Приказ департамента экономического развития Ярославской области
от 22 апреля 2009 г. N 5-ОД
"О методике оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот"
Во исполнение постановления Правительства области от 11.03.2009 N 223-п "Об оценке бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот" департамент экономического развития Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемую методику оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
3. Приказ вступает в силу с момента подписания.
Директор департамента |
А.А.Гольнев |
Методика
оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот
(утв. приказом департамента экономического развития Ярославской области
от 22 апреля 2009 г. N 5-ОД)
1. Общие положения
Методика оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот (далее - методика) применяется для оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных законодательством Ярославской области, а также планируемых к предоставлению в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации.
2. Бюджетная эффективность
Бюджетная эффективность налоговых льгот оценивается по коэффициенту бюджетной эффективности, рассчитанному на основе следующих количественных показателей:
- объем поступлений налогов в областной бюджет;
- объем налоговых льгот.
Для налогоплательщиков - юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также для организаций, имеющих сметное бюджетное финансирование, бюджетная эффективность налоговых льгот выражается через прирост дополнительных доходов областного бюджета, обеспеченных за счет использования высвобождаемых финансовых ресурсов для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов выпуска продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, получения дополнительной прибыли.
При этом коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот рассчитывается по формуле:
,
где:
- объем поступлений налогов в областной бюджет за оцениваемый период;
- объем поступлений налогов в областной бюджет за период, предшествующий оцениваемому;
- объем налоговых льгот, предоставляемых в оцениваемом периоде.
При значении больше или равном 1,00 бюджетная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной).
При значении меньше 1,00 бюджетная эффективность налоговых льгот признается недостаточной (низкой).
Расчет коэффициента бюджетной эффективности налоговых льгот представляется по форме БЭ-1 согласно приложению 1 к методике.
Для категорий налогоплательщиков - физических лиц, льготы которым предоставляются в целях поддержки социально незащищенных слоев населения, коэффициент бюджетной эффективности рассчитывается по формуле:
,
где:
- объем потерь областного бюджета за оцениваемый период в результате предоставления налоговых льгот;
- объем потерь областного бюджета за период, предшествующий оцениваемому, в результате предоставления налоговых льгот.
При значении больше или равном 1,00 бюджетная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной).
При значении меньше 1,00 бюджетная эффективность налоговых льгот признается недостаточной (низкой).
Расчет коэффициента бюджетной эффективности для категорий налогоплательщиков - физических лиц представляется по форме БЭ-2 согласно приложению 2 к методике.
Для категории налогоплательщиков - участников инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, в соответствии с законодательством Ярославской области об инвестиционной деятельности на территории Ярославской области бюджетная эффективность налоговых льгот оценивается за отчетный, текущий и очередной финансовые годы. При расчете эффективности налоговых льгот налоговые поступления от реализации приоритетных инвестиционных проектов являются дополнительными поступлениями в бюджет. Коэффициент бюджетной эффективности данной категории налогоплательщиков характеризует дополнительный объем налоговых поступлений от реализации проектов (без учета налоговых льгот) на рубль налоговых льгот и рассчитывается по формуле:
,
где:
- объем налоговых поступлений в областной бюджет от реализации приоритетных инвестиционных проектов за отчетный (текущий, очередной) период;
- объем налоговых льгот по приоритетным инвестиционным проектам, предоставленных в отчетном (текущем, очередном) периоде.
Расчет коэффициента бюджетной эффективности для участников инвестиционной деятельности представляется по форме БЭ-3 согласно приложению 3 к методике.
3. Социальная эффективность
3.1. Оценка социальной эффективности налоговых льгот осуществляется на основании динамического сопоставления следующих показателей:
- среднесписочная численность персонала;
- среднемесячная заработная плата;
- величина прожиточного минимума.
3.2. Для категорий налогоплательщиков - юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, коэффициент социальной эффективности налоговых льгот рассчитывается по формуле:
,
где:
- фонд заработной платы за оцениваемый период;
- фонд заработной платы за период, предшествующий оцениваемому;
- величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за оцениваемый период (величина прожиточного минимума на текущий и очередной финансовые годы указывается в прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на очередной финансовый год и плановый период);
- величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за период, предшествующий оцениваемому;
- корректирующий коэффициент целевой направленности деятельности налогоплательщиков.
При значении больше или равном 0,60 социальная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной).
При значении меньше 0,60 социальная эффективность налоговых льгот признается недостаточной (низкой).
Фонд заработной платы рассчитывается по формуле:
,
где:
- среднемесячная заработная плата за оцениваемый период;
- среднесписочная численность персонала за оцениваемый период.
Корректирующий коэффициент целевой направленности деятельности применяется для учета социальной значимости деятельности налогоплательщиков. По данному коэффициенту применяются следующие значения:
1,00 - для категорий налогоплательщиков, у которых целевая направленность деятельности связана с обеспечением постоянной занятости и трудоустройством лиц, нуждающихся в социальной защите (ветеранов, пенсионеров, инвалидов, членов многодетных семей, безработных и других), формированием благоприятных условий для их жизнедеятельности, воспитанием и оздоровлением детей и подростков, оказанием социальной и медицинской помощи, предоставлением других социально значимых услуг;
0,80 - для категорий налогоплательщиков, у которых целевая направленность деятельности связана с оказанием широкого спектра услуг, предоставляемых населению, и производством социально значимых потребительских товаров;
0,60 - для категорий налогоплательщиков, у которых целевая направленность деятельности связана с получением предпринимательской выгоды посредством производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания различных услуг, ориентированных на широкий круг потребителей.
Расчет коэффициента социальной эффективности для юридических лиц представляется по форме СЭ-1 согласно приложению 4 к методике.
В случаях, когда по категории налогоплательщиков невозможно произвести расчет количественных показателей социальной эффективности налоговых льгот или цель льготирования непосредственно не связана с количественными показателями деятельности налогоплательщиков, их социальный эффект оценивается через набор качественных факторов, характеризующих социальные последствия деятельности налогоплательщиков, таких, как:'
- решение социальных задач, определенных в программных документах развития области;
- обеспечение занятости населения и повышение квалификации работников;
- улучшение условий и охраны труда;
- формирование благоприятных условий жизнедеятельности для социально незащищенных слоев населения, в том числе оказание социальной помощи;
- трудоустройство лиц, нуждающихся в социальной защите;
- улучшение качества и расширение ассортимента услуг, предоставляемых объектами непроизводственной сферы;
- повышение экологической безопасности.
Предоставляемые (планируемые к предоставлению) налоговые льготы, обеспечивающие выполнение перечисленных в настоящем пункте оснований, относятся к социально эффективным налоговым льготам.
При этом коэффициент социальной эффективности налоговых льгот для таких категорий налогоплательщиков признается равным единице.
3.3. Для категорий налогоплательщиков - физических лиц, налоговые льготы которым предоставляются в целях поддержки социально незащищенных слоев населения, оценка социальной эффективности налоговых льгот производится по коэффициенту изменения покупательной способности, рассчитываемому по формуле:
,
где:
- сумма налоговой льготы в расчете на одного налогоплательщика в среднем за месяц в оцениваемом периоде;
- сумма налоговой льготы в расчете на одного налогоплательщика в среднем за месяц в периоде, предшествующему оцениваемому;
- величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за оцениваемый период;
- величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за период, предшествующий оцениваемому.
При значении коэффициента больше или равном 0,60 социальная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной).
При значении коэффициента меньше 0,60 социальная эффективность налоговых льгот признается недостаточной (низкой).
Сумма налоговой льготы в расчете на одного налогоплательщика в среднем за месяц рассчитывается по формуле:
,
где:
- объем налоговых льгот, предоставленных категории налогоплательщиков в оцениваемом периоде;
- численность налогоплательщиков за оцениваемый период.
Расчет коэффициента социальной эффективности для физических лиц представляется по форме СЭ-2 согласно приложению 5 к методике.
3.4. Для категории налогоплательщиков - участников инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, в соответствии с законодательством Ярославской области об инвестиционной деятельности на территории Ярославской области социальная эффективность налоговых льгот оценивается по следующим показателям:
- создание новых рабочих мест за отчетный (текущий, очередной) финансовый год;
- сохранение существующих рабочих мест за отчетный (текущий, очередной) финансовый год;
- отчисления во внебюджетные фонды за счет дополнительных и сохраненных рабочих мест за отчетный (текущий, очередной) финансовый год.
Показатели социальной эффективности для участников инвестиционной деятельности представляются по форме СЭ-3 согласно приложению 6 к методике.
4. Обобщенная оценка бюджетной и социальной эффективности
Интегральная оценка бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот осуществляется на основании соответствующих коэффициентов.
Для всех категорий налогоплательщиков (за исключением участников инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области) обобщающий коэффициент бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот рассчитывается по формуле:
,
где:
- коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот;
- коэффициент социальной эффективности налоговых льгот.
При значении обобщающего коэффициента больше или равном 0,80 бюджетная и социальная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной).
При значении обобщающего коэффициента меньше 0,80 бюджетная и социальная эффективность налоговых льгот признается недостаточной (низкой).
Приложение 1
к методике
Форма БЭ-1
___________________________________________
(наименование категории налогоплательщиков)
Расчет бюджетной эффективности налоговых льгот
для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
N п/п |
Показатели | Год, предшествующий отчетному финансовому году |
Отчетный финансовый год |
Текущий финансовый год |
Очередной финансовый год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Объем поступлений налогов в областной бюджет, тыс. руб. |
||||
2. | Объем налоговых льгот, тыс. руб. | ||||
3. | Коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот |
X |
Приложение 2
к методике
Форма БЭ-2
___________________________________________
(наименование категории налогоплательщиков)
Расчет бюджетной эффективности налоговых льгот
льгот для категорий налогоплательщиков - физических лиц
N п/п |
Показатели | Год, предшествующий отчетному финансовому году |
Отчетный финансовый год |
Текущий финансовый год |
Очередной финансовый год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Объем потерь областного бюджета в результате предоставления налоговых льгот, тыс. руб. |
||||
2. | Коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот |
X |
Приложение 3
к методике
Форма БЭ-3
___________________________________________
(наименование категории налогоплательщиков)
Расчет бюджетной эффективности налоговых льгот
для участников инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные
инвестиционные проекты Ярославской области
N п/п |
Показатели | Отчетный финансовый год |
Текущий финансовый год |
Очередной финансовый год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Объем налоговых поступлений в областной бюджет от реализаций приоритетных инвестиционных проектов, тыс. руб. |
|||
2. | Объем налоговых льгот по приоритетным инвестиционным проектам, тыс. руб. |
|||
3. | Объем налоговых поступлений в областной бюджет от реализации приоритетных инвестиционных проектов (без учета налоговых льгот), тыс. руб. |
|||
4. | Коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот |
Приложение 4
к методике
Форма СЭ-1
___________________________________________
(наименование категории налогоплательщиков)
Расчет социальной эффективности налоговых льгот
N п/п |
Показатели | Год, предшествующий отчетному финансовому году |
Отчетный финансовый год |
Текущий финансовый год |
Очередной финансовый год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Среднесписочная численность персонала, человек |
||||
2. | Среднемесячная заработная плата, руб. |
||||
3. | Фонд заработной платы, тыс. руб. | ||||
4. | Величина прожиточного минимум в расчете на душу населения, руб. |
||||
5. | Коэффициент целевой направленности деятельности налогоплательщика |
||||
6. | Коэффициент социальной эффективности налоговых льгот |
X |
Приложение 5
к методике
Форма СЭ-2
___________________________________________
(наименование категории налогоплательщиков)
Расчет социальной эффективности налоговых льгот для физических лиц
N п/п |
Показатели | Год, предшествующий отчетному финансовому году |
Отчетный финансовый год |
Текущий финансовый год |
Очередной финансовый год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Объем налоговых льгот, тыс. руб. | ||||
2. | Численность налогоплательщиков, относящихся к данной категории, человек |
||||
3. | Величина прожиточного минимум в расчете на душу населения, руб. |
||||
4. | Сумма налоговой льготы в расчете на одного налогоплательщика, тыс. руб. |
||||
5. | Коэффициент изменения покупательной способности |
X |
Приложение 6
к методике
Форма СЭ-3
___________________________________________
(наименование категории налогоплательщиков)
Показатели социальной эффективности налоговых льгот
для участников инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные
инвестиционные проекты Ярославской области
N п/п |
Показатели | Отчетный финансовый год |
Текущий финансовый год |
Очередной финансовый год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Созданные рабочие места по приоритетным инвестиционньТм проектам, человек |
|||
2. | Сохраненные рабочие места по приоритетным инвестиционным проектам, человек |
|||
3. | Отчисления во внебюджетные фонды за счет дополнительных и сохраненных рабочих мест, тыс. руб. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента экономического развития Ярославской области от 22 апреля 2009 г. N 5-ОД "О методике оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот"
Настоящий приказ вступает в силу с момента подписания
Текст настоящего приказа официально опубликован в газете "Губернские вести" N 46 от 25 мая 2009 г.
Приказом министерства инвестиций и промышленности Ярославской области от 24 октября 2024 г. N 313-ОД настоящий документ признан утратившим силу с 24 октября 2024 г.