Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
главы Ярославского
муниципального района
Ярославской области
от 19 сентября 2008 г. N 2007
Прогноз
социально-экономического развития Ярославского муниципального района на 2009 - 2011 годы
(утв. постановлением главы Ярославского муниципального района Ярославской области от 19 сентября 2008 г. N 2007)
Пояснительная записка
Прогноз социально-экономического развития Ярославского муниципального района на 2009 - 2011 годы разработан с учетом изменений, произошедших в рамках реформирования российской статистики (начиная с 2005 года, органы государственной статистики прекратили разработку и публикацию статистической информации в отраслевом разрезе (по ОКОНХ) и полностью перешли на представление информации в разрезе видов экономической деятельности (по ОКВЭД)).
Прогноз социально-экономического развития на 2009 - 2011 годы основывается на оценке состояния и перспектив развития социально-экономической ситуации в Ярославском муниципальном районе, Ярославской области и Российской Федерации в целом.
Прогноз составлен в двух вариантах. Первый вариант - консервативный. Он разработан на основе сценария замедления экономического роста в районе, вызванного менее благоприятной социально-экономической ситуацией в области и Российской Федерации. Второй вариант - благоприятный. Он предполагает устойчивый рост экономики и улучшение основных социальных показателей на фоне успешного развития экономики и социальной сферы в Российской Федерации.
При составлении прогноза социально-экономического развития Ярославского района использованы:
- данные государственной и ведомственной статистики;
- учетные данные структурных подразделений администрации Ярославского муниципального района;
В прогнозных расчетах учитывались результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций на территории района на момент составления прогноза, складывающиеся тенденции развития различных секторов экономики и другие условия хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Цели и задачи
Прогноз социально-экономического развития Ярославского муниципального района разработан на основе данных социально-экономического развития территории за последние 3 года, ожидаемых результатов развития экономики и социальной сферы в текущем году и предшествует составлению проекта бюджета района на 2009 - 2011 годы.
Развитие района имеет целевую направленность. Основной целью социально-экономического развития муниципального района является улучшение качества жизни населения. Этот процесс имеет три важнейшие составляющие:
- повышение доходов, улучшение здоровья населения, повышение уровня его образования и обеспечение безопасности;
- создание условий, способствующих росту самоуважения людей;
- увеличение степени личной свободы людей, в т.ч. экономической.
Цели и задачи прогноза на местном уровне ограничиваются, в основном, вопросами стабилизации и обеспечения устойчивого развития экономической базы, выполнения районным бюджетом обязательств по содержанию объектов социальной сферы и муниципального хозяйства, решением наиболее острых первоочередных социальных вопросов и наказов, поступающих к главе района.
Прогноз ориентирован на рациональное использование имеющегося потенциала и местных возможностей: экономической базы, производственной инфраструктуры, социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, земельных, природно-минеральных и др. ресурсов, выгодного экономико-географического положения и учета природно-климатических условий.
Особенностью прогноза на местном уровне является направленность на решение проблем района, а именно:
- приоритетность интересов населения района;
- обеспечение комплексного развития территории;
- обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов при сохранении их самостоятельности в совместном решении экономических и социальных проблем района на договорной основе.
Промышленность
В соответствии с ОКВЭД производственный сектор экономики включает 3 вида деятельности:
- добычу полезных ископаемых;
- обрабатывающие производства;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Исторически сложившаяся индустриальная структура экономики Ярославского района обусловливает тот факт, что большая часть отгруженных товаров приходится на обрабатывающие производства. За 2007 год обрабатывающим сектором экономики было отгружено продукции на 774 млн.руб., что на 40,4% больше, чем в 2006 году. По итогам года лидировали следующие виды производства: производство неметаллических минеральных продуктов (30,2%), производство машин и оборудования (22,2%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (16,3%); в сумме эти виды обрабатывающих производств дают 68,7% всего объема отгруженной продукции. Высокие темпы роста в 2007 году были отмечены: в производстве машин и оборудования (147,6%) и в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (143,3%). Спад производства был отмечен в химическом производстве (92,7%) и в текстильном и швейном производстве (93,3%).
Согласно прогнозной оценке в 2008 году обрабатывающей отраслью будет отгружено товаров на сумму 777,65 млн.руб, рост составит 0,6%. Структура производства не претерпит существенных изменений. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов составит 237,2 млн.руб. (рост 1,3%), производство машин и оборудования - 175,2 млн.руб. (рост 2%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 85 млн.руб. (спад производства на уровне 68%). Также планируется рост в химическом производстве (113,2%), стабилизация развития в пищевом производстве, текстильном и швейном производстве.
На период 2009 - 2011 года снижения объемов отгрузки не ожидается ни по одному из видов производственной деятельности. Объем отгрузки обрабатывающих производств составит: в 2009 году - 246,6 млн.руб., в 2010 году - 902,7 млн.руб., в 2011 году - 955,9 млн.руб. Структура производства в прогнозируемом периоде кардинально не изменится. Наибольший темп роста планируется в химическом производстве (102-107%), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (104-108%), производстве машин и оборудования (105-115%).
Объем отпущенной продукции организаций, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды в 2007 году составил 402,3 млн.руб. и вырос по сравнению с 2006 годом на 1,2%. Около 76,6% стоимости отпущенной продукции по данному виду деятельности пришлось на производство, передачу и распределение тепловой энергии (308,2 млн.руб.), около 15% - на сбор, очистку и распределение воды (58,2 млн.руб.). Остальные 10% приходились на производство, передачу и распределение электроэнергии (7,4 млн.руб.), а также производство и распределение газообразного топлива (28,5 млн.руб.). Наибольший рост был отмечен в производстве, передаче и распределении тепловой энергии - 103,8% и в производстве и распределении газообразного топлива - 115,9%.
В 2008 году, по прогнозным оценкам, стоимостной объем производства и распределения электроэнергии, газа и воды составит 477,9 млн.руб., при этом рост составит 18,8%. Производство, передача и распределение электроэнергии вырастет примерно до уровня 2005 года, а по сравнению с 2006 годом рост составит 190,5%.
Спад прогнозируется в объемах производства и распределения газообразного топлива - в размере 30%. Рост производства будет продолжаться в производстве, передаче и распределении тепловой энергии - на уровне 25%.
На период 2009 - 2011 года планируется дальнейший рост стоимостного объема производства и распределения электроэнергии, газа и воды, его темпы составят примерно 105-110%. В 2009 году планируемый объем составит 505,6-541,8 млн.руб., в 2010 - 555-570 млн.руб., в 2011 году - 570 млн.руб. Структура производства по данному виду деятельности существенно не изменится. Наибольший рост прогнозируется в производстве, передаче и распределении электроэнергии - 120-110%, а также в производстве, передаче и распределении тепловой энергии - 115-106%.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство - одна из основных отраслей экономики Ярославского района. В 2007 году валовое производство продукции сельского хозяйства составило 1757,6 млн.рублей, что на 11,6% больше по сравнению с 2006 годом. Главным фактором увеличения производства был устойчивый рост спроса на продукцию сельского хозяйства со стороны перерабатывающих предприятий.
Поголовье крупного рогатого скота увеличилось по сравнению с 2006 годом на 1,2%, в том числе коров - на 2,6%. Средний надой молока от одной коровы в 2007 году вырос на 3,3% по сравнению с 2006 годом и составил 5392 кг. Снизилось на 13,5% поголовье свиней (8926 голов в 2007 году против 10319 голов в 2006 году).
В рамках реализации ПНП "Развитие АПК" в 2006 году 8 сельхозпредприятий заключили с "Россельхозбанком" кредитные договора сроком на 8 лет на общую сумму 470 млн.рублей. за счет кредитных средств в 2007 году были проведены ремонт и строительство животноводческих комплексов, приобретены холодильные и доильные установки, смесители-кормораздатчики, более 1000 голов племенного скота.
Однако, в целом, экономическое состояние сельскохозяйственной отрасли в районе все еще можно охарактеризовать как тяжелое. Главным фактором нестабильности остаются проблемы финансового характера (в т.ч. большая кредиторская задолженность с/х предприятий). Существенную роль играет также недостаток квалифицированных кадров, например, животноводов, машинистов, трактористов, водителей. Негативное влияние на развитие отрасли оказывает медленный рост закупочных цен на продукцию сельского хозяйства по сравнению с ростом цен на энергоносители, топливо, минеральные и органические удобрения.
Несмотря на это, в текущем, 2008 году, ожидается рост валового производства продукции сельского хозяйства более чем на 10%, в том числе в отрасли растениеводства ожидается валовое производство продукции на 247,5 млн.рублей, в отрасли животноводства - 1692,9 млн.рублей. Индекс физического объема продукции ожидается на уровне 111,7% к 2007 году. Тенденции небольшого (на 3%) роста поголовья КРС в 2008 году будут сохраняться, намечен также и рост поголовья свиней до уровня 126,8% птицы - 181% к показателям 2007 года. Средний надой молока от одной коровы планируется на уровне 5458 кг., или 101,2% к аналогичному показателю предыдущего года.
Согласно прогнозу специалистов АПК в 2008 году будет продолжаться стабильный рост валового производства продукции отрасли на уровне 110,4% к уровню 2007 года. При этом рост производства продукции отрасли животноводства намечен более высокий - 111,7%, нежели рост продукции растениеводства - 102,25%. Устойчивый рост будет наблюдаться и в численности поголовья КРС, свиней, птицы. В 2008 году на территории Ярославского района путем объединения трех хозяйств планируется создание сельхозкооператива.
В 2009 - 2011 гг., по оценкам специалистов, рост предложения и небольшой рост цен на продукцию сельскохозяйственных предприятий обусловит рост валового производства продукции сельского хозяйства на уровне 101-109,6%, то есть будет оставаться достаточно стабильным; это относится как к растениеводству, так и к животноводству. Рост поголовья КРС планируется на уровне 103,9-100,9%, рост поголовья свиней - 106,9-100,6%. По прогнозным оценкам рост показателя среднего надоя молока от одной коровы в 2009 - 2011 гг. составит 103,8-100,0%.
При этом, как и в прошлые годы, необходимым условием развития сельскохозяйственных предприятий является приобретение техники, оборудования, племенного скота на условиях лизинга. Реальную помощь в поддержке данных направлений может оказать реализация на территории Ярославского района ПНП "Развитие АПК".
Строительство
С 2005 года объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" увеличивается с темпом роста 125,6% - в 2005 году, 176,3% - в 2006 году, 145,2% - в 2007 году. По прогнозным оценкам, в 2008 году рост объема работ будет продолжаться на уровне 110% по сравнению с 2007 годом и составит 475,829 млн.руб. В 2008 - 2010 годах темп роста будет сохраняться на достаточно высоком уровне, равном 5-10% и составит в стоимостном выражении 509,14 млн.руб. в 2009 году, 607,67 млн.руб. в 2010 году и 657,67 млн.руб. в 2011 году.
В сфере жилищного строительства за прошедший период 2008 года наблюдается незначительный спад темпов роста ввода в эксплуатацию жилья по сравнению с 2007 годом - прирост не выходит за рамки 10%. Но это объясняется резким скачком 2007 года, когда были введены в действие областные и федеральные целевые программы жилищного строительства. Ввод в эксплуатацию индивидуального жилья уменьшился в 2008 году почти на 30%. Одной из причин снижения является отказ от регистрации фактически построенного населением жилья. Зато многоквартирное жилищное строительство показывает высокие результаты. Увеличение объемов ввода даже за первые 7 отчетных месяцев на 286,7% по сравнению с предыдущим 2007 годом.
По оценкам специалистов, в 2009 году будет наблюдаться рост физических объемов возводимого жилья не менее чем на 16% - до 4,87 тыс.кв.м., в том числе 2,05 тыс.кв.м. индивидуального жилья и 2,82 тыс.кв.м. многоквартирного жилья. Этот рост будет обусловлен рядом причин: реализацией программы строительства малоэтажного и быстровозводимого жилья, ростом благосостояния населения Ярославского района, а также реализацией муниципальных целевых программ, направленных на улучшение жилищных условий населения.
На период 2009 - 2011 года запланирован дальнейший рост физических объемов вводимого в эксплуатацию жилья на территории района. В 2009 году запланировано ввести 34,16 тыс.кв.м., что в 1,2 раза больше уровня 2008 года, причем индивидуального жилья планируется ввести в объеме 21,06 тыс.кв.м., многоквартирного - 13,1 тыс.кв.м. В 2010 и 2011 годах запланировано ввести в эксплуатацию по 44,69 тыс.кв.м (из них 63,35% индивидуального).
Потребительский рынок
В 2007 году объем розничной торговли составил 1978,8 млн.рублей, что почти на 70% больше аналогичного показателя за 2006 год.. Высокие темпы роста потребительского сектора экономики района вызваны рядом причин:
- благоприятные налоговые условия для розничной торговли (относительно невысокие ставки единого налога на вмененный доход);
- улучшение торгового обслуживания покупателей за счет строительства современных магазинов, торговых центров, а также расширение предлагаемого ассортимента потребительских товаров;
- расширение потребительского кредитования.
На фоне стремительного роста розничной торговли сфера общественного питания растет умеренными темпами; в 2007 году прирост составил 19,4% к уровню 2006 года. В 2008 году ожидается дальнейший прирост, но меньшими темпами. Относительно высокий рост цен в данном секторе потребительского рынка является сдерживающим фактором для более быстрого увеличения его реальных объемов.
В 2009 - 2011 годах положительная тенденция изменения стоимостного объема оборота розничной торговли и общественного питания сохранится. Стимулированию потребительского спроса будет способствовать рост доходов населения, дальнейшее расширение торговой сети, развитие потребительского кредитования. В 2009 году оборот розничной торговли составит в зависимости от варианта развития 2122,2 - 2223,2 млн.рублей (рост 6,1 - 11,6%), в 2010 году - 2200 - 2377,7 млн.руб. (3,7-6,5%), а в 2011 году - 2300,0-2577,7 млн.руб. (4,5-8,4%). Оборот общественного питания будет нарастать с темпами роста 103-113,4% в 2009 году; 110,4-119,8% в 2010 году, 110-103,7% в 2011 году.
Объем платных услуг населению в 2007 году увеличился на 12,8% по сравнению с предыдущим годом и составил 398,1 млн.руб. Этому способствовало увеличение на 10,5% объема коммунальных услуг и на 37,8% жилищных, которые занимают наибольший удельный вес в общем объеме оказываемых населению платных услуг (около 40% и 23% соответственно). Также увеличился объем предоставляемых населению санаторно-оздоровительных услуг на 58,3%; в общем объеме услуг они занимают около 12%. Структура предоставляемых населению услуг в 2007 году была такова: коммунальные услуги - 40%, жилищные услуги - 23%, санаторно-оздоровительные - 12%, бытовые - 8%. В совокупности эти виды услуг составили 83% от общего объема платных услуг, оказываемых населению района.
В 2008 году планируется дальнейший рост объема платных услуг населению на 3,7%. При этом наиболее динамично будут развиваться предприятия и организации, оказывающие коммунальные услуги (запланированный рост на 36%) и образования (рост почти на 30%).
На прогнозный период с 2009 по 2011 год планируется рост объема платных услуг; его темпы составят от 4 до 13%. Это напрямую связано с ростом благосостояния населения Ярославского района в прогнозируемом периоде. В стоимостном выражении объем платных услуг в 2009 году составит в зависимости от варианта развития 491,9-535 млн.руб, в 2010 году - 523-575 млн.руб., в 2011 году - 556-600 млн.руб. По оценочным данным в 2011 году будут преобладать следующие виды платных услуг: коммунальные (42%), жилищные (18%), санаторно-оздоровительные (12%), бытовые (8%). Запланирован достаточно высокий темп роста по услугам физической культуры и спорта, медицинским и санаторно-оздоровительным услугам, услугам системы образования, бытовым услугам.
В 2007 году был отмечен рост оборота оптовой торговли - на 28% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; в стоимостном выражении он составил 465,4 млн.руб. В 2008 году планируется дальнейший устойчивый рост приблизительно на 3%, в 2009 году - на 5-14%, в 2010 году - на 8%, в 2011 году - на 9-10%. Росту оборота оптовой торговли будет способствовать расширение потребительского сектора товаров и услуг, возможное создание на территории района транспортно-логистических комплексов, ориентированных на межрегиональные поставки.
Образование
В 2008 году в Ярославском районе функционирует 49 образовательных учреждений, из них 28 общеобразовательных школ, 14 дошкольных учреждений, 7 учреждений дополнительного образования.
В 2006 - 2007 годах была проведена определенная работа по оптимизации системы образования ЯМР с целью повышения качества образовательных услуг:
- реорганизация семи образовательных учреждений в форме присоединения детских садов к школам с целью усиления кадрового потенциала за счет педагогических кадров школы, преемственности реализуемых в учреждениях программ, возможности обмена опытом, укрепления материальной базы, усиления финансирования за счет региональных субвенций и т.д;
- перевод учреждений на самостоятельный баланс и переход на казначейское исполнение бюджета с целью рационального использования бюджетных средств;
- создание на уровне района компьютерного центра с подключением к сети Интернет всех машин с целью обучения педагогических кадров информационно-коммуникативным технологиям;
- разработка шести муниципальных программ развития образования по различным направлениям деятельности с целью планирования и прогнозирования системной работы по повышению качественного уровня образовательного процесса в вопросах обучения и воспитания.
В 2007 году реорганизована Шебунинской СОШ в НОШ-детский сад поселка Заволжье. Принят на баланс управления образования детский сад п.Горшиха и присоединен к Медягинской школе, открыты дошкольные группы в Ананьинской ООШ с целью удовлетворения потребности населения в дошкольном образовании, подготовлена ПСД для строительства детского сада в п.Красные Ткачи на 140 мест, выполнен проект новой школы в поселке Туношна, строительство которой должно быть включено в инвестиционную программу Ярославской области в 2009 году. Планируется строительство СОШ в п.Заволжье и спортзала к Григорьевской СОШ Заволжского сельского поселения.
В 2006 году в Ярославском районе лишь 25% школьников обучались в ОУ, отвечающих современным образовательным стандартам. В 2007 году данный показатель увеличен до 35%, в 2008 году планируется повысить его до 50%, а в 2009 году до 70%.
В 2009 - 2011 гг. планируется постепенное увеличение доли ОУ, в которых создан и действует управляющий совет, обладающий рядом полномочий, в том числе по распределению финансовых средств ФОТ. Если в 2007 году доля таких ОУ была равна 0, то в 2008 году вышеуказанный органы государственно-общественного управления работают в 6% учреждений а в 2009 году этот показатель должен быть увеличен до 20%, а к концу 2011 года до 80%.
Также, согласно оценкам специалистов отрасли образования, прогнозируется увеличение доли ОУ, имеющих опубликованный в СМИ или в сети Интернет публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, что позволит обеспечить прозрачность расходования финансовых средств образовательного учреждения для общественности района. В 2007 году данный показатель был на уровне 20%, в 2008 - 50%, а в 2009 - 100%.
Доля ОУ, имеющих свои, регулярно обновляемые сайты в сети Интернет 2008 году составит 50%, в 2009 году - 100%.
В 2008 году 100% общеобразовательных учреждений использовали публичные доклады с целью отчета о проделанной работе перед общественностью и учредителем, а к 2011 году такую форму отчетности будут использовать и учреждения дошкольного и дополнительного образования.
Специалистами Управления образования администрации ЯМР совместно с Транспортно- хозяйственным управлением администрации ЯМР разработан план-график улучшения транспортной доступности общего образования в районе. Согласно данному графику, в 2007 году открыты дополнительные маршруты школьного автобуса д.Красный Бор - п.Заволжье - Григорьевская СОШ, д.Пруссово - п. Кузнечиха, д. Почаево - п.Кузнечиха и д. Андронники - д.Сандырево, а также приобретены автобусы для Курбской, Кузнечихинской, Григорьевской СОШ, СОШ п. Ярославка. На общую сумму 3,2 млн. рублей. В 2008 году планируется приобрести автобусы еще для 3 СОШ и 2 микроавтобуса для ООШ на общую сумму 5,2 млн.рублей. На 2009 год запланировано приобретение для нужд учреждений образования 3 микроавтобусов и 1 автобуса общей стоимостью 4,2 млн.рублей. Данные мероприятия позволят повысить доступность ОУ для учащихся района, а также обеспечить их подвоз из близлежащих деревень в базовые школы.
Реализацию многих направлений развития отрасли образования поможет обеспечить реализация на территории ЯМР ПНП "Образование". В 2006 и 2008 годах в рамках данного ПНП были осуществлены такие мероприятия как:
- стимулирование ОУ, активно внедряющих инновационные образовательные программы (Кузнечихинская и Дубковская школы);
- выплаты педагогам за классное руководство;
- стимулирование педагогов, активно внедряющих новые образовательные технологии (13 человек);
- приобретение транспорта для ОУ.
В 2009 - 2011 гг. в рамках реализации ПНП "Образование" будет осуществляться дальнейшая поддержка финансирования отрасли образования Ярославского района.
Здравоохранение
На период 2009 - 2011 гг. по отрасли здравоохранение планируется создание следующих муниципальных программ:
1. "Укрепление материально-технической базы скорой и неотложной медицинской помощи на 2009 - 2011 г.г.", предусматривающая обновление автотранспортного парка на базе автомашин скорой помощи марки "Соболь", "Газель" в количестве 4-х единиц на сумму 2,5 млн. рублей и необходимой медицинской аппаратуры, средств связи, мебели на 2009 - 2010 годы;
2. Предупреждение заболеваемости туберкулеза на территории ЯМР на 2009 - 2011;
3. Ежегодная программа "Вакцинопрофилактика";
4. Ежегодная программа "АНТИСПИД";
5. Программа "Оснащение врачей общей практики до 2011 года";
6. Программа "Лекарственного обеспечения детей до 3-х лет на территории ЯМР"
7. Программа по ДЛО на 2010 - 2011 год.
Также планируется дальнейшая реализация ранее принятых муниципальных программ:
1. "Дополнительное финансирование обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) на территории Ярославского муниципального района" на 2008 - 2009 годы;
2. Программа противодействия распространению наркотиков и их незаконному обороту на территории ЯМР на 2008 - 2009 годы.
В 2009 - 2011 годах специалистами прогнозируется проведение следующих мероприятий по развитию сети медицинских учреждений района:
1. Проект и строительство:
- Строительства Центра общей врачебной практики в п. Заволжье (завершение до 31.04.09);
- Поликлиники N 2 в р.б. Лесная Поляна на 100-150 посещений в смену;
- Патолого-анатомического отделения МУЗ ЯЦРБ;
- Больницы в Заволжском поселении на 100 койко-мест.
- Центра общей врачебной практики в п. Михайловский;
- Строительство автогаражей в количестве 4 единиц на 2 бокса.
- Прокладка горячего водоснабжения в МУЗ ЯЦРБ;
- Строительство продовольственного склада в МУЗ ЯЦРБ;
- Ограждение территорий МУЗ;
2. Ремонт:
- Туношенской участковой больницы и создание условий для филиала скорой и неотложной медицинской помощи;
- Ремонт лечебного корпуса МУЗ ЯЦРБ;
- Поликлиники МУЗ ЯЦРБ;
- Завершение ремонта Козьмодемьянской амбулатории до 31.12.2008;
- Капитальный ремонт физиотерапевтического отделения МУЗ ЯЦРБ;
- Ремонт лаборатории и помещений администрации МУЗ ЯЦРБ
- Перенос электрощитовой МУЗ ЯЦРБ и подключение к источнику резервного электроснабжения;
- Текущий ремонт других ЛПУ ЯМР.
3. Материально-техническое оснащение лечебно-профилактических учреждений
- Приобретение необходимого автотранспорта по 1-2 единицы в год;
- Приобретение медицинской аппаратуры и оборудования для МУЗ на сумму 1-1,5 млн. руб.;
- Приобретение мебели и технического оборудования на сумму до 1 млн. руб.;
- Приобретение аппарата УЗИ для МУЗ ЯЦРБ на сумму 5-6 млн. руб.
Модернизация амбулаторной сети предусматривает увеличение числа штатных должностей врачей амбулаторного приема с 65,25 до 80,5 (на 15,25 ставок) и изменение структуры должностей амбулаторного приема по специальностям. Постепенная замена участковых врачей врачами общей практики. Развитие дневных стационаров.
Модернизация стационарной сети предусматривает приведение коечного фонда района в соответствие с потребностями населения в оказании стационарной помощи.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В 2007 году жилищный фонд района составил 756,9 тыс. кв. метров, что составляет 100% к уровню 2006 года. По оценкам специалистов отрасли жилищно-коммунального хозяйства в 2008 году жилищный фонд района уменьшится на 0,2% по сравнению с 2007 годом, что вызвано проведением выверки данных по жилищному фонду района. На период 2009 - 2011 годов планируется рост объемов жилищного фонда в связи с приемкой его в муниципальную собственность и запланированным жилищным строительством. В 2009 году по благоприятным условиям он составит 800 тыс.кв. метров, 2010 году - 840 тыс. кв. метров, в 2011 - 850 тыс. кв. метров. Также в соответствии с утвержденной целевой муниципальной Программой "Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья" будет производиться ликвидация данного жилья в 2009 - 2011 годах".
В 2007 году стоимость ЖКУ в расчете на 1 человека в месяц составила 943,9 рубля. Возмещение затрат на предоставление услуг за счет платежей населения по установленным ставкам и тарифам на 1 человека в месяц составило 571 рубль. Соответственно, уровень оплаты населением ЖКУ по начисленным платежам составил 60,5%. Фактическое возмещение затрат населением за предоставление услуг(в расчете на 1 человека в месяц) составило 456,8 рублей, что ниже уровня предыдущего года на 3,3%. Уровень оплаты населением ЖКУ по фактическим платежам составил 48,4% от стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Рост цен на материалы и топливо, расширяющийся спрос на услуги ЖКХ обуславливают увеличение издержек предприятий этой сферы, и, соответственно, удорожание ЖКУ для населения. Ожидаемая величина стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения в расчете на 1 человека в месяц в 2008 году 1129,9 рубля. В 2007 году она составила 943,9 рубля. Возмещение затрат на предоставление услуг за счет платежей населения составит в 2008 году 710,5 рублей (по сравнению с предыдущим годом увеличение на 24,5%), а уровень оплаты населения по начисленным платежам составит 62%. При этом ожидается, что уровень оплаты по фактическим платежам составит 58,5%.
На 2009 - 2011 годы планируется дальнейшее удорожание ЖКУ для населения. По оценкам специалистов отрасли ЖКХ, стоимость ЖКУ для населения в расчете на 1 человека в месяц в 2010 году составит 1260,9 рублей, что составит к уровню 2009 года 111,6%, а в 2011 году она уже составит 1402,2 рубля, или 111,2% к уровню 2010 года.
Возмещение затрат за счет платежей населения к 2011 году планируется довести до 100%. Так, темпы роста возмещения затрат будут равны к 2010 году 118%, к 2011 году- 125%, а уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг по начисленным платежам составит в 2009 году- 65%, в 2010 году- 90%, 2011 году- 100%.
В 2008 - 2009 году наиболее острыми проблемами жилищно-коммунального комплекса являются:
- неудовлетворительное финансовое положение предприятий;
- высокие затраты на производство услуг;
- низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг;
Следствием этих нерешенных проблем является высокая степень износа коммунальной инфраструктуры в районе, высокие потери ресурсов (30-40%).
Для снятия напряженности в отрасли ЖКХ необходимо в ближайшем будущем провести ряд мероприятий, таких как:
- проведение инвентаризации систем жизнеобеспечения ЖКХ;
- внедрение ресурсосберегающих технологий;
- привлечение частных инвестиций в отрасль с предоставлением определенных гарантий;
- совершенствование системы социальной защиты населения, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств;
- проведение мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий ЖКХ и снижению издержек жилищно-коммунальных услуг.
Физкультура и спорт
В 2007 году было проведено 25 спортивных соревнований для жителей района по 11 видам спорта; среди них традиционные спортивные мероприятия, такие как:
- легкоатлетический пробег памяти Маршала Советского Союза Ф.И. Толбухина;
- кубок по футболу памяти Героя России А.А. Селезнева;
- кубок по зимнему полиатлону памяти В.А. Емельянова;
- лыжная эстафета на призы главы ЯМР.
Ведется работа по возрождению ранее проводимых, но забытых традиционных спортивных соревнований в поселениях, таких как: соревнования по волейболу на "Кубок А. Азова" в Некрасовском сельском поселении, "Кубок Жарикова" по футболу в Кузнечихинском сельском поселении и т.д..
На 31 декабря 2007 года физической культурой и спортом в районе занимается 5318 человек, что составляет 10,0% от общего числа жителей района. По данному показателю Ярославский район занимает 6 место среди 17 муниципальных районов Ярославской области. До 2009 года этот процент должен вырасти до 14-15%, а к 2011 году до 20-22%.
Численность занимающихся физической культурой и спортом в специализированных спортивных учреждениях на 31 декабря 2007 года составляла 780 человек. К 2009 году их количество должно возрасти до 800-820 человек, а к 2011 году до 830-840 человек.
В связи с проблемой преемственности и "текучке" квалифицированных кадров в Ярославской области и других субъектах Российской Федерации, главная задача до 2011 года в сохранении и при возможности увеличении их количества до 80 штатных работников физической культуры и спорта в Ярославском районе. На данный момент Ярославский район в процентном соотношении находится лишь на 14 месте из 17 муниципальных районов, имея 70 штатных работников.
На период 2008 - 2011 годы планируются следующие мероприятия по развитию физической культуры и спорта в Ярославском районе:
- завершение строительства культурно-спортивного центра в п. Ивняки;
- развитие массового спорта в районе: создание и освещение лыжных трасс, строительство хоккейных и теннисных кортов, беговых дорожек в ряде поселений Ярославского района;
- достойное участие в областных и общероссийских спортивных состязаниях;
- в 2011 году планируется строительство ФОК в Курбе и в п. Красные Ткачи
Культура и молодежная политика
В настоящее время на территории Ярославского муниципального района работают 9 культурно-спортивных центров, в состав которых входят 26 домов культуры и клубов, 30 сельских библиотек, МУК "Районный организационно-методический центр", МУ ЯМР "Центральная библиотека".
В районе насчитывается 337 клубных формирований, из них 152 для детей и подростков до 14 лет и 189 самодеятельных коллективов, среди которых хоровые, вокальные, театральные, и т.д.; 23 из них имеют почетное звание "Народный" и "Образцовый". Количество участников клубных формирований составляет 5 753.
Система программных мероприятий сформирована из 4 взаимоувязанных направлений:
- "Культурно - досуговая деятельность и развитие народного творчества
- "Укрепление материальной базы учреждений культурно-досуговой деятельности"
- "Развитие библиотечного дел"
- "Работа с кадрами "
До 2011 года планируется увеличить количество клубных формирований до 360 единиц, количество участников клубных формирований до 6500 человек.
На настоящий момент, слабо используются потенциальные возможности клубных учреждений в вопросах сохранения и развития художественных промыслов и ремесел. Учреждения культуры испытывают острый недостаток квалифицированных кадров, необходимо привлекать молодых специалистов, совершенствовать и укреплять материально-техническую базу учреждений культуры.
По программам молодежной политики ЯМР проводятся такие районные мероприятия, как "Дни молодежи", "Фестиваль КВН", "Туристические слеты" и т.д. Ведется работа по созданию реестра Молодежных и детских общественных объединений, курируется деятельность Молодежного Совета ЯМР. Все проведенные мероприятия освещаются в СМИ.
Идет поиск путей реализации программ именно в сельской местности с учетом специфики поведения молодежи села. Ежедневно проходят консультации молодых семей о получении безвозмездных субсидий на улучшение жилищных условий, по итогам работы 2007 года на участие в программе "Поддержка молодых семей в приобретении (строительстве) жилья" на 2008 год подали заявления 10 семей.
Главная целью молодежной политики Ярославского муниципального района на период 2009 - 2011 годов должно стать развитие молодежных движений, организация и проведение мероприятий направленных на поддержку МОО созданных и действующих на территории района. Реализация таких проектов как "Молодежный совет", "Я лидер" даст хороший результат, и начало в становлении молодежной кадровой политики.
А в перспективе развития года главной целью МП должно стать создания сети районных учреждений по делам молодежи, развитие их материально-технической базы для обеспечения социально организованной досуговой занятости молодежи на всей территории района.
В перспективе до 2011 года по отрасли молодежной политики планируется реализовать такие проекты, как Молодежный Совет и Молодежный Форум. Сейчас остро стоит проблема "районного центра" - места на базе которого будет собираться вся молодежь ЯМР поэтому в перспективном планировании выделяется необходимость строительства Районного дома (дворца) молодежи ЯМР.
Денежные доходы населения
В 2007 году среднемесячная начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях Ярославского района составила 10676,6 руб., что выше аналогичного показателя за 2006 год на 22%. По предварительной оценке в 2008 году среднемесячная начисленная заработная плата составит 11118,7 руб., она вырастет на 4,1%. На период 2009 - 2011 годов прогнозируется устойчивый прирост заработной платы: на уровне 13,1-22,7% в год.
Суммарная просроченная задолженность по заработной плате в 2007 году была на уровне 2006 года и была равна 0,6 млн.рублей. В 2008 году ожидается, что сумма задолженности не превысит 0,7 млн.рублей. По прогнозным оценкам в 2009 - 2011 годах сумма задолженности будет постепенно снижаться и составит: в 2009 году - не более 0,56 млн.руб., в 2010 году- не более 0,3 млн.рублей, в 2011 году - 0,2 млн.руб.
Величина прожиточного минимума в 2007 году в среднем была 3997 рублей (по Ярославской области), что к уровню предыдущего года составило 133,5%. Ожидаемая величина прожиточного минимума в 2008 году будет равна 4256,1 руб., что выше уровня 2007 года на 6,5%. Такой рост обусловлен, с одной стороны, пересмотром состава потребительской корзины, с другой стороны - дальнейшим удорожанием в потребительской корзине продовольственных товаров и жилищно-коммунальных услуг. В последующие годы прирост прожиточного минимума будет обуславливаться инфляционными процессами и составит 6,7 - 15,4% в год. В 2009 году величина прожиточного минимума составит 4540,3 руб., в 2010 году - от 4900 до 5200 руб. в 2011 году - от 5500 до 6000 руб.
Демография, труд и занятость
В 2007 году демографическая ситуация в Ярославском районе начала выравниваться. Наряду с приростом рождаемости (количество родившихся в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось на 32 человека (6%)), в 2007 году наблюдалось снижение смертности. Этот положительный сдвиг был обусловлен рядом причин, в том числе небольшим ростом благосостояния населения, что позволило улучшить структуру потребления продуктов питания, медикаментов и услуг медицинских учреждений. В 2007 году смертность населения составила 881 человек, что составило 94,2% к уровню 2006 года. Снижение смертности обусловило позитивное изменение величины показателя естественной убыли населения. Если в 2006 году естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью) составила 391 чел., то в 2007 году данный показатель был равен 305 чел. По оценочным данным в 2008 году показатель естественной убыли населения несколько ухудшится (329 чел.), что вызвано прогнозируемым ростом смертности с одновременным снижением темпов роста рождаемости.
В прогнозном периоде 2009 - 2011 годы планируется небольшой рост рождаемости на уровне 101-103%, что возможно при активизации демографической политики со стороны государства, направленной на пропаганду семейных ценностей и ориентацию родителей на рождение второго и третьего ребенка. На 2009 год показатель рождаемости планируется на уровне 600-610 человек, 2010 год - 605-620 чел., 2011 год - 610-625 чел. При этом планируется продолжение тенденции снижения смертности населения на 5-10% до 2011 года. При условии, что ситуация будет соответствовать ожиданиям, естественная убыль населения будет сокращаться с 275-195 чел. в 2009 году до 190-100 чел. 2011 году.
Миграционный прирост населения района (превышение числа прибывших над числом убывших) в 2007 году составил 549 человек, что намного превысило аналогичный показатель в 2006 году, однако по оценочным данным в 2008 году прогнозируется снижение данного показателя до уровня 2006 года. При условии, что социально-экономическая ситуация в Ярославском районе будет постепенно улучшаться, миграционный прирост населения в 2009 - 2011 годы будет нарастать.
При сложившихся тенденциях изменения естественного и миграционного прироста численность населения Ярославского района в 2007 году осталась практически на уровне 2006 года - 52,5 тыс.чел. В 2008 году прогнозируется небольшой рост численности населения - на 0,1% (до 52,7 тыс.чел.). В 2009 - 2011 годах по прогнозным оценкам численность населения будет держаться на уровне 2008 года с тенденцией небольшого роста на уровне 0,3-0,5 % в год; при этом условии в 2009 году численность населения будет равна 52,8-52,9 тыс.чел., в 2010 году - 52,9-53,1 тыс.чел., в 2011 году - 53,1-53,4 тыс.чел.
Согласно данным статистики, в 2005 - 2007 годах среднесписочная численность работников на крупных и средних предприятиях района увеличивалась примерно на 2% в год и составила в 2007 году 15 тыс.человек. это было обусловлено вступлением в трудоспособный возраст относительно большого поколения, родившегося в середине 80-х годов. Динамика трудовых ресурсов в 2008 году вышла из-под влияния этого фактора, так как начался процесс вступления в трудоспособный возраст первых, относительно малочисленных поколений, рожденных в начале 90-х годов. В связи с этим показатель численности работников на крупных и средних предприятиях района в 2008 году планируется на уровне 14,1 тыс.человек. При запланированном невысоком росте экономики района в 2009 - 2011 годах численность работников будет сохраняться на уровне 2008 года с тенденцией небольшого роста в размере 1-3% и составит в 2011 году 15,3 тыс.чел.
Численность лиц, имеющих официальный статус безработного, в 2007 году была равна 220 чел., что составило 107,3% к уровню предыдущего года. При этом уровень официальной безработицы составил 0,69%, что также выше аналогичного показателя в 2006 году на 0,05 п.п. По оценочным сведениям в 2008 году численность безработных в районе снизится на 27,3% и составит 160 человек, уровень безработицы при этом составит около 0,5%. На 2009 - 2011 годы планируется дальнейшее снижение уровня безработицы, что связано с запланированным экономическим ростом в районе, а также расширением сферы услуг, а, следовательно, и ростом спроса на трудовые ресурсы в данной сфере. Уровень официальной безработицы в 2009 году планируется равным 0,4-0,45%, в 2010 году - 0,3-0,35%, в 2011 году - 0,25-0,3%.
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы Ярославского муниципального района Ярославской области от 19 сентября 2008 г. N 2007 "Об утверждении прогноза... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.