Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
муниципалитета г. Ярославля
от 2 апреля 2009 г. N 117
Отчет реализации городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле" на 2008 год
Решением муниципалитета города Ярославля IV созыва от 04.04.2007 N 520 (в редакции решения муниципалитета от 04.04.2008 N 676) была утверждена городская целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле" на 2008 год (далее - Программа), разработанная во исполнение:
- областной целевой программы "Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья" на 2008-2010 годы";
- подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Программа являлась логическим продолжением городской программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле на 2003-2007 гг." (всего на финансирование Программы за счет средств бюджетов города и области было направлено 52 312,6 тыс. руб., средств федерального бюджета 35 339,1 тыс. рублей. Свои жилищные условия улучшили 283 молодые семьи, 918 членов молодых семей).
Разработчиком и ответственным исполнителем Программы являлось управление по молодежной политике, исполнителями Программы:
- департамент организации строительства и жилищной политики;
- территориальные администрации мэрии;
- департамент социально-экономического развития города;
- департамент финансов,
взаимодействие между которыми регламентировалось правовым актом мэра города Ярославля (постановление мэра города от 27.02.2008 N 583).
Программа ставила своей целью развитие системы муниципальной поддержки молодых семей города Ярославля в решении жилищной проблемы.
Участником Программы могла быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;
- семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
- наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Программа предусматривала оказание финансовой помощи молодой семье - участнику Программы в виде социальной выплаты.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет бюджетов всех уровней предоставляется молодой семье только один раз. Размер социальной выплаты фиксирован и составлял: 49% расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, 53% - для молодых семей, имеющих одного и более детей.
В декабре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 979 внесены изменения в федеральную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающие увеличение доли федерального бюджета в общем размере социальной выплаты, исходя из показателя уровня финансовой обеспеченности регионов после распределения средств Фонда финансовой поддержки. Если в 2006-2007 годах доля средств федерального бюджета для всех субъектов России составляла 10% расчетной стоимости жилья, то с 2008 года она составляла для Ярославской области 27%. Соответственно был пересмотрен принцип софинансирования социальных выплат за счет средств областного и местных бюджетов.
Доли средств бюджетов | 2006-2007 гг. | 2008 г. |
- федеральный бюджет | 10% | 27% |
- областной бюджет | 15% | 13% |
- местные бюджеты | 15% | 13% |
ИТОГО: | 40% | 53% |
Конкретный размер социальной выплаты рассчитывался исходя из размера общей площади жилья, установленного для семей разной численности, из количества членов молодой семьи и норматива стоимости одного квадратного метра жилья в муниципальном образовании. В Правилах предоставления социальных выплат установлены нормы общей площади жилого помещения исходя из которых рассчитывается социальная выплата: для семьи из двух человек - 42 кв. метра, для семьи из трех и более человек - по 18 кв. метров на каждого. Норматив стоимости квадратного метра устанавливается органом местного самоуправления, но он не может превышать показатель, утвержденный Министерством регионального развития Российской Федерации для соответствующего региона.
Пример расчета социальной выплаты:
Семья Ивановых, состоящая из 3-х человек:
1. Для такой семьи социальная выплата рассчитывается исходя из того, что площадь будущей квартиры будет равна 18 кв. м x 3 человека = 54 кв. метра.
2. Максимально возможный размер норматива стоимости 1 кв. метра в Ярославской области на IV квартал 2008 года (фактическое время выдачи свидетельств на получение социальной выплаты) составлял 30 650 руб. за кв.метр.
3. Расчетная стоимость квартиры для семьи составляла: 54 кв. метра x 30 650 руб. = 1 655 100 руб.
4. Следовательно, социальная выплата: 1 655 100 руб. x 53% = 877 203 руб.
Молодой семье - участнице Программы, получившей свидетельство, при рождении (усыновлении) одного ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств областного и городского бюджетов в размере 5 % расчетной (средней) стоимости жилья.
Семья-участник Программы получает именное свидетельство на приобретение жилья с указанием размера социальной выплаты. В течение двух месяцев с даты его выдачи необходимо обратиться в банк для открытия лицевого счета. Процедура проведения конкурса по отбору банка для обслуживания средств социальной выплаты, выделяемых молодым семьям, изложена в постановлении Администрации Ярославской области от 10.07.2006 N 141-а. Общий срок действия свидетельства девять месяцев. За это время гражданам - получателям социальных выплат необходимо подобрать вариант жилого помещения, отвечающего установленным требованиям.
Социальная выплата используется для компенсации части затрат, производимых молодой семьей - участницей Программы, на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома на территории Ярославской области.
Предусмотрено 5 вариантов реализации социальной выплаты, которая может предоставляться на:
1) приобретение жилого помещения;
2) уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита;
3) строительство индивидуального жилого дома;
4) оплату последнего платежа в счет уплаты паевого взноса, если молодая семья является членом жилищного накопительного кооператива;
5) на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам и займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Жилое помещение может приобретаться у любых физических и (или) юридических лиц за исключением ближайших родственников.
Возможной формой участия организаций в реализации Программы, за исключением организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, является софинансирование социальных выплат. В случае софинансирования предоставления социальной выплаты организациями доля средств бюджета города Ярославля в общем размере социальной выплаты уменьшается на долю средств, предоставляемых организациями.
В соответствии с городской целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле" на 2008 год социальную выплату на приобретение (строительство) жилья могли получить 200 молодых семей. На эти цели в бюджетах города Ярославля и Ярославской области предусмотрены средства в размере 113 400 тыс. рублей (по 56 700 тыс. рублей соответственно).
Однако, в прошедшем году возникла сложная ситуация с распределением и поступлением средств для софинансирования социальных выплат за счет средств федерального бюджета.
Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.04.2008 N 107 распределены средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2008 год. Ярославской области в соответствии с приказом определены лимиты бюджетных средств в размере 29,565 миллионов рублей.
В 2007 году в соответствии с требованиями федеральной подпрограммы Ярославская область приняла участие в конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации и была признана победителем на основании протокола N 6 от 01.08.2007.
В связи с изменениями условий подпрограммы в январе 2008 года Росстроем Российской Федерации объявлен новый конкурс в целях приведения в соответствие заявок субъектов Российской Федерации с новыми требованиями. Департаментом по делам молодежи Ярославской области, являющимся Государственным Заказчиком подпрограммы, были произведены расчеты потребности в средствах федерального бюджета исходя из возможностей областного и местных бюджетов, а также количества молодых семей, изъявивших желание принять участие в Программе, что составило 156 миллионов рублей. Протоколом N 10 от 17.03.2008 Ярославская область признана победителем конкурсного отбора.
Однако, в связи с тем, что лимиты федеральных средств на реализацию подпрограммы были определены в федеральном бюджете на 2008 год в размере 5,6 миллиардов рублей и утверждены федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ, а изменения по увеличению доли федерального бюджета в среднем по России в 3 раза вступили в силу лишь в январе 2008 года, увеличение объемов финансирования подпрограммы предусмотрено не было.
По данным Росстроя субъекты Российской Федерации представили заявки на финансирование программ за счет средств федерального бюджета на сумму около 25 миллиардов рублей, обеспеченные средствами областных и местных бюджетов и подтвержденные списками участников программы. Соответственно лимиты средств федерального бюджета были уменьшены пропорционально представленным заявкам.
9 октября 2008 года на заседании Правительства Ярославской области было принято решение о внесении изменений в постановление Администрации Ярославской области от 28.08.2006 N 192-а о том, что в случае предоставления социальной выплаты исключительно за счет средств областного и местного бюджетов размер предоставляемой социальной выплаты софинансируется указанными бюджетами в равных долях.
Федеральные средства поступили в Ярославскую область во второй половине ноября 2008 года. В соответствии с Законом Ярославской области от 02.10.2008 N 39-з "О внесении изменений в Закон Ярославской области "Об областном бюджете на 2008 год" (таблица 4 приложения 7), где распределяются субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области за счет средств федерального бюджета и государственных корпораций на 2008 год, городу Ярославлю была выделена субсидия на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг. в размере 20 058 тыс. рублей (двадцать миллионов пятьдесят восемь тысяч рублей). Финансирование из областного и местного бюджетов осталось в прежде утвержденных лимитах по 56 700 тыс. рублей (пятьдесят шесть миллионов семьсот тысяч рублей).
Программой предполагалось привлечение 37,8 тыс. рублей на условиях софинансирования из федерального бюджета (с учетом 10 % доли софинансирования в общем размере социальной выплаты). Учитывая увеличение доли федерального бюджета в общем размере социальной выплаты до 27 %, сумма средств федерального бюджета должна была достигать 102, 06 тыс. рублей.
В списке участников городской Программы на 2008 год, претендующих на получение социальной выплаты, значилось 210 человек. У семи семей существенно изменились условия, и они не смогли претендовать на получение социальной выплаты. Таким образом, количество семей уменьшилось до 203. Первым 44 семьям была начислена социальная выплата за счет трех бюджетов в процентном соотношении федеральный бюджет - 27%, областной бюджет - 13%, городской бюджет -13%. Оставшиеся средства областного и городского бюджетов рассчитывались на последующие семьи в равных долях по 26,5%. При таком расчете бюджетных ассигнований было достаточно еще для 99 семей. В целом 143 семьи в 2008 году имели возможность получить бюджетную поддержку на улучшение жилищных условий.
На 30.12.2008 было выдано 143 свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. На 30.12.2008 перечислены социальные выплаты 142 молодым семьям. Одна молодая семья (Стрелец) в виду сложившихся семейных обстоятельств не открыла банковский счет в управление не поступило уведомление-заявка банка на перечисление социальной выплаты. 30.12.2008 денежные средства возвращены в вышестоящие бюджеты в размере - 5 526,96 руб. в федеральный бюджет, 656 514,05 руб. в областной бюджет.
28.01.2009 было принято постановление Правительства Ярославской области N 54-п "О внесении изменений в постановление Администрации области от 28.08.2006 N 192-а", которое установило, что список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется в соответствии с приоритетными категориями молодых семей, установленных государственным заказчиком Программы на соответствующий год, в хронологической последовательности согласно дате признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. В первоочередном порядке в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, и далее молодые семьи, включенные в резерв на получение социальной выплаты в текущем году. Данный резерв составляют молодые семьи, находящиеся в списке претендентов на получение социальной выплаты в 2008 году и не получившие ее.
За отчетный период были разработаны и изданы следующие муниципальные правовые акты:
1. Постановление мэра города Ярославля от 27.02.2008 N 583 "О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении молодым семьям безвозмездных субсидий на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации городской целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле" на 2008 год".
2. Постановление мэра города Ярославля от 27.02.2008 N 584 "Об утверждении состава городской комиссии по вопросам предоставления субсидий молодым семьям".
3. Постановление мэра города Ярославля от 05.05.2008 N 1316 "О делегировании полномочий".
4. Постановление мэра города Ярославля от 18.11.2008 N 3230 "О внесении изменения в постановление мэра от 27.02.2008 N 584 "Об утверждении состава городской комиссии по вопросам предоставления субсидий молодым семьям".
5. Решение муниципалитета города Ярославля от 04.04.2008 N 676 "О внесении изменений в городскую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле" на 2008 год".
6. Решение муниципалитета города Ярославля от 19.11.2008 N 19 "О внесении изменений в городскую Программу "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле" на 2008 год, утвержденную решением муниципалитета от 04.10.2007 N 520".
7. Распоряжение заместителя мэра - директора департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля от 10.01.2008 N 1-рз "О нормативе стоимости 1 кв. м общей площади жилья по г. Ярославлю".
8. Распоряжение заместителя мэра - директора департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля от 26.03.2008 N 19-рз "О нормативе стоимости 1 кв. м общей площади жилья по г. Ярославлю".
9. Распоряжение заместителя мэра - директора департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля от 02.07.2008 N 49-рз "О нормативе стоимости 1 кв. м общей площади жилья по г. Ярославлю".
10. Распоряжение заместителя мэра - директора департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля от 02.10.2008 N 85-рз "О нормативе стоимости 1 кв. м общей площади жилья по г. Ярославлю".
Исполнение Программы находилось под контролем контрольно-ревизионного управления мэрии г. Ярославля, прокуратуры г. Ярославля, районных прокуратур, структур УВД по Ярославской области. В августе 2008 года в управлении по молодежной политике проводилась проверка использования средств областного бюджета, выделенных в 2007 году на реализацию региональной целевой программы "Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья на 2003-2005 годы и перспективы до 2007 года", департаментом финансов Ярославской области. Нарушений в части принятия муниципальных правовых актов, формирования комплекта заявочных и отчетных документов, а также использования средств областного бюджета проверкой не установлено.
Программа широко рекламировалась через печатные и электронные средства массовой информации, образовательные семинары для населения города в рамках межрегиональных выставок-ярмарок "Кредиты. Лизинг. Ипотека", "Недвижимость Ярославии", тематических семинарах профсоюзных комитетов Ярославской области и т.д.
Консультационные услуги предоставлялись специалистами управления по молодежной политике, управления жилищной политики департамента организации строительства и жилищной политики, операторами Программы территориальных администраций мэрии.
Фактические расходы на реализацию мероприятий Программы отражены в таблице "Сведения об исполнении городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле" за 2008 год, а достижение ожидаемых результатов представлено в системе индикаторов экономической и социальной эффективности реализации Программы (приложение).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.