспортных сооружений, все организации обязаны своими силами и средствами в сроки, установленные мэрией г. Ярославля, освободить принадлежащие им строения и сооружения, которые препятствуют прокладке ограниченных красными линиями магистралей, проездов, дорог или благоустройству города. Снос этих сооружений осуществляется застройщиком.
3. Организация жилищно-гражданского, промышленного и других видов
строительства
3.1. Возведение новых, надстройка и перестройка существующих зданий и сооружений независимо от их назначения и принадлежности любым юридическим и физическим лицам на территории г. Ярославля осуществляется только по разрешению мэрии города.
3.2. Капитальный ремонт, перепланировка и переоборудование, изменение фасадов зданий или их частей, а также реставрация недвижимых памятников истории и культуры, также независимо от их назначения и принадлежности юридическим и физическим лицам, производятся только по согласованию с Главным управлением архитектуры и градостроительства и по его представлению другими инспектирующими органами.
3.3. Указанные в пунктах 1 и 2 работы выполняются на основе проектной документации, разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке. Порядок согласования и утверждения проектов для объектов, строящихся и реконструируемых на территории г. Ярославля, установлен нормативными документами Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также настоящим Кодексом (раздел 7).
3.4. Строительство жилых районов должно, как правило, вестись комплексно с одновременным вводом в эксплуатацию жилых домов и объектов социально-бытового, культурного и коммунального назначения, с полным комплексом инженерного оборудования и благоустройством территории (подходы, подъезды, озеленение, малые архитектурные формы, освещение) с учетом создания максимальных удобств для проживания, завершенных архитектурных ансамблей, исключая необходимость возобновления земляных и строительных работ рядом с объектами, введенными в эксплуатацию.
В целях экономичного использования городской территории необходимо предусматривать активное освоение подземного пространства.
3.5. Проектирование и строительство объектов жилищного, культурно-бытового и коммунального назначения осуществляется на основании Программы размещения объектов жилищно-гражданского строительства и инженерного обеспечения на пятилетний период, утверждаемый городским Советом народных депутатов.
3.6. Этажность строительства определяется функциональным зонированием и зонированием по этажности, установленном в Генеральном плане развития г. Ярославля с учетом интенсивного использования городской территории, а также исходя из демографических требований и из архитектурно-художественных соображений, с учетом создания комплексной ансамблевой застройки при соблюдении строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и специальных нормативов.
3.7. При разработке проектов застройки и осуществлении строительства необходимо предусматривать максимальное сохранение существующих пригодных для эксплуатации зданий, не допуская необоснованного сноса. Капитальные жилые дома, не пригодные к жилью по санитарным или градостроительным условиям, могут быть переоборудованы с разрешения мэрии города под культурно-бытовые и служебные цели.
Восстановление или капитальный ремонт освобожденных по ветхости зданий за исключением памятников архитектуры, истории и культуры и ценных исторических зданий, запрещается.
Здания подлежат сносу организациями, на балансе у которых они находятся, в двухмесячный срок после освобождения их от жильцов, а участки благоустраиваются. Если здания находятся на территории, отведенной под застройку, и не подлежат восстановлению, их расселение и снос осуществляет организация - застройщик.
Снос строений в границах зон охраны памятников истории и культуры (за исключением сараев и хозяйственных построек) производится по специальному разрешению мэрии города, согласованному с научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры, независимо от наличия решения об отводе участка под застройку.
3.8. Новое строительство и реконструкция производственных и складских предприятий допускается только на основании согласования межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории г. Ярославля. Доведение бытовых помещений промышленных предприятий до нормативных параметров не требует предварительного согласования комиссии и оформляется в обычном порядке.
3.9. Не допускается реконструкция и расширение предприятий, предусмотренных Генеральным планом г. Ярославля к выводу за пределы города.
3.10. Проекты на строительство или реконструкцию отдельных корпусов или сооружений промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро должны разрабатываться на основе генеральных планов перспективного развития или реконструкции данных предприятий.
3.11. Проекты производственного строительства должны предусматривать максимально интенсивное использование территорий и подземного пространства и возведение, как правило, многоэтажных производственных зданий, складов и других построек. Строительство одноэтажных зданий допускается при соответствующих в каждом конкретном случае обоснованиях, обусловленных технологическими требованиями.
3.12. Разрешение на производство всех видов строительных работ и реконструкции зданий независимо от их назначения и принадлежности любым юридическим и физическим лицам выдается инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора в соответствии с "Положением об инспекциях ГАСН", утвержденным Президентом Российской Федерации.
3.13. Разрешение на прокладку подземных инженерных коммуникаций, строительство подземных пешеходных переходов, строительство и ремонт улично-дорожной сети, производство земляных работ выдается управлением коммунального хозяйства по проектам, согласованным с Главным управлением архитектуры и градостроительства, а в зонах охраны культурного слоя и памятников археологии дополнительно по согласованию с научно-производственным центром по охране памятников истории и культуры.
3.14. Заказчики (застройщики) несут ответственность за:
- своевременное представление в Главное управление архитектуры и градостроительства исходных данных, согласований и технических условий по выданным для сбора исходных данных разрешительным письмам;
- своевременное обеспечение подрядных организаций утвержденной и согласованной проектной документацией, оборудованием и материалами в соответствии с установленными правилами, разрешительной документацией на строительство и право пользования земельными участками;
- выполнение полного объема работ, предусмотренных проектами в сроки, установленные постановлением мэра и разрешении строительства;
- соответствие строящихся объектов согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации;
- содержание земельных участков, предоставленных в пользование на период строительства;
- выполнение строительными организациями работ по восстановлению дорожных покрытий, благоустройства и зеленых насаждений;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся на территории строительства объекта, на условиях, согласованных с органами охраны памятников.
3.15. Подрядные строительные организации обязаны:
- иметь лицензию на право производства строительных работ;
- приступить к выполнению работ только после получения разрешения на право производства работ;
- регистрировать до начала строительства в инспекции Госархстройнадзора руководителей работ и технического надзора;
- строго соблюдать требования утвержденных проектов, строительных норм и правил, технических условий;
- вести производство работ с соблюдением мер, обеспечивающих сохранность памятников истории и культуры и ценных исторических зданий, находящихся в зоне строительства, согласно требованиям органов охраны памятников;
- обеспечивать сохранение зеленых насаждений, находящихся в зоне строительства и подлежащих сохранению согласно проекта застройки и благоустройства участка;
- сообщать органам, выдавшим разрешение на право производства, работ, о консервации, приостановлении строительства, замене подрядной организации, руководителей работ и персонала технического надзора, а также об авариях и несчастных случаях при производстве работ;
- устранять своими силами и за свой счет допущенные нарушения проектных решений, строительных норм и правил и технических условий по требованиям технадзора, авторского надзора или инспектирующих органов.
4. Порядок отвода и изъятия земельных участков
4.1. Земельные участки предоставляются организациям, учреждениям и предприятиям, а также гражданам в собственность, владение, бессрочное или временное пользование.
Предоставление земельных участков осуществляется в порядке отвода.
4.2. Отвод и изъятие земельных участков в городе Ярославле осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РСФСР и решением городского Совета народных депутатов, мэрией города по представлению Главного управления архитектуры и градостроительства.
4.3. Заявки организаций и граждан поступают в мэрию и направляются заместителем мэра по градостроительной политике в Главное управление архитектуры и градостроительства для исполнения и ответа.
Согласие на размещение промышленных объектов дается после положительного заключения межведомственной комиссии по размещению производительных сил.
4.4. Главное управление архитектуры и градостроительства в месячный срок определяет место расположения объекта и выдает заказчику "разрешительное письмо" для получения необходимых для проектирования согласований инспектирующих органов и технических условий на подключение к коммуникациям инженерных служб города.
Разрешительное письмо не дает права на строительство.
Срок действия разрешительного письма - 3 месяца, после чего оно утрачивает силу и участок может быть предложен другому застройщику. При предоставлении мотивированной просьбы заказчика срок действия разрешительного письма может быть продлен, но не более чем на 2 месяца.
После получения согласований и технических условий заказчик подписывает разрешительное письмо, удостоверяя согласие на выполнение выданных технических условий, и возвращает письмо в Главное управление архитектуры и градостроительства.
4.5. На основании разрешительного письма Главное управление готовит проект постановления мэра города о предварительном согласовании места расположения объекта и договор о выплате единовременной компенсации за размещение объекта строительства в размере 20% от расчетной суммы.
Данное постановление является документом, разрешающим проведение проектно-изыскательных работ, и право на строительство не дает.
На основании постановления Главное управление архитектуры и градостроительства готовит и выдает заказчику архитектурно - планировочное задание, устанавливающее условия проектирования и согласования проекта.
Разработанная проектно-сметная документация утверждается и согласовывается в установленном законом порядке, в том числе приказом главного архитектора города.
Срок разработки проекта - не более двух лет, для небольших объектов и жилых домов для индивидуального строительства - не более одного года. При непредставлении проекта в указанный срок постановление мэра о предварительном согласовании места расположения объекта подлежит отмене как невыполненное. Единовременная компенсация заказчику не возвращается, так как город понес потери в результате резервирования земельного участка в течение срока проектирования.
Срок разработки проекта может быть продлен при представлении заказчиком мотивированной заявки.
4.6. По представлению заказчиком заявки на выделение земельного участка для строительства или на разрешение реконструкции объекта, сопровождаемой документом об утверждении проекта, справкой о наличии финансирования и договором с подрядной строительной организацией (титульным списком со сроком строительства, соответствующим нормативному), а также заключения о техническом состоянии строений, подлежащих сносу; утвержденных районной администрацией списков жильцов, проживающих в домах, подлежащих сносу; согласования предприятий, учреждений, организаций и граждан, чьи территории подлежат изменению при застройке, Главное управление архитектуры и градостроительства готовит постановление мэра о разрешении строительства (реконструкции) объекта и договор единовременной компенсации за размещение объекта строительства в размере 80% от расчетной суммы.
4.7. Проект постановления согласовывают администрация района, заказчик (застройщик), генеральная подрядная организация, юрист мэрии, руководитель подразделения мэрии и заместитель мэрии, курирующие данную отрасль, заместитель мэра по градостроительной политике.
4.8. Сроки подготовки постановлений мэрии о предварительном согласовании места расположения объектов и об отводе участков для строительства устанавливаются до 30 дней с момента представления заказчиком (застройщиком) исходных данных в полном объеме. Ходатайства о подготовке постановлений, представленные без исходных данных, или с исходными данными в неполном объеме, рассмотрению не подлежат и возвращаются заказчику.
4.9. Освоение строительной площадки и производство строительных работ может быть начато при наличии постановления мэра о разрешении строительства, государственного акта на право пользования (владения, распоряжения) землей, регистрации объекта в инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.
4.10. Постановление мэра о разрешении строительства может быть отменено, если:
- заказчик в течение года не приступил к строительству объекта;
- при строительстве допущены отклонения от утвержденной проектно-сметной документации;
- в иных случаях по распоряжению мэра г. Ярославля.
4.11. В случае строительства несложного в архитектурно-конструктивном и инженерном плане объекта может быть принято постановление мэра о разрешении проектирования и строительства. В этом случае, как и при принятии отдельных решений, строительство возможно только после утверждения проекта, регистрации в инспекции ГАСН, а в необходимых случаях - выдачи государственного акта.
4.12. Установление границ предоставленного земельного участка в натуре и вынос осей подлежащих строительству зданий и сооружений производится по заявкам заказчика производственно-геодезической группой Главного управления архитектуры и градостроительства.
4.13. Государственные акты на право собственности, владения или пользования земельным участком оформляются городским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам.
4.14. Приступать к пользованию земельным участком до установления границ этого участка в натуре (на местности) и оформления документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается.
5. Архитектурно-планировочные задания
5.1. Проекты на все виды строительства, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, сооружения коммунальных объектов, транспортных коммуникаций, благоустройства, озеленения и художественно-декоративного оформления города должны разрабатываться на основе архитектурно-планировочных заданий (АПЗ), выдаваемых Главным управлением архитектуры и градостроительства.
5.2. Архитектурно-планировочное задание определяет:
- основные принципы застройки территории или отдельного участка, объемно-пространственную композицию и архитектурно-планировочное решение проектируемого задания, сооружения комплекса с учетом существующей и планируемой на перспективу застройки;
- необходимость разработки индивидуального или применяемый типовой проект, этажность, материалы основных конструкций;
- требования по благоустройству и озеленению территории, оборудованию ее архитектурными формами, применению художественно-декоративных композиций, цветовому решению, рекламе;
- необходимость строительства отдельно стоящих или встроенно-пристроенных учреждений культурно-бытового назначения и долевое участие заказчика (застройщика) в городском строительстве;
- для объектов, имеющих важное градостроительное значение, определяется необходимость разработки вариантов и стадийность проектирования: эскизный проект (в том числе конкурсное проектирование), ТЭО или ТЭР, стадии "Проект", "РЧ";
- технические условия на присоединение к инженерным сетям;
- особые условия проектирования с учетом использования подземного пространства, сохранения существующих зданий и сооружений, сохранения зеленых насаждений и т.п.;
- порядок согласований с инспектирующими органами и техническими службами, выполняемых дополнительно к согласованиям, установленным нормативными документами по проектированию.
5.3. Архитектурно-планировочное задание разрабатывается при наличии постановления мэра по объектам, на которые выдается предварительное согласование мэра на отвод участка и разрешение на проведение проектно-изыскательских работ, а по остальным объектам - на основании заявки заказчика. В обоих случаях заказчик должен представить в Главное управление архитектуры и градостроительства проект задания на проектирование, а в случае привязки типового проекта также паспорт данного проекта.
5.4. Для подготовки архитектурно-планировочного задания на реконструкцию квартала исторической застройки, а также на реконструкцию или капитальный ремонт объекта, расположенного в границах охранных зон памятников истории и культуры, и на реставрацию недвижимого памятника истории и культуры заказчик обязан представить заключение научно-производственного центра по охране памятников комитета по культуре администрации Ярославской области.
5.5. Утвержденное руководством Главного управления архитектуры и градостроительства архитектурно-планировочное задание с ориентировочной схемой размещения проектируемого объекта и границ застраиваемого участка выдается заказчику после оплаты им работ по разработке АПЗ и является одним из исходных данных, представляемым заказчиком проектной организации вместе с утвержденным заданием на проектирование объекта.
5.6. Выполнение требований, изложенных в архитектурно - планировочном задании, является обязательным.
5.7. Срок действия архитектурно-планировочного задания равен сроку действия постановления мэра о разрешении проектных работ.
В случаях, когда для проектирования объектов постановление мэра не принимается, срок действия АПЗ - 2 года.
По истечении указанного срока заказчик обязан продлить его действие, представив в Главное управление архитектуры и градостроительства обоснованную заявку с указанием причин невыполнения проекта в установленные сроки.
6. Порядок организации производства геодезических, топографических
и инженерно-геологических изысканий
6.1. Производство топографо-геодезических, инженерно-геологических и иных видов изысканий осуществляется с целью рационального, природоохранного использования территории, геологической среды, обеспечения надежности строительства и эксплуатации сооружений.
6.2. Изыскания могут проводиться специализированными подрядными изыскательскими, проектно-изыскательскими организациями, предприятиями, кооперативами и частными лицами, имеющими соответствующим образом оформленные лицензии на право производства работ.
6.3. Проведение любых видов изысканий осуществляется по разрешению геолого-геодезической службы (геослужбы) ГлавУАГ.
6.4. Разрешение выдается на основании заявления установленной формы.
К заявлению прилагаются:
- копия технического задания на проведение изыскательских работ;
- планы участков работ в масштабах 1 : 500 - 1 : 5000 с указанием границ топосъемок; (для стадий ТЭО, ТЭР и планировочных решений на планах проводятся предполагаемые границы зон застройки, а для стадий рабочего проектирования - контуры проектируемых сооружений);
- планы инженерных сетей и линейных сооружений в масштабах 1 : 2000 - 1 : 5000, согласованные с ГлавУАГ в установленном порядке;
- программа проведения изыскательских работ, содержащая данные о составе передаваемых заказчику конечных материалов изысканий.
6.5. Изыскательские работы проводятся в объемах и пределах, установленных разрешением.
6.6. Разрешение является документом, служащим основанием для финансирования работ банковскими учреждениями.
6.7. Новые топографические съемки, выполняемые по разрешениям геослужбы ГлавУАГ, равно как и съемки текущих изменений производятся на планшетах-оригиналах, принадлежащих фонду ГлавУАГ.
При отсутствии планшетов в зоне топографических съемок исполнители работ обязаны завести новые планшеты, оформить их в соответствии с действующими требованиями и, по завершению изысканий, сдать в фонды ГлавУАГ.
6.8. Отчетные материалы инженерно-геологических, гидрогеологических, гидрологических изысканий сдаются в фонды ГлавУАГ.
6.9. В целях обеспечения выполнения проектно-планировочных работ, строительства и эксплуатации объектов на территории города геослужба планирует и организует выполнение топографических съемок и картографических работ и создает необходимые запасы картографических материалов М 1 : 10000, 1 : 500, 1 : 2000, 1 : 500.
6.10. Для устранения дублирования, снижения стоимости работ и сокращения сроков изысканий геослужба концентрирует в фондах ГлавУАГ материалы топографо-геодезических и инженерно-геологических изысканий, выполняемых изыскательскими организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, ведет оперативный учет изученности территории города, формирует банк данных, обеспечивающий многократное использование имеющейся информации. С этой целью организации, производящие изыскания, должны сдавать геослужбе подлинные материалы изысканий и технические отчеты для контроля, приемки и включения в топографо-геодезический фонд ГлавУАГ.
6.11. Обработанные картографические и текстовые фондовые материалы используются при подготовке архитектурно-планировочных заданий. Последние дополняются справками об изученности отводимых для строительства территорий.
6.12. Подрядные изыскательские организации или исполнители, нарушившие действующий порядок организации и проведения изыскательских работ, либо виновные в порче, утрате или незаконном учитывании отчетных материалов изысканий лишаются прав пользования услугами и фондами ГлавУАГ, привлекаются к административной ответственности; в отношении этих организаций, служб и исполнителей возбуждается дело о лишении лицензий на право производства изыскательских работ.
6.13. Нанесение краевых линий застройки, координат проектируемых участков и осей проездов на материалы топографических съемок, передаваемых изыскательской организацией заказчику, производится службами ГлавУАГ на основании договоров, заключаемых и оплачиваемых заказчиком.
6.14. Вынос в натуру красных линий, границ отводов земельных участков для застройки и иных видов использования, разбивка осей зданий и сооружений производится только производственно-геодезической службой ГлавУАГ.
Закрепление геодезических знаков производится в соответствии со СНиП и передается заказчику на хранение на весь период производства работ на участке.
6.15. Организации, ведущие изыскательские и строительные работы на территории города, обязаны обеспечивать сохранность пунктов городской геодезической сети. С этой целью:
- в архитектурно-планировочных заданиях даются конкретные указания по обеспечению сохранности геодезических знаков;
- проектные организации предусматривают мероприятия, обеспечивающие их сохранность;
- ответственные лица, принявшие геодезические знаки под сохранность, при угрозе их нарушения должны немедленно сообщить об этом геослужбе ГлавУАГ;
- снос геодезических знаков допускается в исключительных случаях по согласованию геослужбы ГлавУАГ, при условии восстановления их специализированными изыскательскими организациями за счет застройщиков.
Лица, допустившие без соответствующих согласований, снос или уничтожение пунктов геодезической сети, привлекаются к административной ответственности.
6.16. До предъявления здания и сооружения к приемке застройщик обязан выполнить контрольно-геодезическую (исполнительную) съемку в М 1 : 500 на отведенный участок, включая подземные сооружения, инженерные коммуникации и элементы благоустройства. Контрольно-геодезическая съемка построенных объектов выполняется производственно-геодезической службой ГлавУАГ по заказам застройщиков.
6.17. Контрольно-геодезическая съемка инженерных сетей должна выполняться до засыпки траншей. Отклонения фактического положения построенных инженерных сетей от предусмотренных проектом, вызванные объективной причиной, должны быть согласованы проектной организацией в порядке, определяемом по внесению изменений в разработанную документацию.
6.18. Решение о возможности сохранения допущенных отклонений построенных инженерных сетей принимается ГлавУАГ с учетом соответствующих согласований заказчика (застройщика) и проектной организации на основании возможности размещения будущей застройки и перспективных инженерных сетей с учетом других требований технического характера по взаимному ходатайству заказчика и подрядной организации. В случае невозможности согласования отклонения фактического положения построенных инженерных сетей, последние переносятся застройщиками и подрядными организациями, допустившими эти отклонения, за свой счет в сроки, установленные ГлавУАГ.
6.19. Эксплуатирующим организациям запрещается принимать в эксплуатацию инженерные сети, дороги и другие сооружения без согласования контрольно-геодезической исполнительной съемки с ГлавУАГ.
Инженерные сети и сооружения, принятые в эксплуатацию без согласования контрольно-геодезической съемки, не могут быть учтены при проектировании и строительстве других объектов и, как следствие, могут быть разрушены при последующем строительстве.
Материальные убытки, связанные с разрушением этих сетей, относятся за счет тех, кто разрешил их сдачу в эксплуатацию.
6.20. Настоящий порядок организации производства изыскательских работ распространяется на все организации и службы, независимо от ведомственной подчиненности и вида собственности.
7. Согласование и утверждение проектной документации
7.1. Согласование и утверждение проектной документации осуществляется в соответствии с законодательством по градостроительству и нормативными документами Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
7.2. Архитектурно - строительная часть на все виды нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и реставрации зданий и сооружений, а также проекты планировки и застройки жилых и промышленных районов, проекты и схемы развития отдельных отраслей городского хозяйства и объектов инженерного обустройства, благоустройства, озеленения и художественно-декоративного оформления города, в том числе проекты создания и реконструкции интерьеров общественных зданий (административных, культурно-просветительных, зрелищных, торговых, общественного питания и бытового обслуживания) независимо от ведомственной принадлежности заказчиков, форм собственности и источников финансирования подлежат согласованию с Главным управлением архитектуры и градостроительства.
7.3. Порядок согласования проектов Управлением государственной вневедомственной экспертизы Ярославской области, отделом экспертизы областного комитета по экологии и природным ресурсам и научно-производственным центром по охране памятников истории и культуры комитета по делам культуры устанавливается нормативными документами Российской Федерации и соответствующими постановлениями администрации области.
7.4. Главное управление архитектуры и градостроительства рассматривает и согласовывает проекты на стадии эскизных разработок, технико-экономического расчета (ТЭР и ТЭО), "Проект" и на стадии рабочей документации (по объектам, проектирование которых ведется в одну стадию или в случае, когда на стадии рабочей документации вносятся существенные изменения в архитектурно-строительную часть, согласованную при выполнении предыдущих стадий проекта).
7.5. Согласование проекта оформляется приказом главного архитектора города о согласовании проекта. Два экземпляра приказа передаются заказчику (застройщику) и проектной организации, один экземпляр передается в инспекцию ГАСН, один - в дело об отводе участка и 2 экземпляра остаются в бюро экспертизы проектов.
В зависимости от градостроительной значимости объекта, по решению главного архитектора города, проект рассматривается им лично, его заместителем или градостроительным советом. В особо важных случаях, а также по предложению органов местного самоуправления, общественных организаций и творческих союзов производится общественное обсуждение проекта. По проектам, имеющим важное градостроительное значение, до рассмотрения их градостроительным советом, может назначаться экспертиза, проводимая независимыми экспертами с позиций соответствия проектов градостроительным требованиям. После проведения экспертизы проектная документация при необходимости корректируется и рассматривается на заседании градостроительного совета.
7.6. Проектные материалы представляются на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства в следующем объеме и качестве:
7.6.1. Планировочные проекты (генеральные планы, проекты детальной планировки, проекты и схемы развития отдельных отраслей городского хозяйства, транспорта, охраны окружающей среды, проекты застройки и реконструкции кварталов и микрорайонов и др.) в составе:
- иллюминированных чертежей на твердой подоснове в соответствии с нормативными документами Минстроя Российской Федерации;
- пояснительной записки;
- необходимых согласований проекта инспектирующими организациями, городскими и техническими службами;
- иллюстративного материала (макеты, перспективные рисунки, панорамы и т.п.);
- краткой (на 2 - 3 стр.) аннотации основных положений проекта с указанием заказчика, проектной организации, авторского коллектива;
- альбома и комплекта фотографий основных проектных материалов. Аннотация, альбом и комплект фотографий представляются в трех экземплярах: для прессы и архива ГлавУАГ.
7.6.2. Проекты отдельных комплексов, зданий и сооружений в составе:
- ситуационного плана в М 1 : 2000 с указанием магистралей, прилегающей застройки и основных градоформирующих объектов;
- иллюминированного опорного плана участка с указанием границ землепользования, проектирования, с экспликацией основных зданий, надземных и подземных сооружений, различных планировочных ограничений, а также с нанесением находящихся на соседних участках зданий и сооружений (М 1 : 500 или 1 : 1000);
- иллюминированного генерального плана участка с прилегающими территориями и указанием основных зданий, подземных и надземных сооружений, транспортных магистралей и автостоянок, объектов благоустройства и озеленения (М 1 : 500);
- сводного плана инженерных сетей, схем инженерного оборудования и подготовки территории (М 1 : 500), а также проектов магистральных и подводящих сетей, находящихся за пределами проектируемого участка;
- поэтажных планов с эксплуатацией основных помещений и указанием площадей (М 1 : 100 или 1 : 200);
- иллюминированных чертежей фасадов (М 1 : 50 или 1 : 100), а при необходимости и фрагментов фасадов;
- наиболее характерных разрезов;
- разверток улиц с показом взаимосвязи проектируемого объекта с существующими и перспективными зданиями и сооружениями (М 1 : 200);
- иллюстративного материала (макета, перспективных рисунков или чертежей, интерьеров основных помещений);
- строительного генерального плана;
- технико-экономических показателей, приведенных в сравнении со зданием-аналогом или нормативными показателями;
- пояснительной записки;
- необходимых согласований проекта инспектирующими организациями и городскими техническими службами (а по объектам промышленных и складских объектов - заключения территориальной проектной организации - института ПИ-2);
- паспортных листов индивидуальных проектов;
- краткой (на 2 - 3 стр.) аннотации основных положений проекта с указанием заказчика, проектной организации, авторского коллектива;
- альбома и комплекта фотографий основных проектных материалов.
Основные чертежи проекта выполняются на твердой подоснове. Аннотация, альбом и комплект фотографий, а также паспортные листы индивидуальных проектов представляются в трех экземплярах: для прессы и архива ГлавУАГ.
7.7. Прием на рассмотрение и согласование Главным управлением архитектуры и градостроительства проектной документации осуществляется от заказчика (застройщика) или по его доверенности от проектного института, при условии гарантии заказчиком оплаты работ по рассмотрению проекта.
Защита проектных решений производится проектными организациями с участием заказчика.
7.8. Согласование проектной документации, представленной в полном объеме, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства в месячный срок.
7.9. В случае отрицательного решения градостроительного совета или отрицательного заключения ГлавУАГ проект возвращается на доработку, а проектная организация обязана в месячный срок его исправить и представить на повторное рассмотрение. При больших объемах корректировки проекта по замечаниям ГлавУАГ, последнее может увеличить срок доработки проекта, но не более чем на 3 месяца.
7.10. Решения (заключения) Главного управления архитектуры и градостроительства по проектам подлежат обязательному выполнению всеми заказчиками по строительству: государственными, общественными и иными организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также гражданами, осуществляющими строительные работы на территории г. Ярославля.
7.11. Срок действия согласования проекта Главным управлением архитектуры и градостроительства - 2 года. По истечении этого срока заказчик (застройщик) обязан представить проект на пересогласование.
7.12. Утверждение генерального плана города, проектов детальной планировки, проекта реконструкции центра города, проектов и схем развития, отдельных отраслей городского хозяйства, территориальной комплексной схемы охраны природы, городской черты, осуществляет малый Совет городского Совета народных депутатов по представлению заказчиков проектов.
7.13. Утверждение проектов застройки и реконструкции отдельных кварталов и микрорайонов и проектов, выполняемых по заказу мэрии, осуществляет мэрия г. Ярославля.
7.14. Остальные проекты утверждаются заказчиками проектов.
7.15. Утверждение проектов, указанных в пунктах 7.12, 7.13 и 7.14, допускается при наличии положительных заключений Главного управления архитектуры и градостроительства, а также других инспектирующих органов.
7.16. Порядок утверждения проектов, установленный пунктами 7.12, 7.13, 7.14, действует, если иное не предусмотрено Градостроительным законодательством Российской Федерации или нормативными документами Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
8. Инженерная подготовка территорий
8.1. Задачей инженерной подготовки территорий является создание наиболее благоприятных инженерно-строительных условий на площадях, осваиваемых под застройку.
В целях обеспечения надежности застройки и долговременности ее существования инженерная подготовка территории должна предусматривать рациональное использование городской геологической среды, исключать вредное воздействие на грунты, подземные и поверхностные воды, предупреждение развития неблагоприятных гидрологических явлений и геологических процессов.
8.2. Инженерная подготовка территорий должна осуществляться заблаговременно в соответствии с Генеральным планом развития Ярославля, проектом инженерной защиты территории города от опасных геологических процессов, проектами детальной планировки районов жилой застройки, нежилых зон, реконструируемых районов старой застройки.
Для районов массового жилищного строительства необходима разработка и реализация специальных проектов намыва грунта, комплексных проектов инженерной подготовки и освоения территории под застройку.
8.3. Состав мероприятий по инженерной подготовке территории районов застройки и конкретных площадок определяется в соответствии с решениями, заложенными в проектно-планировочной документации.
8.4. В числе мероприятий по инженерной подготовке следует предусматривать:
- организацию поверхностного водоотвода до начала застройки и в период ее осуществления;
- вертикальную планировку территории путем подсыпки или намыва минерального грунта с обеспечением преимущественно нулевого баланса грунтовых масс в пределах района застройки;
- выполнение выторфовки, где она необходима, и обеспечение складирования и использования торфа;
- снятие растительного грунта и складирование его по согласованию с горзеленстроем и комитетом по земельным ресурсам;
- снятие и вывоз с размещением на других площадках (или перемещение и локализацию) значительно загрязненных почв и грунтов, непригодных для размещения на них застройки - золошлаковых отложений, бытовых и различных производственных отходов и т.п. - по согласованию с комитетами по экологии и земельным ресурсам;
- защиту от затопления и подтопления прибрежных территорий по берегам Волги и Которосли;
- устройство закрытых дренажей для перехвата и отвода стока грунтовых вод;
- организацию отвода и очистки поверхностных вод;
- регулирование водотоков и водоемов (очистка и благоустройство, обеспечение проточности и водообмена, упорядочение положения русел), благоустройство территории прибрежных водоохранных зон с учетом соблюдения требований охраны окружающей среды;
- устройство набережных и другие виды берегоукрепительных и защитных работ на водотоках и водоемах.
8.5. В составе конкретных проектов строительства объектов любого назначения должны предусматриваться:
- выполнение необходимых работ по инженерной подготовке территории данной площадки с учетом работ по подготовке территории, осуществляемых в пределах соответствующего района;
- решение вопросов использования избыточных грунтов от строительства инженерных сетей и дорог, из котлованов под фундаменты зданий и сооружений, а также вопросов размещения и использования растительного слоя и грунтовых масс, непригодных для осуществления застройки;
- мероприятия по организации отвода и очистки поверхностных вод.
8.6. Разработка карьеров строительного грунта для целей вертикальной планировки или иных целей на территории Ярославля, допускается в исключительных случаях и только на основании постановления мэра города, а также с обязательным выполнением мероприятий по рекультивации земель, нарушенных при разработке грунта.
8.7. При нарушении естественного покрова на территории города в результате производства земляных работ, предприятия, организации и граждане, производящие их, обязаны за счет своих средств рекультивировать эти территории в сроки, установленные мэрией города или комитетом по земельным ресурсам.
8.8. Устройство любого назначения свалок и захоронений на территории города запрещается. Существующие свалки подлежат ликвидации, локализации или перемещению на основании специально разработанных проектов. Организации и граждане, виновные в образовании свалок, несут ответственность в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.
9. Инженерное оборудование города
9.1. Инженерное оборудование города проектируется и осуществляется на основании разработанных в соответствии с Генеральным планом развития Ярославля отраслевых схем инженерного обеспечения, проектов детальной планировки и застройки по техническим условиям служб города и эксплуатирующих организаций.
9.2. Прокладка инженерных сетей на территории города осуществляется, как правило, в подземном пространстве. Прокладка надземных сетей допускается по согласованию с ГлавУАГ, в виде исключения, на основании специального обоснования проектных организаций, при условии обеспечения рационального движения транспорта и надлежащих условий эксплуатации сетей с соблюдением архитектурных требований.
9.3. Подземные коммуникации подлежат размещению в пределах красных линий городских проездов и технических зон с учетом обеспечения озеленения улиц и проездов.
Красные линии площадей, городских магистралей, улиц, дорог и зон инженерных сетей определяются проектами детальной планировки районов и являются основанием для выдачи инженерных условий по запросам проектных организаций и застройщиков.
9.4. При проектировании и реконструкции улиц общегородского и районного значения, в зонах подходов к мостам и транспортным развязкам следует предусматривать общие городские коллекторы проходного типа для прокладки инженерных сетей.
9.5. Дальнейшее развитие высоковольтных электросетей в зонах застройки должно осуществляться исключительно подземными кабельными линиями с постепенной заменой существующих высоковольтных воздушных линий на кабельные.
9.6. Подземные инженерные сети обеспечиваются электрозащитой от блуждающих токов и коррозии.
9.7. Строительство капитальных зданий и сооружений в действующих и резервируемых по генеральному плану, проектам детальной планировки и отраслевым схемам технических зонах и коридорах магистральных сетей запрещено.
9.8. Организации и граждане, производящие строительные и изыскательские работы, несут ответственность за сохранность подземных и наземных сооружений и коммуникаций: водопроводной сети, канализации, газопроводов, кабелей, воздушных линий и т.п. Ущерб, нанесенный коммуникациям и инженерным сооружениям, возмещается за счет организаций и граждан, виновных в нанесении ущерба.
9.9. Инженерные сооружения размещаются преимущественно в промышленных и коммунальных зонах. К зданиям и сооружениям инженерного обеспечения, размещаемым в селитебных зонах, предъявляются повышенные градостроительные требования в части архитектуры, блокировки, благоустройства. Районные подстанции, размещаемые в селитебных зонах, снабжаются закрытыми устройствами с целью уменьшения санитарно-защитных зон.
9.10. Строительство на территории города электроподстанций, тепловых пунктов, насосных установок, трансформаторных подстанций и других объектов, являющихся источниками шума, вибрации и иного вредного воздействия на окружающую среду, должно осуществляться с учетом проведения необходимых инженерных мероприятий по уменьшению вредного воздействия, созданию санитарно-защитных зон, при максимальном использовании подземного пространства.
10. Дорожно-транспортное строительство
10.1. Строительство и реконструкция транспортных магистралей, улиц, дорог, площадей, набережных, мостов, путепроводов, пешеходных и транспортных тоннелей, транспортных развязок и линий электротранспорта, а также железных дорог осуществляется в соответствии с Генеральным планом развития г. Ярославля, комплексной схемой развития транспорта и проектами детальной планировки районов города.
10.2. Проектирование объектов улично-дорожной сети, инженерно-транспортных сооружений и линий городского электротранспорта ведется на основании постановлений мэра и архитектурно-планировочных зданий, выдаваемых Главным управлением архитектуры и градостроительства.
10.3. В проектах магистральных улиц, дорог, площадей и транспортных сооружений необходимо до начала их строительства предусматривать реконструкцию, перенос существующих и прокладку новых инженерных сетей, а также прокладку резервных каналов.
В составе проектов необходимо предусматривать устройство остановок общественного транспорта, линейно-диспетчерских станций, тяговых подстанций, АЗС, а также освещение, озеленение, оборудование средствами регулирования уличного движения.
10.4. Проекты должны предусматривать возможность передвижения инвалидов, пользующихся колясками (устройство пандусов, специальных въездов, соблюдение необходимых уклонов и т.п.).
10.5. Проектирование и строительство железнодорожных путей и сооружений должно осуществляться на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых Главным управлением архитектуры и градостроительства.
При прокладке новых железнодорожных линий и подъездных путей не допускается пересечение их в одном уровне с городскими магистралями и улицами, предназначенными для движения общественного транспорта.
Полосы отвода железнодорожных путей должны максимально озеленяться с целью создания экологического каркаса города, максимальной защиты от шума, пыли и вибрации прилегающих территорий.
10.6. Капитальный ремонт или реконструкция зданий и сооружений, расположенных в пределах перспективных красных линий магистралей, дорог, улиц, площадей и транспортных сооружений допускается только на основании специального разрешения мэрии, выдаваемого в случаях, когда перспективное строительство магистралей намечается не раньше чем через 10 лет.
10.7. Проекты объектов улично - дорожной сети, инженерно-транспортных сооружений и линий электротранспорта согласовываются с Госавтоинспекцией УВД Яроблисполкома, инспектирующими органами и Главным управлением архитектуры и градостроительства.
11. Порядок строительства и установки гаражей
11.1. Формирование гаражно-строительных кооперативов.
11.1.1. Формирование гаражно - строительных кооперативов производится в соответствии с действующим законодательством. В состав кооператива включаются владельцы автотранспортных средств. Включение в состав кооперативов автотранспортных средств, допускается только по решению администрации района с необходимыми на то основаниями. В администрации районов ведется учет граждан, нуждающихся в строительстве гаражей. Инвалиды, а также участники войны и приравненные к ним лица, не имеющие основания для установки металлического гаража вблизи места жительства, пользуются правом первоочередного вступления в формируемые гаражно-строительные кооперативы.
11.1.2. Устав гаражно-строительного кооператива должен соответствовать настоящим правилам и подлежит регистрации администрацией района. Списки членов кооператива до утверждения собранием подлежат согласованию с администрацией районов.
11.1.3. Формирование кооперативов возможно после предварительного определения места строительства гаражей и их примерного количества согласно эскизной проработки, выполненной Главным управлением архитектуры и градостроительства.
11.1.4. Допускается проектирование и строительство гаражей индивидуального автотранспорта организациями ВОА, фирмой "Горстройзаказчик", хозрасчетным подразделением администрации районов и предприятий, а также другими государственными и общественными организациями с последующей продажей построенных гаражей гражданам, имеющим автотранспортные средства, по согласованию с администрациями районов или сдачей в аренду гаражей владельцам автотранспортных средств.
11.2. Строительство гаражей
11.2.1. Отвод площадок для строительства гаражей осуществляется в соответствии со СНиП 2.0..01.89 "Градостроительство". Планировка и застройка городских и сельских помещений".
11.2.2. Строительство гаражей в г. Ярославле осуществляется в основном в виде многоэтажных гаражей, подземных и полуподземных гаражей с эксплуатируемой кровлей, а также встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям. Боксовые одноэтажные гаражи строятся в исключительных случаях на непригодных территориях.
Стандартные размеры боксов: длина - 6 м, ширина - не более 4 м, высота - не более 3 м.
Для хранения мотоциклов предусматриваются боксы уменьшенных размеров. Тяжелые мотоциклы с колясками приравниваются при определении размеров боксов к автомобилям.
11.2.3. Гаражи располагаются, как правило, на селитебных и прилегающих к ним производственных территориях при пешеходной доступности 800 - 1500 м.
11.2.4. Размещение боксовых гаражей в зеленых зонах, на территории, примыкающей к железным дорогам, возможно только в исключительных случаях при соответствующих обоснованиях.
Размещение гаражей в водоохранных зонах, а также одноэтажных боксовых гаражей в зонах охраны памятников и на территории жилых микрорайонов и кварталов не допускается.
11.2.5. Оформление разрешения на строительство гаражей осуществляется только на основании постановления мэра города в две стадии:
а) разрешение на разработку проекта;
б) разрешение на отвод земельного участка и строительство (после согласования проекта в Главном управлении архитектуры и градостроительства и с регистрацией - в инспекции ГАСН).
11.2.6. Строительство, ведущееся без разрешения мэрии, по несогласованному проекту или с отступлением от согласованного проекта, а также без регистрации инспекции ГАСН, является самовольным и подлежит прекращению по предписанию инспекции Госархстройнадзора.
Должностные лица за самовольное строительство несут ответственность в соответствии с законами Российской Федерации.
Возможность дальнейшего строительства гаражей или необходимость их сноса определяется ГлавУАГ с привлечением инспектирующих органов и оформляется специальным постановлением мэра города.
11.2.7. Гаражи, завершенные строительством, принимаются государственной комиссией.
Комиссию возглавляет руководитель администрации района.
В состав комиссии включаются представители ВОА, гаражно-строительного кооператива или организации - застройщика, проектной организации, а также инспекции ГАСН, УПО, УВД, СЭС.
Комиссия устанавливает соответствие построенных гаражей по проекту и строительным нормам, а также выполнение требований постановления мэрии и архитектурно-планировочного задания.
Занятие гаражей без их приемки государственной комиссией не допускается.
11.2.8. Единовременная компенсация при отводе участков для строительства гаражей для индивидуального автотранспорта, а также плата за аренду земли при их эксплуатации устанавливается на основе соответствующего решения Ярославского городского Совета народных депутатов.
11.3. Установка металлических гаражей
11.3.1. Установка стандартных металлических гаражей допускается в следующих случаях:
а) в районах индивидуальной застройки;
б) вблизи места жительства инвалидам войны, труда и детства с нарушением опорно-двигательных органов при получении автомобиля с ручным управлением через облсобес и при условии управления автомобилем лично инвалидом.
11.3.2. Право на установку гаража и использование территории другому лицу не передается.
11.3.3. Разрешение на установку металлического гаража оформляется специальной выкопировкой с размещением гаража, выдаваемой Главным управлением архитектуры и градостроительства по согласованию с администрацией района и землепользователем (выкопировка выполняется в 3-х экземплярах).
11.3.4. Гараж, установленный без соответствующего разрешения, является самовольно установленным и подлежит ликвидации.
12. Охрана недвижимых памятников архитектуры, истории и культуры
12.1. Основные положения охраны недвижимых памятников архитектуры, истории и культуры устанавливаются законодательством Российской Федерации, постановлениями областного и городского Советов народных депутатов, администрации области и мэрии г. Ярославля; документами, издаваемыми научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры комитета по делам культуры администрации области, а также настоящим Кодексом.
12.2. Все недвижимые памятники архитектуры, истории и культуры, состоящие на государственной охране или на учете государственных органов охраны памятников, являются всенародным достоянием и независимо от их технического состояния подлежат сохранению, ремонту, реставрации и использованию для культурно-просветительных или иных целей, не наносящих вреда сохранности памятников.
12.3. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников, являющихся их собственностью, находящихся на их балансе или предоставленных им в аренду. Режим использования памятников, состоящих на охране или на учете, контролируется органами охраны памятников в соответствии с действующим законодательством.
12.4. Порядок учета, выявления, утверждения, охраны, использования и реставрации памятников архитектуры, истории и культуры в г. Ярославле и порядок разработки проектов охранных зон и их утверждения, а также производства всех видов строительных работ в зонах охраны памятников определяется действующим законодательством и контролируется специально уполномоченным органом - Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры комитета по делам культуры областной администрации, а также городской организацией ВООПИиК.
12.5. Снятие с государственной охраны или учета памятников архитектуры, истории и культуры и снос отдельных памятников допускается в исключительных случаях, и только с разрешения органов, принявших решение о постановке их на охрану или учет.
12.6. Части городской территории, представляющие градостроительную культурно-историческую и архитектурно-художественную ценность, которая определяется совокупностью исторически сложившихся градостроительных приемов, своеобразием городского ландшафта и застройки, наличием большого количества памятников архитектуры, истории и культуры, являются заповедными зонами.
Заповедные зоны определяются проектом "Зон охраны памятников истории и культуры г. Ярославля".
На территории заповедной зоны допускается застройка зданиями, архитектура и этажность которых определяется в композиционной увязке с существующей застройкой в целях сохранения своеобразия данной части города.
12.7. Строительные, дорожные и земляные работы на территории охранных зон разрешаются только по согласованию с государственными органами охраны памятников, которые определяют основные требования к проектируемым объектам, обеспечивающие установленный проектом "Зон охраны памятников истории и культуры г. Ярославля" режим использования охранных зон и зон регулирования застройки. В заключениях органов охраны памятников должны содержаться также требования по охране памятников археологии и культурного слоя.
12.8. Предприятия, учреждения, организации и граждане, ведущие строительство или земляные работы, в случае обнаружения при их производстве археологических и других объектов, имеющих историческую, художественную или культурную ценность, обязаны приостановить ведущиеся работы и сообщить об обнаруженных объектах научно-производственному центру по охране и использованию памятников истории и культуры.
12.9. Проекты детальной планировки, застройки и реконструкции кварталов в пределах зон охраны подлежат согласованию с научно-производственным центром по охране и использованию памятников и городским отделением Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры.
12.10. Разработка проектов на строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт существующих зданий и сооружений, расположенных в пределах утвержденных охранных зон памятников истории и культуры, а также на реставрацию памятников допускается только при наличии заключения научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры.
12.11. Проектная документация по объектам, состоящим на государственной охране или учете, проходит экспертизу в научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры вне зависимости от видов работ и ведомственной принадлежности.
13. Охрана окружающей среды
13.1. Основные направления охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов Ярославля определяются законами Российской Федерации об охране природы и землепользования, соответствующими постановлениями областного и городского Советов народных депутатов, администрации области и мэрии г. Ярославля, а также документами, издаваемыми комитетами по экологии и природным ресурсам, земельной реформе и земельным ресурсам, городским центром санитарно-эпидемиологического надзора, а также настоящим Кодексом.
13.2. Принципиальные решения по охране окружающей среды, содержащиеся в утвержденном проекте "Территориальная комплексная схема охраны природы г. Ярославля" используются в качестве основы для их конкретизации в соответствующих проектах детальной планировки районов жилой застройки, нежилых зон, реконструируемых районов существующей застройки.
Мероприятия по защите среды должны быть комплексными, вестись параллельно и в тесной увязке с учетом охраны:
- атмосферного воздуха;
- поверхностных и подземных вод;
- почвенно-растительного покрова и восстановления нарушенных земель;
- животного мира;
- окружающей среды от воздействий шума, вибрации, электромагнитных колебаний, теплового и радиационного загрязнения.
13.3. Для обеспечения соблюдения природоохранных требований при размещении объектов строительства любого назначения в пределах Ярославля организации-заказчики (застройщики) и граждане обязаны при сборе технических условий по разрешительным письмам, выдаваемым Главным управлением архитектуры и градостроительства, получить от городского комитета по экологии и природным ресурсам и городского центра санитарно-эпидемиологического надзора согласования и конкретные природоохранные требования, обеспечивающие предотвращение вредного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду и здоровья населения.
13.4. Во всех проектах планировки и застройки, а также строительства объектов любого назначения должен разрабатываться раздел "Охрана окружающей среды", подлежащий согласованию с отделом экспертизы проектов областного комитета по экологии и природным ресурсам до представления проекта в полном объеме на согласование Главному управлению архитектуры и градостроительства.
13.5. При разработке этого раздела должны предусматриваться:
- конкретные мероприятия по охране городских территорий, водного и воздушного бассейнов города от загрязнения выбросами вредных веществ, производственными стоками и промышленными отходами строящихся и реконструируемых объектов;
- организация и благоустройство санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других объектов, водоохранных зон водотоков и водоемов, а также охранных зон объектов, являющихся памятниками природы;
- для объектов, производственная деятельность которых оказывает влияние на воздушный бассейн города и водный режим рек Волги и Которосли, опережающее строительство водоохранных и воздухоохранных сооружений по отношению к производственным объектам, а также внедрение малоотходных и безотходных технологий, включающих оборотное водоснабжение и обеспечивающих значительное сокращение выбросов в атмосферу.
13.6. Создание санитарно-защитных зон (озеленение территории, отселение граждан и снос жилых домов) производится самими промышленными предприятиями на основе специально разработанных проектов за счет собственных средств и в сроки, устанавливаемые мэрией г. Ярославля.
13.7. Предприятия, являющиеся источниками загрязнения и подлежащие по Генплану развития города Ярославля выносу за пределы города, должны осуществить вынос за счет собственных средств и в сроки, также устанавливаемые мэрией г. Ярославля.
13.8. Вредные в санитарно-гигиеническом отношении предприятия, не подлежащие по Генеральному плану города выводу, обязаны предусматривать и осуществлять мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды и сокращение санитарно-защитных зон путем совершенствования технологии производственных процессов, способов очистки отходов, стоков и выбросов, а также внедрения мероприятий по уменьшению шума и вибрации.
13.9. Предприятия и организации, деятельность которых влияет на водный режим, обязаны по проектам, согласованным с комитетами по экологии и природным ресурсам, земельной реформе и земельным ресурсам, Главным управлением архитектуры и градостроительства:
- производить на отведенных им участках гидромелиоративные или санитарные мероприятия, исключающие возможность вредных воздействий вод (наводнения, подтопления, засоления, эрозии, образования оврагов и пр.);
- использовать подземные водные источники в строгом соответствии с существующими гидрологическими санитарными требованиями по их эксплуатации;
- осуществлять строительство водозаборов для технического водоснабжения и технологий с закрытым водооборотным водоснабжением;
- сооружать очистные сооружения на всех производствах, сбрасывающих в водоемы или канализационную сеть загрязненные производственными отходами воды.
13.10. На территориях, являющихся памятниками природы и в зонах охраны природного ландшафта все виды строительных работ допускаются только в исключительных случаях по специальному согласованию с органами охраны природы.
13.11. На землях, подверженных водной и ветровой эрозии (откосы, выемки, овраги и др.) землепользователи обязаны по согласованию с городским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам выполнять и поддерживать комплекс противоэрозионных мероприятий.
13.12. Предприятия и организации, а также граждане, разрабатывающие на территории города полезные ископаемые (глины, различные пески, торф и т.п.), обязаны выполнять проекты рекультивации используемых участков и осуществлять их реализацию в сроки, согласованные с мэрией города Ярославля. Оформление отвода участков для разработки полезных ископаемых производится в установленном порядке.
13.13. Сброс поверхностных сточных вод в закрытые водоемы, реки и ручьи без очистки их в очистных сооружениях не допускается. Проекты очистки и сброса таких вод подлежат согласованию с комитетом по экологии и природным ресурсам, городским центром санитарно-эпидемиологического надзора и управлением коммунального хозяйства мэрии г. Ярославля.
14. Внешнее благоустройство и озеленение города
14.1. Внешнее благоустройство городских территорий (сады, парки, скверы, бульвары, внутримикрорайонные и внутриквартальные пространства, предзаводские зоны, территории общественных зданий и комплексов - учебных заведений, учреждений культуры, здравоохранения, спорта, коммунального хозяйства и т.п.) озеленение, освещение улиц и площадей, подсветка памятников архитектуры и скульптуры, ограждения, указатели, размещение городского оборудования и малых архитектурных форм осуществляется только по проектам, разработанным на основании архитектурно-планировочных заданий, и согласованных Главным управлением архитектуры и градостроительства.
14.2. Ремонт и окраска фасадов зданий осуществляется на основе паспортов, выдаваемых Главным управлением архитектуры и градостроительства, при наличии письма-заказа и фотографий с фасадов зданий.
Паспорта на ремонт и окраску фасадов зданий, состоящих на государственной охране, согласовываются с научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры.
При осуществлении окраски фасадов до начала покрасочных работ должны быть проведены работы по ремонту кровель, парапетов, карнизов, водостоков, ремонту и восстановлению архитектурных деталей и элементов лепного декора.
14.3. Приемка готовых работ по благоустройству, озеленению, ремонту и покраске фасадов осуществляется комиссией, назначаемой мэрией г. Ярославля, в состав которой представители заказчика, подрядчика, инспектирующих органов, в том числе инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Главного управления архитектуры и градостроительства.
14.4. Организации, предприятия, учреждения и граждане в пределах отведенных им участков несут полную ответственность:
- за осуществление всех предусмотренных утвержденными проектами мероприятий по внешнему благоустройству и освещению своих территорий;
- за несвоевременное выполнение ремонта и покраски фасадов, принадлежащих им зданий и сооружений, восстановление покрытий проездов, тротуаров и площадок, малых архитектурных форм;
- за неприятие мер по недопущению установки другими организациями и гражданами временных строений: киосков, павильонов, гаражей и т.п.
14.5. Размещение временных отдельно стоящих сооружений (киосков, павильонов, таксофонов, автоматов по продаже воды, палаток и т.п.) разрешается администрацией районов по согласованию с Главным управлением архитектуры и градостроительства, городским отделом торговли, землевладельцами или землепользователями и, в необходимых случаях, инспектирующими организациями и городскими инженерными службами.
Установка киосков, палаток, павильонов на магистралях и площадях, особенно в центральной части города, а также на тротуарах шириной менее 3-х метров и территориях охранных зон памятников истории и культуры, как правило, не допускается.
Установка киосков, палаток и павильонов торгового и бытового назначения должна производиться, в основном, в виде ярмарок с единым оформлением, на основе предварительно разработанных по согласованию с Главным управлением архитектуры и градостроительства эскизных проектов.
Срок действия разрешений на установку киосков, палаток и павильонов - один год, после чего разрешение подлежит продлению или отмене. Отмена разрешений может быть произведена и в срок менее года при условии ненадлежащего содержания киосков и прилегающей территории либо их длительной неработы.
При продаже, передаче киосков, палаток, павильонов другим юридическим и физическим лицам право на их установку утрачивается.
14.6. Плата за право на установку временных отдельно стоящих сооружений, земельный налог или аренда устанавливаются по основе законодательных документов о плате за землю и соответствующих постановлений городского Совета народных депутатов и мэрии г. Ярославля.
14.7. Все зеленые насаждения, расположенные в пределах городской черты, составляют неприкосновенный зеленый фонд города.
Руководители организаций, предприятий и учреждений города, в ведении и на территории которых находятся указанные зеленые насаждения, обязаны обеспечивать их сохранность.
Снос и пересадка зеленых насаждений разрешается только по согласованию с отделом благоустройства управления коммунального хозяйства и "Яргорзеленстроем".
За повреждение и самовольную вырубку зеленых насаждений, а также непринятие мер по охране зеленых насаждений на отведенных земельных участках виновные привлекаются к административной ответственности.
14.8. Посадка зеленых насаждений на территории города осуществляется только по проектам, согласованным Главным управлением архитектуры и градостроительства.
15. Монументальное и художественно-декоративное оформление города
15.1. К монументальному и художественно-декоративному оформлению города относятся произведения монументального искусства (скульптура, мозаика, рельефы, монументальные росписи, мемориальные доски и т.п.), художественно-декоративные элементы (фонтаны, парковая и городская скульптура, малые художественные формы, стационарные или навесные рекламные и информационные установки и стенды, элементы светорекламы, витрины, вывески, указатели, элементы праздничного оформления), а также интерьеры зданий и помещений общественного назначения (административных, учебных, торговых, общественного питания и бытового обслуживания, культуры, спорта и т.д.).
15.2. Осуществление работ по монументальному и художественно-декоративному оформлению отдельных участков городской территории, зданий и сооружений производится на основании проектов, согласованных Главным управлением архитектуры и градостроительства.
15.3. На проектирование произведений монументального искусства требуются специальные решения малого Совета городского Совета народных депутатов.
15.4. Проектирование наиболее значительных произведений монументального и художественно-декоративного оформления города должно осуществляться на конкурсной основе.
15.5. Прием выполненных работ по монументальному и художественно-декоративному оформлению города, отдельных зданий и помещений, независимо от их принадлежности, осуществляется специальной комиссией, возглавляемой главным художником города или другим уполномоченным представителем Главного управления архитектуры и градостроительства.
15.6. Открытие учреждений торговли, общественного питания, бытового обслуживания, принадлежащих любым юридическим и физическим лицам, вновь построенных или реконструированных, а также в случае их перепрофилирования и приватизации без выполнения работ по оформлению интерьеров и фасадов (включая оформление витрин и вывесок), а также при выполнении этих работ по несогласованным с Главным управлением архитектуры и градостроительства проектам не допускается.
16. Ответственность за нарушение градостроительного кодекса
16.1. Настоящий Градостроительный кодекс обязателен для исполнения всеми расположенными на территории города организациями, предприятиями и учреждениями, жителями города, а также всеми физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по застройке, благоустройству и художественному оформлению объектов, расположенных на территории г. Ярославля.
16.2. Невыполнение Градостроительного кодекса в соответствии с Законом о местном самоуправлении и со статьей 5.2. "Положения о самоуправлении в городе Ярославле" влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере от 500 до 5000 руб., налагаемого в судебном порядке.
16.3. Административная и уголовная ответственность за действия, связанные с нарушением земельного и градостроительного законодательства, устанавливаются с соответствующими законами Российской Федерации.
16.4. В соответствии со статьями 125 и 126 Земельного кодекса РСФСР, за нарушение земельного законодательства юридические лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:
за самовольное занятие земельных участков юридические лица - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, граждане - от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;
за самовольное строительство юридические лица - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, граждане - от 500 до 1000 рублей;
за захламление земель юридические лица - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; граждане - от 100 до 500 рублей;
за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами юридические лица - от 500 тыс. до 1 млн. рублей, граждане - от 500 до 5 000 рублей;
за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы юридические лица - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, граждане - от 500 до 3000 рублей;
за нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, юридические лица - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей; граждане - от 500 до 1000 рублей;
за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, юридические лица - от 500 тыс. рублей до 100 тыс. рублей, граждане - от 500 до 10000 рублей.
16.5. Штрафы за указанные нарушения налагаются комиссией по охране земель комитета по земельной реформе и земельным ресурсам города в порядке, установленном решением малого Совета городского Совета народных депутатов.
16.6. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.
16.7. Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении или самовольном занятии, снос строений при самовольном занятии или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков производится предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет.
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.
16.8. Самовольным занятием (захватом) земельного участка признается использование земельных участков:
- при отсутствии постановления мэра г. Ярославля об отводе и предоставлении земельного участка;
- до утверждения границ земельного участка в натуре, получения государственного акта на собственность, владение или пользование землей или договора на временное землепользование или аренду;
- при использовании земельного участка не по назначению;
- по истечении срока, на который был предоставлен земельный участок;
- по истечении срока, указанного в решении, об изъятии земельного участка, либо установленного мэрией г. Ярославля, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам в письменном требовании об освобождении этого участка;
- при отсутствии документов на право установки временных сооружений (гаражей, хозяйственных построек, киосков, павильонов и т.п.);
- при противоправных сделках с земельными участками: купля - продажа, дарение, самовольный обмен земельных участков и другие действия, совершенные в нарушение порядка, установленного Земельным кодексом РСФСР.
16.9. Самовольным строительством, независимо от наличия права пользования земельным участком, считаются все виды строительства, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, надстройки, пристройки зданий и сооружений, частичной или полной перепланировки помещений, частичного или полного изменения фасадов зданий и сооружений, включая закладку оконных и дверных проемов, замену дверных полотен и т.п., а также работы по благоустройству, дорожно-транспортному строительству и прокладке инженерных коммуникаций, производимые с нарушением порядка, установленного строительным законодательством и настоящим Кодексом, в частности:
- при отсутствии решения мэрии, разрешающего данный вид строительства;
- при отсутствии согласованного с Главным управлением архитектуры и градостроительства и надлежаще утвержденного проекта;
- при отступлении от утвержденного и согласованного проекта;
- при отсутствии разрешения инспекции Госархстройнадзора на производство работ либо истечении срока полученного разрешения;
- при грубом нарушении строительных норм и правил.
16.10. При установлении фактов самовольного захвата и использования земельных участков или самовольного строительства органы, контролирующие исполнение земельного и строительного законодательства и настоящего Кодекса, обязаны принять меры по пресечению дальнейшего нарушения, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.
16.11. Организации и граждане, ведущие самовольное строительство, обязаны по получении предписания органов, осуществляющих контроль, немедленно прекратить строительство и в течение месяца своими силами и за свой счет снести все возведенные ими строения или части строений, либо восстановить измененные здания и их отдельные элементы в первоначальном виде. В случае невыполнения требований о сносе самовольно возведенных зданий, сооружений или отдельных их частей, эти строения сносятся за счет самовольного застройщика.
Органы охраны общественного порядка должны оказывать содействие по приведению в исполнение требований контролирующих органов о сносе самовольно возведенных строений.
16.12. По предоставлению органов, осуществляющих контроль за соблюдением порядка землепользователя и правил застройки в отношении должностных и отдельных граждан, допустивших нарушение, городская и районные прокуратуры возбуждают дела о привлечении их к уголовной ответственности.
В соответствии с действующим Уголовным кодексом РСФСР:
- самовольный захват или другие незаконные сделки, нарушающие право землепользования, наказываются исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года;
- самовольное строительство жилого дома или самовольная пристройка наказываются исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией незаконно возведенного строения (ст. 199);
- должностные лица, по распоряжению которых незаконно используются земельные участки или начато самовольное строительство, привлекаются к уголовной ответственности за халатность или превышение полномочий (ст. 171, 172).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ярославского городского Совета народных депутатов Ярославской области от 6 мая 1992 г. N 93 "Об утверждении градостроительного кодекса г. Ярославля"
Текст решения официально опубликован не был
Решением муниципалитета г. Ярославля от 12 мая 2004 г. N 25 настоящее решение признано утратившим силу