Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэра г. Ярославля
от 15 октября 2008 г. N 2843
Долгосрочная целевая Программа "Развитие культуры в городе Ярославле" на 2009 - 2011 годы
11 июня, 5 ноября, 31 декабря 2009 г., 23, 25 июня, 29 декабря 2010 г., 23 марта, 20 мая, 5 декабря 2011 г.
Постановлением Мэрии г. Ярославля от 5 декабря 2011 г. N 3286 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
1. Паспорт Программы
Наименование программы Долгосрочная целевая программа "Развитие культуры в
городе Ярославле" на 2009 - 2011 годы (далее -
Программа).
Основания для разработки Федеральная целевая программа "Культура России (2006
Программы - 2010 годы)", утвержденная Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N
740;
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации".
Заказчик Программы Органы городского самоуправления.
Разработчик Программы Управление культуры мэрии города Ярославля.
Исполнители Программы Управление культуры мэрии города Ярославля -
ответственный исполнитель;
муниципальные учреждения культуры;
муниципальные учреждения дополнительного образования
детей в сфере культуры.
Цель Программы Создание условий для развития культуры как системы
проектной, инновационной деятельности, направленной
на развитие культурного потенциала города,
формирование и поддержку ценностных ориентиров
современного общества, объединение городского
сообщества, развитие города Ярославля.
Перечень разделов Программы 1. Паспорт программы.
2. Анализ и оценка проблемы, решение которой
осуществляется путем реализации Программы.
3. Цель и задачи Программы.
4. Перечень и описание программных мероприятий по
решению задач и достижению цели Программы.
5. Сведения о распределении объемов и источников
финансирования по годам.
6. Обоснование потребностей в бюджетных ресурсах для
достижения целей и результатов Программы.
7. Управление Программой и контроль за ходом ее
реализации.
8. Система индикаторов экономической и социальной
эффективности реализации Программы.
9. Прогноз ожидаемых социально-экономических
результатов реализации Программы.
Сроки реализации Программы 2009 - 2011 годы.
Объемы и источники Всего по Программе:
финансирования 65001,2 тыс. руб. - из бюджета города, в том числе:
2009 год - 8397 тыс. руб.;
2010 год - 49898,5 тыс. руб.;
2011 год - 6705,7 тыс. руб.
Контроль за исполнением Заместитель мэра города Ярославля по вопросам
Программы социальной политики и культуры;
управление культуры мэрии города Ярославля.
Основные ожидаемые результаты - развитие проектной, инновационной деятельности в
реализации Программы сфере культуры, увеличение числа социально значимых
проектов;
- функционирование системы непрерывного обучения
кадрового состава отрасли "Культура";
- совершенствование работы учреждений культуры,
повышение конкурентоспособности на рынке
социокультурных услуг;
- повышение стандартов качества услуг в сфере
культуры;
- развитие новых стратегических, интерактивных форм
организации культурного досуга жителей города;
- расширение аудитории участников формирований и
зрителей проектов, продвижение культурных ценностей;
- сохранение контингента учащихся в учреждениях
дополнительного образования в сфере культуры;
- повышение уровня доступности библиотек, качества
предоставляемых услуг; увеличение числа
пользователей;
- увеличение популярности местных традиций народного
творчества, народных художественных промыслов;
- создание многообразного культурного и
информационного пространства города;
- формирование бренда города, создание максимальных
условий для повышения его инвестиционной и
туристической привлекательности.
2. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы
Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью формирования и реализации приоритетных направлений политики города Ярославля в области культуры в долгосрочной перспективе, а также сохранения на муниципальном уровне системного подхода к решению вопросов развития культуры в городе Ярославле.
Программа призвана обозначить концептуальный и стратегический вектор развития отрасли "Культура" и позволить встроить позиции отрасли в концепцию социально-экономического развития города.
Процессы, происходящие в социально-экономическом развитии Ярославля, в значительной степени влияют на развитие культуры, изменение ее места в формировании городской среды. При наличии комплексной программы развития культура может послужить ключевым инструментом развития города, повышения его конкурентоспособности, решения социальных проблем, привлечения человеческого и финансового капитала, развития туризма, создания имиджа города.
Сегодня среди основных проблем современного общества важно выделить социальную разобщенность, безынициативность горожан, отсутствие устоявшихся ценностных ориентиров. В связи с этим разработанная программа мероприятий и социально-культурных акций предусматривает активное вовлечение жителей города в участие в клубных формированиях и мероприятиях, городских событиях, что, с одной стороны, способствует повышению сплоченности городского сообщества, а с другой стороны, служит средством продвижения общечеловеческих культурных ценностей.
Реализация Программы позволит создать условия, при которых основной спектр услуг в сфере культуры и досуга станет более качественным и доступным населению, проживающему в разных районах города и принадлежащему к разным социальным группам. Достижение указанной цели предполагает не только взаимодействие учреждений культуры, проведение разнообразных мероприятий, но и разработку, внедрение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры, развитие инфраструктуры отрасли.
Отрасль "Культура", традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказывается наименее подготовленной к рыночной экономике. В этой связи важно проведение плановой методической работы по разработке и введению новых методов маркетинга и культурного менеджмента в деятельность учреждений культуры; функционирование системы непрерывного обучения специалистов и стратегического планирования деятельности учреждений, развитие способности работать автономно, выстраивать линии сотрудничества. Необходимо знание и апробирование современных экономических механизмов, позволяющих культуре полноценно развиваться в новых рыночных условиях.
1000-летний юбилей города заостряет актуальность этой работы. В ближайшие годы требуется особенная мобилизация сил и ресурсов по определению индивидуальных знаков территориальной идентичности Ярославля; продвижению социально-культурных проектов, представляющих город в российском и международном контексте; участию в создании информационного пространства, интересного горожанам, туристам, потенциальным инвесторам. Последнее невозможно без разработки в отрасли "Культура" механизмов работы по связям с общественностью, внедрения современных систем мониторинга общественного мнения и результативности мероприятий.
В современном Ярославле работает 28 муниципальных учреждений культуры: музеи, выставочный зал, дворцы и дома культуры, библиотеки, кинозрелищный и джазовый центры, детские школы искусств.
Сеть муниципальных учреждений культуры получила дальнейшее развитие за счет ввода Ярославского зоопарка, нового здания Детской школы искусств им. Л.В. Собинова, Дворца культуры "Магистраль".
В 9 муниципальных домах и дворцах культуры и в Городском джазовом центре самодеятельным творчеством занимается 7811 человек, ежегодно проводится до 3000 мероприятий. Достигнуты высокие результаты работы в сфере народного творчества. Ежегодно творческие коллективы становятся лауреатами российских и международных конкурсов, участниками фестивалей различного уровня.
Однако количество мероприятий не всегда обеспечивает качество. Мероприятия не становятся перспективными долгосрочными проектами, организуются стереотипно. Включение заявки учреждения в "план мероприятий" отрасли и городское финансирование подчас замедляют необходимое развитие конкурентоспособности и провоцируют пассивность в привлечении ресурсов, зрителей. Стимулирование проектной деятельности учреждений, введение конкурсных форм субсидирования мероприятий, обучение специалистов новым методам организации работы учреждения и проведения культурно-социальных акций позволят решить эти и другие проблемы работы культурно-досуговых учреждений.
Фонд МУК "Музей истории города Ярославля" составляет 9241 единицу хранения, число посетителей - 30 тысяч человек в год. В 2008 году на Всероссийском музейном фестивале в Москве Музей истории города Ярославля признан лучшим среди провинциальных музеев России. Поддержка наиболее успешных проектов в музее и его филиалах способствует популяризации ярославской истории, сохранению культурных традиций, развитию форм музейной работы. В выставочном зале им. Н.А. Нужина на протяжении 2009 - 2010 годов будет развернута сменная экспозиция, посвященная 1000-летнему юбилею Ярославля, в связи с чем требуется введение современных, инновационных методов презентации проектов, представляющих город в широком историческом, культурном, рекреационном и прочих контекстах.
В 13-ти детских школах искусств Ярославля обучается 4,5 тысячи человек. Результаты работы творческих коллективов, педагогов и учащихся детских школ искусств наглядно представлены в многочисленных дипломах лауреатов конкурсов, фестивалей городского, регионального, российского и международного уровней.
В ближайшие годы планируется сохранение контингента учащихся детских школ искусств. Остается важным привлечение большего числа детей в учреждения дополнительного образования в сфере культуры.
Проблема кадрового состава отрасли "Культура" особенно остро ставится в отношении преподавателей детских школ искусств. Незначительный приход в учреждения молодых квалифицированных специалистов затрудняет обновление кадрового состава. В этой связи приоритетными для системы дополнительного образования детей в сфере культуры остаются обеспечение комплексного взаимодействия между учреждениями, учащимися и профессиональными творческими коллективами; раскрытие творческого потенциала детей и популяризация детского творчества посредством многочисленных и разнообразных фестивалей, конкурсов, выставок.
В кинозрелищном центре "Массовые зрелища" (кинотеатр "Октябрь") проводятся 1500 киносеансов в год, число зрителей - 20 тысяч человек. Стоимость билетов в кинотеатре "Октябрь" самая низкая в городе в сравнении с негосударственными кинотеатрами. Проведение благотворительных программ, социальная ориентация мероприятий, разнообразные формы работы позволяют кинозрелищному центру быть многопрофильным учреждением культуры и расширить аудиторию зрителей, участников.
Одними из самых востребованных учреждений культуры города Ярославля остаются библиотеки. За 2007 год число читателей муниципальных библиотек выросло на 10 тысяч человек и составило 179,3 тысячи человек. Во все библиотеки приобретена множительная техника, в 27 библиотеках (90%) есть компьютеры, в 23 библиотеках (76%) обеспечен доступ в Интернет. Увеличился книжный фонд: в 2007 году более чем на 40 тысяч единиц.
В библиотеках города организуется большое количество мероприятий, однако некоторые из них носят разовый характер, однотипны и не становятся знаковыми для учреждения и города, привлекают внимание только сложившегося круга посетителей. В связи с этим требуется выявление, стратегически выверенное планирование и поддержка наиболее успешных проектов, стимулирование создания сетей и линий сотрудничества среди библиотек и библиотечных систем.
Библиотечное дело в Ярославле нуждается в модернизации. На низком уровне остаются такие показатели библиотечной работы, как обеспеченность читателей автоматизированными (компьютеризированными) рабочими местами, число электронных изданий, автоматизация библиотечных процессов.
В рамках нового направления деятельности управления культуры по развитию местного народного художественного творчества; сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов необходима предварительная работа по картированию территории города в отношении развития промыслов, создание базы данных, поддержка уже существующих в городе проектов и в качестве подведения итогов работы - проведение ежегодной Городской выставки народных художественных промыслов.
Десятилетиями складывались культурные традиции Ярославля. Важными событиями культурной жизни города, представляющими Ярославль на российском и международном уровне, стали Шестые молодежные Дельфийские игры России, театральный фестиваль "Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны", фестиваль хоровой и колокольной музыки им. Е. Колобова "Преображение", праздник "Ярославская Масленица", музыкальные фестивали "Джаз над Волгой", "Струны Руси". Сложившаяся практика предусматривает активное участие творческих коллективов учреждений культуры, учащихся детских школ искусств в городских, областных, межрегиональных и международных конкурсах, фестивалях, а также организацию и проведение конкурсов, выставок и фестивалей в Ярославле. Расширение инфраструктуры и аудитории культурных событий способно значительно повысить степень востребованности учреждений культуры населением города Ярославля.
Использование комплексного подхода необходимо при реализации направлений программы, охватывающей разные сферы культурной жизни города Ярославля: дополнительное образование для детей в сфере культуры, библиотечное дело, музейную деятельность, работу клубных учреждений.
Достигнутые результаты и положительный опыт реализации целевой программы "Сохранение и развитие культуры города Ярославля" на 2005 - 2007 гг., с одной стороны, и важнейшие, юбилейные для Ярославля годы действия новой Программы, с другой стороны, стимулируют при составлении перечня программных мероприятий опираться на традиционные, заслужившие авторитет и популярность в городе и области социально-культурные мероприятия, точечно включая новые, еще только заявляющие о себе, перспективные проекты.
При сохранении некоторых прежних программных позиций в новой целевой программе заложены предпосылки нового понимания культуры как инструмента развития города и качественные изменения развития отрасли. При сохранении значимых для города мероприятий инновационное направление Программы связано с изменением подхода к текущей деятельности учреждений культуры. Сущность нового подхода заключается не в осуществлении плана мероприятий, а в реализации проектной, нацеленной на результат деятельности; повышении конкурентоспособности учреждений культуры. На решение поставленных задач направлены запланированные Программой регулярные методические мероприятия, результат действия которых должен сказаться на качестве уже известных и новых, разрабатываемых мероприятий.
Преимущественная часть финансовых затрат Программы приходится на проведение мероприятий, проектов, осуществляемых управлением культуры мэрии города Ярославля совместно с подведомственными учреждениями и организациями культуры города.
3. Цель и задачи Программы
Цель: Создание условий для развития культуры как системы проектной, инновационной деятельности, направленной на развитие культурного потенциала города, формирование и поддержку ценностных ориентиров современного общества, объединение городского сообщества, развитие города Ярославля.
Задачи:
1. Разработка и поддержка инновационных по форме и социально значимых проектов учреждений культуры, направленных на создание многообразного культурного и информационного пространства города.
2. Создание условий для совершенствования работы учреждений культуры, развитие конкурентоспособности, проектной деятельности; стимулирование системы непрерывного обучения кадрового состава отрасли.
3. Обеспечение адаптации муниципальных учреждений культуры к рыночным условиям.
4. Популяризация культурно-исторического наследия, поддержка инновационных музейных инициатив, направленных на сохранение и развитие культурных традиций.
5. Развитие системы дополнительного образования детей в сфере культуры, творческого воспитания и раскрытия талантов юного поколения горожан.
6. Развитие библиотечного дела, исследовательской и культурно-просветительской деятельности, поддержка социально значимых библиотечных проектов.
7. Развитие местного народного художественного творчества; сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов в городе.
8. Совершенствование сферы досуга, поддержка учреждений культуры в целях обеспечения равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп, повышение качества услуг в сфере культуры.
9. Формирование и продвижение бренда Ярославля как "древнего города, устремленного в будущее", индивидуализация образа города, содействие с помощью механизмов отрасли повышению его туристической привлекательности.
Постановлением Мэрии г. Ярославля от 5 декабря 2011 г. N 3286 раздел настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента подписания названного постановления
4. Перечень и описание программных мероприятий по решению задач и достижению цели Программы
*Мероприятия, включенные в План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1000-летия основания города Ярославля, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2006 N 1259-р.
Внутри программных мероприятий допускается перераспределение средств.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 20 мая 2011 г. N 1330 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам
Наименование источника |
Единица измерения |
Потребность |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
всего |
||
Городской бюджет |
тыс. рублей |
8397 |
49898,5 |
6959,1 |
65254,6 |
Постановлением Мэрии г. Ярославля от 5 декабря 2011 г. N 3286 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
6. Обоснование потребностей в бюджетных ресурсах для достижения целей и результатов Программы
Потребность в бюджетных ресурсах города на реализацию мероприятий Программы составляет 65001,2 тыс. рублей со сроком исполнения 3 года. Привлечение для реализации программных мероприятий прочих источников не предусматривается.
тыс. руб.
Распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Всего |
Управление культуры мэрии города Ярославля |
8296 |
49898,5 |
6705,7 |
64900,2 |
Территориальная администрация Кировского района мэрии города Ярославля |
58 |
- |
- |
58 |
Территориальная администрация Ленинского района мэрии города Ярославля |
- |
- |
- |
- |
Территориальная администрация Дзержинского района мэрии города Ярославля |
25 |
- |
- |
25 |
Территориальная администрация Заволжского района мэрии города Ярославля |
5 |
- |
- |
5 |
Территориальная администрация Фрунзенского района мэрии города Ярославля |
8 |
- |
- |
8 |
Территориальная администрация Красноперекопского района мэрии города Ярославля |
5 |
- |
- |
5 |
ИТОГО: |
8397 |
49898,5 |
6705,7 |
65001,2 |
Исходя из опыта реализации программы "Сохранение и развитие культуры города Ярославля" на 2005 - 2007 гг., в данной программе учитывается ряд мероприятий, проводимых ранее, имевших значительный социальный эффект и включенных в соответствующие разделы перечня мероприятий.
Расчет средств осуществлен на основе предложений учреждений отрасли "Культура" с учетом опыта реализации программы "Сохранение и развитие культуры города Ярославля" на 2005 - 2007 гг., утвержденной решением муниципалитета города Ярославля от 12.05.2005 N 103, и постановления мэра города Ярославля от 02.10.2008 N 2690 "О порядке формирования смет на организацию и проведение мероприятий по отрасли "Культура".
Расходы на обеспечение Программы формируются из сложившихся на территории города Ярославля цен на оказание услуг по предоставлению помещений, аренды звукового, светового и иного оборудования, оплаты по договорам за полиграфические услуги, услуги по подготовке и проведению мероприятий сторонними организациями, транспортные услуги и т.д.
Существенное увеличение средств, предусмотренных на обеспечение функционирования Программы в 2010 году, обусловлено празднованием 1000-летнего юбилея города Ярославля и, как следствие, увеличением количества мероприятий, приходящихся на этот год, а также их уровня и географии участников.
7. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляется заместителем мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры. Заместитель мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры осуществляет непосредственный контроль за реализацией Программы и несет ответственность за ее эффективность и результативность.
Проверка целевого использования средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Обеспечение реализации, координация действий исполнителей Программы, текущее управление, а также оперативный контроль за ходом реализации Программы осуществляется управлением культуры мэрии города Ярославля.
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется путем:
- ежегодного уточнения затрат по программным мероприятиям и состава исполнителей;
- координации действий всех исполнителей Программы;
- обеспечения эффективного и целевого использования финансовых средств, качества проводимых мероприятий и соблюдения сроков ее реализации;
- предоставления в установленном порядке ежеквартальных отчетов о ходе реализации Программы;
- регулярного мониторинга и анализа эффективности проводимой работы;
- регулярного отчета исполнителей по организации и результатам работы по развитию культуры;
- сбора и систематизации статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Программы.
Исполнители мероприятий Программы предоставляют ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о выполненных мероприятиях в управление культуры мэрии города Ярославля.
Управление культуры ежеквартально обобщает указанные отчеты, готовит сводный отчет о выполнении мероприятий Программы и предоставляет в департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля.
Средства городского бюджета предоставляются исполнителю при соблюдении им следующих условий:
- предоставление в установленные Заказчиком сроки и по установленной форме отчета о ходе выполнения мероприятий, включая отчет об использовании средств;
- выполнение мероприятий за отчетный период;
- целевое использование бюджета.
8. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации Программы
Оценка эффективности Программы определяется путем сравнения базовых значений целевых индикаторов с текущими (на этапе реализации) и завершающими (по окончании реализации).
Наименование индикатора | Единица измерения |
Базовое значение на начало действия Программы |
Планируемое значение | ||
По состоянию на 01.01.2010 |
По состоянию на 01.01.2011 |
По состоянию на 01.01.2012 |
|||
Количество действующих муниципальных учреждений культуры |
единиц |
28 |
28 |
28 |
28 |
Доля участников образовательных программ различного уровня к общему числу работников отрасли "Культура" |
процент |
15 |
18 |
20 |
23 |
Увеличение количества посещений муниципальных музеев |
процент |
100 (30 000 единиц) |
6 |
8 |
8 |
Количество экземпляров фондов музеев на жителя |
единиц | 0,04 | 0,05 | 0,07 | 0,08 |
Количество посетителей культурно-досуговых мероприятий |
тыс. чел. |
900 |
950 |
1000 |
1000 |
Количество клубных формирований в муниципальных учреждениях культуры |
единиц |
239 |
280 |
290 |
300 |
Доля участников клубных формирований к общему числу жителей |
процент |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
Доля детей, включенных в систему дополнительного образования в сфере культуры, к общему числу учащихся |
процент |
11,4 |
12 |
12,5 |
13 |
Доля новых поступлений к объему книжного фонда |
процент | 3 | 3,2 | 3,5 | 3,7 |
Доля зарегистрирован-ных пользователей муниципальных библиотек к общему числу жителей |
процент |
29 |
29,4 |
29,8 |
30 |
Количество автоматизиро-ванных (компьютеризи-рованных) рабочих мест в библиотеках города |
единиц |
150 |
155 |
160 |
165 |
Доля записей электронного каталога к общему объему фондов |
процент |
10,8 |
11,5 |
12 |
12,5 |
Доля библиотек, имеющих доступ в Интернет, к общему числу библиотек |
процент |
86 |
88 |
90 |
95 |
Ответственный исполнитель по окончании каждого года действия Программы составляет отчетный доклад с оценкой эффективности реализации Программы путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения полученных значений показателей и индикаторов с их базовыми значениями.
9. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
В соответствии с целями и задачами Программы, эффективность ее реализации рассматривается, прежде всего, с точки зрения поддающихся измерению количественных показателей. Реализация программных мероприятий будет способствовать:
- развитию проектной, инновационной деятельности в сфере культуры, увеличению числа социально значимых проектов;
- функционированию системы непрерывного обучения кадрового состава отрасли "Культура";
- совершенствованию работы учреждений культуры, повышению их конкурентоспособности на рынке социокультурных услуг;
- повышению стандартов качества услуг в сфере культуры;
- развитию новых стратегических, интерактивных форм организации культурного досуга жителей города;
- расширению аудитории участников формирований и зрителей проектов, продвижению культурных ценностей;
- сохранению контингента учащихся в учреждениях дополнительного образования в сфере культуры;
- повышению уровня доступности библиотек, качества предоставляемых услуг, увеличению числа пользователей;
- увеличению популярности местных традиций народного творчества, народных художественных промыслов;
- созданию многообразного культурного и информационного пространства города;
- формированию бренда города, созданию максимальных условий для повышения его инвестиционной и туристической привлекательности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра г. Ярославля от 15 октября 2008 г. N 2843 "О долгосрочной целевой программе "Развитие культуры в городе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.