Постановление Администрации Ярославской области
от 12 сентября 2007 г. N 392-а
"Об областной целевой программе "Развитие малоэтажного строительства на территории Ярославской области" на 2008-2009 годы"
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 687-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 июля 2009 г.
В целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", снижения стоимости и сроков строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения, решения социальных задач обеспечения жильем путем создания условий для развития малоэтажного строительства на территории Ярославской области Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие малоэтажного строительства на территории Ярославской области" на 2008-2009 годы (далее - Программа).
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в течение периода действия Программы в установленном порядке включать ее в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.
3. Департаменту градостроительства и архитектуры Ярославской области (Брандуков Д.И.), департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) при разработке областного бюджета на 2008 и 2009 годы предусматривать средства на реализацию Программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области рассмотреть вопрос о наличии территорий, пригодных и востребованных для малоэтажного жилищного строительства.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Епанешникова А.В.
Председатель Правительства - |
И.И.Скороходова |
Областная целевая программа "Развитие малоэтажного строительства на территории Ярославской области" на 2008-2009 годы
(утв. постановлением Администрации Ярославской области от 12 сентября 2007 г. N 392-а)
Паспорт программы
Наименование Программы | областная целевая программа "Развитие малоэтажного строительства на территории Ярославской области" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
постановление Губернатора области от 17.04.2007 N 322 "О разработке проекта областной целевой программы" |
Государственный заказчик Программы |
департамент градостроительства и архитектуры Ярославской области |
Основной разработчик Программы |
департамент градостроительства и архитектуры Ярославской области |
Цели и задачи Программы | цель Программы - обеспечение роста объемов строительства быстровозводимых малоэтажных жилищных объектов (далее - малоэтажное строительство); задачи Программы: - оказание помощи муниципальным образованиям области: в формировании земельных участков для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства; в обеспечении земельных участков, отведенных для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства, инженерной инфраструктурой; - создание условий для привлечения инвесторов и реализации на территории области инвестиционных проектов по развитию малоэтажного строительства |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы |
- количество земельных участков, в отношении которых осуществлена градостроительная подготовка; - протяженность построенных сетей и объектов инженерно-технического обеспечения; - общий объем планируемого малоэтажного строительства по результатам аукционов |
Сроки и этапы реализации Программы |
2008-2009 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
общая стоимость Программы - 163,68 млн. рублей за счет средств областного бюджета, в т.ч. по годам: 2008 год - 79,15 млн. рублей; 2009 год - 84,53 млн. рублей. Средства местных бюджетов привлекаются на условиях софинансирования |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- обеспечение градостроительной подготовки 16 земельных участков для малоэтажного строительства; - обеспечение строительства 76,8 километра сетей и объектов инженерной инфраструктуры; - обеспечение планируемого объема малоэтажного строительства по результатам аукционов - 120 тысяч квадратных метров |
Ответственные лица для контактов |
заместитель Губернатора области Епанешников Андрей Васильевич, тел. 72-83-21; директор департамента градостроительства и архитектуры Ярославской области - главный архитектор области - Брандуков Дмитрий Ильич, тел. 25-62-13 |
Общая потребность в ресурсах *
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2008 | 2009 | |||
Трудовые ресурсы | - | - | - | |
Финансовые ресурсы (с учетом софинансирования из местных бюджетов): |
млн. руб. | 202,71 | 97,74 | 104,97 |
- областной бюджет | млн. руб. | 163,68 | 79,15 | 84,53 |
- другие источники | ||||
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие) |
- | - | - |
* Предполагается привлечение средств из местных бюджетов на условиях софинансирования в сумме 39,03 млн. рублей, в том числе по годам: в 2008 году - 18,59 млн. рублей, в 2009 году - 20,44 млн. рублей.
I. Содержание проблемы
Сложившаяся в настоящее время в Ярославской области система градорегулирования и землепользования недостаточно стимулирует привлечение частных инвестиций в строительную сферу, а главное - в жилищное строительство. Малоэтажное строительство наиболее привлекательно для населения как с точки зрения наличия приусадебного участка, так и комфортных условий проживания.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (далее - аукцион). При этом комплексное освоение земельного участка включает в себя: подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования.
Аукцион проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет. Следовательно, только сформированный и прошедший государственный кадастровый учет земельный участок может быть выставлен на аукцион. Кроме того, согласно Земельному кодексу Российской Федерации, жилищное строительство может осуществляться только на земельных участках, которые входят в состав земель населенных пунктов, а освоение значительных территорий для жилищного строительства далеко не всегда может быть обеспечено в пределах существующих границ населенных пунктов. Возникает необходимость перевода земельных участков из состава земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Одной из проблем для муниципальных образований области является отсутствие финансовых возможностей произвести градостроительную подготовку территорий, земельных участков для аукциона, т.е. действия по формированию земельных участков (производству землеустроительных работ), проведению государственного кадастрового учета подготовленных и сформированных земельных участков, переводу земельных участков из состава земель иных категорий в земли населенных пунктов (при необходимости), обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, проведению аукционов по предоставлению подготовленных и сформированных земельных участков в целях комплексного освоения и осуществления малоэтажного строительства. Строительство сетей и объектов инженерно-технического обеспечения за пределами земельного участка является затратным, что препятствует освоению новых территорий, пригодных для малоэтажного строительства.
По данным Росстатистики, в 2005 году в Ярославской области всего было введено в эксплуатацию 223,7 тысячи квадратных метров жилья, из них 82,4 тысячи квадратных метров индивидуальных жилых домов, что составило 36,8 процента от общего ввода жилья. В 2006 году всего было введено в эксплуатацию 246,5 тысячи квадратных метров жилья, из них 46,1 тысячи квадратных метров - индивидуальных жилых домов, что составило 18,7 процента от общего ввода жилья. Прирост ввода жилья в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 10,2 процента, при этом ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов снизился на 44,1 процента. В то же время наличие земельных ресурсов, свободных от прав третьих лиц и возможных для использования в целях малоэтажного строительства, составляет более 200 гектаров.
В обязанности органов исполнительной власти области входит осуществление необходимых мер содействия развитию территорий муниципальных образований области, существенно необходимых для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека.
С целью обеспечения доступности и увеличения объемов вводимого в эксплуатацию малоэтажного жилья необходима финансовая поддержка муниципальных образований области в градостроительной подготовке земельных участков для их комплексного освоения, в подведении к этим участкам инженерных сетей. Данная поддержка будет осуществляться посредством реализации настоящей Программы с применением программно-целевого метода, обеспечивающего поэтапное достижение поставленной цели, увязку бюджетных финансовых ресурсов с максимальной управляемостью и контролем результативности мероприятий.
II. Основные цели и задачи программы
Целью реализации Программы является обеспечение роста объемов малоэтажного строительства.
Для достижения указанной цели в ходе реализации Программы решаются следующие задачи:
- оказание помощи муниципальным образованиям области:
в формировании земельных участков для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства;
в обеспечении земельных участков, отведенных для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства, сетями и объектами инженерно-технического обеспечения;
- привлечение инвесторов и реализация на территории области проектов по развитию малоэтажного строительства.
III. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 2008-2009 годы.
На первом этапе в 2008 году будет осуществлена градостроительная подготовка 8 земельных участков и построено 38,4 километра сетей и объектов инженерно-технического обеспечения (газоснабжение, электроснабжение).
На втором этапе в 2009 году будет осуществлена градостроительная подготовка 8 земельных участков и построено 38,4 километра сетей и объектов инженерно-технического обеспечения (газоснабжение, электроснабжение).
IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы
Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов:
- создание условий для обеспечения инженерной инфраструктурой районов малоэтажной застройки;
- создание условий для привлечения инвесторов и реализации на территории области проектов по развитию малоэтажного строительства;
- достижение планируемого объема малоэтажного строительства по результатам аукционов в размере 120 тысяч квадратных метров;
- градостроительная подготовка 16 земельных участков;
- строительство 76,8 километра сетей и объектов инженерно-технического обеспечения (газоснабжение, электроснабжение);
- повышение эффективности использования земельных ресурсов и развитие территорий муниципальных образований области.
Оценка эффективности реализации Программы проводится в соответствии с методикой, указанной в приложении к Программе.
V. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации
программы
1. Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком - департаментом градостроительства и архитектуры Ярославской области (далее - госзаказчик Программы) и в установленном порядке - муниципальными образованиями области.
Госзаказчик Программы осуществляет:
- нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
- разработку предложений об объемах финансирования мероприятий Программы и порядка предоставления субсидий на реализацию Программы из средств областного бюджета;
- организацию информационного сопровождения Программы;
- координацию деятельности муниципальных образований области в ходе реализации Программы;
- в установленном порядке контроль за исполнением Программы, подготовку и представление отчетов о ходе выполнения Программы за соответствующий год;
- предоставление субсидий муниципальным образованиям области в соответствии с порядком предоставления субсидий на реализацию Программы из средств областного бюджета.
Орган местного самоуправления муниципального образования области в установленном порядке осуществляет:
- анализ имеющихся земельных участков, свободных от прав третьих лиц, на предмет востребованности и возможности использования их для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства;
- градостроительную подготовку земельных участков для комплексного освоения в целях малоэтажной застройки, в т.ч. строительство сетей и объектов инженерно-технического обеспечения;
- проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения с соблюдением требований трехсторонних соглашений, заключенных госзаказчиком Программы с органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) и поселения;
выдачу разрешений на строительство объектов и на ввод объектов в эксплуатацию;
земельный контроль за использованием земель поселения (городского округа).
2. Для участия в Программе органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области направляют госзаказчику Программы заявку на участие земельных участков в отборе для малоэтажного строительства (далее - заявка), оформленную в соответствии с постановлением Администрации области от 02.04.2007 N 114 "О создании комиссии по рассмотрению предложений по строительству малоэтажных жилищных объектов на территории Ярославской области", в следующие сроки:
на 2008 год - в срок до 15 февраля 2008 года;
на 2009 год - в срок до 01 июля 2008 года. Рассмотрение заявок осуществляется в порядке, предусмотренном указанным постановлением.
2.1. По результатам рассмотрения заявок комиссия по рассмотрению предложений по строительству малоэтажных жилищных объектов на территории Ярославской области (далее - комиссия) принимает решение о проведении госзаказчиком Программы с участием органов местного самоуправления муниципального района (городского округа) и поселения работы по градостроительному обоснованию возможности и целесообразности использования земельных участков для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства (далее - градостроительное обоснование).
В рамках градостроительного обоснования выполняется эскизный проект планировки, в составе которого определяются:
- границы земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства;
- характеристики и параметры застройки в пределах земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства;
- потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры, необходимая мощность сетей и объектов инженерно-технического обеспечения;
- границы земельных участков для сетей и объектов инженерно-технического обеспечения за пределами земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства.
На основании эскизного проекта планировки выполняется технико-экономическое обоснование проекта строительства объектов и сетей инженерно-технического обеспечения до границ земельного участка, сметный расчет стоимости строительства сетей, определяется предварительный размер субсидии из областного бюджета.
Отчет о результатах градостроительного обоснования подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселения и муниципального района, на территории которых находится предлагаемый земельный участок.
2.2. Согласованный отчет о результатах градостроительного обоснования поступает на рассмотрение комиссии.
По результатам рассмотрения отчета комиссия отбирает участки, предназначенные для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства, и принимает решение о возможности и объемах финансирования из областного бюджета градостроительной подготовки отобранных участков.
Отбор участков, предназначенных для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства, для включения в Программу осуществляется по следующим критериям:
- площадь земельного участка составляет не менее 3 гектаров;
- наличие и близость инфраструктуры;
- наличие и полнота градостроительной документации (генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории);
- планируемый объем малоэтажного строительства;
- наличие инвестиционных проектов (программных мероприятий) в муниципальном образовании, предусматривающих обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной застройки;
- наличие проектов (программных мероприятий) в муниципальном образовании, предусматривающих обеспечение новых микрорайонов массовой малоэтажной застройки объектами культурно-бытового и социального назначения, объектами образования и здравоохранения;
- наличие обязательства по принятию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов культурно-бытового и социального назначения, объектов здравоохранения и образования в муниципальную собственность.
Решение комиссии утверждается постановлением Администрации области о включении проектов по комплексному освоению земельных участков в целях малоэтажного строительства в Программу и объемах их финансирования (далее - постановление Администрации области).
3. Госзаказчик Программы на основании постановления Администрации области заключает с органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) и поселения трехстороннее соглашение, в котором устанавливаются порядок и условия софинансирования градостроительной подготовки земельного участка из областного бюджета в размерах, установленных Программой, а также требования об обеспечении органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) области:
- минимальных объемов малоэтажного строительства на земельном участке;
- соблюдения установленной предельной стоимости 1 квадратного метра жилья;
- максимальных сроков осуществления малоэтажного строительства;
- строительства объектов культурно-бытового, социального назначения, транспортной инфраструктуры.
Предметом трехстороннего соглашения может являться передача полномочий в области градостроительной деятельности поселения на уровень муниципального района в отношении земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства.
4. На основании постановления Администрации области и с учетом требований заключенного соглашения органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) области проводят градостроительную подготовку земельного участка в целях его комплексного освоения для малоэтажного строительства:
- на конкурсной основе отбирают организацию и заключают муниципальный контракт на оказание услуг по формированию земельного участка в рамках градостроительной подготовки земельного участка;
- проводят аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству инженерных внеплощадочных сетей к границам земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства, и заключают муниципальный контракт с победителем аукциона.
4.1. Организация, победившая в конкурсе на оказание услуг по формированию земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства, в рамках заключенного муниципального контракта:
- подготавливает проект границ земельного участка в соответствии с эскизным проектом планировки, производит установление границ на местности;
- обеспечивает проведение государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, предназначенного для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства;
- при необходимости обеспечивает перевод земельных участков из состава земель иных категорий в земли населенных пунктов.
4.2. Земельный участок, предназначенный для строительства сетей и объектов инженерно-технического обеспечения, предоставляется организации на праве безвозмездного срочного пользования на период строительства объектов. По завершении строительства сети и объекты инженерно-технического обеспечения передаются в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.
5. Финансирование градостроительной подготовки земельных участков за счет областного бюджета осуществляется в форме предоставления субсидий муниципальным районам (городским округам) в размере:
- 90 процентов стоимости работ на формирование земельных участков;
- 80 процентов общей суммы расходов, предусмотренных проектной документацией на строительство сетей и объектов инженерно-технического обеспечения, из них:
70 процентов от суммы софинансирования из областного бюджета строительства сетей и объектов инженерно-технического обеспечения до проведения аукциона по предоставлению земельного участка для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства;
30 процентов от суммы софинансирования из областного бюджета строительства сетей и объектов инженерно-технического обеспечения по результатам аукциона по предоставлению земельного участка для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства, при условии соблюдения требований трехстороннего соглашения.
6. Финансирование из областного бюджета осуществляется в соответствии с порядком предоставления и расходования субсидии местным бюджетам для реализации программных мероприятий, утверждаемым в установленном порядке.
7. Контроль за реализацией Программы осуществляет госзаказчик Программы в соответствии с индикаторами и показателями исполнения Программы.
Проверка целевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
VI. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия | Исполнители (в установленном порядке) |
Срок реализации |
Финансирование из областного бюджета (млн. руб.) |
||
всего | в том числе по годам | |||||
2008 | 2009 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Сбор информации от органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области по имеющимся земельным участкам, свободным от прав третьих лиц, для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства |
департамент градостроительства и архитектуры Ярославской области |
I, II квартал 2008 года |
|||
2. | Градостроительное обоснование возможности и целесообразности использования земельных участков для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства |
департамент градостроительства и архитектуры Ярославской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области |
I, II квартал 2008 года |
2,3 | 2,3 | - |
3. | Оказание муниципальным районам (городским округам) области методической помощи при градостроительной подготовке земельных участков, реализации мер по строительству инженерных сооружений |
департамент градостроительства и архитектуры Ярославской области |
2008-2009 годы | |||
4. | Разработка муниципальных программ (проектов) по комплексному освоению территорий в целях малоэтажного строительства, в.т.ч. предусматривающих строительство объектов социальной и транспортной инфраструктур, объектов образования и здравоохранения |
органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области |
2008 год | |||
5. | Отбор земельных участков для участия в Программе, определение объемов финансирования |
комиссия по рассмотрению предложений по строительству малоэтажных жилищных объектов на территории Ярославской области |
2008-2009 годы | |||
6. | Выделение субсидий органам местного самоуправления на градостроительную подготовку земельных участков, в т.ч.: - формирование земельных участков - строительство сетей и объектов инженерно-технического обеспечения |
департамент градостроительства и архитектуры Ярославской области |
2008-2009 годы |
5,25 156,12 |
2,5 74,35 |
2,75 81,78 |
7. | Проведение аукционов по предоставлению земельных участков под комплексное освоение в целях малоэтажного строительства |
органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области |
2008-2009 годы | |||
8. | Осуществление земельного контроля за использованием земельных участков |
органы местного самоуправления поселений (городских округов) области |
2008-2009 годы |
Приложение
к Программе
Методика оценки эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится государственным заказчиком Программы в сроки, установленные для сдачи отчетности, путем определения степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений показателей и индикаторов с их целевыми значениями либо значениями на начало реализации Программы.
Эффективность реализации Программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности рассчитывается по формуле:
(Xi тек - Xi начальн)
Сумма Ki ------------------------------
(Xi план - Xi начальн)
R = ------------------------------------------ х 100 %
(Fтек / Fплан)
где:
Xi начальн - значение i-го целевого показателя (индикатора) на начало реализации Программы;
Xi план - плановое значение показателя;
Xi тек - текущее значение показателя;
Fплан - плановая сумма финансирования по Программе;
Fтек - сумма финансирования на текущую дату;
Ki - весовой коэффициент параметра.
При расчете комплексного показателя эффективности используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:
N п/п |
Наименование показателя | Значение весового коэффициента |
1 | 2 | 3 |
1. | Протяженность построенных сетей и объектов инженерно-технического обеспечения |
0,5 |
2. | Количество земельных участков, для которых осуществлена градостроительная подготовка |
0,3 |
3. | Планируемый объем малоэтажного строительства по результатам аукционов |
0,2 |
При значении комплексного показателя эффективности 100 процентов и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении 95 процентов и менее - низкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ярославской области от 12 сентября 2007 г. N 392-а "Об областной целевой программе "Развитие малоэтажного строительства на территории Ярославской области" на 2008-2009 годы"
Текст настоящего постановления опубликован в газете "Губернские вести" N 72(1602) от 28 сентября 2007 г.
Постановлением Правительства Ярославской области от 9 июля 2009 г. N 687-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 июля 2009 г.