Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
мэра г. Ярославля
от 15 октября 2008 г. N 2844
Ведомственная целевая Программа
развития муниципальной системы образования города Ярославля
на 2009 - 2011 годы
3 февраля, 4 декабря 2009 г., 26 августа 2010 г., 1 марта, 28 декабря 2011 г.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 1 марта 2011 г. N 491 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Ведомственная целевая Программа развития муниципальной системы образования города Ярославля на 2009 - 2011 годы (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803; - областная целевая программа развития образования на 2008 - 2009 годы, утвержденная постановлением Администрации Ярославской области от 18.07.2007 N 263-а. |
Заказчик Программы |
Органы городского самоуправления. |
Разработчик Программы |
Департамент образования мэрии города Ярославля; муниципальное образовательное учреждение "Городской центр развития образования". |
Исполнители Программы |
Департамент образования мэрии города Ярославля - ответственный исполнитель; муниципальное образовательное учреждение "Городской центр развития образования"; учреждения муниципальной системы образования города Ярославля. |
Цель Программы |
Обеспечение условий в муниципальной системе образования для формирования развитой, социально активной, творческой, конкурентоспособной личности. |
Перечень разделов Программы |
1. Паспорт программы. 2. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путём реализации Программы. 3. Цель и задачи Программы. 4. Перечень и описание программных мероприятий по решению задач и достижению цели Программы. 5. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам. 6. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации. 7. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации Программы. 8. Описание ожидаемых конечных результатов реализации Программы. |
Сроки реализации Программы |
2009 - 2011 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего по Программе - 47563,0 тыс. руб., в том числе городской бюджет - 47563,0 тыс. руб.: 2009 г. - 8003,0 тыс. руб.; 2010 г. - 14560,0 тыс. руб.; 2011 г. - 25000,0 тыс. руб. |
Управление и контроль за реализацией Программы |
Заместитель мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры; департамент образования мэрии города. |
Основные ожидаемые результаты реализации Программы |
Сохранение удельного веса численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах; создание системы оказания помощи семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста на дому; сохранение удельного веса численности учащихся 10 - 11 классов, обучающихся по программам профильного обучения; увеличение доли: - общеобразовательных учреждений, в которых создан и действует орган, обеспечивающий общественное участие в управлении учреждением; - образовательных учреждений, в практику деятельности которых включены публичные доклады перед общественностью; - учреждений, имеющих постоянно обновляемый сайт (страничку) в Интернете; сохранение сети учреждений и структур дополнительного образования детей; расширение многообразия образовательных программ и услуг, спектра направлений деятельности детских объединений по интересам; создание системы информирования общественности о результатах работы муниципальной системы образования города с увеличением доли объективной информации о деятельности муниципальной системы образования в средствах массовой информации; формирование механизмов, реально обеспечивающих на муниципальном уровне взаимодействие структур, ведущих учёт детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; обеспечение притока и сохранение кадров в муниципальной системе образования, выявление новых моделей работы образовательных учреждений с молодыми специалистами по их закреплению и профессиональному становлению; совершенствование действующей модели муниципального образовательного холдинга, обеспечивающего непрерывность профессионального образования работников системы; формирование установок социальной ответственности, патриотизма и толерантности. |
2. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы
Муниципальная система образования города Ярославля представляет собой развитую сеть учреждений различных типов и видов. Система обеспечивает доступность общего, специального (коррекционного), дополнительного образования детей, устройство детей, лишившихся попечения родителей. Предпринимаются меры по сокращению числа неудовлетворенных заявлений родителей по обеспечению детей младшего дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Последовательное выполнение мероприятий предшествующих программ развития муниципальной системы образования позволило полностью сохранить сеть учреждений, способствовало инициированию и поддержке инновационных процессов, обеспечению комплексного организационно-методического сопровождения мер по проработке и апробации новых моделей структуры и содержания образования, финансово-экономических и организационных механизмов управления учреждениями и системой в целом, по внедрению отработанных моделей в массовую практику муниципальной системы образования.
Итогом реализации Программы в 2005 - 2008 годах стали существенные изменения в муниципальной системе образования.
Осуществлены запланированные мероприятия по оптимизации сети групп в дошкольных образовательных учреждениях: за счет использования внутренних резервов детских садов дополнительно открыто 46 групп, ежегодно в городе по запросам населения открывались дополнительно новые компенсирующие группы (в 2008 году их количество составило 283), появились смешанные группы интегрированного воспитания детей нормально развивающихся и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В дошкольных образовательных учреждениях города наработан результативный педагогический опыт по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, значительно улучшилось качество образовательного процесса.
Выборочный анализ результатов диагностики социально-личностного развития детей подготовительных групп говорит о стабильных показателях высокого уровня готовности детей к школьному обучению. Предшкольное образование в различных формах получают 97% детей дошкольного возраста, в т.ч. 94% - в дошкольных образовательных учреждениях, что говорит о создании в городе условий для равных стартовых возможностей детей перед началом обучения в школе.
В общем образовании за период 2005 - 2008 гг.:
- осуществлён переход на федеральный компонент государственного стандарта общего образования в 1, 2, 5, 6, 9, 10, 11-х классах;
- проведена подготовка к переходу на федеральный компонент в 3, 7-х классах;
- введена в 9-х классах всех общеобразовательных учреждений города предпрофильная подготовка обучающихся;
- апробирован профильный уровень освоения образовательных программ старшей ступени (в 2007/08 учебном году в 33 общеобразовательных учреждениях работали 89 профильных классов и 7 профильных групп);
- отработаны технологии организационного обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 (12)-х классов в форме ЕГЭ;
- разработан муниципальный компонент нормативной базы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме (в муниципальных экзаменационных комиссиях);
- осуществлён комплекс мероприятий по переводу на новую форму государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов (в 2008 году все выпускники муниципальных общеобразовательных учреждений города проходили государственную (итоговую) аттестацию по алгебре в муниципальных экзаменационных комиссиях);
- приведены в соответствие с законодательством уставы общеобразовательных учреждений в связи с установлением с 1 сентября 2007 года обязательности общего образования;
- обеспечено участие учреждений в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и учителей на получение денежного поощрения лучших учителей в рамках национального проекта "Образование";
- оптимизирована сеть классов старшей ступени.
Сохранена и получила развитие сеть учреждений и структур дополнительного образования детей, расширен набор образовательных услуг.
Сформирована система целевой поддержки одаренных детей, проявивших особые способности и добившихся высоких результатов в области образования, творчества, спорта, обеспечения их участия в межрегиональных и Всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках, в т.ч. спортивных соревнованиях европейского и мирового уровней.
Приняты меры по улучшению учебно-материальной базы объединений технического и спортивно-технического профиля. В результате сохранена сеть детских объединений авиамоделистов, судомоделистов, спортивной радиопеленгации, радиоконструирования, дети привлечены в объединения начального технического моделирования. По состоянию на 1 января 2008 года в объединениях технического и спортивно-технического профиля занималось около 1200 детей.
В 2005 - 2008 гг. в муниципальной системе образования сложилась основа для развития детского движения. Наблюдается качественное улучшение содержания мероприятий краеведческого и военно-патриотического направлений. Отмечается положительная динамика позитивной социализации учащихся через творческую деятельность, воспитание гражданственности и патриотизма.
Начата отработка механизма представления интересов различных групп потребителей образовательных услуг через органы общественного участия в управлении, что позволяет системе образования учитывать интересы граждан в более полном объеме.
С 2005 года инициировано формирование механизмов общественного участия в управлении образованием на уровне образовательных учреждений. Существенную роль в обеспечении родителей значимой для них информацией в последнее время стала играть практика публичных отчетов. На сегодняшний момент такую практику используют в своей деятельности 47 учреждений.
В обеспечении поддержки участников образовательного процесса значительна роль социально-психологической службы, сформированной в системе образования. Признана далеко за пределами города работа психологов, активно реализующих следующие виды психологического сопровождения участников образовательного процесса: просвещение, профилактика, диагностика, коррекция и развитие, консультирование, профессиональная ориентация.
Продолжала развиваться материально-техническая база информатизации муниципальной системы образования. Пополнен и обновлен парк компьютеров и периферийного оборудования, используемого как в образовательном процессе, так и в административной деятельности учреждений. Началось внедрение в образовательный процесс более современных средств информатизации: мобильных компьютерных классов, интерактивных комплексов. Идет процесс комплектования медиатек в общеобразовательных учреждениях. Начато оборудование локальных вычислительных сетей.
Создана система целевой курсовой подготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений по применению и использованию информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) на базе созданного межшкольного методического центра, призванного обеспечить непрерывную переподготовку и методическую поддержку педагогов в области ИКТ. Сложившаяся за истекший период инфраструктура информатизации образования позволила значительно ускорить процесс встраивания ИКТ в образовательный и воспитательный процессы. На сегодняшний день около 60% педагогов школ используют ИКТ в профессиональной деятельности. Таким образом, пройден этап первоначального освоения ИКТ и на первый план выходят содержательные аспекты их использования.
В период реализации предыдущей Программы было обеспечено дальнейшее совершенствование программного обеспечения автоматизированной системы информационного обеспечения управления (АСИОУ) в аспекте расширения возможностей анализа состояния муниципальной системы образования.
С учетом выявленных потребностей на муниципальном уровне создана собственная система повышения профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников через новые интерактивные формы обучения и программы, отвечающие актуальным требованиям модернизации образования.
В результате выполнения мероприятий в рамках работы с кадровым резервом образовательных учреждений города повышена квалификация педагогов, состоящих в резерве руководителей общеобразовательных учреждений, на факультете переподготовки в ЯГПУ по специальности "Менеджмент организации". Систематически ведется подготовка резерва руководителей дошкольных образовательных учреждений.
Муниципальная система образования города как составная часть региональной и федеральной систем образования многие годы находится в состоянии постоянного реформирования и модернизации. Новыми составляющими современного востребованного обществом качества образования обучающихся являются владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы. Характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских, что обеспечивается формированием базовых компетентностей.
Для успешной реализации планируемых на разных уровнях преобразований требуется четкое определение приоритетов, комплексное перспективное и текущее планирование, постоянное нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение деятельности учреждений системы, контроль за их работой и корректировка.
В предстоящие годы необходимо сосредоточить внимание на следующих нерешенных проблемах:
- не обеспечена доступность дошкольного образования для всех детей, нуждающихся в этой образовательной услуге;
- наблюдается тенденция снижения числа опытных педагогических работников (с педагогическим стажем от 5 до 15 лет); на первое место выходит проблема дефицита квалифицированных кадров (особенно воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях),
- усугубляется проблема профилизации старшей ступени общего образования на фоне неблагоприятной демографической ситуации;
- нормативное и организационное обеспечение перехода к обязательному общему образованию недостаточно для оперативного и грамотного решения вопроса;
- на муниципальном уровне отсутствуют реальные механизмы, обеспечивающие максимально точный учёт детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- не создан механизм предъявления социального заказа системе образования;
- требуют постоянного обновления содержание, формы, методы и технологии дополнительного образования детей;
- требует совершенствования работа по выявлению и продвижению инновационного опыта, поддержке творческих способностей и инициатив работников образовательных учреждений;
- в полной мере не решена основная задача в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья для всех категорий детей (в системе отсутствуют классы для обучения детей с нарушением зрения (классы для слепых детей), нарушением речи, не проработаны вопросы сопровождения аутичных детей в процессе их обучения).
Таким образом, несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации предыдущей Программы развития муниципальной системы образования, остаются проблемы, подлежащие решению с учетом новых требований к развитию образования.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с обозначенными в Программе приоритетами.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий городского масштаба предусматривает создание централизованных механизмов управления ими на муниципальном уровне с формированием системы индикаторов и показателей изменений в муниципальной системе образования.
3. Цель и задачи программы
Цель: обеспечение условий в муниципальной системе образования для формирования развитой, социально активной, творческой, конкурентоспособной личности.
Задачи:
- повышение мобильности, доступности и качества образования;
- совершенствование воспитательного потенциала муниципальной системы образования;
- совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей потребности муниципальной системы образования.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 28 декабря 2011 г. N 3582 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Перечень и описание программных мероприятий по решению задач и достижению цели программы
Цель: обеспечение условий в муниципальной системе образования для формирования развитой, социально активной, творческой, конкурентоспособной личности
Сокращения, используемые в Программе:
ДО- департамент образования мэрии города Ярославля;
ГЦРО - муниципальное образовательное учреждение "Городской центр развития образования";
ДРО - муниципальное образовательное учреждение "Дом работников образования";
АСИОУ - автоматизированная система информационного обеспечения управления.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 1 марта 2011 г. N 491 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам
Общий объем финансирования Программы в 2009 - 2011 гг. (тыс. руб.) |
47563,0 |
в т.ч.: |
|
городской бюджет |
47563,0 |
иные источники |
|
Источники финансирования |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Всего |
Средства городского бюджета (тыс. руб.) |
8003,0 |
14560,0 |
25000,0 |
47563,0 |
ИТОГО: |
8003,0 |
14560,0 |
25000,0 |
47563,0 |
6. Управление программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляется заместителем мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры, который контролирует её реализацию и несёт ответственность за эффективность и результативность Программы.
Общая координация, а также контроль за ходом реализации Программы осуществляется департаментом образования мэрии города Ярославля.
Проверка целевого использования средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Управление Программой и контроль за ходом её реализации осуществляется путём:
- координации действий всех исполнителей Программы и заинтересованных организаций;
- ежегодного уточнения программных мероприятий, затрат и состава исполнителей;
- обеспечения эффективного и целевого использования финансовых средств, качества проводимых мероприятий и выполнения сроков реализации;
- регулярного мониторинга ситуации и анализа эффективности проводимой работы;
- предоставления в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.
Департамент образования мэрии города Ярославля готовит сводный отчёт о выполнении мероприятий Программы.
Средства городского бюджета предоставляются исполнителю Программы при соблюдении следующих условий:
- предоставление в установленный заказчиком срок и по установленной форме отчета о ходе выполнения мероприятий, включая отчет об использовании средств;
- выполнение мероприятий за отчетный период;
- целевое использование средств городского бюджета.
7. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации программы
Эффективность реализации Программы оценивается по следующим показателям и индикаторам:
N |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Базовое значение на начало действия Программы (01.01.2009) |
Планируемое значение |
||
за 1-й год реализации Программы (по состоянию на 31.12.2009) |
за 2-й год реализации Программы (по состоянию на 31.12.2010) |
за 3-й год реализации Программы (по состоянию на 31.12.2011) |
||||
1. |
Удельный вес численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах |
% |
97,0 |
97,5 |
98,0 |
98,0 |
2. |
Удельный вес численности учащихся 10 - 11 классов, обучающихся по программам профильного обучения |
% |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
33,0 |
3. |
Доля педагогических и руководящих работников, имеющих квалификационные категории |
% |
88,0 |
89,0 |
90,0 |
90,0 |
4. |
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих органы, обеспечивающие общественное участие в управлении учреждением |
% |
51,8 |
60,0 |
65,0 |
70,0 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих постоянно обновляемый сайт (страничку) в Интернете |
% |
67,7 |
70,0 |
75,0 |
85,0 |
6. |
Доля общеобразовательных учреждений, представляющих общественности ежегодный отчёт о результатах деятельности |
% |
55,3 |
70,0 |
85,0 |
90,0 |
8. Описание ожидаемых конечных результатов реализации программы
Выполнение комплекса программных мероприятий позволит:
- обеспечить равные стартовые возможности для детей дошкольного возраста из разных социальных слоев и групп населения для получения дальнейшего образования;
- создать систему оказания помощи семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста на дому;
- увеличить:
количество учреждений общего образования, учащиеся которых имеют возможность осваивать образовательные программы старшей ступени на профильном уровне;
число общеобразовательных учреждений, в которых создан и действует орган, обеспечивающий общественное участие в управлении учреждением;
долю образовательных учреждений, использующих практику публичных отчетов, публикации публичных отчетов, размещения их на сайтах образовательных учреждений;
количество учреждений, имеющих постоянно обновляемый сайт (страничку) в Интернете;
- создать:
систему информирования общественности о результатах работы муниципальной системы образования города;
механизм, реально обеспечивающий на муниципальном уровне взаимодействие структур, ведущих учёт детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- сохранить и развить сеть учреждений дополнительного образования детей;
- расширить многообразие образовательных программ и услуг, спектр направлений деятельности детских объединений по интересам;
- обеспечить приток и сохранение кадров в муниципальной системе образования, выявить новые модели работы образовательных учреждений с молодыми специалистами по их закреплению и профессиональному становлению;
- совершенствовать действующую модель муниципального образовательного холдинга, обеспечивающего непрерывность профессионального образования работников системы;
- увеличить долю объективной информации о деятельности муниципальной системы образования в средствах массовой информации;
- сформировать у обучающихся и воспитанников установки социальной ответственности, патриотизма и толерантности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра г. Ярославля от 15 октября 2008 г. N 2844 "О ведомственной целевой Программе развития муниципальной системы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.