Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Муниципального Совета
Рыбинского муниципального района
Ярославской области
от 29 января 2009 г. N 411
Отчет по акту проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Каменники"
Рыбинский муниципальный район
24 декабря 2008 года
В соответствии с "Положением о Контрольно-счетной палате Рыбинского муниципального района", утвержденным решением Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 29 ноября 2007 года N 215, поручением постоянной комиссии Муниципального Совета РМР по бюджету, налогам и финансам (исх. N 01-09/245 от 2.10.2008 г.) Контрольно-счетной палатой РМР проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП РМР ЯО "Каменники". Проверка проводилась в период с 24 октября по 17 декабря 2008 года, основание для проведения проверки - предписание N 8 от 22 октября 2008 года.
1. Общие положения
Учредителем предприятия является Рыбинский муниципальный район в лице Администрации Рыбинского муниципального района. Собственником имущества предприятия является Рыбинский муниципальный район. Предприятие находится в ведомственном подчинении Управления ЖКХ, транспорта и связи.
Согласно п. 3.7 Устава предприятие ежегодно перечисляет в бюджет Рыбинского муниципального района часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и сроки, определяемые правовыми актами главы Рыбинского муниципального района. Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие основано на праве хозяйственного ведения. Уставный фонд предприятия в соответствии с уставными документами составляет 35,7 руб.
Адрес местонахождения предприятия: г. Рыбинск, ул. Захарова, д.38.
Должностными лицами в проверяемом периоде являлись:
- директором предприятия Наливайко А.А.,
- главным бухгалтером до 01.04.2008 Карамышева Н.В., с 01.04.2008 Лисецкая С.Н. Для осуществления деятельности предприятие использует основные средства, находящиеся в хозяйственном ведении и аренде.
Основными видами деятельности предприятия являются: теплоснабжение (отопление, горячее водоснабжение, пар), артезианское водоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт жилья, вывоз бытовых отходов, газоснабжение.
2. Основные показатели деятельности предприятия за 9 месяцев 2008 года
Таблица N 1
Основные итоговые показатели деятельности предприятия.
(в тыс. рублях)
п/п |
Отчетный период |
9 месяцев 2007 года, тыс. руб. |
9 месяцев 2008 года, тыс. руб. |
Отклонения |
|
Гр.4-гр.3 тыс. руб. |
Гр. 4/гр3 % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Выручка |
33110,0 |
36787,0 |
3677,0 |
111,1 |
2 |
Себестоимость |
43970,0 |
50618,0 |
6648,0 |
115,1 |
3 |
Прибыль (убыток) от продаж |
(10860,0) |
(13831,0) |
(2971,0) |
127,4 |
4 |
Прочие доходы |
13611,0 |
12981,0 |
-630,0 |
95,4 |
5 |
Прочие расходы |
(4771,0) |
(5569,0) |
798,0 |
116,7 |
6 |
Прибыль (убыток) |
(2020,0) |
(6419,0) |
4399,0 |
317,8 |
Согласно отчету о прибылях и убытках (приложение к балансу форма N 2), по результатам работы за 9 месяцев 2008 года предприятием получен убыток в сумме 6419,0 тыс. руб.
Выручка предприятия за 9 месяцев 2008 года составила 36787,0 тыс. руб., что больше выручки за аналогичный период прошлого года на 3677,0 тыс. руб. или на 11,1 процентов. При этом себестоимость продукции увеличились на 6648,0 тыс. руб. или на 15,1 процентов. По итогам работы за 9 месяцев 2008 года предприятием получен убыток в сумме 6419,0 тыс. руб., что больше убытка за аналогичный период прошлого года на 4399,0 тыс. руб. или 217,8 процентов. Основными расходами в составе прочих расходов являются потери производственной деятельности в сумме 4688,0 тыс. руб. За 9 месяцев 2008 года на предприятии произведены расходы за счет собственных средств предприятия в сумме 880,3 тыс. руб., основными из них являются:
- 234,7 тыс. руб. выплата материальной помощи;
- 337,2 тыс. руб. уплата пени за не своевременную уплату налогов и сборов;
- 249,1 тыс. руб. платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
- 30,0 тыс. руб. штраф за невыплату заработной платы;
Таблица N 2
Доходы и расходы предприятия по видам деятельности за 9 мес. 2008 года
(в тыс. рублях)
N п/п |
Наименование услуги |
Доходы, тыс. руб. |
Расходы, тыс. руб. |
Прибыль, (убыток), тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Теплоснабжение |
25454,3 |
34893,2 |
(9438,9) |
2 |
Водоснабжение |
2909,3 |
5557,0 |
(2647,7) |
3 |
Тех. вода |
240,8 |
83,6 |
157,2 |
4 |
Стоки |
3693,5 |
4672,2 |
(978,7) |
5 |
Содержание и ремонт жил. фонда, найм |
2086,9 |
3504,2 |
(1417,3) |
6 |
Услуги бань |
492,0 |
1556,0 |
(1064) |
7 |
Прочие услуги |
1909,8 |
322,3 |
1587,5 |
|
Всего |
36786,6 |
50588,5 |
(13801,9) |
Основные суммы убытка за 9 месяцев 2008 года сложились от оказания услуг по теплоснабжению. При проверке проведен анализ соответствия фактической себестоимости производства и отпуска 1 Гкал тепловой энергии утвержденным экономически-обоснованным тарифам (далее ЭОТ) на 2008 год. При анализе произведенных затрат за 9 месяцев 2008 года установлено: затраты на 1 Гкал отпущенной тепловой энергии по всем котельным превышают утвержденный ЭОТ. С учетом отпущенного количества Гкал тепловой энергии наибольшие суммы убытка получены по котельным п. Каменники -3153,6 тыс. руб., с. Милюшино - 1598,5 тыс. руб., д. Свингино - 1353,7 тыс. руб.
Котельная п. Каменники, по которой получена наиболее значительная сумма убытков, с 5 июня 2008 года передана в аренду ООО "Региональная Теплогенерирующая Компания N 1".
В приложении N 2 к акту проверки отражены отклонения фактических затрат за 9 месяцев 2008 года на 1 Гкал отпущенной теплоэнергии от утвержденного ЭОТ по статьям затрат по котельным с. Милюшино и д. Свингино. По некоторым статьям затрат расходы за 9 мес. 2008 года превышают утвержденный в ЭОТ норматив на год.
По котельной д. Свингино утверждена себестоимость на 1 Гкал на 2008 год в сумме 1309,87 руб., фактически себестоимость 1 Гкал за 6 мес. составила 1920,66 руб., за 9 мес. 2008 года - 2888,71 руб.
За 9 месяцев 2008 года фактические расходы по заработной плате составили 1270,8 тыс. рублей, что на 337,1 тыс. рублей превышает утвержденную на год сумму затрат. Превышение по заработной плате произошло за счет превышения численности персонала на 4 чел., фактически численность составляет 17 чел., в ЭОТ численность принята в количестве 13 чел. Фактическая среднемесячная заработная плата 1 работника котельной составила 6599 руб., что на 276 руб. больше утвержденной в ЭОТ.
Кроме того, за 9 месяцев 2008 года превышен на 396,0 тыс. рублей установленный норматив на год по общеэксплуатационным расходам. Фактические расходы по этой статье затрат составили 517,1 тыс. рублей, утверждено на год 121,2 тыс. рублей.
При выездной проверке в котельную д. Свингино установлено:
- выработанная тепловая энергия в Гкал. определяется расчетным путем исходя из количества использованного топлива, так как в котельной не установлены счетчики выработанной тепловой энергии;
- контроль в натуральных показателях поступившего топлива (дров) осуществляется визуально работником котельной.
По котельной с. Милюшино утверждена себестоимость на 1 Гкал на 2008 год в сумме 1841,47 руб., фактически себестоимость 1 Гкал, за 9 мес. 2008 года - 8454,0 руб.
За 9 месяцев 2008 года фактические расходы по общеэксплуатационным расходам составили 130,1 тыс. руб., что на 98,6 тыс. руб. превышает утвержденную на год сумму затрат. По расходам на содержание оборудования и цеховым расходам превышение фактических расходов за 9 мес. 2008 года по сравнению с утвержденной годовой суммой расходов составило 65,4 тыс. руб., фактические расходы составили 122,0 тыс. руб. при нормативе 56,7 тыс. рублей. Кроме того, за 9 месяцев 2008 года превышен на 860,7 тыс. рублей установленный норматив на год по расходам на топливо. Фактические расходы по этой статье затрат составили 2023,4 тыс. руб., утверждено на год 1162,7 тыс. руб.
В ЭОТ предусмотрен отпуск тепловой энергии в количестве 631,4 Гкал при выработке 657,7 Гкал. Фактически за 9 мес. 2008 года отпуск составил 348 Гкал при выработке 898 Гкал., потери тепловой энергии составили 550 Гкал или 61 процент от выработанной тепловой энергии.
В котельной с. Милюшино отсутствуют счетчики учета выработанной теплоэнергии. Фактически выработанная тепловая энергия в котельной в натуральных показателях определяется по расходу топлива.
При выездной проверке в котельную п. Судоверфь также установлено отсутствие счетчиков учета выработанной теплоэнергии, фактически выработанная тепловая энергия в котельной в натуральных показателях определяется по расходу топлива.
При выборочной проверке проведения режимной наладки оборудования установлено:
В котельных с. Милюшино и д. Свингино режимной наладки оборудования не проводилось, в котельной п. Судоверфь режимная наладка проведена на одном из трех котлов. Проведение режимной наладки позволяет поддерживать заданный режим работы оборудования и контролировать необходимый расход топлива. В соответствии с п. 12.11 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" режимная наладка оборудования проводится периодически не реже 1 раза в 3 года с привлечением специализированной организации.
Гидравлических расчетов эксплуатируемых теплосетей не проводилось, как требует того Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 4 октября 2005 г. N 265 "Об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии" (в ред. Приказов Минпромэнерго РФ от 16.07.2007 N 265, от 01.11.2007 N 471). Гидравлические расчёты позволяют оптимизировать деятельность предприятия по сокращению производственных и финансовых потерь.
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности.
На 1 октября 2008 года кредиторская задолженность превышает дебиторскую на 11878 тыс. руб. В течение 2008 года кредиторская задолженность увеличилась на 2747,0 тыс. руб. Основной рост произошел за счет увеличения задолженности во внебюджетные фонды на 1290 тыс. руб. и задолженности прочим кредиторам на 1698 тыс. руб. Основную сумму задолженности по прочим кредиторам составляют сумма авансов в размере 2506,2 тыс. руб., полученная от покупателей и заказчиков в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) и подлежащая возврату сумма переплаты по предоставленным льготируемым услугам в размере 960,7 тыс. руб.
Задолженность предприятия за аренду движимого и недвижимого муниципального имущества на 01.10.2008 с учетом долга на 02.01.2008 в размере 5999,92 руб. составила 7499,86 руб. Таким образом, задолженность предприятия за аренду муниципального имущества за 9 месяцев 2008 года выросла на 1499,94 руб.
Одним из признаков банкротства в соответствии со ст. 3 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Таким образом, предприятие можно считать неспособным удовлетворить требования кредиторов.
Дебиторская задолженность в течение 2008 года уменьшилась на 3537 тыс. руб. При анализе дебиторской задолженности прослеживается регулярная неоплата по ряду дебиторов. Таким образом, несвоевременная уплата покупателями и заказчиками приводит к значительному отвлечению средств из оборота. Предприятию следует принять меры для своевременного взыскания дебиторской задолженности.
3. Проверка кассовых операций
3.1. На 2008 год установлен лимит остатка денежных средств в кассе предприятия в сумме 20 тыс. руб. Имеются случаи превышения установленного лимита денежной наличности.
Превышение лимита кассовой наличности может привести к наложению административного штрафа в случае проверки соблюдения условий работы с кассовой наличностью. Размер административного штрафа за указанное нарушение согласно гл. 15 ст. 15.1 КоАП ФЗ от 30.12.2001 установлен на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. В целях предотвращения неоправданных расходов на уплату административных штрафов предприятию следует усилить контроль за порядком ведения кассовых операций.
3.2. В соответствии с решением руководителя налоговой инспекции от 18.03.2008 N 18558 для обеспечения исполнения решений о взыскании налога и пени за несвоевременную уплату налога и сбора приостановлены операции по счету предприятия за исключением операций по уплате налоговых платежей в бюджет. На 1 октября 2008 года задолженность предприятия по налогам и сборам составила 4565,0 тыс. руб., перед государственными внебюджетными фондами - 1764,0 тыс. руб.
За 9 месяцев 2008 года из кассы предприятия израсходовано18130,9 тыс. руб., в том числе:
- сдано в банк 19,02 тыс. руб.;
- оплачено поставщикам 36,05 тыс. руб.;
- выплачена заработная плата 15178,8 тыс. руб.;
- выдано под отчет 2886,1 тыс. руб.;
- на прочие нужды 10,9 тыс. руб.
Предприятие не перечисляло в банк поступившие в кассу предприятия денежные средства, расходовало их на производственные нужды. В соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса РФ установлена очередность списания денежных средств при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения предъявленных требований.
В аудиторском отчете за 1 квартал 2008 года отмечено сознательное уклонение предприятия от уплаты налогов, что может повлечь ответственность за неуплату налогов в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в том числе уголовную. Однако по настоящее время поступившие в кассу предприятия денежные средства не сдаются в банк, а расходуются на нужды предприятия.
Кроме того, следует отметить нецелесообразное отвлечение денежных средств из кассы предприятия - значительная сумма возврата в кассу предприятия денежных средств, выданных под отчет: за 9 месяцев 2008 года выдано под отчет 2886,1 тыс. руб., из них возвращено 1580,0 тыс. руб. или 54,7 процента.
При выдаче наличных денег под отчет руководителем предприятия не определяется срок выдачи аванса, что является нарушением п. 11 порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (Письмо Банка России от 26.02.1996 N 247), согласно которому предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и сроки, определяемые руководителями предприятий. К проверке также не представлен список подотчетных лиц.
4. Проверка устранения замечаний по аудиторскому отчету за 1 кв. 2008 года
За 1 квартал 2008 года на предприятии проведена аудиторская проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности аудиторской фирмой ООО "Аудит-Гарант", в результате которой выявлен ряд существенных замечаний:
1. Предприятием несущественно (на 30 коп) завышен размер уставного фонда по сравнению с данными, зафиксированными в Уставе.
2. Уставный фонд предприятия фактически не сформирован (нет документов, подтверждающие факт формирования уст. Фонда), а как следствие муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
3. Не действительна лицензия предприятия на осуществление эксплуатации взрывоопасных объектов (указан другой ИНН на лицензии).
4. Не достоверное отражение сведений в выписке из Единого государственного реестра юридических ли (неверно указан номер дома и кол-во учредителей).
5. В учётной политике:
- не отражена вся совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учёта, фактически применяемых предприятием;
- не утверждены регистры налогового учёта;
- не отражён порядок признания процентов по долговым обязательствам к расходам;
- не отражён порядок расчёта амортизации в случае приобретения ОС, бывших в употреблении.
6. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности (искажение статьи (строки) формы бухгалтерской отчётности не менее чем 10%).
7. Не проведена государственная регистрация аренды недвижимого имущества. Согласно п. 1 ст. 26 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды.
8. Грубое нарушение правил учёта расходов и объектов налогообложения.
9. Предприятием как налоговым агентом не исчислен и не уплачен в бюджет НДС с сумм арендной платы за аренду муниципального имущества.
10. Объекты недвижимости, право собственности, на которые подлежат государственной регистрации, не зарегистрированы в установленном законодательном порядке.
11. На 1 октября 2008 года задолженность предприятия по налогам и сборам составила 4565 тыс. руб., перед государственными внебюджетными фондами - 1764 тыс. руб. Причём, часть поступающих денежных средств расходовались на производственные нужды, что при данной ситуации является грубым нарушением законодательства (ст. 122 НК РФ).
Выборочной проверкой устранения замечаний, отраженных в отчете аудиторской проверки установлено: предприятием не принимаются меры к устранению выявленных нарушений, что может привести к необоснованным расходам на уплату штрафов.
В установленные сроки протокол разногласий по акту проверки от директора МУП "Каменники" не поступило. Имеется лишь отметка в акте проверки директора МУПа Наливайко А.А. и главного бухгалтера предприятия Лисецкой С.Н. "С актом не согласна".
5. Заключение
1. Основная сумма убытков предприятия возникает в связи с превышением фактической суммы затрат по сравнению с затратами, утвержденными в ЭОТ.
2. Значительное превышение установлено по расходам на заработную плату, общеэксплуатационным расходам, расходам на содержание оборудования и цеховым расходам, расходам на топливо.
3. В котельных отсутствуют счетчики учета выработанной тепловой энергии.
4. Не проводится режимная наладка оборудования котельных. Не сделаны гидравлические расчеты эксплуатируемых объектов.
5. На предприятии не ведется систематическая работа по анализу фактической себестоимости. Расчеты за июль - сентябрь 2008 года по фактической себестоимости выполнены по требованию проверяющих в ходе проверки.
6. Не принимаются меры для своевременного взыскания дебиторской задолженности.
7. Нарушается порядок ведения кассовых операций.
8. Не устранены замечания по аудиторскому отчету за 1 квартал 2008 года.
6. Предложения
1. Провести экономический анализ причин возникновения убытков по каждому виду деятельности, разработать план мероприятий для сокращения непроизводительных затрат и предотвращения убыточной деятельности. Провести анализ общехозяйственных расходов.
2. Принять меры для взыскания дебиторской задолженности, при заключении договоров предусматривать санкции за несвоевременную уплату за выполненные работы, оказанные услуги и применять их на практике.
3. Усилить контроль за порядком ведения кассовых операций, в целях предотвращения неоправданных расходов на уплату штрафов и уголовной ответственности.
4. Подать документы на государственную регистрацию имущества, полученного в хозяйственное ведение и подлежащее государственной регистрации.
5. Принять меры для устранения замечаний, отраженных в отчете аудиторской проверки за 1 кв. 2008 года.
6. Для уменьшения затрат и усиления контроля за расходом топлива при производстве тепловой энергии:
- обеспечить контроль количества и качества поступающего топлива;
- установить счетчики учета выработанной тепловой энергии;
- провести режимную наладку оборудования;
- провести гидравлические расчеты эксплуатируемых объектов.
Собственнику имущества:
1. Сформировать уставный фонд предприятия в соответствии со ст. 13 Закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
2. Принять меры для проведения государственной регистрации заключенных договоров аренды муниципального недвижимого имущества. При заключении договоров аренды недвижимого имущества предусматривать в договорах аренды или иных документах сторону, ответственную за подачу документов на государственную регистрацию договора.
3. Усилить контроль за деятельностью муниципального предприятия, в том числе в соответствии со ст. 20 Закона 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", установить плановые показатели и контролировать их выполнение.
<< Назад |
||
Содержание Решение Муниципального Совета Рыбинского муниципального района Ярославской области от 29 января 2009 г. N 411 "Об отчете Контрольно-счетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.