Постановлением Губернатора Ярославской области от 3 апреля 2006 г. N 254 настоящее постановление снято с контроля
В целях координации процесса информатизации здравоохранения и системы ОМС, повышения эффективности управления и оптимизации использования информационных ресурсов, во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.07.99 N 279 "Об основных направлениях информатизации охраны здоровья населения России на 1999 - 2002 годы" и на основании Закона Ярославской области "О государственных информационных ресурсах Ярославской области и информационном обеспечении органов государственной власти Ярославской области" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Концепцию информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2001 - 2005 годы (далее - Концепция) и План мероприятий по реализации положений данной Концепции.
2. Департаменту здравоохранения и фармации Администрации области (Осинцев В.Н.) и территориальному фонду обязательного медицинского страхования (Воскресенская Н.В.) при разработке областных целевых программ руководствоваться основными направлениями и принципами развития информатизации, изложенными в Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Скороходову И.И.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области |
А.И.Лисицын |
Концепция
информатизации здравоохранения
и системы обязательного медицинского страхования
Ярославской области на 2001 - 2005 годы
(утв. постановлением Губернатора Ярославской области от 23 апреля 2001 г. N 251)
Основные определения
Информатизация - социально-экономический и научно-технологический процесс создания оптимальных условий удовлетворения информационных потребностей граждан, предприятий, учреждений, государства, всех структур общества на основе организации информационных ресурсов с использованием перспективных информационных технологий.
Информационная система - это система сбора, накопления, изменения, обмена, обработки и анализа систематизированной информации любого характера, функционирующая по определенным правилам. Определяющей способностью современной ИС управления является предоставление информационного обеспечения для процесса управления и принятия решений, а также доступа к актуальной информации структурам и пользователям различных уровней.
Информационный ресурс - программное, техническое или технологическое обеспечение процесса обработки информации. К программным информационным ресурсам относятся: операционные системы, унифицированные и специализированные программные приложения, базы данных и системы управления БД и т.д. К техническим информационным ресурсам можно отнести компьютерную, коммуникационную технику и периферию, оргтехнику, физические каналы связи и т.п. К технологическим информационным ресурсам относятся технологии сбора, проверки, обработки (использования), хранения, передачи (обмена), защиты и уничтожения информации.
Электронная база данных - это систематизированная информация в электронной форме, имеющая общие признаки, которые определяют структуру базы данных, а также методы оперирования этой информацией. В данном случае имеется в виду система, предоставляющая услуги по вводу, хранению, изменению, поиску и анализу данных определенной группе пользователей и по определенной тематике, а также сами данные.
Мониторинг - постоянное наблюдение за течением того или иного процесса, объектом или выполнением той или иной деятельности.
Регистр - база данных, содержащая информацию только об одной определенной операции, имеющая жесткую структуру и используемая для одной цели.
Регистр населения - это БД, содержащая актуальную общую информацию о каждом жителе региона, включая его пожизненный, уникальный код. При помощи уникального кода специализированные базы данных могут обращаться к регистру населения для предоставления, изменения или использования персонифицированных данных о человеке.
Специализированная база данных - это БД специфического содержания. В данном случае под специализированными понимаются базы данных пенсионного, социального или медицинского назначения, содержащие персонифицированную или обобщенную информацию узкого профиля, которой нет в регистре населения, но которая необходима организации (учреждению).
Стандарт - это нормативный документ, регламентирующий набор правил, норм и требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.
Территориальный стандарт - это стандарт, обязательный для выполнения на территории субъекта Российской Федерации и полностью включающий в себя федеральный стандарт.
Сертификация - подтверждение третьей независимой стороной соответствия требованиям установленных нормативов и стандартов.
1. Введение
Настоящая Концепция разработана Координационным советом по информатизации при департаменте здравоохранения и фармации Администрации области.
Концепция является организационно-методической основой для формирования правовой, технической, финансовой, кадровой политики при создании региональной информационной системы здравоохранения и ОМС.
Основными целями документа являются:
- анализ состояния информатизации и информационной инфраструктуры здравоохранения и системы ОМС области;
- определение проблем, основных направлений и этапов развития единой информационной системы здравоохранения и системы ОМС области;
- определение согласованной политики в области информатизации ОМС и здравоохранения, направленной на объединение в единое информационное пространство всех заинтересованных участников информационного обмена.
Концепция разработана в соответствии с документами:
- совместный приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19.01.98 N 12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении";
- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.07.99 N 279 "Об основных направлениях информатизации охраны здоровья населения России на 1999 - 2002 годы";
- решение Правления Федерального фонда ОМС от 26.04.2000 N 11 "Концепция информатизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации на 2000 - 2005 годы";
- Закон Ярославской области от 30.06.98 N 15-з "О государственных информационных ресурсах Ярославской области и информационном обеспечении органов государственной власти Ярославской области";
- постановление Губернатора области от 07.12.95 N 298 "О политике в сфере информатизации";
- программа информатизации Ярославской области на 1996 - 2000 годы, утвержденная постановлением Губернатора области от 07.12.95 N 298 "О политике в сфере информатизации".
2. Цели и задачи информатизации
Основная цель информатизации - повышение эффективности использования ресурсов и управляемости системы здравоохранения и ОМС.
Ключевыми задачами, от решения которых зависит реальный вклад информатизации в достижение этой цели, являются:
- повышение качества оказания медицинской помощи на основе повышения уровня информационной поддержки специалистов с помощью информационных систем, включая дистанционные консультативные системы, клинические рекомендации, электронные истории болезни, программно - аппаратные комплексы многопараметрической диагностики, системы контроля качества;
- сокращение расходов на управление отраслью за счет снижения трудоемкости сбора, передачи и обработки информации на всех уровнях управления, оптимизации процессов управления, совместного использования (интеграции) общих информационных ресурсов заинтересованными сторонами;
- повышение уровня квалификации медицинских работников на основе внедрения новых информационных технологий поддержки учебного процесса, включая последипломное образование;
- повышение уровня информационно-справочного обслуживания населения по вопросам охраны здоровья.
Основой реализации данных задач должно стать объединение информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов в единое информационное пространство на базе применения отраслевых и региональных информационных стандартов.
3. Текущее состояние информатизации здравоохранения
Ярославской области
3.1. Административно-управленческие информационные системы и системы медико-статистического учета учреждений здравоохранения
Во всех лечебно-профилактических учреждениях Ярославской области автоматизирована обработка данных по учетным формам "Единый талон амбулаторного пациента" (форма N 025-1 10/у) и "Карта выбывшего из стационара" (форма N 066/у), удовлетворяющие по информативности требованиям Минздрава и Федерального фонда ОМС. Формы утверждены на координационном совете по информатизации департамента здравоохранения и фармации Администрации области от 29.12.97. Тем самым были сформулированы единые требования к первичному документу, информация из которого поступает в информационные системы учреждений здравоохранения. Для специализированных учреждений здравоохранения, таких как онкологический диспансер, противотуберкулезный диспансер, клиническая наркологическая больница, клиническая психиатрическая больница, родильный дом также разработаны и используются учетные стационарные формы для автоматизированной обработки информации.
Компьютерные программы, обрабатывающие данную статистическую информацию, формируют базу данных пациентов, обратившихся за медицинской помощью, все отчетные формы, утвержденные Министерством здравоохранения РФ, реестры счетов на пациентов, застрахованных в системе ОМС, а также любые отчетные формы по всем позициям, содержащимся в данных документах. Реестры счетов представляются в страховые медицинские компании в электронном виде.
В большинстве лечебно-профилактических учреждений Ярославской области используются и другие автоматизированные информационные системы, связанные с медико-статистическим учетом и отчетностью, а также с процессом управления лечебным учреждением:
- экспертиза качества лечения больного;
- движение больных;
- ценообразование и стоимость лечения;
- медико-статистический учет;
- анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
- персонифицированный учет сотрудников (для пенсионного фонда);
- специализированные регистры больных: раковый, туберкулезный, наркологический, психиатрический, пульмонологический, доноров крови, подвергшихся воздействию радиации;
- статистический и финансовый учет деятельности ЛПУ в системе ОМС;
- тестирование среднего медперсонала;
- бухгалтерский учет;
- планово - экономическая деятельность ЛПУ;
- информационно-правовые справочные системы;
- больничная аптека;
- управление иммунизацией.
3.2. Информационные системы органов управления здравоохранением
Информационная система департамента здравоохранения и фармации Администрации области представляет собой ряд автоматизированных рабочих мест:
- контроль документооборота;
- кадры ЛПУ области;
- бухгалтерский учет;
- информационно-справочные службы "Гарант", "Консультант Плюс";
- МЕДСТАТ/МЕДИНФОРМ;
- автоматизированные системы аттестации медицинских работников;
- оценка эффективности работы ЛПУ;
- анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
- анализ младенческой смертности;
- материально - техническая база ЛПУ.
При Управлении здравоохранением мэрии города Ярославля создан справочно - информационный центр по лекарственным средствам, основной задачей которого является обеспечение населения, аптечных работников и врачей оперативной, достоверной и полной информацией о лекарственных средствах. Там же создается единый регистр жителей города Ярославля, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, который используется в системе планирования и контроля отпуска лекарственных средств по льготным рецептам.
В области работает около 150 различных информационных программ и систем административно-управленческого плана, подавляющее большинство из них разработаны в учреждениях здравоохранения области.
3.3. Информационные системы поддержки лечебно-диагностического процесса
В области внедрено более 100 различных автоматизированных программ, используемых непосредственно в процессе диагностики и лечения больных. В первую очередь это системы, установленные на медицинском диагностическом оборудовании: ядерно-магнитном резонаторе, рентгеновских и эмиссионном компьютерных томографах, ангиографическом оборудовании для исследования сосудов, цифровых рентгеновских аппаратах, аппаратах УЗИ, кардиологическом, офтальмологическом оборудовании и др., позволяющие проводить оцифровку графической и видеоинформации. Существенный недостаток данных информационных систем заключается в том, что большинство этих продуктов не совместимо друг с другом и не позволяет различным специалистам обмениваться информацией. В целях дальнейшего повышения качества диагностики и лечения больных специалисты, особенно диагностического профиля, нуждаются в программном обеспечении, использующем унифицированные форматы данных. Такие программы позволят создавать электронный архив изображений, получать твердые копии изображений на лазерном принтере, проводить трехмерное планирование операций по данным компьютерной томографии, различным лечебным учреждениям обмениваться видеоинформацией единого формата.
Многие учреждения здравоохранения используют в своей работе автоматизированные рабочие места специалистов, содержащие большой объем информации о больном, включая его анамнез, жалобы, данные обследований, многочисленную справочную информацию, что способствует повышению эффективности работы врача - специалиста. Надо сказать, что такие программы не имеют пока широкого распространения в учреждениях здравоохранения области, что связано с нехваткой вычислительной техники.
3.4. Телекоммуникационная инфраструктура
Телекоммуникационная инфраструктура области строится на основе принципов, изложенных в Законе Ярославской области "О государственных информационных ресурсах Ярославской области и информационном обеспечении органов государственной власти Ярославской области" и в "Программе информатизации Ярославской области на 1996 - 2000 годы", утверждающих создание единой региональной системы информационно-телекоммуникационного взаимодействия функциональных информационных систем и абонентов.
Благодаря поддержке Администрации Ярославской области и регионального центра Интернет при Ярославском государственном университете некоторые учреждения здравоохранения, Ярославская государственная медицинская академия (ЯГМА), ТФОМС имеют сегодня выход через некоммерческую сеть Free Net в глобальную сеть Интернет (ЯГМА и ТФОМС - по выделенной линии связи, областная клиническая больница - по радиорелейному каналу связи, 11 ЛПУ - по коммутируемым линиям). Все центральные офисы страховых медицинских организаций пользуются службой электронной почты и ресурсами Интернет с доступом по коммутируемым телефонным линиям.
В области работают медицинские WWW-сервера:
- Ярославской областной клинической больницы (http://paracels.yrh.yar.ru/);
- Ярославской государственной медицинской академии (http://gw.yma.ac.ru/);
- ТФОМС (http://www.mif.yar.ru/);
- ЦГСЭН (http://www.cgsen.yar.ru/).
В областной клинической больнице и Ярославской государственной медицинской академии созданы компьютерные классы для выхода в сеть Интернет, имеется бесплатный выход в медицинскую библиотеку Medline.
В области ведется разработка единого медицинского ресурсного сервера при участии департамента здравоохранения и фармации Администрации области, Ярославского государственного университета, Ярославской государственной медицинской академии и Ярославской областной клинической больницы.
Существующая в Ярославской области инфраструктура глобальной компьютерной сети является хорошей базой для более широкого использования телекоммуникационных технологий в здравоохранении и создания областного центра телемедицины. На базе областной клинической больницы отрабатываются технологии дистанционного консультирования больных в режиме on-line и в режиме отложенных консультаций.
3.5. Информационная система ТФОМС
Информационная система ТФОМС обеспечивает автоматизированное выполнение следующих основных элементов технологического процесса:
- учет поступления страховых взносов;
- учет застрахованных;
- проверку реестров счетов за оказание медицинской помощи лицам, застрахованным вне территории Ярославской области;
- учет расчетов с территориальными фондами;
- бухгалтерский учет;
- отчетность по системе ОМС;
- информационно-справочное обслуживание сотрудников по местному и Федеральному законодательству.
В совокупности программные средства ТФОМС достаточно разнородны. В целом они удовлетворяют текущим требованиям функциональных задач ТФОМС и обеспечивают их решение, однако эффективность выполнения этих задач могла быть выше, если бы эти программные средства были интегрированы в единую информационную систему ТФОМС.
В рамках подсистемы учета застрахованных по договору с Администрацией области используется база данных системы учета населения Ярославской области, созданная в областном управлении внутренних дел на основе паспортно - визовой службы.
В рамках подсистемы учета страховых взносов программно - техническими комплексами учета (фирмы Релакс) оснащены все 16 районных представительств, из них 4 в сетевом варианте.
Техническую основу информационной системы ТФОМС составляет локально - вычислительная сеть на 55 рабочих мест с выходом в Интернет по выделенной телефонной линии 115 Кбит/с и два сервера средней мощности.
3.6. Информационные системы страховых медицинских организаций
Информационные системы страховых медицинских организаций нацелены на автоматизацию типового для них набора функций: бухучет, учет договоров страхования и страховых полисов, проверка счетов за оказание медицинской помощи, отчетность и делопроизводство. В силу полной независимости страховых медицинских организаций в выборе методов и средств информатизации своих офисов качественный уровень их информационных систем неравномерен, а программные средства неоднородны. Характерно отсутствие полностью интегрированных комплексов электронной обработки данных. Тем не менее эксплуатируемые сегодня в страховых медицинских организациях программные средства обеспечивают основные технологические процессы их деятельности. Страховые медицинские организации в основном обеспечены компьютерной техникой, все центральные офисы оборудованы локальными сетями.
3.7. Электронный обмен данными в системе ОМС
Персональные счета на оплату медицинской помощи, реестры договоров страхования и страховых полисов, периодическая отчетность и банковские платежные документы относятся к наиболее интенсивным и объемным потокам документов в документообороте между субъектами системы ОМС.
Задача перехода к электронному обмену реестрами персональных счетов между поставщиками медицинской помощи и плательщиками решена совместным приказом ТФОМС и департамента здравоохранения и фармации Администрации области от 11.03.99 N 41/03 о введении в действие с 01.01.99 г. "Положения об электронном обмене данными в системе ОМС Ярославской области" в качестве территориального стандарта. Данное положение определяет требования к формату и кодированию реестров счетов, решений об оплате счетов, запросов в ТФОМС по поводу уточнения страховщиков пациентов и ответов на запросы.
Электронный обмен реестрами договоров страхования, страховых полисов и страхователей между страховщиками и ТФОМС регламентируется Положением о порядке контроля страхового поля, утвержденным ТФОМС.
Форматы электронных файлов "вертикальной" отчетности ТФОМС перед ФФОМС регламентируются требованиями ФФОМС и представляют собой структурированные текстовые файлы системы отчетности "Муссон", либо файлы в формате табличного процессора Excel. Идентичный подход реализован на территориальном уровне отчетности субъектов системы ОМС перед территориальным фондом.
Информационное взаимодействие субъектов системы ОМС подразумевает использование единых классификаторов и справочников. В Ярославской области наряду с общероссийскими и ведомственными классификаторами применяются местные системы кодирования (как например, справочник ЛПУ области, справочник медицинских услуг), если отсутствуют соответствующие классификаторы верхнего уровня.
Реализация электронного обмена данными в системе ОМС области позволила существенно сократить издержки, связанные с ручной обработкой бумажных документов. Вместе с тем очевидна необходимость совершенствования ряда качественных показателей электронного обмена данными (таких как унифицированность, технологичность), необходимость дальнейшего расширения информационного взаимодействия, а также совершенствования организационной стороны разработки, внедрения и сопровождения региональных стандартов электронного обмена данными.
3.8. Выводы
Анализ состояния информатизации здравоохранения и ОМС показывает, что информационные технологии широко используются в практической деятельности всех субъектов системы, они продолжают развиваться и совершенствоваться. Несмотря на существенные достижения информатизации в отдельных учреждениях здравоохранения и системы ОМС, в целом организации остаются разобщенными "информационными островами", что приводит к информационному дефициту на всех уровнях управления. Информационные системы большинства организаций представляют собой набор разнородных, не связанных между собой подсистем. Уровень информационного обеспечения деятельности основного звена здравоохранения - лечащего врача остается низким. Не развита система межведомственного информационно-справочного обслуживания - отсутствует широкий доступ к справочной информации, нормативным, методическим, распорядительным и другим документам, используемым в повседневной деятельности сотрудниками учреждений здравоохранения и ОМС. Никак не решены вопросы защиты персонифицированной информации о здоровье пациентов, хранящейся или передающейся в электронной форме.
Информационные системы муниципального и регионального уровня пока еще далеки от совершенства. Системы анализа заболеваемости достаточно разнородны, в малой степени автоматизированы и не учитывают данные других организаций и ведомств, влияющих на здоровье населения. Нет четко разработанных критериев анализа качества оказания медицинской помощи, не отработаны технологии сбора данных по многим параметрам, без учета которых невозможно провести достоверный анализ ситуации. Потребность в технической оснащенности системы здравоохранения остается достаточно высокой, а достигнутый уровень еще остается тормозом внедрения новых информационных технологий и эффективного использования имеющихся ресурсов. В целом необходимо констатировать, что система здравоохранения и ОМС Ярославской области далеко не полностью использует резервы эффективности, которые заложены в информатизации отрасли и создании полноценного единого информационного пространства.
Основными причинами указанного состояния информатизации являются:
- отсутствие принятых на территории единых требований к информационным системам и их компонентам, связывающих их в единую территориальную информационную систему;
- отсутствие принятого на территории единого регламента взаимодействия всех субъектов информационных отношений;
- недостаточное техническое обеспечение учреждений здравоохранения вычислительной техникой и средствами внутренней (ЛВС) и внешней (Интернет) связи;
- отсутствие развитой инфраструктуры информатизации в составе органов управления здравоохранением и ОМС, обеспечивающих решение вопросов информатизации;
- недостаточно эффективное управление процессом, связанное с недооценкой значения информатизации в управлении здравоохранением;
- недостаточное финансирование работ по информатизации.
4. Основные направления информатизации
Учитывая текущее состояние информационных систем в здравоохранении региона, существующие в нашей стране и за рубежом тенденции развития компьютерных и информационных индустрий, можно выделить следующие основные направления развития информатизации в здравоохранении.
4.1. Информационные системы лечебно-профилактических учреждений
4.1.1. Внедрение унифицированных технологий ведения баз данных населения, обратившегося за медицинской помощью.
4.1.2. Постепенное увеличение количества автоматизированных рабочих мест и организация ввода первичной информации в месте ее возникновения.
4.1.3. Широкое распространение АРМов врачей - специалистов различного профиля с обработкой текстовой, графической и видеоинформации, использующих стандартизованные форматы данных.
4.1.4. Совершенствование систем информационного взаимодействия со страховыми медицинскими организациями.
4.1.5. Дальнейшее развитие организационно-статистических и управленческих информационных систем, направленных на эффективное использование ресурсов лечебного учреждения.
4.1.6. Совершенствование систем оценки, контроля и обеспечения качества и эффективности медицинской помощи.
4.1.7. Интеграция информационных систем ЛПУ на основе сетевых решений, стандартизации данных, постепенный переход к проблемно - ориентированным электронным историям болезней.
4.1.8. Развитие телекоммуникационных медицинских информационных систем в целях дистанционного консультирования, повышения квалификация врачей - специалистов, совершенствования организации научно-методологической помощи.
4.1.9. Создание справочной службы для населения о медицинских услугах, оказываемых на территории области.
4.2. Информационные системы специализированных диспансеров и центров
4.2.1. Мониторинг деятельности специализированных учреждений здравоохранения на основе специализированных регистров.
Для осуществления данного пункта необходимо разработать показатели, характеризующие результаты деятельности и качество лечебно-диагностического процесса специализированных служб.
4.2.2. Развитие информационной системы мониторинга злокачественных новообразований на основе популяционного канцер - регистра.
Здесь, помимо показателей, характеризующих состояние онкологической помощи по данным канцер - регистра, необходимо проведение работ по взаимоувязке с государственным регистром населения области.
4.2.3. Информационно-аналитические системы областного противотуберкулезного диспансера.
В рамках развития Государственной системы мониторинга туберкулеза намечено развитие ряда новых перспективных направлений информатизации противотуберкулезной службы:
- адаптация российских информационных систем к основным требованиям ВОЗ для максимально полного включения России в мировое европейское информационное пространство по данной проблеме;
- мониторинг лекарственно - устойчивого туберкулеза;
- мониторинг за детско-подростковым контингентом диспансера;
- мониторинг лечения туберкулеза на основе анализа эффективности применения различных режимов лечения;
- организация персонифицированной компьютерной флюорокартотеки области;
- разработка блоков экспертной оценки данных по туберкулезу на основе моделирования процесса распространения туберкулеза в области.
4.2.4. Развитие информационно-аналитической системы мониторинга психиатрической заболеваемости.
4.2.5. Информационно-аналитическая система "Наркология".
4.2.6. Разработка информационных технологий диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными.
4.2.7. Дальнейшая актуализация областного регистра пострадавших от радиационного облучения.
4.2.8. Развитие информационных технологий анализа дермато - венерологической службы.
4.2.9. Внедрение областного электронного регистра больных сахарным диабетом.
4.2.10. Совершенствование регистра больных бронхиальной астмой.
4.2.11. Формирование банка данных крови и кровезаменителей.
4.2.12. Дальнейшее развитие информационных систем скорой и неотложной помощи.
4.2.13. Разработка информационно-аналитической системы планирования ресурсов для оказания эффективной медицинской помощи.
4.3. Информационные технологии, направленные на охрану материнства и детства
Информационные системы динамического наблюдения диспансерных групп в акушерстве и гинекологии:
- организация информационной системы мониторинга акушерско-гинекологической службы;
- организация информационной системы мониторинга беременных;
- разработка информационных систем мониторинга здоровья и качества профилактического медицинского обеспечения детского населения.
4.4. Разработка информационных технологий, направленных на профилактику заболеваний
4.5. Дальнейшее развитие региональной компьютерной сети, объединяющей учреждения здравоохранения
Развитие региональной компьютерной сети регламентируется уполномоченным структурным подразделением Администрации области. На сегодняшний день в соответствии с договором от 10.01.2000 N 1/12-36-С фрагмент региональной сети учреждений здравоохранения находится под управлением Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова.
4.6. Создание единого медицинского информационного Интернет - сервера
Медицинский Интернет - сервер Ярославской области должен содержать следующие основные блоки:
- информация о поставщиках лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- информационная система бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- информационно-учебные программы о патологических и неотложных состояниях больных и новых технологиях диагностики и лечения заболеваний;
- информация о специалистах;
- информация о медицинских услугах учреждений здравоохранения;
- научные и учебно - методические разработки в медицине;
- нормативно-правовые акты, приказы и распоряжения органов управления здравоохранением;
- страничка больного.
4.7. Информационные технологии научных и образовательных учреждений
4.7.1. Системы поддержки учебного процесса, включая последипломное образование:
- разработка новых учебных программ для студентов и слушателей факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения и повышения квалификации преподавателей медицинских училищ, ЯГМА по специальности "медицинская информатика";
- организация учебных курсов для студентов всех факультетов ЯГМА по использованию современных информационных технологий;
- внедрение в учебный процесс современных компьютерных программ на основе мультимедиа и Интернет - технологий;
- создание системы последипломной подготовки специалистов здравоохранения по медицинской информатике;
- внедрение единых компьютерных программ для сертификации медицинских сотрудников по всем специальностям в соответствии с государственными стандартами последипломного образования.
4.7.2. Научно - методическое обеспечение учебного процесса и последипломного образования:
- создание электронной медицинской библиотеки Ярославской области на основе Интернет - технологий;
- создание учебного центра медицинской информации для обеспечения медицинских работников региона современной литературой с использованием сети Интернет;
- создание различных медицинских информационно-обучающих систем.
4.8. Информационные системы органов управления здравоохранением
4.8.1. Развитие информационных систем оценки эффективности здравоохранения региона:
- информационно-аналитические системы санитарно - демографической статистики и прогнозирования;
- информационная система анализа качества оказания медицинской помощи населению;
- информационная система оценки эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений.
4.8.2. Разработка областных справочников медицинских услуг и медико-экономических стандартов.
4.8.3. Расширение и развитие автоматизированных систем тестового контроля для врачей различных специальностей.
4.9. Информационные системы ОМС
4.9.1. Совершенствование системы учета застрахованных.
Совершенствование системы учета застрахованных должно быть направлено на повышение ее полноты и достоверности, эффективности использования в системе ОМС.
В основе системы учета застрахованных должны лежать принципы:
- централизации учета на территориальном уровне;
- использования персонального идентификационного номера застрахованного в системе ОМС;
- интеграции с ведомственными системами учета физических лиц (пенсионный фонд, налоговая служба и др.), с государственной системой учета населения;
- использования унифицированных средств удаленного доступа к сводному реестру застрахованных;
- соответствия требованиям ФФОМС по интеграции территориальных систем учета в рамках единой системы ОМС.
Работы по совершенствованию системы учета застрахованных должны осуществляться с учетом технических решений, используемых в автоматизированной системе "Государственный регистр населения" (АС ГРН). Учитывая решение об организации опорной зоны АС ГРН на территории Ярославской области Территориальному фонду целесообразно принять активное участие в отработке типовых проектных решений по взаимодействию системы учета застрахованных с АС ГРН в рамках данного проекта.
4.9.2. Расчет территориальной программы ОМС.
Программное обеспечение расчета территориальной программы должно обеспечивать:
- расчет территориальных нормативов объемов бесплатной медицинской помощи, откорректированных с учетом демографических особенностей и структуры заболеваемости в Ярославской области;
- моделирование и прогноз потребности в медицинской помощи в Ярославской области.
В основе решения указанных задач должна лежать система сбора полной и достоверной информации об объемах потребления и финансирования медицинской помощи в области.
4.9.3. Информационно-справочное обслуживание в системе ОМС.
Создание отраслевой территориальной информационно-справочной системы, как информационного ресурса единого информационного пространства, должно быть направлено на повышение оперативности и качества информационно-справочного обслуживания сотрудников учреждений системы ОМС, а также населения. Информационно-справочная система должна решать следующие задачи:
- предоставление пользователю информации о структуре и деятельности ТФОМС и страховых медицинских организаций;
- обеспечение населения просветительской информацией в сфере ОМС;
- обеспечение пользователей различного рода методической документацией, отчетными формами, образцами документов, а при необходимости интерактивным интерфейсом их заполнения;
- публикация статистической информации в системе ОМС;
- централизованное распространение справочников и классификаторов, используемых в ОМС;
- рассылка периодически обновляемой информации по подписке;
- интерактивное обсуждение вопросов по подписке;
- обеспечение пользователей консультациями специалистов ОМС;
- доступ через "активные страницы" к различным базам данных для формирования текущих сведений (например, поиск в базе застрахованного населения);
- разграничение доступа к ресурсам системы.
4.9.4. Совершенствование технологии финансовых расчетов между территориальными фондами.
Приказ Федерального фонда ОМС от 23.08.2000 N 70 "О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС" открывает возможность автоматизации процессов формирования, передачи, приема и обработки электронных реестров счетов на оплату медицинской помощи, оказанной пациентам за пределами территории страхования. Задача состоит в такой программной реализации этой функции, которая достаточно универсальна и инвариантна по отношению к системам классификации и кодирования медико-экономической информации и способам оплаты. Автоматизированная подсистема взаиморасчетов должна быть поэтапно интегрирована со смежными подсистемами ТФОМС (база данных застрахованного населения, бухучет и др.).
4.9.5. Развитие системы учета, контроля и оплаты медицинской помощи.
Естественным развитием систем медико-экономической экспертизы, реализованных в страховых организациях и ТФОМС, представляется создание системы накопления первичной медико-экономической персонифицированной информации, содержащейся в счетах, и затем системы совокупного статистического анализа этой информации. Данные такого рода, сконцентрированные в масштабе области, представляют собой ценную аналитическую базу для решения многих задач ОМС, в частности, задачи оптимального ценообразования на медицинскую помощь.
4.9.6. Развитие технологии информационного обмена между субъектами системы ОМС.
Учитывая важнейшее значение для системы ОМС информационного обмена между субъектами, целесообразно приложить особые усилия к дальнейшему переходу от бумажного документооборота к электронному с использованием современных сетевых технологий. Перспективными в этом отношении являются бурно развивающиеся сейчас элементы Интернет - технологий для такого класса задач как B2B (Business-to-Business), которые базируются на веб-технологиях, т.е. языках разметки HTML и XML, протоколах HTTP и FTP. Постепенный переход от доставки магнитных носителей к передаче данных по сети в режиме электронной почты, а затем в режиме on-line должен планироваться по мере развития инфраструктуры сети и расширения ее использования субъектами.
4.10. Интеграция информационных систем учреждений здравоохранения с информационными системами других ведомств на базе единого информационного пространства региона
В соответствии с программой информатизации Ярославской области на 1996 - 2000 годы основной целью информатизации здравоохранения является создание на территории области единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности функционирования субъектов системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования, а также реализации конституционных прав граждан на удовлетворение информационных потребностей в системе здравоохранения. Интеграция информационных систем должна проводиться на основе положений областных и федеральных документов аналогичной тематики в рамках Концепции информатизации Ярославской области.
Наиболее рациональным вариантом на первом этапе формирования единого информационного пространства здравоохранения региона является опережающее развитие интегрированной системы информационного обеспечения органов управления путем максимального использования возможностей существующих информационных систем, кооперации и координации работ субъектов информационных отношений.
Для создания эффективно работающей информационно-аналитической системы, направленной на улучшение состояния здоровья населения и повышение качества оказания медицинской помощи, необходимо создать нормативно-правовую базу и разработать технологии информационного взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением с медицинскими образовательными учреждениями, центрами госсанэпиднадзора, департаментом образования, департаментом социального обеспечения, ТФОМС, страховыми медицинскими организациями.
5. Стандартизация информационных систем
Стандартизация в области медицинских информационных систем направлена на достижение совместимости и взаимодействия между независимыми системами, и снижения затрат на их разработку и сопровождение.
Можно выделить четыре основных направления стандартизации.
1. Стандартизация данных в медико-статистических информационных системах.
2. Стандартизация медицинских данных, составляющих электронную историю болезни пациента. Сюда относятся вопросы структуры записи электронной истории болезни, терминов для представления компонентов записи и указания их взаимосвязи, правил хранения, изменения, предоставления записей независимых от используемых технологий и т.д.
3. Стандарты для представления клинических терминов и понятий (системы кодирования, классификаторы).
4. Обеспечение безопасности, защиты и качества индивидуально идентифицируемой медицинской информации.
Эффективность функционирования информационных систем существенно зависит от внедрения стандартов обмена данными и единой системы классификации и кодирования с учетом постановления Правительства Российской Федерации "О развитии единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации" от 01.11.1999 N 1212. Особенно актуальной для информационных систем является проблема стандартизации обмена данными не только внутри системы, но и с участниками информационного взаимодействия.
Наиболее экономичным, технически грамотным и быстрым способом решения проблемы разработки стандарта в информационных системах здравоохранения представляется адаптация к российским условиям разработок организаций международного уровня, специализирующихся на стандартизации электронного обмена данными в соответствующей отрасли. Наиболее перспективными этом отношении являются стандарты европейского комитета по стандартизации в области медицинской информатики CEN/TC251, американского института стандартизации ANSI (HL7, X12N), технического комитета по медицинской информатике международной организации по стандартизации ISO/TC215, стандарты электронного обмена данными для управления, торговли и транспорта EDIFACT. Представляется рациональным апробация стандарта в процессе пилотных проектов с их последующими доработкой и полномасштабным внедрением.
6. Информационная безопасность и защита информации
Целями защиты информации, формирующейся и накапливающейся в системе здравоохранения и ОМС Ярославской области, являются:
- защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности личных данных;
- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
- сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации, включенной в состав государственных информационных ресурсов Ярославской области.
Органами управления здравоохранением и системой ОМС должна быть создана специальная уполномоченная служба, основной задачей которой является защита конфиденциальной информации, используемой в здравоохранении. Все вопросы защиты конфиденциальной информации должны быть оговорены в Положении о защите информации в системе здравоохранения Ярославской области, утверждаемом совместным приказом территориального фонда ОМС и департамента здравоохранения и фармации Администрации области.
Комплекс основных мер по практической реализации защиты информационных ресурсов должен соответствовать федеральным законам, единой технической и технологической политике в области обеспечения информационной безопасности ОМС, осуществляемой Федеральным фондом ОМС, Минздравом России, Администрацией Ярославской области.
7. Организация и координация работ по информатизации
Формой координации работ по информатизации здравоохранения и ОМС Ярославской области должен стать Координационный совет при департаменте здравоохранения и фармации Администрации области, формируемый из представителей органов управления здравоохранением и ОМС, других организаций, занимающихся проблемой информатизации здравоохранения и ОМС, специалистов в области информационных технологий.
Координационный совет по информатизации здравоохранения и ОМС при взаимодействии с управлением информатизации и технических средств Администрации области должен решать следующие основные задачи:
- систематический анализ и обобщение опыта по использованию информационных технологий организациями здравоохранения и ОМС в области, определение первоочередных и перспективных направлений развития сферы информатизации на региональном уровне;
- выработка единых требований к созданию и эксплуатации информационных систем;
- организация межведомственного, межрегионального и международного сотрудничества по вопросам использования эффективных информационных технологий в здравоохранении и ОМС и реализации совместных проектов по созданию единого информационного пространства;
- организация создания и ведения общих информационных ресурсов единого информационного пространства здравоохранения и ОМС области;
- объединение усилий, возможностей, информационных ресурсов учреждений здравоохранения и ОМС, других ведомств в решении проблем, связанных с информатизацией, координация работ, представляющих интерес для большинства организаций, подготовка предложений по интеграции финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов учреждений, а также специализация и кооперация работ между ними с целью исключения дублирования и повышения эффективности затрат на информатизацию путем коллективного использования результатов этих работ;
- создание специальных фондов (с привлечением финансовых средств зарубежных и отечественных инвесторов) для осуществления финансирования и реализации крупных региональных проектов;
- организация участия представителей региона в конференциях, семинарах, выставках, конкурсах, иных мероприятиях по обмену опытом в сфере информатизации здравоохранения и ОМС, проводящихся в России, а также организация подобных мероприятий в Ярославской области;
- организация и координация деятельности субъектов, занимающихся решением проблем информатизации;
- координация деятельности по разработке межведомственных целевых программ в части информационного обеспечения ОМС и здравоохранения и участие в их реализации;
- разработка проектов нормативно-правовых и нормативно-методических документов по вопросам информатизации системы ОМС и здравоохранения.
Особо необходимо на текущем этапе обеспечить проведение комплекса работ по стандартизации, унификации и сертификации средств и систем информатизации, включая системы обеспечения безопасности. Основу комплекса стандартов должны составлять базовые международные, государственные, отраслевые стандарты и документы, направленные на унификацию и обеспечивающие совместимость отечественных информационных систем с зарубежными аналогами. Целесообразно стимулировать с помощью системы поощрительных мер использование стандартизированных средств информатизации и унифицированных технических решений в здравоохранении и ОМС. Задачей органов управления здравоохранением и ОМС является создание организационной инфраструктуры (желательно на базе существующих органов, служб) по контролю соблюдения стандартов, сертификации информационной продукции и услуг и лицензирования деятельности в этой сфере, а также управлению качеством вновь создаваемых систем и средств информатизации, подготовка квалифицированных кадров для работы в данном секторе информатизации (стандартизации).
Координационный совет должен способствовать развитию рынка информационных услуг на территории Ярославской области, в том числе:
- производителей прикладных программных продуктов для здравоохранения и ОМС;
- организаций, формирующих и поддерживающих в актуальном состоянии информационные ресурсы на основе сбора информации от источников;
- организаций, специализирующихся на переработке информации и предоставлении услуг пользователям.
В основе создания единого информационного пространства, развития информационных систем здравоохранения в современных рыночных условиях должен лежать принцип нормативного регулирования со стороны органов управления здравоохранением и ОМС, а не принцип жесткой вертикали в использовании тех или иных программных средств, тех или иных производителей. Это означает, что организации должны соблюдать общепринятые правила, на которых основано единое информационное пространство, но свободны в выборе средств информатизации и поставщиков этих средств.
Необходимо разработать целевую территориальную программу единого информационного пространства в здравоохранении и ОМС Ярославской области.
Решение стратегических задач информатизации системы здравоохранения и ОМС, обеспечивающих повышение эффективности управления и улучшение качества оказания медицинской помощи подразумевает дальнейшее развитие организационных структур, в частности, создание областного медицинского информационного центра и центра телемедицины.
Одна из возможных форм объединения усилий всех заинтересованных организаций в улучшении здравоохранения области на основе информатизации - консорциум таких организаций (учреждений здравоохранения, страховых компаний, поставщиков технических и программных средств, органов управления здравоохранением и ОМС, научных и образовательных учреждений, частных лиц).
Построение функциональных информационных систем и эффективное их использование невозможно осуществить без привлечения квалифицированных кадров, которые смогут обеспечить работоспособность, надежность системы и информационную безопасность. Органам управления здравоохранением необходимо разработать стратегию организации процесса подготовки и переподготовки специалистов, владеющих принципами построения современных информационных систем и технологий.
Управление информатизацией осуществляют органы управления здравоохранением и ОМС.
Контроль за состоянием и процессом информатизации системы ОМС осуществляет Правление Территориального фонда ОМС.
8. Финансирование работ по информатизации
Предполагаемые источники финансирования разработок: бюджетные, внебюджетные и иные источники, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.
Список принятых сокращений
АС ГРН - автоматизированная система "Государственный регистр населения"
БД - база данных
ВОЗ - Всемирная Организация Здравоохранения
ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения
ОМС - обязательное медицинское страхование
СМО - страховая медицинская организация
ТФОМС - территориальный фонд обязательного медицинского страхования
ЛВС - локальная вычислительная сеть
План
мероприятий по реализации положений концепции информатизации
здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования
Ярославской области на 2001 - 2005 годы
(утв. постановлением Губернатора Ярославской области от 23 апреля 2001 г. N 251)
Наименование документа, мероприятия |
Срок испол- нения |
Исполнители |
1 | 2 | 3 |
1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ |
||
1.1. Контроль за реализацией законов в области информатизации здравоохранения: - приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.07.99 N 279 "Об основных направлениях развития информатизации охраны здоровья населения России на 1999 - 2002 годы"; - совместный приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19.01.98 N 12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении"; - концепция информатизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации на 2000 - 2005 годы, утвержденной Правлением Федерального фонда ОМС 26.04.2000; - закон Ярославской области от 14.06.98 N 15-з "О государственных информационных ресурсах Ярославской области и информационном обеспечении органов государственной власти Ярославской области"; - постановление Губернатора области от 07.12.95 N 298 "О политике в сфере информатизации". 1.2. Разработка целевых территориаль- ных программ информатизации здравоох- ранения и системы ОМС 1.3. Подготовка нормативных актов по созданию единой системы межведомствен- ного обмена информацией |
постоянно 2002 - 2005 2002 - 2005 |
департамент здравоохранения и фармации Администрации области, руководители учреждений здравоохранения области, территориальный фонд обязатель- ного медицин- ского страхова- ния департамент здравоохранения и фармации Администрации области, территориальный фонд обязатель- ного медицин- ского страхова- ния |
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ И СИСТЕМЫ ОМС |
||
2.1. Подготовка и принятие единых стандартов сбора, обмена, защиты, обработки и передачи персональных и обобщенных медико-социальных данных 2.2. Разработка базового стандарта построения сообщений в системе ОМС на основе существующих международных медико-статистических стандартов 2.3. Разработка положения об электронном обмене данными о больных, обратившихся за медицинской помощью, между ЛПУ и органами управления здравоохранением области 2.4. Разработка информационно- аналитической системы оценки состояния здоровья населения региона 2.5. Создание системы учета застрахо- ванных на территории Ярославской области в соответствии с едиными правилами ФФОМС 2.6. Организация системы передачи данных о застрахованном населении в лечебно-профилактические учреждения 2.7. Организация информационного взаимодействия системы здравоохранения с другими ведомствами |
2001 - 2002 2005 2002 2003 2001 - 2004 2001 - 2002 2003 |
департамент здравоохранения и фармации Администрации области, территориальный фонд обязатель- ного медицин- ского страхова- ния департамент здравоохранения и фармации, областная клиническая больница территориальный фонд обязатель- ного медицин- ского страхова- ния департамент здравоохранения и фармации Администрации области, территориальный фонд обязатель- ного медицин- ского страхова- ния |
3. ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКИЕ МОНИТОРИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ |
||
3.1. Оценка деятельности ЛПУ 3.2. Информационные системы лицензиро- вания и аккредитации в здравоохранении 3.3. Анализ материально - технической базы учреждений здравоохранения 3.4. Развитие специализированных регистров по направлениям медицины 3.5. Мониторинг за состоянием здоровья детского населения 3.6. Мониторинг организации и качества иммунопрофилактики 3.7. Мониторинг беременных и органи- зации акушерско-гинекологической помощи |
2001 2003 - 2004 2001 - 2003 2001 - 2005 2002 - 2003 2001 - 2002 2001 - 2002 |
департамент здравоохранения и фармации Администрации области |
4. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО - СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ | ||
4.1. Создание медицинских информацион- ных ресурсов на основе Web-технологий, обеспечивающих всем организациям, специалистам и слоям населения равный доступ в пределах их полномочий 4.2. Создание справочной службы для населения о медицинских услугах, оказываемых на территории области 4.3. Разработка систем социального опроса об удовлетворенности населения в медицинской помощи |
2002 2001 - 2002 2001 - 2005 |
департамент здравоохранения и фармации Администрации области, территориальный фонд обязатель- ного медицин- ского страхова- ния |
5. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ОМС |
||
5.1. Разработка стандартов для построения информационных и телекоммуникационных систем 5.2. Дальнейшее развитие региональной компьютерной сети, объединяющей учреждения здравоохранения и ОМС: - обеспечение учреждений здравоохранения и ОМС средствами телекоммуникаций; - подключение учреждений здравоохранения к сети YARNET. 5.3. Внедрение телемедицинских технологий, создание областного центра телемедицины 5.4. Создание областного распределен- ного информационно-вычислительного центра для внедрения и поддержки работы информационных систем лечебно- профилактических учреждений и органов управления здравоохранением |
2001 - 2002 2001 - 2003 2002 2003 |
департамент здравоохранения и фармации Администрации области, Администрация Ярославской области департамент здравоохранения и фармации Администрации области, территориальный фонд обязатель- ного медицин- ского страхова- ния |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Ярославской области от 23 апреля 2001 г. N 251 "О концепции информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2001 - 2005 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст настоящего постановления опубликован в газете "Губернские Вести" N 31(1084) от 25 апреля 2001 г.
Постановлением Губернатора Ярославской области от 3 апреля 2006 г. N 254 настоящее постановление снято с контроля