Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
муниципалитета г. Ярославля
от 5 декабря 2007 г. N 580
Городская целевая Программа "Совершенствование системы управления
земельными ресурсами города Ярославля на 2008 г."
4 апреля, 9 сентября, 19 ноября 2008 г.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 19 ноября 2008 г. N 13 в Паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного решения
1. Паспорт программы
Наименование программы | Городская целевая Программа "Совершенствование системы управления земельными ресурсами города Ярославля на 2008 г." (далее Программа). |
Основания для разработки Программы |
Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". |
Заказчик Программы | органы городского самоуправления. |
Разработчики Программы | управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - УЗР). |
Руководитель Программы | Заместитель мэра города Ярославля по вопросам градостроительства |
Исполнители Программы | - управление земельных ресурсов мэрии г.Ярославля -ответственный исполнитель; - департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля; - департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г.Ярославля; - комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля; - хозяйствующие субъекты, привлеченные в установленном порядке; - муниципальное учреждение "Агентство по аренде земельных участков" города Ярославля. |
Цель Программы | Создание системы эффективного управления земельными ресурсами в городе Ярославле на базе современных автоматизированных систем и информационных технологий. |
Разделы Программы | 1. Паспорт Программы. 2. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы. 3. Цель и задачи Программы. 4. Перечень и описание программных мероприятий по решению задач и достижению целей Программы. 5. Технико-экономическое обоснование. 6. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам. 7. Обоснование потребностей в бюджетных ресурсах для достижения целей и результатов Программы. 8. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации. 9. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации Программы. 10. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы. |
Сроки реализации Программы | 2008 г. |
Объемы и источники финансирования |
Городской бюджет 40797,4 тыс.руб. |
Контроль за исполнением Программы |
постоянная комиссия муниципалитета по экономике, муниципальной собственности и развитию города. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- создание реальных условий для рационального использования земли и иных объектов недвижимости в городе Ярославле; - получение материалов для кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки города Ярославля; - расширение рынка недвижимости; - развитие автоматизированной системы учета земельных участков и объектов недвижимости, находящихся в собственности г.Ярославля; - сокращение времени на подготовку документации по земельным участкам; - обеспечение надежного электронного обмена сведениями между субъектами системы управления земельными ресурсами в городе Ярославле, занимающимися вопросами регулирования земельных отношений и сбором платежей за землю; - получение высокотехнологичных электронных карт города в масштабе 1:2000; - увеличение поступлений в бюджет города от платежей за землю на 30% от уровня 2007 года. |
2. Анализ и оценка проблемы, решение которой
осуществляется путем реализации программы
Эффективное использование земли является одним из важнейших направлений муниципальной политики в области создания условий устойчивого экономического развития городского округа.
Однако на сегодняшний день существует ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений. Основные из них находятся в сфере управления недвижимостью и заключаются в недостатке систематизированных и достоверных сведений о земельных участках, отставание в развитии современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
Решение этих проблем позволит в полной мере реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю, активизировать вовлечение земли в экономический оборот, сформировать базу для налогообложения в части недвижимого имущества, а также сформировать систему управления недвижимостью, находящейся в муниципальной собственности.
Результатом проводимых в нашей стране экономических реформ, в том числе и земельных преобразований, стало появление огромного числа новых землевладельцев, землепользователей и собственников иной недвижимости, что потребовало принципиальных изменений государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений и поставило перед органами исполнительной власти всех уровней ряд сложных задач по управлению земельными ресурсами и связанными с ними объектами недвижимости.
Основными проблемами, сдерживающими решение этих задач, являются:
- отсутствие достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- недостаточная оснащенность программно-технической инфраструктуры, не позволяющая на современном уровне решать вопросы эффективного управления землей и связанной с нею недвижимостью.
Решение этих проблем даст возможность обеспечить конституционные гарантии права собственности на землю и иную недвижимость; предоставление земельных участков в собственность одновременно с приватизацией расположенных на них объектов недвижимости; внедрение и совершенствование арендных отношений на землю как наиболее эффективного вида земельных правоотношений; организацию более качественного контроля за охраной и использованием земельных ресурсов, направленного на сохранение и восстановление природных свойств земель; усилению контроля за сбором за землю платежей.
Построение современной, эффективно работающей системы управления возможно только при использовании современных геоинформационных технологий.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения всех намеченных Программой мероприятий.
Необходимость принятия Программы обусловлена существенным изменением земельного законодательства и необходимостью выполнения ряда мероприятий по землеустройству и мониторингу. Земельное законодательство подразумевает выполнение на местах основных мероприятий по землеустройству, что позволит планомерно и последовательно продолжить реализацию мероприятий по эффективному использованию земли, активному вовлечению ее в хозяйственный оборот, по стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, по формированию банка данных о земле и иной недвижимости как единого информационного ресурса.
Для отслеживания таких процессов и информационного обеспечения ведения земельного кадастра, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель, своевременного выявления изменений состояния земельного фонда, его оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов необходимо осуществлять локальный мониторинг земель городского округа.
По состоянию на 01.01.2007 общая площадь земель в пределах городской черты Ярославля составляет 20580 га, в т.ч. площадь застроенных земель - 11744 га.
Принятие Программы обусловлено, прежде всего, тем, что за последние годы в городе значительно увеличились объемы и сложность работ по управлению земельными ресурсами, сильно изменился характер земельных отношений, проходят процессы разграничения земель на федеральную, областную и муниципальную формы собственности. В соответствии с развитием земельного законодательства усилилось действие институтов собственников и арендаторов земель, расширилось применение залога недвижимости и ее продажа, усложнились процессы предоставления земельных участков, регистрации прав на землю. Ускоренными темпами и в больших объемах идет накопление баз данных о состоянии земельных ресурсов города в результате ежегодно увеличивающихся работ по формированию земельных участков.
Кроме этого, необходимо постоянно и оперативно осуществлять мероприятия по повышению доходности земель для городского бюджета, надлежащей защите законных прав граждан и организаций на землю, по контролю за правильностью использования земель, организации и проведению аукционов по продаже прав на земельные участки.
Совершенствование процедуры управления земельными ресурсами города остро ставят вопросы повышения уровня взаимодействия между субъектами управления земельными ресурсами, а также получения новой актуальной картографической основы города как на бумажных, так и на электронных носителях.
За последние годы разработан комплекс программных средств, приобретены компьютеры и периферийные устройства, позволяющие в автоматизированном режиме проводить картографические работы, вести все основные базы данных земельного учета и оформлять документацию для регистрации прав на земельные участки.
В связи с этим Программой в большей части предусматривается как разработка новых программных средств, так и совершенствование уже действующих и улучшение их комплексного взаимодействия друг с другом и внешними информационными системами.
3. Цель и задачи программы
Цель Программы:
Создание системы эффективного управления земельными ресурсами в городе Ярославле на базе современных автоматизированных систем и информационных технологий.
Задачи Программы:
1) Совершенствование процедур взаимодействия структурных подразделений мэрии при предоставлении и изъятии земельных участков, сокращение временных затрат на их проведение, обеспечение более эффективного использования земли и иной недвижимости, их активному вовлечению в хозяйственный оборот.
2) Разработка и принятие нормативных актов муниципального уровня для совершенствования процедур управления земельными ресурсами.
3) Наращивание объемов и повышение качества межевания земель с целью получения достоверных сведений о земельных участках и правообладателях, своевременного их предоставления для эксплуатации и строительства объектов.
4) Внедрение новых форм межевания крупных планировочных единиц, позволяющих выявлять свободные участки, пригодные для строительства объектов.
5) Проведение цветной аэрофотосъемки города с целью получения современного картографического материала города на планшетах и в электронном виде.
6) Разработка новых и совершенствование действующих программных средств по управлению земельными ресурсами.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 19 ноября 2008 г. N 13 в раздел 4 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного решения
4. Перечень и описание программных мероприятий
по решению задач и достижению целей программы
/------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятий |Единицы измерения | Ответственные | Объемы |
| | | исполнители | финансирования |
| | | |-------------------|
| | | | 2008 год |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|1. Совершенствование нормативной базы муниципального уровня | | | |
|для организации процессов управления земельными ресурсами | | УЗР | - |
|города (по утвержденному плану). | | | |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|2. Выполнение кадастровых работ в отношении земельных | тыс.руб. | | 11914,5 |
|участков (в том числе работ по изготовлению описаний | | УЗР, | |
|местоположения границ земельных участков до утверждения формы| | хозяйствующие | |
|межевого плана земельного участка) | | субъекты, | |
| | | привлеченные в | |
| | | установленном | |
| | | порядке | |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|3. Землеустроительное обследование застроенных территорий. | тыс. руб. | УЗР, | 200,0 |
| | | хозяйствующие | |
| | | субъекты, | |
| | | привлеченные в | |
| | | установленном | |
| | | порядке | |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|4. Проведение плановых проверок использования земельных | проверок | УЗР | |
|участков (план - 300 проверок). | | | |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|5. Подготовка земельных участков для аукционов по их продаже | | УЗР, ДАРТГ, ДОС, | |
|для строительства: | | хозяйствующие | |
|- многоквартирных жилых домов (2,0 га); | га | субъекты, | |
|- индивидуальных жилых домов (1,6 га); | | привлеченные в | |
|- комплексного освоения территорий (90,2 га). | | установленном | |
| | | порядке | |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|6. Регистрация права муниципальной собственности на земельные| участков | УЗР, | |
|участки (не менее 300 участков). | | КУМИ | |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|7. Регистрация прекращения права на земельные участки (не | участков | УЗР | |
|менее 200 участков). | | | |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|8. Резервирование и изъятие участков для муниципальных нужд | участков | УЗР | |
|(100 участков). | | | |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|9. Разделение имеющегося фонда данных о земельных участках на| | УЗР, | |
|федеральную и муниципальную части. | тыс.руб. | управление | 300,0 |
| | | Роснедвижимости | |
| | |по Ярославской обл.| |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|10. Создание электронной планово-картографической основы для | | | |
|ведения учета земель и ведения дежурных карт: | | УЗР, | |
|проведение цветной аэрофотосъемки территории города с | | ДАРТГ, | 24825,6 |
|изготовлением картографической основы М 1:2000 на планшетах и| тыс.руб. | хозяйствующие | |
|в электронном виде. | | субъекты, | |
| | | привлеченные в | |
| | | установленном | |
| | | порядке | |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|11. Разработка и освоение порядка и технологий электронного | | | |
|обмена данными между геоинформационными системами УЗР и ДАРТГ| | | |
|для совместного использования дежурных планов по учету | | | |
|предоставленных земельных участков и участков, выделенных для| | | |
|строительства объектов по совместно разработанному плану. | | УЗР, | |
| | | ДАРТГ | |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|12. Разработка новых и совершенствование действующих | | | 717,3 |
|программных средств геоинформационной системы | | | |
|- всего, в том числе: | тыс.руб. | УЗР | - |
|- для учета и контроля за прохождением документации в отделах| | | |
|управления по принципу "одного окна"; | | | 717,3 |
|- для учета и контроля за подготовкой распорядительной | | | |
|документации, улучшения работы архива, работы с налоговой | | | |
|службой и налогоплательщиками, ведению общего | | | |
|делопроизводства и юридического обеспечения. | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|13. Управление и регулирование отношений по земельным | тыс.руб. | УЗР | 2840,0 |
|ресурсам: | | | |
|- публикация информации, связанной с проведением аукционов | | | |
|(за исключением публикации в газете "Городские новости"); | | | 2000,0 |
|- госпошлина за совершение регистрационных действий; | | | 90,0 |
|- оценка земельных участков (права аренды земельных участков)| | | 694,0 |
|для аукционов и в иных случаях, связанных с реализацией | | | |
|полномочий органов городского самоуправления; | | | |
|- оплата за получение сведений из государственного унитарного| | | 50,0 |
|предприятия технической инвентаризации и учета недвижимости | | | |
|по Ярославской области, управления федеральной | | | |
|регистрационной службы по Ярославской области, сведений из | | | |
|налоговой инспекции о юридических лицах; | | | |
|-копирование сведений Государственного земельного кадастра | | | 6,0 | | | | |
|-------------------------------------------------------------+------------------+-------------------+-------------------|
|Всего финансовых затрат на реализацию Программы 2008 г. | | | 40797,4 |
\------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
5. Технико-экономическое обоснование
Совокупный социально-экономический эффект от реализации Программы достигается за счет структурных изменений в экономике на основе создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить наиболее рациональное использование земель.
Экономический эффект от реализации программных мероприятий, что видно из опыта других регионов, состоит в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет роста поступлений земельных платежей не менее чем на 30% и в повышении эффективности управления земельными ресурсами на муниципальном уровне.
Прямой экономической выгодой станет прирост дополнительных поступлений от платы за землю в бюджеты всех уровней за счет:
- новых объектов, нерационально используемых и неиспользуемых земельных участков, выявленных в результате инвентаризации;
- увеличения арендной платы при уточнении целевого назначения земель;
- увеличения платежей за счет корректировки дифференцированной кадастровой оценки земель;
- уточнения площадей земельных участков;
- продажи прав аренды выявленных в результате инвентаризации нерационально используемых и неиспользуемых земельных участков.
Экономическая эффективность реализации Программы для бюджета города Ярославля отражена в следующей таблице:
Показатель дохода бюджета |
2007 год |
2008 год (прогноз) |
% 2008/2007 годы |
Земельный налог, млн руб. | 580,0 | 631,3 | 108,8 |
Арендная плата за земли и поступления от продажи на заключение договоров аренды, млн руб. |
773,1 | 1186,0 | 153,4 |
Невыполнение мероприятий, предусмотренных Программой, повлечет в будущем потерю средств бюджета, увеличит сроки осуществления процессов управления и распоряжения земельным фондом городского округа.
Постоянно обновляемые в автоматизированной системе сведения о количестве и качестве различных категорий земель позволят создать реальный инструмент контроля за происходящими изменениями, а наличие сведений о правовом режиме их использования и субъектах права на земельные участки - конкретизировать адресную направленность при реализации природоохранных мероприятий и персонифицировать ответственность за охрану и состояние любых категорий земель.
Дополнительным эффектом реализации Программы будет активизация сделок на рынке земли, обеспечение оперативности и качества принятия управленческих решений по распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, за счет внедрения современных информационных технологий и повышения достоверности и полноты информации о недвижимости, роста профессионального уровня управленческого персонала.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 19 ноября 2008 г. N 13 в раздел 6 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного решения
6. Сведения о распределении объемов
и источников финансирования по годам
тыс.руб.
Источники финансирования | 2008 год |
Городской бюджет | 40797,4 |
Итого | 43708,1 |
Решением муниципалитета г. Ярославля от 19 ноября 2008 г. N 13 в раздел 7 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного решения
7. Обоснование потребностей в бюджетных ресурсах
для достижения целей и результатов программы
Распределение бюджетных ассигнований по распорядителям бюджетных средств |
Код бюджетной классификации | 2008 год (тыс.руб.) |
Управление земельных ресурсов мэрии, в т.ч. | ||
- на управление и регулирование отношений по земельным ресурсам городского округа |
81501140900200500 | 2840,0 |
- на проведение мероприятий по землеустройству и землепользованию |
81504123400300500 | 37957,4 |
Итого | 40797,1 |
Потребность в программных мероприятиях, финансируемых за счет средств городского бюджета, заключается в следующем:
1). Создание электронного планово-картографического материала производится для получения актуальных сведений о состоянии использования земель города, что позволит поднять качество и ускорить процессы землеустройства, будет способствовать принятию качественных решений в сфере управления земельными ресурсами.
Программой предусматривается проведение аэрофотосъемочных работ с созданием планово- картографических материалов в масштабе 1:2000.
2). Использование современных геоинформационных технологий существенно ускоряет процесс обработки информации. С появлением новых программных продуктов, созданием информационной базы в электронном виде материалов межевания земель формирование пакета документов для целей регистрации прав, принятие решений в сфере управления земельными ресурсами переходят на более высокий качественный уровень. В результате использования планово-картографического материала в электронном виде своевременно обеспечиваются:
- подготовка и выдача документов по предоставлению земельных участков и других исходных данных для всех видов строительства;
- подготовка проектных предложений по размещению объектов всех видов строительства в установленном порядке;
- ведение исполнительных съемок, дежурно - оперативного плана подземных коммуникаций, плана красных линий;
- ведение мониторинга земель;
- ведение дежурной кадастровой карты города;
- возможность легкого доступа к постоянно обновляемому картографическому материалу любого масштаба органов государственной власти, организаций, учреждений и соответствующих служб.
3). В результате реализации Программы предусматривается систематизированное пополнение автоматизированных баз данных достоверными сведениями о землепользованиях, расположенных на территории города, ускорение процессов разграничения государственной собственности на землю, регистрация права собственности города Ярославля на земельные участки. Все это в конечном итоге даст возможность активно воздействовать на рынок земли и недвижимости, будет способствовать преодолению имеющихся негативных тенденций, надежности операций с землей (прежде всего в сфере ипотечного кредитования). Таким образом, будут использованы дополнительные факторы стимулирования инвестиционного процесса во всех сферах производства.
8. Управление программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляется руководителем Программы - заместителем мэра, председателем комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля.
Контроль за ходом и сроками выполнения мероприятий осуществляет постоянная комиссия муниципалитета по экономике, муниципальной собственности и развитию города.
Общая координация, а также оперативный контроль за ходом реализации Программы осуществляется управлением земельных ресурсов мэрии города Ярославля.
Исполнители мероприятий Программы представляют ежеквартально в управление земельных ресурсов отчеты о выполненных мероприятиях.
Управление земельных ресурсов обобщает указанные отчеты и готовит сводный отчет о выполнении мероприятий Программы в порядке, установленном постановлением мэра от 06.02.2007 N 336 "О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии при разработке и реализации целевых программ".
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется путем:
- координации действий всех субъектов Программы и заинтересованных организаций;
- отчета по итогам года перед муниципалитетом города о ходе реализации Программы.
9. Система индикаторов экономической и социальной
эффективности реализации программы
Наименование индикатора | Базовый показатель 2007 год |
2008 год | Изменения 2008/2007 годы |
Поступления в доходную часть бюджета города Ярославля от следующих показателей млн руб.: |
|||
- земельный налог | 580,0 | 631,3 | +8,8% |
- арендная плата за земли | 450,0 | 586,0 | + 30,2% |
- поступления от продажи права аренды на аукционах |
323,0 | 600,0 | + 85,6% |
- средства от продажи земельных участков в собственность |
56,0 | 25,0 | -55,3% |
10. Прогноз ожидаемых социально-экономических
результатов реализации программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать достижению следующих результатов:
- создание реальных условий для рационального использования земли и иных объектов недвижимости в городе Ярославле;
- получение материалов для кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки города Ярославля;
- осуществление городом Ярославлем прав собственника земель участков, являющихся муниципальной собственностью города;
- расширение рынка недвижимости;
- развитие автоматизированной системы учета земельных участков и объектов недвижимости, находящихся в собственности города Ярославля;
- сокращение времени на подготовку распорядительной и градостроительной документации по участкам, предоставляемым для строительства объектов;
- обеспечение надежного электронного обмена сведениями между субъектами системы управления земельными ресурсами в городе Ярославле, занимающимися вопросами регулирования земельных отношений и сбором платежей за землю;
- получение высокотехнологичных электронных карт города в масштабе 1:2000;
- увеличение поступлений в бюджет города от платежей за землю на 30% от уровня 2007 года.
Список используемых сокращений:
ДАРТГ - департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля;
ДОС - департамент организации строительства мэрии города Ярославля;
КУМИ - комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля;
УЗР - управление земельными ресурсами мэрии города Ярославля.
<< Назад |
||
Содержание Решение муниципалитета г. Ярославля от 5 декабря 2007 г. N 580 "О городской целевой Программе "Совершенствование системы управления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.