Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Правительства Ярославской области
от 29 декабря 2008 г. N 718-п
Изменения, вносимые в Областную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2008-2009 годы
1. Паспорт Программы изложить в следующей редакции:
"Паспорт программы
Наименование Программы | - Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области (далее - Программа) |
Заказчик Программы | - Правительство Ярославской области |
Основание разработки Программы |
- Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
Куратор Программы | - заместитель Губернатора Ярославской области Данилов В.Ю. |
Ответственный исполнитель Программы |
- департамент промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области |
Исполнители Программы | - Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области; - департамент экономического развития Ярославской области; - департамент финансов Ярославской области; департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области; - департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области; департамент государственного заказа Ярославской области; - департамент информатизации и связи Ярославской области; - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области; федеральное государственное учреждение "Ярославский центр стандартизации, метрологии и сертификации"; - Правительство Ярославской области |
Основные разработчики Программы |
- департамент промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области; - Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области |
Цель и задачи Программы | - цель Программы - развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Ярославской области; задачи Программы: - правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на товарные рынки; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства; содействие органам местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований области; возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы |
- численность занятых в малом предпринимательстве области; - оборот организации по малым предприятиям; - оборот организации по средним предприятиям |
Сроки (этапы) реализации - Программы |
- 2008-2009 годы |
Объемы и источники - финансирования Программы |
- 178165 тысяч рублей за счет средств областного бюджета, в том числе: 2008 год - 133165 тысяч рублей; 2009 год - 45000 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
практические действия по реализации Программы в 2008 - 2009 годах должны привести к увеличению: - численности занятых в малом предпринимательстве на 2,4 процента; - оборота организации по малым предприятиям на 30 процентов; - оборота организации по средним предприятиям на 36 процентов. |
Ответственные лица для контактов |
- директор департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области Даниленко Р.А., тел. 74-54-00; - заместитель директора департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области Рябухин А.В., тел. 74-54-00". |
2. Раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Содержание проблемы
Развитие малого и среднего предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики и одной из важных социально-экономических задач общегосударственного значения.
Малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью экономики Ярославской области. Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, субъекты малого и среднего предпринимательства Ярославской области обеспечивают формирование конкурентной среды, увеличение валового регионального продукта, повышение доходов консолидированного бюджета области, занятость и повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Экономическое и социальное развитие области напрямую зависит от развития данного сектора экономики.
Выполнить свою социально-экономическую и политическую миссию субъекты малого и среднего предпринимательства могут лишь при наличии благоприятных условий для их деятельности.
Несмотря на наметившиеся в последние годы положительные тенденции в улучшении предпринимательского климата, не устранены проблемы, тормозящие развитие как малого, так и среднего предпринимательства, в числе которых:
- неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства;
- административные барьеры, создаваемые ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности;
- недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов (недостаточность собственного капитала и оборотных средств);
- трудности с получением банковского кредита и высокая процентная ставка за кредит;
- недостаток производственных площадей, высокая арендная плата;
- отсутствие необходимой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее - Ярославльстат), на 01.10.2007 в Ярославской области осуществляют хозяйственную деятельность около 44700 субъектов малого предпринимательства, в том числе 9450 малых предприятий. На одну тысячу жителей области приходится около 34 субъектов малого предпринимательства, в том числе 7 малых предприятий.
В малом предпринимательстве с учетом наемных работников занято около 30 процентов занятых в экономике области, доля постоянно работающих на малых предприятиях составляет 13,7 процента от среднесписочной численности занятых в организациях области, доля оборота малых предприятий в общем объеме оборота составляет 27,8 процента. Показатель занятости объективно отражает состояние в сфере малого предпринимательства и является одним из индикаторов стратегии социально-экономического развития области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
По экспертным оценкам Ярославльстата, число средних предприятий составляет около 190 единиц, среднесписочная численность занятых - около 25 тысяч человек, оборот предприятий - около 32 000 млн. рублей.
В экономически развитых странах, в том числе странах Европейского союза, в малом и среднем предпринимательстве занято от 50 до 80 процентов от общей численности занятых, число субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей колеблется от 45 до 75 единиц. Оценка данных показателей по Ярославской области составляет по доле занятых 36,5 процента, по числу субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей - 34 единицы и свидетельствует о том, что уровень развития малого и среднего предпринимательства не достиг оптимальных значений эффективного функционирования рыночной экономики.
Особое место в малом и среднем предпринимательстве занимают мастера и организации народных художественных промыслов Ярославской области. Это особый уникальный пласт культуры средней полосы России, который сформировался на территории Ярославской губернии. Огромная ценность их в том, что они не повторяют изделия художественных промыслов других регионов России. Предприятия народно-художественных промыслов в силу уникальности своей продукции нуждаются в государственной поддержке.
Для данного сектора характерны следующие проблемы: нехватка квалифицированных кадров и уход опытных мастеров; низкая оплата труда работников предприятий; низкая рентабельность, не позволяющая обновлять и развивать производственные мощности, обучать и совершенствовать квалификацию работников; высокая трудоемкость производства, что удорожает стоимость продукции.
Обеспечение условий для развития предпринимательской деятельности является одним из направлений стратегии социально-экономического развития Ярославской области и определяет задачи региональной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства.
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.
К внешним факторам риска относят: политические, социально-экономические, экологические и научно-технические факторы. Изменение факторов внешней среды приводит к возникновению внешних рисков, которые являются плохо прогнозируемыми и управляемыми.
Анализ факторов риска предпринимательской деятельности должен проводиться на основе учета как взаимоотношений между внешними и внутренними факторами, так и соотношений целерациональных и иррациональных, непреднамеренных действий людей. Современная оценка малых предприятий включает качественный аспект: наряду с корпоративными формами предпринимательства малые и средние предприятия признаны важными элементами хозяйственной системы регионов, повышающими их гибкость, адаптивность, укрепляющими социальную стабильность за счет вовлечения большого количества рабочей силы, препятствующими проявлениям монополизма, повышающими действенность рыночных механизмов.
Для анализа воздействия внешних факторов на предприятия, степени их значимости, выявления среди данных факторов наиболее благоприятных, для организации и определения из них представляющих реальную угрозу существованию необходимы соответствующие усилия в данной области. И чем эффективнее использование внутренних составляющих потенциала, тем менее подвержено предприятие отрицательным влияниям со стороны неблагоприятных внешних воздействий.
Программные мероприятия призваны оказывать субъектам малого и среднего предпринимательства реальную помощь для укрепления внутренних факторов предприятия.
Анализ факторов, влияющих на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных объединений предпринимателей, структур поддержки.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами в формате региональной программы установлена Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Программа разработана с целью реализации основных положений указанного закона и направлена на осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
В целях выявления условий функционирования и развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области был проведен комплексный SWOT-анализ. В рамках анализа были выявлены основные проблемные факторы, угрозы, влияющие на деятельность малого и среднего предпринимательства и в рамках областной целевой программы определены меры нейтрализации угроз и использования потенциальных возможностей развития предпринимательства.
Реализация Программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства области направлена, в первую очередь, на достижение целей и решение задач Программы, преодоление слабых сторон сферы предпринимательской деятельности, выявленных в ходе ее оценки. К их числу относятся:
- недостаточный уровень квалификации и подготовки персонала на предприятиях малого и среднего бизнеса;
- недостаток ресурсов предприятий для переподготовки и повышения квалификации рабочей силы;
- ограниченность собственных инвестиционных ресурсов;
- недостаток капитала и имущества для обеспечения залога под кредитование;
- недостаточность маркетинговых исследований;
- ограниченный технологический потенциал и дефицит качественных производственных площадей.
Перечисленные слабые стороны являются проблемами, которые предлагается разрешить в рамках реализации Программы.
Успешной реализации необходимых изменений будут способствовать следующие факторы (сильные стороны):
- наличие высококвалифицированных кадров в сфере образования и повышения квалификации, которые будут вовлечены в решение проблемных вопросов;
- наличие необходимых природных ресурсов для реализации намеченных преобразований;
- наличие политической воли к изменению в положительную сторону условий для деятельности малого и среднего предпринимательства.
Реализация программных мероприятий связана со следующими рисками (угрозами):
- сложившаяся структура распределения рабочей силы региона по отраслям;
- высокие требования банковской системы к обеспечению кредита малого и среднего бизнеса;
- перенасыщение рынка в наиболее емких и перспективных сегментах;
- вытеснение из сегмента товарного рынка субъектов малого и среднего предпринимательства более крупными игроками.
Реализации мероприятий Программы будут способствовать следующие возможности:
- использование достижений лучшей практики других регионов России и международного опыта;
- постоянно развивающиеся информационные технологии;
- тенденция к расширению деловых возможностей предпринимательского сообщества;
- получение субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства.
В рамках областной целевой программы для предотвращения угрозы структурной деградации и снижения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства области предусмотрены следующие мероприятия:
- по подготовке и переподготовке персонала предприятий малого и среднего предпринимательства;
- представление субсидии на компенсацию части процентной ставки по банковским кредитам и (или) на компенсацию части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансового лизинга;
- предоставление субсидии на компенсацию части затрат, связанных с участием в выставках различного уровня;
- информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;
- координация действий местных и региональных властей и разработка мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия внешних факторов;
- содействие освоению малыми и средними предприятиями новых технологий и инновационной продукции.
Таким образом, из анализа сильных и слабых сторон, рисков и возможностей можно сделать вывод о том, что, несмотря на угрозы и риски, существует достаточно позитивных факторов, которые способствуют развитию малого и среднего предпринимательства области.
Матрица SWOT-анализа состояния малого и среднего предпринимательства Ярославской области представлена в приложении 8 к Программе".
3. Раздел II дополнить абзацем следующего содержания:
"- возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов".
4. Раздел III дополнить таблицей следующего содержания:
"Система индикаторов и показателей, позволяющих оценить ход реализации Программы:
N п/п |
Показатели | 2009 г. |
1 | 2 | 3 |
1. | Рост численности занятых в малом предпринимательстве | на 1,2 % |
2. | Рост оборота организации по малым предприятиям | на 15 % |
3. | Рост оборота организации по средним предприятиям | на 18 % |
4. | Количество встреч, конференций и иных общественно-деловых мероприятий с обсуждением проблем малого и среднего предпринимательства, единиц мероприятий / человек |
не менее 15 % не менее 500 |
5. | Количество публикаций в СМИ, популяризующих малое и среднее предпринимательство, единиц |
не менее 30 (с учетом электронных изданий) |
6. | Количество заключенных договоров и государственных контрактов на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров для государственных нужд, единиц |
не менее 60 |
7. | Количество курсов, семинаров и иных мероприятий по обучению, повышению квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства, единиц мероприятий/человек |
не менее 10/не менее 200 |
8. | Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку, единиц |
не менее 200 |
9. | Количество привлеченных к предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях, человек |
не менее 40 |
10. | Создание реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, да/нет |
да |
11. | Создание баз данных субъектов малого и среднего предпринимательства, да/нет |
да |
12. | Подготовка создания кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства, да/нет |
да |
5. Раздел IV изложить в следующей редакции:
"IV. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В результате реализации Программы предполагается увеличить:
- численность занятых в малом предпринимательстве - на 2,4 процента;
- оборот организации по малым предприятиям - на 30 процентов;
- оборот организации по средним предприятиям - на 36 процентов.
Оценка результативности деятельности органов государственной власти области, ответственных за реализацию Программы, определяется в соответствии с методикой, указанной в приложении 1 к Программе. Оценка эффективности реализации Программы определяется в соответствии с методикой, указанной в приложении 2 к Программе".
6. В разделе V:
6.1. Из названия раздела слова "и порядок контроля за ходом реализации" исключить.
6.2. В абзаце шестом слова "Государственный заказчик" заменить словами "Ответственный исполнитель".
6.3. Дополнить раздел абзацем следующего содержания:
"Участниками Программы являются:
- органы местного самоуправления;
- организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- физические лица и индивидуальные предприниматели - исполнители программных мероприятий, осуществляющие поставку товаров, выполняющие работы и оказывающие услуги по договорам гражданско-правового характера и государственным контрактам".
7. Из раздела VI пункт 1.9 исключить.
8. В Методике оценки результативности деятельности органов государственной власти области, ответственных за реализацию Программы (приложение 1 к Программе):
8.1. В абзаце первом слова "государственным заказчиком" заменить словами "ответственным исполнителем".
8.2. Дополнить абзацем следующего содержания:
"При значении показателя результативности 90 процентов и более результативность Программы признается высокой, при значении показателя результативности от 80 до 90 процентов - средней, при значении показателя результативности 80 процентов и менее - низкой".
9. В абзаце первом Методики оценки эффективности реализации Программы (приложение 2 к Программе) слова "государственным заказчиком" заменить словами "ответственным исполнителем".
10. В Порядке финансирования мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области (приложение 3 к Программе):
10.1. В разделе 2:
10.1.1. Подпункт 2.1.3 пункта 2.1 после слов "и подзаконным правовым актом" дополнить словами "и приложениями 6 и 7 к Программе".
10.1.2. В пункте 2.2:
- подпункт 2.2.1.1 исключить;
- в абзацах первом и втором подпункта 2.2.1.3 слова "выставочные мероприятия" в соответствующих падежах заменить словами "мероприятия" в соответствующих падежах.
10.1.3. Из абзаца второго подпункта 2.4.1.1 пункта 2.4 слова "и выставочных мероприятиях" исключить.
10.2. В пунктах 3.1 - 3.4 раздела 3 слово "исполнители" в соответствующих падежах заменить словом "участники" в соответствующих падежах.
11. Дополнить Программу приложениями 6, 7 и 8 следующего содержания:
"Приложение 6
к Программе
Методика распределения объемов субсидий, предоставляемых из областного бюджета Ярославской области на создание бизнес инкубаторов
В соответствии с настоящей методикой осуществляется распределение объемов субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства между муниципальными районами и городскими округами области в целях формирования конкурентной среды в экономике Ярославской области.
Объем субсидий, предоставляемых муниципальным районам и городским округам Ярославской области определяется по формуле:
,
где:
- объем субсидии на создание бизнес инкубаторов в муниципальных районах и городских округах на очередной финансовый год;
- объем финансирования областного бюджета на реализацию Программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области в соответствии с пунктом 2.8 Программы "создание бизнес инкубаторов в муниципальных районах и городских округах";
,
где:
- вес числа малых предприятий муниципального района и городского округа;
- количество малых предприятий в муниципальном районе и городском округе;
- общее количество малых предприятий муниципальных районов и городских округов Ярославской области;
,
где:
- вес численности постоянного населения муниципального района и городских округов;
- численность постоянного населения в муниципальном районе и городском округе;
- общая численность постоянного населения муниципальных районов и городских округов Ярославской области;
,
где:
- вес налоговых и неналоговых доходов муниципального района и городского округа;
- налоговые и неналоговые доходы муниципального района и городского округа;
- общая сумма налоговых и неналоговых доходов муниципальных районов и городских округов Ярославской области.
Приложение 7
к Программе
Методика распределения объемов субсидий, предоставляемых из областного бюджета Ярославской области муниципальным районам на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства
В соответствии с настоящей методикой осуществляется распределение объемов субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства между муниципальными районами области в целях формирования конкурентной среды в экономике Ярославской области.
Объем субсидий, предоставляемых муниципальным районам Ярославской области определяется по формуле:
,
где:
- объем субсидии на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства муниципальному району на очередной финансовый год;
- объем финансирования областного бюджета на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области;
,
где:
- вес числа малых предприятий муниципального района;
- количество малых предприятий в муниципальном районе;
- общее количество малых предприятий муниципальных районов;
,
где:
- вес численности постоянного населения муниципального района;
- численность постоянного населения в муниципального района;
- общая численность постоянного населения муниципальных районов;
,
где:
- вес налоговых и неналоговых доходов муниципального района;
- налоговые и неналоговые доходы муниципального района;
- общая сумма налоговых и неналоговых доходов муниципальных районов".
Приложение 8
к Программе
Матрица SWOT-анализа состояния малого и среднего предпринимательства Ярославской области
Факторы успеха (сильные стороны) | Слабые стороны (проблемы) |
- наличие политической воли к изменению в положительную сторону условий для деятельности малого и среднего предпринимательства; - высокий уровень оперативного контроля деятельности на предприятиях малого бизнеса; - наличие высококвалифицированных кадров в сфере образования и повышения квалификации, которые будут вовлечены в решение проблемных вопросов; - высокая скорость оборота финансовых ресурсов на предприятиях малого и среднего бизнеса; - высокая степень адаптации малого и среднего бизнеса к рыночным изменениям |
- недостаточный уровень квалификации и подготовки персонала на предприятиях малого и среднего бизнеса; - недостаток ресурсов предприятий малого и среднего предпринимательства для переподготовки и повышения квалификации рабочей силы; - ограниченность собственных средне- и долгосрочных инвестиционных ресурсов; - недостаток капитала и имущества для обеспечения залога под кредитование; - недостаточность маркетинговых исследований; - ограниченный научный и технологический потенциал; - дефицит качественных производственных площадей с развитой коммуникационной системой |
Возможности | Угрозы (риски) |
- использование достижений лучшей практики других регионов России и международного опыта; - постоянно развивающиеся информационные технологии; - расширение возможностей предпринимательского сообщества для делового общения и координации действий; - предоставление субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства; - возможность получения из федерального бюджета софинансирования на реализацию программных мероприятий; - возможность использования упрощенных схем налогообложения; - удобное географическое местоположение региона по отношению к транспортным магистралям и крупным потребителям продукции |
- недостаточность маркетинговой информации; - высокие требования банковской системы к обеспечению кредита малого и среднего бизнеса; - сложившаяся структура распределения рабочей силы региона по отраслям; - перенасыщение рынка в наиболее емких и перспективных сегментах; - вытеснение из сегмента товарного рынка субъектов малого и среднего предпринимательства более крупными игроками |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.