Решение Арбитражного суда Ярославской области
от 8 мая 2007 г. N А82-1683/2007-29
(извлечение)
ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления мэра города Ярославля от 5 сентября 2006 года N 3190 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в части установки рекламных конструкций" не соответствующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим в части пункта 4 постановления мэра, подпункта 2 пункта 10, пункта 5 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при установке рекламных конструкций на территории города Ярославля (приложение N 1 к постановлению мэра), пунктов 6, 7, абзацев 1, 23, 24, 25 пункта 9 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте (приложение N 2 к постановлению мэра).
Заявитель просит также обязать мэрию города Ярославля привести оспариваемое постановление в соответствие с пунктами 1, 2 статьи 209, статьей 210 Гражданского кодекса РФ, статьей 19 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе", пунктом 2 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" от 08.07.2006.
Заявитель указывает, что оспариваемым постановлением нарушаются права ООО, длительное время осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере распространения наружной рекламы в городе Ярославле, в результате чего заявитель вынужден нести дополнительные расходы и обязанности, не предусмотренные федеральным законодательством.
Ответчик требования заявителя не признает, указывает на полное соответствие оспариваемого постановления мэра города Ярославля N 3190 от 5 сентября 2006 г. Федеральному закону "О рекламе", Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу города Ярославля, Федеральному закону N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе", в соответствии с которым, а также в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Ярославля мэром города Ярославля принято постановление от 5 сентября 2006 года N 3190 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в части установки рекламных конструкций" (далее - Постановление мэра N 3190).
Рассматриваемым постановлением образована комиссия по контролю за установкой рекламных конструкций в г. Ярославле, а также утверждены:
Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при установке рекламных конструкций на территории города Ярославля (приложение 1),
Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте (приложение 2),
Порядок проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте (приложение 3),
Порядок расчета размера платы, взимаемой при использовании городских рекламных мест по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте (приложение 4),
Основные требования к соблюдению внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Ярославля при установке рекламных конструкций (приложение 5),
Положение о комиссии по контролю за установкой рекламных конструкций в г. Ярославле и ее состав (приложения 6, 7).
Пунктом 4 постановления мэра города Ярославля от 5 сентября 2006 года N 3190 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в части установки рекламных конструкций" установлено, что лица, разместившие рекламные конструкции на территории города Ярославля до 01.07.2006 с соблюдением всех требований действовавших на момент размещения конструкции нормативных правовых актов органов государственной власти и городского самоуправления, имеют преимущественное право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте без проведения торгов на срок до 01.01.2010 при условии включения места размещения рекламной конструкции в перечень городских рекламных мест, а также соответствия рекламной конструкции требованиям, установленным нормативными правовыми актами.
Заявитель указанный пункт оспаривает в той части, в какой он ограничивает предоставленное преимущественное право сроком до 01.01.2010 и условием включения места размещения рекламной конструкции в перечень городских рекламных мест, что, по мнению заявителя, противоречит пунктам 1, 2 статьи 209, статьям 210, 263 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, пункту 4 статьи 19 Закона РФ "О рекламе" постольку, поскольку нарушает право собственности рекламораспространителей на рекламную конструкцию и обременяет собственника дополнительными расходами и обязанностями по демонтажу рекламных конструкций.
Заявитель полагает, что порядок проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте не должен распространяться на рекламные конструкции, установленные до 01.07.2006; такие рекламные конструкции, по мнению заявителя, должны располагаться на городском рекламном месте независимо от воли мэрии города Ярославля без ограничения срока. Кроме того, заявитель указывает на то, что формирование перечня городских рекламных мест не предусмотрено действующим федеральным законодательством, в частности Законом "О рекламе", и ставит рекламораспространителей в зависимость от усмотрения органов местного самоуправления, в связи с чем данное условие также должно быть исключено из пункта 4 Постановления мэра N 3190.
В обоснование своей позиции заявитель также ссылается на пункт 1.3 Положения о порядке размещения временных сооружений в городе Ярославле, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 18 августа 2006 г. N 3015, согласно которому договор аренды земельных участков для размещения временных сооружений заключается на неопределенный срок.
Мэрия города Ярославля не усматривает несоответствия пункта 4 Постановления мэра N 3190 указанным нормам федерального законодательства, полагает, что, ограничивая предоставленное преимущественное право сроком и условием, мэрия действовала в соответствии с полномочиями собственника муниципального имущества, предоставленными ей частью 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и в целях реализации решения муниципалитета города Ярославля от 14 ноября 2005 г. N 151 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля", согласно которому именно городское рекламное место, определяемое Перечнем городских рекламных мест, является индивидуально-определенным объектом муниципальной собственности.
Подпунктом 2 пункта 10 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при установке рекламных конструкций на территории города Ярославля (приложение N 1 к Постановлению мэра N 3190) установлено, что территориальные администрации мэрии как структурные подразделения мэрии выполняют следующие функции в сфере рекламы: выявляют самовольно установленные рекламные конструкции, выдают предписания о демонтаже установленной без разрешения, самовольно установленной вновь рекламной конструкции, обращаются в суд или арбитражный суд при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
Заявитель полагает, что данная норма не соответствует пунктам 10 и 22 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", которыми указанные полномочия предоставлены органам местного самоуправления, каковым в городе Ярославле является только Мэрия города Ярославля.
Ответчик не усматривает противоречия между оспариваемой нормой и положениями Федерального закона, ссылается на статьи 95, 96 Устава города Ярославля, в соответствии с которыми в состав структуры мэрии города входят отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения; заместители мэра, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений мэрии, обладающих правами юридического лица, являются должностными лицами городского самоуправления, наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения. В соответствии с Положением о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утвержденным решением муниципалитета города Ярославля от 12.09.2006 N 307, территориальная администрация является структурным подразделением мэрии, обладающим правами юридического лица и осуществляющим в соответствующем территориальном районе города полномочия мэрии по определенным вопросам.
Пунктом 5 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при установке рекламных конструкций на территории города Ярославля (приложение N 1 к постановлению мэра N 3190) установлено, что, в случае если предполагается присоединение рекламной конструкции к недвижимому имуществу, находящемуся в муниципальной собственности города Ярославля и не закрепленному на вещных правах за организациями и гражданами, в том числе к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, а также земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления, согласие собственника соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции оформляется путем заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте.
Заявитель полагает, что указанное положение обязывает владельца рекламной конструкции заключать договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте, заключение которого не предусмотрено федеральным законодательством. Заявитель полагает, что возложение такой обязанности противоречит пунктам 9 и 11 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", которыми в качестве приложения к заявлению о выдаче разрешения на установку рекламной конструкций предусмотрено подтверждение в письменной форме согласия собственника соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции.
Мэрия города Ярославля считает, что указанный пункт оспариваемого постановления полностью соответствует подпункту 2 пункта 11 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", а также статье 420 Гражданского кодекса РФ, согласно которой соглашение двух и более лиц об установлении гражданских прав и обязанностей является договором.
Абзацем 1 пункта 9 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте (приложение N 2 к Постановлению мэра N 3190) установлено, что для оформления договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте заявитель обращается в комитет городского дизайна и рекламы с заявлением установленной формы.
По мнению заявителя, в указанном пункте содержится понуждение заявителя как владельца рекламных конструкций обратиться в комитет дизайна и рекламы мэрии г. Ярославля для оформления договора, что противоречит положениям статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Мэрия города Ярославля полагает, что оспариваемое положение соответствует пунктам 5 - 7 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", статьям 95, 96 Устава города Ярославля, части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решению муниципалитета города Ярославля от 14 ноября 2005 г. N 151 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля" и принято в рамках полномочий мэрии как собственника городских рекламных мест.
Обязанность обратиться с заявлением об оформлении договора в комитет городского дизайна и рекламы обусловлена компетенцией данного структурного подразделения мэрии города Ярославля, установленной Положением о комитете, утвержденным постановлением мэра города Ярославля от 22 апреля 2004 г. N 1580. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте заключается от имени города Ярославля мэрией города Ярославля в лице заместителя мэра по вопросам градостроительства (пункт 10 приложения N 2 оспариваемого постановления).
Заявителем оспариваются абзацы 23, 24, 25 пункта 9 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте (приложение N 2 к Постановлению мэра N 3190) следующего содержания:
"- перечень организаций, согласование которых необходимо получить заявителю для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте.
Перечень согласующих организаций определяется в каждом конкретном случае в зависимости от специфики средств наружной рекламы и информации, способов и места их размещения.
Срок сбора согласований для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте - 3 месяца. Если по истечении указанного срока заявитель не представит необходимые согласования, городское рекламное место считается свободным, и его резервирование прекращается без уведомления заявителя".
Заявитель просит суд признать указанные положения недействующими постольку, поскольку они противоречат пункту 13 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", в силу которой орган местного самоуправления самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. По мнению заявителя, оспариваемая норма неправомерно возлагает на владельца рекламной конструкции обязанность по согласованию установки рекламной конструкции с уполномоченными органами, одновременно освобождая орган местного самоуправления от аналогичной обязанности, возложенной на него Федеральным законом.
Мэрия города Ярославля полагает, что необходимо разграничить процедуру получения разрешения на установку рекламной конструкции, урегулированную статьей 19 Федерального закона "О рекламе", и процедуру заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции между собственником городского рекламного места и собственником рекламной конструкции, которая законодательством о рекламе не регулируется. Оспариваемые нормы, по мнению ответчика, установлены органом местного самоуправления с целью упорядочения процедуры заключения договоров с распространителями наружной рекламы, что полностью соответствует статьям 95, 96 Устава города Ярославля, части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решению муниципалитета города Ярославля от 14 ноября 2005 г. N 151 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля" и положениям о праве собственности Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, ответчик ссылается на пункт 6 Приложения N 1 к оспариваемому постановлению, в соответствии с которым Комитет городского дизайна и рекламы мэрии города Ярославля самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче; этим же пунктом установлен перечень органов, с которыми производит согласование мэрия.
Заявителем оспаривается пункт 6 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте (приложение N 2 к Постановлению мэра N 3190).
В ходе судебного разбирательства в соответствии с положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель уточнил предмет заявленного требования: просит признать недействующим абзац 1 пункта 6 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте (приложение N 2 к Постановлению мэра N 3190) следующего содержания: "Договор заключается сроком на один год. Действие договора может быть продлено на новый срок при условии сохранения рекламного места в перечне городских рекламных мест, но не более четырех раз подряд".
Заявитель полагает, что данная норма противоречит пункту 17 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", согласно которому разрешение на установку рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления сроком на пять лет.
Мэрия города Ярославля не усматривает противоречий между оспариваемым положением и федеральной нормой, так как статьей 19 Федерального закона не регулируются гражданско-правовые отношения. Кроме того, ответчик указывает на установленную тем же пунктом постановления возможность продления срока действия договора, а также на подпункт 2 пункта 18 статьи 19 Федерального закона, согласно которому одним из оснований для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции является прекращение договора между собственником недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции.
Заявителем оспаривается пункт 7 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте (приложение N 2 к постановлению мэра N 3190) следующего содержания: "Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте, в случае если городское рекламное место предоставляется для установки крупноформатной (свыше 15 кв. м) рекламной установки в территориальных зонах расположения городских рекламных мест 1 - 6, заключается по итогам проведения торгов. Комитет городского дизайна и рекламы вправе принять решение о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте и при установке иных видов рекламных установок и в иных территориальных зонах расположения городских рекламных мест".
Заявитель полагает, что данная норма противоречит пункту 2 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ, которой запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Заявитель полагает, что торги должны проводиться не по усмотрению комитета городского дизайна и рекламы, а во всех случаях без исключения.
Ответчик полагает, что оспариваемая норма не нарушает запрет, установленный пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", напротив, данной нормой установлены четкие критерии, позволяющие однозначно определить, в каких случаях городские рекламные места предоставляются по итогам проведения торгов (крупноформатная реклама и наиболее востребованные территориальные зоны), во всех остальных случаях - на заявительной основе. Право, дополнительно предоставленное комитету городского дизайна и рекламы, по принятию решения о проведении торгов, не ограничивает конкуренцию на рынке распространения наружной рекламы; реализуется такое право комитетом в тех случаях, когда, например, на одно городское рекламное место одновременно подаются две заявки.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказывается от требования об обязании мэрии города Ярославля привести оспариваемое постановление в соответствие с пунктами 1, 2 статьи 209, статьей 210 Гражданского кодекса РФ, статьей 19 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе", пунктом 2 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" от 08.07.2006 г.
Отказ принимается судом в соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ как соответствующий закону и не нарушающий права других лиц, так как данное требование в силу статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ является требованием об исполнении судебного акта по настоящему делу.
Производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Оценив доводы сторон, представленные в материалах дела доказательства, проверив оспариваемые положения постановления мэра города Ярославля от 5 сентября 2006 года N 3190 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в части установки рекламных конструкций" на соответствие законодательству, суд пришел к следующим выводам.
ООО (свидетельство о государственной регистрации от 22 ноября 2004 г. серия 76 N 000397789) осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере распространения наружной рекламы в городе Ярославле, является владельцем ряда рекламных конструкций, установленных на городских рекламных местах города Ярославля, в связи с чем рассматриваемое постановление мэра города Ярославля непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и возлагает на него обязанности, связанные с осуществлением деятельности в сфере распространения наружной рекламы.
Статьей 19 Федерального закона N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. "О рекламе", вступившей в силу с 1 июля 2006 года, урегулированы правоотношения в сфере распространения наружной рекламы.
Согласно данной статье распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы.
Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
На период действия договора владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажем.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника, или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества, либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно статье 1 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Статьей 68 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.10.1995 N 42 (в редакции от 21.06.2005), к исключительной компетенции муниципалитета отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Решением муниципалитета города Ярославля от 14.11.2005 N 151 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, пунктом 15.1 которого городское рекламное место определено как специально отведенная территория, пространство, внешняя поверхность здания, сооружения, иного объекта, находящегося в муниципальной собственности, используемые для размещения на них средств наружной рекламы; предоставление городских рекламных мест осуществляется согласно пункту 15.2 на торгах либо на заявительной основе в зависимости от типа рекламоносителя и зоны его размещения в порядке, установленном мэром города Ярославля; формирование и учет городских рекламных мест осуществляет уполномоченное структурное подразделение мэрии города Ярославля; размер платы за пользование городскими рекламными местами устанавливается мэром города Ярославля в зависимости от типа рекламоносителя и зоны его размещения (пункт 15.3).
Таким образом, рассматриваемое постановление мэра города Ярославля, принятое в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "О рекламе", Уставом города Ярославля, направлено на регулирование различных по своей правовой природе отношений, субъектом которых выступает мэрия города Ярославля. С одной стороны, мэрия как орган местного самоуправления выступает в качестве собственника муниципального имущества, с которым заключается договор на установку и эксплуатацию городского рекламного места (гражданские правоотношения), с другой стороны - в качестве административного органа, наделенного в силу закона полномочиями по выдаче разрешений на установку рекламной конструкции (административные правоотношения).
Именно двойственным положением органа местного самоуправления в сфере распространения наружной рекламы обусловлены противоречия в позициях сторон по настоящему делу.
Анализ пункта 4 оспариваемого постановления на соответствие нормам действующего законодательства позволяет сделать следующие выводы.
Рассматриваемой нормой лицам, разместившим рекламные конструкции на территории города Ярославля до 01.07.2006 с соблюдением всех требований действовавших на момент размещения конструкции нормативных актов, предоставлено преимущественное право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте без проведения торгов на срок до 01.01.2010.
При оценке оспариваемой нормы суд исходит из следующего: ранее действовавший на территории города Ярославля порядок предусматривал выдачу разрешений на распространение наружной рекламы на срок от трех месяцев до трех лет (пункт 3.17 Положения о порядке распространения наружной рекламы и информации на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра города Ярославля от 31.01.2002 N 203), Законом "О рекламе" N 108-ФЗ от 18 июля 1995 г. срок действия разрешения установлен не был, в связи с чем срок действия всех разрешений на право распространения наружной рекламы, выданных до 1 июля 2006 года, истечет с неизбежностью до 1 июля 2009 г.; срок действия договоров, заключенных до 01.07.2006, согласно пояснениям сторон, как правило, составлял один год.
В силу изложенного суд считает разумным и обоснованным срок предоставления преимущественного права на заключение договора без проведения торгов до 01.01.2010 лицам, разместившим рекламные конструкции на территории города Ярославля до 01.07.2006.
Суд не усматривает ни нарушения прав собственников рекламных конструкций, установленных до 1 июля 2006 г., пунктом 4 Постановления мэра N 3190, ни несоответствия рассматриваемого пункта постановления законодательству в силу следующих обстоятельств.
Во-первых, наряду с правами собственника, установленными статьей 209 Гражданского кодекса РФ, собственник согласно статьям 210 и 211 Гражданского кодекса РФ несет на себе обязанности и риски, связанные с содержанием и гибелью имущества. Собственник, использующий имущество в целях предпринимательской деятельности, согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ осуществляемой самостоятельно, на свой риск, направленной на получение прибыли, естественным образом несет расходы, а возможно, и убытки, что, собственно, и составляет риск предпринимательской деятельности.
Во-вторых, возможность демонтажа рекламной конструкции по тем или иным основаниям предусмотрена положениями статьи 19 Федерального закона "О рекламе" и, кроме того, является естественным итогом торгов, в которых собственник этой рекламной конструкции не становится победителем. Расходы, связанные с участием в торгах, как и расходы по демонтажу рекламной конструкции, являются обычными расходами, сопровождающими предпринимательскую деятельность.
Судом не принимается ссылка заявителя на постановление мэра города Ярославля от 18 августа 2006 года N 3015 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений в городе Ярославле", поскольку рекламные конструкции не относятся к временным сооружениям, перечень которых определен пунктом 1.2 Положения.
Условием предоставления преимущественного права в силу пункта 4 оспариваемого постановления является включение места размещения рекламной конструкции в перечень городских рекламных мест. Перечень формируется на основании решения муниципалитета города Ярославля N 151 от 14 ноября 2005 г. в целях реализации полномочий собственника муниципального имущества. В соответствии с пунктом 4 приложения N 2 "Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте" оспариваемого постановления мэра Перечень городских рекламных мест согласовывается с территориальными администрациями мэрии, рассматривается на комиссии по контролю за установкой рекламных конструкций в г. Ярославле, утверждается муниципальным правовым актом заместителя мэра города (по вопросам градостроительства) и подлежит официальному опубликованию. В перечне указывается местонахождение городского рекламного места, а также типы рекламных конструкций, присоединение которых возможно к указанному месту. Изменения в перечень городских рекламных мест вносятся по мере необходимости, но не чаще одного раза в квартал.
Таким образом, суд полагает, что рассматриваемое условие не противоречит законодательству и не нарушает прав владельцев рекламных конструкций. Права лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере распространения наружной рекламы, нарушенные в ходе правоприменительной деятельности органа местного самоуправления, например путем неправомерного исключения объектов из Перечня городских рекламных мест, подлежат защите иными правовыми способами.
Федеральный закон "О рекламе" не предоставляет преимуществ по распространению наружной рекламы каким-либо категориям рекламораспространителей. Предоставив по собственной инициативе преимущественное право лицам, разместившим рекламные конструкции на территории города Ярославля до 01.07.2006, хотя бы и ограничив его реализацию определенными условиями, мэрия города Ярославля не допустила нарушений федерального законодательства.
Пунктами 10 и 22 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установлено, что в случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
Оспариваемым подпунктом 2 пункта 10 приложения N 1 к Постановлению мэра N 3190 указанные полномочия возложены на территориальные администрации мэрии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственниками полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статьям 95, 96 Устава города Ярославля структура мэрии города, в состав которой входят отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения, утверждается муниципалитетом города по представлению мэра города; заместители мэра - руководители структурных подразделений мэрии, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений мэрии, обладающих правами юридического лица, являются должностными лицами городского самоуправления.
Решением муниципалитета города Ярославля от 12 сентября 2006 г. N 307 утверждено Положение о территориальной администрации мэрии города Ярославля, включенной в Перечень территориальных администраций мэрии города Ярославля (территориальные администрации Дзержинского, Заволжского, Кировского, Красноперекопского, Ленинского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля).
В соответствии с разделом 1 Положения территориальная администрация мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим в соответствующем территориальном районе города полномочия мэрии города по вопросам, установленным настоящим Положением; территориальная администрация обладает правами юридического лица.
Разделом 3 Положения определены основные функции территориальной администрации, в том числе: территориальная администрация выявляет самовольно установленные (установленные без разрешения) рекламные конструкции, выдает предписания о демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции, обращается в суд или арбитражный суд при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
На основании изложенного суд полагает, что территориальные администрации мэрии города Ярославля являются органами местного самоуправления как органы, образованные представительным органом муниципального образования (муниципалитетом) и наделенные соответствующими полномочиями.
Таким образом, суд считает подпункт 2 пункта 10 приложения N 1 "Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при установке рекламных конструкций на территории города Ярославля" к постановлению мэра г. Ярославля от 5 сентября 2006 года N 3190 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в части установки рекламных конструкций" соответствующим действующему законодательству.
Пункт 5 приложения N 1 "Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при установке рекламных конструкций на территории города Ярославля" и абзац 1 пункта 9 приложения N 2 "Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте" к постановлению мэра г. Ярославля от 5 сентября 2006 года N 3190 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в части установки рекламных конструкций" суд считает соответствующими законодательству, так как заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции между владельцем рекламной конструкции и собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, предусмотрено пунктами 5, 6, 7 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
В ситуации, когда орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, одновременно является и собственником объекта, к которому эта конструкция прикрепляется, суд считает разумным и правомерным рассматривать заключенный договор в качестве письменного подтверждения согласия собственника.
Обязанность обратиться с заявлением об оформлении договора в комитет городского дизайна и рекламы обусловлена компетенцией данного структурного подразделения мэрии города Ярославля, установленной Положением о комитете, утвержденным постановлением мэра города Ярославля от 22 апреля 2004 г. N 1580, не противоречит законодательству и не нарушает прав владельцев рекламных конструкций.
В соответствии с пунктом 13 Федерального закона "О рекламе" орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Пунктом 9 приложения N 2 рассматриваемого постановления мэра "Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте" установлено, что при соответствии проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента, соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города комитет городского дизайна и рекламы выдает заявителю предварительное согласование заключения договора на установку и эксплуатацию конструкции на городском рекламном месте, которое содержит в том числе перечень организаций, согласование которых необходимо получить заявителю для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте.
Проверив абзацы 23, 24, 25 пункта 9 приложения N 2 рассматриваемого постановления мэра на соответствие Федеральному закону "О рекламе", произведя сравнительный анализ оспариваемых положений с нормами пункта 6 приложения N 1 Постановления мэра N 3190, суд пришел к выводу о том, что мэрия города Ярославля, установив соответствующие обязанности рекламораспространителей, злоупотребила гражданскими правами собственника недвижимого имущества, к которому присоединяются рекламные конструкции, и в нарушение пункта 13 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" переложила возложенную на орган местного самоуправления Федеральным законом обязанность по согласованию установки рекламных конструкций с уполномоченными органами на владельцев рекламных конструкций.
Пунктом 17 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установлено, что разрешение на установку рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа сроком на пять лет.
Абзацем 1 пункта 6 приложения N 2 "Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте" к Постановлению мэра N 3190 определено, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте заключается сроком на один год, действие договора может быть продлено на новый срок при условии сохранения рекламного места в перечне городских рекламных мест, но не более четырех раз подряд.
Проверив оспариваемую норму (абзац 1 пункта 6) на соответствие положениям Федерального закона, исходя из системного толкования правил, установленных пунктами 18 и 20 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" (основания аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции и признания разрешения недействительным), принимая во внимание возможность изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренную статьей 451 Гражданского кодекса РФ, суд считает рассматриваемую норму противоречащей пункту 13 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" и нарушающей права владельцев рекламных конструкций.
В силу пункта 18 статьи 19 Закона "О рекламе" прекращение действия договора является основанием для аннулирования разрешения.
Поскольку для возникновения права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции необходим сложный юридический состав: заключение договора с собственником недвижимого имущества и получение разрешения на установку конструкции в ситуации, когда собственник имущества, к которому присоединяется конструкция, и орган, уполномоченный выдавать разрешение на установку конструкции, - одно и то же лицо, нормативное закрепление срока действия договора меньшего, чем срок действия разрешения, установленный Федеральным законом, фактически приводит к сокращению срока действия разрешения против срока, установленного Федеральным законом.
Проверив пункт 7 приложения N 2 "Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте" к постановлению мэра N 3190 на соответствие пункту 2 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", суд полагает, что предоставленное оспариваемой нормой комитету городского дизайна и рекламы мэрии города Ярославля право принимать решение о проведении торгов с целью заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте в отношении рекламных мест, предоставление которых, по общим правилам, происходит на заявительной основе, не только не нарушает антимонопольный запрет, а напротив, способствует соперничеству хозяйствующих субъектов на рынке распространения наружной рекламы.
Суд не усматривает нарушения законодательства и в том, что оспариваемой нормой не установлен единый порядок предоставления всех рекламных мест города путем проведения торгов, поскольку такое правило не установлено федеральным законодательством.
При обращении в суд с рассматриваемыми требованиями заявитель понес расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 2000 руб. На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся судом на ответчика в части, пропорциональной размеру удовлетворенных требований.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 110, 150, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Признать пункт 4 постановления мэра г. Ярославля от 5 сентября 2006 года N 3190 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в части установки рекламных конструкций" соответствующим законодательству.
Признать подпункт 2 пункта 10 и пункт 5 приложения N 1 "Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при установке рекламных конструкций на территории города Ярославля" к постановлению мэра г. Ярославля от 5 сентября 2006 года N 3190 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в части установки рекламных конструкций" соответствующими законодательству.
Признать пункт 7 и абзац 1 пункта 9 приложения N 2 "Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте" к постановлению мэра г. Ярославля от 5 сентября 2006 года N 3190 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в части установки рекламных конструкций" соответствующими законодательству.
Признать абзацы 23, 24, 25 пункта 9 приложения N 2 "Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте" к постановлению мэра г. Ярославля от 5 сентября 2006 года N 3190 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в части установки рекламных конструкций" не соответствующими статье 19 Федерального закона N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе" и недействующими.
Признать абзац 1 пункта 6 приложения N 2 "Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при оформлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте" к постановлению мэра г. Ярославля от 5 сентября 2006 года N 3190 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в части установки рекламных конструкций" не соответствующим статье 19 Федерального закона N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе" и недействующим.
Прекратить производство по делу в части требования ООО об обязании мэрии города Ярославля привести постановление мэра г. Ярославля от 5 сентября 2006 года N 3190 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в части установки рекламных конструкций" в соответствие с законодательством.
Взыскать с мэрии города Ярославля в пользу ООО 570 руб. судебных расходов.
Исполнительный лист выдать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Н. Новгород) в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 8 мая 2007 г. N А82-1683/2007-29 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Ярославской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании