Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Ярославской области
от 15 октября 1998 г. N 176-п
Положение
о порядке размещения объектов дорожного сервиса
на территории Ярославской области
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в развитие "Временного положения об автомобильных дорогах общего пользования и дорожных сооружениях на территории Ярославской области", утвержденного постановлением Главы Администрации области от 28.10.93 N 279, с учетом требований Градостроительного и Гражданского кодексов Российской Федерации, в целях урегулирования отношений, возникающих при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов дорожного сервиса, повышения качественных характеристик данных объектов, безопасности дорожного движения и благоустройства автодорог в целом.
Положение определяет порядок размещения объектов дорожного сервиса, правила и порядок экономического планирования системы автодорог области с учетом их взаимосвязи с объектами дорожного сервиса, содержит в дополнение к действующим нормативам по проектированию и строительству автодорог градостроительные и типологические требования, связанные благоустройством и безопасностью движения.
Действие настоящего Положения распространяется на все автомобильные дороги общего пользования Ярославской области, за исключением федеральных автодорог.
2. Понятие объекта дорожного сервиса и требования к его размещению
2.1. Понятие объекта дорожного сервиса
Под объектом дорожного сервиса в целях настоящего Положения понимается комплексный градостроительный объект, неразрывно связанный с автомобильной дорогой конкретными инженерно-техническими элементами, элементами благоустройства и безопасности дорожного движения.
При этом в качестве элементов в состав объекта дорожного сервиса включаются: здания, сооружения, инженерно-технологические системы обслуживания автотранспорта (заправочные станции, авторемонтные площадки, автомойки), инженерные системы очистки, пожаротушения, водообеспечения и водоотведения, дорожные элементы (подъезды, съезды, площадки для стоянки автомобилей, примыкания), средства освещения и организации движения (знаки, разметка), элементы архитектурно-ландшафтного благоустройства. Их целесообразное сочетание зависит от положения площадки строительства в общей системе автомобильных дорог на территории области и конкретных условий ее местоположения.
Набор элементов объекта дорожного сервиса, необходимых для оказания услуг, требующих единого технологического процесса, инженерного оборудования и обустройства, образует отдельный объект дорожного сервиса. Стандартная классификация отдельных объектов дорожного сервиса включает в себя: площадку для отдыха, аварийную площадку, автостоянку, автозаправочную станцию, станцию технического обслуживания, автомобильную мойку, придорожное кафе, дорожную гостиницу, кемпинг, мотель.
Автосервисным комплексом следует считать определенным образом сгруппированные объекты дорожного сервиса.
Объекты дорожного сервиса являются составной частью благоустройства автомобильной дороги как единого инженерно-пространственного сооружения, должны соответствовать по своему составу выполняемой дорогой транспортной работе, выступать средствами улучшения экологической обстановки на территориях, прилегающих к автомобильной дороге, и обеспечивать, в связи с этим, предоставление следующих основных услуг:
- кратковременный отдых (с питанием);
- заправка автомобиля топливом и ремонт;
- длительный отдых (с питанием и организацией ночлега);
- санитарно-гигиенические услуги;
- сбор мусора.
В целях повышения безопасности дорожного движения в качестве дополнительных к основным целесообразно обеспечивать предоставление услуг:
- телефонной связи;
- первой медицинской помощи;
- передвижной технической помощи;
- мойке автомобилей (на въездах в крупные населенные пункты).
Объекты дорожного сервиса являются средствами социально-экономического стимулирования развития территорий тех территориально административных образований, по которым проходит автомобильная дорога, в связи с чем они должны быть экономически рентабельными в общей системе автомобильных дорог области.
2.2. Основные требования к размещению объектов дорожного сервиса
Размещение объектов дорожного сервиса происходит в специальных зонах автомобильных дорог - придорожных полосах, полосах отвода и требует особого регулирования отношений, возникающих между их собственниками (владельцами) и уполномоченными органами на всех этапах размещения объекта и в процессе его эксплуатации. При этом отношения, связанные с содержанием и эксплуатацией объектов дорожного сервиса, определяются в форме договорных обязательств.
Процедура размещения объектов дорожного сервиса (выбор участка, проектирование и строительство) осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ в области земельных отношений и градостроительства, пожарной и экологической безопасности, нормативными правовыми актами Ярославской области и на основании решений о предоставлении земельных участков для строительства, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований, согласованных в установленном порядке.
Основные требования к проектированию и строительству объектов дорожного сервиса определены действующими нормативами по проектированию и строительству автомобильных дорог, объектов обслуживания автотранспорта, жилых и общественных зданий, нормативами по безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями.
2.3. Дополнительные требования к размещению объектов
К дополнительным следует отнести особые требования к проектированию и строительству (реконструкции) объектов дорожного сервиса как многофункциональных комплексов, связанные с обеспечением полноценного функционирования (эксплуатации) автодороги, с безопасностью дорожного движения, пожарной безопасностью и экологической защитой окружающих территорий.
В качестве дополнительными выступают следующие требования:
1) В придорожных полосах автодорог запрещается строительство капитальных зданий и сооружений за исключением объектов дорожной службы и объектов дорожного сервиса. Данное положение не распространяется на объекты, находящиеся в эксплуатации, а также начатые строительством на день вступления в силу настоящего Положения.
2) В составе объектов дорожного сервиса запрещается размещение зданий капитального характера в границах полосы отвода автомобильной дороги.
3) Сооружения и приспособления временного характера объекты дорожного сервиса, устанавливаемые в границах полосы отвода, должны размещаться на площадках, оборудованных для остановок автотранспорта. Размещение сооружений и приспособлений временного характера должно осуществляться с учетом выполнения нормативных требований по обеспечению видимости.
4) Размещение объектов дорожного сервиса - зданий и сооружений капитального характера в придорожных полосах автомобильных дорог, а также сооружений и приспособлений временного характера в полосе отвода должно быть согласовано с соответствующими органами управления дорожным хозяйством и подразделениями государственной инспекции безопасности дорожного движения.
5) Все расходы по обустройству, ремонту и содержанию объектов, расположенных в придорожных полосах, несут их собственники и владельцы.
3. Государственное регулирование процедуры размещения объектов
дорожного сервиса
Процедура размещения объектов дорожного сервиса и (или) их комплексов является предметом градостроительного регулирования и требует совершенствования на всех этапах формирования объектов дорожного сервиса и их последующего функционирования.
3.1. Процедура размещения объектов дорожного сервиса:
Решение о предоставлении земельного участка для размещения автосервисных комплексов и отдельных объектов дорожного сервиса принимается органами местного самоуправления муниципального образования на основе представленных в установленном порядке необходимых документов с учетом заключения областной межведомственной комиссии по развитию сервисного обслуживания на автодорогах области (далее - МВК). При отводе земельных участков для этих целей необходимо руководствоваться утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией уровня проекта застройки.
Процедура размещения объекта (объектов) дорожного сервиса состоит из пяти этапов:
1. Разработка технико-экономического обоснования предполагаемого к строительству объекта дорожного сервиса с обязательным рассмотрением на МВК.
2. Предпроектная подготовка строительства, в том числе выбор, согласование земельного участка, сбор технических условий для проектирования.
3. Проектирование.
4. Отвод земельного участка в натуре с оформлением документов на землю.
5. Строительство объекта (объектов) с последующей госприемкой готового объекта (объектов) в эксплуатацию и закрепление его статуса как объекта недвижимости.
Предпроектная стадия включает в себя согласования земельного участка строительства объекта (объектов в составе комплекса) на основе обоснований (расчетов) инвестиций в строительство, выполненных в соответствии со "Сводом правил о порядке разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" СП 11-101-95 и требованиями данного Положения.
В зависимости от местоположения объекта (объектов) в общей системе автомобильных дорог области, количества отдельных объектов в составе комплекса и его значимости с архитектурно-градостроительной точки зрения на рассмотрение МВК дополнительно должны быть представлены следующие документы:
- расчет вместимости объекта (объектов в составе комплекса);
- размеры необходимого земельного участка для размещения объекта (объектов в составе комплекса с выделением участка первой очереди строительства);
- набор обязательных согласований места размещения объекта (объектов) с органами: экологии, управления автодорогами, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, а также органами, уполномоченными распоряжаться земельными участками;
- для автозаправочных станций - характеристики оборудования.
В составе обоснования инвестиций на строительство автосервисного комплекса помимо вышеперечисленных документов на рассмотрение МВК должно быть представлено:
- схема генерального плана (функционального зонирования комплекса) с расположением объектов и необходимых в их составе инженерных сооружений, основных сетей и основных объемов благоустройства;
- схема транспортной привязки (организации) объекта (объектов в составе комплекса) с учетом обеспечения безопасности движения и установки освещения и знаков;
- основные объемы дорожного строительства, включая восстановление сооружений и эксплуатационных элементов автодороги в границах полосы отвода;
- при необходимости (по требованию надзорных служб) специальные обоснования (расчеты) санитарно-эпидемиологической и противопожарной безопасности;
- укрупненные экономические расчеты затрат на строительство и благоустройство комплекса;
- необходимый набор технических условий проектирования;
- проект документа, определяющего условия пользования земельным участком, как основа учета в системе территориально-экономического планирования автодорог объектов дорожного сервиса;
- проект договорных обязательств с органом управления автодорогой относительно условий обслуживания и эксплуатации объекта.
Для автосервисных комплексов особой значимости с ландшафтно-градостроительной точки зрения (по запросу МВК предоставляется):
- анализ ландшафтно-градостроительной ситуации и эскизные архитектурно-композиционные проработки.
По желанию инвестора в составе обоснования инвестиций могут быть выполнены маркетинговые исследования (расчеты рентабельности объекта) для более точной оценки будущего объекта.
МВК в установленном порядке рассматривает представленные документы и выносит соответствующее заключение о целесообразности размещения объекта или комплекса на рассматриваемом земельном участке, содержащее рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований.
3.2. Регистрация строящихся объектов дорожного сервиса
В целях контроля за проектированием и строительством объектов дорожного сервиса, создания единой системы их учета на различных стадиях строительства, получения достоверной оперативной информации о состоянии и объемах строительства данных объектов, в установленном порядке осуществляется регистрация объектов дорожного сервиса по следующей системе:
- Выбор участка под застройку, включая:
инвестиционные намерения, целесообразный с точки зрения освоения земельный участок (под определенное стратегией градостроительного развития целевое использование), система взаимных обязательств субъектов градостроительства, правовая основа осуществления строительства.
- Строящийся объект, включая:
проектные намерения, фактическое выполнение необходимых объемов строительных работ, готовность объекта к госприемке.
- Готовый объект недвижимости, включая:
сдача в эксплуатацию, оформление прав на землю, государственная регистрация прав на объект как недвижимое имущество.
При этом в систему регистрации должны включаться экономические показатели, отражающие размер произведенных инвестиций при размещении каждого конкретного объекта дорожного сервиса.
Установить, что настоящая регистрация производится непосредственно с момента создания на территории области "Регионального регистра объектов дорожного сервиса, проектируемых и строящихся на территории Ярославской области".
3.3. Объекты дорожного сервиса как элементы планирования (кадастра)
системы автомобильных дорог области
При планировании развития сети автомобильных дорог области в обязательном порядке учитывается размещение и функционирование объектов дорожного сервиса, что должно найти отражение в системе планировочных показателей по отдельным автодорогам на территории области.
При этом в качестве основных составляющих повышения экономической эффективности автодорог за счет формирования сервисных услуг выступают:
- организация долевого участия собственников (владельцев) объекта дорожного сервиса в благоустройстве автомобильной дороги;
- поступление обязательных платежей в бюджеты соответствующих уровней в процессе размещения и функционирования объектов дорожного сервиса.
К косвенным показателям повышения эффективности автодорог за счет формирования сервисных услуг относятся:
- создание дополнительных рабочих мест (социально-экономический фактор);
- повышение класса автодорог за счет совершенствования благоустройства и уровня комфортности;
- экологическая защита особо ценных природных территорий от воздействия автодорог.
4. Порядок разрешения споров
Разрешение споров, возникающих в процессе строительства (реконструкции), ремонта и эксплуатации объектов дорожного сервиса осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.