Решение Арбитражного суда Ярославской области
от 4 августа 2006 г. N А82-4865/2006-20
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 февраля 2007 г. по делу N А82-4865/2006-20 настоящее решение оставлено без изменения
Муниципальное учреждение "Служба Заказчика" (далее - Учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 2 по Ярославской области(далее - Инспекция, налоговый орган) о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 16775,22 руб. с привлечением к участию в деле на стороне ответчика третьих лиц - Государственного учреждения Управление ПФР по Ростовскому муниципальному округу Ярославской области и Управления Федерального казначейства по Ярославской области.
В судебном заседании заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просит возвратить 96153,46 руб. страховых взносов, ошибочно перечисленных на накопительную часть трудовой пенсии и взыскать 3254,51руб. процентов, исчисленных в порядке, установленном п. 9 ст. 78 Кодекса.
Изменение размера исковых требований рассмотрено и принято судом.
Налоговый орган и Управление Федерального казначейства по Ярославской области представили отзывы, согласно которых возражают против требований заявителя.
Государственное учреждение Управление ПФР по Ростовскому муниципальному округу Ярославской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в заседание не явилось, не возражает против рассмотрения дела без участия его представителя, представило отзыв и сведения о состоянии расчетов Учреждения на 31.07.2006.
Дело рассмотрено судом без участия представителя Государственного учреждения Управление ПФР по Ростовскому муниципальному округу Ярославской области в соответствие с п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10 часов 04.08.2006г.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, суд признал требования заявителя подлежащими удовлетворению частично с учетом следующего.
Заявитель платежными поручениями от 25.01.2006г. N 20, от 26.01.2006г. N 21, от 08.02.2006г. N 119, 120,121 и 122 перечислил страховые взносов на страховую часть трудовой пенсии с ошибочно указанным кодом бюджетной классификации, вследствие чего уплаченные суммы взносов учтены как страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. В результате допущенной ошибки возникла задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 44783,46 руб. и переплата по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 96143,46 руб.(с учетом задолженности по состоянию на 01.01.2006г., начислений 1 полугодия 2006г. и платежей, поступивших от страхователя за период с 01.01.2006г. по31.07.2006г).
Обнаружив допущенную ошибку, Учреждение обращалось в налоговый орган и Управление Пенсионного фонда о возврате излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в котором ему отказано по причине того, что эти действия не отнесены в компетенции данных органов.
Управление и налоговый орган, согласно отзывам, подтверждают наличие у заявителя переплаты в спорной сумме.
Суд полагает, что доводы налогового органа об отсутствии у него полномочий на возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов не соответствуют действующему законодательству.
Согласно п. 2 ст. 32 Налогового Кодекса РФ, налоговые органы помимо обязанностей, указанных в пункте первом этой статьи, несут и другие обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами
В соответствии с абзацем третьим статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон, Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Статья 25 Закона также указывает на то, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, регулирующим деятельность налоговых органов.
Права и обязанности страховщика установлены статьей 13 Закона, при этом страховщику предоставлено право на осуществление возврата страховых взносов только при невозможности установить, за каких застрахованных лиц они уплачены, обязанность производить зачет (возврат) излишне уплаченных взносов за установленных застрахованных лиц на Пенсионный фонд не возложена.
Поскольку, согласно статьи 25 Закона, контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, к спорным правоотношениям подлежат применению общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, в том числе определяющие порядок зачета (возврата) излишне уплаченных сумм.
Кроме того, Федеральная налоговая служба в соответствии с Приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004года N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" является главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, принимающим в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о пенсионном страховании решение о возврате.
Факт излишней уплаты страховых взносов в сумме МУ "Служба заказчика" подтвержден материалами дела и не опровергается ответчиком, указанная сумма признана судом подлежащей возврату.
Вместе с тем, суд отказывает во взыскании 3254,51 руб. процентов, поскольку установленный п. 9 ст. 78 Кодекса порядок, согласно п. 13 указанной статьи распространяется только на налоги, поступающие во внебюджетные Фонды, к которым страховые взносы не относятся.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд возвращает МУ "Служба Заказчика" 562руб.88 коп. государственной пошлины, составляющей разницу между госпошлиной, подлежащей уплате в соответствии с подп. 1 ст. 333.21, п. 1 ст. 333.22 НК РФ и государственной пошлиной, подлежащей возврату согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.40 Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд, решил:
Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 2 по Ярославской области возвратить Муниципальному учреждению "Служба Заказчика" (зарегистрированному Администрацией Ростовского муниципального округа 27.06.2006г. N 650, расположенному по адресу: г.Ростов, ул.Ленинская, 58-а, ИНН 7609012439):
96153 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, учитываемых в качестве переплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
Возвратить МУ "Служба Заказчика" из федерального бюджета 562руб.88 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 17.05.2006г. N 807.
Во взыскании 3254,51 руб. процентов отказать.
В остальной части производство по делу прекратить по п. 4 ч.1 ст. 150 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 4 августа 2006 г. N А82-4865/2006-20 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Ярославской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 февраля 2007 г. по делу N А82-4865/2006-20 настоящее решение оставлено без изменения