Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Ростовского
муниципального района
Ярославской области
от 14 июля 2011 г. N 1456
Концепция
муниципальной целевой программы "Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовского муниципального района в 2011 году"
1. Анализ причин возникновения проблемы с обоснованием тенденции ее развития
Одной из проблем Ростовского района является неполное соответствие материально-технической базы (технического состояния зданий и сооружений) общеобразовательных учреждений Ярославской области современным требованиям организации образовательного процесса, сформулированным в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа".
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.
Недостаточное потребление белка, витаминов и других жизненно необходимых макро- и микронутриентов обучающимися отрицательно сказывается на показателях физического развития, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижает иммунитет, усиливает отрицательное воздействие нервно- эмоционального напряжения и стресса, неблагоприятных экологических условий, вредных факторов, действующих на организм детей и подростков в процессе обучения и трудовой деятельности, и, в конечном итоге, препятствует формированию здорового поколения.
Вследствие этого на протяжении нескольких лет среди школьников отмечается существенный рост алиментарно-зависимых заболеваний, связанных с неполным, нерациональным питанием, в частности, таких, как анемии, болезни органов желудочно-кишечного тракта и желчевыводящей системы (в том числе ожирение, сахарный диабет, болезни щитовидной железы и др.). В структуре общей заболеваемости школьников болезни органов пищеварения занимают первое место, что составляет на 1000 обучающихся детей больных 6,3%.
За период обучения в школе число здоровых детей снижается в 4 раза, количество детей с гастроэнтерологическими заболеваниями увеличивается в 2 раза, с нарушением опорно-двигательного аппарата - в 1,5 - 2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с заболеваниями крови - в 2,5 раза.
В настоящее время 15,6 % детей имеют дефицит массы тела. Этот показатель за последнее десятилетие возрос почти в полтора раза. Одновременно сократилось число лиц с избыточной массой тела - с 10,2 % до 6,6 %. На этом фоне низкорослых детей стало больше в 1,5 раза, причиной этому может являться продолжительное недостаточное питание.
Для обеспечения роста и развития обучающихся необходимо полноценное, сбалансированное горячее питание. Процент охвата обучающихся района горячим питанием (горячее питание включает в себя горячее блюдо: в школах города - кашу или второе блюдо, в сельских - полный обед) составляет 65%.
Результаты мониторинга организации питания, проведенного в образовательных учреждениях района, показал, что негативное воздействие на организацию питания обучающихся оказывают следующие факторы:
-приготовление пищи в школьных столовых производится на устаревшем оборудовании, зачастую малопригодном к использованию, что негативно отражается на качестве готовой продукции, данное оборудование эксплуатируется более 30 лет, износ составляет более 95%;
-состояние помещений в 23 школьных столовых, в которых размещены производственные мощности, требуют текущего и капитального ремонта, замены технологического оборудования;
-износ инженерных сетей в пищеблоках школьных столовых;
-недостаточный уровень охвата обучающихся горячим питанием 65%;
-низкая квалификация кадров, отсутствие навыков к работе на современном оборудовании;
-уровень заболеваемости школьников (в структуре общей заболеваемости школьников города в возрасте от 15 до 17 лет болезни органов пищеварения занимают первое место).
Такое состояние системы организации питания не обеспечивает качественного сбалансированного питания обучающихся с учетом норм их потребности в питательных веществах и энергии.
Разрешить эту проблему можно только с помощью осуществления комплексного, программного подхода к организации здорового питания детей и подростков, основываясь на исследованиях ученых, врачей, диетологов.
Отбор этих проблем для программной разработки и их решения определяется необходимостью дальнейшего развития школьного питания, наличием достаточно эффективных механизмов для решения этих проблем в рамках реализации муниципальной программы "Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовского муниципального района в 2011 году" (далее - Программа).
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетам социально-экономического развития Ростовского МР
Проблемы, требующие решения в ходе реализации Программы развития:
1. Недостаточная степень разработки и внедрения научных основ рационального питания детей и подростков школьного возраста.
2. Отсутствие в районе современных индустриальных технологий производства продукции для сферы школьного питания, обладающей высокими органолептическими свойствами, сбалансированностью микро- и макронутриентов, повышенной биологической и пищевой ценностью.
3. Устаревшая материально-техническая база и высокая степень износа технологического оборудования школьных пищеблоков.
4. Низкий уровень эффективности механизмов управления системой школьного питания.
Таким образом, решаемые проблемы, соответствуют приоритетам социально-экономического развития Ростовского МР, реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетным направлениям развития региональной системы образования, основным направлениям развития системы образования Ростовского муниципального района.
3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
По прогнозным оценкам к 2012 году реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов:
-развить и укрепить материально-технические базы школьных столовых;
-совершенствовать профессионально-кадровый состав школьных столовых;
-совершенствовать систему управления организации школьного питания;
-осуществлять контроль качества школьного питания;
-осуществлять мониторинг здоровья школьников.
Проведение мероприятий Программы к 2012 году позволит:
-обеспечить обучающихся общеобразовательных учреждений полноценным 2-х разовым питанием в соответствии с требованием СанПиН;
-усовершенствовать рацион питания школьников;
-увеличить количество учащихся, получающих горячее питание до 90%
-в 9 общеобразовательных учреждениях обновить материально - техническую базу школьных столовых;
-провести ремонтные работы в пищеблоках 9 общеобразовательных учреждений.
4. Оценка преимуществ и рисков, включая обоснование предлагаемого способа решения проблемы и общую характеристику системы программных мероприятий
Проблема организации школьного питания является актуальной и требует постоянного анализа. Анализ состояния организации школьного питания, проведенный в муниципальных общеобразовательных учреждениях, показывает:
-в столовых и буфетах имеется устаревшее энергозатратное оборудование (оборудование эксплуатируется более 30 лет, износ составляет более 95%);
-в полной мере не решен вопрос обеспечения школьных пищеблоков мебелью для обеденных залов и пищеблоков, посудой и инвентарем для приготовления пищи и питания детей;
-недостаточно внимания уделяется формированию культуры питания и навыкам самообслуживания; необходимо разработать дизайнерские проекты по современному эстетическому оформлению обеденных залов;
-нуждается в обновлении и изменении ассортимент выпускаемой продукции; необходимо разработать новые примерные цикличные меню, которые отвечали бы современным требованиям, учитывали мнение медицинских работников, родителей и учащихся, формировать рационы диетического питания по медицинским показаниям;
-недоукомплектованность медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений кадрами ослабляет контроль за качеством приготовления пищи для детей;
-состояние помещений, в которых размещены производственные мощности, требуют текущего и капитального ремонта;
-износ инженерных сетей в пищеблоках школьных столовых;
-недостаточный уровень охвата обучающихся горячим питанием 65%;
-уровень заболеваемости школьников (в структуре общей заболеваемости школьников города в возрасте от 15 до 17 лет болезни органов пищеварения занимают первое место).
-необходима активизация роли общественности в решении проблем правильного здорового питания.
Реализация мероприятий Программы основывается на использовании со стороны внешних факторов:
-сильных сторон:
-наличие опыта реализации проектов на территории г. Ярославля и модернизации пищеблоков в общеобразовательных учреждениях в г. Ярославле и г. Рыбинске;
-заинтересованность населения, органов местного самоуправления муниципального района образований области и органов исполнительной власти области в решении проблем образования;
-наличие научного и кадрового потенциала;
-наличие сети строительных организаций по выполнению ремонтно-строительных работ в общеобразовательных учреждениях;
-наличие проектов модернизации пищеблоков общеобразовательных учреждений на основе проведенного технологического аудита;
-возможностей:
-наличие федеральной законодательной базы, определяющей возможность софинансирования совершенствования организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
-приоритетность социально ориентированных задач на всех уровнях власти;
-создание типовых проектов;
-применение передовых современных технологий строительства при реконструкции общеобразовательных объектов;
-доступность изучения практик российского и зарубежного опыта;
-слабых сторон:
-ограниченность ресурсов у органов местного самоуправления;
-низкая привлекательность сферы образования для бизнеса;
-низкое качество и многократность выполнения ремонтно-строительных работ, не соответствующих современным требованиям;
-несоблюдение санитарных и строительных норм при эксплуатации объектов;
-низкая правовая культура населения и слабая информированность населения по вопросам развития, совершенствования и оптимизации образовательного процесса;
-отсутствие планирования в выполнении выборочных капитальных ремонтов, в том числе ремонтов пищеблоков
-рисков:
-социальные;
-колебания спроса и уровня цен на вторичные материальные ресурсы;
-снижение инвестиционной привлекательности;
-состояние дорожной сети;
-возникновение аварийных ситуаций при эксплуатации объектов.
Достижение цели на основе решения комплекса взаимосвязанных социальных и экономических задач возможно только на межведомственной основе с использованием программно-целевого метода путём принятия и реализации муниципальной целевой программы "Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовского муниципального района в 2011 году".
5. Предложения по целям и задачам, целевым показателям и показателям, позволяющим оценить ход реализации в 2011 году
Целью Программы является создание экономически эффективную систему организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений района, ориентированную на сохранение здоровья, основанную на принципах индустриализации и централизации.
Основные задачи:
разработать и внедрить научные основы рационального питания обучающихся;
-провести модернизацию материально-технической базы школьного питания;
-создать современную систему управления организацией школьного питания;
-реализовать комплекс мер по пропаганде здорового питания среди обучающихся и их родителей.
Целевые показатели:
1.охват обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений всеми видами питания (горячие завтраки и обеды, буфетное питание) - 90%;
2.доля школьных пищеблоков, оснащенных современным технологическим оборудованием 39% (определяется отношением переоснащенных пищеблоков к общему количеству заявленных в Программе);
3.доля школьных столовых, в которых проведены ремонтные работы 39% (определяется отношением переоснащенных пищеблоков к общему количеству заявленных в Программе);
4.количество школьных базовых столовых 1 ед.;
5.снижение уровня заболеваемости органов пищеварения у школьников на 0,3%.
6.Ориентировочные сроки (этапы) решения проблемы программно-целевым методом
Срок реализации Программы - 2011 г.
Система мероприятий по реализации Программы:
- развитие инфраструктуры школьного питания (организация 1 школьно-базовой столовой, 1 столовой - доготовочной, проведение ремонтных работ и полное технологическое переоснащение пищеблоков 7 общеобразовательных учреждений).
- реализация плана мероприятий по формированию основ знаний о здоровом питании, культуре питания.
Достижение цели на основе решения комплекса взаимосвязанных социальных и экономических задач возможно только на межведомственной основе с использованием программно-целевого метода путём принятия и реализации муниципальной программы "Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовского муниципального района в 2011 году".
7.Предложения по определению заказчика, разработчика, координатора и организатора программы
Заказчик Программы - Администрации Ростовского муниципального района.
Разработчик и координатор Программы - Управление образования администрации Ростовского муниципального района.
Управление образования в ходе выполнения Программы:
-осуществляет координацию исполнения программных мероприятий, обеспечивающих достижение показателей Программы, а также анализ использования средств регионального и муниципального бюджетов, средств внебюджетных источников;
-разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения Программы;
-подготавливает доклады о ходе реализации Программы;
-осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
-подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям Программы, а также механизм ее реализации;
-несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
-осуществляет управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения программных мероприятий;
-представляет заказчику - координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы.
Организатором Программы является начальник управления образования администрации Ростовского муниципального района, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Участниками Программы являются юридические и физические лица, занимающиеся реконструкцией и строительством зданий и сооружений, инвесторы, общеобразовательные учреждения Ростовского муниципального района.
8.Предложения по предварительным объемам финансирования, в том числе по источникам финансирования, на 2011 год
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счёт средств федерального, областного и муниципального бюджетов и внебюджетных источников.
Наименование ресурсов |
Единица измерения тыс. руб. |
2011 год |
Муниципальный бюджет |
7000,0 |
7000,0 |
Областной бюджет, в том числе: |
21235,0 |
21235,0 |
оснащение муниципальных общеобразовательных учреждений торгово-технологическим и холодильным оборудованием |
7000,0 |
7000,0 |
оказание социальной поддержки обучающихся на бесплатной основе |
14235,0 |
14235,0 |
Федеральный бюджет |
7000,0 |
7000,0 |
ИТОГО: |
35235,0 |
35235,0 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 14 июля 2011 г. N 1456 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.